The essence is considered and definition of image of the territory is given. The analysis of image appeal of Odoevsky and Venevsky regions of Tula region in six groups of parameters is carried out to compliance with S. Ankholt's technique. Results of expert assessment of image of the specified areas are given and conclusions about degree of image appeal of these territories are made.
Keywords: marketing of territories, image of territories, image appeal, Ankholt's
hexagon.
Sabinina Anna Lvovna, doctor of economic science, professor, fim@,tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Sychova Irina Victorovna, doctor of economic science, professor, fim@,tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Shulzhenko Nikolai Antonovich, doctor of technical science, professor, fim@,tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 338.2.
О СИСТЕМАТИЗАЦИИ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ
ПРОСРОЧЕННОЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
А.А. Баранов, С.О. Благова
В результате рассмотрения понятия дебиторской задолженности и ее видов систематизированы этапы управления дебиторской задолженностью на предприятии и мероприятия, направленные на предотвращение возникновения ее просроченной составляющей.
Ключевые слова: дебиторская задолженность: виды, причины возникновения, кредитная политика организации.
Дебиторская задолженность представляет собой имущественные требования организации к юридическим и физическим лицам, которые являются ее должниками. Она возникает вследствие невыполнения ими договорных обязательств, излишне уплаченных организацией налогов, взысканных сборов, пеней, а также выданных различных денежных сумм.
В той или иной мере дебиторская задолженность создает убытки организации, так как нет гарантии, что дебитор вообще вернет дол г. В этом случае придется подвергнуть списанию долги, что принесет фирме финансовые потери.
Управление дебиторской задолженностью включает в себя следующие направления деятельности [2]:
- контроль за образованием и состоянием дебиторской задолженности;
- определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции (кредитной политики);
- контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолженностям (на основе реестра старения дебиторской задолженности)
- прогноз поступлений денежных средств от дебиторов (на основе коэффициентов инкассации)
Если говорить о видах дебиторской задолженности, то ее условно можно подразделить на нормальную и просроченную [6].
Нормальная дебиторская задолженность - это задолженность контрагентов за отгруженные товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, но право собственности уже перешло к покупателю, либо поставщику (подрядчику, исполнителю) перечислен аванс за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).
Просроченная дебиторская задолженность — это задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный договором срок. Просроченная дебиторская задолженность в свою очередь делится на сомнительную и безнадежную. Сомнительная дебиторская задолженность — задолженность перед налогоплательщиком, которая возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Безнадежная дебиторская задолженность возникает, когда срок давности сомнительной уже истек и долг является нереальным к взысканию. Также это те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
В зависимости от предполагаемых сроков погашения дебиторская задолженность подразделяется на краткосрочную, погашение которой ожидается в течение года после отчетной даты, и, соответственно, долгосрочную.
Дебиторская задолженность возникает по вполне предсказуемым причинам:
- неоплата услуг или товаров;
- частичная предоплата за услуги или товары;
- получение подотчетных средств сотрудниками, например, приобретения материалов или командировочных расходов;
- наличие невозвращенных займов сотрудников организации.
По указанным выше причинам, организации стараются держать уровень дебиторской задолженности на приемлемом уровне, чтобы не получить вместо активов убытки.
Чтобы не довести свое предприятие до кризисного состояния, есть несколько мер, которые необходимо применить перед сделкой или после нее [5,7]:
- грамотно оценить дебитора, его доходы, финансовые возможности еще до сделки;
- обязательно заключить договоры в письменной форме;
- правильно оформлять все хозяйственные операции, связанные с отгрузкой товара или оказанием услуги;
- не допускать возникновения дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности;
- своевременно предъявлять исковые требования в суд для взыскания долга.
При оценке дебитора необходимо обратить внимание на следующие факты [4]:
- зарегистрировано ли такое юридическое лицо в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ);
- нет ли в его отношении решения об исключении;
- не является ли адрес юридического лица (и его руководитель) «массовым»;
- сдается ли бухгалтерская отчетность в Федеральную налоговую службу (ФНС).
В процессе проверки ведётся поиск информации о недобросовестных действиях контрагента в хозяйственных отношениях с другими фирмами; выявляются факты утраты печати или учредительных документов; сокращения штата работников, уменьшения уставного капитала, реорганизации или ликвидации предприятия, участия контрагента в судебных делах в качестве ответчика и т.д. Все это прямо или косвенно укажет на уровень платежеспособности и надежности контрагента, его текущее финансовое, правовое и прочее состояние. На основе этой информации можно принимать взвешенное и продуманное решение о целесообразности заключения сделки с таким контрагентом. Конечно же, подобная проверка не может на 100 % гарантировать в будущем отсутствие безнадежной дебиторской задолженности, однако она помогает существенно снизить риски ее появления.
Дебиторскую задолженность не получится взыскать, если [4]:
- дебитор - банкрот;
- предприятие дебитора в стадии ликвидации;
- имеет место дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности (об этом мы писали выше);
- дебитор не имеет имущества;
- дебитор - физическое лицо, не имеющее постоянного дохода и имущества;
- дебитор исключен из ЕГРЮЛ.
В случае возникновения просроченной дебиторской задолженности в интересах кредитора в досудебном порядке урегулировать вопрос о погашении долга дебитором. Для этого кредитор направляет в адрес дебитора претензии, в которых указывает все свои требования, основанные на условиях заключенного договора, нормах Гражданского кодекса РФ.
В своей претензии кредитор устанавливает срок для добровольного
погашения задолженности. В случае, если дебитор не отреагировал на претензию, кредитору следует обратиться за защитой своих прав в арбитражный суд в том случае, если дебитор является юридическим лицом или суд общей юрисдикции, если дебитор - физическое лицо.
Ещё одной мерой по снижению негативных последствий от дебиторской задолженности является её отсутствие. Достичь этого можно путем требования 100- процентной предоплаты от контрагентов. Но в современных рыночных условиях такие варианты могут не устроить самого контрагента, а предприятие может вообще потерять бизнес-партнера. В отдельных случаях это может привести к значительному сокращению хозяйственного оборота. В этих случаях предприятию необходимо грамотно определить условия отсрочки и (или) рассрочки поступлений, а, значит, разработать оптимальную кредитную политику.
Кредитная политика организации представляет собой систему мер и правил, формализующую порядок предоставления коммерческих кредитов организацией своим контрагентам. Кредитная политика может быть двух видов[3]:
- жесткая — предоставление минимальной отсрочки платежей или непредставление отсрочек вообще;
- либеральная — предоставление значительной отсрочки платежей.
Жесткая политика применяется организациями, имеющими сильную рыночную позицию и не испытывающими проблем со сбытом продукции. Ее преимущества — минимизация потерь от непогашенной дебиторской задолженности и затрат на финансирование задолженности. Недостатком жесткой кредитной политики является ее потенциально негативное воздействие на реализацию продукции.
Либеральную кредитную политику применяют организации, работающие на конкурентных рынках и не обладающие существенной рыночной властью. Ее преимущество — стимулирующее воздействие на объем реализации продукции, т.е. эта политика есть фактор формирования конкурентоспособности продукции. В то же время либеральная кредитная политика имеет ряд недостатков: в частности это - потери, связанные с убытками от списания дебиторской задолженности и расходы, связанные с финансированием задолженности и ее обслуживанием.
На предварительном этапе разработки кредитной политики оценивается рыночная конъюнктура и определяется, насколько выгодно организации придерживаться либеральной политики. На следующих этапах проводят:
- определение лимита дебиторской задолженности в целом по предприятию;
- оценку надежности и выгодности покупателей;
- оценку эффективности кредитной политики.
Лимит дебиторской задолженности по всей организации рассчитывается как сумма доступных для организации источников финансирования
оборотных активов за вычетом прогнозируемой величины запасов, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и НДС по приобретенным ценностям[3]:
ДЗлим = СОС + ДО + Кк + КЗ — З — ДЗапр — КФВ — ДС,
где СОС — собственные оборотные средства; ДО — долгосрочные обязательства; Кк — краткосрочные кредиты и займы; КЗ — кредиторская задолженность; З — запасы и НДС по приобретенным ценностям; ДЗапр — дебиторская задолженность в части выданных авансов и прочей задолженности; КФВ — краткосрочные финансовые вложения; ДС — денежные средства.
Общий лимит может увеличиваться более быстрыми темпами, чем выручка, если организация переходит к более либеральной кредитной политике.
Оценка надежности и выгодности покупателей включает тщательные проверки контрагентов на стадии заключения договоров, а также мониторинг их финансового состояния в течение срока договора. Анализ покупателей, которым предоставляется отсрочка, включает оценку двух характеристик контрагентов: их надежности и выгодности для организации.
Оценка надежности покупателей основывается на анализе следующих характеристик [3]:
- юридических в виде периода существования юридического лица и период сотрудничества с организацией. Чем дольше эти периоды, тем более надежен покупатель, тем выше его кредитный рейтинг, кредитный лимит и срок предоставляемой отсрочки;
- финансовых в виде уровеня просроченной покупателем задолженности за предыдущий период (чем он выше, тем менее надежен клиент); динамики кредиторской задолженности покупателя (при ее существенном увеличении надежность покупателя снижается); текущей ликвидности покупателя, т.е. соотношения его ликвидных активов и краткосрочных обязательств (чем она выше, тем выше надежность клиента);
- производственных в виде наличия основных средств, других активов, численности работающих; с чем больше производственных ресурсов у покупателя и чем позитивнее их динамика, тем он надежнее;
- рыночных в виде перспектив развития рынка, на котором работает контрагент; продолжительности работы организации на рынке; устойчивости рыночного положения покупателя и контролируемой покупателем доли рынка. Чем лучше эти характеристики, тем надежнее клиент.
Не маловажную роль играет мотивация труда финансовых менеджеров, занимающихся контролем за состоянием дебиторской задолженности, на чем подробно мы остановились в работе [1].
В качестве критерия оценки эффективности кредитной политики можно предложить коэффициент оборачиваемости оборотных средств. При сокращении периода погашения дебиторской задолженности, уровень оборачиваемости будет, несомненно, расти.
Список литературы
1. Баранов А.А. Мотивационное управление дебиторской задолженностью как инструмент повышения финансовой устойчивости предприятия // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. № 2-1. С 382-386.
2. Благова С.О. Выявление резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе расчета его производственного потенциала: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. 74 с.
3. Виды дебиторской задолженности // Центр регистрации бизнеса «In juris» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mjuris.ru/vidy-debitorskoj -zadolzhennosti.
4. Дебиторская задолженность - это возможность заработать // Ин-весторантье [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://investorentier.ru/ aktiv-debitorskaya-zadolzhennost-e-to-vozmozhnost-zarabotat.
5. Когденко В. Г. Разработка политики управления дебиторской задолженностью [Электронный ресурс] // Центр дистанционного образования «Элитариум» Режим доступа: http://www.elitarium.ru/upravlenije_ debitorskoj_ zadolzhennostju.
6. Снижение и предотвращение дебиторской задолженности // Московский центр обслуживания бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mcob.ru/services/receivables.
7. Хлынин Э.В., Баранов А.А., Фейгельман Н.В. Возможности финансирования процесса реструктуризации промышленных предприятий // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. № 2-1. С. 373-381.
Баранов Александр Анатольевич, д-р техн. наук, проф., abaranoff@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Благова Софья Олеговна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
ANALYSIS OF MEASURES OF MANAGEMENT ACCOUNTS DEBTS OF ENTERPRISES
A.A. Baranov, S.O. Blagova
As a result of consideration of concept accounts debts and its kinds are systematized stages of management accounts debts at the enterprise and the actions directed on prevention of occurrence by its delayed component.
Key words: accounts receivable: types, causes, and credit policy of the organization.
Baranov Alexander Аnatolievich, dotor of technical science, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Blagova Sophia Olegovna, candidate of economy science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University