Научная статья на тему 'О роли идейной традиции добрососедства во внешней политике современного Китая'

О роли идейной традиции добрососедства во внешней политике современного Китая Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
514
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ван Лицзю

The author insists on the state that the policy of good-neighbourliness in China has deep historical roots and throughout all times it has been and now is the basis of foreign policy of this country. Economical development of the People's Republic of China is not the reason for changing the age-old tradition of relations with the neighbors, and because of that could be the reason only for positive changes in this region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли идейной традиции добрососедства во внешней политике современного Китая»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2005. № 2

Ван Лицзю

О РОЛИ ИДЕЙНОЙ ТРАДИЦИИ ДОБРОСОСЕДСТВА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ*

The author insists on the state that the policy of good-neigh-borliness in China has deep historical roots and throughout all times it has been and now is the basis of foreign policy of this country. Economical development of the People's Republic of China is not the reason for changing the age-old tradition of relations with the neighbors, and because of that could be the reason only for positive changes in this region.

Китай является одной из немногих стран, которые непрерывно сохраняют своеобразную систему цивилизации с древности до наших дней. В ходе его многовековой истории в стране сформировались свои типичные идеи, традиции и стили внешней политики, которые оказывают влияние и на современное развитие КНР. Поэтому, изучая идеи и практики внешней политики нынешнего китайского руководства, необходимо принимать во внимание не только ситуацию внутри страны и международную обстановку, но и особенности его дипломатических традиций и исторической культуры. Только так можно выявить отличительные черты идеи добрососедства, лежащей в основе приоритетов внешней политики современного Китая.

Идея и традиция добрососедства в истории Китая

Добрососедство как идея возникло в Китае еще 2300 лет назад, в период, продолжавшийся с эпохи "Весен и Осеней" (770—476 гг. до н.э.) до эпохи "Борющихся царств" (475—221 гг. до н.э.). В этот период проходила оживленная дискуссия многочисленных философских школ и учений, основателем одного из которых был Конфуцией (551—479 гг. до н.э.). Дискуссия закончилась победой конфуцианства, которое с этого времени

* Напоминаем, что позиция редакции может не совпадать с позицией, высказанной авторами статей.

стало занимать доминирующие позиции в идеологии и культуре Поднебесной. Во всей последующей истории Китая большинство китайских императоров (за исключением первого императора Циншихуана — 259—210 гг. до н.э.) признают конфуцианство — и, следовательно, идею добрососедства — идейной основой своего правления (хотя некоторые из них и сомневались в ее эффективности).

В истории Китая политика гуманного правителя именовалась "вандао". Составной частью содержания вандао стало морально-нравственное учение конфуцианства. Как сказано в древнекитайском "Каноне по истории" "Шан шу", сущность вандао должна определяться "равновесием и справедливостью"1, что полностью соответствует конфуцианскому учению о коренном смысле государственной политики, которая должна исходить из "компромисса и согласия"2. Согласно конфуцианству, благосостояние и развитие мира возможны лишь тогда, когда "расцветают все цветы", т.е. когда каждая страна имеет шанс развиваться своим путем, опираясь на собственные культурно-исторические традиции. Именно из этого, считал Конфуций, должна исходить императорская внутренняя и внешняя политика3.

Конфуцианский принцип доброты и великодушия в морали и политике требовал от китайских императоров проводить активную политику добрососедства и сотрудничества с другими странами, устанавливать с соседними и дальними странами отношения обоюдного доверия и взаимопомощи с тем, чтобы в конечном счете способствовать достижению общей цели развития и процветания. По словам Конфуция, "естественным следствием подчинения Китаем своей политики требованиям морали должны стать возможность и необходимость доброго отношения к нему со стороны соседних стран"4. Сущность конфуцианской морали состоит в том, чтобы "не принуждать другого делать то, чего не желаешь делать сам"5. На основе этих идей и моральных требований, которые обогащались и развивались мыслителями последующих поколений, принадлежащих к разным династическим периодам, формировались традиции добрососедства китайской внешней политики. Таким образом, осо-

1 Китайская энциклопедия конфуцианства / Сост. Китайский фонд Конфуция. Пекин, 1997. С. 33.

2 Там же.

3 Там же.

4 Сы ку цюань и (Полный перевод древних книг по четырем разлелам). Лунь юй (Беседы и рассуждения). Гуйян, 1988. С. 128.

5 Там же. С. 134.

бенности китайских национальных традиций в области внешней политики формировались на протяжении тысячелетий, что не может не оказывать определенное влияние на жизненные ценности в этой области и в наше время.

Влияние вышеуказанной императорской морально-политической идеи, основанной на конфуцианстве, особенно возросло в период правления династии Хань (206 гг. до н.э. — 220 гг. н.э.), которая продолжала политику централизации и объединения, заложенную в эпоху династии Цинь (221—206 гг. до н.э.). Кроме того, династия Хань приняла конфуцианство в качестве официальной морально-политической основы своего господства, создав новую модель отношений с соседними странами. В основе этой модели лежит стремление к созданию такой системы, в которой "Центральная (т.е. Китайская. — Прим. В.А.) империя должна помогать окружающим ее странам, а последние должны сознательно уважать ее авторитет"6. Эта модель международных отношений конкретизируется следующим образом. В реальной международно-политической практике каждая из сторон должна нести свою долю ответственности: главы соседних стран регулярно наносят визиты китайскому императору, выражая ему свое поклонение и подчинение его политике; в свою очередь китайский император не просто принимает поднесения от глав этих стран (князей или феодалов), а отвечает им официальным признанием, дарует им право господства на соответствующей территории, гарантирует защиту их безопасности, дарит им достижения китайских передовых технологий, культуры и т.п. Подобная модель существовала в указанный период во взаимоотношениях Китая с Кореей, Вьетнамом и другими соседними странами. Найдя свое наиболее полное воплощение в периоды правления династий Хань и Тан (618—907), она имела место во всех последующих династиях вплоть до династии Цинь (1644—1911), т.е. вплоть до начала XX в. Современные китайские ученые-международники называют эту модель "восточной международной системой" и отделяют ее от системы западных международных отношений7.

Под влиянием конфуцианской идеи добрососедства разные поколения китайских императоров придавали важное значение установлению и развитию дружественных отношений с соседними странами, в частности создавали брачные союзы между

6 Линь Гуанцюань, Чжан Хайпэн, Жэн Шинань. Цун вэнь мин дэ ци юань дао сянь дай хуа (От начала цивилизации до модернизации). Пекин, 2000. С. 428.

7 Там же. С. 428.

родственницами императора и главами (или их родственниками) соседних стран. Начиная с династии Хань более десяти китайских принцесс было выдано замуж за глав соседних стран или их родственников, что способствовало выполнению миссии улучшения или укрепления отношений с этими странами. В Китае и в соседних с ним странах до сих пор сохранились многие эпические истории (предания) об этих событиях, например: "О выдаче принцессы Ван Чжаоцзюнь замуж за монгольского хана" (33 г. до н.э.); "О выдаче замуж принцессы Вэнь Чэн за тибетского вождя" (641 г.) и т.п. Проведение политики добрососедства принесло большую пользу как Китаю, так и его соседям. Для Китая эта политика была полезна тем, что она способствовала смягчению его отношений с соседями и обеспечивала сравнительно стабильные условия для внутреннего развития. Можно с полным основанием утверждать, что она стала причиной (или одной из причин) того, что вплоть до XVII в. Китай оставался одним из самых мощных государств в мире и долгое время играл роль центра и представителя цивилизации Восточной Азии. В то же время сама идея добрососедства и ее воплощение в политике оказались очень полезны и для соседних с Китаем стран, поскольку они получали от своего "большого соседа" необходимые материальные и духовные богатства, избегали или минимизировали опасность агрессии и оккупации в отношении друг друга, сохраняли свою национальную самобытность.

Однако со временем идея добрососедства, которая поддерживалась почти всеми китайскими императорами, стала постепенно выхолащиваться и с определенного момента стала страдать догматизмом. Китай был великой державой, но не использовал свое могущество ради завоевания новых территорий или оккупации других стран, как позже это сделали многие европейские страны. Большую часть своей истории он поддерживал мирные отношения со своими ближними соседями. Что же касается "дальнего зарубежья", то и в данном случае политика Китая была неагрессивной. Пример — постоянные рейды китайских кораблей в Индийском океане с 1405 по 1433 г.8, в период правления династии Мин (1368—1644). По приказу императора самый масштабный и мощный по тем временам морской флот во главе с евнухом Чжэнь Хэ был отправлен в Индийский океан для выполнения мирной дипломатической и торговой мис-

8 Каждый раз его флот состоял более чем из 200 различных судов, а общее число членов экипажей превышало 25 тыс. человек.

сии. Посетив разные страны, отправленная императором флотилия в конце пути достигла восточных берегов Африканского континента, но не вступила ни в один конфликт с какой-либо страной из числа тех, что посетила, и не захватила ни пяди чужой земли. Если сравнить это с политикой европейских колониальных завоеваний в эпоху Великих открытий, то станет ясно, что идея и политика добрососедства не являлись лживой пропагандистской проповедью, а представляли собой реальную основу государственного курса внешней политики Древнего Китая.

Однако, будучи основанной на принципах добра и справедливости, идея добрососедства со временем становилась все более абстрактной и в конечном итоге оторвалась от реальности. Основываясь на презумпции взаимной выгоды и обоюдной пользы дружественных отношений между государствами, китайские императоры в своей внешней политике исходили из того, что другие страны будут отвечать взаимностью. В этом состоит главное отличие традиционной китайской внешней политики от типичного европейского взгляда на международные отношения, в основе которого лежало убеждение в неизбежности конфликта между странами и справедливости военно-политической и экономической экспансии. В новой истории одной из основных причин сильного отставания Китая не только от европейских стран, но и от соседней Японии стали его крайне идеалистические взгляды на сущность международных отношений и вытекающая из них односторонняя политика добрососедства. Эти недостатки стали особенно очевидными, когда отставший от времени в своих воззрениях и внешнеполитических ориентациях Китай столкнулся с передовыми вооружениями, технологиями и агрессивной внешней политикой европейских государств.

Новаторство идеи добрососедства

в новом Китае

После создания Китайской Народной Республики первое поколение руководства страны во главе с председателем Мао Цзэ-дуном, тщательно проанализировав и обобщив национальные исторические взгляды и традиции в области внешней политики, выдвинуло новые идеи, в том числе идею добрососедства, в которой сохранило позитивное наследие и постаралось избежать прежних недостатков. Параллельно были восприняты положительные элементы европейской дипломатии.

Характерные черты идеи и воплощающей ее политики новой республики могут быть резюмированы в следующих положениях.

1. Равенство суверенитетов. В старом Китае отсутствовало понятие "равенство суверенитетов", отношения между Китаем и соседними странами были неравноправыми. Критически переосмыслив идейные основы и практику внешней политики старого Китая, руководство КНР выдвигает на передний план принцип равноправия в отношениях со всеми соседними странами, исключающий проявления шовинизма и гегемонизма.

В 1954 г., во время встречи с государственными делегациями Кореи и Вьетнама, Мао Цзэдун принес извинения за нападения Китая в периоды династий Юань (1279—1368) и Цин (1644—1911) и заявил о решительном отказе от старого понятия "поднебесной державы" и намерении установить полностью равноправные отношения с этими странами.

2. Невмешательство в дела других стран. В 1954 г., во время встречи с премьером Мьянмы в Пекине, Мао Цзэдун заявил, что Китай будет проводить политику невмешательства в дела других стран, отказа от агрессии и "экспорта революции", подчеркнув, что агрессия — это преступление, а территория других стран неприкосновенна9. В этот же период в ответ на просьбу правительства Мьянмы Китай призвал своих соотечественников в этой стране не создавать в ней организаций компартии.

3. Мирное разрешение пограничных споров. Предлагая решить исторически унаследованные проблемы с соседними странами, Китай стремился к достижению такого результата, который устраивал бы все заинтересованные стороны. По причинам исторического характера Китай унаследовал ряд пограничных проблем со многими соседними странами, что, безусловно, затрудняло развитие двухсторонних отношений. Одним из примеров нового подхода к решению таких проблем стало урегулирование спора в Гималаях, где на границе Китая и Непала расположен самый высокий в мире пик Джомолунгма. Китай выступил с предложением разделения Гималаев и пика Джомолунгма таким образом, чтобы "каждой стороне досталась половина". Непальская сторона сочла этот вариант решения проблемы самым надежным и разумным и с удовлетворением приняла его. В итоге оба государства впервые подписали соответствующий договор об урегулировании застарелого пограничного спора.

9 Избранные статьи о внешней политике Мао Цзэдуна. Пекин, 1994. С. 77.

4. Ведение политики с активной обороной. Для того чтобы границы с другими странами были мирными и спокойными, Китай активно участвовал в урегулировании пограничных споров. Однако не все соседние страны понимали его желание и политику добрососедства. С 1950 по 1980 г. Китай четыре раза был втянут в пограничные конфликты на Корейском полуострове с США (1950—1953 гг.), Индией (1962 г.), Советским Союзом (1969 г.) и Вьетнамом (1979 г.). Причины возникновения этих конфликтов очень сложны, но остается фактом то, что в ходе этих конфликтов Китай не захватил ни пяди чужой земли. У него просто не было таких намерений. В 1962 г., во время конфликта с Индией, Китаю пришлось нанести ответный удар: китайская армия атаковала индийскую, продвинувшись на сотни километров в глубь Индии, но потом добровольно вернулась к своим государственным границам. Таким образом развивались события и в ходе конфликта с Вьетнамом в 1979 г. Хотя Китай и участвовал вынужденно в конфликте и достиг победы, но он не стремился расширить конфликт, а его конечной целью оставалась активная самозащита.

5. Оказание неизменной помощи и поддержки соседним странам, пострадавшим от внешней агрессии или оккупации. В 50-е гг. ХХ в. Китай, несмотря на огромные трудности, которые он испытывал в этот период, направил значительную часть своих вооруженных сил и военных советников в Северную Корею и Вьетнам для оказания им помощи в войне против американских агрессоров.

6. Сотрудничество на основе общих интересов и взаимной вы -годы. Уважая специфику и своеобразие каждой страны, Китай научился находить общие интересы с другими, особенно с соседними, странами. Согласно концепции Мао Цзэдуна, отношения между государствами должны характеризоваться не взаимным недоверием и постоянной бдительностью, а, наоборот, поиском общих интересов, взаимовыгодным сотрудничеством и дружбой. Следуя этой логике, по мере того как складывались соответствующие условия, Мао Цзэдун стремился к новой эпохе сотрудничества с США как с "особым соседом" Китая, чуть позже — с Японией.

Идея и политика добрососедства нового Китая проявились в "пяти принципах мирного сосуществования", впервые предложенных премьером Чжоу Эньлаем во время приема делегациии Индии 31 декабря 1953 г. Конкретное содержание этих пяти принципов таково: "взаимное уважение территориального суверенитета, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние

дела друг друга, равноправное сотрудничество и мирное сосуществование"10. В 1954 г. приверженность этим пяти принципам нашла свое подтверждение в совместных заявлениях Китая и Индии, а также Китая и Мьянмы и была зафиксирована в документах, подписанных премьерами этих стран. С этого времени "пять принципов" стали широко распространяться в международных отношениях.

Учитывая новые изменения международной обстановки, второе поколение руководства КНР во главе с Дэн Сяопином сделало стратегический вывод, согласно которому "главной тематикой нового времени являются мир и развитие" — вывод, придавший китайской политике добрососедства качественно новое содержание. Оно может быть резюмировано в трех положениях.

1. На основе вышеуказанных "пяти принципов" Китай участвует в построении новой международной политической и экономической системы, развивает добрососедские отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья, не создает союзов, направленных против третьих государств, и борется против гегемонизма и силовой политики любого типа. Дэн Сяопин сказал, что "Китай ведет независимую внешнюю политику, он не подчиняется никакой стране и не принимает равноудаленную дипломатию"11. В беседе с президентом Франции В.Жискар д'Эс-тэном Дэн Сяопин подчеркнул, что отказ от гегемонизма — это один из основных принципов китайской внешней политики. В целом же "пять принципов мирного сосуществования" могут служить основой взаимодействия любых стран с разными политическими институтами, разными уровнями экономического развития — одним словом, служить основой сотрудничества для всех государств во всем мире, несмотря на то что они были выдвинуты в Азии12.

2. Китай не акцентирует внимания на идеологических и политических различиях между странами, выдвигая на первый план мирное разрешение как идущих из прошлого проблем, так и тех, которые могут возникнуть в будущем. По мнению Дэн Сяопина, выстраивая свою политику отношений с другими государствами, следует прежде всего учитывать собственные стратегические интересы и одновременно уметь уважать интересы других. Дэн Сяопин выдвинул известное предложение "закрыть прошлое и открыть будущее" для нормализации отношений между Ки-

10 Избранные статьи Чжоу Эньлая. Пекин, 1990. С. 63.

11 Избранные произведения Дэн Сяопина. Т. 3. Пекин, 1993. С. 57.

12 Биографическая хроника Дэн Сяопина. Пекин, 1998. С. 413.

таем и Советским Союзом и лично способствовал восстановлению двухсторонних отношений.

3. Настаивая на всестороннем открытии страны для внешнего мира, Дэн Сяопин требовал от китайского правительства развития добрососедских отношений на основе тесного экономического сотрудничества, восприятия всего лучшего у соседних стран (особенно у России и Японии) с тем, чтобы в конечном счете добиться более выигрышного положения вместе со всеми соседними странами.

Очевидно, что Мао Цзэдун и Дэн Сяопин высоко ценили равноправие Китая и соседних стран и ставили его на очень важное место в политике своей страны. В процессе развития новых отношений с соседними странами они твердо отстаивали китайские национальные интересы и в то же время умели уважать территориальный суверенитет и национальные интересы других государств. Они проявили большую гибкость и понимание приоритетов других в разрешении разногласий с сосе-дими государствами, о чем, в частности, свидетельствовали отношения Китая со слабыми и малыми странами.

Основные черты политики добрососедства

на современном этапе

Новое китайское руководство продолжает развивать идею добрососедства, которой придерживалась КНР в периоды Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. На этой основе строятся новые отношения с внешним миром в целом и с соседними странами в частности. В основе развития отношений с соседними странами, как с великими державами, так и с небольшими государствами "третьего мира", — три приоритета внешней политики современного Китая. Соседями Китая являются множество стран "третьего мира", а также три великие державы: Россия, Япония и Индия; США рассматриваются КНР как "особый сосед" Китая. Учитывая различия между всеми этими странами, вопрос о том, какой должна быть внешняя политика Китая, имеет сегодня особое значение. В своем докладе на XV съезде Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь указал, что "Китай придерживается идеи и политики добрососедства. Это наш основной курс, которому мы не изменяем и ни в коем случае не будем изменять"13. Новый руководитель Ху Цзинтао во время своего визита в Россию в 2003 г. сказал, что "Китай всегда будет вести мирную и независимую внешнюю политику, спо-

13 Китайская дипломатия-1998. Пекин, 1998. С. 849.

5 ВМУ, социология и политология, № 2

собствовать формированию стабильной международной обстановки, и в частности установлению атмосферы взаимовыгодного сотрудничества в своем окружении"14.

Особенности новейшей идеи и политики добрососедства нынешнего Китая резюмируются в следующих положениях.

1. Решительно отказавшись от традиций холодной войны, установить новое понятие безопасности и выстроить комплексную систему безопасности в регионе. В начале 1990-х гг. холодная война формально была закончена. Но действие ее основных факторов не только не прекратилось сразу, но и продолжается до сих пор. США как единственная сегодня сверх -держава пытается создать одностороннюю систему безопасности мира под своим абсолютным контролем. Однако подобная политика не только не приводит к всеобщей безопасности, но и, наоборот, вызывает все больше и больше локальных конфликтов, некоторые из которых стали проявляться гораздо острее, чем раньше. Китай — активно развивающаяся страна. Как уже говорилось, его соседями является множество разных стран. Поэтому вышеупомянутая проблема обострения локальных конфликтов касается его напрямую. Положение осложняется тем, что между Китаем и некоторыми соседними странами все еще существует ряд нерешенных проблем. Если бы Китай пытался решить такие проблемы на основе силы, то это принесло бы другим странам и регионам многочисленные беды. Однако силовые решения не только не могут обеспечить Китаю безопасность, но и, напротив, чреваты созданием безвыходной ситуации. Исходя из этого Китай впервые предложил свою трактовку понятия "комплексной безопасности". Ее смысл в том, что страны, между которыми имеются противоречия, должны разрешить их через равноправные переговоры и всестороннее сотрудничество, памятуя о том, что другого выхода нет. С таким подходом согласна и Россия. Поэтому уже в 1990-е гг. Китай и Россия успешно разрешили серию проблем в своих двухсторонних отношениях, что позволило создать атмосферу взаимного доверия и прочную основу для последующего развития взаимовыгодного сотрудничества как между двумя странами, так и в прилегающем к КНР постсоветском регионе в целом. На этой основе успешно реализуются подписанные главами пяти государств — Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана — Шанхайское (апрель 1996 г.) и Московское (апрель 1997 г.) соглашения об укреплении доверия в военной области и о вза-

14 Китайская дипломатия-2003. Пекин, 2003. С. 568.

имном сокращении вооруженных сил в районе бывшей советско-китайской границы. В 2001 г. на базе "Шанхайской пятерки" создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), соучредителем которой наряду с указанными странами стал и Узбекистан.

Само китайско-российское сотрудничество также вступило на новый этап. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанный 16 июля 2001 г. в Москве, закрепил основные принципы двухсторонних отношений как отношений стратегического партнерства и объявил о намерении двух стран быть навеки "хорошими соседями, друзьями и партнерами". Отныне китайско-российское сотрудничество характеризуется устойчиво высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организационной структурой двухстороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях. В октябре 2004 г. в ходе саммита между Китаем и Россией обе стороны подписали документ, окончательно разрешивший споры по приграничным вопросам. Эти и другие успехи уже показали правильность китайского понимания "комплексной безопасности" и реальность мирного разрешения самой сложной проблемы между двумя странами.

2. Признание и уважение многообразности цивилизации, развитие нового этапа отношений добрососедства и взаимного сотрудничества стали базовыми принципами внешней политики сегодняшнего Китая. Китай признает различие цивилизаций и неповторимость путей развития каждой страны, считая, что именно это дает возможность взаимного обмена духовными и материальными ценностями между странами, способствуя в конечном счете достижению цели всеобщего прогресса и процветания всего мира. Китай не согласен с мнением "неизбежности конфронтации между цивилизациями" и выступает против любой попытки изменения "слабой цивилизации" "сильной". В последние десять лет на основе отношений взаимоуважения и равноправия между Китаем и Россией, странами Корейского полуострова, Монголии, странами—членами АСЕАН, Пакистаном и государствами Центральной Азии в данном регионе создаются все более и более благоприятные условия для политического и экономического сотрудничества. Медленнее, чем хотелось бы, но поступательно развиваются отношения Китая с Японией и Индией. КНР надеется стать "хорошим соседом, партнером и другом" для всех стран, что уже является одной из важных целей и основой устремлений внешней политики страны.

В этом Китай рассчитывает на взаимность со стороны других стран.

3. Разработка эффективного механизма сотрудничества и защиты своей национальной безопасности и безопасности соседних стран. Формирование соседских отношений представляет собой объективно-исторический процесс, который не зависит от субъективных желаний или политических предпочтений приграничных народов. Хотя в реальной жизни трудно избежать несовпадения мнений и интересов и в процессе истории в отношениях Китая с некоторыми соседними странами случались противоречия, конфликты и даже вооруженные столкновения, это не означает, что конфронтация неизбежна: все зависит от того, насколько искренними являются стремления каждой из сторон к разрешению имеющихся или вновь возникающих проблем.

Следует отметить, что между соседними странами постоянно и неизбежно возникает ряд проблем, связанных, например, с защитой окружающей среды, борьбой с незаконным оборотом наркотических средств, незаконной миграцией, предотвращением инфекционных болезней и т.п. Эти и другие трансграничные проблемы можно решить только на основе взаимного сотрудничества. В последние годы Китай активно участвовал в переговорах с соседними странами и подписал серию документов, касающихся трансграничных проблем, подтвердив необходимость создания механизмов для реализации взаимного сотрудничества. Все это порождает реальные возможности своевременного и эффективного разрешения всех возникающих проблем в двухсторонних и многосторонних отношениях. К сотрудничеству в борьбе с угрозами и вызовами нового поколения подключаются оборонные ведомства Китая и соседних с ним стран — каждое по отдельности или в рамках региональных организаций.

4. Сочетая политику добрососедства с политикой укрепления благосостояния, Китай принимает активное участие в экономическом сотрудничестве, повышая комплексную эффективность отношений добрососедства. В процессе развития добрососедства Китай отдает силы разрешению не только проблемы двухсторонней безопасности, но и роста уровня экономического сотрудничества, считая, что последний представляет собой базу для первой. Китайское руководство осознает, что вокруг Китая располагаются в основном развивающиеся страны и они рассчитывают на то, что сотрудничество с Китаем принесет пользу их экономическому развитию. Несмотря на то что Китай сам является развивающейся страной, он обладает гигантским рынком, огромным потенциалом импорта и экспорта, что может способствовать ускорению темпов экономического развития со-

седних стран. В последние годы экономическое сотрудничество Китая с соседними странами быстро развивается. В 2003 г. объем торговли с Россией достиг 15,7 млрд долл., с Японией — 140 млрд, с Южной Кореей — более 50 млрд. Экономическое сотрудничество Китая со странами—членами АСЕАН стало систематическим и многосторонним. В 2002 г. Китай и АСЕАН подписали двухстороннее "рамочное соглашение о сотрудничестве", в котором определили, что до 2010 г. обе стороны должны создать общую зону свободной торговли. Китай объявил о реализации Программы сокращения долгов Азии — списал все долги или их часть Вьетнаму, Лаосу, Камбодже, Мьянме, Афганистану, с 2004 г. установил нулевые пошлины для экспорта товаров из Лаоса, Камбоджы и Мьянмы в КНР. Во время азиатского финансового кризиса 1997 г. Китай отстаивал политику недевальвации своей валюты и оказал помощь Южной Корее и Таиланду на сумму около 3 млрд долл. США для преодоления кризиса. Со странами Центральной Азии Китай развивает двухстороннее экономическое сотрудничество во многих областях, одновременно стремясь к расширению многостороннего сотрудничества в рамках ШОС. В сентябре 2003 г. в Пекине была принята долгосрочная, рассчитанная на период до 2020 г. Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств—членов ШОС. В сентябре 2004 г. в Бишкеке была принята Программа реализационных мероприятий к вышеуказанной программе. Конечной целью этих программ является осуществление свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий на пространстве ШОС. Реализация этих и других мер и программ будет способствовать созданию взаимовыгодных условий для торговли и инвестиций. Экономические отношения Китая с Индией, Пакистаном, Непалом, Монголией и другими соседними странами тоже характеризуются значительным прогрессом.

5. Уделяя должное внимание взаимодействию с разными региональными организациями, Китай прилагает активные усилия в многосторонних акциях по стабилизации и интеграции Восточно-Азиатского региона (ЮВА). С 1990-х гг. ХХ в. появилась тенденция создания региональных организаций. В окружении Китая сформировалось более десятка различных организаций и форумов, таких, как Сотрудничество Независимых Государств (СНГ, 1991 г.), Организация экономического сотрудничества (ОЭС, 1992 г.), Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС, 1993 г.), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, 2000 г.), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС, 2001 г.). Некоторые организации, такие, как АСЕАН и

АТЭС (Азиатско-тихоакеанское экономическое сотрудничество), активизировали свою деятельность. Конечная цель всех организаций — укрепление сотрудничества и ускорение интеграции государств-членов. Хотя Китай участвует не во всех этих организациях, он поддерживает развитие тенденции активизации сотрудничества вокруг себя, считая, что это играет важную роль в стабилизации и процветании региона.

Добрососедство — это идущая из глубины веков идея китайских мудрецов и драгоценная традиция китайского народа. Новое поколение китайского руководства сохраняет и развивает эту традиционную, разумную идею и основанную на ней политику, дополняя ее новым содержанием, отвечая на изменения эпохи. В октябре 2003 г. премьер китайского правительства Вен Цзябао, присутствовавший на неофициальном саммите государств—членов АСЕАН и Китая, объявил, что сущностью стратегии добрососедства является обеспечение безопасности и развития Китая одновременно с политикой дружелюбия, безопасности и благосостояния по отношению к соседним странам. Далее он подробно разъяснил смысл этой политики: "...дружелюбие с соседями означает продолжение и развитие китайской философской идеи о добром и уважительном отношении к соседям и совместном построении на этой основе структуры гармоничных межгосударственных отношений и региональной стабильности; безопасность с соседями означает защиту регионального мира и спокойствия путем мирных переговоров и взаимодействия, повышение уровня взаимного доверия и совместного обеспечения зоны безопасности в Азии; благосостояние означает развитие двухстороннего и многостороннего взаимовыгодного сотрудничества с соседями, углубление регионального и субрегионального многообразного сотрудничества, активизации экономической интеграции региона и достижения цели общего развития стран Азии"15. Несмотря на то что речь в основном идет о сотрудничестве Китая с соседними странами Азии, подразумевается налаживание сотрудничества и со всеми соседними странами, и не только с соседними.

Идея и политика добрососедства — одна из важных сторон давней философии и историко-культурной традиции Китая. История показывает, что, когда Китай был сильным, все его соседи извлекали от этой политики духовные и материальные богатства; в периоды же его слабости такая политика давала

15 Вен Цзябао. Развитие Китая и поднимание Азии // Гуанминжибао. 2003. 8 окт.

другим государствам возможность использовать эту слабость в своих собственных интересах. Последнее становилось следствием не политики добрососедства, а отсталости Китая. В настоящее время Китай мирно развивается, стремясь ликвидировать свою отсталость от соседних стран. Однако в мире возникает опасение, что Китай будет угрожать соседним странам, когда достигнет уровня среднеразвитой или высокоразвитой страны. Хотелось бы, чтобы, исходя из проведенного в данной статье анализа, люди лучше познакомились с традициями Китая в области внешней политики. Политика добрососедства — это не только традиция, но и неотъемлемая часть стратегии развития современного Китая, и она непременно принесет значительную пользу для дальнейшего развития дружественных отношений и сотрудничества между Китаем и всеми соседними странами, для безопасности и процветания региона в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.