Научная статья на тему 'О роли заголовка при работе с публицистическими текстами на уроках иностранного языка'

О роли заголовка при работе с публицистическими текстами на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли заголовка при работе с публицистическими текстами на уроках иностранного языка»

Х!. проблемы методики преподавания филологических дисциплин

9. Мишатина Н.Л. Концептуальная методика: проблемы и решения // Русская речь в современном вузе: Материалы Первой международной научно-практической интернет-конференции / Отв. ред. д.п.н., проф. Б.Г. Бобылев. 15 октября - 15 декабря 2004 г., ОрелГТУ. Орел: ОрелГТУ, 2005. С. 83-87. - С. 84.

10. Об этом см. : публикации Мишатиной Н.Л. в журналах «Русский язык в школе» [2003 (№ 6), 2005 (№ 4), 2006 (№ 3 и № 6), 2008 (№ 3)]; «Русская словесность» [2005 (№ 2), 2006 (№ 7)]; «Литература в школе» [2007 (№ 5)]; «Профильная школа» [2007 (№ 3)]; «Мир русского слова» [2006 (№ 4)].

11. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть II. Старшая школа. М., 2002.

12. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997. 824 с.

13. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996.

14. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. 2-е изд., доп. М.: Современник, 1989. 623 с.

Ю.В. ПЕШКОВА

О РОЛИ ЗАГОЛОВКА ПРИ РАБОТЕ С ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИМИ ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена особенностям использования публицистических текстов на занятиях по иностранному языку в студенческой аудитории. Наибольшие сложности при работе с текстом может вызывать заголовок, который является существенным составным элементом газетной публикации.

Использование газетных текстов на уроках иностранного языка в студенческой аудитории является на сегодняшний день общепринятой практикой. Работа с газетными текстами в учебной аудитории предоставляет большие возможности в решении целого ряда методических задач. Газета является богатейшим языковым и социокультурным тезаурусом, неиссякаемым источником живой информации о культуре и истории страны изучаемого языка, а также текстом, отражающим все нюансы движения языковой нормы [2:236]. Для занятий в студенческой аудитории можно выбрать проблемные статьи, а также публикации, содержащие актуальную информацию, интересную для студентов. Помимо этого, газета доступна и удобна в обращении, а работа с ней в ходе занятий по иностранному языку не требует дополнительных технических устройств.

Важно развивать у студентов навык работы с аутентичным материалом, адекватного понимания иноязычного текста, а также умение анализировать текст с помощью языковых ассоциаций и догадки [1:127]. Целью данной статьи является анализ особенностей использования публицистических текстов на уроках иностранного языка. Представляется, что аутентичные материалы могут использоваться, прежде всего, при работе со старшей аудиторией, например, со студентами, продолжающими изучать иностранный язык, поэтому отдельно хотелось бы рассмотреть виды работы с газетными статьями именно в данной целевой группе.

Сложности при анализе и понимании иностранного газетного текста может вызвать заголовок используемой статьи. Заголовок следует считать органической составной частью текста, ему принадлежит важнейшая роль в передаче информации, а также в создании содержательной установки, которая превращает чтение в активный процесс [3:7]. Как отмечает Е.В. Полякова, газетный заголовок представляет собой сложное коммуникативное явление, характеризующее как речь отправителя, так и его воздействие на восприятие получателя, вызывающее его ответную реакцию в виде эмоционального сопереживания и интеллектуальной обработки информации [5:17]. Газетное заглавие выполняет большое количество функций и может содержать в себе игру слов, аллюзию, фразеологизмы, а также сложные синтаксические конструкции, которые не всегда могут быть понятны студенческой аудитории.

ю.в. ПЕШКОВА

Среди основных функций заглавия стоит упомянуть информативную и прагматическую функции [8:37]. Информативная функция состоит в том, что посредством статьи автор статьи сообщает адресату некоторую информацию, т.е. читателя, передает ему определенные знания. Прагматическая функция заглавия реализуется в воздействии, которое оно оказывает на поведения адресата - броские, яркие, лаконичные заголовки привлекают читательский интерес. Заглавие также является важным организующим элементом, т.к. оно содержит в сжатой форме основную идею текста и передает авторский замысел. Можно предположить, что при чтении заголовка незнакомого текста читатель «декодирует» авторский замысел, а также основную идею текста. В связи с этим необходимо отметить важность знания контекста, которое облегчает и оптимизирует восприятие заголовка читателем. важны и общие фоновые знания учащихся, включающие в себя знание культуры и истории страны изучаемого языка. в процессе восприятия, понимания и оценки текста реципиент соотносит текст со структурой ситуации и с широким социокультурным контекстом [3:5]. Таким образом, можно предположить, что в основе газетного заголовка лежит акт общения автора с читателем, т.е. иллокутивный акт, в котором происходит реализация коммуникативных намерений говорящего [8:21]. В роли говорящего в данном случае выступает автор статьи. При отборе публицистических текстов для занятий по иностранному языку необходимо обращать внимание не только на соответствие материала возрастным особенностям, интересам и знаниям учащихся, но и на структуру заголовка, т.к. заголовок нередко содержит оценочные элементы, выражающие отношение журналиста к теме публикации, которые могут вызвать сложности у учащихся.

Можно выделить несколько этапов работы с публицистическим текстом на уроках иностранного языка в студенческой аудитории. Так, Е.Н. Соловова указывает на необходимость дотекстового этапа анализа текста, который позволяет преодолеть как смысловые, так и языковые трудности [7:160]. Одной из составляющих частей работы с публицистическими текстами в студенческой аудитории должны являться упражнения, предшествующие чтению статьи и основанные на дотекстовом анализе заголовка публикации. Данный вид работы подразумевает анализ не только заголовка, но и подзаголовка, т.е. всего заголовочного комплекса статьи. Используя аутентичные тексты на уроках иностранного языка, важно понимать, что слова существуют не изолированно, а включены в сложную систему лексико-семантических отношений [6:62]. Важной составляющей работы с текстом является формирование у учеников умения и привычки думать над текстом до чтения, прогнозировать тему, содержание текста, а также опираться при анализе текста на внетекстовую информацию - систему заголовка и подзаголовка текста.

Целью подобной работы является сокращение возможных речевых и языковых трудностей, возникающих у учащихся при чтении заголовка публикации, а также в тренировке механизма вероятностного прогнозирования. Заголовок незнакомого текста воспринимается читателем как слово, не отягощенное контекстом [4:107]. Стоит предположить, что при чтении заглавия читатель строит гипотезы и предположения относительно содержания всего текста, которые в дальнейшем опровергаются либо подтверждаются. После чтения текста учащиеся могут вернуться к заголовку и обсудить, оправдались ли их читательские ожидания и ассоциации, выстроенные до прочтения. Подобная схема работы с текстом позволяет не только минимизировать возможные сложности в работе с текстом, но и наиболее точно понять основную идею текста, авторскую точку зрения, ведь зачастую именно публицистические тексты требуют от учащихся знания культурологической и страноведческой информации.

Что касается работы с публицистическими текстами в студенческой аудитории, то необходимо отметить, что анализ заглавия в данном случае может быть построен в виде дискуссии, что является тренировкой неподготовленной диалогической речи учащихся. Так, студентам можно предложить подобрать более удачный/лаконичный/развернутый заголовок и обсудить предложенные варианты. Подобные упражнения содержат в себе также и тренировку у учащихся умения аргументировать свою точку зрения. Студенты также могут разделить текст на несколько логических частей и озаглавить каждый отрывок. Данный тип заданий направлен на тренировку работы с текстом, умения вычленить и сформулировать основную идею каждого отрывка. Использование творческих заданий, а также групповых заданий повышает заинтересованность учащихся в предмете, а также их мотивацию. Более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.