Научная статья на тему 'О роли студентов в формировании международного имиджа и рейтинга университета'

О роли студентов в формировании международного имиджа и рейтинга университета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
102
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яминский А.В.

Согласно словарю Ушакова русское слово «образование» означает процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. В недавнем прошлом понятие образования связывалось с высоким предназначением человека, общечеловеческой культурой, гармоническим разви-тием личности, престижностью в обществе. В СССР образование являлось частью госу-дарственной политики. В слове «образование» звучит Божественное предназначение че-ловека «… и сотворил Бог человека по образу Своему…» (Бытие: 1,27). Кстати, в анг-лийском языке, ставшим языком международных коммуникаций, в слове «education» зри-мо не просматривается эта судьбоносная связь, корни восходят к латинскому языку, и те-ма является предметом многочисленных и неоднозначных исследований профессиональ-ных лингвистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли студентов в формировании международного имиджа и рейтинга университета»

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ МГТУ ИМ. И. Э. БАУМАНА

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

Эл № ФС77 - 48211. ISSN 1994-0408

приложение

О роли студентов в формировании международного имиджа и

рейтинга университета

# 11, ноябрь 2015

DOI: 10.7463/1115.0822450 1 *

Яминский А. В. '

УДК: 378.1

1МГТУ им. Баумана, Москва, Россия * aA.yaminsky-^sjriiail.com

Состоявшееся летом 2015 г. триумфальное выступление студентки МГТУ им. Н.Э. Баумана на Международном конгрессе искусств, коммуникаций, наук и технологий показало, что в современных условиях живые коммуникации, подкрепленные профессиональными компетенциями, являются мощным средством продвижения имиджа образовательного учреждения [1]. Развитие этих навыков у студентов должно стать обязательным элементом образования сегодня как залог конкурентоспособности и профессиональной мобильности на глобальном рынке труда.

Согласно словарю Ушакова русское слово «образование» означает процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. В недавнем прошлом понятие образования связывалось с высоким предназначением человека, общечеловеческой культурой, гармоническим развитием личности, престижностью в обществе. В СССР образование являлось частью государственной политики. В слове «образование» звучит Божественное предназначение человека - «... и сотворил Бог человека по образу Своему...» (Бытие: 1,27). Кстати, в английском языке, ставшим языком международных коммуникаций, в слове «education» зримо не просматривается эта судьбоносная связь, корни восходят к латинскому языку, и тема является предметом многочисленных и неоднозначных исследований профессиональных лингвистов.

Глобализация мира и, как следствие, переход к единым образовательным стандартам, максимально приблизили образование к производственной индустрии, что отразилось и в образовательной лексике. Например, появился термин «образовательные услуги». Следуя формальной логике, возникает закономерный вопрос: чем является результат деятельности системы образования, - продукцией, изделием и пр.? А также, является ли эта продукция изделием «под ключ», т.е. конкурентоспособной? Качество выпускников те-

перь оценивают понятием «компетенция». Это понятие непрерывно развивается и приобретает все более детализированную структуру. Однако автору данной статьи не известны случаи, когда бы это понятие было практически применено, например, на рынке труда при отборе и найме персонала. Как на его основе можно провести сравнительный анализ навыков и способностей двух выпускников высшей школы? Что касается инструктивных документов, термин успешно фигурирует в многочисленных образовательных стандартах нескольких поколений [2].

Международные рейтинги образовательных университетов, по существу, превратились в гонку на выживание - битву за ресурсы и контингент. Критерии известны и количественно подсчитываются без особых проблем. Однако звучат мнения, что рейтинг и качество - не одно и то же. Например, главный критерий профессионального рейтинга университетов (Professional Ranking of World Universities) определяется количеством СЕО в Fortune Global 500 - рейтинге 500 крупнейших мировых компаний. Понятно, что к России, где генеалогия, зачастую, важнее образования, критерий мало применим. Рейтинг по академической деятельности (The University Ranking by Academic Performance, URAP) или рейтинг лучших университетов мира (QS World University Rankings) содержат все, кроме реальной оценки качества выпускаемой «продукции» [3, 4]. По перечню критериев рейтинги более напоминают документы по аккредитации учебного заведения.

Раз образование максимально приближено к производству, то главным критерием деятельности должны стать технические характеристики и показатели качества «изделий», реально оцениваемые. «Компетентностная система измерений» не дает возможности этого сделать в силу избыточной теоретизированности понятия и сложности его иерархической схемы. Продолжая начатую аналогию, изделия промышленности первым делом выставляют на выставки и салоны, рекламируют в средствах массовой информации. А лучших выпускников вузов? На ярмарках вакансий спектр предложений работодателей однообразен и ограничен. Как следствие, - типичная схема реализации «продукции» - самовывоз, зачастую за рубеж. Невольно напрашивается ирония, - дескать, так всегда и было, - лучшее на экспорт. Кстати, слова «образование», «образовывать» имеют значение «выставлять образец или результат». В свете этого, возникает вопрос, могут ли студенты, как образцы продукции университета, радикально влиять на его рейтинг и имидж. Речь идет не о влиянии, как следствие успешной долгосрочной карьеры, а влиять точечно и эффективно. Международная практика некоммерческой инновационной школы МГТУ им. Н.Э. Баумана по развитию коммуникативной компетенции инженеров PEBW BMSTU [57] убедительно отвечает утвердительно.

С 29 июня по 7 июля 2015 в Эдинбурге (Шотландия) проходила международная конференция "International Congress on Arts, Communications, Science and Technology". Участвовали представители 17 государств, среди них была студентка МГТУ им. Н.Э. Баумана. На Конгресс она попала по приглашению доктора М. Натарад-жана, видного инвестора и общественного деятеля из Индии. Тремя месяцами ранее в Москве по неожиданному стечению обстоятельств ей пришлось ассистировать д-ру Натарад-

жану, гостю Международного Форума стран СНГ (Центр международной торговли). Профессионализм студентки, как переводчика и ассистента, поразили гостя, и это обернулось приглашением на Конгресс. На Конгрессе она оказалась самым молодым участником, среди которых ближайшему по возрасту было 38 лет. Естественно в начале, как самая юная и очаровательная, она оказалась в центре общего внимания. Однако ее доклад, сопровождавшийся презентацией PowerPoint и двумя фрагментами видео, переставил акценты и изменил стереотипы, основная часть видео выступления опубликована в [ 1]. Это был едва ли не самый яркий доклад Конгресса, участники были поражены профессионализмом, ораторскими способностями и артистизмом российского докладчика. Ниже приводится стенограмма выступления (в русском переводе). Доклад заслуживает самого внимательного анализа, как образец студенческой компетенции ведущего инженерного вуза России в эпоху непростого международного положения государства:

От «Загадки в таинстве непостижимого» У. Черчилля до современной

открытой России

Название данного Конгресса начинается со слова «искусства». Википедия (англ. версия) раскрывает это слово как «многообразные виды человеческой деятельности и её результаты».

Согласно этому определению человеческая деятельность, которая привела меня на эту сцену, - загадочная проницательность доктора Натараджана. Соответственно, продукт этой деятельности - я. История такова. Я ассистировала д-ру Натараджану на Международном экономическом форуме в Москве, и позже он пригласил меня на данный Конгресс. Спасибо за эту уникальную возможность участвовать. Сегодня я постараюсь оправдать оказанное доверие. Откровенно говоря, я не уверена, какую страну я здесь представляю - Индию, Россию или обе. Будем считать, что я представляю страны БРИКС и закладываю свой кирпичик в здание международных коммуникаций.

Как представитель Индии, я - гость и ассистент д-ра Натараджана, как россиянка - я представитель авторской школы PEBW Бауманского университета. По-видимому, именно это школа и предопределила мое сотрудничество с д-ром Натараджаном.

Моя задача сегодня - раскрыть тайну современной России. Это рассказ из первых рук, рассказ из уст «продукции под ключ» современной российской образовательной системы - выпускника университета.

В 1939 году Уинстон Черчилль охарактеризовал Россию как «riddle, wrapped in a mystery, inside an enigma». С тех пор многие пытаются понять суть этой исторической фразы. На занятиях школы PEBW BMSTU слушатели даже выполняют практическое упражнение - литературный перевод этой цитаты. Студенты дают свои версии перевода, и они обычно различаются. В чем причина такого разнообразия. Пожалуй, это недостаток прямых и эффективных коммуникаций. Школа PEBW - настоящая комбинация искусств, коммуникаций, науки и технологий. Автор концепции обучения и руководитель школы А.В. Яминский предпочитает оставаться в тени, полностью отдавая себя студентам.

Нас обучают этим искусствам в рамках интенсивного междисциплинарного тренинга на английском языке. Фактически обучение базируется на трех ключевых аспектах. Мы называем это «русский метод обучения» сегодня. Два из аспектов, как и ранее, это теория и практика. Третий - коммуникативные навыки. Нас учат тому, что слово это могучая сила. Обучаясь в школе, мы практически осваиваем силу этого оружия. PEBW - действительно элитный курс. Реклама школы отсутствует, а новые слушатели, как правило, приходят по рекомендации и настоянию прежних выпускников. Это точно соответствует одному из ключевых слов в изначальном определении французского слова «элитный» -обеспечивающий воспроизводство. Школа - некоммерческая, ибо образование и воспитание на платной основе плохо сочетаются.

Как указывалось выше, слово - сила. Мой следующий рассказ о магической силе слова и прорыве дипломатии PEBW.

Демонстрация видео: «Визит президентов студенческих общин университетов США (2011)». Текстовая часть видео - мнение одного из гостей, опубликованное в сети Интернет:

«Когда я только прибыл в Россию, я встретил серое небо, плохую пищу и монотонных людей. Прошла неделя, и я вижу страну с огромным потенциалом, людей, которые не отличаются от нас, молодое поколение, которое готово взять будущее в свои руки. После этой недели я верю, что будущее гораздо ярче, чем небеса, которые я видел в её начале.

Гостеприимство, с которым нас встретили, не сравнится ни с одним местом, где мы побывали ранее. Студенты Бауманского университета были наиболее радушными и гостеприимными людьми, которых мы встретили в России».

Следующее удивительное событие таково. В июне 2014 года мы получили письмо с просьбой принять делегацию ЮАР. В сентябре она прибыла в Москву. Гости были столь восхищены приемом, что в заключение встречи хором вдохновенно запели гимн ЮАР. Наша местная пресса освящала событие. Когда вышла статья, мы ее перевели на английский язык и отослали в Южную Африку. Что было позже? Ежегодный инженерный бал UJ RSA (университет Йоханнесбурга) проходил под лозунгом «С любовью из России» и даже внутреннее убранство зала этому соответствовало. Наше видео обращение ежегодному балу можно рассматривать и как приветствие вам.

Демонстрация видео: «Обращение студентов МГТУ к UJRSA».

Все победы PEBW немыслимы без ее студентов. Слова глубочайшей благодарности я адресую моим коллегам: Ирине Кондратьевой, Михаилу Яндимиркину, сестрам-близнецам Динаре и Айнуре Алиевым.

Данную презентацию украсили профессиональные и вдохновенные фото Николая Демчука, который посещает наши саммиты.

Теплые слова в адрес нашего наставника и автора концепции PEBW Андрея Ямин-ского, которые учит не только английскому. Он учит обрести свой голос и быть профессиональным и созидательным в любой ситуации.

Особая благодарность спонсорам моего участия на Конгрессе Искусств, который открыл миру школу PEBW. Лично д-ру Натараджану, Алагешу, Руперту, д-ру Самиаппану, а также д-ру Ренгасами с семьей, которые любезно разместили меня в своем лондонском доме по пути в Эдинбург.

Мы по-прежнему загадка. Живя в открытом обществе, мы предпочитаем язык любви, дружбы и убеждения, которые много эффективнее чем язык противостояния и санкций. Откройте для себя новую Россию и добро пожаловать в PEBW BMSTU.

Доклад завершался музыкальным видеорядом фотографий о внеклассной и международной деятельности слушателей школы.

Доклад, который, по мнению участников, оказался едва ли не лучшим на Конгрессе, завершался под выкрики «браво» и «гениально». Если в начале Конгресса, многие участники не знали, что это за вуз, МГТУ им. Н.Э. Баумана, то по окончании многие из них пожелали установить личные контакты с представительницей из России. Данное выступление - свидетельство профессиональной и социально-политической зрелости выпускника ведущей инженерной школы России.

Итак, состоявшееся выступление показывает, что при правильной расстановке акцентов международная деятельность студентов может являться эффективным средством продвижения рейтинга и имиджа университета, а лучшие из них составляют эталон уровня и атрибут кадрового достояния и национальной безопасности России [8, 9].

Список литературы

1. International Congress on Arts, Communications, Science & Technology. Hilton Edinburgh Grosvenor Hotel, Edinburgh, Scotland (29.06.2015 - 6.07.2015) // Наука и образование. МГТУ им Н.Э. Баумана. Электронный журнал. 2015. Режим доступа: http://technomag.bmstu.ru/doc/820909.html (дата обращения 11.11.2015).

2. ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: сайт. Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvpo (дата обращения 02.11.2015).

3. College and university rankings // Wikipedia: The Free Encyclopedia: сайт. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/College_and_university_rankings (дата обращения 19.10.2015).

4. QS World University Rankings® // QS: Top Universities: website. Режим доступа: http://www.topuniversities.com/qs-world-university-rankings (дата обращения 19.10.2015).

5. Яминский А.В. Концепция и школа формирования коммуникативной компетенции инженерной элиты России // Россия: Третье тысячелетие. Кадры будущего. Вестник актуальных прогнозов (Приложение к журналу «Родина»). 2009. № 20. С. 30.

6. Яминский А.В., Мышаков А.В. Инженерная элита России: понятие, концепция и школа совершенствования // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2011. № 10. Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/230463.html (дата обращения 01.10.2015).

7. Яминский А.В. К «русскому методу» подготовки инженеров в эпоху глобализации: коммуникативная компонента // Русский инженер. 2013. № 1 (36). С. 30-33.

8. Яминский А.В. Национальный интерес России в свете коммуникативной компетенции // Наука и образование. МГТУ им Н.Э. Баумана. Электронный журнал. 2015. № 3. С. 345-355. DOI: 10.7463/0315.0761212

9. Федеральный справочник: Национальная безопасность России. Т. 1 / НП «Центр стратегического партнерства». М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2014. 566 с.

electronic journal

SCIENCE & EDUCATION

Bau mar Moscow State Technical University. El № FS 77 - 4S211. ISSN 1994-0406

The Role of Students in the University Image and Rating Formation # 11, November 2015

DOI: 10.7463/1115.0822450 A.V. Yaminskii1*

UDK: 378.1

1Bauman Moscow State Technical University,

Moscow, Russia * a-V-yammsky-^gjmail-Com

Globalization of the world in accordance with consumer society scenario affected human values. The term 'education' accepted commercial colour and is being replaced by the word collocation 'educational services'. Consequently, the customer of educational system becomes a 'client' or 'product'. Actually, university ratings have transformed to endurance race - a fight for resources and applicants. Multi criteria university rating contains no real quality factors of the 'product'. Based on the report of PEBW BMSTU trainee (Bauman University, Moscow) at International Congress on Arts, Communications, Science & Technology (Edinburgh, Scotland) a real contribution of student's international activity to university image and rating is shown.

References

1. International Congress on Arts, Communications, Science & Technology. Hilton Edinburgh Grosvenor Hotel, Edinburgh, Scotland (29.06.2015 - 6.07.2015). Nauka i obrazovanie MGTU im. N.E. Baumana = Science and Education of the Bauman MSTU, 2015. Available at: http://technomag.bmstu.ru/doc/820909.html , accessed 11.11.2015. (in Russian).

2. FGOS VPO po napravleniyam bakalavriata [Federal State Educational Standards (FSES) of Higher Professional Education (HPE) for the bachelor degree]. Portal of the federal state educational standards of higher education: website. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvpo , accessed 02.11.2015. (in Russian).

3. College and university rankings. Wikipedia. The Free Encyclopedia: website. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/College and university rankings , accessed 19.10.2015.

4. QS World University Rankings®. QS: Top Universities: website. Available at: http://www.topuniversities.com/qs-world-university-rankings , accessed 19.10.2015.

5. Yaminskii A.V. The concept and the formation of the communicative competence of the school of engineering elite of Russia. Rossiya: Tret'e tysyacheletie. Kadry budushchego.

Vestnik aktual'nykh prognozov (Prilozhenie k zhurnalu "Rodina") = Russia: The Third Millennium. Personnel trend of the future. Bulletin of actual forecasts (app. to the mag. "Rodina"), 2009, no. 20, p. 30. (in Russian).

6. Yaminskii A.V., Myshakov A.V. Russia's engineering elite: notion, concept and pilot school. Nauka i obrazovanie MGTU im. N.E. Baumana = Science and Education of the Bauman MSTU, 2011, no. 10. Available at: http://technomag.edu.ru/doc/230463.html , accessed 01.10.2015. (in Russian).

7. Yaminskii A.V. "Russian method" of training of engineers in the era of globalization: the communicative component. Russkii inzhener = Russian engineer, 2013, no. 1 (36), pp. 3033. (in Russian).

8. Yaminskii A.V. Russia's National Interest in Terms of Communicative Competence of Engineers. Nauka i obrazovanie MGTU im. N.E. Baumana = Science and Education of the Bauman MSTU, 2015, no. 3, pp. 345-355. DOI: 10.7463/0315.0761212 (in Russian).

9. Federal'nyi spravochnik: Natsional'naya bezopasnost' Rossii. T. 1 [Federal Guide: Russia's national security. Vol. 1]. Moscow, Center for Strategic Partnership Publ., 2014. 566 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.