Научная статья на тему 'О роли «Конфликта интересов» в формировании европейской политики британских «Новых лейбористов» (1997-2005 гг. )'

О роли «Конфликта интересов» в формировании европейской политики британских «Новых лейбористов» (1997-2005 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
132
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Валуев А.В.

The article is devoted to the history of the European policy of the United Kingdom from W. Churchill to T. Blair and is focused on the role of conflict in the theory and practice ofcountry integration into a Single Europe

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the role of<   Valuyev A.V.

The article is devoted to the history of the European policy of the United Kingdom from W. Churchill to T. Blair and is focused on the role of conflict in the theory and practice ofcountry integration into a Single Europe

Текст научной работы на тему «О роли «Конфликта интересов» в формировании европейской политики британских «Новых лейбористов» (1997-2005 гг. )»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6,2005, вып. 3

A.B. Валуев

(ф-т международных отношений)

О РОЛИ «КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ» В ФОРМИРОВАНИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ БРИТАНСКИХ «НОВЫХ ЛЕЙБОРИСТОВ» (1997-2005 гг.)

Второе полугодие 2005 г. в Европейском Союзе пройдет под флагом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. В течение всего срока Великобритания будет председательствовать в европейских структурах, сменив на посту Президента Великое Герцогство Люксембург. И весьма вероятно, что это время не останется незамеченным со стороны как отечественных, так и зарубежных исследователей, специализирующихся в сфере изучения актуальных проблем внутренней и внешней политики Великобритании и Европейского Союза на современном этапе. Во многом переход полномочий можно назвать глубоко символичным как для Великобритании, так и для Единой Европы в целом.

В первую очередь обращает на себя внимание удивительный контраст, который, впрочем, является простым совпадением. Люксембург и Великобритания - даже при всем желании в Европейском Союзе трудно найти две стол ь яркие противоположности. И если вспомнить историю и этапы развития европейской интеграции и ту роль, которую в свое время играли и продолжают играть оба государства, то контраст становится очевидным. В Люксембурге еще в начале 1950-х годов продемонстрировали искреннюю и глубокую Заинтересованность в объединении Европы в целях мира, стабильности и процветания, приняв непосредственное участие в подписании Парижских и Римских Договоров и создании первых общеевропейских стратегических институтов - Европейского Объединения Угля и Стали (ЕОУС), ЕВРАТОМа и, наконец, Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), предшественника современного Европейского Союза (ЕС). Люксембург и сегодня остался верен своему политическому кредо - всегда оставаться в центре общеевропейских проблем. По иному, более сложному и неоднозначному сценарию развивались взаимоотношения между Великобританией и Европейским Экономическим Сообществом, а затем и с Европейским Союзом.

С одной стороны, в Великобритании традиционно относились к континентальной Европе несколько снисходительно, генерируя искусственное разделение на «своих» и «чу-жих» - британцев и «других» европейцев. Этот инстинкт самоидентификации оказался настолько силен, что даже с позиций современности можно констатировать следующий факт: Британия всегда будет ревностно хранить и защищать свои исконные национальные традиции, особенно если речь идет о внешней политике. "Именно в этой плоскости и кроется фундаментальное различие между Люксембургом и Великобританией. В Люксембурге, как и много лет .назад, все. процессы, происходящие в Европе, автоматически окаЗБтва-~ются в сфере не только внешней, но и внутренней политики, поскольку страна расположена непосредственно на континенте, практически в самом сердце Европы, там,

©A.B. Валуев. 2005

где сегодня решается ее историческая судьба. Й^ДйШйрлшния, напротив, в силу своего уникального географического положения относит проблемы Единой Европы преимуще,-ственно к сфере внешней политики. Однако приГ этом страну разделяет классические общей ЕфсГпей с кие ценности и, вне всяких сомнений, была, есть и будех.неотъемлемой частью европейской цивилизации. Впрочем, даже естественная удаленность не мешает островномухосударству находиться в курсе всех европейских дел и быть одним их самых перспективных акторов в Европейском Союзе.

С другой стороны, Великобритания после ужасов Второй мировой войны стала заметно ближе к «остальной» Европе, научилась разделять боль и страдания, выпавшие на долю «других» европейцев. По этой и некоторым другим объективным причинам европейская политика Великобритании в послевоенное время заметно активизировалась. Британские лидеры, возглавлявшие лейбористские и консервативные правительства, в то время, разумеется, не могли не понимать значение интеграции и важность открытого и равноправного диалога с Европой по широкому спектру вопросов. Поэтому Великобритания с большим интересом наблюдает за началом процесса европейской интеграции, анализирует ситуацию и постепенно приходит к выводу о необходимости «повернуться лицом к Европе». Именно в этот период и формируются контуры так называемого «конфликта интересов», определившие развитие европейского направления внешней политики Великобритании на долгие годы вперед.

В начале 1950-х годов сэр Уинстон Черчилль произнес фразу, которая стала крылатой: «Мы не лучше, мы не хуже, мы просто иные»'. Не случайно современники отдавали должное таланту и неповторимому авторскому стилю «последнего политика викторианской эпохи» - в одном афоризме ему блестяще удалось сформулировать суть «исторического» конфликта, его первопричину, а также придать ему остроту и «национальный» колорит. Черчилль, безусловно, осознанно проводит некий искусственный водораздел между Европой и Британией. Однако невозможно поверить в то, что этот великий политический и общественный деятель своего времени стремился заключить страну под стеклянный колпак, обеспечив тем самым режим полной изоляции от внешнего влияния. Очевидно, сэр Уинстон имел в виду нечто иное. Он не исключает Британию из общеевропейского контекста, но при этом делает тонкий намек на особый статус страны в Европе, подчеркивает ее уникальность, неповторимость и характерное стремление к некоторой обособленности.

В 1960-х годах Великобритания, наблюдая за возрастающим влиянием извечных соперников - Франции и Германии, решается и заявляет о желании стать полноправным членом ЕЭС. Однако данные инициативы были блокированы правом «вето» со стороны Президента Французской Республики генерала Шарля де Голля, который видел в Великобритании сильного в экономическом и политическом отношении противника, угрожавшего национальным интересам Республики в Европе. И только в 1972 г., после долгих и напряженных переговоров, встреч и консультаций, Великобритания была принята в ЕЭС наравне с Данией и Ирландией. В истории европейской интеграции и Европейского Союза это было первое и, быть может, самое памятное и судьбоносное расширение2.

Будущая смена власти в Европейском Союзе невольно вызывает ряд интересных ассоциаций, вызванных, как и ранее, знанием истории взаимоотношений между Британией и Европой. Великобритания, вне всякого сомнения, как и прежде, будет стремиться к продвижению собственного видения европейского строительства на всех уровнях С6-юза.'При этом основная стратегическая цель британской внешней политики в Европе на

современном этапе останется неизменной - убедить коддег. пр£^иной Европе в том, что построение на базе ЕС «сверхгосударства»"не оправдано объективными реалиями и поэтому, лишено всякого смысла.ТТе исключено";' что 1сё~ИН ицйативы, идущие вразрез с идеями британских" творцов внешней политики, в перспективе способны стать полем для потенциальных разногласий и даже острых политических конфликтов. В результате Европейский Союз, построенный на принципах консенсуса и взаимного уважения всех точек зрения, в ближайшем будущем ожидает «проверка на прочность». Такого рода заявления не являются голословными, поскольку опираются на весьма убедительные примеры из исторического опыта двусторонних отношений.

В 1972 г. - накануне вступления в ЕЭС - британское общество оказалось расколотым на три основные группы (сторонники, противники и воздержавшиеся), каждая из которых постепенно начинает формировать собственное видение и понимание данной проблемы. В поведении простых британцев, впрочем, не было ничего сверхъестественного. Внезапно они оказались в очень сложной жизненной ситуации, на пересечении двух дорог - одна из которых вела в Европу, а другая - в сторону от нее. В итоге тем не менее проевропейские настроения все же возобладали, и Британия ответила «да» европейской интеграции3.

Позже выяснилось, что британцы вложили в понятие «быть частью Европы» совершенно иной смысл, нежели сами европейцы. Этот интересный общественно-политический феномен как нельзя более ярко начал проявляться в 1979 г., после победы на всеобщих парламентских выборах партии консерваторов под руководством Маргарет Тэтчер. Как известно, «железная леди» обладала жестким волевым характером и никогда не шла на уступки и компромиссы, если речь шла о национальных интересах, защита которых от всевозможных посягательств является непосредственной обязанностью главы государства. Именно под руководством Тэтчер Великобритания делает резкий поворот во внешней политике, вновь и вновь пересматривая «европейские» приоритеты и переосмысливая их значение в жизни страны, фактически «адаптируя» Сообщество к собственным интересам. В результате о развитии интеграции не могло быть и речи, поскольку этот процесс в первую очередь подразумевает взаимное сближение, когда на первый план выступают не частные, а общие интересы. Холодный и прагматичный ум М. Тэтчер, ее собственное видение и критическое восприятие актуальных проблем современности как внутри Британии, так и за ее пределами и сегодня поражают воображение исследователей. Именно Тэтчер впервые подняла вопрос о целесообразности взаимоотношении с Европой и беспристрастном анализе того опыта, который был накоплен за шесть лет, проведенных Великобританией в европейских структурах. Так, «железная леди» выступила с резкой критикой европейской политики предшественников, которые, по ее мнению, не уделяли достаточного внимания национальным интересам.

Особое недовольство Тэтчер в то время вызвала Единая аграрная политика (ЕАП), затраты на проведение которой составляли более трети от общего бюджета ЕЭС. Заметим, что ситуация с пересмотром британских выплат на ЕАП станет ключевым вопросом в ходе состоявшегося в 1984 г. саммита в Фонтенбло. Тогда Тэтчер и ее Кабинет одержали важную победу, добившись кардинального пересмотра системы выплат и компенсаций, что, разумеется, пошло только на пользу британским производителям сельскохозяйственной продукции. Позднее, уже в конце 1980-х - начале 1990-х годов, Тэтчер постоянно искала новые объекты для критики, превратив европейскую политику в игру, которая, судя по всему, доставляла ей неподдельное удовольствие. Мишенями становились все «европейские» объекты, которые премьер-министр считала противоречащими национальным интересам4.

Таким образом, Великобритания на одиннадцать лет оказалась под влиянием сильнейшего синдрома «евроскептицизма», который стал визитной карточкой внешней политики британских консерваторов.

Ситуация несколько стабилизировалась только в 1990 г. после ухода М. Тэтчер в отставку и передачи власти в руки другого консерватора, но значительно более гибкого и компромиссного политика-Джона Мэйджора. Его линия в отношении европейских проблем была также построена на строжайшем соблюдении буквы национальных интересов, но при этом диалог с Европой занимал важное место. При Мэйджоре британские консерваторы начинают плавный переход от позиции ортодоксального «евроскептицизма» к новой модели отношений, построенной на основе взаимного соблюдения интересов. В 1992-1993 гг. происходит важное событие, которому суждено было стать наиболее примечательным в истории правления Мэйджора в сфере внешней политики. Речь идет о подписании одного из самых важных документов в истории европейской интеграции - Маастрихтского договора. В результате его ратификации формируется интеграционный блок принципиально нового типа - Европейский Союз. Великобритания долго не могла отважиться на этот шаг. Виной тому страх, который и консерваторы, и лейбористы испытывают и сегодня. Это - страх потери национального суверенитета, утраты национальной идентичности, страх оказаться в «сверхгосударстве» федеративного типа. Мэй-джор приложил немало усилий, чтобы договор был ратифицирован. В конце концов ему удается добиться поддержки в Парламенте, но та цена, которую он заплатил за это, была огромна. На него обрушился вал критики со всех сторон, его обвиняли в предательстве, ему даже угрожали расправой. Но, к чести Мэйджора, он смог выдержать этот сильнейший прессинг и добиться своего - получить одобрение Палаты общин5. И вновь, как и в 1972 г., Великобритания оказалась в состоянии раскола. Но ратификация все же состоялась - несмотря на многочисленные политические и моральные издержки. Других заметных побед на европейском фронте консерваторам при Мэйджоре, к сожалению, добиться не удалось. «Евроскептицизм» уверенно продолжал занимать все новые и новые позиции. И так продолжалось вплоть до мая 1997 г., когда консерваторы - вследствие глубокого внутреннего раскола - потерпели сокрушительное фиаско на всеобщих парламентских выборах6. Им на смену пришли «новые лейбористы» под руководством Т. Блэра, политического лидера нового типа, представителя послевоенного поколения.

Грядущая «смена власти» в ЕС имеет крайне важное политическое значение, поэтому ее имеет смысл рассматривать и анализировать в трехмерном измерении - с точки зрения интересов Европейского Союза (и «других» государств-членов ), Великобритании и, наконец, непосредственно британского лидера. Европейский Союз, вероятно, ожидает ряд интересных инициатив, проникнутых идеями и традициями британской внешней политики. Не стоит исключать возникновение противоречий и конфликтов между адептами различных моделей европейского строительства, прежде всего между убежденными сторонниками федеративной системы и их оппонентов, выступающих за доминирование национального элемента во всех структурах Союза.

Великобритания в данный момент готовится не только к переходу в новое качество, но и к другому, более важному событию национального масштаба - проведению очередных парламентских выборов. Очевидно, для «новых лейбористов» это событие станет «моментом истины»._И от того, насколько ярко и удачно Тони_Блэрсможет проявить себя во время президентства, по нашему мнению, в значительной степени зависит успех его партии на грядущих выборах. безудлошю^^з^аех в^р^ажность и ответственность ситуации, следовательно, сделает все возможное, чтобы британские ини-

циативы произвели должное впечатление на потенциальный электорат. И в данном случае вновГ^ё сТбиТ'ИГКлгочэт^верштность "возникновения иек5^ственнь1х конфликтов, призванных повысить статус-кво британского лидера.

Т. Блэр и «новые лейбористы» не в первый раз оказываются в состоянии неопределенности, когда вероятность победы и поражения примерно равны. В мае 1997 г. у них также не было уверенности в победе, и ситуация была далеко не в их пользу7. Однако Блэр выбрал правильный путь - он пообещал британцам то, в чем они нуждались более всего: бизнесу - уверенность в том, что практика национализации навсегда канула в Лету; простым британцам - снижение налогов и программы социальной помощи; безработным -трудоустройство; Северной Ирландии - мир и покой; Шотландии и Уэльсу - дево-люцию. Примечательно, что видное место в предвыборной программе лейбористов и монографии Тони Блэра под знаковым названием «Новая Британия» занимала именно европейская проблематика. Поиск новой, оптимальной модели отношений был назван важнейшим приоритетом британской внешней политики8. Великобритания вновь должна была вернуться в Европу, оказаться в центре ее актуальных проблем, чтсГбы в ближайшем будущем правильно"выбрать момент и заявить свои претензии на лидерство. В про-тивном"случае страна могла оказаться в стороне от европейских процессов, на периферии, у которой нет будущего.

Нельзя однозначно сказать, что именно внесло решающий вклад в победу лейбористов-внутрипартийные реформы, раскол Консервативной партии или же удачная внутриполитическая конъюнктура. Вероятнее всего, все эти факторы в той или иной степени внесли свою лепту в успех «новых лейбористов». Однако факт остается фактом - в 1997 г. Тони Блэр и его «обновленная» партия одержали уверенную победу.

Сразу же после выборов «новые лейбористы» приступают к выполнению своих обязательств, и на некоторое время европейские дела оказываются на почетном первом месте. 11 ноября 1997 г. лейбористы представляют на суд общественности свою новую внешнеполитическую доктрину, где приоритеты были расставлены в следующем порядке:

- активная европейская политика;

- мощный трансатлантический альянс;

- эффективная национальная оборона;

- свобода торговли (антипротекционизм );

-совместное противостояние глобальным угрозам современности9.

Безусловно, первые два приоритета нельзя назвать новыми и оригинальными - за -последние десятилетия их неоднократно активно эксплуатировали как лейбористы, так и консерваторы. Иное дело, что изменился тот смысл и то значение, которые лейбористы вкладывали в эти слова. Если ранее это были обыкновенные громкие лозунги, предназначенные для широких масс, то на этот раз - четкие контуры европейской политики, основная стратегическая цель которой заключалась в том, чтобы покончить с многолетней изоляцией страны от Европы.

Лейбористы столкнулись с целым рядом проблем, которые перешли к ним по наследству от консерваторов и требовали безотлагательных действий. Учитывая сложившуюся обстановку, Тони Блэр и его Кабинет разрабатывают стратегию европейской политики, в которой были отражены основные направления сближения Британии и Европейского Союза. В ней, в частности, предлагалось привлечь внимание к проблемам глобального характера, затрагивающим интересы всех стран-членов. Среди них британский лидер особенно отметил:

- борьбу с безработицей;

- совместное противостояние организованной преступности;

- защиту окружающей среды;

- трансграничное сотрудничество;

- завершение строительства Единого внутреннего рынка;

-дальнейшее расширение Союза (на страны Центральной и Восточной Европы);

-реформы Общей аграрной и Общей рыболовной политики;

-сотрудничество в сфере внешней политики10.

Все эти приоритеты, заявленные официальным Лондоном, встретили полное одобрение в Европе. В том же году Великобритания подписывает, а два года спустя и ратифицирует Амстердамский договор. Страна присоединяется к социальному разделу Маастрихтского договора и Социальной хартии Европейского Союза.

Но есть и такие проблемы, которые и сегодня остаются без ответа. В частности, нет окончательной ясности в вопросе об отношении Британии к Экономическому и Валютному Союзам и переходе на единую европейскую валюту. Ситуация с евро оказалась настолько сложна и неоднозначна, что даже срок запланированного национального референдума постоянно откладывался. Кроме того. Европейский Союз из-за экономических причин так и не смог выполнить данное британскому правительству обещание предоставить определенные льготы в виде страховых фондов, дополнительных субсидий из общего бюджета и выплат для развития депрессивных регионов Шотландии и Уэльса". Это была одна из основных причин, почему Великобритания не стремилась и не стремится как можно скорее расстаться с национальной валютой - фунтом стерлингов.

В 1998 г. Великобритания, неоднократно заявлявшая о ведущей роли НАТО в обеспечении традиционной безопасности в Европе, неожиданно для коллег вместе с Францией выступает за создание в рамках Европейского Союза собственного оборонного потенциала. Эта инициатива была закреплена в Декларации Сен-Мало, которая вскоре получила широкий резонанс не только в Европе, но и за ее пределами. Оживленные дискуссии вокруг создания Европейских Сил Быстрого Реагирования и «мягкой безопасности» в итоге дали импульс к формированию военного измерения ЕС на протяжении 1999-2003 гг.12

1999 г. поднял Тони Блэра на «пик» популярности, когда он и федеральный канцлер ФРГ Герхард Шредер выступили с идеей поиска «третьего пути», подразумевающего компромисс между рыночной экономикой и социальной справедливостью. Те идеи и предложения, которые были отражены в совместном Манифесте, долгое время не сходили с первых страниц и буквально спровоцировали ожесточенные споры о том, какой же социально-экономической стратегии должны придерживаться современные европейские государства, в которых у власти находятся социал-демократические партии и движения13.

Испытанием на прочность для внешней политики лейбористов на европейском направлении стала операция НАТО «Решительная сила» против Югославии в марте-июне 1999 г. Лейбористы не только безоговорочно поддержали инициаторов этой агрессии - США, но и смогли убедить коллег по Европе оказать активную помощь в борьбе против режима С. Милошевича. Великобритания была единственной страной, которая выступала за переход воздушной операции в наземную фазу, чем вызвала недовольство в европейских столицах и аплодисменты в Вашингтоне. Британский лидер также оказал моральную поддержку Президенту США Б. Клинтону в громком политическом скандале вокруг «дела Левински»14. Иными словами, Великобритания воспользовалась случаем и разыграла «американскую карту», что не могло не вызвать резко негативную реакцию со стороны партнеров по ЕС.

После трагических событий на Балканах европейская политика лейбористов ста-

да строиться с учетом дальнейшей перспективы. Лейбористы с заметным энтузиазмом включились в диалог с европейскими коллегами, посвященный грядущему процессу расширения Европейского Союза на Восток и тем вызовам, которые оно таило в себе. К концу первого срока правления лейбористы были готовы встретить расширение во всеоружии - у них была и собственная программа действий, и оригинальные предложения относительно ее реализации. В общем виде стратегия лейбористов оказалась весьма предсказуемой - во всяком случае, выбрать ее среди других аналогичных по теме вариантов не составило бы особого труда. Как и ожидалось, Т. Блэр сделал все возможное, чтобы не допустить трансформации Союза в «сверхгосударство», в котором интересы отдельных стран-членов медленно, но верно отходят на задний план. Квинтэссенцию британских взглядов на проблемы европейского строительства великолепно отражает речь, произнесенная лидером «новых лейбористов» в здании Фондовой биржи в Варшаве. В ней Блэр заявил, что «Европа является Европой свободных, независимых, суверенных стран, которые делают выбор в пользу объединения своих суверенитетов для достижения своих интересов и общих целей, так как вместе они смогут добиться большего»15. Такая Европа, по его словам, «может, обладая экономической и политической силой, стать сверхсилой, но не сверхгосударством»16. Этого императива вполне достаточно, чтобы охарактеризовать британскую концепцию европейской интеграции как национальную, или антифедералистскую, смысл которой заключается в переносе акцентов с наднационального на национальный уровень. Дальнейшие предложения Т. Блэра полностью подтверждают этот тезис. Британский премьер заявил, что расширение скоро станет реальностью и все европейские структуры и страны - члены Союза должны быть к этому готовы. Таким образом, необходимость процесса адаптации и начала институциональной реформы Европейского Союза очевидна. Поэтому, по идее Блэра, следует сформировать новую структуру - вторую палату в Европейском Парламенте, где будут заседать представители национальных парламентов. Далее Блэр предлагает ограничить полномочия Европейской Комиссии, поскольку, по его мнению, стратегические решения в рамках Союза должны приниматься исключительно национальными правительствами и выступает за сохранение сферы компетенции Совета. Все вопросы, касающиеся создания новых интеграционных группировок, учреждения Европейского Правительства и поста Президента Европейского Союза, а также появления в ближайшем будущем Европейской Конституции, британский Премьер-министр оставил за кадром17.

Подводя черту под относительно кратким периодом - 1997-2001 гг., выделим следующие моменты. Очевидно, что европейский вектор внешней политики Великобритании после прихода лейбористов в буквальном смысле обрел второе дыхание, тот динамизм, которого так не хватало консерваторам. Новая европейская политика при «новых лейбористах» обрела качественно иной смысл: Т. ]Блэр^его правительство осознали, что Великобритания способна стать лидером в Европе, тем более что для этого у нее есть н^ только огромный политический, но и экономический "потенциал. Однако нельзя не заметить, что даже новая линия в отношении Союза и связанных с ним вопросов не смогла избежать уже устоявшихся «национальных» штампов, которые в недалеком прошлом так активно использовались консерваторами. Это наводит на мысль, что европейская политика лейбористов в означенный период может быть охарактеризована как политика преемственности, когда прежняя модель остается в действии, но при этом плавно приобретает некоторые новые черты.

В июне 2001 г. состоялись очередные парламентские выборы, и лейбористы вновь

одержали убедительную победу. Британцы отдали им свои голоса в надежде на то, что в течение следующего срока Блэр и его новое правительство продолжат начатый в 1997 г. внутри- и внешнеполитический курс18.

Европейское направление внешней политики страны в период с 2001 по 2005 г. включитвдьноостав^пос1Гб1Пт1^^ и перспективных. Однако, ПО'~срав:

нению с предыдущим периодом, ситуация несколько изменилась. Лейбористы янпиь заявили о необходим ости, диалога сХщюгюжО проблемах и перспективах этого диалога много говорил Блэр в ходе предвыборной кампанииНо на этот раз его лозунги незаметно стали расходиться с делом. Возникает ощущение, что слова о важности развития контактов на многосторонней основе вдруг превратились в простую формальность. Великобритания по-прежнему стремится активно участвовать в интеграционных процессах, но_щ>и этом все ее усилия не приносят ощутимых результатов. В частности, до сих пор не решен стратегический вопрос о переходе на евро, хотя министр финансов Гордон Браун еще в 1997 г. убеждал Блэра не затягивать этот процесс. Общенациональный референдум, о необходимости которого говорилось в том же году, не состоялся до сих пор. То же самое можно сказать и об отношении Великобритании к Экономическому и Валютному Союзу - оно осталось прежним, нейтральным. А так как европейская интеграция -это, прежде всего, интеграция экономическая, вновь и вновь закрадывается сомнение -является л и. современная Великобритания <<проевропейским>> государством?50

К сожалению, положительный ответ на этот вопрос дать практически невозможно в силу весьма спорного характера европейской политики второго лейбористского правительства. Возможно, наличие видимого разрыва между теорией и практикой объясняет-ся^сменой внутриполитической ситуации в Великобритании, которая выглядит более стабильной по сравнению с 1997-м годом. Тогда Блэр только вступил на свой пост и должен ТГыл вести как можно более активную внешнюю политику, чтобы его заметили, оценили и запомнили. И это ему блестяще удалось, не случайно многие отечественные и зарубежные наблюдатели называют его гением РЯ. Но прошли годы, ситуация внутри страны стабилизировалась, а роль Британии в Европе в силу экономических сюжетов заметно возросла. Может быть, сегодня Великобритания просто взяла тайм-аут, чтобы собраться спилами и сконцентрировать внимание на национальных проблемах, ведь, как гласит известная британская поговорка, «Внешняя политика начинается дома». Или дело в том, что иностранными делами теперь занимается не Робин Кук, а Джек Стро, в первом правительстве занимавший пост министра внутренних дел. Но в любом случае есть как субъективные, так и объективные причины, которые подтверждают тезис о некотором замедлении процесса интеграции с Европой. И здесь, безусловно, огромную роль сыграла крайне напряженная ситуация вокруг Ирака, расколовшая Старый свет на несколько враждующих группировок. Великобритания, как и в случае с агрессией против Югославии, безоговорочно выступает на стороне США и активно поддерживает Администрацию Президента США Дж. Буша в деле свержения режима иракского диктатора С. Хуссейна. Фактически в расколе Союза в.значительной степени виновна Великобритания - глашатай и проводник американских интересов в Ёвреде. В этой связи приобретает особую актуальность тезис о том^ чfTtfШ5o1эыíГотношения» с Америкой для британцев вдруг оказались на первом месте, тоща как~Единая Европа оказалась в лучшем случае на втором.

Суммируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Сегодня интере-сы Великобритании в Европе на некоторое В£емя_оказадцринесены^в_ жертву «осо-бым отношениям» как приоритетным в национальной внешней политике. Возможно,

ч

ситуация может измениться вновь в пользу Единой Европы. Но, так или иначе, Великобритания никогда не изменит своим национальным интересам. А это означает, что система британских приоритетов в Европе под влияниемJJгадщJtfШt.пpзгмaтизмa и «конфлик-та интересов» будет находиться в процессе постоянного обновления. Особенно если_ «модернизатор» Тони Блэр21 и «новые лейбористы» в 2005 г. в третий раз добьются победы на выборах.

1 Churchill W. Uniting Europe. Zuerich. 1946.

2 Вайденфельд В.. Вессельс В. Европа от А до Я. Справочник. Bonn, 2002. 1 Britain and the European Union. London. 2002.

4 Thatcher M. Statecraft. Strategies for a Changing World. London, 2003.

5 Капитонова H. К. Маастрихтский договор и борьба правительства Мэйджора за его ратификацию // Приоритеты внешней политики Великобритании (1990-1997 гг.). М.. 1999. С. 58-72.

6 Капитонова Н. К. Особенности британского подхода к процессу европейского строительства // Там же. С. 73-94.

7 Перегудов С. П. Великобритания после выборов 1997 г.: обычная смена власти или прорыв в XXI век? // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 3.

8 Blair Т. I) New Britain. My vision of a Young Country. London, 1996; 2) New Labour, New Britain. London, 1996.

0 Financial Times. 1997. II. II.

10 Developments in the European Union. Annual Reports. London. 1997-2003.

" Marshall P. The United Kingdom, the Commonwealth and the European Union // The Round Table. 1998. N 347.

12 Joint Declaration on European Defence. Franco - British Summit. Saint-Malo. 04"' December. 1998.

13 Blair T. The Third Way. London, 1998.

14 Elliot M. NATO's War Party // The Guardian. 09"' May 1999.

15 Speech by the Prime Minister. Tony Blair, to the Polish Stock Exchange. Warsaw. 06"' October. 2000 // URL: http: // www.feo.gov.uk/

. Ibid.

17 Ibid.

18 Кара-Мурза В. Британия ставит на красное // Коммерсантъ - Власть. 2001. 5 июня. 10 Ambition for Britain. London. 2000.

20 Валуев А. В. Великобритания и проблемы европейской экономической интеграции // Мировая политика и международные отношения. Вып. III. СПб., 2003.

21 Sopel J. Tony Blair. The Modernizer. London, 1995.

Статья поступила в редакцию 20 апреля 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.