Научная статья на тему 'Функции заголовков современных журналистских текстов'

Функции заголовков современных журналистских текстов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6634
745
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции заголовков современных журналистских текстов»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. СПЕЦВЫПУСК. 2007

© 2007 г. К.Е. Корнилова

ФУНКЦИИ ЗАГОЛОВКОВ СОВРЕМЕННЫХ ЖУРНАЛИСТСКИХ ТЕКСТОВ

Заголовок в современном средстве массовой информации (печатном, электронном) является одним из основных способов привлечения внимания читателя. Читатель находит то, что его интересует, именно по заголовкам. Искусство делать заголовки - одно из важнейших в журналистике. Заголовки должны или информировать, или интриговать, тогда газету или журнал возьмут в руки, купят, прочитают. Таким образом, заголовок выступает в роли связующего звена между субъектом (СМИ) и объектом (аудиторией).

Реформы в экономической и политической сферах общества повлекли за собой и реформирование рынка СМИ. Печатное средство стало товаром, а его продажа - основной целью издателей. Изменился облик газет и журналов. В отличие от советских, современные печатные СМИ пестрят заголовками, борясь за внимание читателя. Исследователи часто видят корни этого явления в американизации и европеизации прессы, а саму журналистику сегодня называют «журналистикой заголовков».

«Заголовок - это своего рода вывеска, и чем она красочнее, тем больше гарантии, что материал будет прочитан» [1]. Но хороший заголовок должен быть не только ярким, но и выражать содержание материала, который он представляет. По мнению Э.А. Лазаревой, заголовок выполняет свое назначение на трех этапах восприятия текста. На первом, «дотекстовом», этапе задача заголовка - привлечь внимание читателя, вызвать интерес. Уровень внимания - это первое приобщение читателя к произведению, когда возникает временный, ситуационный интерес. Именно такое восприятие заглавия до прочтения всего произведения формируется благодаря тому, что реализуется графически-выделительная, номинативная, рекламная функция. При этом основная роль газетного заголовка состоит в том, чтобы привлечь читателя к тексту, побудить его прочитать сообщение, содержащееся в публицистическом материале [2].

Во время знакомства с текстом заголовок реализуется в информативной функции (в свернутом виде он способен выражать содержание текста, которое представляет ряд тезисов, связанных друг с другом и уточняющих друг друга). Читатель, воспринимая публикацию, интуитивно соотносит заголовок с тем или иным элементом смысловой схемы текста. Заголовок играет большую роль в формировании эмоционального воздействия на читателя, выполняя оценочно-экспрессивную функцию. Заглавие облегчает восприятие текста, играя большую роль в организации языковых средств. В этом случае заголовок выполняет интегра-тивную функцию. Интеграция (связность) понимается как средство достижения целостности, слитности текста, что позволяет рассматривать его как самостоятельное единство. Заголовок облегчает чтение газетной публикации и тогда, когда он выполняет композиционную (архитектоническую) роль, как бы прогнозируя членение текста на части, его архитектонику.

После прочтения газетного материала наступает третий этап восприятия, на котором заголовок выполняет номинативную функцию. Читатель запоминает публикацию, если она обратила на себя внимание содержанием или выразительным композиционно-речевым построением. Заголовок здесь служит «компрессированным текстом».

Но достаточно часто возникает такая проблема, как «обманутые ожидания аудитории». Используя различные языковые средства выразительности, сочиняется заголовок, который в результате привлекает внимание к малосодержательному материалу. Создается впечатление, что подобные заголовки даются не для того, чтобы привлечь читателя к теме, к содержанию, а только для того, чтобы замаскировать беспомощное содержание, откупиться от важной темы громкой фразой, рассчитанной не столько на регулярного читателя, сколько на возможного обследователя газеты, нередко судящего о содержании по заголовкам. Особой популярностью такие приемы пользуются в бульварной (желтой) прессе. И, наоборот, интересная статья может остаться без внимания, если она снабжена тусклым, шаблонным заглавием.

Следовательно, заголовок должен сочетать в себе единство формы и содержания, передавать отношение автора и редакции к происходящим событиям, подчеркивать значение сообщаемого факта, и, таким образом, воздействовать на читателя. «Заголовок есть предельно сжатое и меткое выражение главной идеи произведения» [3], обладающее определенными функциями, которые четко прослеживаются: номинативная (или назывная), информативная (или коммуникативная) и рекламная.

Исследователь А. С. Попов назвал номинативную функцию «онтологической исходной», так как заголовок должен «обозначить статью, назвать ее, выделить среди других» [4]. На это же качество заголовка указывает и Г.О. Винокур, подчеркивая, что заголовок «выполняет функцию демонстративную, часто близкую к простой номинации» [5]. Что же касается информативной функции, то ее определяет, с одной стороны, максимальная самостоятельность заголовка, а с другой - его связь с содержанием текста. Сторонники традиционной системы функций заголовка включают в объем информационной функции волевое и эмоциональное воздействия на реципиента (см.: [6]).

Рекламная функция проявляется в стремлении автора максимально привлечь внимание читателя к своей статье, заинтриговать его эмоциональностью, особой субъективной оценкой, недоговоренностью, недосказанностью. Как правило, этим определяется особая оригинальность структур заголовков, неоднозначность содержания. В широком смысле понятийное содержание рекламной функции включает в себя и графически-выделительную. «В зависимости от цели, назначения заголовка одна из трех функций выдвигается на первый план» [6, с. 5]. Это процесс вы-

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИМ РЕГИОН.

движения одной и погашения двух других функций А.С. Попов справедливо называет «борьбой коммуникативности и номинативности» [4, с. 99]. С одной стороны, функция называния превращает заголовки в какой-то мере в устойчивые единицы, ослабляет их коммуникативность. Но информационное наполнение заголовков способствует их становлению как коммуникативных единиц, превращает их почти в самостоятельные высказывания, в «отдельный газетный материал». Сегодня, на наш взгляд, «победила» комму ни -кативная функция, так как современный заголовок (элемент текста), как и сам журналистский текст, воздействует и убеждает - таковы приоритеты времени.

В советские времена такое воздействие на читателя осуществлялось с помощью заголовков-лозунгов, заголовков-призывов («К новым производственным достижениям!», «К высоким урожаям!» и пр.), приветствовались «оптимистические» названия публикаций («Заря встает!», «Песня сердца» и пр.), а для критических и сатирических материалов заголовки составлялись из пословиц и поговорок («Не в свои сани не садись...», «Сколь веревочке ни виться.» и пр.). У журналистов и редакторов советских газет всегда были в распоряжении такие устоявшиеся заголовки-штампы, как «На благо Родины» (подходит к любому положительному материалу) или «Серьезные недостатки» (к любому отрицательному). И в этой связи сложно не согласиться с ис-

Ростовский государственный университет

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. СПЕЦВЫПУСК. 2007

следователем М.И. Шостак в том, что «в советской журналистике хороших текстов было несравненно больше, нежели хороших заголовков» [7]. Таким образом, заголовок нельзя назвать аполитичным, и сегодня, вопреки господствующим долгое время в теории и практике журналистики принципам, согласно которым заголовки должны быть сжатыми и краткими, модели заголовков российской прессы строятся нетрадиционным для нас способом. Это касается и содержания, и их графического оформления. Изменение функций привело к развитию новых приемов выразительности заголовков.

Литература

1. БессоновА.С. Газетный заголовок. Л., 1958. С. 3.

2. Лазарева Э.А., Писарева И.В. Газетный заголовок и текст: композиционные ресурсы выразительности // Эффективность прессы: вопросы методологии, теории и практики. Свердловск, 1989. С. 131-138.

3. Бессонов А.С. Газетный заголовок. Л., 1958. С. 23.

4. Попов А.С. Синтаксическая структура современного газетного заголовка и ее развитие // Развитие синтаксиса современного русского языка. М., 1966. С. 96.

5. Винокур Г.О. Культура языка. М., 1928. С. 87-88.

6. Бухарев Н.Е. Структурное развитие заголовков. Алма-Ата, 1971.

7. Шостак М.И. Журналист и его произведения: Практическое пособие. М., 1998. С. 77.

4 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.