Научная статья на тему 'О системных основаниях профессионального педагогического образования'

О системных основаниях профессионального педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О системных основаниях профессионального педагогического образования»

О СИСТЕМНЫХ ОСНОВАНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современной ситуации, под воздействием общественныхтранс-формаций в стране и мире, в массовом сознании происходит противоречивая ломка традиционных ценностей духовно-нравственной ментальности нации. В этих условиях деятельность педагога приобретает особую значимость: она становится в ряду ключевых в деле формирования и развития человека как гражданина и профессионала, способного нести духовно-нравственную ответственность за выполнение личного и общественного долга. Соответственно, одной из актуальных задач современного педагогического образования и воспитания остается развертывание и формирование системы фундаментальной гуманитарной подготовки самих педагогов.

Остановимся на рассмотрении ряда узловых вопросов рассматриваемой темы.

В России начала ХХ1 столетия, вместе с переориентацией общества на рыночные принципы и механизмы хозяйствования, идет активный процесс смены устоявшихся традиций, ментальныххаракте-ристик образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей во всех сферах общества. Вместе с этим, претерпевают существенные изменения социальные институты и транслируемые с их помощью ценности и социально одобряемые стереотипы индивидуального и массового сознания. Как одно из примечательных следствий развития выделенных явлений и процессов, в настоящее время формируются новые социальные контексты во всех основных сферах социума и деятельности человека, его идеалы и эталоны поведения.

Как показывают теория и практика, общественные реформы не есть некий "процесс самоосуществления". Здесь (в том числе и образовании) наличествует множество противоречий, разрешение которыхдает как позитивные, так и негативные результаты. Причем, последнее, особенно в сфере духовной жизни, проявляется по возрастающей экспоненте. Это находит свое выражение в снижении уровня духовно-нравственной культуры населения, "накоплении" в духовном мире человека "ценностных установок" сомнительного содержания и направленности. Что приводит к росту социальной апатии, скептицизма по отношению к таким фундаментальным основам бытия людей, как труд и профессионализм.

Происходящие в обществе процессы в особой мере поднимают роль и значимость образования и педагога как такового. Что представляется, своего рода, закономерностью. Образование является одним из основополагающих средств воспроизводства и развития культуры общества и человека, их духовного, интеллектуального и профессионального потенциалов. Отсюда естественно, что проблемы образования всегда в центре дискуссий, где участвуют практически все слои и группы населения, представители всех уровней и ветвей законодательной и исполнительной властей страны и регионов. В условиях современного реформирования общества и его сфер, отечественному образованию в ближайшие годы предстоит определиться в том, что и как надо делать для решения неотложных фундаментальных задач в области меняющихся требований к сознанию и мышлению профессионально действующего человека. Иными словами, современная социально-экономическая, общекультурная и духовная ситуация в стране и мире обязывают образование к поиску и разработке самых различных вариантов развития на основе учета всего того, что традиционно обеспечивало отечественному образованию передовые позиции в мире. Как нельзя не учитывать позитивную роль всех общественных элементов, в том числе опыта западных стран.

В нашей стране образование традиционно формировалось и функционировало по системным основаниям. В определенной мере и в

УДК 37.013.21

© В.Н. Грузков

145

ГРУЗКОВ

Владимир

Николаевич,

доктор

философских наук, профессор, член Союза журналистов России,

Ставрополь дги2ко№@уапбвх. ги

0

X

г

о

ГГ-

о

146

настоящее время оно представляет достаточно структурированную систему, которая в должной степени не утратила способности к обеспечению развития и воспроизводства как его отдельных элементов, так и всей системы в целом, не ослабляя при этом способности к устойчивому удовлетворению основных предложений на рынке образовательных услуг.

Образование в целом можно рассматривать как сложно структурированную субъект-объек-тную систему иерархически взаимодействующих элементов по горизонтали и вертикали. Здесь одно качество образования на основе соответствующихтехнологий (принципы, управленческие решения, концепции, программы, учебно-материальная база, формы и методы обучения и воспитания и т.д. и т.п.) переходит к более высокому (по крайней мере, так должно быть) качественному уровню функционирования. Что изначально предполагает во всех видах обучения и воспитания реализацию ведущих принципов организации и осуществления образования: принцип развития и взаимосвязи; принцип целостности и природосообразности; принцип фундаментальности; принцип гуманизма; принцип равных возможностей; принцип управления и самоорганизации; принцип вариативности и сотрудничества; принцип культуро-сообразности; принцип непрерывности.

Принцип развития и взаимосвязи обязывает выстраивать систему образования по вертикали и горизонтали в развитии и взаимосвязи всех его структур, звеньев. Данный принцип обязывает явления и процессы образовательного процесса в логике его постоянного развития, учитывать, что здесь никогда не может быть раз и навсегда заданного и статичного. Соответственно, важно своевременно реагировать на происходящие изменения как внутри самого образования, так и в самом обществе, характер их взаимодействия во времени.

Принцип целостности и природосообразности. Следовать этому принципу - значит рассматривать образование как определенную целостность. Здесь важно понимать как объективную данность: собственно действительное образование по бытийным основам и форме существования не может быть ничем иным как целостностью. Это обусловливается уже тем, что образование имеет дело с целостным человеком. Принцип целостности обусловливает идею единства социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентирует на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека, его неповторимую личность и предполагает в этой связи интеграцию деятельности всех социальных институтов. Следование идее природосообразности означает формирование отношения к человеку как части природы и создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды.

Принцип фундаментальности. Он тесно вза-имообуславливается и опирается на принцип целостности и природосообразности. Логика фундаментального - это логика знания, взвешенного, выверенного в соответствии с законами проявления и функционирования всех форм бытия общества и человека. Приблизительность, вера без знания, умозрительное построение программ обучения и воспитания и т.д. - это все то, что противостоит принципу фундаментальности.

Принцип гуманизма. Это базовый общественный принцип реформирования образования в условиях демократизации социума. Следовать ему в образовании в условиях демократизации социума (в системах обучения и воспитания) - это значит "брать" в качестве изначальной и конечной точек отсчета человека как такового. Иными словами, при таком подходе, человек, его действительное развитие становится целью, а не средством чьих-то ни было интересов. Принцип гуманизма предполагает признание самооценности, самодостаточности, уникальности и универсальности личности во всех аспектах её бытия, во всех параметрах её внешнего и внутреннего мира, создание необходимой совокупности условий для наиболее полного саморазвития и самореализации личности. Идея и практика гуманизации профессиональной полготовки (и переподготовки) педагогов сегодня актуализируется в особой мере еще и тем, что на рубеже перехода последних двух веков достаточно зримо обозначился и фактически совершается своеобразный антропологический поворот в бытии общества и культуры, в глобальной динамике современного мира. Активизация антропологической проблематики (изучение человека в многообразии проявления и взаимодействия его сущностных свойств и характеристик с окружающим миром и самим собой) происходит и в современном российском обществе. И в целом это можно оценивать в контексте позитивного, поскольку всеобщий интерес к человеку со всей очевидностью подтверждает: в истории человечества любые радикальные социальные реформации и потрясения, в какой бы форме они не происходили, в конечном итоге наиболее остро захватывали атрибуты жизнедеятельности самого Человека. И потому всегда надо задумываться о возможных влияниях на людей происходящих изменений, чтобы, в случае необходимости, внести соответствующие коррективы в динамику и статику их жизни. Другое дело, как, по каким критериям и основаниям определяться в существе происходящих изменений? Совпадает ли ритм и антропологическая направленность современной социальной жизни схарактером и направленностью становления человека? Отвечает ли современным требованиям образование?

Принцип равных возможностей. Образова-ниеявляется целостной подсистемой общества как целостности. И то, и другое не могут иметь полнокровного развития, если к образованию нет равного доступа для "первоклеточки" данных целостностей - человека. Это тем более важнодля России, избравшей путьдемократи-ческого развития. В цивилизованном обществе каждый гражданин должен иметь доступные возможности получения образования, как общего, так и профессионального, на соответствующем уровне качества образовательных услуг. Естественно, социальное происхождениеуча-щегося и географическое расположение его жительства (город, район, станица, аул и др.) по-прежнему имеют свое значение. Но это не должно проявляться в такой степени, чтобы создавались непреодолимые барьеры для получения всех уровней образования для всех граждан. Поэтому и стоит на сегодня задача создания такой системы образования, которая предоставит равныйдоступ, невзирая на социальное и материальное положение, место про-живаниячеловека.

Принцип управления и самоорганизации. Данный принцип с необходимостью предполагает решение двуединой задачи в образовании: создатьсистемууправляющих воздействий на все элементы структуры и одновременно способствовать проявлению инициативы и творчества действующих субъектов образования. Современная практика со всей очевидностью подтверждает, что без разумного управления

не может образование "покоиться" на самоорганизации. Какнаоборот, если системауправ-ления выстраивается каксистемаимперативов без учета инициативы и творчества субъектов образовательных процессов - такая система нежизненна.

Принцип вариативности и сотрудничества. Принцип вариативности в образовании предполагает наличие "многоукладности" в функционировании образовательных учреждений, многообразие образовательных программ,форм и методов обучения, дифференциации и индивидуализации общего и профессионального образования. Все это невозможно осуществлять без сотрудничества между образовательными учреждениями всех видов и типов, педагогами и управленцами.

Принцип культуросообразности требует создания такой социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации.

Принцип непрерывности обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности и предполагает вариативность,дина-мичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями настоящего и прогноза на будущее.

Реализация выделенных принципов развития образования требует большой и напряженной работы от всего общества и его основных звеньев и структур управления.

Тш

147

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ГУМАНИЗАЦИИ В ИСТОРИКО- УДК 37.017.924

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ РУССКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ КОНЦА Х1Х - НАЧАЛА ХХ В.

В связи с реформированием высшей школы и поиском путей об- © В.А. Маяцкая

новления системы образования видоизменяются взаимоотношения педагогов и студентов.На первый план выдвигается количественный показатель научной деятельности, что серьезно снижает ее качествен-ныехарактеристики. В погоне за количественным показателем утрачивается главная направленность научного поиска: его глубина, содержательность, новизна. Качествонаучнойиучебной работытеряется в результате участия успешных студентов во всех научных объеди-нениях.В итоге нарушается гуманистическая сущность отношений в учебном процессе, которая должна привести к профессиональному становлениюличности. Всвязисэтим, возникает необходимостьрас-смотрения истоков и развития идей гуманизма.

Мы обращаемся к первым первых учебных пособиях по истории педагогики концаХ1Х - началаХХ в. А.Н. Острогорского, М.И. Демко-ва, П.Ф. Каптерева.

В своих трудах русские просветители уже сделали попытку определить основные этапы развития отечественной школы, где идея гуманизма раскрывается через понятия "нравственность", "гражданственность", "христианство". Так, еще в 1899 г. М.И. Демков в своих учебниках по истории "русской педагогии" впервые свел воедино "раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.