Научная статья на тему 'Комиссии по делам несовершеннолетних как субъект ювенального правопорядка'

Комиссии по делам несовершеннолетних как субъект ювенального правопорядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1145
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕНАЛЬНЫЙ ПРАВОПОРЯДОК / КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / JUVENILE LAW AND ORDER / JUVENILE COMMISSIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брылева Е. А.

Статья посвящена анализу одного из субъектов ювенального правопорядка комиссиям по делам несовершеннолетних и проблемам возникающим при правовом регулировании, а также принадлежности к органам государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUVENILE COMMISSION AS A SUBJECT OF JUVENILE LAW AND ORDER

The article is devoted to the analyses of one of the subjects of juvenile law and order juvenile commissions, the issues arising in legal regulation of these organizations, as well as their belonging to the bodies of state power.

Текст научной работы на тему «Комиссии по делам несовершеннолетних как субъект ювенального правопорядка»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011 Юридические науки Выпуск 1(11)

V. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

УДК 343.121

КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК СУБЪЕКТ ЮВЕНАЛЬНОГО ПРАВОПОРЯДКА

Е.А. Брылева

Адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин, заместитель начальника учебного отдела

Пермский филиал Нижегородской академии МВД России. 614026, г. Пермь, ул. Акад. Веденеева, 100.

E-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу одного из субъектов ювенального правопорядка комиссиям по делам несовершеннолетних и проблемам возникающим при правовом регулировании, а также принадлежности к органам государственной власти.

Ключевые слова: ювенальный правопорядок; комиссии по делам несовершеннолетних

Известно, правопорядок - это социально-правовое, многоаспектное явление, одновременно это и категория юридической науки, к исследованию и анализу которой обращаются зарубежные и отечественные правоведы, философы, социологи и др.

Во многом это связано с тем, что правопорядок составляет основу цивилизованной жизни государственно организованного общества. На современном этапе правопорядок является одним из важных условий функционирования и развития правового государства.

В современной юридической науке до настоящего времени существуют различные точки зрения на определение понятия правопорядка, которые в целом дополняют друг друга и вместе с тем акцентируют внимание на его различных аспектах:

1) состояние общественных отношений, связанное с реализацией права и законности (Л.С. Явич, С.С. Алексеев,

О.Ф. Мураметс, Т.М. Шамба, АС. Шабуров и др.);

2) состояние общественных отношений, характеризующееся (выражающееся) системой правоотношений (В.В. Борисов, М.И. Байтин, Б.Л. Назаров, В.М. Сырых);

3) упорядоченность общественных отношений, выраженная в правомерном по-

© Брылева Е.А., 2011

ведении (Г.С. Котляревский, А.Б. Лисют-кин, В.Н. Казаков).

Современный теоретик А.В. Полякова выделяет основные элементы правопорядка и определяет его «как правовое состояние общественных отношений, т.е. как совокупность согласованно функционирующих правовых отношений» [12, с. 631]

Автором статьи выделена такая неотъемлемая часть правопорядка, как ювенальный правопорядок. В обоснование своей точки зрения приведем следующие аргументы.

«Сердцевиной правового порядка является человек, его интересы и стремления, жизненные потребности, которые во многом получают свое правовое оформление в правах и свободах, обязанностях и ответственности гражданина, которые реализуются в отношениях между ними, а также во взаимосвязях с государством и обществом» [11, с. 538]. Это рассуждение справедливо, и когда речь идет о наиболее не защищенной категории населения - несовершеннолетних (лат. juvenis (junior) - молодой, юный; молодой человек, юноша, девушка) [5, с. 354], которые нуждаются в особой защите со стороны государства и общества.

Президент Российской Федерации Д. Медведев подчеркнул: «26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стра-

не, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас. Забота о будущих поколениях - это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу» [3, с. 3].

Опираясь на определения правопорядка, принятые в юридической науке нами было сформулировано следующее определение ювенального правопорядка как «состояния урегулированности правом общественных отношений в сфере реализации прав и свобод несовершеннолетних, а также в области охраны и защиты этих прав и законных интересов от неправомерных деяний иных субъектов права».

К субъектам ювенального правопорядка следует отнести субъекты международного и национального права, в том числе государственные органы (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам ребенка в субъектах России, органы исполнительной и судебной власти, неправительственные правозащитные организации и т.д.).

Вместе с тем до настоящего времени не определен правовой статус и место в системе органов исполнительной власти комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Представляется, что данные органы следует отнести к субъектам ювенального правопорядка.

Обратимся к историческому прошлому комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП), образование которых связано с первыми годами советской власти. В 1918 году был издан декрет «О комиссиях по делам несовершеннолетних», определивший задачи по воспитанию детей и подростков, по применению к ним мер воспитательного и принудительного характера. Статьей 2 Декрета устанав-

ливалось, что «дела несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссий по делам несовершеннолетних». Более всего, все дела лиц этой возрастной группы, которые к тому времени находились в производстве каких-либо судов, а также закончились осуждением, подлежали пересмотру указанными комиссиями (ст. 6 Декрета) [1]. Непривычной была ведомственная принадлежность КДН и ЗП, они находились в ведении Наркомата общественного призрения (органы социальной защиты населения). В компетенцию комиссии входило освобождение несовершеннолетних от ответственности или направление их в одно из «убежищ» Наркомата общественного призрения. (сообразно характеру деяния) [6, с. 56].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав исполняли функции ювенальной юстиции.

В июле 1920 г. была утверждена первая Инструкция о работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которой были определены задачи КДН и ЗП -оказание медико-психологической и социальной помощи несовершеннолетним. Несмотря на то, что Инструкция все же предусмотрела передачу несовершеннолетнего «вместе с делом» народному судье, окончательное решение, однако, принимал не судья, а комиссия по делам несовершеннолетних.

Карательная ориентация в 30-40-е гг. XX в. сказалась и на политике в отношении несовершеннолетних. Речь идет прежде всего о постановлении ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» [8], в котором возраст уголовной ответственности был снижен до 12 лет и восстанавливался принцип применения к несовершеннолетним всех видов наказаний. Постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью» от 20 июня 1935 г. были ликвидированы и сами эти комиссии.

Комиссии по делам несовершеннолетних были восстановлены в период «хрущевской оттепели» (в 1957 г.). Нормативноправовая основа деятельности КДН и ЗП была сформулирована указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г., утвердившим положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. Данное положение о КДН, несмотря на реформирование всей системы профилактики и произошедшие изменения в законодательстве, действует до сих пор.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одним из субъектов профилактики называет комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав [10]. Следует отметить, что п. 1.3 ст. 11 Закона предусмотрены функции по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, однако формы и методы координации законодателем не определены, вследствие чего отсутствуют реальные возможности для выполнения возложенных на комиссии функций.

Как свидетельствуют данные доклада председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области Л.И. Тропиной (2 сентября 2010 г.) на Межведомственной комиссии по подготовке предложений о защите прав несовершеннолетних, «отсутствие на федеральном уровне единых подходов к деятельности комиссий приводит к нескоординированности, бессистемности, а главное - нарушению прав семьи и несовершеннолетних» [2].

Ведомственная принадлежность председателя и аппарата Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к Министерству внутренних дел Российской Федерации также не способствует эффективной организации работы комиссий и координации деятельности субъектов системы профилактики, исключает контроль над МВД и подчиненными органами внутренних дел по осуществлению их собственных полномочий как субъ-

екта системы профилактики. В связи с этим представляются обоснованными предложения Л.И. Тропиной: создать в аппарате Правительства РФ структурного подразделения (департамента) по делам семьи и несовершеннолетних, защите их прав, обеспечивающего ее работу на постоянной основе, отвечающего за разработку и реализацию государственной стратегии в сфере защиты детства, отчитывающегося напрямую перед Президентом Российской Федерации или премьер-министром, что соответствует рекомендациям Комитета по правам ребенка ООН по реализации общих мер по осуществлению Конвенции о правах ребенка, изложенных в Замечаниях общего порядка №5 (2003); вывести Правительственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Российской Федерации с освобожденным председателем из ведомственной подчиненности МВД.

Следует отметить, что в ряде субъектов России на уровне регионального законодательства решен вопрос о реализации полномочий комиссии, в том числе по защите прав и координации. Созданы вневедомственные штатные аппараты региональных и муниципальных комиссий, законодательно установлена обязательность исполнения утверждаемых комиссиями постановлений, ведение межведомственных банков данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, урегулированы вопросы взаимодействия между комиссиями и органами следствия в целях организации межведомственной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями.

Субъекты Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельно образуют собственные органы власти и определяют их ор-ганизационно-форму (ст. 77 Конституции), причем органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной

власти субъектов Федерации [9] (п. 24.1 ч. 2 ст. 26.3) решение вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних отнесено к самостоятельным полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Так, Законодательным собранием Пермской области 19 августа 2005 г. принят закон о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвердившим систему комиссий по делам несовершеннолетних Пермского края, состоящую из комиссий регионального и муниципального (образуемых органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов) уровней [7].

В условиях реформирования системы профилактики несовершеннолетних и формирования ювенальной юстиции представляется обоснованной точка зрения

Н.Р. Косевич, который предлагает включить КДН и ЗП в систему ювенальной юстиции и отвести им роль во внесудебной деятельности по защите прав несовершеннолетних, не связанной с отправлением правосудия [4, с.74], а также создать систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав во главе с единым координирующим органом в сфере реализации прав несовершеннолетних и их защиты.

Координатором работы с семьей и несовершеннолетними на уровне местного самоуправления должны стать комиссии муниципальных образований, наделенные соответствующими государственными полномочиями субъекта РФ с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Методическое руководство территориальными комиссиями и контроль за их деятельностью должны осуществлять комиссия субъекта Российской Федерации.

На уровне федерального законодательства назрела необходимость принятия федерального закона, регламентирующего правовое положение комиссий по делам несовершеннолетних, включив их в систему органов исполнительной власти.

Библиографический список

1. Декрет «О комиссиях по делам несовершеннолетних» // Собр. узаконений и распоряжений РСФСР. 1918. №13-62.

2. Доклад Л.И. Тропиной [Электронный ресурс]: //http://www.balazan.kz/common/ ombudsman (дата обращения: 20.01.2011).

3. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации (Москва, Кремль, 30 ноября 2010 г.). Н.Новгород, 2010. С. 3.

4. Косевич Н.Р. Внедрение ювенальных технологий в деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и судов общей юрисдикции // Рос. правосудие. 2010. №5.

5. Латинский язык / под общ. ред.

B.Н. Ярхо, В.И. Лободы. М., 1969.

C. 354.

6. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учеб. пособие. М.: Дело, 2000. 198 с.

7. О комиссиях по дела несовершеннолетних: закон Пермской области // Бюл. Законодательного собрания Пермской области от 5 сентября 2005 г. №2441-539.

8. О мерах борьбы с преступностью среди

несовершеннолетних: постановление

ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. // Собр. законодательства СССР. 1935. Отд. 1, №19.

9. Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. №40, ст. 3822.

10. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ // Рос. газета. 1999. 3 июня.

11. Общая теория государства и права: в 2 т. / под ред. проф. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1998. Т. 2. С. 538.

12. Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 13. Ювенальное право: учебник для вузов / 2001. С. 631. под общ. ред. А.В. Заряева, В.Д. Малко-

ва. М.: Юстицинформ, 2005. С. 15.

JUVENILE COMMISSION AS A SUBJECT OF JUVENILE LAW AND ORDER Е. Brylyova

Perm branch of the Nizhny Novgorod Academy of the Russian Interior Ministry 100, Acad. Vedeneeva st., Perm, 614038 E-mail: [email protected]

The article is devoted to the analyses of one of the subjects of juvenile law and order - juvenile commissions, the issues arising in legal regulation of these organizations, as well as their belonging to the bodies of state power.

Keywords: juvenile law and order; juvenile commissions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.