в результате преступления, виновным и иными лицами», а содержательную характеристику закрепить в примечании к данной статье и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ.
Библиографический список
1. Бытко Ю.И., Бытко С.Ю. Сборник нормативных актов по уголовному праву России X-
XX веков. - Саратов: Научная книга, 2006. - 786 с.
2. Вестник судебной власти. Журнал судейского сообщества Курганской области. - 2015. - № 1.
3. Российская газета. - 2015. - 29 декабря.
4. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 50. - Ст. 7362.
5. Становский М.Н. Назначение наказания. -СПб.: Юридический центр Пресс, 1999. - 480 с.
УДК 347.61
Лебедева Татьяна Сергеевна
кандидат педагогических наук Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
lebedevats51@yandex.ru
О РОЛИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ В РЕАЛИЗАЦИИ ЮВЕНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена анализу роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав во вновь зарождающейся отрасли ювенального правопорядка. Автором приводятся аргументы в пользу рассмотрения данного социального института в качестве системообразующего фактора реализации ювенальных технологий. Акцентируется внимание на усилении уровня правозащиты детей со стороны комиссий по делам несовершеннолетних. Обсуждаются инновационные задачи, стоящие перед комиссиями в современных условиях: защитные, социальные, организационно-методические, административно-юрисдикционные. В статье выделяется региональный аспект анализируемой деятельности, в качестве примера приводится работа, организованная в Ярославской области. Автором описан практический опыт по применению ювенальных технологий в процессе решения проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предупреждения семейного неблагополучия, социального сиротства.
Ключевые слова: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ювенальная юстиция, ювенальные технологии, ювенальные суды, правовое государство, субъекты ювенального правопорядка.
В последние годы мы можем наблюдать процесс активного формирования новых отношений между личностью и государством, обусловленных изменениями в современном обществе, экономическими и политическими событиями. Одним из ключевых понятий, неизменно важных при поддержании в обществе норм и установок поведения, при соблюдении законов, является правопорядок. По сути дела, это одна из категорий юриспруденции, но не только: правопорядок со своей точки зрения рассматривают также социологи, философы, культурологи и т. д.
Е.А. Брылева считает, что неотъемлемой частью правопорядка является ювенальный правопорядок [1, с. 133]. Это абсолютно верное замечание. Современный процесс гуманизации способствует постановке в центр внимания человека. Однако он в данном случае не является мерой всех вещей, человек наделяется не только возможностями, правами и свободами, за ним также имеются определенные обязанности, он несет ответственность за свои действия и поступки.
Очень важно, чтобы эту основу правопорядка каждый гражданин усваивал уже с самого раннего возраста. И здесь уместно вспомнить о воспитательной функции права, способствующего неуклонному выполнению законов, дисциплинированности и организованности. В правовом государстве, каким является Российская Федерация или к которому она движется, развитое и сильное
право становится основой существования, просвещения граждан, особенно детей и подростков.
Потребность в защите прав и законных интересов большого числа людей, в частности несовершеннолетних, является обоснованной. Дети являются категорией, особо нуждающейся в государственной правовой защите.
В Национальной Стратегии в интересах детей на 2012-2016 годы подчеркивается: «Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права» [12].
Большая роль при реализации направлений данной Стратегии принадлежит ювенальным технологиям в деятельности всех субъектов профилактики детского неблагополучия. Важнейшее значение в данном случае имеют комиссии по делам несовершеннолетних. Е.А. Брылева отмечает: «До настоящего времени не определен правовой статус и место в системе органов исполнительной власти комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Представляется, что данные органы следует отнести к субъектам ювенального правопорядка» [1, с. 134].
Прежде чем говорить о роли комиссий в реализации ювенальных технологий, рассмотрим, что такое ювенальная юстиция и ювенальные технологии.
212
Вестник КГУ ^ № 6. 2016
© Лебедева Т.С., 2016
Одной из самых актуальных проблем является проблема снижения уровня преступности, проведение профилактических мероприятий с несовершеннолетними в целях недопущения их до преступлений. По сути дела, термин ювенальная юстиция обозначает правосудие для людей, не достигших совершеннолетия, то есть контроль за обеспечением правосудия, выполнением лишь разрешенных законом действий лицами, которые только взрослеют, но уже находятся в сознательном возрасте.
Активно используется и такое понятие, как система ювенальной юстиции. Под ней понимаются государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, должностные лица, неправительственные некоммерческие организации, осуществляющие на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего). Ювенальная система также включает в себя уполномоченных по правам ребенка, институт ювенального суда, инфраструктуру социальных учреждений, социальных работников, социальных педагогов, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, телефоны доверия со штатом своих работников, другие организации.
В последние два десятилетия суды стали активнее взаимодействовать с социальными и психологическими центрами (оказывающими помощь разным категориям граждан), в обиходе все чаще используется термин «ювенальные технологии».
Впервые это понятие было введено в правовой оборот в 2008 году Верховным Судом Российской Федерации. Термин «ювенальные технологии» также отражен в «Справке о внедрении ювенальных технологий в суды общей юрисдикции». Как указано в данной справке, «внедрение ювенальных технологий в работу отдельных судов осуществляется с учетом предписаний, содержащихся в Конвенции ООН о правах ребенка (1989), в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних «Пекинских правилах (1985) и ЭР - Ри-ядских соглашениях (1990)» [9].
Таким образом, в самом общем виде можно считать, что ювенальные технологии - это комплекс мер, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. В этом случае следует согласиться с мнением С.В. Черчаги о том, что ювенальная юстиция может рассматриваться как часть ювенальных технологий [9]. Ювенальные технологии следует дифференцировать как средство совершенствования отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом.
Все суды при отправлении правосудия руководствуются Постановлением Пленума Верховного
Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г. № 7 (в ред. постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2007 № 7), которым они ориентированы «не только на строгое соблюдение требований материального и процессуального законодательства в судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних, назначение справедливого наказания, но и на обеспечение воспитательного значения судебных процессов, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, предупреждение совершения ими новых преступлений» [6].
Большое значение в данном случае имеет и профилактика рецидивов преступности. Для этого с несовершеннолетними должна проводиться воспитательная и просветительская работа.
Судебный процесс для детей намного в большей степени психологически травматичен, нежели для взрослых. Поэтому в данном случае очень актуален вопрос о специализации системы судов. Практически во всех судах введена специализация судей по рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних, в том числе и в Ярославской области. Исключение составляют только некоторые области, где для анализа и вынесения решений поступает не очень значительное количество дел. В таких случаях их рассматривают председатели или заместители председателей. По нашему мнению, факт освобождения судей, специализирующихся на работе с несовершеннолетними, от других дел должен только положительно сказаться на общей их работе, ведь сейчас судьи специально проходят курсы и профессиональную переподготовку, повышают квалификацию. К примеру, в Московском областном суде уже более 20 лет работают специализированные составы судей, которые в кассационной инстанции рассматривают уголовные дела с участием несовершеннолетних.
Термин «ювенальные технологии» уже находится в правовом обиходе, необходимо отметить, что Комитет по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ в 2016 году провел парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение практики внедрения ювенальных технологий в деятельность судов общей юрисдикции и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Сегодня, говоря о ювенальных технологиях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, необходимо учитывать, что их внедрение осуществляется по инициативе субъектов Российской Федерации с использованием финансовых, кадровых, правовых и иных возможностей. Следовательно, уровень активности и эффективности внедрения новых и реализации уже созданных ювенальных технологий в разных
субъекта Российской Федерации не равнозначен. Это обусловлено тем, что в настоящее время основным правовым актом в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на федеральном уровне остается Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который изменил название с 1999 года, с добавлением государственной функции «и защиты прав» [11]. В связи с этим применение новых ювенальных технологий усилило уровень правозащиты несовершеннолетних со стороны комиссий. В соответствие с данным законом на комиссии возложены разные комплексы задач.
Условно эти комплексы задач можно распределить на следующие комплексы:
- защитный;
- социальный;
- организационно-методический;
- административно-юрисдикционный.
Защитный комплекс включает защиту прав
и законных интересов, а в случае нарушения этих прав и интересов - их восстановление. Социальный комплекс основывается на противодействии антиобщественных явлений (безнадзорность, беспризорность, бродяжничество, детская преступность и др.) Он предусматривает оказание помощи детям и семьям, где они проживают в социальной, педагогической и психологической реабилитации. Организационно-методический комплекс выполняет системообразующую, координирующую роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в системе органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Административно-юрисдик-ционный комплекс предусматривает применение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав мер воздействия на несовершеннолетних, родителей (законных представителей), должностных лиц в случаях нарушения прав и законных интересов детей. Сейчас в различных областях активно ведутся процессы по внедрению ювенальных технологий. К работе в разных регионах привлекаются специалисты по вопросам детской психологии, педагогики, социологии.
Важно отметить, что право на образование комиссий по делам несовершеннолетних, защите их прав, осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Так, например, в Ярославской области был принят региональный закон от 7 апреля 2003 года №17-з «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» [2].
Для того чтобы реализация различного рода ювенальных технологий в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав была
не декларативной, а реальной и эффективной, необходимо иметь «добротную» правовую основу, определяющую принципы и формы организации их деятельности.
В настоящее время реализуются положения нового закона Ярославской области от 5 июля 2013 года №40-з «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области» [3]. В структуре данного закона и деятельности комиссий по использованию ювенальных технологий можно выделить такие составляющие как: нормативно-правовая, экономическая, материально-техническая, информационная, кадровая. Но независимо от вида, формы, структуры юве-нальной технологии, целью ее внедрения и использования всегда будет являться обеспечение прав ребенка. Ювенальная юстиция призвана максимально быстро вернуть ребенка к нормальной жизни, а также уменьшить наказание, связанное с лишением свободы несовершеннолетнего, выявить тот минимальный период, который позволяет подростку осознать свою вину, чтобы по прошествии более длительного времени угрызения совести не перешли в злость и ненависть.
В ходе работы с ребенком разных специалистов выстраивается целая цепочка: работа социальных служб и психологов должна быть направлена на профилактику противоправного поведения, на попытки исправить положение, когда несовершеннолетний оказывается в каком-либо конфликте с законом и это обнаруживается еще до суда. Не менее актуальны далее меры по профилактике после исполнения решения суда. При этом необходимо строгое соблюдение основных принципов работы с несовершеннолетними, важнейшими из которых являются принцип непрерывности работы и принцип преемственности в деятельности различных структур. Среди всех документов, обеспечивающих слаженную работу различных организаций, в Ярославской области есть «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в осуществлении контроля за поведением условно осужденных несовершеннолетних, несовершеннолетних, осужденных к исправительным и обязательным работам, несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа». Разумеется, в результате работы психологов на фоне общих методик и задач работы к каждому несовершеннолетнему должен быть подобран индивидуальный подход.
В Ярославской области действует комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, спектр деятельности которой достаточно широк. Комиссия занимается сбором информации о неблагополучных детях и семьях, находящихся в сложной ситуации, анализирует и обобщает эту
214
Вестник КГУ Ji № 6. 2016
информацию и проводит значительную работу по профилактике безнадзорности и самовольных уходов несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми, экстремизма и терроризма среди несовершеннолетних и т. д. В Ярославской области в 2016 году утверждена Областная целевая программа «Семья и дети Ярославии», которая предполагает определенные меры региональной политики, направленные на поддержку семей с несовершеннолетними, в том числе с проблемными детьми, мероприятия и задачи по развитию и обеспечению функционирования системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.
Многие организации в настоящее время распространяют ошибочное, на наш взгляд, мнение о том, что ювенальная юстиция и распространение ювенальных технологий могут негативно отразиться на семьях, привести к изъятию детей из семей. На самом деле проблема намного глубже, и это хорошо понимает руководство Ярославской области и особенно руководители социальной сферы. Проблема заключается в ложности приоритетов и порою полном отсутствии моральных установок в отдельных семьях. В некоторых случаях изъятие ребенка из семьи может благотворно сказаться на несовершеннолетнем, а в ряде других случаев семье бывает просто необходима помощь квалифицированных специалистов, временная поддержка, некоторое направляющее указание.
В настоящее время растет количество областей, в которых активно используются в работе элементы ювенальных технологий, в разных регионах присутствуют различные модели их внедрения, обусловленные ресурсными возможностями. Но, к сожалению, данный опыт не всегда распространяется и применяется на всей территории Российской Федерации.
Библиографический список
1. Брылева Е.А. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъект ювенального правопорядка // Вестник Пермского университета. - 2011. - № 1 - С. 133-137.
2. Закон Ярославской области от 7 апреля 2003 года №17-з «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/934012426 (дата обращения 23.09.2016)
3. Закон Ярославской области от 5 июля 2013 года №40-з «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://rg.ru/2013/09/02/yaroslavl-zakon40-reg-dok. html (дата обращения 23.09.2016)
4. Косевич Н.Р. Внедрение ювенальных технологий в деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и судов общей юрисдикции // Российское правосудие. - 2010. -№ 5 - С. 67-76.
5. Коряковцева О.А. Менеджмент в молодежной политике: учебно-методическое пособие / О.А. Коряковцева, М.А. Зайцева, М.В. Соколова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2016. - 74 с.
6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г. № 7 (в ред. постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2007) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/1781393/ (дата обращения 23.09.2016)
7. Правовые основы системы ювенальной юстиции. Учебное пособие / под ред. Б.И. Исмаи-лова. - Ташкент, 2002. - 167 с.
8. Пронин А.А. Ювенальное право: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 282 с.
9. Справка о внедрении ювенальных технологий в суды общей юрисдикции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wwwjuvenjust. org/index.php?showtopic=1193 (дата обращения 23.09.2016).
10. Федеральный закон «Об основах системы ювенальной юстиции» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.oprf.ru/about/structure/ structurenews/newsitem/13780 (дата обращения 23.09.2016).
11. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12116087 (дата обращения 23.09.2016).
12. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения 23.09.2016).
13. Цинченко Г.М. Ювенальные технологии: проблемы внедрения // Управленческое консультирование. - 2014. - № 8. - С. 146-154.
14. Черчага С.В. Становление ювенальной юстиции: вопросы гражданско-процессуального законодательства РФ (опыт Ростовской области) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.juvenjust.org/txt/index.php/t882.html (дата обращения 25.09.2016).