Научная статья на тему 'О санитарно-техническом паспорте школы'

О санитарно-техническом паспорте школы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О санитарно-техническом паспорте школы»

проводную сеть от местного водопровода. Обычно отворные краны запломбированы в закрытом состоянии, а возду-хоотводные и спусковые краны запломбированы открытыми. При необходимости пользования воздушными перемычками для пропускания через нее городской воды в местную сеть (аварии на .местном водопроводе, пожары и т. д.)

пломбы срываются, во з дух о о тв о дн ы е и спускной краны закрываются, а отворные краны открываются. Как только минет потребность в городской воде, воздушная перемычка восстанавливается и краны пломбируются. О пользовании воздушной перемычкой составляется односторонний акт, который направляется госсанинспектору.

Прив.-доц. А. Я. ГУТКИН

О саншарно-техиическом паспорте школы

Ленингр. институт ОЗД и П. Директор проф. В. Н. Иванов

В 1935 г. школьно-санитарная инспекция Ленинградского горздравотдела приступила к санитарной паспортизации школ.

Вопросы паспортизации представляют собою не только проблему санитарно-оздоровитель-ного характера. В технике мы имеем паспортизацию станков \ в сельском хозяйстве ■—• паспортизацию совхозов и МТС 2 и всем известное постановление ЦК ВКП(б) и СНК о паспортизации конского поголовья как метода, стимулирующего разрешение животноводческой проблемы; в планировке и благоустройстве мы имеем «паспорт города» s.

Из наиболее близкой нам области здравоохранения мы упомянем выдвинутую нами санитарную паспортизацию домов, оправдавшую себя на опыте Ленинграда4 и паспортизацию об'ектов общественного питания.

Вопрос о паспортизации школ, насколько нам известно, впервые обсуждался на III конгрессе по школьной гигиене в 1910 г. по докладу С г i s t i a n i— „Le casier sanitaire des écoles"5.

Составленный последним паспорт, рассчитанный на пять учебных лет, об'единяет более чем краткие данные об инфекциях школы, оборудовании ее и общем здоровье детей; к casier приложены генеральный план участка, план здания и план одного (типичного) класса.

«Санитарный журнал» школы, рассчитанный на 3 года, мы составили в 1931 г.

1 Н. И. 3 а р х и й, Паспортизация станков. Гос. научно-технич. изд. 1931.

2 Я- А. Френкель, «На фр. здрав.». 1932, № 14.

8 Проф. М. Смирнов, Паспорт города, журн. «Коммун, хоз.», 1932, № 7.

1 А. Я. Гуткин. Санит. паспортизация домов. Изд. Ленингр. дома санкультуры, 1935.

Б Ш-е Congrès International d'Hygiène Scolaire Paris, 1910.

Он об'единял все элементы школьной жизни: ее общую и инфекционную заболеваемость, планировку, оборудование, санитарное благоустройство, вопросы питания, ледолого-педагогические и медико-педологические вопросы и пр.1. ' Санитарный журнал этот введен почти во всех школах Ленинграда и, по имеющимся у нас сведениям, в ряде других городов Союза.

Санжурнал (санитарно - технический паспорт) состоит из следующих разделов:

¡..Состав учреждения. В этом разделе отмечается динамика численного состава учащихся школы в каждую из смен поклассно, среднее число учащихся на класс и число учащихся на 1 уборщицу.

И. Земельный участок. Здесь отмечаются данные о площадях участка, о застройке; о характере участка — двор, огород, спортивная площадка, сад. Здесь же отмечаются способы удаления нечистот и отбросов, зона влияния, зона вредностей.

III. Здание. Дается характеристика здания: материала, этажности, назначения этажей и отдельных их частей. Здесь лее отмечается расположение здания, освещенность комнат, вентиляция отопление, водоснабжение, площади и об'емы отдельных секций и комнат школьного здания. Особо предусмотрены де-. тадьные данные по гардеробу, мастерским, учебным кабинетам, площади, занятой посторонними жильцами, и пр. Часть раздела представлена в динамике на три года, как и весь журнал, с разделением каждого учебного года на два учебных полугодия.

1 Л. М. Вассерман. Опыт санит. паспортизации школ Ленинграда. «Сов. педаг.», 1935, № 1. Д. М. Руби н, «Санит. паспортизация школ, как метод динамических наблюдений». «Сов. педаг.», 1934, К? 7.

IV. Санитарно-техническое оборудование.

Сюда отнесены санитарные узлы — уборные, умывальные, души в их размерах и распределении на число учащихся по полу.

V. Учебное и санитарное оборудование.

Здесь дается обеспеченность школы партами (с указанием степени их исправности), столами, стульями, оборудованием специальных кабинетов-мастерских, библиотек. Наличие и об'ем баков для кипяченой воды, мусорных ящиков, щеток для чистки платья и обуви и пр. В этот раздел внесен ряд вопросов, имеющих факультативный характер (в смысле заполнения); это оценка {в рублях) стоимости оборудования кабинетов, количество стульев, скамеек, столов и шкафов, количество экземпляров книг в библиотеке. Этот раздел представлен в динамическом разрезе.

VI. Санитарный режим. Этот раздел дает картину промежутков времени между сменами, частоту натирания полов и материала для натирания, 'температуры классов, рекреаций, мастерских, уборных, участие педагогов в санитарном режиме школы и т. д. — в динамическом разрезе.

VII. Питание. Коротко излагается (в той же динамике) место изготовления пищи, характер питания, наличие вспомогательных помещений, сменность завтраков и охват ими детей, время, даваемое на завтраки, вопросы санодежды и т. п.

VIII. Ремонты. Этот раздел отвечает только на три вопроса: а) требуемые ремонты, б) произведенные ремонты и в) стоимость ремонтов. Каждый раздел заканчивается «особыми замечаниями», куда вносятся данные, непредусмотренные специальными пунктами.

Указанные разделы размещены на 3 страницах, 4-я страница оставлена свободной для нанесения на ней плана школы.

С а н и т арно -технический паспорт составляется в 1 экз. (желательно составление его в 2 экз. с оставлением одного из них директору школы), хранящемся у школьно-санитарного инспектора и играющего1 роль не только информатора госсанинспекции о санитарно-техничес-ком состоянии школы, но и роль «коллектора-журнала», об'единяющего все материалы о школе в целом, планово или в порядке текущей работы, поступающие в госсанинспекцию. Этот последний процесс (т. е. об'единение в паспорте всех материалов о данной школе) осуществляется механически (путем вкладывания в паспорт заявлений, актов, специальных карт и прочих доку-

ментов о школе и специальных вкладышей рабочей карты).

Рабочая карта .или «карта текущих наблюдений» служит для записей всех посещений школы госсанинспектором, сделанных им предложений, с указанием сроков их выполнения, результатов проверки и принятых мер.

Санитарно-технический паспорт, состоящий из 4 страниц, должен быть отпечатан на плотной бумаге, позволяющей собирать в нем всю документацию школы. Имея перед собой материал по школе, госсанинспектор легко ориентируется по поводу различных вопросов, касающихся данной школы, и может дать свои заключения, которые часто требуются срочно, без выезда на место, пользуясь имеющимися перед глазами им же собранными данными.

В канцелярии школы хранится санитарная тетрадь школы, своими размерами соответствующая разделам рабочей карты. В санитарную тетрадь госсанинспектор заносит из своей рабочей карты результаты обследования, сделанные предложения и сроки выполнения.

Введение санитарно-технического паспорта проводится следующим образом:

1. Раздел 1-й заполняется гос. школьно-санитарным инспектором два раза в году: в апреле (до окончания учебного года, в связи с необходимостью определения весенне-летнего ремонта) и в октябре (в начале учебного года, по окончании ремонтных работ в школе).

2. Разделы 2-й и часть 3-го заполняются только один раз, при первичном составлении паспорта. При капитальной реконструкции (перестройке) школы составляется новый экземпляр паспорта, вкладываемый в основной.

На каждое школьное здание, хотя бы построенное и на общем с несколькими школами участке, составляется самостоятельный паспорт, хранящийся в одной папке со всеми паспортами школ данного участка.

3. По окончании срока, на который рассчитан паспорт (3 года), последний не уничтожается, а составляется новый экземпляр (продолжение), вкладываемый в основной (или прикалываемый к нему).

4. Санитарно-технический паспорт концентрирует все материалы по данной школе: заявления, запросы, ответы и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.