Научная статья на тему 'О самостоятельной работе студентов по курсу «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы»'

О самостоятельной работе студентов по курсу «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О самостоятельной работе студентов по курсу «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы»»

О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «УЧЕТ ЗАТРАТ, КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ»

С.Т. МИЕРМАНОВА

Учебная дисциплина «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы» играет весомую роль в подготовке не только специалистов по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту, но и специалистов и руководителей предприятий. Наступают времена когда необходимо осознать, что большинство действующих организаций в стране не могут быть только посредниками в реализации товаров, причем производимых в других странах. Производство не только необходимо организовывать, но и постоянно прогнозировать результаты, а также обеспечивать управленческий аппарат необходимой и своевременной информацией. Изучение данной дисциплины на современном этапе происходит в условиях, когда предъявляются все возрастающие требования к повышению качества подготовки студентов, в том числе обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Возрастающее значение требований к качеству профессионального образования можно связать со следующими причинами:

• стремительным ростом потока информации, когда кардинально изменяется соотношение между известными и новыми фактами. Получаемая информация неоднородна по своему качеству, поэтому студент должен научиться в рамках вуза выделять существенную информацию от несущественной, иначе говоря, научиться творчески мыслить;

• возрастанием роли образования, науки, научно-технического прогресса в развитии экономики не только в нашей стране , но и во всем мире;

• ростом значимости человека в экономике и производстве и превращением системы массового образования в базис общественного развития. Состояние и развитие образовательного процесса вообще рассматривается в настоящее время не только как определяющий фактор развития экономики и производства, но и как организатор прогресса человеческой цивилизации. Отсюда, стремление к охвату системой образования как можно более длительного отрезка жизни человека. При этом речь ведется не только о профессиональном образовании, но и духовном, гуманитарном и другом;

• необходимостью совершенствования технологии обучения. В современных трудах по педагогике и психологии все чаще применяется понятие «технология обучения». Как и любая технология, технология обучения, в большей степени представляемая как совокупность всех личностных отношений, методических и инструментальных средств, используемых в образовательном процессе для достижения педагогических целей, должна подвергаться постоянному совершенствованию;

• сокращением аудиторного времени подготовки студентов и другими.

Повышение требований к качеству подготовки специалистов вызывает необходимость интенсификации учебного процесса и обращения внимания на объем и качество самостоятельной работы студентов (СРС). По мнению З.И.Потехиной, самостоятельная работа студентов является составной частью процесса обучения, деятельностью студентов по заданию преподавателя, под его руководством, без его непосредственного участия [3, с.17]. Из данного определения можно сделать следующие выводы:

1. Самостоятельная работа студентов является составной и неотъемлемой частью современного образовательного процесса.

2. Ведущая роль в организации самостоятельной работы студентов принадлежит преподавателю.

3. Для обеспечения плодотворной организации самостоятельной работы студентов со стороны преподавателя необходимо предпринимать определенные организационные мероприятия, на осуществление которых требуется время.

Организация самостоятельной работы предполагает выяснение форм ее осуществления. К ним можно отнести следующие:

- изучение материала конспектов лекций и другой учебной литературы (учебных пособий, методических указаний и др.). Лекции являются основой высшей школы, важнейшим способом передачи, в определенной степени, способом обмена мыслей и знаний. Лекции становятся таковыми не только тогда, когда «отшлифовано» их содержание и преподавателем использованы различные методические приемы и средства, но и при обязательном проявлении студентами активной познавательной позиции. Активность в усвоении материала со стороны студентов не воспитывается в рамках одной дисциплины и даже обучения в отдельно взятом вузе, она должна прививаться и развиваться с начальной школы, если не раньше. Необходимо в данном случае затронуть еще одну проблему. Считаем, что нельзя до бесконечности уменьшать объем аудиторных занятий, в том числе лекций. Опыт показывает, что сокращение лекционного времени ниже 24 учебных часов не позволяет добиться желаемых педагогических целей. Процесс обучения, несмотря на любые имеющиеся в арсенале технические средства передачи информации, предполагает усвоение материала дисциплины каждым студентом и включение в процесс психологических факторов;

- подготовка будущих специалистов по бухгалтерскому учету, налогообложению и аудиту невозможна без самостоятельного изучения студентами законодательно-нормативной литературы. Выяснить степень познания разных, периодически подвергающихся изменениям нормативных актов не представляется возможным. В связи с этим, на занятиях устно или письменно проверяется усвоение имеющих важное значение документов и отдельных вопросов. Например, выясняется вопрос:»В каком нормативном документе дано понятие «себестоимость»? Уточняется, каково содержание этого понятия, на чем оно основано. На

_______________________________________________________________________________________________ 1

протяжении нескольких последних лет в Омском институте (филиале) РГТЭУ принято со студентами, обучающимися по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», обсуждать значение и содержание Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте. Студенты должны предварительно изучить материал инструкции не только исходя из ее содержания, но и с учетом мнений авторов, высказывающих свои замечания по поводу роли и содержательной стороны документа. На занятии выясняются место данного акта в нормативном регулировании учета затрат, какие особенности предусмотрены в нем для планирования и учета затрат по содержанию и эксплуатации автомобильного транспорта, калькулирования себестоимости автотранспортных услуг и другие вопросы;

- самостоятельное изучение тем курса или вопросов определенной темы. Так, например, на основе материала предшествующего курса «Бухгалтерский управленческий учет» студенты готовят вопросы, касающиеся нормирования и планирования затрат, бюджетирования. Такие задания и последующий их контроль позволяют студентам понять, с одной стороны, существование межпредметных связей, с другой стороны, дают возможность осознать единство методики планирования и учета затрат и сопоставимость получаемой информации;

- привлечение студентов к научно-исследовательской работе, в том числе, написание и защита рефератов, докладов, подготовка к участию на студенческих конференциях. К написанию рефератов и докладов привлекаются почти 100% студентов, т.к. каждому из них необходимо получать навыки письменной речи. Реферат не должен представлять перепечатывание (сканирование) материала источника. В ходе выполнения реферата студент должен проявить умения творчески применять полученные им знания, вырабатывать, формулировать и отстаивать свою позицию по рассматриваемым проблемам. Добиться, чтобы материал реферата стал интересным и заслуживающим представления на студенческой конференции, возможно только с отдельными студентами, зачастую после неоднократных консультаций. При этом обращается больше внимание на работу со студентами, имеющими среднюю успеваемость;

- среди других форм активизации познавательной деятельности студентов можно назвать подготовку и проведение деловых игр, диспутов, тестирований и т.д.

Очень важное значение для организации самостоятельной работы студентов имеет обеспечение учебного процесса необходимой учебно-методической литературой. В Омском институте (филиале) РГТЭУ обеспечено хорошее комплектование литературы, в том числе, по рассматриваемому учебному курсу. В арсенале библиотеки вуза имеется большое разнообразие литературы как по общим вопросам бюджетирования и учета затрат, так и по учету затрат в отдельных отраслях (строительстве, автотранспорте, торговле, кредитных организациях и других), а также конкретных расходов. Студентам в помощь предоставляется периодическая литература и обеспечивается доступ к электронной базе. Кроме этого студенты очной и заочной форм обучения обеспечены необходимой методической литературой.

Организация самостоятельной работы дает положительные результаты только при систематическом текущем контроле за ходом ее выполнения и оценке труда студента. Формы контроля самостоятельной работы могут быть также разными.

При проведении практических занятий и частично на лекциях преподаватель выясняет степень усвоения учебного материала путем опроса.

При опросе могут использоваться вопросы из перечня, предусмотренного в методических указаниях, к которым студенты могли подготовиться во внеаудиторных условиях, обсуждение материала ранее заданной всей группе домашней письменной работы и другие.

К следующей форме контроля относится решение отдельных тематических задач и сквозных задач по учету затрат, основанных на отраслевой специфике. Решению задач обязательно предшествует определенная работа: студенты подготавливаются по теоретическим вопросам, проводится

предварительный опрос по ключевым моментам, студенты изучают методические указания по выполнению задач. При этом в обязанности преподавателя кроме опроса входит консультирование, контроль за общим ходом выполнения работы, выяснение промежуточных и итоговых показателей, заключение. Две сквозные задачи студенты после решения сдают индивидуально преподавателю.

Самостоятельная работа студентов является формой самоорганизации, требующая навыков целеполагания, планирования, самоуправления, самоконтроля и самооценки со стороны студентов своей профессиональной и общей подготовки к деятельности. Между тем, часть студентов воспринимают выделенные часы самостоятельной работы в учебном расписании как дополнительно выделенное время отдыха. Для понимания важности самостоятельной работы, целесообразно с первого курса последовательно на всех дисциплинах организовывать самостоятельную работу и осуществлять ее контроль. В развитии осознания студентами необходимости самостоятельной работы немаловажное значение имеет работа деканатов, учебной части вуза, кафедр.

Таблица 1. Сравнительная характеристика опроса

студ ентов по вид ам занятий

№ п/п Вид занятия Форма опроса Цель опроса

1 Лекции Выборочный Индивидуальный Устный Проверка усвоения теоретического материала предыдущих и текущей лекции

2 Практическ ие Выборочный или те матический Проверка усвоения

Ведущую роль в организации самостоятельной работы студентов занимает преподаватель. Современный подход к развитию самостоятельной работы студентов вызывает не только положительные последствия, например, развитие профессиональных и творческих навыков преподавателя, но и отрицательные моменты, к которым можно отнести значительную потерю учебного времени. Нельзя понимать процесс ускорения и совершенствования процесса обучения узко, в частности, как возможность сокращения объема аудиторных занятий. Преподавателю надо владеть не только ораторским искусством, но и иметь учебное время, чтобы, обеспечивая логическую связь учебных дисциплин и отдельных вопросов изучаемой дисциплины, достичь поставленных педагогических целей.

Формы самостоятельной работы студентов могут быть традиционными и содержащими элементы творчества, но обязательно требующими контроля. Формы самостоятельной работы студентов, сопровождаемые различными формами контроля и индивидуальной оценкой их учебной деятельности позволяют не только повысить уровень усвоения учебного материала, но и способствуют нравственному формированию студентов, становлению более ответственной личности, готовой рассчитывать на собственные силы и занимающей активную жизненную позицию, например, проявляющуюся в помощи своему однокурснику.

Таким образом, развитие и совершенствование самостоятельной работы студентов имеют следующие

цели:

- способствовать активизации и развитию профессиональных и личностных качеств преподавателя;

- создать условия совершенствования форм обучения и контроля знаний с целью активизации студентов и повышения уровня их профессиональной подготовки;

- научить студентов самим «добывать» знания и соревноваться между собой в получении знаний, умений и навыков;

- научить студентов ориентироваться в сложных, неординарных условиях, прогнозировать и принимать самостоятельные решения и действия;

- создать обстановку творчества, профессионального общения у большей части студенческой аудитории. Литература:

1. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М., 2006.

2. Захарова С. Активизация учебного процесса по экономическим предметам // Высшее образование в России. 1997. №2. С. 94-96.

3. Потехина З.И. Основы рациональной организации самостоятельной деятельности учащихся и студентов. М., 2005.

занятия Сплошной или материала,в том

индивидуальный числе

Устный или необходимого для

письменный самостоятельного

выполнения

практических

заданий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.