Научная статья на тему 'О роли высших учебных заведений в развитии малого и среднего бизнеса Чеченской республики'

О роли высших учебных заведений в развитии малого и среднего бизнеса Чеченской республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таймасханов Х., Садыков Х.

Раскрыты возможности предпринимательства в формировании инфраструктуры экономики Чеченской Республики и роль ВУЗов в развитии малого предпринимательства и органов местного самоуправления. Деятельность малого предпринимательства в равной степени полезна как для экономики страны, так и для каждого гражданина в отдельности и поэтому заслуживает государственного признания и поддержки. Важнейшим элементом системы государственной поддержки малого предпринимательства (для каждого уровня управления) являются механизмы ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли высших учебных заведений в развитии малого и среднего бизнеса Чеченской республики»

TERRA ECONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

292 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

О РОЛИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИИ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Х. ТАЙМАСХАНОВ

Грозненский государственный нефтяной институт, кандидат экономических наук, доцент, ректор e-mail: ggni@mail.ru;

Х. САДЫКОВ

Грозненский государственный нефтяной институт, кандидат экономических наук, доцент, 364052, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. К. Цеткин, 1453

Раскрыты возможности предпринимательства в формировании инфраструктуры экономики Чеченской Республики и роль вузов в развитии малого предпринимательства и органов местного самоуправления. Деятельность малого предпринимательства в равной степени полезна как для экономики страны, так и для каждого гражданина в отдельности и поэтому заслуживает государственного признания и поддержки. Важнейшим элементом системы государственной поддержки малого предпринимательства (для каждого уровня управления) являются механизмы ее реализации.

Ключевые слова: высшее образование; малый и средний бизнес; Чеченская Республика.

Коды классификатора JEL: 121, 123, М1.

В целях создания благоприятной среды для развития предпринимательской инициативы наиболее активной части населения, формирования всех элементов рыночной инфраструктуры, повышения профессионального и морально-этического уровня, квалификации и компетентности предпринимателей на региональном уровне необходима разработка комплексной программы развития и поддержки предпринимательства, ориентированной на приоритетные направления развития экономики ЧР. Разработка программы должна быть проведена на основе глубокого и всестороннего изучения вопроса, с привлечением широкого круга специалистов.

Такой подход предполагает обращение к мировому опыту, предварительное социологическое исследование и экспертную оценку возможностей развития предпринимательства в нашей республике. Это позволяет учесть ситуационные особенности территорий, более правильно разработать пути и механизм достижения определяющей цели — развития инфраструктуры предпринимательства, создания устойчивой среды активных собственников, решающих проблемы удовлетворения потребностей общества.

Особый интерес для вузов нашей республики представляет то, что малое предпринимательство играет определенную роль в осуществлении и развитии важнейших направлений научно-технического прогресса, так как оно способствует перепрофилированию производства, обеспечению пропорциональности и сбалансированности всех отраслей и сфер народного хозяйства, освоению новых видов деятельности. К примеру, в США на малое предпринимательство приходится около 50% всех научно-технических разработок, при этом оно потребляет лишь 2-3% общих инвестиций на НИОКР. По данным обследований, проведенных Национальным научным фондом США, малый сектор при расчете на одного занятого в нем работника создает в 2,5 раза больше нововведений, чем крупные фирмы. В среднем на один затраченный на эти цели доллар малые предприятия внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные фирмы.

В условиях выхода из политического и социально-экономического кризиса в Чеченской Республике идет процесс формирования мелкого, малого и среднего предпринимательства.

Так, по итогам 2008 г. было зарегистрировано около 390 предприятий и 2,4 тыс. индивидуальных предпринимателя. Численность состоящих на учете индивидуальных предпринимателей составляет около 26,5 тыс. человек и реально осуществляют деятельность 3630 малых предприятия. На 1000 жителей приходится: в ЧР — 2,8 предприятий на 1000 человек, ЮФО — 4,9, РФ — 7, Евросоюз — 30 человек.

Из приведенных данных видно, что в развитии предпринимательства заложены большие резервы решения социально-экономических проблем республики. Основой эффективного использования этих резервов, заключается в развитии кадрового потенциала республики.

Развитие малого предпринимательства смягчает социальную напряженность, поскольку оно является основой формирования «среднего класса» и в силу этого меняет общественную психологию, жизненные ориентиры основной массы населения.

Социальная функция малого предпринимательства заключается и в том, что через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В ЧР основная масса безработных — молодежь (до 80%), а это огромный резерв для развития малого предпринимательства. Малые предприятия являются своеобразным «инкубатором» воспитания, где приобретают деловой опыт молодые предприниматели, строители будущей экономики нашей республики.

Становление малого предпринимательства способствует политической стабилизации. Организации предпринимателей, созданные для решения сугубо профессиональных задач, становятся субъектами политической жизни, поскольку вступают во взаимодействие с государственными органами, политическими партиями, с международными организациями.

© Таймасханов Х., Садыков Х., 2009

О РОЛИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО.

293

Малое предпринимательство — источник налогооблагаемой базы. Собираемость налогов от деятельности малых предприятий по России в среднем составляет 86% (от крупных предприятий — 81%), а в Северо-Западном регионе страны — 90,6%. Их доля в доходной части бюджетов различных субъектов Федерации колебалась в 2007 г. в среднем от 10 до 16%. В странах с развитой рыночной экономикой поступления в бюджет от малых предприятий достигают, а иногда и превышают 60%.

За период 2005-2008 гг. малыми предприятиями уплачено налогов в бюджет Чеченской Республики по специальным налоговым режимам:

2005 г. — 25,2 млн рублей.

2006 г. — 32,6 млн рублей.

2007 г. — 51,2 млн рублей.

2008 г. — 77,2 млн рублей.

Малые предприятия являются не только самостоятельным субъектом экономики, но и элементом единой социально-экономической системы, звеном в формировании целостной структуры хозяйственного комплекса. Они существуют в тесной интеграции с крупными и средними предприятиями, активно участвуя в структурной перестройке народного хозяйства и ускорении инновационных процессов. Их роль определяется местом, которое они занимают в национальной экономике. Так, в промышленно развитых странах малому предпринимательству по ряду показателей принадлежит заметное, а подчас и ведущее место: на него приходится до 90-95% количества всех предприятий и до 65% в валового национального продукта (в России — лишь около 12% валового национального продукта).

Из сказанного выше следует, что деятельность малого предпринимательства в равной степени полезна как для экономики страны, так и для каждого гражданина в отдельности и поэтому заслуживает государственного признания и поддержки.

Важнейшим элементом системы государственной поддержки малого предпринимательства (для каждого уровня управления) являются механизмы ее реализации. К ним относятся:

• самостоятельная нормативно-правовая база;

• сеть специализированных институтов, включая органы государственной, муниципальной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, объекты специализированной инфраструктуры;

• программы (как специальные, непосредственно ориентированные на оказание тех или иных мер поддержки малым предприятиям, так и программы социально-экономического развития, включающие подпрограммы финансово-имущественной поддержки и создания условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвесторов).

Деятельность государства по созданию соответствующего «предпринимательского климата» должна быть многообразной по формам и содержанию. Следует отметить, что особенности правового регулирования деятельности малых предприятий обусловлены необходимостью решения проблем, характерных в основном для малых предприятий: недостаточность оборотных средств, сбыт продукции, приобретение сырья и оборудования, высокая арендная плата за помещения, недоступность получения информационных, консалтинговых и иных услуг.

Большим пробелом в системе государственного управления сегодня является отсутствие оценки работы органов местного самоуправления посредством введения количественных и качественных показателей их деятельности. Статистики о результатах работы местных органов власти, проводимой для граждан, в частности по оказанию поддержки малым предприятиям, не существует. Для оценки вклада каждого муниципального образования в решение государственной задачи поддержки малого предпринимательства в районах рекомендуем проведение ежегодного мониторинга деятельности местных органов управления по данному вопросу. Для этого структурное подразделение регионального уровня, на которое возложены функции региональной координации, должно запрашивать у местных исполнительных органов соответствующую информацию, обобщать и анализировать ее, а затем предоставлять результаты анализов и обобщений всем муниципальным образованиям.

Наряду с задачей по содействию развития предпринимательства перед нами стоит не менее важная задача по созданию благоприятного инвестиционного климата и маркетинга для привлечения инвесторов. Поскольку финансовые средства, поступающие в муниципальные бюджеты в виде налогов, в большой степени зависят от успешных и приносящих прибыль капиталовложений на собственной территории, то между регионами, районами и городами постоянно будет вестись соревнование за привлечение инвестиционного капитала. В соревновании будут участвовать те города и районы, которые предложат привлекательные условия инвестирования и одновременно будут заниматься маркетингом своего региона в целях привлечения инвесторов.

Основным условием обеспечения потенциальной конкурентоспособности малого предпринимательства является высокое качество стратегических маркетинговых исследований. Затраты на НИОКР в десятки раз больше затрат на стратегический маркетинг. Затраты на организационно-технологическую подготовку производства в 2-5 раз больше затрат на НИОКР. Материализация объекта НИОКР в производстве требует еще больших затрат.

Наиболее типичной формой сторонней организации, осуществляющей поддержку развития предпринимательства, являются вузы и бизнес-центры. Как правило, они оказывают предпринимателям консультационную и техническую помощь, организуют и проводят мероприятия по обучению, оказывают полиграфические услуги, готовят рекламную продукцию, осуществляют маркетинговые исследования.

Актуальными на сегодняшний день являются вопросы помощи предпринимателям в составлении бизнес-планов, концепций развития предприятия, в поиске потенциальных партнеров по кооперации. Здесь бизнесцентры также могут оказать предпринимателям большую помощь — от консультирования до опосредования контактов и сопровождения при ведении переговоров.

В ходе обследования нами было установлено, что в городах и районах практически отсутствует инфраструктура, позволяющая предпринимателям получить на месте квалифицированные консультации по ведению бизнеса и получить необходимую информацию. 70% предпринимателей получают необходимую для себя инфор-

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

294

Х. ТАЙМАСХАНОВ, Х. САДЫКОВ

мацию через знакомых предпринимателей и партнеров; 36% предпринимателей получают информацию через справочную литературу, каталоги, средства массовой информации. Лишь 8% получают информацию через консалтинговые услуги, информационные центры, союзы предпринимателей и торгово-промышленную палаты. Все это свидетельствует о том, что организация информационных, обучающих и консалтинговых структур является одной из первоочередных задач муниципалитетов в целях содействия развития предпринимательства.

В настоящее время бизнес-образованием занимается множество обучающих структур разных уровней — университеты, академии, институты, колледжи, бизнес-школы, учебные центры и другие учебные заведения. Однако далеко не все предприниматели — как состоявшиеся, так и начинающие — имеют возможность постоянно заниматься повышением собственной профессиональной квалификации, так как это требует, как правило, больших затрат времени и средств.

Необходимым условием эффективного функционирования в условиях рыночной экономики является способность квалифицированного решения самого широкого спектра задач, что позволяет субъекту бизнеса наиболее успешно конкурировать с другими производителями товаров и услуг, а в определенных условиях и обеспечивать свою «выживаемость». Вместе с тем деятельность предпринимателя настолько многогранна, что даже в «спокойные» периоды развития он не владеет всей суммой знаний и информации, необходимой для принятия правильного решения. В связи с этим наметилось устойчивое повышение спроса на консультационные услуги в организационной, финансовой, инвестиционной, маркетинговой, правовой и других областях.

На рынке консультационных услуг можно выделить как минимум четыре типа предпринимателей — потребителей этих услуг.

Первый тип — это те, кто только начинает свой бизнес. У них есть желание, общее видение своего дела, однако они не знают даже основ бизнеса. Ясно, что для этой категории требуются не консультации, а обучение.

Второй тип — те, кто создает основы своей предпринимательской деятельности или стремится к ее совершенствованию. Именно этим людям необходимо индивидуальное консультирование по всем направлениям бизнеса.

Третий тип — сложившиеся бизнесмены, создавшие прочные основы своей предпринимательской деятельности, но нуждающиеся в инвестициях для развития или партнерах для осуществления совместного проекта.

Четвертый тип — крупные предприниматели, круг интересов и потребностей которых не всегда предсказуем. Они могут заказать и разработку крупного инвестиционного проекта, и анализ проблем взаимодействия со своим персоналом. Главное же то, что их интересуют разработки «в глубину».

Проведенное разделение, разумеется, достаточно условно, но вместе с тем оно позволяет выявить ряд наметивших ся тенденций:

• в настоящее время муниципалитеты ориентируются на первые два типа, поскольку видят свою задачу в создании «критической массы» подготовленных предпринимателей, способных реализовать свои потенциальные возможности;

• в то же время по мере приближения к этой «критической массе» потребность в обучении и сложившемся сегодня бизнес-консультировании будет падать, так как все больше предпринимателей будут переходить в третий и четвертый типы;

• что касается последних двух типов, то здесь объектом консультирования являются не столько сами предприниматели, сколько их бизнес. т. е. на первый план выходит не передача знаний в форме совета, а совместная с консультантом организация деятельности предпринимателя во всем ее многообразии.

Подытоживая все вышеизложенное, определим круг задач органов власти и хозяйствующих субъектов при организации информационных, обучающих и консультационных услуг предпринимателям и лицам, желающим открыть свое дело:

• повышение эффективности деятельности и создание в рамках своей компетенции таких структур как: общество по содействию экономическому развитию; социально-деловой центр и в других подобных структурах специализированных подразделений, где предприниматели смогли бы получить первичную рамочную информацию;

• создание условий для привлечения в районы профессиональных структур, способных квалифицированно удовлетворить спрос предпринимателей на информационные, обучающие и консалтинговые услуги;

• выработка политики по поддержке определенных групп предпринимателей в сфере обучения и оказания им информационно-консультационных услуг;

• определение форм поддержки получения консультационных услуг;

• анализ эффективности расходования средств, выделяемых на поддержку;

• выявление и анализ наиболее актуальных потребностей предпринимателей в информационных, обучающих и консалтинговых услугах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гунин В.Н., Баранчеев Б.П., Устинов В.А., Ляпина С.Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для

менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации. 2004. № 5. С. 93.

3. Заренков В. А. Управление проектами : учебное пособие, М.: Издательство АСВ СПб.: СПб ГАСУ, 2006.

4. О социально-экономическом положении и ходе восстановительных работ в Чеченской Республике за январь — декабрь

2008 года. ТО ФС государственной статистики по ЧР. 2009.

5. Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления : учебное пособие / под. ред. Э. Маркварта.

М.: Муниципальная власть, 2000.

6. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2001.

7. Теория организации : учебник / под. ред. В.Г. Алиева. М.: Экономика, 2003.

8. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации : учебное пособие / Р.А. Фатхутдинов. М.:

Эксмо, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.