Научная статья на тему 'О санитарных дефектах строительства четырех новых школ в Ростове на Дону'

О санитарных дефектах строительства четырех новых школ в Ростове на Дону Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О санитарных дефектах строительства четырех новых школ в Ростове на Дону»

Д-р М. Д. ЯКОВЛЕВ (Ростов на Долу)

О санитарных дефектах строительства четырех новых школ в Ростове на Дону

При строительстве новых школ в г. -Ростове .на Дону был допущен ряд санитарных дефектов, которые мы считаем необходимым отметить, для того, чтобы они были учтены я не повторены в строительстве, намеченном на ближайшие годы.

Эти санитарные дефекты молено разбить на следующие группы:

А. Сандефекты, являющиеся следствием недостатков проектировки школьных зданий:

1. Раздевалки совершенно недостаточны по площади, вследствие чего вешалки поставлены очень тесно и колки на вешалках отстают друг от друга всего на 5 см. .Такая скученность детской верхней одежды предрешает плохое проветривание ее и еще худшее просушивание' в ненастную погоду. Неоднократные указания и предложения госсанинспекции организовать сушку мокрой верхней одежды школьников не выполнены, так как это не предусмотрено проектами.

2. Помещения для буфетов не удовлетворяют элементарным санитарным требованиям, не говоря уже о том, что отсутствие столовых-кухонь делает невозможной организацию горячих школьных- завтраков. Для тогу, чтобы давать детям в школе холодные завтраки (бутерброды, пирожки, булочки и т. д.), а тем более горячие (теплые пирожки, горячи« сосиски, «отлеты, чай и т. д.), необходимо, как -минимум, иметь следующие помещения:

а) для приготовления завтраков (резка хлеба и булок, изготовление бутербродов и пр.);

б) для мойки посуды и электроподогрева пищи;

в) собственно буфетную со стойкой для раздачи завтраков и продажи фруктов, кон-фект и т. п.,;

г) помещение для приема пиши со стойками.

Сейчас все эти операции должны происходить в одной буфетной комнате, что практически даже трудно выполнимо, если соблюдать необходимые санитарные условия.

3. Конструкция окон (предложенная, по утверждению строителей, из центра) неудовлетворительна: в окнах этих устроены не фрамуги в верхней трети окна, и не форточки, а створки во все окно, расположен-'; ные в средней трети оконной рамы. Таким образом для проветривания классных ком-

нат открывается средняя часть окна на уровне немного выше голов сидящих детей. Эта часть окна на зиму не должна, конечно, заделываться, и при сильных и холодных ветрах, бывающих в Ростове, через иезаделанную среднюю часть окна будет, несомненно, сильно дуть, что создаст неблагоприятные условия для детей, сидящих вблизи окон.

Гораздо целесообразнее было бы устраивать фрамуги в верхней частя окон; обычно такие фрамуги достаточно удовлетворительно служат для целей вентиляции, не создавая в то же время условий для того, чтобы при закрытых фрамугах от окон шли токи холодного воздуха.

4. Известным сандефектом является и размещение уборных, в общих коридорах против классов; целесообразнее было бы уборные запроектировать более изолированно.

Б. Сандефекты, явившиеся следствием недостаточно продуманного выполнения работ или невыполнения предложений санинспекции:

1. Неправильное размещение приборов в уборных (писсуары в уборных для мальчиков размещены таким образом, что при открытых дверях видны из коридора).

2. Установлены в уборных для мальчиков, вопреки указаниям (госсанинспекции, индивидуальные писсуары, что ©едет, как показали первые же дни .работы школ, к загрязнению стен и пола с соответствующими последствиями (загрязнение обуви, неприятный запах).

Санинспекция предлагала устроить писсуары в виде желобов в полу с соответствующей обработкой стен, которые, как и желоба, должны были промываться, по это не было выполнено за отсутствием необходимых стройматериалов.

3. Нерациональные приборы отопления. Во всех новых школах установлены остроребристые батареи с очень узкими промежутками между трубами; помимо этого батареи, несмотря па предупреждение санинспекции, «по техническим соображениям» близко поставлены к стене. В результате уборка (обтирание влажной тряпкой) чрезвычайно затруднена, так как рука с тряпкой не может проникнуть в промежутки между частями батареи и между последней и стелой. Остроребристые, ие защищенные сеткой батареи опасны, так как могут

5 Гигиена и санитария № 2

\

65

быть причиной серьезных трави, особенно у детей младшего возраста.

4. В вестибюлях новых школ согласно проектам имеются колонны; некоторые из них круглые, но имеются и квадратные колонны с острыми углами, что также может вести к травмам.

В. Сандёфекты, являющиеся результатом проведения работ в один строительный сезон и отсутствия тех или иных приборов и материалов:

1. Влажный, «банный» воздух в классах новых школ как следствие сырости, наличие которой подтверждается 'влажными пятнами на стенах и потолках.

В связи с этим горсанинспекцией намечено совместно с горстройконтролем: а) усиленное отопление; б) усиленная вентиляция; в) перенесение наружной оштука-туркп на 1936 г.

2. Запроектированная вытяжная вентиляция (побудительная) фактически работать не будет за отсутствием электромоторов, что, конечно, ухудшит санитарный режим новых школ.

3. В уборных установлены весьма неудовлетворительные бачки типа «Ракет», признанные технически негодными еще несколько лет тому назад, пропускающие воду и требующие беспрерывного ремонта; по

заявлению строителей других бачков достать не удалось. Установка этих бачков ухудшает санитарное состояние уборных.

Г. Недочеты общего порядка, связанные с коммунальным благоустройством города:

1. Школьные участки очень стеснены и еще не закончены благоустройством. Фактически школы не имеют необходимых для нормальной школьной работы земельных участков, так как последние в большей своей части заняты жилыми строениями, и вместо нормальных, хотя бы. исчисленных по минимальным показателям, участков большинство новых школ пока имеет в своем распоряжении. лишь дворовые довольно тесные усадьбы.

2. Искусственное освещение школ, в связи с неблагополучным положением этого вопроса в Ростове вообще, не может быть признано удовлетворительным в санитарном отношении, что несомненно ухудшает условия работы вторых шея.

3. Необходимо еще указ-ать, что вряд 'ли молено признать целесообразным строительство четырехэтажных домов для школ: школьные здания не должны бы быть выше трех этажей.

За исключением перечисленных санде-фектов новые школы в г. Ростове на Дону в общем построены удовлетворительно.

Д-р 6. И. ТЕМКИН (Куйбышев)

О путях школьно-санитарной инспекции

Решительная и твердая постановка вопроса об устранении1 санитарных недостатков в детучреждениях перед органами народного образования и директорами школ подняли авторитет школьно-санитарной инспекции и привлекли внимание нароб-разов к повышению санитарного уровня в детучреждениях.

Впервые в Куйбышевском крае была введена система вручения школам планов-заданий по ремонту во время летнето перерыва в школьных занятиях. Правда, охвачены были не все школы, но начало этому мероприятию положено. Летом 1936 г. эта работа, естественно, развернется шире и охватит все школы края. Произведя затем в порядке контроля (в начале учебного года) обследование 2 300 школ и выяснив санитарно-гигиенические дефекты в школьных зданиях, краевая школьно-санитарная инспекция, опять-таки впервые, в самом начале учебного года вручил^, директорам школ предложения об устранении на-ходу, в течение учебного

■года, имеющиеся 'санитарно-гигиенические недостатки. Каждый составленный в йколе акт имел особый отрезок, который направлялся в краевую школьно-санитарную инспекцию, так что мы смогли получить полную картину санитарного состояния 2 300 школ.

В соответствии « полученными данными крайоно, по настоянию школьно-санитарной инспекции, обязало директоров школ выполнить пред'явленные им санитарные требования, обязав зав. гор- и районо контролировать это выполнение и докладывать ®ав. юрайоио.

Весь комплекс вопросов, вставших после изучения санитарного состояния школ по краю, был перенесен затем краевой школьной санитарной инспекцией в крайисполком, который вынес по этому поводу специальное, весьма важное постановление. Крайисполком обязал директоров школ выполнить требования, пред'явленные школам школьной санитарной инспекцией, а председателей горсоветов и риков — заслу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.