Научная статья на тему 'О  Сергее   Петровиче   Капице в связи с его 75–ти летием'

О Сергее Петровиче Капице в связи с его 75–ти летием Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
98
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карлов Н. В.

Статья написана к 75-летию Сергея Петровича Капицы, заведовавшего кафедрой общей физики МФТИ в течение 33-х лет, с 1965 по 1998 год. Личность проф. Капицы и его деятельность в МФТИ освещены в контексте философских и методических проблем образо-вания инженеров-физиков-исследователей, в контексте проблем фундаментального естественно-научного образования. Этой публикацией Центр Гуманитарного Образования МФТИ начинает серию просопографии Физтеха. Просопография (от греческого προσωπον – лицо, личность и γραφω– пишу, письменно сообщаю) в историографии – это источниковедческая дисциплина, цель которой – раскрыть суть какого-либо исторически значимого социального явления или учреждения через рассказ о лицах, судьбы и деяния которых тесно связаны с соответствующими учреждениями и явлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Sergei Petrovich Kapitza – in connection of his 75-th anniversary

This paper is written to commemorate the 75-th birthday of Serge P. Kapitza Head of the General Physics chair of the MIPT dur-ing 33 years (from 1965 till 1998). The personality of prof. Kapitza and his activity are described from the point of view of philosophical issues and didactical problems arising in the process of the education of engineers-research-physicists. The relevant problem of fundamental science education is taken in consideration. By this publication the MIPT Center for Education in Humani-ties starts the presentation of the Moscow Phystech prosopography se-ries.

Текст научной работы на тему «О Сергее Петровиче Капице в связи с его 75–ти летием»

О Сергее Петровиче Капице в связи с его 75-ти летием

Карлов Н.В.

Московский Физико-технический Институт

«По происхождению я - физик, по образованию - инженер».

С 23-его по 28 -е мая 1988 года в городе Долгопрудном Московской области проходило «Совещание - семинар заведующих кафедрами физики высших учебных заведений страны». Страной был СССР, принимающим вузом - Московский Физтех, а кафедрой -хозяйкой Совещания служила кафедра общей физики этого славного Института. Заведующим кафедрой в то время был Сергей Петрович Капица, занимавший этот пост в течение 33-х лет, с 1965-го по 1998-й год. Именно он произнес при открытии Совещания с его трибуны слова, вынесенные в эпиграф, что и вызвало эффект так называемого «оживления в зале». Смех - смехом, но эти слова имеют смысл не только личной, так сказать, биографической правды, применимой непосредственно к Сергею Петровичу. Они, эти слова, имеют гораздо более высокую общую значимость, далеко выходящую за рамки одной конкретной биографии.

Действительно. Ушел в историю XX век христианской эры. Подводя итоги, мы не можем не видеть, что это был не просто очередной век регулярного технического прогресса. Возникло новое качество.

Во-первых, к концу XX века очевидной стала быстрота смены характера знаний и объема умений, необходимых человеку и человечеству для успешной деятельности соответственно темпам прогресса. Из этого вытекает необходимость такого подхода к подготовке специалистов, к их образованию, при котором они должны быть научены учиться, учиться всю жизнь, в них должно быть воспитано умелое желание учиться и переучиваться всю жизнь.

Во-вторых, именно в XX веке впервые на протяжении всей социальной истории человечества технический прогресс прямо и непосредственно создается достижениями фундаментальной науки, прежде всего физики. Развивать фундаментальную науку, на ее основе разрабатывать высокие технологии и создавать новую технику, тем самым осуществляя социальный и технический прогресс, могут только специально к тому подготовленные и на то способные люди. Творцов мира техники, мира реальных технических возможностей вот уже несколько веков называют инженерами.

Так вот, из сказанного вытекает, что подготовка инженеров, воспитание умения воспринимать и создавать новое могут быть успешными только на базе широкого и глубокого фундаментального естественно-научного образования, прежде всего, образования физического. Слово «инженер» в течение столетий звучало гордо. Для того, чтобы оно и впредь значило столь же много и звучало столь же звонко, настоящий инженер, инженер-творец, конечно же, прежде всего должен быть инженером-исследователем, а потом уже конструктором и технологом. Настоящий инженер должен быть инженером-физиком, хорошо подготовленным и в инженерном деле, и в физике.

Все это очень трудно. Трудно этому учиться, трудно этому учить. Далеко не все к тому пригодны, далеко не все на то способны. И совершенно очевидно, что вынесенные в эпиграф этих заметок слова Сергея Петровича - не просто удачная шутка, а отражение некоей достаточно цельной философии - философии отцов-основателей Московского Физтеха, созданного в 1946-м году как физико-технический факультет МГУ и в 1951-м году преобразованного в «отдельно стоящий» вуз по имени МФТИ.

Физтех был создан с единственной целью - в интересах национальной безопасности страны образовать, вырастить, воспитать научную физико-техническую элиту. Движущей силой, мотором этого создания, подлинным отцом Физтеха был Петр Леонидович Капица. Вспоминая его, поражаешься сочетанию в одном человеке ученого, учителя, инженера, руководителя и организатора, умеющего перенести последние достижения физики в реальную инженерию и страстно любящего все это дело и в целом, и, так сказать, покомпонентно.

Здесь целесообразно сказать, что создание Московского Физтеха было, хотя и вполне удавшейся, но второй попыткой Петра Леонидовича на образовательном поле с честью встретить вызов времени - в начале XX века физика непосредственно и в явном виде становилась основой новой техники. На деле возникала новая элитная инженерная специальность - инженер-физик. Далеко не все это понимали. В общественном мнении господствовало привычное: наука - это одно, а инженерное дело, техника - это совсем другое. Носителем правильного понимания важности одновременного сочетания фундаментального научного знания и конкретного инженерного умения в голове и в руках высокообразованной и должным образом воспитанной личности был профессор Абрам Федорович Иоффе. В 1918-м году, т. е. 85 лет назад, он образовал в составе Петроградского политехнического института физико-механический факультет для подготовки инженеров-физиков. Это был новый тип физического факультета, новый как с точки зрения классического университета Гумбольдтовского плана, так и с точки зрения высшей технической школы.

Для нашего рассказа важно то далеко не случайное обстоятельство, что должность заместителя декана, ответственного за учебный процесс на этом принципиально новом факультете (деканом был Иоффе), в 1918 - 1921 гг., т. е. с самого начала, исполнял Петр Леонидович Капица - будущий основоположник Московского Физтеха.

История нашей многострадальной страны распорядилась так, что П. Л. Капица в 1921-м году был направлен в научную командировку в Великобританию. Там он проработал до 1934-го года и там же в 1928-м году родился его сын Сергей, которому предстояло в 1965-м году в городе Долгопрудном Московской области возглавить кафедру общей физики Московского Физико-Технического Института.

Академик П. Л. Капица основал кафедру, затем ею последовательно заведовали академик Г. С. Ландсберг, профессор Г.С. Горелик, член-корреспондент АН СССР Н.Е. Алексеевский. В течение 33-х лет, т. е. всю последнюю треть XX века кафедру

возглавлял доктор физико-математических наук, профессор Сергей Петрович Капица.

Кафедра общей физики и курс физики, который она обеспечивает, занимают центральное, ведущее место в учебном процессе Физтеха, в его учебном плане. Это естественно, к этому интенсивно понуждают по крайней мере три мощные причины, тем более мощные, что они имеют общую природу, обусловленную единством материального мира.

Во-первых, физика в современной системе естественных наук является основой наших представлений о природе вещей и явлений в целом. Тем самым, именно физика определяет мировоззрение всякого рационально мыслящего человека. В понимании природы вещей заключено потрясающее могущество физики как науки и поэтому так ценно то образование, которое дает физика.

Во-вторых, все достижения современной техники, все чудеса технологии, от ядерной энергетики до космического телевидения, от генной инженерии до компьютерных информационных систем, от создания и управления пучками лазерного света потрясающей интенсивности до полупроводниковых наносистем стали возможными благодаря открытиям физики. И благодаря тому пониманию природы вещей и явлений, которое она дает. Только физика, только правильное и полное образование, получаемое при обучении физика, дает возможность глубокого понимания и всестороннего охвата реального мира и открывает путь к новым областям техники.

И, наконец, последнее, по счету, а не по важности. Способ мышления, присущий людям, образованным в физике, методы исследования, подходы к рассматриваемым проблемам, развитые в физике, все с большим и большим успехом реализуются в самых различных областях человеческой деятельности, от медицины до политологии и экономики.

Кафедра общей физики, которая на самом деле ведет преподавание, осуществляет обучение и воспитание студентов, руководствуясь сверхзадачей дать выпускникам МФТИ полноценное и полномерное физическое образование в упомянутом выше смысле, говоря высоким стилем, с блеском выполняет свой долг. И тогда неудивительно, что выпускники МФТИ оказываются востребованными в самых различных областях деятельности.

Сущностно идея Физтеха - отбор одаренной молодежи, вовлечение в педагогический процесс активно работающих талантливых ученых и инженеров, отнюдь не умозрительная связь обучения с реально выполняемой научно-исследовательской работой - в чистом виде сохранена именно кафедрой общей физики. И в этом непреходящая заслуга Сергея Петровича, который посвятил этому делу большую половину своей сознательной жизни.

Здесь я не могу не сказать, что отнюдь не фигурально, а в самом прямом смысле этих слов, С. П. Капица чуть было не заплатил за руководство кафедрой самою жизнью, когда, находясь при исполнении служебных обязанностей и на территории МФТИ, он получил от некоего якобы маньяка удар топором по голове. Быстрота реакции, общая тренированность Сергея Петровича спасли его жизнь. Несмотря на довольно тяжелую рану, он смог выхватить топор из рук нападавшего и уложил того на пол ударом обуха этого же топора по голове, успев сообразить, что бить надо не острием, а именно обухом. Замечу, что, как установило следствие, покушавшийся целенаправленно и сознательно искал того, кто «главный по обучению физике» на Физтехе с тем, чтобы одним ударом прекратить эту «вредную для народа» деятельность. Такая вот более чем своеобразная форма признания плодотворности деятельности. Вот уж воистину, мы слышим «звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобле-нья».

До последнего времени главное преимущество физтехов - солидное общее образование, знание жизни и высокая работоспособность. Наши выпускники, получив серьезное образование в математике и физике, обладают острым и тренированным умом. Именно поэтому, несмотря ни на что, они по-прежнему в высокой цене и в России, и за рубежом. Кроме всего прочего, это свидетельствует о силе и правильности нашей подготовки и о том, как велика инерция хорошо поставленного и нужного людям дела. В этой связи я не устану повторять, что в том образовании, которое более полувека давало и сейчас дает МФТИ, центральное место принадлежит математике и физике. Именно фундаментальное физико-математическое образование лежит в основе системы Физтеха, именно за этим сюда, на Физтех, идут ребята.

Заслуженные профессора Сорбонны по многовековой традиции имеют право на moralité - 10-и - 15-и - минутное рассуждение на общечеловеческую вечную или актуально злободневную тему вне какой-либо связи с конкретной проблематикой читаемого курса. К сожалению, Российская высшая школа такой традиции не имеет. Профессор Капица считал своим долгом при первой же своей встрече с первокурсниками, рассказывая им о смысле физики, говорить им и о смысле жизни, неоднократно повторяя такую простую, но, увы, часто забываемую формулу: «Береги честь смолоду».

Автору этих заметок довелось как-то вместе с проректорами МФТИ Э.Е. Соном и В.А. Школьниковым побывать в Кембридже в дни начала очередного учебного года в этом славном университете. Внимание постороннего наблюдателя поражает не только атмосфера радостного возбуждения в городке, но и отчетливо выраженная демонстрация готовности местных отделений ведущих банков Великобритании на невероятно льготных условиях открыть счет любому студенту-первокурснику. Банкиры прекрасно понимают, что отношения, завязывающиеся в начале студенческой жизни, как правило, завязываются на всю жизнь.

Уже при первой встрече с первокурсниками Сергей Петрович красноречиво призывал их теснее сплачиваться, тщательно оглядываясь окрест и помня о том, что время студенчества - это время истинной дружбы, дружбы, узы которой завязываются здесь и сейчас, завязываются, если повезет, на всю жизнь.

Имя и репутация Сергея Петровича, его облик и речь глубоко культурного человека всегда производили глубочайшее впечатление на студентов, что в немалой степени способствовало формированию наших выпускников.

В юбилейной статье было бы немного глуповато сколько-нибудь подробно излагать конкретику работы проф. Капицы на посту заведующего кафедрой. Недавно, в сборнике «ФИЗТЕХ, ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ, 1946 - 1951 - 2001» (М., «изд. АСТ», 2001) Сергей Петрович опубликовал большую (30 с) статью под выразительным и, как теперь пишут бойкие журналисты, говорящим названием «Опыт Физтеха - кафедра физики и путь в будущее». Статья эта, по сути своей являясь концептуальным отчетом о 33-х годах деятельности заведующего кафедрой, содержит и глубокие общие соображения, и конкретные детали, дорогие сердцу каждого вузовского работника. Не останавливаясь на частностях, отмечу упоминание о работе сотрудников кафедры в Заочной физико-технической школе, их участии в организации и проведении Олимпиад по физике, как для школьников, так и для студентов-физиков, где, кстати сказать, в течение десятилетий наша команда уверенно занимала первое место.

Существенно более серьезна тема штатного совместительства и связанной с этим академической независимости.

В самом начале, в первых письмах академика П. Л. Капицы на имя И. В. Сталина, обосновывающих идею Физтеха, в

первых документах, конституирующих Физтех, ясно и недвусмысленно выражена идея необходимости вовлечения активно работающих талантливых ученых в процесс обучения одаренной молодежи. Соответственно, на Физтехе всегда была развита система штатного совместительства. На кафедру физики совместители персонально приглашались из двадцати научно-исследовательских институтов различной ведомственной принадлежности. Благодаря их участию в учебном процессе курс обучения отвечал требованиям современной науки. В результате на кафедре самым живым и естественным образом возникало представительство всех основных направлений современной физики, принадлежащих разным традициям, как фундаментальной, так и прикладной. Здесь целесообразно отметить, что участие преподавателей-совместителей в учебном процессе было серьезным и на кафедре высшей математики.

Не менее важно и то, что кафедра общей физики, как впрочем и кафедра высшей математики, сама компоновала свой учебный план и сама составляла программы своих курсов, обобщающие свой собственный многолетний опыт и свое видение того, что есть что в современной физике. Существенно, что этим программам не требовалось утверждения в каких-либо вышестоящих инстанциях.

Совершенно очевидно, что такую стратегию, проводимую достаточно настойчиво и со спокойной уверенностью в свой правоте в течение десятилетий, далеко не все радостно принимали, прежде всего, во властных структурах, да и не только в них. Благостной жизнь кафедры не назовешь. Но главное, главное - сохранение в чистоте и осуществление на деле идеи Физтеха - удавалось делать на протяжении десятилетий. И это приносило ни с чем не сравнимую радость.

Так, например, специального упоминания заслуживает восходящая к 1949-у году практика так называемого заключительного экзамена, проводимого кафедрой по завершении чтения курса общей физики, сейчас после окончания шестого семестра. Экзамен и форма его проведения были предложены Петром Леонидовичем Капицей. С его опалой и временным вынужденным отходом от Физтеха от такого экзамена на факультете (а потом и в Институте) отказались. Только после 1962-го года, с приходом в МФТИ ректора О.М. Белоцерковского, пригласившего на кафедру общей физики Сергея Петровича Капицу, экзамен этот был восстановлен в своих правах.

Автор этих строк, студент ФТФ первого приема (1947 г.), отлично помнит, как его коллеги и он сдавали весной 1949-го года заключительный экзамен по физике лично академику Капице. Петр Леонидович торжественно, но не без некоторой, только ему одному присущей грациозности восседал в левом дальнем углу сцены Актового зала нынешнего Лабораторного, а тогда единственного учебного корпуса Физтеха. Каждому студенту академик Капица задавал два-три простых и точных вопроса по сути дела, после чего картина становилась предельно ясной для всех присутствующих, не исключая из того числа, что особенно важно, и самого экзаменуемого.

И по сей день, как и в те доисторические времена, на этом экзамене наряду с регулярной составляющей (письменный и устный экзамен по всему пройденному материалу) присутствует и эта чисто физтеховская, очень индивидуальная компонента. Каждый студент выступает перед комиссией представителей кафедры общей физики и своей базовой (выпускающей) кафедры с докладом либо по литературе какого-то конкретного вопроса, либо по своей собственной разработке, экспериментальной или теоретической. По сути, речь идет о маленькой диссертации, соответствующей уровню бакалавриата.

Студенты относятся к этому, так называемому «вопросу по выбору» с большим энтузиазмом. Дискуссии бывают довольно оживленными, понимание курса общей физики, творческие способности студента, его задатки научного работника и область конкретных интересов становятся обнаженно ясными. На этом нелицеприятном смотре, проводимом кафедрой одномоментно и массово перед лицом своих коллег из ведущих НИИ Москвы и Подмосковья, столь же ясными становились и недочеты в ее работе. Что греха таить, вероятно именно поэтому в разные времена разные начальники, местные, районные, областные и министерские, да и не только они, сильно гневались и пытались эту практику ликвидировать.

Традиционная практика заключительного экзамена по общей физике сохранилась. Она устояла в силу позиции заведующего кафедрой, отчетливо понимающего, что главное в этом деле - отношение к студенту как к коллеге по научной работе. Немало-

важно также преподать студенту на живом примере материала, самостоятельно им осмысленного, основные правила выполнения и представления результатов пусть небольшого, но исследования, им (студентом) прочувствованного и продуманного.

Во времена серьезных перемен в окружающей нас действительности очень часто имеет место такая ситуация, в которой мудрость руководителя определяется не тем, что он делает, а тем, что он не делает. Именно за эту способность работать по принципу «не навреди», сознательно следуя мудрому правилу русских инженеров «не чини работающий механизм», умные и беспристрастные люди ценят и очень любят Сергея Петровича Капицу.

Умная яростность подлинного Физтеха, органичная подлинному педагогическому таланту, прекрасно сочетаясь с высокой общечеловеческой и общефизической культурностью заведующего, делала невозможным появление на кафедре и даже около нее каких-либо проявлений так называемой паранауки - «имя им легион». Это нельзя обойти молчанием, так как всегда существующая опасность антинаучного особенно велика в наше время всеобщей идейной и нравственной безответственности.

Автор этих юбилейных заметок прекрасно понимает их неюбилейный характер. Так не пишут. Но любовь к идее Физтеха в ее первозданной красоте, в свое время приведшая автора к формуле «Что хорошо для Физтеха, то хорошо для России», властно диктует свое отношение к жизни во всех ее проявлениях.

Несомненно, Сергей Петрович Капица - очень крупная фигура на поле современной русской культуры. Он - и физик-исследователь, и философ, и социолог, и писатель, общественный деятель и педагог. Достижения его в каждой из сфер его творческой активности более чем значительны.

Однако, глядя на профессора Капицу глазами старого физтеха, в свое время молодым кандидатом физико-математических наук шесть лет проработавшего ассистентом кафедры общей физики МФТИ, а впоследствии, много-много позднее, ставшего ректором этого славного вуза, автор видит в Сергее Петровиче прежде всего и главным образом заведующего кафедрой общей физики Физтеха.

Что он видит, то и пишет ...

03.02.03.Москва, Долгопрудный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.