Научная статья на тему 'О системе принципов трудового права'

О системе принципов трудового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11395
1517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аленина Ирина Викторовна

Анализируется существующая система принципов трудового права. Предлагается классификация принципов трудового права, раскрывается содержание некоторых из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О системе принципов трудового права»

ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 3 (16). С. 239-246.

© И.В. Аленина, 2008 УДК 349.2

О СИСТЕМЕ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

И.В. АЛЕНИНА

Анализируется существующая система принципов трудового права. Предлагается классификация принципов трудового права, раскрывается содержание некоторых из них.

Принципы, наряду с предметом и методом, относятся к числу системообразующих элементов любой отрасли права. Они выступают отправной точкой при формировании и применении правовых норм, определяют содержание правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет конкретной отрасли права. Как и предмет отрасли, принципы во многом объективны, в них находят отражение закономерности общественного развития. В связи с этим система принципов является более устойчивым образованием, чем система правовых норм.

К сожалению, изучение принципов трудового права в настоящее время несколько затруднено. Основной причиной является отсутствие в юридической науке единства мнений относительно самого понятия «принципы права», и как следствие, единообразного представления о формах их выражения. Так, в учебнике трудового права под редакцией

О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой под принципами трудового права понимаются «закреплённые в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией наемного труда» [1]. Не менее уважаемый авторский коллектив иного учебника по трудовому праву предлагает не ограничиваться при характеристике

принципов лишь положениями, прямо сформулированными как таковые в законе, и определяет принципы как исходные и руководящие идеи, задающие характер и общую направленность правового регулирования общественных отношений и являющиеся формами проявления естественного права [2]. Многие ученые возражают против определения принципа через термин «идея», поскольку идеи достаточно абстрактны и являются проявлением сознания конкретного субъекта. У каждого учёного может быть множество идей, собственное видение содержания правового регулирования и перспектив его развития, принципы же права обладают такими признаками, как объективность и относительная устойчивость. С учётом того, что разные авторы закладывают различное содержание в понятие принципа трудового права, в литературе на сегодняшний день могут встречаться самые разнообразные их определения и классификации. При всем различии подходов к определению принципов трудового права все ученые сходятся в одном: под принципами трудового права понимаются исходные начала и основные положения, определяющие его единство, сущность правового регулирования и общую направленность развития отрасли трудового права.

Думается, что для формирования более четкого представления о принципах трудового права целесообразно разделить их на две группы: 1) принципы, нашедшие отражение

в законодательстве, подлежащие непосредственному применению в правотворческом и правоприменительном процессе; 2) идеи, выработанные и сформулированные наукой, определяющие отдаленные перспективы развития правового регулирования труда.

Характеризуя принципы трудового права, возьмем за основу лишь первую из названных групп.

Существующие в законодательстве принципы трудового права могут иметь разную форму выражения. Одни из них прямо закреплены в качестве принципов отрасли или правового института (ст. 2, 24 ТК РФ). Другие находят отражение в содержании совокупности правовых норм, объединенных общей идеей, это так называемые принципы «с косвенной фиксацией» [3] (свобода трудового договора, устойчивость трудовых отношений, определённость трудовой функции, многоуровневость в регулировании трудовых отношений, единство и дифференциация правового регулирования труда).

Трудовое право функционирует не изолировано, оно часть национальной правовой системы. Поэтому к регулированию трудовых отношений применимы стоящие на более высокой ступени в иерархии базовых положений общеправовые и межотраслевые принципы, признанные в Российской Федерации: законность, справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом, принцип равной защиты всех форм собственности и др. В ходе правовой регламентации труда одни из них действуют самостоятельно, другие получают своё развитие и конкретизацию применительно к задачам данной отрасли права. Так, конституционное положение о запрете дискриминации трансформировано в трудовом праве в отраслевой принцип запрета дискриминации в сфере труда (ст. 2). Он же, в свою очередь, конкретизирован применительно к институту заработной платы как принцип запрещения какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ).

Основные принципы правового регулирования труда отражены в ст. 2 ТК РФ, всего их девятнадцать. Они охватывают практически все сферы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений: основания возникновения трудо-

вых отношений, обязательства сторон, рабочее время, время отдыха, оплату труда и т. д. К сожалению, далеко не все из них в действительности могут быть отнесены к категории основных принципов отрасли. Так, на наш взгляд, принцип обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации является частным проявлением принципа запрета дискриминации в сфере труда, а принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров есть часть права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту. Принцип обеспечения права работников на обязательное социальное страхование вообще тяготеет к другой отрасли права

- праву социального обеспечения, чем и объясняется отсутствие в трудовом праве норм, направленных на его реализацию. Нуждаются в корректировке и некоторые иные из сформулированных в ст. 2 ТК РФ основных принципов правового регулирования труда. Ряд положений, обозначенных как основные принципы трудового права, попросту не работают на данном этапе общественного развития. В их числе, например, право каждого на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное существование для трудящегося и членов его семьи.

Таким образом, предложенная сегодня законодателем система основных принципов трудового права вряд ли может быть признана совершенной. Это всего лишь первая попытка на пути её построения.

Вместе с тем, формальное закрепление системы принципов правовой регламентации

- серьёзнейший шаг на пути развития любой отрасли права. Это свидетельствует о формировании устойчивой концепции развития законодательства в той или иной области и готовности государства следовать этой концепции в правотворческом и правоприменительном процессе.

Формирование законодательства без учета содержания основных принципов ведет к разбалансированию системы правового регулирования, дестабилизации правоприменительного процесса. Так, например, на сегодня несоответствие нормы, обязывающей рабо-

тодателя вести коллективные переговоры, а также заключать коллективные договоры (ст. 22 ТК РФ), таким принципам социального партнерства, как заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях и добровольности принятия сторонами на себя обязательств (ст. 24 ТК РФ), ведет к невозможности однозначно ответить на вопрос: заключение коллективного договора -это право или обязанность работодателя?

По отношению к иным нормам трудового права принципы обладают высшей императивностью и универсальностью. Они служат основой толкования нормы права в случае неопределённости или неоднозначности её содержания. Могут выступать непосредственными регуляторами общественных отношений при выявлении пробелов или противоречий в праве. Так, например, решением Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. было признано недействующим и не подлежащим применению как противоречащее принципу свободы труда и выбора рода занятий правило Постановления Совета Министров СССР «О работе по совместительству», запрещающее совместительство двух руководящих должностей.

Фундаментом для построения системы принципов национального трудового права служат общепризнанные международноправовые стандарты в сфере труда, а также положения Конституции РФ, закрепляющие основные права и свободы человека.

Перечень базовых международных принципов правового регулирования труда получил своё закрепление в принятой 18 июня 1998 г. Международной организацией труда Декларации «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме её реализации». В качестве основных принципов правового регулирования труда, обязательных для всех государств-участни-ков МОТ, названы: а) свобода объединений и реальное признание права на ведение коллективных переговоров (принцип «социального диалога»); б) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

в) действенное запрещение детского труда;

г) недопущение дискриминации в области

труда и занятий. К числу принципов международно-правового регулирования труда

принято также относить и основные права

трудящихся, которые нашли своё закрепление во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1973 г.). Подавляющее большинство из них на сегодня нашло отражение в ст. 2 ТК РФ.

Высшей юридической силой в правовой системе России обладает Конституция РФ, её положения определяют смысл, содержание и применение всех остальных законов. Конституционные принципы, затрагивающие права и свободы человека, в том числе и непосредственно в сфере применения труда, служат основой для формирования отраслевой системы принципов трудового права. Правовые основы регулирования отношений в области применения труда базируются на таких значимых конституционных положениях, как признание равенства всех перед законом и судом, права каждого на судебную защиту, запрещение дискриминации, провозглашение свободы труда и запрета его принудительных форм, обеспечение безопасных условий труда, права на отдых, на вознаграждение за труд не ниже минимального размера, установленного законодательством, и др.

Игнорирование международных и конституционных принципов при формировании законодательства ведет к безусловному признанию соответствующих норм не подлежащими применению. Примеров признания неконституционными тех или иных положений трудового законодательства, в силу их противоречия Конституции РФ и международным стандартам, к сожалению, на сегодня немало.

В зависимости от избранного основания принципы трудового права могут быть объединены в различные классификации. Так, с учетом их места в системе права принципы могут подразделяться на общеправовые, межотраслевые, отраслевые, а также принципы отдельных институтов трудового права. Предлагается также рассматривать принципы через призму отражения в них основных направлений правового регулирования, в связи с этим выделяют принципы: выражающие политику государства в области правового регулирования труда; определяющие установление условий труда; устанавливающие базовые начала применения труда;

отражающие основы охраны прав работников и работодателей [4]. В литературе имеются и иные классификации принципов правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений [5].

В зависимости от сферы применения, а также целевого назначения, можно также сгруппировать принципы трудового права следующим образом:

1) определяющие положение участников рынка труда, выражающие сущностные черты трудовых отношений;

2) непосредственно связанные с приемами и способами правового регулирования труда (методом трудового права);

3) устанавливающие механизм охраны прав и законных интересов участников трудовых и тесно связанных с ними отношений.

К принципам, определяющим положение участников рынка труда применительно к сущности этих отношений - использовании способности человека к производительной деятельности, можно отнести:

- свободу труда и запрещение принудительного труда;

- справедливость правового регулирования трудовых и смежных с ними отношений, включая запрещение дискриминации;

- обеспечение права на охрану труда и трудоспособности работника;

- обязательность исполнения сторонами трудовых и смежных с ними отношений своих обязательств.

Принцип свободы труда означает прежде всего возможность свободно распоряжаться способностью к труду, выбирать род занятий, самостоятельно принимать решение об участии либо неучастии в общественнополезной деятельности. К нему непосредственно примыкает принцип запрета принудительного труда, под которым понимается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия) для достижения определённых целей. Международным сообществом проблеме принудительного труда уделяется значительное внимание. Этому вопросу посвящены две конвенции и две рекомендации МОТ, обязывающие государства упразднить применение принудительного и обязательного труда во всех его формах и проявлениях и предлагающие расценивать использование

принудительного труда как уголовное правонарушение. Контрольно-надзорные органы МОТ выделяют несколько наиболее распространённых на практике видов принуждения к труду. К ним относятся: принудительный труд за долги (пеонаж); работа заключенных; принудительный труд как разновидность наказания (за исключением применяемого на основании приговора суда под контролем государственных органов); принудительный труд в качестве инструмента обеспечения установленной в законодательстве обязанности трудиться [6].

В отечественном трудовом праве реализация данного принципа традиционно вызывала затруднения: Международной организацией труда Советский Союз, чья Конституция содержала обязанность граждан трудиться и где перевод на другую нижеоплачиваемую работу использовался как мера наказания, неоднократно назывался в числе нарушителей данного принципа; лишь недавно, в 2006 г., подверглась редактированию норма Трудового кодекса РФ, допускающая использование такой формы принудительного труда, как временный перевод работника на другую работу в случае производственной необходимости без его согласия.

В настоящее время уточненное содержание принципа запрещения принудительного труда подробно раскрыто в ст. 4 ТК РФ. В силу её положений принудительным трудом является выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе и тогда, когда по закону работник имеет право отказаться от её выполнения в следующих случаях: в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов и убеждений; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности; при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы; при угрозе для жизни или здоровью работников вследствие нарушения работодателем требований охраны труда. Не считается принудительным трудом выполнение ра-

боты, осуществляемой хотя и без согласия работника, но обусловленной: реализацией законодательства о воинской обязанности и военной службе или заменяющей её альтернативной гражданской службе; чрезвычайными обстоятельствами (введением чрезвычайного или военного положения, стихийными бедствиями или катастрофами, иными обстоятельствами, ставящими под угрозу жизнь, здоровье или нормальную жизнедеятельность населения); вступлением в законную силу приговора суда при условии её выполнения под надзором соответствующих государственных органов.

Другим принципом правового регулирования труда является принцип справедливости. Справедливость - достаточно сложная философская категория. Применительно к регулированию трудовых отношений, на наш взгляд, под ней следует понимать базирующиеся на признанных в обществе установлениях адекватную соотносимость, соответствие отдаваемого и получаемого взамен участниками трудовых отношений. Так, понятие справедливости содержит в себе требование о соответствии вознаграждения затраченному труду, прав обязанностям, поощрения заслугам, наказания правонарушению и т. д.

Принцип справедливости регулирования трудовых и смежных с ними отношений находит в трудовом праве как прямое, так и косвенное закрепление. Статья 2 ТК РФ в числе основных начал правового регулирования труда называет обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, право на выплату справедливой заработной платы. На принципе справедливости базируются нормы, регламентирующие дисциплинарную ответственность работников (например, требование об учете тяжести проступка при определении меры наказания), правила, устанавливающие порядок применения мер поощрения. Принципом справедливости продиктовано сформулированное Пленумом Верховного Суда РФ правило о возможности отказа в защите нарушенного права работника в случае злоупотребления правами с его стороны [7].

Проявлением принципа справедливости, на наш взгляд, является принцип запрещения дискриминации в сфере труда, под которой понимается всякое различие, недопу-

щение, исключение или предпочтение, проводимое по признаку пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, возраста, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, отношению к религии и иным обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника. Безусловно, предпочтения, отдаваемые одному работнику перед другим, если это не связано с результативностью, характером или особенностями труда, оцениваются обществом и конкретным индивидом как несправедливые. Вместе с тем, если какие-либо различия, включая предпочтения или ограничения, определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены необходимостью особой социальной защиты определённой части населения, то общество, как правило, оценивает данные отличия позитивно, рассматривая их как необходимые, справедливые. Так, например, если работодатель отказывает в трудоустройстве женщине, претендующей на должность бухгалтера, по мотивам определённой расовой принадлежности, то это вызывает общественное осуждение, поддерживаемое в данном случае государством. Однако вполне справедливым нам кажется установление расовых предпочтений, если, предположим, работодатель выдвигает требование о наличии азиатской (восточной) внешности в отношении официантов, набираемых им для работы в китайском ресторане.

Приоритетным направлением государственной политики в области регулирования трудовых отношений является обеспечение права работников на охрану труда и трудоспособности. Труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, обеспечение сохранения жизни и здоровья работников - неотъемлемый атрибут социального государства, строящегося на принципах гуманизма. Помимо признания приоритета жизни и здоровья работников, данный принцип включает в себя обязанность работодателя по созданию безопасных и благоприятных условий труда (ст. 210 ТК РФ), а также право работников отказаться от выполнения работ, угрожающих их жизни или здоровью (ст. 219 ТК РФ). Право работников на ограничение продолжительности рабочего времени и право на отдых также есть проявление данного принципа.

Значимым для регулирования трудовых отношений является не только сохранение жизни и здоровья работника, но и поддержание его трудоспособности в удовлетворительном состоянии. Этому в немалой степени должно способствовать гарантированное право на получение заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума (ст. 133 ТК РФ), который, в свою очередь, по всей видимости, должен рассчитываться таким образом, чтобы обеспечить достойное существование для работника и членов его семьи (ст. 2 ТК РФ).

В системе принципов трудового права особое место занимает принцип обязательности исполнения сторонами своих обязательств. В нём выражается главная сущность отношений, входящих в предмет данной отрасли. Указанный принцип включает в себя признание основных взаимосвязанных полномочий сторон трудовых отношений: права работодателя требовать исполнения работником трудовых обязанностей, а также бережного отношения к хозяйскому имуществу и права работника требовать от работодателя соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принятых на себя договорных обязательств и обязательств по возмещению причиненного в процессе трудовой деятельности вреда. Государство гарантирует содействие сторонам трудовых отношений в осуществлении ими своих прав, в том числе посредством устранения возможных препятствий в процессе их реализации. Так, например, в соответствии со ст. 81 ТК РФ, работодатель имеет право прекратить трудовые отношения с работниками, грубо нарушающими трудовую дисциплину, неоднократно без уважительных причин не исполняющими свои трудовые обязанности или не имеющими достаточных знаний для их надлежащего выполнения. Работник, в свою очередь, имеет право без каких-либо негативных последствий для себя отказаться от выполнения трудовой функции, не обусловленной трудовым договором, требовать компенсации ущерба, связанного с задержкой в выплате заработной платы, и т. д.

Значительная часть принципов трудового права устанавливает базовые основы, определяющие правовые способы воз-

действия на участников трудовых и смежных с ними отношений. В их числе:

- многоуровневость (сочетание международного, централизованного федерального, регионального, местного и локального уровней) в регулировании трудовых и смежных с ними отношений;

- сочетание государственного и договорного регулирования;

- демократизм правовой регламентации труда;

- сочетание единства и дифференциации правового регулирования трудовых отношений.

Все они имеют непосредственную связь с методом трудового права и являются отражением его характерных особенностей.

Третью группу принципов трудового права образуют правовые начала, устанавливающие механизм охраны прав и законных интересов участников трудовых и тесно связанных с ними отношений. Среди них:

- обеспечение прав работников и работодателей на объединения для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

- обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

- обеспечение права на самозащиту трудовых прав в предусмотренных законом пределах.

Коллективные способы защиты традиционно относятся к числу наиболее действенных в трудовой сфере. Всем известна сказка о том, как трудно переломить хрупкие прутики, собранные вместе. Не случайно право на объединения включено международным сообществом в состав основополагающих трудовых прав. Именно профессиональные объединения, как правило, формируют волю работников при ведении коллективных переговоров, разрешении коллективных трудовых споров, в том числе при принятии решения о проведении забастовки. Принадлежность к профессиональному объединению может давать работнику ряд преимуществ. Так, например, увольнение работников, являющихся членами профсоюза, в предусмотренных законом случаях предполагает учет мнения, а иногда и получение со-

гласия на это соответствующего профессионального образования (ст. 82, 374-376 ТК РФ). В ходе разрешения индивидуального трудового спора профессиональный союз может оказывать работнику-члену профсоюза организационно-правовую поддержку, осуществлять его представительство.

Профессиональные объединения наделены рядом исключительных полномочий, которые одним работником реализованы быть не могут. Так, представительные органы работников участвуют в принятии нормативных правовых актов, затрагивающих права трудящихся (ст. 8, 351 ТК РФ), осуществляют контроль за соблюдением норм трудового права, обладают правом инициировать привлечение к дисциплинарной ответственности руководящих работников, нарушающих законодательство о труде и иные нормы трудового права (ст. 195 ТК РФ).

Работодатели также обладают правом объединяться в соответствующие союзы (объединения работодателей) в целях защиты своих прав и законных интересов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Преимущественно права объединений работодателей сконцентрированы в области социально-партнерских отношений и направлены на участие их обладателей в формировании норм трудового права. Помимо этого, в соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об объединениях работодателей», объединения работодателей представляют интересы своих членов при разрешении коллективного трудового спора.

Защита государством трудовых прав участников отношений в сфере труда обеспечивается за счет деятельности: 1) органов государственного надзора за соблюдением норм трудового права и норм охраны труда;

2) судов.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ, органами, обладающими правом осуществлять надзор за соблюдением норм трудового права, являются: федеральная инспекция труда, прокуратура, специализированные органы государственного контроля и надзора за безопасным осуществлением отельных видов деятельности (Росатомнадзор, Росэнергонад-зор, Роспотребнадзор и др.), иные федеральные, региональные и местные органы испол-

нительной власти в пределах своей компетенции. Данные органы оценивают состояние соблюдения норм трудового права работодателями, дают им обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений, при наличии оснований принимают решения о привлечении к административной ответственности.

Особое место в системе органов, осуществляющих защиту трудовых прав, занимают суды Российской Федерации. Они обладают правом рассмотрения всех индивидуальных трудовых споров, включая те, которые были уже разрешены действующей на предприятии комиссией по трудовым спорам. К исключительной компетенции судов отнесено разрешение наиболее значимых индивидуальных трудовых споров, таких как споры о восстановлении на работе, о переводе на другую работу, отказе в приеме на работу, дискриминации в трудовой сфере и др. (ст. 391 ТК РФ). В суды могут быть обжалованы решения органов государственного контроля и надзора за соблюдением норм трудового права.

В соответствии со ст. 2 ТК РФ, целями трудового законодательства являются не только защита прав и интересов работников, но и защита интересов работодателя как основы производительных сил общества. Поэтому работодателям также гарантируется право на государственную защиту их прав в трудовой сфере. В частности, работодатель может оспорить в судебном порядке законность решения комиссии по трудовым спорам, действий органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, объявление работниками забастовки, может обратиться в суд с иском о взыскании с работника материального ущерба.

Трудовые права могут защищаться участниками трудовых отношений и самостоятельно, без участия государства. Признание права на самозащиту - достаточно новое явление для российского трудового права. Его суть состоит в том, что сторона трудовых отношений может самостоятельно, без обращения в государственные или общественные органы, защитить свои права в трудовой сфере посредством совершения определённых действия либо бездействия. Принцип обеспечение права на самозащиту прямо

не назван в ст. 2 ТК РФ, однако на нём основан целый ряд норм трудового законодательства, определяющий содержание правоотношений по защите трудовых прав и свобод. Так, например, работник может отказаться от выполнения работы, не обусловленной его трудовым договором, а также угрожающей его жизни или здоровью (ст. 379 ТК РФ); он может приостановить выполнение трудовой функции в связи с задержкой выплаты заработной платы (ст. 142 ТК РФ); может объявить забастовку.

В условиях наемного характера труда, основанного на подчинении работника хозяйской власти работодателя, возможность самозащиты своих трудовых прав работодателем презюмируется. Работодатель, обладая властными полномочиями, сам принимает решения об объёме поручаемой работнику работы, размере причитающейся ему к выплате заработной платы, в необходимых случаях о привлечении работника к дисциплинарной ответственности либо его увольнении и т. д. Поэтому в трудовом законодательстве право на самозащиту прямо закреплено как право работников (ст. 352, 379 ТК РФ), хотя и у работодателя такое право тоже есть.

Все принципы правового регулирования трудовых и смежных с ними отношений взаимосвязаны и зачастую взаимообусловлены, они образуют определённую систему, которая является отражением системы отрасли трудового права. Например, реализация права работников на охрану труда, принцип обязательности исполнения сторонами своих обязательств во многом опираются на принцип обеспечения права каждого на го-

сударственную защиту; принцип демократизма обусловлен гарантированной возможностью свободно создавать профессиональные объединения и т. д.

Система принципов, на которых базируется регулирование отношений в сфере наемного труда в целом, дополняется принципами отдельных институтов. Последние отражают специфику регулирования отдельных видов отношений либо конкретизируют общие принципы отрасли применительно к отдельной области правового регулирования труда. Ярким примером принципов правового института являются положения, закреплённые в ст. 24 ТК РФ и отражающие базовые начала регулирования отношений в области социального партнерства.

1. Трудовое право: учебник / под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби: Изд-во «Проспект», 2007.

- С. 25.

2. Трудовое право России: учебник / под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. - М.: Юристъ, 2002. - С. 80-82.

3. Дмитриева И.К. Принципы трудового права.

- М., 2004. - С. 50.

4. Трудовое право: учебник / под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. - С. 27-51.

5. См., например: Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: учебник. - 2-е изд., доп. и исп. - М., 1997. - С. 55-56.

6. Киселев И.А. Сравнительное и международное трудовое право: учебник для вузов. - М.: Дело, 1999. - С. 468.

7. Пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.