Научная статья на тему 'О системе комплексного учебно-методического обеспечения практик студентов'

О системе комплексного учебно-методического обеспечения практик студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балабан В. А., Елисеева Т. И.

Рассматриваются вопросы содержания практик студентов специальности 061100 и его регламентации с помощью различных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О системе комплексного учебно-методического обеспечения практик студентов»

Управление качеством образования

В.А. Балабан,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента ДВГАЭУ;

Т.И. Елисеева,

кандидат технических наук, зав. кафедрой организации предпринимательской деятельности ДВГАЭУ

О СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ

Рассматриваются вопросы содержания практик студентов специальности 061100 и его регламентации с помощью различных документов.

В Дальневосточной государственной академии экономики и управления ведется разработка сквозной программы практик студентов специальности "Менеджмент организации". Идея создания подобных документов не нова. Еще до начала перестроечного периода в полной мере выявилась объективная необходимость подготовки единой программы для всех практик, предусмотренных для той или иной специальности. Такая программа должна позволить осуществить четкое распределение изучаемого материала между практиками в соответствии с установленным учебным планом "порядком следования" общепрофессиональных и специальных дисциплин и выполнения курсовых проектов и работ, исключить нежелательное дублирование между содержанием различных практик и в то же время обеспечить тематическую цельность задач и содержания каждой практики. У истоков реализации соответствующего подхода стоял один из авторов настоящей статьи, которым около 20 лет назад был создан один из первых в стране "работающих" документов подобного рода.

При разработке сквозной программы практик для специальности "Менеджмент организации" в ДВГАЭУ пришлось столкнуться с рядом серьезных трудностей. Главная причина их появления - наличие четырех весьма непохожих друг на друга специализаций: "Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий", "Менеджмент туризма и путешествий", "Стратегический менеджмент" и "Менеджмент торговых организаций". Специализации настолько различаются, что их выпуск осуществля-

ется двумя кафедрами: организации предпринимательской деятельности и менеджмента.

Содержательные различия в специализациях по данной специальности при трех практиках, предусмотренных образовательным стандартом (учебно-ознакомительная - две недели, экономическая и практика менеджмента - шесть недель, преддипломная - восемь недель), ведут к превращению совокупности практик в некую многомерную систему. Для того чтобы такую систему грамотно построить, необходимо ответить на два вопроса: "Что необходимо изучать на практиках?" и "Что должна содержать программа практик?".

Вопрос о содержании студенческих практик далеко не так прост, как может показаться на первый взгляд. Определяющим моментом здесь являются общие задачи практик (и учебных, и производственных), состоящие для студентов в следующем:

закрепление знаний, полученных в процессе "стационарного" обучения;

овладение производственными навыками и передовыми методами осуществления будущей профессиональной деятельности;

приобретение опыта организаторской работы и рационального коммуникативного общения.

Следует иметь в виду, что студент специальности "Менеджмент организации" за весь период обучения имеет дело с 15 общепрофессиональными дисциплинами, 11 специальными и 15 (в среднем) дисциплинами специализации. Включение материала всех этих предметов в "орбиту" практик невозможно, да и лишено смысла. Дело в том, что значительная часть общепрофессиональных дисциплин (экономическая теория, мировая экономика и многие другие) и некоторые специальные дисциплины (например, история менеджмента) по определению не обеспечивают приобретение знаний прикладного характера и формирование практических навыков выполнения определенных работ. Они имеют совершенно иную цель - повышение общепрофессиональной эрудиции и создание теоретической основы экономических знаний. Но и среди дисциплин "узкопрофессиональной" ориентации необходим отбор, с тем чтобы в итоге остались только имеющие сколько-нибудь существенное "отражение" в производственно-коммерческой деятельности предприятий. Результаты подобного отбора применительно к рассматриваемой специальности будут проиллюстрированы ниже.

Особого разговора заслуживает вопрос о "взаимоотношениях" практик и курсового проектирования. Качество последнего обусловлено рядом факторов объективного свойства и факторов, связанных с характеристиками предшествующей подготовки и прилежания студентов. Из объективных факторов самым важным является направленность курсового проектирования, которая определяется его тематикой и интерпретацией последней (характером заданий на проектирование). Не претендуя на строгую научность, можно выделить четыре вида тем курсовых проектов и работ: программные, реферативные, расчетно-аналитические и прикладные.

Программные темы охватывают определенные разделы курса и требуют от студентов изложения содержания соответствующих тем на основе работы с учебной литературой, иногда с привлечением литературы монографической.

Под реферативными (их обычно называют теоретическими, что глубоко неверно) понимаются темы, которые посвящены какому-то оригинальному литературному источнику. Сами названия таких тем могут быть сформулированы двояким образом, что соответствует двум принципиально различающимся вариантам выполнения работ. Один из них может быть назван описательным; он предусматривает только краткое изложение содержания книги. В соответствии с другим вариантом, который заслуживает названия аналитического, от студентов требуется изложить взгляды автора на определенную проблему и подвергнуть эти взгляды критическому анализу.

Расчетно-аналитические темы могут выполняться по академическим заданиям (заранее подготовленные цифровые данные, сгруппированные по вариантам) или на основе материалов, собранных студентами на предприятиях. Вторая разновидность значительно предпочтительнее, поскольку ориентирована на более серьезную работу студентов и исключает возможность "тиражирования" курсовых проектов или работ.

Прикладными в рассматриваемом аспекте названы темы, посвященные анализу состояния какого-то вопроса на конкретном предприятии и разработке соответствующих рекомендаций. Сбор исходных материалов на предприятии осуществляется самими студентами в процессе прохождения производственной практики. Именно такие темы в наибольшей степени нацелены на выполнение "классических" задач курсового проектирования, они создают условия для высокого уровня самостоятельной работы студентов и несут определенную исследовательскую нагрузку (во всяком случае, применительно к дисциплинам организационно-управленческого характера).

Таким образом, при определении содержания практик возникает дополнительная задача по "привязке" к ним тех или иных курсовых проектов и работ. В некоторых случаях здесь также возможны альтернативные варианты и выбор из них на основе учета характера соответствующих дисциплин и их места в подготовке специалистов.

Теперь о содержании и построении сквозной программы практик. Такая программа может быть качественно разработана только в том случае, если весь помещаемый в нее материал будет разделен на две части: общую для всех (в данном случае - трех) практик и "разделенную" (содержащую данные, которые являются специфическими для отдельных видов практик). Как представляется, первая часть должна включать в себя два блока данных: концептуальный (раскрывающий принципиальное разделение функций между практиками и содержащий сопутствующую этому информацию) и организационный (регламентирующий решение вопросов организации практики, руководства ею, а также обязанности и права студентов-практикантов). Второй блок содержит общеизвестную информацию, комментировать которую в настоящей статье не имеет смысла. Что же касается первого блока, то в любом варианте исполнения

он должен обладать определенной нетривиальностью и соответственно представлять интерес практикантов. В сквозной программе практик для специальности "Менеджмент организации" этот блок имеет вид, представленный в таблице.

Все принципиальные решения по содержанию практик, отраженные в общей части программы, нашли дальнейшее развитие в "разделенной" части. Весьма любопытная ситуация сложилась с первой практикой. В образовательном стандарте она названа учебно-ознакомительной. По устоявшейся терминологии учебная практика - это та, которая проводится в учебных условиях, так сказать, не выходя из учебных корпусов вуза. А ознакомительной принято называть самый "облегченный" вариант производственной практики, когда студент впервые попадает на предприятие и знакомится с самыми общими вопросами его существования и функционирования. Подобная расшифровка названия практики оказалась правильной; УМО это подтвердило. Собственно соединение двух практик в одну при ее общей продолжительности в две недели, как представляется, мало оправдано, но это решение отражено в образовательном стандарте, т.е. является обязательным. Вопрос лишь в том, как данное решение интерпретировать.

Вариант проведения учебной практики в виде лабораторных занятий, ориентированных на формирование у студентов практических навыков по рабочей специальности, был выбран потому, что он хорошо вписывает эти занятия в общую канву производственных практик. Но включение в саму программу описания лабораторных работ (да еще в четырех вариантах - по специализациям) неизбежно привело бы к существенному увеличению ее объема. Таким образом, в первый раз при разработке программы практик, о которой идет речь, возник вопрос о неком дополнении к программе.

Вполне естественно, что ознакомительную часть практики было предусмотрено проводить в соответствии со специализацией студентов следующим образом:

Специализация Профиль предприятия

Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий Менеджмент туризма и путешествий Стратегический менеджмент Менеджмент торговых организаций Ресторан, гостиница Гостиница, туристская фирма Предприятие пищевой промышленности, предприятие легкой промышленности Предприятие оптовой торговли; предприятие розничной торговли

Поскольку эта же практика должна использоваться для сбора материалов к курсовому проекту или работе, возникает необходимость в выдаче студентам соответствующих индивидуальных заданий. Комплекты таких заданий для обеспечения курсового проектирования по трем дисциплинам (см. таблицу) должны быть вторым дополнением к программе практик.

Основные характ ер истин и практик студентов специальности 061100

Место прохождения. продолжительность, характер работы студентов Изучаемые вопросы Ориентация на пройденные дисциплины Выполняемые на основе материалов практики кур со вне проекты и работы

общепрофессиональные и специальные по специализациям

менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий менеджмент туризма и путешествий стратегический менеджмент менеджмент торговых организаций учебная дисциплина семинар

1 2 3 4 5 6 7 3 9

Учебпо-озпакомителыюя практика (после J курса, 2 недели) а) первая половина—учебная практика

Академия. 6 цней. занятия :нпа лабораторных Практические навыки по рабочей профессии Профессии

Официант Экскурсовод Инспектор по контролю за исполнением поручений

Дисциплины

Организацияи техника обслуживания на предприятиях общественного питания; Основы технологии приготовления напитков, блюди закусок; Профессиональная этика и психология официанта иве; Краеведение кйжзжа; Организация контр о ля на пр ед-приятии

Продолжение таблицы

1 2 3 4 3 6 7 3 9

6} вторая половина— ознахомитвлъная практика

1ва пр е д прият ил ю профилю шециализации. 6 щей. ознакоми-сельные экскур-:ни с получением комплекта эаздаточных материалов Организацио нно-пр авовал форма, дислокация, профиль и масштабы деятельно ста, организа- цио иная структура, штаты персонала. Основы менеджмента Организация производства и обслуживания в ресторанах Инфраструктур а туризма; Организация гостиничного хозяйства Диверсификация и дргс предприятий Коммерческая логистика - — Управление — персоналом Вну тр е нний туризм 7 7 7

Организация произвол -ства и обслуживания на

предприятиях ооще-ственного питания

2. Экопомическа. я практика ы практика.менеджмента (после 4 курса., 6 недель)

}дно предприятие по профилю шециализаций. щдивиду а льная забота с документ амии таблюдення Технология и технологическое оборудование основнойдея-тельности; экономия е с кий анализ: финансовое состояние; работа в областимар-кетинга; состояние стратегического пл анир ова-ния; системы оплаты труд а Статистика: Бух. учет; Маркетинг; Экономический анализ; Финансы и кредит; Управление персоналом; Стратегический менеджмент; Упр авл енч еские решения Организация и менеджмент гостиничного хозяйства; Организация производства и обслуживания в ресторанах Организация и менеджмент туризма; Внутренний туризм; География туризма •ч- *- Стандартизация и качество товаров Предпринимательская деятельность 9 9 9 9

неджмент в туризме

неджмент гостиничного хозяйства

чо

о

Окончание таблицы

1 2 3 4 5 6 1 8 9

.У. Преддипломная практика (после 9 семестра, 8 недель) а) первая часть - закрепление пройденного материала и приобретение практических навыков

Одно предпрн-атне по профн-пю специализации, 2 не дета. индивидуальная работа с документами н наблюдения Правовые аспекты работы; состояние с уплатой налогов: управление качеством; инновационная политика Хозяйственное право; Управление качеством; Антикризисное управление

6) вторая, часть - сбор исходных данных для дипломного проекта

То же предприятие. б аедель, работа : использованием различных методов В зависимости от темы проекта

Ознакомительная часть первой практики может проводиться и на зарубежных предприятиях. Ее организация связана с решением большого количества специфических вопросов, что вызывает необходимость подготовки специальных методических указаний, выступающих в качестве третьего дополнения к программе практик.

Несколько забегая вперед, следует указать, что и вторая практика (экономическая и практика менеджмента) сопровождается сбором материалов для курсового проектирования (в данном случае по 4 дисциплинам) и может частично проводиться на зарубежных предприятиях. Следовательно, и здесь необходимы соответствующие документы - дополнения к программе практик.

С целью обеспечения правильного и единообразного оформления отчетов по всем видам практик следует подготовить рекомендации по такому оформлению, взяв за основу требования, содержащиеся в релевантном государственном стандарте последнего издания. Включение данных рекомендаций непосредственно в программу практик нецелесообразно, так как эти рекомендации должны регламентировать оформление всех учебных работ студентов (в т. ч. законченных материалов курсового и дипломного проектирования). Тем не менее отдельно изданные методические указания по оформлению правомерно рассматривать как еще одно дополнение к программе практик.

Как видно из таблицы, содержание экономической практики и практики менеджмента отличается большим разнообразием. В "разделенной" части программы состав изучаемых вопросов детализирован и выглядит следующим образом:

маршрутная (укрупненная) технология производства продукции (услуг) и обслуживания потребителей, а также состав и характер технологического оборудования;

организация рабочих мест персонала и система их обслуживания; экономические результаты работы предприятия (выручка, затраты, прибыль, рентабельность) за три года;

финансовое состояние предприятия за три года (с использованием общепринятых показателей);

работа предприятия в области маркетинга (изучение потребительского спроса, продвижение товаров на рынок, прогрессивные методы сбыта, организация рекламы, анализ конкурентоспособности и др.);

практика стратегического планирования (анализ предшествующей стратегии, анализ внешней среды, внутриуправленческое обследование, выбор стратегических альтернатив, использование диверсификации, характеристика политики предприятия);

формы и системы оплаты труда, используемые для различных категорий персонала, системы премирования и другие инструменты материального стимулирования, уровень текучести кадров и данные о мотивах увольнений работников.

Для преддипломной практики главным и наиболее трудоемким компонентом является сбор и систематизация исходных данных для дипломного проекта. Документальным обеспечением этой работы должны служить комплекты индивидуальных заданий (по темам дипломных про-

ектов), составленные раздельно двумя выпускающими кафедрами. Подобные комплекты также можно считать дополнением к программе практик.

Что касается остальной части преддипломной практики, то она должна быть посвящена изучению четырех блоков вопросов, относящихся почти исключительно к дисциплинам четвертого года обучения:

правовые аспекты деятельности предприятия (нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятия; договоры, контракты, соглашения, заключенные с другими организациями; документы, относящиеся к рассмотрению спорных и других вопросов в судебном порядке);

уплата налогов и налоговая политика (размеры налоговых выплат предприятия; проблемы, связанные с уплатой налогов; легитимные меры снижения налогового бремени);

управление качеством продукции и услуг (рекламации и иные претензии к качеству со стороны потребителей; используемая система управления качеством или ее отдельные элементы);

инновационная политика предприятия (новшества в области техники, технологии, организации или экономики, внедренные в производство; документы, отражающие планы руководства предприятия по совершенствованию различных сторон его деятельности).

Период охвата всех перечисленных вопросов - три года.

В программе по каждой практике ("разделенная" часть программы) приведены также данные, касающиеся распределения времени и требований к структуре и содержанию отчета.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что в процессе разработки сквозной программы практик студентов специальности "Менеджмент организации" сформировалось представление о наборе документов, объективно составляющих единую систему всестороннего учебно-методического обеспечения практик. Наличие такой системы позволяет избавиться, с одной стороны, от слишком громоздких, неудобных для работы документов, а с другой - от дублирования материала в различных документах. Каждый документ, "входящий" в систему, становится при этом строго функциональным и возможно более кратким.

Система должна состоять из "центрального", базисного документа и примыкающих к нему нескольких "периферийных" документов. Базисный документ - это сама сквозная программа практик студентов. Такая программа для специальности "Менеджмент организации" уже разработана. А "периферийные" документы еще подлежат разработке или переработке (в духе концепции системы комплексного учебно-методического обеспечения практик). К этим документам, как уже говорилось, могут быть отнесены:

1. Программы трех лабораторных практикумов (по трем рабочим профессиям) для учебной практики.

2. Три комплекта индивидуальных заданий на практику по сбору данных для курсового проектирования в 7-м семестре.

3. Методические указания по организации проведения зарубежной ознакомительной практики.

4. Четыре комплекта индивидуальных заданий по сбору данных для курсового проектирования в 9-м семестре.

5. Методические указания по проведению экономической практики и практики менеджмента на зарубежных предприятиях.

6. Методические указания по оформлению учебных работ студентов специальности 061100.

7. Два комплекта (по одному на каждую из выпускающих кафедр) индивидуальных заданий на практику по сбору и систематизации данных для дипломного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.