УДК 334.7 ББК 65.9(2)29 А-98
Ашинова Мадина Асланчериевна, аспирантка ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», e-mail: okmant@yandex. ru.
О РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОЦЕССАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ
(рецензирована)
Объект исследования работы - государственно-частное партнерство, являющееся одним из актуальных направлений управления в современной экономической науке. Целью является рассмотрение ГЧП и его роль в процессах формирования экономических кластеров, взаимосвязь форм государственно-частного партнерства и видов экономических кластеров.
Ключевые слова: региональная экономика, государственно-частное партнерство,
экономические кластеры, формы государственно-частного партнерства, виды экономических кластеров.
Ashinova Madina Aslancherievna, post graduate student of FSBEI HPE "Maikop State Technological University», e-mail: okmant@yandex. ru.
ON THE ROLE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE PROCESS OF ECONOMIC CLUSTERS FORMATION
(Reviewed)
The object of the research has been a public-private partnership, which is one of the important areas of governance in modern economic science. The aim is to examine the PPP and its role in the formation of economic clusters, the relationship offorms ofpublic-private partnership and types of economic clusters.
Keywords: regional economy, public-private partnerships, economic clusters, forms of public-private partnership, types of economic clusters.
В настоящее время во всем мире признано, что одним из действенных инструментов взаимодействия государства и бизнеса, переросшего из простой схемы привлечения инвестиций в эффективную форму управления социально-экономическими процессами, является государственно-частное партнерство (ГЧП). Развитие использования ГЧП в российской практике позволяет расширять спектр его применения при решении многих задач, поставленных государством в стратегических планах и концепциях развития страны. Одним из наиболее перспективных инструментов стимулирования развития экономики является формирование кластеров. Кластером управления региональной экономикой является альтернативой традиционной отраслевой промышленной политике. Мировой опыт дает примеры повышения конкурентоспособности территорий и производственных комплексов путем реализации кластер-ориентированной региональной политики. Учитывая сложившуюся в Российской Федерации модель управления, именно региональные органы власти и органы местного самоуправления должны стать основными инициаторами кластерных проектов [4].
ГЧП является перспективной моделью организации взаимодействия властей и бизнеса для реализации общественно значимых проектов в разнообразных сферах деятельности - от научноисследовательских работ и строительства автомагистралей до обеспечения общественных услуг [1]. В данном контексте выделение кластеров, являющихся сообществом тесно связанных фирм, отраслей призвано определить границы сферы применения ГЧП, способствующей росту конкурентоспособности отдельных элементов и системы в целом [3]. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность в регионах в целом увеличивается. Она держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне них даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты.
Цель государственного и частного партнерства схожа между собой. С одной стороны эффективное использование государственных ресурсов, с другой привлечение частных ресурсов для развития экономики и социальной сферы, а также повышения уровня жизни населения.
Новым для нашей страны являются различные формы государственно-частного партнерства, которые становятся предметом пристального изучения отечественных экономистов и
практиков. Рассмотрим наиболее распространенные формы государственно-частного партнерства [Т]:
1. Контрактная форма - предполагает заключение различных контрактов между государством и частными компаниям на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи и т.д. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах. Система краткосрочных контрактов достаточно широко используется в хозяйственной практике органов государственной власти, как за рубежом, так и в современной России.
2. Аренда и лизинг. В случае договора аренды осуществляется передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества по окончании срока аренды.
3. Концессия - наиболее распространенная форма ГЧП за рубежом. Концессия - это уступка государством на определенный срок своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям на определенных условиях. Экономическое содержание концессии отражает отношения между государством и частным капиталом по поводу управления государственной собственностью на основе частной инициативы в рамках договорных отношений, а также форму деятельности, основанную на временном использовании госсобственности негосударственным субъектом этой собственности. Исключительный (монопольный) характер прав, предоставляемых государством концессионеру (частному партнеру), заключается в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также и самого государства. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении. Концессии как важнейшая форма партнерства государства и частного бизнеса получили наиболее широкое распространение в инфраструктурных отраслях, где особенно остро необходимы приток частных инвестиций и высококвалифицированное управление. Выделяют как минимум три вида концессий: концессия на уже существующие объекты инфраструктуры; концессия на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов; передача объектов государственной собственности в управление частной управляющей компании. Так, например, в сфере ЖКХ и транспортной инфраструктуры в основном используется следующие виды концессии:
1) концессия капитального строительства (на строительство нового объекта);
2) концессия коммунального обслуживания на уже существующие объекты) [1].
4. Соглашения о разделе продукции - договор, в соответствии с которым государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении. Так же на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела.
5. Государственно-частные предприятия - являются распространенной формой партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала разновидностями этой формы могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон. Существенной особенностью совместных предприятий любого типа является то, что государство постоянно участвует в текущей производственной, административнохозяйственной и инвестиционной деятельности. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения. Самостоятельность и свобода в принятии решений частным партнером здесь гораздо уже, чем, например, в концессиях.
6. Схема «Build - Operate - Transfer» («Строй - Эксплуатируй - Передай»), при которой государственный проект реализуется и эксплуатируется частным инвестором, после чего передается на баланс государства. Данная схема применяется обычно в таких областях, как добыча природных ресурсов, электроэнергетика и транспорт. В данном случае реализацией
проектов государственно-частного партнерства служит совместное инвестирование крупных проектов за счет бюджетных и внебюджетных источников и частного капитала. При этом государство в первую очередь вкладывает средства в инфраструктуру (дороги, порты, линии электропередач, трубопроводы и т.д.) крупных промышленных проектов, реализуемых на средства частных инвесторов.
В последние годы области применения различных форм ГЧП стремительно расширяются, бурно развиваются и сами формы партнерств. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта. В ряде стран частный бизнес проектирует и строит больницы, школы и другие общественные объекты, а затем управляет ими.
В целом различают 3 вида кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту их функционирования:
1. Регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.);
2. Вертикальные производственные цепочки, узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик - производитель - сбытовик - клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;
3. Отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер») [3].
Рассмотрим связь видов экономических кластеров с формами ГЧП (представлено в табл. 1).
Таблица 1 - Связь видов экономических кластеров и форм ГЧП
Формы ГЧП Виды экономических кластеров
Региональный кластер Вертикальные производственные цепочки Отрасли промышленности
Контрактная форма + + -
Аренда и лизинг + + -
Концессия + - +
Соглашения о разделе продукции - + +
Государственно-частные предприятия + + +
Схема «Build - Operate - Transfer» («Строй - Эксплуатируй - Передай») + - +
Наиболее эффективными формами организации региональных кластеров является контрактная форма, государственно-частные предприятия, аренда и лизинг. Проанализировав таблицу, можно сказать, что позитивный опыт применения контрактной формы ГЧП, государственно-частных предприятий, аренды и лизинга, используемых в вертикальных производственных цепочках, может быть распространен на региональный кластер.
Таким образом, реализация национальных проектов и программ развития на основе ГЧП является одним из наиболее распространенных и эффективных механизмов как взаимодействия органов власти всех уровней, частных компаний, так и сочетания различных ресурсов и их источников в виде экономических кластеров. Наиболее подходящим к экономическим кластерам можно отнести контрактную форму. Как показывает мировая практика [3], именно такого рода взаимоотношения в наибольшей мере содействуют экономическому росту и успеху в интересах общества, государства и частного бизнеса.
Литература:
1. Алпатов А.А., Пушкин А.В., Джапаридзе Р.М. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации. М., 2010.
2. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство // Теория и практика: учеб. пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2010.
3. Руднева П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах // Экономика региона: электрон. журн. 2007. №18, ч. 2 (дек.). URL: http: joumal.vlsu.ru
4. Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. №5.
1. Alpatov A.A., Pushkin A.V., Dzaparidze R.M. Public-private partnerships. Implementation mechanisms. 2010.
2. Varnavsky V.G., Klimenko A.V., Korolev V.A. Public-Private Partnership // Theory and Practice: tutorial. M. : SU HSE, 2010.
3. Rudneva P.S. Experience of creating structural clusters in developed countries // Economy of the region: el. Journ. 2007. No. 18. P. 2 (December). URL: http:journal.vlsu.ru
4. Tsikhan T.V. Cluster Theory of Economic Development // The theory and practice of management. 2003. №5.