О РЫНКЕ ТОНИЗИРУЮЩИХ НАПИТКОВ В РОССИИ И КОНТРОЛЕ НАД ОГАНИЧЕНИЕМ ИХ ПРОДАЖИ И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Ю.В. КОКИНА
С глубокой древности людям всего мира были известны природные психостимуляторы, источником которых были растительные культуры. Затраты энергии человеком в те времена были настолько велики, что продолжительность жизни в среднем составляла: каменный и бронзовый век - 18-20 лет; Древний Египет - до 25 лет; Древняя Греция и древний Рим - до 30 лет. В основном это был результат очень больших физических нагрузок, вследствие чего наступало быстрое биологическое старение организма. В поиске источника энергии, которой в основном была пища, древний человек замечает, что еда растительного и животного происхождения дают разный психофизиологический эффект.
В древней цивилизации инков жрецы использовали листья коки для вхождения в транс при религиозных действах, а позднее среди жителей высокогорных районов был распространен обычай жевать листья коки для улучшения самочувствия, снятия усталости и уменьшения чувства голода. Для восстановления сил бразильские индейцы, индейцы тупи и гуарани использовали напиток из плодов гуараны, жители Западной Африки принимали в пищу орехи колы, жители Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая готовили из листьев падуба парагвайского напиток мате (или матэ), жители Эфиопии и Древней Индии - напиток из зерен кофе, жители Древнего Китая и Древней Индии - напиток из листьев чая, жители Монголии и Сибири использовали такие растения как женьшень, элеутерококк, аралию и другие стимулирующие растения.
В основном психостимуляторы имеют водорастворимую природу, поэтому самый распространенный способ применения - напитки (настои, настойки). Датой появления первых тонизирующих напитков следует считать еще начало 1960-х, что связывают с выпуском в Японии компанией «Taisho Pharmaceuticals» напитка под названием «Lipovitan D», основным компонентом которого являлся таурин. Он был разработан для того, чтобы помочь служащим упорно трудиться и не засыпать в ночную смену. В 1982 году австриец Дитрих Матешиц попробовал в баре гонконгского отеля «Mandarin» местные тонизирующие напитки, и ему пришла в голову идея продвигать нечто подобное на родине. Он снимал усталость, придавал бодрости и повышал настроение. Бизнесмен решил представить чудо-напиток Европе и начал с Австрии.
В 1984 году он основал компанию «Red Bull GmbH» - первое предприятие по промышленному производству тонизирующого напитка и через три года стал продавать «Red Bull Energy Drink» в Австрии. Для того чтобы прочнее закрепиться с товаром, предприниматель немного изменил формулу напитка и разлил его по жестяным банкам (в отличие от азиатской манеры продавать напитки в маленьких стеклянных бутылочках). Так родился «Red Bull» - первенец среди тонизирующих напитков в мире. После продвижения на рынок Австрии продукт начал завоевывать популярность и в близлежащих европейских странах. В 1992 году новый тонизирующий напиток впервые начал экспортироваться в Венгрию. В настоящее время герр Матешиц продает более 1 млрд. банок ежегодно в 70 странах мира, включая Россию. Однако в некоторых странах, например в Норвегии, Дании и Франции, тонизирующие напитки «Red Bull» запрещено продавать в продовольственных магазинах, ибо они считаются лекарственным средством из-за высокого содержания кофеина. Но в аптеках этих стран «Red Bull» отпускается без ограничений.
Продукт оказался столь успешным, что вскоре на рынке появились десятки напитков с подобными свойствами. Гиганты «питьевой» промышленности «Кока-кола» и «Пепси-кола» тоже не остались в стороне, выпустив соответственно «Burn» и «Adrenaline Rush». Напитки целого ряда брэндов отличаются друг от друга по вкусу, но содержат сходный набор компонентов, да и в рекламных кампаниях брэнды упирают на одни и те же эффекты. В частности, тонизирующие напитки предлагают избавиться от усталости и сонливости, обрести бодрость и поднять тонус, и применить обретенное для работы, учебы и занятий спортом.
Тонизирующие напитки имеют достаточно большую популярность в мире. Однако в России они прижились не сразу. Вторжение тонизирующих напитков на рынок России началось в период последнего десятилетия. В борьбу за потребителя включились крупные транснациональные компании и отечественные производители. По данным экспертов, объем реализации на отечественном рынке тонизирующих напитков составляет около 6 миллионов литров. Одной из особенностей российского рынка тонизирующих напитков является выпуск таких напитков с определенным содержанием алкоголя, с сахарозаменителями.
Что касается европейского рынка тонизирующих напитков, то он намного более развит, чем российский. Правда, не во всех странах к «энергетикам» относятся одинаково. К примеру, в Германии производство этих напитков запрещено, вместе с тем и нет продаж. Во Франции до недавнего времени тонизирующие напитки вовсе были запрещены. У зарубежных специалистов они вызывают некую озабоченность из-за того, что они содержат пищевые ингредиенты, свойства которых еще недостаточно изучены. У отечественных же ученых по поводу таких напитков также весьма различное мнение: одни не
видят в их составе ничего плохого и считают их хорошей альтернативой алкоголю и наркотикам, другие выражают озабоченность по поводу содержания в них таурина, кофеина. Однако все эксперты пришли к выводу, что тонизирующие напитки, бесспорно, оказывают возбуждающее действие, но пока у нас в стране не проведено серьезное исследование.
В 2007 году российский рынок безалкогольных напитков в денежном выражении увеличился на 17%, до $8,9 млрд., говорится в отчете «AcNielsen Россия» [5]. В натуральном выражении объем производства вырос на 6,9%, до 9,365 млрд. литров.
«Coca-Cola», по оценке «Euromonitor» [7], занимает в России лидирующее положение - на рынке безалкогольных напитков ей принадлежит 23,3% от общего объема продаж. Для самой компании Россия является важным рынком, доля которого в глобальных продажах превышает 6%. Но «Red Bull» прекрасно знает цену своим конкурентам. На рынке тонизирующих напитков, по данным Бизнес-Аналитики [6], компания в Москве и Санкт-Петербурге владеет долей в 23,9%. Ее обгоняет только «Pepsi» со своим напитком «Adrenaline Rush» (41,8%). «Coca-Cola» с продуктом «Вит» от нее отстает -14,4%.
Ri.rn Red Devil Jaguar ДРУгие
41,8%
Рисунок 1. Доля производителей на рынке тонизирующих напитков за 2007 г.
В 2007 году на долю «Adrenaline Rush>№ двух столицах приходилось 41,8% рынка, «Red Bull» получил 23,9%, третье место досталось «Burn» от «Coca-Cola» (14,4%). У «Red Devil» лишь четвертая позиция с результатом 6,6%, хотя годом раньше было на 2,6% больше. Чуть медленнее теряет долю рынка другой тонизирующий продукт «Хэппилэнда»- «Jaguar»: она уменьшилась с 3,7% в 2006 году до 3% в 2007 году.
В России тонизирующие напитки по-прежнему потребляются главным образом молодежью, востребованы водителями и спортсменами, так же тонизирующие напитки находят все больше приверженцев и среди взрослых, ведущих малоактивный образ жизни. По предварительным оценкам Бизнес Аналитики [6], в 2007 году объем продаж безалкогольных тонизирующих и спортивных напитков составил всего 1,8 млн. дол. Это значит, что один россиянин в возрасте 18-34 года выпивает две банки энергетика в год. Зато темпы роста впечатляют - 40%. По данным «Nielsen», больше всего людей, предпочитающих тонизирующие напитки, живет в Москве и Санкт-Петербурге: совокупная доля этих городов в общем потреблении энергетиков достигает 65% в натуральном выражении и 74% в стоимостном. В последние полтора-два года на рынке напитков налаживается выпуск «бюджетных энергетиков». В качестве примера может послужить появившийся в России в 2006 году «Bullit» от «Red Bull» - энергетик, который при схожей рецептуре дешевле, чем сам «Red Bull». По мнению управляющего директора «BrandLab Research» Александра Еременко [4], для компании это вынужденная мера: выйдя на российский рынок первой из крупных иностранных игроков, она явно уступает «последователям». Доля брэнда «Red Bull» в двух столицах за 2007 год снизилась с 24,2 до 23,9%, в то время как его основные конкуренты заметно укрепили позиции. Как поясняет Еременко, в состав «Red Bull» входит дорогое вещество, отсутствующее в других энерготониках. И это не дает производителю безболезненно снизить цену до уровня, поддерживаемого его главным конкурентом - «Adrenaline Rush». А между тем именно ценовой фактор позволил последнему обогнать австрийскую компанию: усилиями «PepsiCo» бодрящие напитки стали доступны не только премиальной клиентуре.
В настоящее время особой популярностью пользуются тонизирующие напитки «Adrenaline RUSH», «Adrenaline Rush body power», «Burn», «Red Bull», «Red Bull без сахара», широко представленные на прилавках супермаркетов, меньшей популярностью пользуются «Bulit» и «Jaguar». Только один производитель указывает соответствие требованиям ГОСТа, это «Jaguar» (ГОСТ 28188-89 «Напитки безалкогольные»). «Adrenaline RUSH», «Adrenaline Rush body power» и «Burn» производятся в соответствии с техническими условиями, разработанными для данной продукции. «Red Bull» и «Bulit» вообще не указывают никакой информации о нормативной документации, которой соответствуют, что вызывает сомнение об их качестве, несмотря на то, что такой напиток как «Red Bull» является фактически первым тонизирующим напитком, поступившим в продажу в жестяной банке.
В декабре 2008 г. Законодательное Собрание Краснодарского края внесло законопроект № 127063-5 “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) тонизирующих безалкогольных и слабоалкогольных напитков”, где устанавливаются ограничения розничной продажи и потребления (распития) безалкогольных и слабоалкогольных напитков специального назначения - тонизирующих, в том
числе тонизирующих (далее - тонизирующие безалкогольные и слабоалкогольные напитки), в целях защиты нравственности и здоровья людей, прежде всего несовершеннолетних.
По проекту Федерального закона устанавливаются ограничения розничной продажи и потребления (распития) безалкогольных и слабоалкогольных напитков специального назначения -тонизирующих, в том числе энергетических (далее - тонизирующие безалкогольные и слабоалкогольные напитки), в целях защиты нравственности и здоровья людей, прежде всего несовершеннолетних. Разработано 4 статьи, в которых указано: сфера действия, ограничения розничной продажи, ограничения потребления и вступление в силу Федерального закона. Предполагается ограниченная продажа тонизирующих безалкогольных и слабоалкогольных напитков, не допуская распространение: 1) в детских, образовательных и медицинских организациях; 2) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения; 3) в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях; 4) в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи (дискотеки, ночные клубы, другие заведения); 5) собственной выработки в организациях общественного питания; 6) несовершеннолетним. Но данные ограничения не будут распространяться при продаже и потреблении (распитии) других безалкогольных напитков, в том числе на основе чайных и кофейных экстрактов, чая и кофе. Осуществление контроля возлагается на органы местного самоуправления с учетом положений это законопроекта и в порядке, устанавливаемом субъектом Российской Федерации, определяют места организаций торговли и общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа и потребление тонизирующих слабоалкогольных напитков на территориях муниципальных образований.
В пояснительной записке к проекту федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) тонизирующих безалкогольных и слабоалкогольных напитков» указано, что:
«Потребление тонизирующих напитков требует наличия у потребляющих их лиц определенной культуры. Основными потребителями данной категории напитков являются несовершеннолетние юноши и девушки, которые в силу отсутствия должного жизненного опыта не в состоянии адекватно воспринимать рекламу тонизирующих напитков в средствах массовой информации, наружной уличной рекламе, а также многочисленных публичных рекламных акциях. За последние годы на потребительском рынке Российской Федерации появилось большое количество тонизирующих напитков, в том числе безалкогольных и слабоалкогольных. Основными тонизирующими компонентами указанных напитков являются кофеин синтетического происхождения, природные биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, оказывающих тонизирующее действие, а также витамины (С, РР, В2, В5, В6, В12). Учитывая, что содержание кофеина в тонизирующих напитках обычно составляет верхний допустимый суточный уровень потребления (от 150 до 320 мг / л), при допустимом его потреблении 150 мг в сутки, и то, что выпуск тонизирующих напитков производится в упаковках объемом от 250 мл до 330 мл, не исключается возможность употребления тонизирующего напитка молодым человеком более одной упаковки в день, что может привести к негативному влиянию на здоровье детей, подростков, беременных и кормящих женщин, лиц, страдающих хроническими заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой систем, гипертонической болезнью и другими заболеваниями. Употребление слабоалкогольных тонизирующих напитков влияет на характер алкогольного опьянения, снижая его выраженность, что может привести к неадекватной оценке собственного состояния, способствовать утрате контроля за выпитым и побуждать к повторному употреблению алкоголя.» [3, с.41]
Средний возраст начала потребления подростком алкогольных напитков составляет 12-13 лет. В возрастной группе 11 -24 года алкоголь потребляют более 70 процентов. При этом девушки потребляют алкоголь наравне с юношами. В настоящее время на федеральном уровне отсутствует федеральный закон, регулирующий деятельность по производству и обороту тонизирующих напитков.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года № 476-ст “Об утверждении национального стандарта” утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52844-2007 “Напитки безалкогольные тонизирующие. Общие технические условия” с датой введения в действие 1 января 2009 года с правом досрочного применения. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года № 477-ст “Об утверждении национального стандарта” утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52845-2007 “Напитки слабоалкогольные тонизирующие. Общие технические условия” с датой введения в действие 1 января 2009 года с правом досрочного применения. Данные нормативные документы регламентируют общие технические требования (характеристики, требования к сырью и материалам, упаковка и маркировка), правила приемки, транспортирование, хранение и методы контроля тонизирующих напитков безалкогольных [1] и
слабоалкогольных [2]. В них указано, что безалкогольные тонизирующие напитки - это безалкогольные напитки специального назначения, содержащие кофеин и/или другие тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека, безалкогольные тонизирующие напитки - это напитки безалкогольные тонизирующие, где массовая доля сухих веществ должна быть не менее 10 %. К тонизирующим компонентам относят индивидуальные химические вещества, обладающие тонизирующим действием на организм человека (кофеин, таурин, L-карнитин, глюкуронолактон, витамины С, группы В и некоторые витаминоподобные вещества), а к тонизирующим ингредиентам относят составные части безалкогольных тонизирующих напитков простого или сложного состава, содержащие тонизирующие компоненты.
Из положений указанных ГОСТов следует вывод, что тонизирующие напитки представляют опасность для здоровья. Кроме того, в ГОСТах указывается на необходимость дачи производителями потребителям тонизирующих напитков рекомендаций по ограничению суточного потребления (в упаковочных единицах) в соответствии с содержанием биологически активных веществ в потребительской упаковке и значениями верхних допустимых уровней суточного потребления. Тонизирующие напитки имеют свою специфику по сравнению с другими напитками вне зависимости от наличия либо отсутствия в их составе этилового спирта, поскольку в их составе содержатся особые компоненты: тонизирующие компоненты, тонизирующие ингредиенты. Следует также отметить, что в соответствии с ГОСТ Р 52845-2007 объемная доля этилового спирта в составе слабоалкогольных тонизирующих напитков должна составлять 1,2-9,0 процента. В случае, если в их составе содержится этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции, на них распространяются ограничения, установленные частью 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-Фз «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в случае, если менее 1,5 процента, - слабоалкогольные тонизирующие напитки выпадают из регулируемого правового поля [3,с. 42].
Эффекты сочетаний компонентов тонизирующих напитков мало изучены, до конца не выявлены их психофизиологические воздействия на организм. В таком случае со стороны государства необходим контроль выпуска, продажи и потребления данных тонизирующих напитков, что согласно закону РФ «О защите прав потребителей» товар должен быть безопасен для жизни и здоровья потребителя.
Литература:
1. ГОСТ Р 52844-2007 Напитки безалкогольные тонизирующие. ОТУ. - Введ. 2009.01.01. - М.: ФГУП «Стандартинформ», 2008. - С. 8.
2. ГОСТ Р 52845-2007 Напитки слабоалкогольные тонизирующие. ОТУ. - Введ. 2009.01.01. - М.: ФГУП «Стандартинформ», 2008. - С. 8.
3. Официоз // Спиртные напитки и технологии ALCOTECH. - 2008. - № 4 (декабрь) - С.31-42.
4. http://moikompas.ru/compas/energydrink - сайт коллективной базы знаний «Мой компас» / Все об энергетических напитках
5. http://www.acnielsen.ru - сайт исследовательской компании «АсМе^еп Россия»
6. http://www.businessanalytica.ru - сайт исследовательской компании «Бизнес Аналитика»
7. http://www.euromonitor.com - сайт исследовательской компании «ЕиготопКог»