ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 27 2012
УДК 321.96:930.8(471.327)
о ШЕФСКОЙ РАБОТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НАД ЧАСТЯМИ КРАСНОЙ АРМИИ В 1930-Е ГОДЫ (НА МАТЕРИАЛАХ СРЕДНЕЙ ВОЛГИ)
© л. Ю. ФЕДОСЕЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра истории и права e-mail: [email protected]
Федосеева Л. Ю. - О шефской работе художественной интеллигенции над частями Красной Армии в 1930-е годы (на материалах Средней Волги) // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 1074-1078. - На
материалах архивных источников в статье исследуется проблема шефских связей работников искусств Средней Волги с красноармейцами в 30-е гг. ХХ века. Подробно освещаются цели и задачи шефства, рассматриваются его организационные формы, анализируется взаимовлияние субъектов шефства на повышение их культурного и политического уровня.
Ключевые слова: художественная интеллигенция, Красная Армия, шефство, шефские комиссии, профсоюз работников искусств.
Fedoseeva L. Y. - Cultural leadership art workers carried out of the Red Army in 1930-ies (on the materials of the Middle Volga) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V. G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 1074-1078. - On the basis of the Middle Volga archival materials the author studies the problem of the cultural leadership art workers carried out of the Red Army soldiers in 1930-s. The article contains a detailed study of the goals which cultural leadership pursued, its organization forms and the influence it had on the subjects of the patronage in part of their cultural and political advance.
Keywords: artistic intelligentsia, Red Army, cultural leadership, cultural leadership commissions, Union of Art Workers.
Реформирование российских Вооруженных Сил, постепенный переход на новую систему их комплектования, ослабление военнопатриотической работы в стране и, как следствие, трансформации в сознании молодежи по отношению к воинской службе, поиск новых моделей взаимодействия общества и армии - все это делает актуальным и необходимым изучение исторического опыта, в частности, изучение организационных принципов и форм шефства художественной интеллигенции над Красной Армией, способствовавшего повышению культурного уровня военнослужащих.
культурные связи работников искусств и бойцов Красной Армии и флота зародились в годы Гражданской войны, а организационно были оформлены в 1923 г., когда VI съезд работников искусств принял решение о культурном шефстве над армией и флотом, а Президиум ЦК профессионального союза работников искусств (ЦК Рабис) утвердил первое Положение о культурно-шефской работе профсоюза. В соответствии с Положением были созданы Центральная военно-шефская комиссия и аналогичные комиссии при краевых и областных комитетах профсоюза работников искусств.
Цель комиссий заключалась в создании условий для взаимодействия двух структур, в планировании и организации шефской работы.
Период 1923-1928 гг. был периодом поиска форм сотрудничества, определения их эффективности и значения для политического и художественноэстетического воспитания, как шефов, так и подшефных. Представители художественной интеллигенции создавали в частях Красной Армии драматические и изо-кружки, руководили красноармейской художественной самодеятельностью, проводили лекции и беседы об искусстве, перед просмотром спектаклей рассказывали о творчестве авторов пьес, разъясняли их содержание и смысл.
В 1928 году Центральным комитетом профсоюза Рабис было принято новое Положение о шефстве, учитывавшее созданные за пять лет наработки и намечавшее новые перспективы развития шефского движения. В 1930-е годы движение получило действительно широкий размах, и художественная интеллигенция Средней Волги внесла в его развитие достойный вклад.
О масштабах шефства работников искусства над частями Красной Армии свидетельствуют протоколы заседаний шефской комиссии Средне-Волжского краевого профсоюза Рабис. Так, на заседании 9 октября
1930 г. было рассмотрено 12 вопросов, касающихся работы в подшефных армейских частях: о проведении тематических вечеров и концертов в частях Красной Армии, об организации передвижной художественной выставки ко Дню Красной Армии, об устройстве гарнизонных дневных шефских представлений силами Гортеатра и цирка и др. [6, д. 58, л. 16]. Даже этот неполный перечень свидетельствует о разнообразии форм связи шефских организаций с частями Красной Армии.
В период весенней и осенней призывных кампаний на призывных пунктах ежедневно «крутили» кино. Шефы помогали армейцам в оформительской работе, руководили изо- и фотокружками, кружками художественной самодеятельности и др.
В октябре 1930 г. в рамках мероприятий по подготовке к Х111-й годовщине Красной Армии Куль-тшефкомиссия над Красной Армией при Крайотделе союза Рабис в Самаре объявила конкурс на одноактную пьесу, красноармейскую частушку, рассказ, музыкальную частушку [6, д. 58, л. 30] «с тем, чтобы эти произведения отражали быт и учебу Красной Армии» [6, д. 58, л. 17]. Практиковались также конкурсы гармонистов, затейников, живгазет [6, д. 58, л. 17].
Ежедневно красноармейцам предоставлялось 25 бесплатных мест в цирке, [6, д. 58, л. 11] 10 - в городском театре [6, д. 60, л. 54 об.]. 27 октября 1930 г. Культшефкомиссия постановила: не реже одного раза в два месяца давать представления в цирке и в гортеа-тре исключительно для красноармейцев [6, д. 60, л. 20].
В дни празднования Х111-й годовщины Красной Армии, 22 и 23 февраля 1931 г., во всех театрах и кинотеатрах края шли целевые киносеансы и спектакли для красноармейцев. С концертами выезжали в подшефные части артисты театров, цирка, учащиеся музыкальных техникумов. Самарские художники организовали в Диндовом городке (102-м полку) художественную выставку, которую посетили красноармейцы всех войсковых частей этого района и рабочие завода им. Масленникова (завод № 42). В 7-м полку связи был проведен радио-диспут о красноармейской песне, в котором приняли участие рабочие завода № 42, представители Самарского отделения Всесоюзной Ассоциации пролетарских музыкантов и Ассоциации пролетарских писателей. В Тоцкие лагеря Шефкомиссией была послана бригада художников для оформления Ленинской палатки. [6, д. 60, л. 55]. Гастролировавший в Самаре ленинградский театр Пролеткульта дал по просьбе Областной Шефкомиссии в 7-м Конвойном полку спектакль по пьесе «Шлак» [6, д. 60, л. 55].
Работала в крае и передвижная художественная выставка. Фотоработники краевого центра подарили каждой войсковой части по фотоальбому, отражавшему быт Красной Армии и ее участие в социалистическом строительстве. Профсоюзные ячейки творческой интеллигенции выпускали тематические стенгазеты, создавали в своих организациях военные уголки. Активное участие приняла художественная интеллигенция Средней Волги в сборе средств на постройку дирижабля [6, д. 58, л. 59-60].
К Х111-й годовщине Красной Армии были подведены итоги объявленного в октябре 1930 г. Средне-Волжской Культшефкомиссией литературномузыкального творческого конкурса. Премии за создание красноармейских песен были присуждены московским композиторам Ферэ и Неверову [6, д. 58, л. 60], за литературное произведение - слушателю Школы Летчиков Денисову (Оренбург) [6, д. 58, л. 64 об.].
Если продолжать перечисление инициатив работников творческих профессий, проводимые ими мероприятия в частях Красной Армии, то может создаться впечатление полного благополучия в деле шефства. Документы, однако, свидетельствуют о том, что далеко не все обстояло благополучно. Администрация цирка, например, использовала в работе с красноармейцами остаточный принцип: любовь к бойцам просыпалась за 1-2 часа до представления, на которое не были распроданы билеты. нередко в цирке и театрах приглашенных красноармейцев оказывалось больше, чем свободных мест [6, д. 58, л. 19].
В своем письме в шефскую комиссию союза Рабис военный комиссар 102-го стрелкового полка 34-й артдивизии писал о том, что в день Х111-й годовщины Октябрьской революции Музыкальный техникум Самары прислал в полк шефскую бригаду, которая отличалась слабым составом, да еще и опоздала на целый час. но главное, что возмутило комиссара, красноармейцев и членов их семей, - это «чуждость, неуместность программы любовных романсов, ни капли современности и революционности материала» [6, д. 58, л. 24].
Что касается опозданий, то они, хотя и осуждались, все же не считались большим грехом. Надо сказать, что и красноармейцы нередко отвечали тем же. Так, в день XIII годовщины Красной Армии артисты театра Музыкальной комедии три часа сидели в гриме, дожидаясь прихода красноармейцев, а 30 творческих работников Радиотеатра в аналогичной ситуации, «так и не дождавшись никого, разошлись» [6, д. 58, л. 60]. Иное дело - репертуар. Отсутствие «современности» и «революционности» всегда было предметом особого разбирательства, если не на заседаниях всевозможных органов и комиссий, то на страницах периодической печати. Виновники подвергались резкой критике, нередко дело доходило до обвинений в аполитичности, в противодействии «линии партии».
Рассмотрев 3 марта 1931 г. вопрос «Об очередных задачах культшефской работы в РККА», Президиум ЦК Рабис отметил «некоторое ослабление культурного шефства организаций Рабис над частями РККА, несоответствие содержания и форм шефства переживаемому Красной Армией периоду технической реконструкции, бессистемность, во многих случаях - аполитичность, бессодержательность культшеф-ской работы» [6, д. 58, л. 65].
Политическим содержанием старались наполнить любое мероприятие творческого характера. Чаще всего это требование руководящих партийных и государственных органов реализовывали с помощью докладов о международном положении, темати-
ческих лекций, предварявших концерты, спектакли, торжественные заседания. Так, Президиум СреднеВолжского краевого союза Рабис, подводя итоги празднования XIII годовщины Красной Армии, с сожалением констатировал, что «ни в одном театре не была проведена официальная часть. ...не было докладов о международном положении и содоклада Шефко-миссии о проделанной работе.» [6, д. 58, л. 61].
В начале 1930-х гг. усиливается внимание государства к модернизации Вооруженных Сил. Концепция развития военно-промышленного комплекса, предложенная М. Н. Тухачевским, и принятая советским руководством в 1931 г., исходила из признания важнейшей задачей обеспечение армии бронетанковой и авиационной техникой. К середине 1930-х гг. модернизация армии и военно-промышленного комплекса была в основном завершена - сформированы многочисленные бронетанковые и авиационные силы, создана мощная индустриально-техническая база. Вместе с тем быстрый численный рост армии, ее насыщение военной техникой обострили проблему профессиональной подготовки личного состава. Ее успешному решению призвана была способствовать и шефская работа творческой интеллигенции над Красной Армией.
Поэтому уже в начале модернизации, 3 марта
1931 года на упомянутом выше заседании Президиум ЦК Рабис постановил: «В ближайшее время добиться перестройки культшефской работы, положив в основу ее содействие частям РККА всеми формами художественной агитации и пропаганды делу овладения военной техникой под лозунгом: «Все средства искусства - на помощь боевой подготовке РККА» [6, д. 58, л. 65].
Этим же постановлением Президиум ЦК определил и конкретные задачи в области репертуарной политики: «Добиться решительного перелома в деле включения в репертуар театров, кино, эстрады и т. д. вопросов оборонной тематики, организовав вокруг этих вопросов широкое общественное мнение. Совместно с сектором искусств и литературы привлечь внимание литературно-драматургической общественности., организовав конкурс-соревнование на создание лучшей пьесы, отражающей задачи обороны страны. Низовым организациям при составлении репертуарных планов по всем отраслям искусства добиваться включения репертуара на тему об обороне» [6, д. 58, л. 65].
Постановление легло в основу деятельности шефкомиссий на местах. Президиум СреднеВолжского краевого союза Рабис в своем решении от 24 июля 1931 года дословно воспроизводил начало цитаты и добавлял: «Предложить комиссии широко использовать опыт организации политкружков из работников искусств под руководством политсостава РККА» [6, д. 43, л. 54].
Следует отметить, что взаимное сотрудничество красноармейцев и художественной интеллигенции практиковалось и ранее, однако изменение международной политической обстановки в начале 1930-х годов, в частности, в связи с угрозой прихода к власти в Германии фашистов, потребовало его активизации.
Появившееся в 1930 году «Литературное объединение Красной Армии и флота» было призвано установить связь между советскими писателями и начинающими писателями-красноармейцами с целью оказания последним помощи в деле «овладения оружием художественного слова». В числе практических задач объединения были следующие: участие квалифицированных писателей в повседневной работе военной печати, создание смешанных бригад из писателей и работников Красной Армии для оживления военной работы на предприятиях, организация военной подготовки писателей и создание репертуара для театра Красной Армии и киносценариев. Особо отмечалось, что пора перестать приглашать писателей к участию в социалистическом строительстве как корпорацию «особенных людей», поставленных вне классовых мерок [4].
Руководящие органы призывали добиться действительного участия частей Красной Армии в организации военной работы среди членов союза Рабис посредством принятия встречных планов и самообя-зательств воинских частей по оказанию помощи работникам искусств в их военной подготовке. Кроме того, предлагалось на 100 % [6, д. 58, л. 65] охватить творческих работников членством в ОСОАВиА-ХИМе - организации, созданной в стране в январе 1927 года путем слияния двух оборонных обществ: Общества друзей авиационной и химической обороны и промышленности (Авиахим) и Общества содействия обороне (ОСО) - в единое общество под названием «Союз Обществ содействия обороне и авиационнохимическому строительству СССР». В 1930-е годы эта организация играла ведущую роль в практической и психологической подготовке населения к обороне в случае агрессии со стороны враждебных государств, в первую очередь, Германии. Значение Осоавиахима в вопросе обороны И. В. Сталин определил следующим образом: «.нужно всемерно усилить и укрепить нашу Красную армию, Красный флот, Красную авиацию, Осоавиахим. Нужно весь наш народ держать в состоянии мобилизационной готовности перед лицом опасности военного нападения, чтобы никакая «случайность», никакие фокусы наших внешних врагов, не могли застигнуть нас врасплох.» [8, с. 13].
Одной из главных задач организаций Осоавиа-хима стала допризывная подготовка молодежи и подготовка резерва для армии и флота, то есть подготовка военнообязанных, призываемых в армию по мобилизации. В организациях Осоавиахима было подготовлено до 80% военнослужащих сухопутных войск и флота и до 100% - авиации.
Наиболее распространенной в Средне-Волжском регионе формой обратной связи частей Красной Армии с работниками искусств была организация для них политических кружков и кружков военных знаний под руководством политсостава РККА [6, д. 43, л. 54]. Укреплению дружественных связей, поднятию авторитета Красной Армии и престижа воинской службы в глазах трудовой интеллигенции способствовала и организация подписки членов профсоюза Рабис на во-
енные газеты и журналы [6, д. 60, л. 54 об.]. Практиковались взаимные экскурсии в воинские части и в зрелищные предприятия, созыв объединенных собраний, организация вечеров ударников и др.
Тесные связи красноармейцев и работников искусств вдохновляли последних на создание художественных произведений (пьес, песен, картин и др.), посвященных жизни, быту, военной и политической учебе бойцов, героическому прошлому Красной Армии: борьбе с белогвардейцами и иностранными интервентами. Показательна в этом отношении художественная выставка в Москве, посвященная 15-летию Красной Армии. Выставка объединила 500 художников, создавших несколько сотен произведений живописи, графики, скульптуры, текстиля, декоративного искусства. Широко была представлена на выставке история гражданской войны (Дейнека «В штабе белых на допросе», Иогансон «Допрос коммунистов», Краснов «Чапаевская дивизия», Пшеничников «Лбищен-ская трагедия», И. Бродский «Выступление Ленина на проводах частей Красной Армии на польский фронт», Грабарь «Ленин у прямого провода» и др.).
Жизнь и быт Красной Армии после окончания Гражданской войны (борьба за овладение техников, за моторизацию и механизацию), связь с трудящимися нашли отражение в работах Адливанкина («В гостях у танкистов», «Красноармейцы в колхозе»), Бакшеева («Помощь колхозникам во время маневров»), Костя-ницына и др. [2, с. 10, 12].
«Обращение к актуальной тематике, - писал критик в журнале «Искусство», - воспитывает мастера, помогает ему понять советскую действительность, способствует выработке типа социалистического писателя, художника, композитора. .лучшие полотна дали те художники, которые или сами прошли суровую школу гражданской войны, или же хорошо изучили жизнь Красной Армии последних годов» [2, с. 19, 22].
Художественные выставки, посвященные Красной Армии, занимают в истории советского искусства исключительно важное место. Объединяя художественную общественность, они стимулировали творческую инициативу художников, привлекая их внимание к актуальным политическим задачам, способствуя утверждению новой социалистической культуры. Если на первой выставке - пятилетия Красной Армии в 1923 году - было еще много незрелого и сырого, то уже вторая стала самым знаменательным событием художественной жизни революционного времени. Она наметила отход от иллюстративности, углубив художественную образность живописного языка и его идейную значимость. Подготовка к третьей выставке -пятнадцатилетия - проходила под знаком расширения тематического плана в соответствии с возросшей культурной ролью Красной Армии как воспитательницы трудовой молодежи [5, с. 23].
Из отчета о шефской работе Куйбышевского областного комитета союза работников искусств за 1934-1937 гг. видно, что за этот период связи профсоюза с подшефными укрепились, появились новые формы работы; шефкомиссии, приобретя значитель-
ный опыт руководства шефским движением, стали методическими центрами взаимодействия красноармейцев и художественной интеллигенции.
Об интенсивности этого взаимодействия свидетельствуют, например, следующие данные. В 1936 г. для Куйбышевского гарнизона художественными коллективами города было дано 18 утренних спектаклей, которые посетили 15 тыс. чел., для подшефных частей края - 16 спектаклей (16 тыс. чел.). Кроме того, в подшефных частях, Доме Красной Армии и военном доме отдыха было дано 98 концертов, проведено 23 тематических вечера, охвативших 31,5 тыс. чел. Во время призывной кампании за 50 дней дан 31 концерт. Разными формами художественной работы в период военных лагерных сборов было охвачено 34,5 тыс. бойцов частей РККА и войск НКВД [6, д. 1, л. 16 об].
Значительный рост показателей шефской работы во второй половине 1930-х годов был характерен и для страны в целом. Если в 1938 г. работники искусств дали в частях Красной Армии, Военно-Морского флота и войск НКВД 13890 спектаклей и концертов, то в 1939 г. число их достигло 29020. Большим успехом пользовались у бойцов, командиров и политработников творческие отчеты выдающихся мастеров искусств. Только за указанные годы таких отчетов было проведено 453. С рапортами выступали народные артисты СССР Качалов, Тарасова, Тарханов, Хмелев, Климов, Яблочкина и др. [3, с. 14]
Аналогичная работа имела место и на Средней Волге. Бригады творческих работников, проводившие в городах края лекции, диспуты, зрительские конференции, обсуждавшие с рабочими репертуарные и постановочные планы театров, распространяли данные формы работы и в красноармейских частях [1, д. 13, л. 206].
Привычным явлением во второй половине 1930-х гг. стали на Средней Волге «Декады искусств», приурочиваемые, как правило, к очередной годовщине Красной Армии. Так, 10 января 1939 года Президиум Куйбышевского обкома профсоюза работников искусств и областная военно-шефская комиссия в рамках проведения Декады, посвященной ХХЕй годовщине РККА, заключили договор с Горьковским обкомом Рабис и областной ВШК на лучшее культурное обслуживание бойцов, командиров РККА и войск НКВД и их семей [7, д. 14, л. 1]. Соревновательность способствовала активизации работы, вовлечению в шефство новых художественных сил, устранению недостатков. Так, в феврале 1939 г. Президиум Куйбышевского обкома союза Рабис рассмотрел вопрос о формах связи художников края с подшефными частями и отметил инертность в работе. Постановление предлагало художникам «наладить живую связь» с подшефными: организовать помощь самодеятельным изо-кружкам красноармейцев, помочь в оформлении ленинских уголков, клубных сцен, принять участие в работе семинара для художников-самоучек в Доме Красной Армии и др. [7, д. 14, л. 6 об.].
В 1930-е годы, выполняя указание ЦК Рабис, шефкомиссии Средней Волги усилили внимание к
организации в частях РККА кружков по обучению красноармейцев, особенно выходцев из села, работе с киноаппаратурой, кинопередвижками. Актуальность данных мер определялась широким распространением в стране киноработы и нехваткой обученных кадров киномехаников.
Культурное шефство укрепило дружбу деятелей искусств с бойцами, командирами и политработниками частей Красной Армии и Военно-морского флота и войск НКВД. Красная Армия оказывала большую помощь работникам искусств в деле их политического просвещения. Эта помощь выражалась не только в том, что политработники и командиры Красной Армии и флота руководили многочисленными военно-техническими и политическими кружками работников искусств, а, в первую очередь, в колоссальном воспитательном влиянии, которое Красная Армия оказывала на работников искусств своим боевым духом и дисциплинированностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный архив Самарской области (ГАСО). Ф. Р-534. Оп. 8.
2. Динамов С. С. История Красной армии в художественных образах // Искусство. 1933. № 4.
3. Искусство и армия // Театр. 1940. № 9.
4. Правда. 1930. 5 августа.
5. Ромов С. Красная Армия в живописи. Юбилейная выставка «15 лет РККА» // Искусство. 1933. № 4.
6. Самарский областной государственный архив социально-политической истории (СОГАСПИ). Ф. 9495. Оп. 2.
7. СОГАСПИ. Ф. 9541. Оп. 1.
8. Сталин И. В. Письмо тов. Иванова и ответ тов. Сталина / Партийное строительство. Журнал ЦК ВКП(б). 1938. № 5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://orkpgs.ex6.ru/news.php?readmore=70