Научная статья на тему 'О роли Н. Н. Новосильцова в политике России в отношении еврейского населения в первой четверти XIX века'

О роли Н. Н. Новосильцова в политике России в отношении еврейского населения в первой четверти XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
281
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. Н. НОВОСИЛЬЦОВ / ЕВРЕИ / ПОЛЯКИ / ЦАРСТВО ПОЛЬСКОЕ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ПРОЕКТ / N. N. NOVOSILTSOV / THE JEWS / THE POLES / THE KINGDOM OF POLAND / THE RUSSIAN EMPIRE / A PROJECT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Любезников Олег Анатольевич

Статья рассказывает об участии сподвижника Александра I Н. Н. Новосильцова в политике России в отношении еврейского населения. В архивохранилищах Санкт-Петербурга автору удалось обнаружить черновики и чистовой вариант проекта реформы еврейского быта в Царстве Польском, разработанного под руководством Н. Н. Новосильцова в 1816 году. Проанализировав ряд источников, автор пришел к выводу о том, что Н. Н. Новосильцов выступал как идеолог интеграции евреев в единый ряд имперских подданных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On N. N. Novosiltsov’s role in the Russian policy regarding the Jews in the fi rst quarter of the XIX century

The article tells about Nicolas Novosiltsov, an associate of the Russian emperor Alexander I, his representative in the Kingdom of Poland. It focuses on Novosiltsov’s role in the Russian policy regarding the Jews in the first quarter of the XIX century. By the beginning of the XIX century there were about 750 000 Jews in the Western provinces of the Russian Empire and the Kingdom of Poland. According to the Constitutional Charter of the Kingdom of Poland the Jews did not have civil and political rights. The Polish political elite opposed the civil and political emancipation of the Jews, but in the interests of the Russian Empire it was necessary to eliminate the legal separateness of the Jews. Novosiltsov had to defend the Empire’s interests. In Saint-Petersburg’s archives the author found rough copies and one clean copy of Novosiltsov’s project of a charter about the Jews in the Kingdom of Poland. The project was written in 1816. According to the project, all the Jews were to get the civil rights, the educated Jews, who had passed special examination, could even get the political rights. Novosiltsov proposed to liquidate the autonomous Jewish communities (kagals) but to save the Jewish self-government under the supervision of the prosecutor and his assistants appointed by the Emperor. Because of the resistance of the Polish elite, project was not implemented. The author analyzed a number of sources and came to the conclusion that Novosiltsov was an ideologist of integration of the Jews in the membership of the subjects of the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «О роли Н. Н. Новосильцова в политике России в отношении еврейского населения в первой четверти XIX века»

УДК 94(47=411.16)»180/182»

Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2013. Вып. 1

О. А. Любезников

О РОЛИ Н. Н. НОВОСИЛЬЦОВА В ПОЛИТИКЕ РОССИИ

В ОТНОШЕНИИ ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

К началу XIX века в России проживало примерно 750 000 евреев [1, с. 272]. Приписанные к сословиям мещан и купцов и в силу своего регионального размещения замкнутые в так называемой «черте оседлости», они своим образом жизни, языком, внешним обликом, религией, препятствовавшей их гражданской и политической эмансипации, обособлялись от остального населения страны. Александр I стремился к «исчезновению "обособленности" евреев и превращению их в лояльных и интегрированных в жизнь страны подданных» [2, с. 347]. Активное участие в политике в отношении евреев в первой четверти XIX века принимал сподвижник императора сенатор Н. Н. Новосильцов. В отечественной историографии фигура этого государственного деятеля обойдена вниманием исследователей. О нем нет ни одной специальной биографической работы. О деятельности Н. Н. Новосильцова в правительственной политике в отношении евреев упоминали историки Ю. И. Гессен и С. М. Дубнов [3, 4]. Современные исследователи: Дж. Д. Клиер, Й. Петровский-Штерн, О. Ю. Минкина — лишь бегло касаются его участия в решении еврейского вопроса [5, 6, 7].

В специально созданный в 1802 году правительственный Еврейский комитет Н. Н. Новосильцов передавал «проэкты касательно евреев, поданные в разные времена на высочайшее имя» [8, л. 143], устанавливая и поддерживая связь с еврейскими общинами Западных губерний [9, с. 250]. К примеру, в 1802 году он вел переписку с еврейским откупщиком Нотой Ноткиным, а также собирал сведения «о числе душ евреев купцов и мещан по белорусскому краю» [10, л. 13, 15]. Войдя в состав второго Еврейского комитета 1806 года, Н. Н. Новосильцов занимался вопросами переселения евреев из деревень в города.

В Царстве Польском, полномочным делегатом при Государственном Совете которого Н. Н. Новосильцов стал в 1815 году, евреи по конституции не имели гражданских и политических прав, а местная политическая элита была настроена антиеврейски. «Русская администрация Царства Польского, прежде всего в лице Новосильцова, предпочитала более мягкий подход к евреям, чем собственно польские власти, и выступала в защиту интересов польских евреев» [5, с. 295]. В 1816 году император поручил Н. Н. Новосильцову собрать сведения о нуждах евреев в крае. Н. Н. Новосильцов просил наместника Царства Й. Зайончека присылать ему все новые законопроекты о евреях, «причем указал, что варшавское правительство ничего не должно предпринимать без высочайшего согласия» [3, с. 223]. Свою задачу сенатор видел в том, «дабы на будущее время не только обеспечить и улучшить жребий сказанного племени, но и соделать оное для края полезнейшим, нежели доселе было» [11, л. 3]. Так, в рапорте Александру I

Любезников Олег Анатольевич — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected] © О. А. Любезников, 2013

в феврале 1816 года Н. Н. Новосильцов раскритиковал принятое общим собранием Государственного Совета Царства постановление о евреях, подчеркнув, что «каждая статья порознь неосновательна, а все совокупно несколькими веками отдаляется от благотворных и дальновидных Вашего Императорского величества намерений». Идею высылки евреев до 1 июля 1816 года из деревень, где они изготавливали и продавали спиртное, «без назначения способов к снисканию пропитания иным промыслом» он считал «несправедливой и жестокой». Критикуя статью, запрещавшую евреям брать в услужение христиан или самим наниматься к ним в слуги, сенатор подчеркивал неразрывность связей евреев с поляками: «Трудно исчислить все случаи по торгу, по промыслам и вообще в житейском быту, связующие всех жителей здешнего края с евреями, кои искони в Польше поселились, иногда притесняемы, часто благоприятствуемы, а всегда терпимы были» [11, л. 14 об.-15 об.]. Благодаря усилиям Н. Н. Новосильцова постановление было отменено.

Вскоре после образования Царства Польского «на берегах Вислы поднялся живой вопрос о даровании евреям равноправия... Император Александр не был чужд этому смелому движению.» [12, с. 607]. И в 1816 году под руководством Н. Н. Новосильцова разрабатывается проект реформы еврейского быта в Царстве Польском. О нём вспоминал польский государственный деятель Каэтан Козьмян, указывая, что проект создавался «будто бы по воле императора» [13, s. 17]. В историографии встречаются упоминания о нём [14, с. 126] без анализа причин его появления. Подробно писал о проекте в начале XX века только М. Л. Вишницер [15], ссылаясь на два хранившихся в Императорской публичной библиотеке рукописных экземпляра на польском и французском языках1. В 1923 году эта рукопись была передана в Национальную библиотеку Польши в Варшаву и погибла в пожаре во время Второй мировой войны. Среди сохранившихся рукописей она не значится [16, s. 563]. В подшивке дел о евреях в Царстве Польском [11, л. 17] в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки нам удалось обнаружить среди «бумаг, полученных от Господина Тайного Советника Новосильцова касательно устройства евреев, живущих в Царстве Польском и в округе вольного города Кракова»2 черновики проекта реформы еврейского быта под названием «Règlement organique des Israelites qui habitent le Royaume de Pologne»3. Проект состоит из двух частей. Был выявлен один черновой вариант всего проекта [11, л.18-51], четыре варианта первой части проекта [11, л. 325-332 об.; 52-64 об.; 339-350 об.; 248-251 об.4] и четыре варианта второй части проекта [11, л. 316 об.-317 об.; 304-313 об.; 292-303; 268-269 об.5]. Первоначально проект назывался «Règlement constitutif des Israelites qui habitent le Royaume de Pologne». Исправление внесено в черновой вариант всего проекта [11, л. 18]. Все варианты написаны по-французски, носят следы карандашной правки. С высокой долей вероятности можно утверждать, что правка осуществлена Н. Н. Новосильцовым

1 Шифр Императорской публичной библиотеки: Польские рукописи. Е II. 70.

2 Судя по водяному знаку, бумага изготовлена в 1816 году на фабрике Александра Ольхина.

3 Это название соответствует приведенному в статье М. Л. Вишницера.

4 Указание на листы и их последовательность соответствуют хронологии появления вариантов проекта. Варианты отличаются друг от друга некоторыми предложениями, и не в смысле содержания, а стилистически.

5 Указание на листы и их последовательность соответствуют хронологии появления вариантов проекта. Доказать связь четырех вариантов второй части проекта с четырьмя вариантами первой (соединить эти варианты друг с другом) не представляется возможным.

(характер и особенности помет свидетельствуют об этом). Подписи нет ни на одном из вариантов. Один из вариантов второй части датирован 1816 годом [11, л. 313 об.].

В Российском государственном историческом архиве, в фонде Собственной Его Императорского Величества Канцелярии среди бумаг Его Императорского Высочества Цесаревича Константина Павловича мы обнаружили чистовик проекта «Règlement organique des Israelites qui habitent le Royaume de Pologne» [17]. Он неверно атрибутирован, на обложке дела стоит помета архивистов «1814 год». По описи же дело даты не имеет. Оно написано по-французски, тем же писарским почерком, что и вариант всего проекта из Отдела рукописей, и учитывает все внесенные в тот вариант исправления. Кроме того, оно пышно оформлено, но подписи не имеет. Вероятно, этот экземпляр проекта предназначался великому князю Константину Павловичу, а вариант, который смотрел М. Л. Вишницер и который сгорел в Варшаве, — Александру I. Нахождение проекта среди бумаг Константина Павловича свидетельствует в пользу авторства Н. Н. Новосильцова. На его авторство указывал и М. Л. Вишницер, ссылаясь на польских мемуаристов [15, с. 190]. Об этом говорит и само содержание проекта.

«Органический устав о евреях, живущих в Царстве Польском» написан от имени монарха. Проект состоит из введения и двух частей. Во введении содержатся общие, принципиальные положения проекта: «Религия Моисея, основанная на догматах, заповедях и нравственности Ветхого завета, находится под покровительством правительства и под его непосредственным надзором. Этот надзор будет осуществляться министерством духовных дел и народного просвещения. Все те, живущие в Нашем Царстве Польском, кто следует культу, основанному Моисеем, то есть раввинисты, караимы и любые другие представители какой-либо еврейской секты, рассматриваются как Наши подданные; и они выполняют, следственно, все свои связанные с этим званием обязанности по отношению к Богу, Нам и Отечеству. В той же степени они пользуются гражданскими и политическими правами в соответствии с ниже установленными поправками» [17, л. 3-3 об.]. Сообразно высказанным во введении положениям проект и распадается на две части, посвященные религиозным и гражданским вопросам еврейской жизни.

Первая часть («О религии») состоит из трех разделов. Свобода отправления культа, увеличение числа синагог, их открытость для всех благопристойных лиц, запрет церковных наказаний, введение за антирелигиозное и антицерковное поведение судебной уголовной ответственности — эти нормы прописаны в первом разделе «Об отправлении богослужения» (статьи 3-8). Второй раздел «О еврейской иерархии» посвящен структуре еврейского самоуправления. Создаётся стройная система дирекций (статьи 10, 11, 12). «В Варшаве будет учреждена Генеральная дирекция, которая станет центром власти и связей» [17, л. 4 об.], в воеводствах — «промежуточные дирекции» (в ранней редакции они так и называются «воеводские» [11, л. 53]), а в округах — окружные правления. Посредством многоступенчатых выборов евреи формируют списки кандидатов в члены этих органов. Члены Генеральной и «промежуточных» дирекций назначаются правительством, а члены окружных правлений — Генеральной дирекцией. Избираемый должен быть старше 30 лет, отличаться нравственным поведением, честностью и образованием, уметь говорить и писать по-польски и как можно лучше владеть русским языком (статья 22). Предполагалось также обязательное знание немецкого языка, но упоминание о нем зачеркнуто карандашом в последнем черновом варианте проекта [11, л. 20 об.]. Прежние, практически автономные органы еврейского самоуправления — кагалы — ликвидируются (статья 165), вся их документация передается дирекциям (статьи

168, 169, 170). Бывшие члены кагалов теряют право исполнять какие-либо обязанности в любых органах власти. Создаваемые по проекту органы еврейского самоуправления должны действовать под контролем общеимперского правительства. В обход польских властей император назначает в Генеральную дирекцию прокурора, а в воеводские — его помощников (статьи 28, 29). Они осуществляют надзор за исполнением существующего законодательства. Согласно третьему разделу «О народном просвещении» наряду с общеобразовательными предметами вводится обязательное обучение польскому языку и катехизису, на знание последнего евреи в тринадцатилетнем возрасте сдают экзамен и получают специальное свидетельство, без обладания которым они в дальнейшем не смогут осуществлять свои гражданские права (статьи 88, 92, 94).

Принципиальное положение второй («Гражданской») части проекта содержится в её разделе «О гражданских и политических правах» [17, л. 22 об. — 23 об.]. В дошедшем до нас первом черновом варианте проекта этот раздел вообще должен был открывать вторую часть [11, л. 316 об.]6, именно ему придавалось важнейшее значение. Все евреи, которые будут выполнять положения вводимого устава, получают гражданские права (статья 122). А евреи, развивающие науки и искусства, отличающиеся образованием, нравственным поведением, манерами, по представлению министерства духовных дел и народного просвещения, «кроме гражданских прав, упомянутых в предыдущей статье, насладятся еще пользованием прав политических» (статья 123) [17, л. 23]. Так как евреи объявлялись полноправными подданными, на них распространялись права и обязательства, которые имели христиане. Евреи уравнивались в податях с остальными гражданами, еврейские общины в соответствии со своей численностью обязаны были давать рекрутов в польскую армию и выбирать из своей среды тех, кто будет заниматься земледелием на специально выделяемых общинам участках (статьи 124, 125, 151). Евреи, до опубликования проекта устава торговавшие спиртным в деревнях, могут продолжать свою деятельность, а для «новичков» она запрещалась (статьи 158, 159). Владельцы кабаков и шинков не имели права жениться (статья 118). Раздражавшая поляков торговля евреев алкоголем запрещалась не моментально, а в перспективе.

Лишенный свойственной полякам юдофобии Н. Н. Новосильцов считал возможным за короткий срок ввести евреев (их собственными усилиями) в единый ряд имперских подданных. Либеральный проект Н. Н. Новосильцова сохранял еврейское самоуправление, автономное от местных польских властей, и подчинял его единой общеимперской власти посредством назначаемого царем прокурора. Проект уравнивал евреев с поляками, ставя их в одинаковое положение по отношению к центру империи. Как замечал М. А. Корф, «Новосильцов стремился к тому, чтобы основать управление на общей централизации и все национальности России спаять в одну» [18, с. 214]. Своей реформой он «хотел лишить варшавское правительство прежнего влияния на правовое положение евреев в крае» [19, стб. 766]. Политическую элиту Царства возмутило, что Н. Н. Новосильцов «отвергал принцип: "сначала исправление, а потом права" — и приводил более либеральный принцип: дарование евреям гражданских прав при одновременном преобразовании их быта на началах европейской культуры и модернизированной общинной автономии» [20, с. 397]. Один из представителей польской

6 В итоговой редакции он был помещен сразу за разделом «О гражданском состоянии», регулирующим вопросы брака и семейной жизни.

аристократии А. Е. Чарторыйский даже писал Александру I, что Н. Н. Новосильцову «следовало бы покинуть Варшаву» [3, с. 225]. В конечном счете реформа реализована не была, проект отклонили на заседании польского Государственного Совета. Провалом проекта можно объяснить то обстоятельство, что позже, согласно положениям разрабатываемой под руководством Н. Н. Новосильцова «Государственной Уставной Грамоты Российской Империи», евреи не допускались к участию в собраниях окружных градских обществ, а никаких различий в гражданских и политических правах не вызывала приверженность к христианским вероисповеданиям.

Религиозная принадлежность евреев к иудаизму налагала на них ограничения в пользовании гражданскими и политическими правами. Идея христианизации евреев была популярна в российских правящих кругах. В Царстве Польском миссионерскую деятельность осуществляли члены «Лондонского общества распространения христианства среди евреев». Н. Н. Новосильцов, время от времени контактировавший с миссионерами, скептически смотрел на их успехи: «Их труды по обращению евреев имели до настоящего времени довольно ограниченные результаты. В прошлом году... они крестили всего только 14 евреев» [21, с. 504]. Н. Н. Новосильцова беспокоило, что миссионеры, распространяя среди прочих книг, напечатанных в Англии, Ветхий Завет, подрывают тем самым еврейские типографии в Царстве Польском.

В 1820-е гг. Н. Н. Новосильцов вел обширную переписку по вопросу улучшения положения евреев в Царстве Польском и Западных губерниях России [22, л. 12, 49-53, 97-99, 127]. В 1827 году при назначении чиновников в Виленский цензурный комитет он (как попечитель Виленского учебного округа) для максимальной объективности предлагал определить на должность цензора еврейских сочинений сразу двоих — иудея и еврея-выкреста [14, с. 128]. В том же 1827 году им была составлена записка о нежелательности распространения на российских евреев рекрутской повинности [23, стб. 1752]. И если в отношении цензоров предложение Н. Н. Новосильцова было реализовано, то во втором случае его мнение поддержки не нашло, рекрутская повинность была введена. Тем не менее «многие факты говорят о Новосильцове как об активном защитнике евреев» [24, с. 256].

Хотя современная историография придерживается мнения, что традиция имперского централистского взгляда на историю России себя изжила [25, с. 14], мы вынуждены констатировать, что Н. Н. Новосильцов, представляя центр империи на её многонациональной окраине, выступал идеологом именно общеимперской интеграции, при которой все национальности обладают равными правами и обязанностями, являясь подданными империи. Н. Н. Новосильцов принадлежал, вероятно, к той части имперской бюрократии, которая «видела конструктивный и творческий потенциал евреев и стремилась способствовать преобразованию еврейской жизни и успешному встраиванию евреев в жизнь империи» [25, с. 144].

Источники и литература

1. Дубнов С. М. Новейшая история еврейского народа: От французской революции до наших дней: в 3 т. Т. 1: Эпоха первой эмансипации: 1789-1815. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2002. 349 с.

2. Гольдин С. Еврей как понятие в истории имперской России // «Понятия о России»: К исторической семантике имперского периода: в 2 т. Т. 2. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 340-391.

3. Гессен Ю. И. История еврейского народа в России: в 2 т. Т. 1. Л.: Типография Ленинградского губернского совета профессиональных союзов, 1925. 244 с.

4. Дубнов С. М. Новейшая история еврейского народа: От французской революции до наших дней: в 3 т. Т. 2: Эпоха первой реакции (1815-1848) и второй эмансипации (1848-1880). М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2002. 414 с.

5. Клиер Дж. Д. Россия собирает своих евреев: Происхождение еврейского вопроса в России: 1772-1825. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2000. 351 с.

6. Петровский-Штерн Й. Николай I и еврейская рекрутчина: новые контексты // Русский сборник: Исследования по истории России. Т. VII. Военная политика императора Николая I. М.: Модест Колеров, 2009. С. 206-237.

7. Минкина О. Ю. «Сыны Рахили»: Еврейские депутаты в Российской империи. 1772-1825. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 344 с.

8. ОР РНБ. Ф. 550. F. II. 195. Сборник рукописных и печатных в копиях и подлинных документов XVIII-XIX вв. о евреях.

9. Державин Г. Р. Записки. М.: Мысль, 2000. 334 с.

10. РГИА. Ф. 14. Оп. 1. Д. 10. Записки разных лиц.

11. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 3. Д. 807. О евреях. Первоначальные проекты касательно устройства их в Царстве Польском. Подшивка. 1790-1826.

12. Голицын Н. Н. История русского законодательства о евреях. СПб.: Изд-во А. Маркса, 1886. 1117 с.

13. Kozmian K. Pamiftniki: W 3 oddzialach. Oddzial III. Krakow: Drukarnia «Czas» W. Kirchmayera, 1865. 626 S.

14. Эльяшевич Д. А. Правительственная политика и еврейская печать в России, 1797-1917: Очерки истории цензуры. СПб.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 1999. 790 с.

15. Вишницер М. Л. Проекты реформы еврейского быта в герцогстве Варшавском и Царстве Польском (по неизданным материалам) // Пережитое: Сборник, посвященный общественной и культурной истории евреев в России: в 4 т. Т. 1. СПб.: Типография акционерного общества Брокгауз-Ефрон, 1909. С. 164-221.

16. Biblioteka Narodowa. Katalog rfkopisów. Seria II. Tom II. Rfkopisy z biblioteki Zaluskich i innych zbiorów polskich zwrócone z Leningradu w latach 1923-1934. Warszawa: Bibl. nar., 1980. 585 S.

17. РГИА. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1166. Положение о евреях, живущих в Королевстве Польском (на франц. языке).

18. Корф М. А. Александр I и его приближенные до эпохи Сперанского (Неизданная глава из «Жизни графа Сперанского» барона М. А. Корфа) // Русская старина. 1903. Т. 113, № 2. С. 211-234.

19. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем: в 16 т. Т. 11. Миддот — Община. СПб.: Издание Общества для научных еврейских изданий и издательства Брокгауз-Ефрон, 1911. 962 стб.

20. Дубнов С. М. Евреи в России в эпоху европейской реакции (1815-1848) // Евреи в Российской империи XVIII-XIX веков: Сборник трудов еврейских историков. М.: Еврейский университет; Иерусалим: Ge-sharim, 1995. С. 331-409.

21. Английские миссионеры и еврейский вопрос 1816 г. (Из архива Н. Н. Новосильцова) // Русский архив. 1908. Кн. 1, № 1-4. С. 498-521.

22. РГИА. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1330. Переписка о благоустройстве евреев.

23. Пржецлавский О. А. Калейдоскоп воспоминаний // Русский архив. 1872. № 9. Стб. 1705-1769.

24. Миндлин А. Б. Государственные, политические и общественные деятели Российской империи в судьбах евреев. 1762-1917 годы: справочник персоналий. СПб.: Алетейя, 2007. 392 с.

25. Миллер А. И. Империя Романовых и национализм: эссе по методологии исторического исследования. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 248 с.

Статья поступила в редакцию 13 сентября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.