Бизнес в законе
3’2014
15.2. О РОЛИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Грищенко А. В., аттестованный аудитор Минфина России, к.э.н., доцент кафедры «Общественных финансов и финансового права» МГУУ Правительства Москвы
Место работы: МГУУ Правительства Москвы
grishchenko7@gmail.com
Аннотация: В статье дан анализ организационно-правовым особенностям функционирования некоммерческих организаций, исследована история развития некоммерческих организаций в России. Выражена авторская позиция в отношении современного состояния законодательства, которое практически уравнивает налоговый статус коммерческих и некоммерческих организаций. Автором сделан вывод о необходимости выработки четкого концептуального подхода к формированию системы правовой и налоговой идентификации некоммерческих организаций, который необходимо проводить одновременно с совершенствованием законодательства о коммерческих организациях
Ключевые слова: Некоммерческие организации, этапы развития, налоговая система, налогообложение
ON THE ROLE OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE COUNTRY'S ECONOMY IN TERMS OF REFORMING THE TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Grishchenko A. V., certified auditor Russian Ministry of Finance, Ph.D, Associate Professor of "Public Finance and financial law" MGUU Moscow Government Work place: MGUU Moscow Government
grishchenko7@gmail.com
Annotation: The article analyzes the organizational and legal peculiarities of functioning non-profit organizations, examines the history of development of non-proft organizations in Russia. Expressed the author's position in relation to the current state of legislation that almost equalizes the tax status of commercial and non-profit organizations. Author concluded that the need for a clear conceptual approach to the formation of the system of legal and tax identification numbers of nonprofit organizations, which should be carried out simultaneously with the improvement of legislation on commercial organizations
Keywords: Nonprofit organizations, stages of development, the tax system, taxation
Некоммерческие организации (далее - НКО) представляют один из фундаментальных самостоятельных секторов экономики. Три основные категории организаций имеются в каждом обществе: коммерческие, государственные и некоммерческие [5].
НКО описываются множеством терминов: некоммерческие организации, благотворительные организации, организации социальной политики, неправительственные организации, благотворительные фонды, организации третьего сектора и т.п. [1].
В СМИ и в зарубежной научной литературе НКО носят название НПО (неправительственные организации, nongovernmental organization). Данный термин введен в оборот в 1945 г. Уставом Организации Объединенных Наций, впоследствии закреплен в целом ряде международных документов и воспринят внутренним законодательством многих государств. По существу речь идет о синониме термина «некоммерческие организации»[3].
Все субъекты национальной экономики сгруппированы в пять секторов: государственных учреждений, финансовых учреждений, нефинансовых предприятий, некоммерческих организаций, домашних хозяйств[4].
Рис. 1. Структура сектора некоммерческих организаций
Российский некоммерческий сектор - это почти 426 6541 организации, которые работают на местном, региональном и федеральном уровнях (рис.1). В этот пере- * 14
1 по данным Министерства юстиции Российской Федерации на
14 мая 2014 г. Режим доступа: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (Дата обращения 14.05.2014)
чень входят организации, имеющие статус «исключенных» - 201 337 .
Из 225 317 зарегистрированных НКО к «третьему сектору» можно почти 200 000 организаций (в это число не входят политические партии, государственные корпорации, государственно-общественные объединения, ассо-
186
Грищенко А. В.
О РОЛИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
циации крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциации экономического развития, садоводческие, огороднические, дачные и иные товарищества, советы муниципальных образований, ТСЖ, ТПП, нотариальные палаты, учреждения).
По своим показателям российский некоммерческий сектор заметно отстает от «третьего сектора» развитых стран (государств Западной Европы и Северной Америки). В РФ доля доходов НКО в ВВП составляет 0,6%. В развитых государствах этот показатель - 6,5%. В России в организациях «третьего сектора» занято около 1% от общей численности занятых, в развитых странах число занятых - 7,1%. Доля социально-ориентированных НКО (СО НКО) в РФ - 13,5%. В государствах Западной Европы и Северной Америки - 60-70% (таблица 1).
Таблица 1
Уровень развития сектора НКО в России и развитых странах
В России В развитых странах (средней показатель)
Доля НКО в ВВП 0,6% 6,5%
Доля занятых в «третьем секторе» 1,1% 7,1%
Доля социально ориентированных НКО от общего числа НКО 13,5% 60-70%
Основные организационно-правовые формы НКО в России нашли отражение в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) ст. 50 ГК РФ, ст. 116-123 ГК РФ.
В Законе №7-ФЗ закреплены основные принципы функционирования НКО и имеют более широкое толкование организационно-правовые формы, предусмотренные ГК РФ.
НКО может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, соблюдая ряд требований:
- эти виды деятельности не запрещены законодательством РФ;
- соответствуют целям деятельности НКО, которые предусмотрены ее учредительными документами;
- при наличии специальных разрешений (лицензий), если это предусмотрено законодательством РФ.
Признаки, позволяющие наиболее точно систематизировать некоммерческие организации приведены в методологических положениях ООН по статистике (табл. 2)
Таблица 2
Признаки НКО на основании методологических положений
Организации Объединенных Наций
Основные признаки НКО Комментарии
Официальный юридический статус Большинство НКО - юридические лица
Независимость НКО независимы от корпораций, частных лиц и органов государственного управления
Целенаправленность деятельности Цели указываются в уставе НКО, при ее создании
Отсутствие акционерного капитала В НКО не может быть акционеров
Исключение учредителей из управления текущей деятельностью НКО Руководство НКО возлагается на группу служащих или исполнительный комитет
Запрет на извлечение выгоды лицами, контролирующими НКО -
Признаки по методологии Организации Объединенных Наций, нашли отражение и в российском законодательстве:
- официальный статус юридического лица (ст. 3 Закона №7-ФЗ),
- не ставят извлечение прибыли в качестве основной цели (ст. 2 Закона №7-ФЗ),
- выступают независимыми хозяйственными субъектами (п. 1 ст. 48 ГК РФ),
- обладают организационной структурой органов управления (гл. V Закона №7-ФЗ),
- не имеют уставного капитала.
История становления и развития НКО в России непосредственно связана с историей России. С учетом особенностей временных эпох можно выделить девять этапов в истории становления некоммерческих организаций в России.
1 этап - древние века - до XVI в. Зарождение НКО на основе племенных традиций. Благотворительность на Руси стала активно развивается с принятием христианства и носила религиозный характер.
2 этап - XVI в. Первые попытки законодательного оформления НКО. В это время начался период развития благотворительности в России (Иоанн Грозный, 1551 г., постановление Стоглавого собора).
3 этап - время царствования императрицы Екатерины II (1762 - 1796 гг.). Появление негосударственных организаций, не принадлежащих церкви.
4 этап - середина XVIII в. - 1861 г. Становление общественных объединений институционального характера, осуществляющих благотворительные виды деятельности.
5 этап - 1861 - 1917 гг. Становление НКО. В Москве к концу XIX в. насчитывалось около 500 частных и благотворительных организаций, но они были разбросаны по разным министерствам и ведомствам.
6 этап - 1917 - 1980 гг. Период застоя в развитии НКО в России. После 1917 г., в условиях абсолютного доминирования государственной собственности, третьему сектору, по существу, не находилось места в экономике.
7 этап - 198о - 1995 гг. Возрождение «реального» третьего сектора.
8 этап - 1995 гг. - начало 2000 гг. Формирование российской системы законодательства о НКО. Появление первых кодифицированных норм о НКО относится к середине 90-х гг. и связано с принятием 30 ноября 1994 г. части первой ГК РФ. С принятием 12 января 1996 г. Федерального закона № 7-Фз «О некоммерческих организациях» численность организаций третьего сектора значительно возросла.
9 этап - 2002 гг. - до настоящего времени. С введением в действие с 1 января 2002 года 25 главы Налогового кодекса РФ (часть 2), в соответствии с которой были отменены практически все существовавшие льготы по налогу на прибыль в отношении, как самих НКО, так и их инвесторов. С этого момента российское налоговое законодательство последовательно двигалось по пути дальнейшего сокращения налоговых льгот (при одновременном постепенном снижении ставок налогов).
В 2010 году появился новый вид НКО - социально ориентированные НКО, данное понятие введено Федеральным законом от 5 апреля 2010 № 40-ФЗ.
С 1 января 2011 г. начался новый этап реформы государственных учреждений и распределение этих учреждений на три основные организационно-правовые формы в зависимости от порядка получения и использования ими бюджетных средств:
- казенные,
- бюджетные,
- автономные учреждения.
В июле 2012 года Президент России В. Путин подписал законодательные акты в части регулирования деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента.
В налоговой политике до 2013 года было включено совершенствование системы налогообложения НКО, так на среднесрочную перспективу были предложены и реализованы следующие направления деятельности:
- увеличение количества налоговых стимулов для благотворительных организаций;
187
Бизнес в законе
3’2014
- исключение из налоговой базы по НДФЛ выплат добровольцам;
- предоставлено право НКО учитывать расходы по формированию резервов предстоящих расходов для уставной деятельности;
- уточнен перечень необлагаемых налогом на прибыль доходов НКО - собственников целевого капитала;
- расширен перечень видов деятельности, поддержка (гранты) которых не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
- освобождены от налогообложения доходы в виде целевых поступлений на ведение уставной деятельности и содержание НКО;
- освобождены от налогообложения доходы в виде целевых поступлений, полученные на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности;
- содействие развитию благотворительной деятельности через институт социальной рекламы;
- освобождены от НДС услуги по уходу за нуждающимся в социальной поддержке и защите и т.д.
Необходимо отметить, что многие правовые акты о НКО далеки от совершенства, они нередко изобилует пробелами, повторами и противоречиями. Кроме того, имеется ряд сфер деятельности НКО, законодательно регулируемых явно недостаточно.
По мнению автора, отдельные формы юридических лиц ошибочно отнесены к НКО:
- фондовые, товарные биржи и негосударственные пенсионные фонды (деятельность направлена на извлечение прибыли) - хозяйственными обществами,
- потребобщества и потребкооперативы являются коммерческими организациями,
- торгово-промышленные палаты, объединения работодателей являются объединениями юридических лиц,
- общества взаимного кредитования и взаимного страхования, огороднические и садоводческие товарищества, общины коренных малочисленных народов не имеют принципиальных отличий от потребительских кооперативов,
- общественные фонды - обычными фондами, от которых практически не отличается автономная некоммерческая организация,
- некоммерческое партнерство по целям своей деятельности и организационной структуре близко к ассоциации (союзу).
Принятие специальных законов привело к неоправданному увеличению количества форм, видов, типов НКО, и сложившееся многообразие не представляет собой единой системы. Принципы организации и деятельности НКО оказываются настолько разнородными, что невозможно выделить для них единые квалифицирующие признаки.
Зачастую отнесение к кругу НКО новых субъектов гражданского права оказывается чисто номинальным, что, в свою очередь, сводит на нет деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.
Анализируя всю совокупность принятых нормативных актов в рассматриваемой сфере, можно сделать вывод о необходимости выработки четкого концептуального подхода к формированию системы правовой и налоговой НКО, который необходимо проводить одновременно с совершенствованием законодательства о коммерческих организациях.
При наличии единой системы организационноправовых форм станет возможным предоставление со стороны государства налоговых преференций надлежащим субъектам. Выделяя среди НКО получателей льгот, необходимо, прежде всего, обращать внимание на виды деятельности таких организаций и источники их финансирования.
Организационно-правовые формы НКО как юридических лиц (независимо от вполне возможного сохранения в законе их деления на многочисленные виды соответст-
венно различиям в их основной деятельности) должны быть оптимизированы в зависимости от реальных гражданско-правовых особенностей их внутреннего устройства.
Список литературы:
1. Грищенко А.В. Методические аспекты формирования и налогообложения целевого капитала некоммерческих организаций. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1. С. 167-174.
2. Гончаренко Л.И, Чемерицкий Л.К, Смирнова Е.Е, Липатова И.В. Налогообложение некоммерческих организаций. - М: КноРус, 2012. - 272 с.
3. Повышение эффективности государственных инвестиций в сектор социально-ориентированных (СО) НКО. The Boston Consulting Group. М., 2011.
4. Рыбакова О.М. Система национальных счетов для сектора некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства Российской Федерации. / О.М. Рыбакова, Е.М. Гирбасова // Международный бухгалтерский учет. - 2010. - №18. - С.12-23.
5. Weisbrod, Burton Allen. The nonprofit economy. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, London, England. 1988. С. 16.
Reference list:
1. Grishchenko AV Methodological aspects of formation and endowment tax profit organizations. / / Herald of the Voronezh State University . Series: Economics and Management . 2013 . № 1. Pp. 167-174 .
2. Goncharenko LI , LK Chemeritskiy Smirnova EE , Lipatov IV Taxation of non-profit organizations . - M : KnoRus , 2012 . - 272 .
3. Improving public investment in socially-oriented (CO) NCO. The Boston Consulting Group. M. , 2011 .
4. Rybakov OM System of National Accounts for the sector non-profit organizations serving households of the Russian Federation . / OM Rybakov , EM Girbasova / / International accounting . - 2010 . - № 18. - P.12 -23 .
5. Weisbrod, Burton Allen. The nonprofit economy. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, London, England. 1988 . Pp. 16 .
РЕЦЕНЗИЯ
Статья посвящена некоммерческим организациям и их роли в экономике страны в условиях реформирования налоговой системы Российской Федерации.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения. В статье исследована история развития некоммерческих организаций в России, дан анализ организационно-правовым особенностям функционирования некоммерческих организаций.
Можно говорить о научной новизне данной работы, поскольку, налицо существенная степень дополнения, преобразования и конкретизации научных знаний.
Выражена авторская позиция в отношении современного состояния законодательства, которое практически уравнивает налоговый статус коммерческих и некоммерческих организаций.
Автором сделан вывод о необходимости выработки четкого концептуального подхода к формированию системы правовой и налоговой идентификации некоммерческих организаций, который необходимо проводить одновременно с совершенствованием законодательства о коммерческих организациях.
Суждения автора представлены в четкой логической связи друг с другом. Выводы обоснованы и сформулированы ясно. В статье рассмотрены основные научные работы по схожей тематике исследования. Библиография публикации содержит достаточное число ссылок на научные работы, которые дают полное представление о выбранной автором теме исследования.
Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему «О роли некоммерческих организаций в экономике страны в условиях реформирования налоговой системы Российской Федерации». Научная статья Грищенко А.В. характеризуется логичностью, последовательностью, ясностью и соответствует установленным требованиям. Статья рекомендуется для публикации.
д.э.н., профессор кафедры общественных финансов и финансового права МГУУ Правительства Москвы
Кирина Л.С.
188