Научная статья на тему 'О РОЛИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН В ДЕЛЕ ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ'

О РОЛИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН В ДЕЛЕ ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1410
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН / РЕЗОЛЮЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симонова А.Е., Соловьева А.С.

В статье отражены основные приоритетные факторы влияния ООН и Совета Безопасности ООН на формирование межгосударственных отношений. Представлена краткая характеристика ряда резолюций Совета Безопасности, обозначена их роль в поддержании мира и безопасности. Указываются некоторые аспекты необходимости реорганизации названного органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Симонова А.Е., Соловьева А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF THE UN SECURITY COUNCIL IN THE MAINTENANCE OF PEACE AND SECURITY

The article reflects the main priority factors of influence of the UN and the UN Security Council on the formation of interstate relations. A brief description of a number of Security Council resolutions is presented and their role in maintaining peace and security is outlined. Some aspects of the need to reorganize the named body are indicated.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН В ДЕЛЕ ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 341 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-6-151-154

О РОЛИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН В ДЕЛЕ ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ

Александра Евгеньевна СИМОНОВА, доцент кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя for-Alex.07@mail.ru

Анна Сергеевна СОЛОВЬЕВА, слушатель 463-го учебного взвода Института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя 1911anya@gmail.ru

Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право

Аннотация. В статье отражены основные приоритетные факторы влияния ООН и Совета Безопасности ООН на формирование межгосударственных отношений. Представлена краткая характеристика ряда резолюций Совета Безопасности, обозначена их роль в поддержании мира и безопасности. Указываются некоторые аспекты необходимости реорганизации названного органа.

Ключевые слова: Совет Безопасности ООН, резолюция, международный мир и безопасность, реорганизация, разрешение конфликтов.

Annotation. The article reflects the main priority factors of influence of the UN and the UN Security Council on the formation of interstate relations. A brief description of a number of Security Council resolutions is presented and their role in maintaining peace and security is outlined. Some aspects of the need to reorganize the named body are indicated.

Keywords: UN Security Council, resolution, international peace and security, reorganization, conflict resolution.

В последнее время все чаще в научных кругах ведутся дискуссии о реформировании одного из главных органов крупнейшей авторитетной и значимой международной площадки — Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (далее — СБ ООН).

Отмечая несомненные достоинства указанной организации, подчеркнем, что с момента создания и по сей день данная международная площадка продолжает вносить поистине неоспоримый вклад в решение глобальных и региональных проблем. Начиная с 1945 г. ООН стоит на страже мира и международной безопасности, формируя благоприятные, насколько это возможно, условия для плодотворного сотрудничества между государствами.

Действенное влияние ООН на формирование современной культуры межгосударственных отношений авторитетно и многогранно и определяется базовой основой очевидных приоритетных факторов, таких, как:

во-первых, тем, что ООН является самой влиятельной и представительной площадкой для межгосударственных диалогов по актуальным направлениям конструктивного развития;

во-вторых, Устав ООН представляет собой ряд принципов, на основе которых определился общепризнанный кодекс поведения государств и в соответствии с ним уже длительное время создаются все новые соглашения и международные договоры;

в-третьих, ООН эффективно генерирует развитие международного законотворчества, отвечающее актуальным запросам настоящего времени и перспективным направлениям взаимодействия государств-участников. По инициативам ООН заключены и уже дали очевидные положительные результаты многие международные договоры, регулирующие сложнейшие вопросы в разнообразных сферах мировой политической и общественной жизни;

в-четвертых, при активной поддержке ООН активно работает большое количество межпра-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021

вительственных организаций, деятельность которых регулирует ключевые направления международной жизни в рамках своих функциональных полномочий;

и, наконец, в пятых, ООН имеет в своей компетенции полномочия в решении вопросов мира и войны, в том числе с непосредственным применением вооруженных сил по назначению.

Все это и особенно последний тезис имеют прямое отношение и к СБ ООН, который, по справедливому определению В.Н. Федорова, является руководящим политическим органом, созданным по соглашению государств — участников ООН, и действует от имени всех государств-участников в интересах мира и международной безопасности на основе Устава ООН1.

С самого начала работы ООН не произошло ни одного значимого международного события, которое осталось бы без его внимания. Эффективность работы ООН в значительной степени определяется плодотворной работой СБ ООН, которая оказывает существенное влияние на развитие международных отношений как в настоящем моменте, так и в перспективе.

Общеизвестно, что данный орган, в соответствии с Уставом ООН, наделен действенными полномочиями в части предупреждения и пресечения вооруженных конфликтов, а также в создании и обеспечении условий и направлений для мирного разрешения проблем с целью последующего налаживания мирных отношений между враждующими сторонами. Исследуя положительные показатели, следует отметить компактность состава СБ ООН как важнейшего показателя, направленного на оперативное проведение экстренных заседаний и результативных действий по разрешению конфликтов.

Главнейшим итогом таких заседаний для разрешения возникшего конфликта и правовым средством по поддержанию мира и безопасности, выхода из кризисных ситуаций в условиях боестолкновений является принятие резолюций. Резолюция Совета Безопасности представляет собой правовой акт, официально отражающий мнение и волю участников ООН. Она принимается голосованием, причем за нее должно быть отдано не менее девяти голосов (из имеющихся 15 членов Совета) при условии, что ни один из постоянных членов Совета Безопасности не проголосовал против.

Говоря о роли резолюций СБ ООН в деле мира и безопасности прежде всего следует отметить то, что особо важным является не только достижение единогласного решения всех его

постоянных членов с учетом различия в подходах и взглядах представителей государств — членов ООН, но и соответствие такого решения всем принципам и нормам публичного права.

Еще К. Аннан неоднократно подчеркивал, что меры по обеспечению мира и безопасности должны соответствовать нормам закона, нормам равенства и ответственности перед законом2. Следовательно, сохранение мира и безопасности и прекращение различного рода конфликтных ситуаций должно происходить в контексте отсутствия осложнений в отношениях между государствами. Именно поэтому так важно, чтобы принимаемые Советом Безопасности резолюции соответствовали нормам международного права.

Невозможно переоценить роль резолюций СБ ООН в деле мира и безопасности в различных сферах. В разные годы они не только официально констатировали наличие угроз миру и безопасности, но и влияли на стабилизацию обстановки на определенных территориях и не редко решали исход конфликтных ситуаций в разных уголках мира, устанавливая прочный и безопасный мир, укрепляя законность и правопорядок. Нижеуказанные примеры доказывают данные тезисы.

Резолюция СБ ООН 1540 (2004) подтвердила важность и значение для международного мира и безопасности нераспространение оружия массового уничтожения, при этом создав контрольный механизм за исполнением указанной резолюции в виде Комитета 1540, и требует до нынешнего дня от государств представления отчетов о проделанной работе в соответствии с резолюцией. И то, что в 2011 г. было принято решение о продлении мандата Комитета 1540 на десять лет, свидетельствует о важности и эффективности резолюции в деле нераспространения такого оружия3.

Резолюция СБ ООН 1844 (2008) определяет, что «...ситуация в Сомали продолжает представлять собой угрозу для международного мира и безопасности в регионе», постановляет, что «все государства-члены ... не допускают прямую или косвенную поставку, продажу или передачу оружия и военного имущества и прямое или косвенное предоставление технической помощи или помощи в подготовке, финансовой и иной помощи...» 4.

Эта резолюция предусматривает комплексный набор санкций, важнейшими из которых являются экономические и финансовые. Другими словами, предусматривается эмбарго любых вооружений, т.е. запрет каких бы то ни было

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021

поставок государству-нарушителю. Использование такой меры весьма действенно, так как она способствовала стабилизации обстановки как в стране, так и в регионе в целом.

В резолюции СБ 1822 (2008) подчеркивается, что «...терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьезных угроз миру ... подтверждая свое безоговорочное осуждение «Аль-Каиды», Усамы бен Ладена, «Талибана» и других связанных с ними лиц, групп, предприятий и организаций за непрекращающиеся и многочисленные преступные террористические акты, совершаемые с целью вызвать гибель ни в чем не повинных гражданских лиц и другие жертвы...»5.

Эта резолюция наглядным образом осуждает терроризм как опаснейшую угрозу существующему миру и международной безопасности в целом. В ней четко отмечаются веские основания для применения санкций с целью уменьшения угрозы миру, а также прослеживается призыв к государствам, чтобы те прилагали все усилия для реализации мероприятий по пресечению правонарушений и преступлений.

Резолюция СБ ООН 1973 (2011)6 допускала военное вмешательство других стран на территорию Ливии. Она не исключала применение ради этой цели любых мер, кроме возможности присутствия иностранных вооруженных сил на территории Ливии.

Резолюция СБ ООН 2254 (2015)7 определяет ключевые направления по урегулированию крупного очага конфронтации в Сирийской Арабской Республике, в числе которых проведение президентских выборов, разработка и утверждение новой Конституции и механизмы урегулирования гражданской войны. Хотя конфликт до настоящего времени полностью не разрешен, положительную динамику в настоящее время констатировать уже возможно.

Динамичные изменения в геополитике первых десятилетий XXI в., актуализировавшие на новом уровне вопросы всеобщей безопасности и мира, связанные с такими острейшими проблемами, как разоружение, терроризм, гуманитарные и техногенные катастрофы, несмотря на очевидные положительные результаты в деле мира и безопасности посредством резолюций СБ ООН, инициировали предложения по реформированию ООН, и в первую очередь Совета Безопасности. Особенно, если речь заходит о неразрешенных конфликтах (при участии СБ ООН), как, например, резолюция 22028.

В этой резолюции положительно оценивается «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений», подписанный в Минске 12 февраля 2015 г. Резолюция призывает все заинтересованные стороны конфликта к реальному обеспечению мероприятий по выполнению всего «Комплекса мер», в том числе первоочередное всеобъемлющее прекращение огня. Однако указанная резолюция, к сожалению, так и осталась нереализованной — конфликт продолжается и в настоящее время, с разной степенью интенсивности.

Идея реорганизации была поддержана большинством государств-участников, однако направления реформирования и методы реализации не имеют единого взаимопонимания: ряд стран предлагают расширить членский состав СБ ООН по количественному составу; есть предложения по увеличению указанного органа в категориях постоянных и непостоянных членов.

Позиция России по данному вопросу конкретна — высокая оперативность, результативность и действенность обновленного состава и его обоснованная достаточность.

Преобразования должны быть одобрены и поддержаны абсолютным большинством стран-участников. Ряд исследований отечественных ученых подтверждают указанные тезисы.

В исследовании И.Н. Щербака отмечается необходимость прагматического взгляда на изменение состава Совета Безопасности9. Кроме того, предлагается более детальное участие СБ в планировании и последующей реализации крупных миротворческих операций, а также по совершенствованию алгоритма переговорного процесса с целью достижения согласия между сторонами.

В критических высказываниях отмечается недостаточная эффективность и консервативность СБ ООН в части возможности использования права вето его постоянными членами.

В трудах А.Б. Аксенова также рассмотрены некоторые предложения по применению права вето и анализируются существующие позиции постоянных членов Совета Безопасности по его использованию10.

Тем не менее, подводя итог, подчеркнем, что СБ ООН добился очевидных положительных результатов работы и, несмотря на ряд спорных моментов, наделен всеми необходимыми полномочиями для принятия эффективных мер для предупреждения, стабилизации и ликвидации вооруженных конфликтов, а также указанный орган продолжает оставаться уникальным меха-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021

низмом обеспечения международной безопасности и мира.

1 Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М.: Логос, 2017. С. 255.

2 Доклад Генерального секретаря ООН «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах» // URL: https:// undocs.org/ru/S/2004/616

3 См. подроб., напр., Симонова А.Е. Резолюция 1540 Совета Безопасности ООН: проблемы реализации в рамках борьбы с преступностью // Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью: Сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 20-летию принятия Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. 29 октября 2020 г. М.: Моск. ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2020. С. 143.

4 Резолюция Совета Безопасности ООН от 20.11.2008 № S/RES/1844 (2008) // URL: https://undocs.org/ru/S/ RES/1844(2008)

5 Резолюция Совета Безопасности ООН от 30.06.2008 № S/RES/1822 (2008) // URL: https://undocs.org/ru/S/ RES/1822(2008)

6 Резолюция Совета Безопасности ООН от 17.03.2011 № S/RES/1973 (2011) // URL: https://undocs.org/ru/S/ RES/1973(2011)

7 Резолюция Совета Безопасности ООН от 18.12.2015 № S/RES/2254 (2015) // URL: https://undocs.org/ru/S/ RES/2254(2015)

8 Резолюция Совета Безопасности ООН от 17.02.2015 № S/RES/2202 (2015) // URL: https://undocs.org/ru/S/ RES/2202(2015)

9 Щербак И.Н. О деятельности Совета Безопасности ООН на современном этапе // Вестник МГИМО-Универси-тета. 2013. С. 9—13.

10 Аксенов А.Б. К вопросу о реформировании Совета Безопасности ООН и определении статуса права вето // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 4. С. 126.

Библиографический список

1. Доклад Генерального секретаря ООН «Господство права и правосудие переходного перио-

да в конфликтных и постконфликтных обществах» // URL: https://undocs.org/ru/S/2004/616 (Дата обращения: 05.02.2021)

2. Резолюция Совета Безопасности ООН от 30.06.2008 № S/RES/1822 (2008) // URL: https:// undocs.org/ru/S/RES/1822(2008)

3. Резолюция Совета Безопасности ООН от 20.11.2008 № S/RES/1844 (2008) // URL: https:// undocs.org/ru/S/RES/1844(2008)

4. Резолюция Совета Безопасности ООН от 17.03.2011 № S/RES/1973 (2011) // URL: https:// undocs.org/ru/S/RES/1973(2011)

5. Резолюция Совета Безопасности ООН от 17.02.2015 № S/RES/2202 (2015) // URL: https:// undocs.org/ru/S/RES/2202(2015)

6. Резолюция Совета Безопасности ООН от 18.12.2015 № S/RES/2254 (2015) // URL: https:// undocs.org/ru/S/RES/2254(2015)

7. Аксенов А.Б. К вопросу о реформировании Совета Безопасности ООН и определении статуса права вето / / Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 4.

8. Симонова А.Е. Резолюция 1540 Совета Безопасности ООН: проблемы реализации в рамках борьбы с преступностью // Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью: Сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 20-летию принятия Конвенции ООН против транс -национальной организованной преступности 2000 г. 29 октября 2020 г. М.: Моск. ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2020.

9. Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М.: Логос, 2017.

10. Щербак И.Н. О деятельности Совета Безопасности ООН на современном этапе // Вестник МГИМО-Университета. 2013.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.