ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2016. № 4
Дмитрий Игнатьевич Валентей
Дмитрий Игнатьевич Валентей (1922—1994) — советский социолог, экономист, демограф. Окончил исторический факультет Московского городского пединститута (1945). Участник Великой Отечественной войны. Доктор экономических наук (1961). Профессор (1963), заведующий кафедрой народонаселения (1967—1991) экономического факультета. Основатель и руководитель Центра по изучению проблем народонаселения (1968—1991). В Московском университете читал курсы лекций: «Демография», «Теория народонаселения», «Система знаний о народонаселении». Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени и 13 медалями. Заслуженный деятель науки РФ. Область научных интересов: демография, теория и политика. Проводил комплексные исследования народонаселения, в центре которых была демография как самостоятельная наука, изучающая сложные общественно-естественные процессы. Подготовил около 40 кандидатов наук. Опубликовал более 250 научных работ.
О СИСТЕМЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ1
За прошедшие годы сделано немало для выяснения теоретических и методологических аспектов развития системы научных знаний о населении. Закономерности развития народонаселения2 становятся объектом внимания все более широкого круга специалистов в области общественных и естественных наук. Особо значительный интерес вызывают методологические вопросы комплексного изучения народонаселения, что свидетельствует о возрастающей роли этого научного направления. Подтверждением тому являются публикации по вопросам теории комплексного анализа проблем народонаселения3, а также многочисленные конференции и совещания, посвященные различным вопросам народонаселения, созываемые в Москве и других научных центрах страны.
В основе комплексного изучения закономерностей развития народонаселения лежит творческое применение методологических принципов общественных наук: марксистской философии, политической экономии, научного коммунизма, — на базе которых и создается общая теория народонаселения. В прошлом явления, характеризующие население, обычно изучались с какой-либо одной стороны, например, влияния уровня дохода на интенсивность рождаемости, жилищных условий на рождаемость и т.д. Такой подход, в принципе возможный (а в ряде случаев и необходимый), во многих случаях все же приводит к изучению проблемы населения с частных позиций, к недоучету слож-
1 Источник: Вопросы экономики. 1973. № 5. С. 74-84.
2 Под развитием народонаселения, по мнению автора, надо понимать количественные и качественные изменения населения, обусловливаемые теми процессами, которые происходят в обществе вследствие развития производительных сил и производственных отношений.
3 См., например: Марксистско-ленинская теория народонаселения. — Издательство «Мысль», 1971, и ряд других работ.
ных связей процессов воспроизводства населения с другими общественными явлениями.
Признание тесной связи воспроизводства населения с условиями его жизни и труда есть одновременно признание множества зависимостей между процессами воспроизводства населения и другими социальными процессами. Эти зависимости и связи невозможно исследовать только приемами и методами демографии при самом широком толковании ее предмета. Отсюда вытекает тесная связь демографии с общеметодологическими, а также другими общественными науками в системе наук о народонаселении, расширяется сфера приложения демографических знаний, создается реальная основа изучения населения комплексом наук.
Один из возможных подходов к методике комплексного анализа процессов развития народонаселения — рассмотрение его с позиции системного анализа. Познав народонаселение как систему в его целостности, мы в состоянии объяснить составляющие его элементы, связи и зависимости. При системном подходе анализируются не только закономерности развития и функционирования данной системы, но и сеть ее связей с другими, в частности более крупными, системами.
* * *
Наука о народонаселении — система научных знаний. Объектом исследования этой науки является народонаселение, а предметом — закономерности его развития, изменения в условиях труда и жизни, воспроизводство населения в широком толковании этого понятия (социальная мобильность, естественное возобновление поколений, миграции в различных формах, расселение, качественные изменения, включая общеобразовательную, профессиональную и специальную подготовку, а также здоровье). Особое внимание в нашем обществе при этом уделяется закономерностям улучшения условий труда и жизни населения, его воспроизводства1.
Как известно, развитие науки в наше время идет двумя внешне противоречивыми путями: параллельно с процессом отпочкования и специализации происходит интеграция наук пограничного характера путем синтеза знаний смежных наук и процесс их взаимного обогащения. Наука о народонаселении богата пограничными, стыковыми научными дисциплинами, многие из которых отпочковались от давно сложившихся наук. Объективно назрела необходимость их полной интеграции в рамках науки о народонаселении. Комплексный подход к изучению народонаселения как многосложного объекта — новый путь в методологии исследования общественных явлений.
Большое значение для дальнейшей разработки теории и методологии комплексного анализа закономерностей развития народонаселения имеет установление научно обоснованной классификации наук о народонаселении, раскрывающей взаимную связь отдельных наук на основании определенных принципов
1 Оговоримся, что каждая из названных выше форм движения в разной степени изучается теми или иными науками, однако социально-экономическая обусловленность причин этих процессов лежит в закономерностях развития общества.
и логически связывающей их в единую систему. Классификация наук, так или иначе изучающих народонаселение, определяется, во-первых, объективными связями и отношениями изучаемого объекта, во-вторых, методами и условиями (в частности достоверностью, полнотой статистической информации) познания предметов наук, в-третьих, целями, которыми порождаются и которым служат научные знания.
Классификация наук, изучающих народонаселение, должна прежде всего исходить из структуры изучаемого объекта. Поэтому необходимо ответить на вопрос, какова структура народонаселения как объекта исследования, какие стороны, отношения, связи изучает интересующая нас система наук, что наиболее общее можно выделить в этих науках.
За основу классификации знаний, изучающих народонаселение, можно взять различные стороны их общей связи, логически разместив их на основании принципов: 1) от более общих наук к более конкретным, 2) от простого к сложному. Можно также классифицировать науки по времени их возникновения, положив в основу историю демографии или историю развития общественных наук вообще. Классификация может выражать и принцип перехода нашего познания от одной стороны предмета исследования к совокупности всех его сторон. В то же время очевидно, что логическую структуру научной области можно установить, лишь приведя добытые знания в определенный порядок, систематизировав их.
Развитие научных знаний о народонаселении от комплекса к системе и ее становление требуют осмысливания самой структуры этой системы знаний. Естественно, что теория народонаселения основывается на общеметодологических науках. Закономерно поставить общую теорию народонаселения в системе знаний о населении вслед за общеметодологическими науками, а затем демографию и сопредельные с нею науки, такие, как экономика трудовых ресурсов и экономика труда, география населения, семейное право, определенные сферы этнографии, социальная психология, а также социальная гигиена и геронтология, генетика населения и ряд других. В итоге систему научных знаний о населении в самом общем виде можно представить следующей схемой:
В свою очередь, каждая из этих составляющих является целой системой научных знаний о населении. Например, экономика народонаселения предполагает анализ соотношения производства и потребления материальных благ, общественных и личных потребностей, путей удовлетворения этих потребностей в интересах общественного развития и каждого отдельного человека. Столь же сложную систему (или в нашем случае подсистему) представляет собой социология народонаселения.
* * *
«Сердцевиной» этого сложного комплекса знаний является демография. Развитие данной науки — история борьбы в основном двух точек зрения на ее предмет. В одном случае предмет демографии сводился лишь к анализу проблем, связанных с естественным возобновлением поколений, в другом случае он расширялся настолько, что охватывал целый ряд уже сложившихся самостоятельных общественных наук. Мы не склонны соглашаться ни с той, ни с другой точкой зрения. Демография, на наш взгляд, имеет предметом воспроизводство населения в его общественно-исторической обусловленности, то есть в широком толковании этого понятия. Действительно, если прежде речь шла о демографии как об одной науке, то ныне в процессе ее развития наблюдается переход на новую ступень совершенствования демографических знаний: из комплекса демография превращается постепенно в систему демографических знаний, возникающую на основе общей теории народонаселения.
Определяющим началом для всех наук в системе знаний о населении, в том числе и для демографии, является марксистско-ленинская теория народонаселения, синтезирующая общеметодологические положения о закономерностях развития последнего. Теоретическая демография целиком базируется на принципах общей теории народонаселения и призвана разрабатывать основные методологические принципы анализа социально-демографических процессов и явлений закономерности воспроизводства населения. Эта наука определяет как систему демографических знаний, так и место каждой из частных демографических наук в этой системе, позволяет ученым, чьи интересы тяготеют к тем или иным частным демографическим наукам, очертить предметы этих наук, установить роль, место, значение тех или иных методов, конкретной методики и техники анализа социально-демографических процессов. Основываясь на общей теории народонаселения, теоретическая демография призвана создать основу для развития всех конкретных демографических дисциплин, включая такие новые социально-демографические теоретические дисциплины, как экономическая демография и историческая демография.
Авторы многоязычного демографического словаря ООН склонны считать, что предметом теоретической демографии служит изучение в количественном соотношении демографических процессов независимо от других явлений. Мы полагаем, что в данном случае нельзя говорить лишь о количественном освещении демографических процессов, ибо анализ развития народонаселения без выяснения качественных изменений в населении, по сути дела, исключает воз-
можность познания развития народонаселения в тот или иной период общественного развития.
Дальнейшее развитие демографии, безусловно, потребует более четкого определения предмета теоретической демографии как науки методологической, основы формирования системы демографических наук, основы развития частных демографических дисциплин.
Теоретическая демография должна установить подлинное место традиционных методов в исследовании населения. Например, особое место среди демографических наук занимает дескриптивная (или описательная) демография. Авторы упомянутого словаря ООН полагают, что дескриптивная демография призвана давать развернутую систему характеризующих население показателей, построенных на базе статистических данных о населении. Подобное определение описательной демографии, на наш взгляд, неправильно и предопределяет ее роль только как статистики населения в чрезвычайно узком ее толковании, сводя задачу к сугубо количественной стороне анализа. Вместе с тем дескриптивная демография могла бы послужить основой для широкого круга исследователей в области конкретных демографических наук, которые теперь не могут ограничиваться определением лишь количественной стороны процесса.
Дескриптивная демография имеет большое значение для развития истории демографии, ибо без эмпирического материала, который должен быть осмыслен в пределах статистики населения, демографы-теоретики вряд ли смогут подняться на новые, более высокие ступени в анализе развития народонаселения, включая и те количественные изменения, которые происходят в населении в процессе общественного развития в связи с научно-технической революцией. Совершенствование статистики населения позволит определить место эмпирического материала в обобщенном статистиками виде в демографических исследованиях, избежать чрезвычайного увлечения лишь сбором фактов без глубокого их осмысливания, а с другой стороны, не допустить теоретизирования в отрыве от собранного фактического материала, подгонки последнего под формальные схемы.
* * *
Методологические дисциплины помогают определить предмет и методы частных демографических дисциплин, которые, основываясь на теории и методике познания социально-демографических процессов и явлений, исследуют конкретные проблемы. В связи с этим возникает вопрос о предмете демографии и некоторых частных демографических дисциплин.
Исключительно важным разделом системы демографических наук является экономическая демография. Эта наука призвана анализировать воздействие демографических факторов на экономическое развитие общества, а также влияние социально-экономического развития на социально-демографические процессы. Предстоит также осмыслить новое направление исследования — экономику народонаселения и разграничить ее с экономической демографией. К сожалению, экономической демографией в настоящее время занимаются лишь отдельные ученые, хотя практика коммунистического строительства требует активного
развертывания работ в этой очень важной сфере научной и практической деятельности. Значительный интерес представляет также развитие исторической демографии — отрасли демографии, изучающей историю демографического развития населения мира, континентов, отдельных стран, экономических районов, особенности взаимосвязи в отдельных странах или районах экономических и демографических процессов на разных этапах ее развития.
Пока недостаточно развито и такое направление, как прикладная демография, которая сама представляет систему (в отношении к демографии — подсистему) прикладных демографических дисциплин, имеющих огромное значение для практики народно-хозяйственного планирования. Некоторые наши демографы считают, что это сфера демографических знаний, посвященная результатам применения методов демографического анализа к конкретным проблемам воспроизводства населения отдельных стран и экономических районов (по нашему мнению, эти вопросы входят в предмет региональной демографии), другие — к конкретным проблемам тех или иных отраслей или сфер народного хозяйства страны, связанных с удовлетворением растущих материальных и культурных запросов населения. Речь идет об определении потребностей (масштабов и структуры) населения в связи со сложившейся и ожидаемой возрастно-половой, брачной и образовательной структурой в товарах (продовольствии, одежде, медикаментах, лекарствах и пр.), а также размеров, типов и структуры жилищ, коммунально-бытового обслуживания и масштабов развития непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, культура). На практике прикладная демография призвана быть использованной для разработок на длительную перспективу, обеспечивая плановые органы данными об экономических и культурных потребностях населения. (В последнем случае она стыкуется с экономикой народонаселения.)
Особое значение имеет военная демография. Исследования в этой области касаются не только мобилизационной численности мужского населения, но и соответствующих сфер экономики. Военная демография занимается исследованием влияния изменений различных демографических параметров (численность, структура населения) на военный или военно-экономический потенциал страны.
Наряду с экономикой народонаселения большая группа исследователей занимается социологией народонаселения, которая, по определению В. Сы-сенко, изучает сеть зависимостей и связей между социальным и демографическим развитием. Демографические процессы, по его мнению, рассматриваются в системе социальных отношений в связи с другими видами жизнедеятельности населения. При этом в понятие воспроизводства населения включаются проблемы передачи новым поколениям всего многообразного социального, производственного и духовного опыта. Подобное определение предмета социологии народонаселения, на наш взгляд, весьма перспективно, однако, по-видимому, требует более четкого установления предмета и круга исследований, а также выяснения связей между социологией народонаселения, экономикой народонаселения, с одной стороны, социологией и экономикой в широком толковании этого понятия — с другой, и др.
В целом приведенный перечень отдельных демографических наук и соответствующая ему система знаний могут быть выражены следующей схемой:
Система демографических наук Теоретическая демография
Экономическая Историческая Т1 , Описательная
, 1 История демографии ,
демография демография демография
Методы анализа социально-демографических процессов и источники данных
„ „ .. „ Моделирование
Источники Статистические Математические Социологические
социально-
данных методы методы методы ,
демографических
о населении в демографии в демографии в демографии процессов
Прикладные демографические науки Социально-демографический прогноз Теоретические основы социально-демографической политики Оптимизация социально-демографических процессов
Из приведенных схем видно, что общая теория народонаселения, развиваемая на основе общеметодологических наук, как уже подчеркивалось, определяет характер и содержание всех научных направлений в системе знаний о населении: демографии, экономики народонаселения, социологии народонаселения, сопредельных наук, изучающих в той или иной мере население, отдельные его проблемы, закономерности развития. Особенно важна роль теоретико-методологических демографических дисциплин: экономической демографии, исторической демографии, истории демографических учений, а также дескриптивной демографии, которая позволяет всем методологическим демографическим наукам анализировать закономерности развития народонаселения, наблюдаемые в настоящее время социально-демографические процессы и т.д. Поэтому в данной горизонтальной линии, безусловно, надо бы оставить ряд «белых пятен», которые предстоит еще заполнить.
Вслед за теоретико-методологическими дисциплинами идет перечень частных и производных от методологических методических наук, о которых уже говорилось выше. Названными методами исследуются социально-демографические процессы.
* * *
Трудности познания закономерностей развития народонаселения заключаются в том, что подавляющее большинство из них проявляется через сознательную деятельность людей, складываясь как равнодействующая миллионов человеческих поступков (например, уровень рождаемости в тот или иной период или характер миграционных процессов; демографическое давление на большие города). Анализ причин демографического поведения — важная сфера совместной деятельности демографов с экономистами, социологами, правоведами, социал-психологами, этнографами.
Демография и сопредельные с нею науки, основываясь на общей теории народонаселения, должны изучить совокупность социально-экономических
условий, вызвавших в жизни данную демографическую ситуацию, изменения в интенсивности тех форм движения населения, которые наблюдаются в текущий момент, а также изменения в структуре населения.
Определив с большей или меньшей достоверностью социально-экономические условия, которые вызвали современную демографическую ситуацию1, крайне важно выяснить вторичные последствия этой демографической ситуации: экономические, социально-демографические, моральные, этические, социально-гигиенические, генетические. Необходимо выяснить влияние демографической ситуации на качество населения (общеобразовательную, профессиональную, специальную подготовку, здоровье); последнее имеет важное значение в конечном итоге и для определения оптимальной численности населения в тот или иной период экономического развития.
Только выяснив вторичные, а также третичные последствия современной демографической ситуации, можно разработать действенный комплекс мер в политике народонаселения по изменению неблагоприятной демографической ситуации. Подсистема прикладных демографических наук и призвана, как мы полагаем, обеспечить реальную «увязку» фундаментальных исследований в области народонаселения с задачами народно-хозяйственного планирования и социального прогнозирования.
* * *
Политика народонаселения, направленность, интенсивность и конкретное содержание которой определяются характером той или иной общественно-экономической формации, слагается из следующих основных моментов.
1. Изменение условий труда, границ трудоспособного возраста вообще и в разных видах занятий, определяемые меняющимися условиями производства, масштабы занятости населения, продолжительность рабочего времени (дня, недели), продолжительность отдыха, забота об охране труда, квалификационная и специальная подготовка, профориентация и др.
2. Изменение жизненных условий всех слоев населения (реальная заработная плата или уровень доходов, жилищные условия, возможность пользоваться бытовыми услугами и достижениями культуры, степень доступности современной медицинской помощи, масштабы свободного времени и структура его использования). Сюда же примыкает и очень важная проблема борьбы за чистоту окружающей человека природы.
3. Воздействие на процессы воспроизводства населения (социальная мобильность, естественное движение, миграционная подвижность).
Демографическая же политика, на наш взгляд, касается только воспроизводства населения в количественном и качественном планах. Она представляет собой совокупность мероприятий, регулирующих демографические процессы в интересах общества в целом и каждого его члена в отдельности, меры,
1 Состояние, в котором пребывает в настоящее время население, скорее всего можно условно назвать демографической ситуацией, представляющей собой явление, вторичное по отношению к объективным закономерностям, регулирующим развитие народонаселения в данных общественно-экономических условиях.
охватывающие все виды движения населения, так как все они тесно связаны и изменение одного из них сказывается на другом. Так, естественная убыль населения в некоторых областях Северо-Запада РСФСР является следствием не только (а возможно, и не столько) изменения интенсивности рождаемости, но и миграции молодежи в другие районы страны.
Демографическая политика не определяется только экономическими факторами, хотя последние и лежат в их основе, а опосредована социальными отношениями, которые господствуют в обществе, и групповым поведением населения, в нашем случае — демографическим поведением.
Сущность, или содержание, демографической политики, как мы полагаем, слагается из трех основных направлений.
1. Воздействие на социальную мобильность. Оно состоит в создании наиболее желательной структуры общества путем поощрения разными методами передвижения населения из одной социальной группы в другую.
2. Воздействие на процессы естественного возобновления поколений, характер которых определяется интенсивностью процессов рождаемости и смертности. Рождаемость и смертность определяют изменение численности и воз-растно-полового состава населения. От изменения интенсивности рождаемости следует отличать рост числа рождений (прежде всего первых), связанных с воздействием возрастно-половой структуры населения. Именно этим, например, объясняется рост поколений рождаемости в нашей стране в 1971—1972 гг.
3. Влияние на перемещение людей из одних мест в другие или миграция населения. Проводимая государством миграционная политика органически связана с политикой в области расселения населения по территории страны.
Условия жизни и труда населения на разных ступенях человеческой истории непосредственно определяются способом производства. Основной экономический закон формации обусловливает, как известно, не только социальные проблемы, которые разрешаются революционным путем под действием объективных условий, создающихся в силу действия закона соответствия производственных отношений характеру производительных сил, но и условия жизни и труда населения.
Составляющие население конкретные индивидуумы живут и трудятся при определенных общественных отношениях, находятся в многочисленных и разноречивых связях между собой — экономического, политического, национального, религиозного, семейного порядка. Народонаселение, или сложная совокупность людей, многими нитями связано с социальной и политической жизнью общества. Уровень производительных сил, характер развития производственных отношений и степень сознания и организованности трудящихся определяют в антагонистических формациях степень и глубину решения основных проблем народонаселения своего времени, изменение в положении трудящихся, условий их жизни и труда.
Решения XXIV съезда КПСС вновь подтверждают неопровержимый тезис о том, что коммунистические производственные отношения создают все объективные условия для неуклонного улучшения в положении всего населения. Общественная собственность на средства производства и планомерность развития экономики обусловливают качественно новое в развитии народонаселения,
когда расширяющиеся границы свободного времени позволяют создавать все более благоприятные условия для творческого труда, развития духовных способностей, осуществления полнокровного жизненного процесса. Лишь в условиях социализма появляется не только теоретическая, но и практическая возможность гармоничного сочетания интересов общества в целом и отдельного индивида, ибо у общества и всех его членов одна цель — построение коммунизма.
Социальная сущность, методы осуществления и действенность демографической политики обусловливаются эффективностью социально-экономической политики государства, ее направленностью. Общественный строй предопределяет и возможность использования тех или иных методов демографической политики. В этих условиях иногда вопрос ставится так: поскольку цель нашего общества неизменна, а режим воспроизводства формируется под влиянием социально-экономических факторов, то рано или поздно под их влиянием создается тот тип воспроизводства населения, который нужен будет исходя из потребностей общества будущего.
Конечно, управление демографическими процессами нельзя понимать как разработку какого-то обязательного «плана», выражающегося в определенных систематических характеристиках. Это не только противоречило бы сути социалистической демократии, но и просто невозможно по существу. Однако в отношении рождаемости и миграции речь должна идти об управлении демографическим поведением населения, о выработке у него устойчивых стандартов демографического поведения, соответствующих долгосрочным интересам общества.
Все это требует не только длительного времени, но и применения широкого комплекса мер демографической политики, а не одной какой-то акции. Именно поэтому, изучая возможности тех или иных мер демографической политики, необходимо всегда помнить, что все они должны составлять большой и неразрывный комплекс мер, предназначенный в целом для выработки таких стандартов демографического поведения, которые соответствовали бы как долговременным интересам общества, так и стремлениям отдельных семей.
Методы демографической политики можно условно разбить на три группы.
1. Экономические меры (пособия по многодетности, учет при налогообложении размеров семьи, льготы при предоставлении жилья для семей с определенным числом детей, развитие сети детских учреждений и бытового обслуживания и др.). В отношении миграции сюда входят выплаты разного рода поощрительных вознаграждений при переезде в нужном для общества направлении, установление в районах «входа» мигрантов повышенных ставок заработной платы, ускоренное развитие в этих местах жилищного и бытового строительства, создание рабочих мест для «вторых» членов семьи, главным образом женщин.
2. Административно-юридические (законодательные акты относительно разрешения или запрещения производства и использования средств ограничения деторождения, определение минимального возраста вступления в брак, разного рода льготы для отцов семейств при призыве на военную службу). В отношении миграции это — законодательное запрещение или разрешение перемещения в те или иные части страны. В отношении социальной мобильности эти меры могут состоять из разного рода льгот для определенных социальных
групп при приеме на учебу, в распределении общественных фондов и некоторых других акций такого же плана.
3. Меры социально-психологического воздействия слагаются из использования средств массовой информации — печати, радио, телевидения, а также всех видов искусства в целях регулирования демографических процессов в том направлении, которое ставит перед собой общество и которое обусловливается политическими, правовыми, философскими взглядами, господствующими в обществе.
Следует подчеркнуть, что административно-юридические и социально-психологические меры в отрыве от мер экономических не могут дать желаемого эффекта.
Одной из важнейших практических проблем демографической политики является оценка размеров тех средств, которые необходимо выделить государству для ее проведения. Нет нужды говорить о том, что такой расчет достаточно сложен. Необходимо определить расходы на весь комплекс мер такого рода, часто тесно связанных между собой. Даже если говорить лишь об одном элементе такой политики — семейных пособиях, то для оценки необходимых для этого затрат нужно знать следующее.
Во-первых, фактическое и перспективное распределение семей по числу детей в них. По данным переписи 1970 г. можно судить о фактическом распределении семей по числу детей; что же касается прогноза семейного состава, то это очень сложная в методическом плане проблема, тесно связанная с прогнозом рождаемости вообще.
Во-вторых, размеры выплат (единовременных и периодических) на детей разных порядков рождений; их величина зависит от многих факторов, в том числе от определения того уровня рождаемости, который желателен для общества. Иначе говоря, речь идет о том, в какой мере поощрять рождение первого, второго, третьего и всех последующих детей в семье. Размер же выплат должен учитывать реальную стоимость содержания ребенка для семьи, иначе они могут потерять свое стимулирующее значение.
Все это позволяет сделать вывод, что такого рода расчеты требуют большой работы и детальной информации. Для того чтобы показать масштаб такого рода расходов, проведем условный расчет величины средств, необходимых для ежемесячных «семейных» пособий только на детей 1969 г. рождения, для которых имеются данные о распределении по порядку их рождения у матери1. При этом будем исходить из предположения, что ежемесячные расходы на ребенка составляют 50 руб.2 и оптимальной является трехдетная семья. Учитывая, что не все расходы семьи для детей должны компенсироваться в виде прямых выплат, а какая-то их часть будет покрываться за счет общественных фондов, предположим, что на первого ребенка ежемесячно пособия составят 10%, или 5 руб., на второго — 20%, или 10 руб., на третьего — 50%, или 25 руб., и на всех последующих — по 20%, или 10 руб.
1 Вестник статистики. 1971. № 2. С. 89.
2 См.: Кваша А.Я. О некоторых инструментах демографической политики («Изучение воспроизводства населения». — Издательство «Наука», 1968. С. 76).
В 1969 г. родилось 4087 тыс. детей. Если исключить детей с неуказанным порядком рождения (3,5 тыс.), то по порядку рождения можно распределить 4083,5 тыс. детей, в том числе 1600,9 тыс. первых, 1108,3 тыс. вторых, 463,3 тыс. третьих и 911,0 тыс. детей последующих порядков (поскольку распределение рождений неравномерно по месяцам, такого рода расчет для родившихся в 1969 г. проведен для 1970 г., то есть когда все эти дети уже родились). Следовательно, с учетом всех приведенных выше предположений общая ежемесячная сумма выплат составит в месяц около 40 млн., а в год — 480 млн. руб. Если пренебречь различиями в детской смертности разных порядков рождений и учесть, что в среднем на каждого ребенка разного порядка рождения выплачивается в месяц 10, а в год 120 руб., а коэффициент детской смертности равен 25%о^ то с поправкой на детскую смертность такого рода расходы составят около 470 млн. руб. Наконец, если исходить из ныне действующего порядка выплат пособий по многодетности в нашей стране — они выплачиваются с года до пяти лет ребенка — и учитывая, что в 1970 г. не все дети рождения 1969 г. достигнут года, то в этом случае общие расходы на такого рода выплаты для когорты рождения 1969 г. при принятой выше системе выплат составят примерно 1,5—1,7 млрд. руб.
Понятно, что такой расчет весьма условен в силу принятых допущений, но он показывает, что даже одни только «семейные пособия», если их выплачивать в ощутимом для семьи размере, требуют больших затрат. А ведь это только часть комплекса мер демографической политики.
Многочисленные исследования эффективности реализации программ «планирования семьи» в странах «третьего мира», некоторых социалистических странах Европы, а также в ряде западноевропейских государств свидетельствуют о том, что ни одна какая-то отдельная мера (к примеру, семейные надбавки) не может решить проблемы регулирования рождаемости. Поэтому речь должна идти о комплексе взаимоувязанных между собою мероприятий, к которым в первую очередь следует отнести меры экономического и административно-правового характера, а также социально-психологического воздействия. Последние органически связаны с такой очень важной сферой интересов демографов, социологов, правоведов, как демографическое поведение населения.
* * *
Не все названные демографические науки и сферы социально-демографической деятельности получили должное развитие, но факт существования одних и необходимости развития других очевиден. Трудно переоценить роль демографии и частных наук, ее составляющих, в системе наук о народонаселении.
Демография — самостоятельная общественная наука, место которой в системе экономических наук, а также общественных наук вообще предстоит еще определить.
Процессу углубления наших знаний о народонаселении, безусловно, способствует специализация демографов, географов, экономистов и социологов,
1 См.: Народное хозяйство СССР 1922—1972 гг. Юбилейный статистический ежегодник. — Издательство «Статистика», 1972. С. 40.
представителей других общественных наук. Однако наряду с этим процессом идет отпочкование новых отраслей знаний в пределах таких наук, как экономика, социология, этнография, медицина, генетика, каждая из которых также является в известном смысле синтетической, комплексной наукой. Все чаще мы сталкиваемся с фактом, когда та или иная наука оказывается на стыке двух или ряда наук. Так, формирующаяся ныне этническая демография, будучи частью этнографии, в то же время является и частью демографии, особенно исторической. Сюда же входит, по сути, и палеодемография — направление исследования проблем населения, тесно связанное с археологией и антропологией, каждая из которых также является в известном смысле синтетической, комплексной наукой и т.д. Достаточно сказать, что многие науки, изучающие закономерности развития населения, не только уже органически связаны с системой знаний о народонаселении, но без этой связи развиваться практически не могут. Например, закономерности естественного возобновления поколений не могут быть объяснены ни всей системой демографических наук, ни тем более одной из них, в частности демографической статистикой. Для этого нужны усилия экономистов, социологов, психологов, этнографов, юристов и многих других специалистов. Закономерности расселения, изучаемые географами, без демографов, а также этнографов, правоведов и представителей ряда других наук практически не могут быть выяснены. Наука о народонаселении как система научных знаний развивается в процессе взаимного обогащения сопредельных наук, в процессе совместной деятельности ученых по анализу социально-демографических процессов, условий жизни и труда населения.
Однако при этом важно исходить из того, что каждая наука должна иметь свой предмет, структуру, метод, язык. В нашем случае любая из наук в системе знаний о населении должна изучать ту или иную закономерность, характеризующую народонаселение. Вряд ли можно признать правомерным, что первое издание курса демографии в качестве закона, который лежит в основе познания народонаселения, называет политико-экономический закон. Получается, что демография не имеет своего предмета, а призвана анализировать действия такого закона народонаселения, который является одним из законов политической экономии. В итоге наука есть, но предмет взят из другой, одной из основных методологических наук.
* * *
По сей день во всех доступных нам учебниках по политической экономии речь идет только об одном законе народонаселения общественно-экономической формации. Между тем становится все более ясным, что воспроизводство населения и его развитие подчиняются целой системе законов.
Известно, что существуют три группы законов: а) общесоциологические, которые действуют на протяжении всей истории человечества; б) характерные для нескольких общественно-экономических формаций; в) характерные для одной общественно-экономической формации или даже для определенного периода в пределах формации. К этому надо добавить, что, когда речь идет о законах народонаселения, мы не должны забывать и о биологических закономерностях
развития человека и населения. Современный уровень анализа развития народонаселения привел многих исследователей к тому выводу, что каждой общественной формации присущ не один закон народонаселения, а система законов. Экономические законы народонаселения мы рассматриваем исходя из того, что, во-первых, экономическая жизнь общества многопланова и нет основания пытаться «поместить» в один закон ее существенные взаимосвязи, относящиеся к развитию населения. Отсюда следует, что речь надо вести, очевидно, о наличии ряда не только общесоциологических, но и экономических законов народонаселения. Во-вторых, нельзя не исходить из того, что раз экономика играет определяющую роль во всей общественной жизни (включая и процессы развития народонаселения), то это означает, что все развитие народонаселения лишь тогда получает строго научное объяснение, когда выявлена его конечная связь с развитием экономики, выявлены его экономические законы, характерные для того или иного, в частности коммунистического способа производства.
Национальное богатство создается при развитии производства по экстенсивному и по интенсивному пути. Трудящийся был и всегда будет главной производительной силой общества. Поэтому экономический закон, регулирующий занятость людей в общественном производстве (полнота, рациональность и качественные особенности работника с точки зрения возможности овладения новой техникой), должен быть признан, видимо, исходным (ведущим или основным) экономическим законом народонаселения формации, в том числе и коммунистической. Здесь мы имеем дело с наиболее тесной характеристикой связи развития производственных отношений с развитием народонаселения; отсюда и ведущая роль данного политико-экономического закона народонаселения во всей системе экономических законов народонаселения и законов народонаселения вообще. Под политико-экономическим законом народонаселения коммунизма мы понимаем занятость всего трудоспособного населения, формирующегося из работников нового социалистического типа, общественно полезной деятельностью.
Однако наряду с политико-экономическим законом народонаселения нашего общества правомерно говорить и о других экономических законах народонаселения коммунистической формации, таких, как закон социалистической урбанизации, закон планомерной связи размещения населения и размещения производства по территории страны и др. Этими законами во многом предопределяются и новые демографические закономерности коммунистического способа производства: новый принцип расселения, изменения качественных особенностей населения, состояния здоровья населения в самом широком толковании этого понятия и др.
В связи с этим возникают вопросы: есть ли особая система законов народонаселения социализма как первой стадии коммунистического общества? Вправе ли мы говорить об особенностях проявления тех или иных законов народонаселения коммунистической формации в период социализма? На первый из этих двух вопросов, по нашему мнению, следует ответить отрицательно. Вместе с тем нельзя не признать, что сам характер развития общественных отношений, уровень развития производительных сил в нашем обществе налагают
отпечаток на проявление того или иного закона, всей системы законов народонаселения нашей формации.
В той мере, в какой степень удовлетворения материальных и духовных благ определяется возможностью со стороны общества предоставить индивидууму тот или иной объем разнообразных предметов потребления и свободного времени, в такой же мере мы можем говорить о том, что соотношения между накоплением и потреблением (а в конечном итоге масштабы общественного богатства) обеспечивают уровень удовлетворения общественных потребностей и соответственно как течение тех или иных демографических процессов, так и интенсивность развития народонаселения (под которым, как уже говорилось выше, мы понимаем не только количественные, но и качественные изменения населения). Поэтому во второй фазе коммунистического общества, при полной победе коммунистических общественных отношений будет наблюдаться не смена одних законов народонаселения другими, а их дальнейшее действие, углубление, развитие, более явственное проявление тех тенденций, которые в условиях социализма не столь очевидны.
Что касается второго вопроса, то, как мы полагаем, правомерно говорить об особенностях проявления всех без исключения законов народонаселения коммунистического способа производства. Вместе с тем возможно, что некоторые особенности развития народонаселения при социализме носят стадиальный характер и не будут проявляться на более высоких этапах развития нашего общества.
* * *
Развитие демографических знаний в систему наук — закономерный процесс превращения демографии в самостоятельную общественную науку со своим предметом, совокупностью проблем и задач, теорией и гипотезами, методами, описанием эмпирического материала присущим этой науке языком. Развитие данной науки является важным условием практической реализации требований основного экономического закона социализма.