Научная статья на тему 'О сочувствии или в чем счастье врача'

О сочувствии или в чем счастье врача Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
765
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИКА / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ ВРАЧА / BIOETHICS / HISTORY OF MEDICINE / MEDICAL DEONTOLOGY / PROFESSIONAL SELECTION / MEDICAL STUDENTS / MEDICAL EDUCATION / COMPETENCE OF PHYSICIAN
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О сочувствии или в чем счастье врача»

2. Глазьев, С.Ю. Научный доклад «О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции». - Режим доступа: http://www. glazev.ru/.

3. Организация экономического сотрудничества и развития: экономический обзор по Российской Федерации 2013. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2014/02/03/6593.

4. Тодосийчук, А. О совершенствовании государственного регулирования науки// Экономист. 2014. - № 3.- С.5-18.

5. Хмелева, Г.А. Человеческий капитал как условие формирования инновационной экономики региона: монография [Текст]. Самара: САГМУ, 2012. 168 с.

Ключевые слова: человеческий капитал, образование, наука, инновационное развитие.

Keywords: human capital, education, science, innovative development. УДК 17(091); 78.03+61(091); 61(092)

Строев Ю.И., Чурилов Л.П., Балахонов А.В., Утехин В.И.

О СОЧУВСТВИИ ИЛИ В ЧЕМ СЧАСТЬЕ ВРАЧА8

Санкт-Петербургский государственный университет

«Природа, вероятно, решила дать человеку нежное сердце, если наделила его способностьюплакать».

Децим Юний Ювенал [7]. Несмотря на существующие многочисленные программы и стандарты обучения студентов медицинскому ремеслу, все равно врачи из них получались и будут получаться очень разные: и «врачи от бога», и врачи-ремесленники, работающие по предписанным «доказательной медициной» шаблонам, и, наконец (чего греха таить!), эскулапы никудышные [1].

Далеко не каждый человек, получивший диплом врача, в совершенстве

8 Stroev Yu.I., Churilov L.P., Balakhonov A.V., Utekhin V.J. About sympathy or what is a happiness of a physician. Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia

201

овладевает искусством врачевания. На это обращал внимание патриарх и непререкаемый авторитет отечественной медицины, профессор Академической Терапевтической клиники и академик Императорской Военно-Медицинской Академии, профессор Петроградского Женского медицинского института, ученик великого С.П. Боткина Николай Яковлевич Чистович (14 декабря 1860, Санкт-Петербург, — 29 марта 1926, Ленинград): «Каждый врач - натуралист, но далеко не каждый натуралист способен быть врачом. Скажу даже более, идеальный натуралист, может быть, не мог бы быть врачом. Таких примеров жизнь дала уже много: мы имеем выдающихся гистологов, зоологов, физиологов, получивших медицинское образование, но не могших быть врачами. И это совершенно понятно. Какая колоссальная разница в положении всякого другого натуралиста и врача! Эта разница лежит в самой сущности дела, в характере объекта исследования и в самых целях последнего» [18].

Н.Я. Чистович, по-видимому, первым разрешил спор о том, что такое медицина — наука или искусство. В своей вступительной лекции в курс клиники внутренних болезней 15 сентября 1910 г. он сказал: «Медицина одновременно и наука, и искусство. Медицинская наука дает знание патологических процессов, ищет путей, как содействовать наиболее благоприятному их течению. Медицинское искусство заключается в умении применять у кровати больного знания, приобретенные медицинской наукой. Медицинская наука непрерывно развивается, и врачу, чтобы не отстать, надо непрерывно следить за ее успехами. Точно так же и медицинское искусство требует непрерывного упражнения, и чем дольше работает врач, тем опытнее он становится, тем делается совершеннее» [18]. Русский врач, писатель, этнограф и лингвист Владимир Иванович Даль слово «искусство» трактовал как принадлежность искусного, искусность, знание, умение... то есть рукоделие, ремесло, мастерство, требующее большого уменья и вкуса [5]. «Нет искусства полезнее медицины», — сказал римский писатель, ученый и государственный деятель Гай Плиний Секунд [7].

Как подметил древнекитайский мыслитель, основатель этико-политического учения, ставившего в основу социального устройства нравственное самосовершенствование и соблюдение норм этикета, Кун Фу-цзы (Конфуций, 551 до Р.Х. — 479 до Р.Х.): «В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя, а ныне учатся для того, чтобы удивить других». И советовал: «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы боитесь растерять свои знания» [3]. И еще из

202

древнеиндийского трактата: «Что проку от знаний тому, кто, изучив все науки и проникнув в их суть, не извлечет из них пользы? Одно утомление». И далее: «Что проку от светильника в руках слепого?» или «Что пользы от учености, направленной на зло?» [3]. Нечто сходное поведал своим ученикам и старец Нектарий Оптинский (в миру — Николай Васильевич Тихонов, 1853—1928): «Если вы будете жить и учиться так, чтобы ваша научность не портила нравственности, а нравственность - научности, то получится полный успех вашей жизни» [8].

По И.С. Тургеневу, «Счастье — как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть... Хочешь быть счастливым — научись страдать» [3]. Научиться этому непросто. Будущий врач, обучаясь, должен видеть страдание и сострадать. Именно в этом этическая составляющая раннего контакта с больным, натурального, «взаправдашнего», а не имитированного компьютерными программами, обучения на трупах, анатомических препаратах, реальных экспериментальных животных. Все это дает этическую закалку. Без этого и врач будет ненастоящий, а лишь «симулякр», играющий по определенным правилам «от сих, до сих» роль в определенной правовой и социальной нише эпохи постмодерна. Легко обрести счастье возможно только по небезызвестному Козьме Пруткову: «хочешь быть счастливым — будь им» [3]. Да и само счастье — не бесконечно, что отметили еще в древней Индии: «За счастьем следует несчастье, за несчастьем — счастье. Не бывает непрерывного несчастья, не бывает непрерывного счастья» [3].

По мнению академика Б.В. Петровского, «медицина - одна из наиболее гуманных форм общественной практики. Медицинская деятельность, направленная на предупреждение болезней, спасение жизни человека, избавление его от страданий или облегчение их, является непосредственным воплощением гуманистических идей; она призвана служить здоровью и счастью людей. Тысячелетиями вырабатывались гуманистические принципы медицины, согласно которым лица медицинской профессии не имеют права причинять вреда здоровью и счастью людей, обрекая больного на гибель, использовать его бедственное положение в целях обогащения» [10]. Н.Я. Чистович справедливо заметил, что «из посвящающих себя медицинской деятельности лишь немногие отдают себе ясный отчет, на что они идут. Отсюда происходят горькие разочарования и поздние сожаления о неправильно избранной дороге.» [18]. Знаменитое, приписываемое Гиппократу Косскому: «Ars longa, vita brevis est.» имеет тревожное и мало известное абитуриентам-

203

медикам продолжение: «Жизнь коротка, а путь искусства долог. Удобный случай скоро преходящ. Эксперимент опасен, а сужденъе - сложно!». Отец научной медицины не скрывал от своих учеников правды: став врачами, они будут работать в ситуации неполного знания о больном, болезни, лекарстве - но при полной ответственности. Это ли не повод сомневаться в своем призвании? [19]

Меткую русскую пословицу — «Тяжело болеть, тяжелее того над болью сидеть» — записал В.И. Даль [4]. «Но если условия врачебной деятельности, уже по самому существу дела, так неблагоприятны, так тяжелы — говорил Н.Я. Чистович, — то как же можно идти на эту дорогу, где найти нравственную опору врачу, чтобы спокойно нести свой крест? Опорой врачу может быть только сознание, что он исполнил свой долг, что он сделал все, от него зависящее, чтобы помочь больному» [18]. Но как стать хорошим и счастливым врачом?

На сессии Европейского регионарного бюро ВОЗ (1971) было констатировано, что ни одна страна не располагала на тот период удовлетворяющими ее принципами отбора абитуриентов, желающих получить медицинское образование. Случайные в медицине люди, то есть люди без призвания — неспособны по-настоящему выполнить свой профессиональный долг [14]. На становление врача оказывают огромное влияние его общий культурный уровень и нравственность, которые должны воспитываться с детства: в семье, школе, институте и в обществе. Только на почве высокой культуры и нравственности прорастают зерна высокой ответственности, гражданской честности, порядочности, врачебного долга [15]. К высокой культуре тянется только тот врач, который стал им по призванию [2, 9]. И.С. Сук [14] считает, что в медицинских вузах следовало бы проводить приемные экзамены по аналогии с таковыми в художественных и некоторых гуманитарных учебных заведениях. Только успешно прошедших творческие конкурсы следует допускать к проверке знаний по общеобразовательным дисциплинам, в какой бы форме она не проводилась. Все должно начинаться конкурсом на человечность. Казалось бы, что медицинские вузы должны принимать в число своих студентов возможно больше таких людей [17]. Общеизвестен факт, что наиболее высоконравственные и высококультурные врачи происходили из врачебных семей. В медицине велика роль профессиональных династий. Семейственность в высоком смысле этого слова совсем не вредит, а помогает раннему становлению нравственной основы врачебного призвания. Не случайно среди абитуриентов-медиков всегда был

204

немалый процент детей медицинских работников. Хотя сам Сергей Петрович Боткин (1832—1889) был сыном торговца чаем Петра Кононовича Боткина (1781—1853), врачебную карьеру выбрали его сыновья Сергей (1859—1910) и Евгений (1865—1919) — и прошли ее с честью и самопожертвованием. По-видимому, при отборе в медицинские вузы предпочтение надо отдавать тем абитуриентам, у которых один или оба родителя являются медиками.

Но где был бы тогда будущий корифей британской медицины сэр Уильям Уитни Галл (1816—1890), мать которого работала цветочницей, а отец — капитаном баржи? Сертификата человечности автоматически не выписывает ни одна профессия, ни один родитель. Врачами бывали и кровавые палачи своих народов: скажем, гаитянин Франсуа Дювалье (1907—1971) да и его новопреставленный сын-юрист, рожденный от медсестры Жан-Клод Дювалье (1951—2014), который, судя по стилю правления, не унаследовал от родителей «медицинского» человеколюбия. Или француз Жан-Поль Марат (1743—1793), один из пионеров физиотерапии, подававший надежды и как ученый-медик.

«Нельзя лечить тело, не леча душу» — говорил римский философ и поэт Сенека, а римский писатель Гай Петроний утверждал, что «врач — не что иное, как утешение для души больного» [7]. Еще выдающийся эндокринолог, сын часовщика академик Василий Яковлевич Данилевский (1852—1939) [6] указывал, что «специальные знания не дают сами по себе тех свойств ума и характера, без которых не сможет обойтись практический врач, если в них ему «отказала природа». Это надо, как говорил врач и языковед В.И. Даль, «иметь талан, долю, соучастие» [5]. Кстати, по мнению филологов, слово «сочувствие» произошло от слова «соучастие». Поэтому быть настоящим врачом и искренне сочувствовать, сострадать больному — значит соучаствовать в его болезни и в его страданиях [11]. Вот чему еще надо научить современного студента-медика. «Кто не хочет сострадать другим, пострадает сам», — говорил святой Иоанн Златоуст. Когда больной поправляется, то врач выздоравливает вместе с больным, и это приносит моральное удовлетворение и ощущение счастья. Счастье врача должно состоять в сопереживании, в сострадании и даже в самой повседневной работе врачом. Вот, кстати, в чем находил счастье врача сын вологодского священника первый московский профессор-терапевт Матвей Яковлевич Мудров (1776—1831), предложивший писать истории болезней: « Надобно писать все, писать в порядке, писать ежедневно, и ежедневно поверять ход болезни с лечением, а лечение с предвидением. Сие-то и составляет историю болезни как клиническую записку каждого больного. Не нахожу

205

достаточных слов, не нахожу довольного красноречия к выражению всей пользы, происходящей от сего легкого и ежедневного при постели больного упражнения, в коем одном состоит всё сщастие врача и всё его преуспеяние во врачебном искусстве» (курсив наш) [12]. «Во врачебном искусстве, — говорил М.Я. Мудров, — нет врачей, окончивших свою науку». Когда в 1831 г. в Петербурге вспыхнула холера, его вызвали из Москвы на помощь столичным медикам. В письме к Петру Чаадаеву он писал: «Мой друг и благодетель! Тяжко расставаться с Москвой, к которой привык, которую люблю. Жаль университет! Тяжко расставаться с близкими, с Вами, а долг велит ехать». Работая в Мариинской больнице для бедных, М. Я. Мудров, к несчастью, сам заразился холерой и умер, честно выполнив свой врачебный долг до конца. Его похоронили вместе с другими жертвами эпидемии близ Сампсоньевского монастыря, на Выборгской стороне, могила его затерялась, и прах смешался с культурным слоем нашего города, где получил он последипломное медицинское образование и спасал народ от холеры.

Каждый больной оставляет в душе настоящего врача глубокий след. Как нельзя привыкнуть к смерти больных, так нельзя привыкнуть и к счастью при их выздоровлении. Больные каждый раз новые. И каждый раз настоящий врач, «врач от бога», мучается, страдает и бывает по-новому счастлив, когда приносит пользу страждущему. Забота о ближних своих в наше время — такая редкость, что она стала, чуть ли, не «атавизмом» врачей прошлого, например, упомянутых выше М.Я. Мудрова, С.П. Боткина, а также врачей-гуманистов земского периода, обессмертивших в своих литературных произведениях образы докторов и их непростой, полный тягот труд (А.П. Чехова, В.В. Вересаева, М.А. Булгакова и многих других). Все они стали врачами по призванию, а не по случаю, и помогали больному человеку выжить и находить в этой борьбе за жизнь истинное врачебное счастье [1]. Подобными примерами богата и история зарубежной медицины, что свидетельствует об общекультурном и общегуманистическом смысле понятия «врачебное счастье».

Так, сэр Артур Игнейшус Конан-Дойль (1859—1930) — врач-офтальмолог с дипломом Эдинбургского университета — будучи уже немолодым и вполне успешным, состоявшимся знаменитым писателем, оставившим медицинскую практику, посчитал невозможным быть в стороне от патриотического общественного порыва и в 1900 г. отправился добровольцем -медиком на театр англо-бурской войны, где лечил раненых, боролся с тифозной эпидемией, доказывая необходимость прививок от брюшного тифа [20].

206

Не имеет в мире аналогов пример Альберта Швейцера (1875—1965). Будучи блестящим концертирующим органистом и образованным философом-богословом, он в зрелом возрасте вновь сел за парту на Медицинском факультете в Страсбурге. Получив второе высшее медицинское образование, он затем променял благополучную Европу на джунгли Габона, где проработал всю свою оставшуюся жизнь врачом вместе с женой, которая была его прихожанкой и специально получила специальность медсестры, чтобы помочь мужу в его практическом служении африканским пациентам [16]. Но где же современные последователи этих врачей и много ли их? Не приведет ли коммерциализация и стандартизация врачебной деятельности в постиндустриальном мире к этическому кризису медицины как части глобального этического кризиса эры постгуманизма?

Известен афоризм В.М. Бехтерева: «Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач» [3]. Счастье — в сопереживании, в сострадании, которого, порой, так не хватает современной студенческой молодежи. «Прекрасно там, где пребывает милосердие», — считал Конфуций

[3].

Хочется закончить это повествование словами из древнеиндийского трактата: «Исполняй свой долг, не думая об исходе; исполняй свой долг, принесет ли это тебе счастье или несчастье. Кто исполняет долг и спокойно, не радуясь и не печалясь, встречает любые последствия, тот поистине велик душою» [3]. «Fais ce que tu dois, et advienne qui pourra», - любил цитировать французскую поговорку Л.Н. Толстой, как никто из писателей отразивший в «Войне и мире» и «Смерти Ивана Ильича» мозаичную и индивидуальную сущность болезни: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет».

Литература:

1. Балахонов А.В., Варзин С.А., Строев Ю.И., Чурилов Л.П. Современная медицина и врачебное образование: какие качества нужны на входе, какие компетенции— на выходе // Международное образование и карьера (Самара). — 2014. — № 5(16). — (в печати).

2. Бенедиктов Н.Н. Врач и его подготовка. — Свердловск: Свердловский мед. ин-тут. — 1984. — 64 с.

3. Великие мысли великих людей. Антология афоризма: В 3-х томах. Сост. А.П. Кондрашов. — М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.

4. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник В. Даля: В 3-х томах. —

207

М.: Русская книга, 1993 . —704 с.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4. — М.: Русский язык, 1978 — 1980.

6. Данилевский В.Я. Врач, его призвание и образование: Вступ. чтения. — Харьков: Госиздат Украины, 1921. — Вып. 1—2. — 415 с.

7. Мудрость Древнего Рима / Сост. В.С. Певишева. — СПб.: Паритет, 2008.

— 320 с.

8. О Боге, человеке и мире: из откровений святых отцов, старцев, учителей, наставников и духовных писателей Православной Церкви. — М.: Путь, 1995. — 51 с.

9. Орлов А.Н. О внешней культуре врача. — Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 1990. —136 с.

10. Петровский Б.В. и др. Медицина / Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б.В. Петровский. Изд. 3-е. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1980. — Т. 14.

— С. 7.

11. Строев Ю.И. Быть врачом — это соучаствовать в болезни / Российская газета «Земля Русская». Петровская акад. наук и искусств. — 1997. — № 9—10 (43—44). — С. 7.

12. Строев Ю.И., Строева С.Г. Клиническая история болезни как зеркало врачебной культуры / Медицина. Культура. Философия. Сб. научн. трудов. Под ред. В.К. Юрьева и Г.Г. Ершова. — СПб.: ЛПМИ, 1994. — С. 59—76.

13. Строев Ю.И., Чурилов Л.П., Утехин В.И. Опыт междисциплинарной интеграции и применения инновационно-образовательных технологий // Медицина XXI век. — 2008. — №10. — С. 28—33.

14. Сук И.С. Врач как личность. — М.: Медицина, 1984. — 64 с.

15. Удод В.М. Высокие нравственные принципы — основа деятельности врача // Здравоохр. Казахстана. — 1987. — № 6. — С. 3—5.

16. Утехин В.И., Чурилов Л.П. Альберт Швейцер и этический кризис современности // Здоровье - основа человеческого потенциала. Проблемы и пути их решения. — 2013. — Т. 8. — Ч. 2. — С. 958—966.

17. Ходос Х.Г. Вопросы методики преподавания в медицинском институте. — Иркутск, 1973. — 140 с.

18. Чистович Н.Я. Клинические лекции. — Петроград: Издание К.Л. Риккера, 1918. — С. 4—8.

19. Шмелев А.А., Чурилов Л.П. Убегающая Аталанта: в поисках Панацеи // Медицина XXI век. — 2008. — №10. — С. 102—111.

208

20. Cirillo V.J. Arthur Conan Doyle (1859—1930): Physician during the typhoid epidemic in the Anglo-Boer War (1899—1902) // J. Med. Biography. — 2013. — N22 (1). — Pp. 2 - 8.

Ключевые слова: биоэтика, история медицины, медицинская деонтология, профессиональный отбор, студенты-медики, медицинское образование, компетенции врача

Keywords: Bioethics, History of Medicine, Medical Deontology, professional selection, medical students, medical education, competence of physician.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.