Научная статья на тему 'О роли этнического аспекта в ходе формирования модели политической социализации в современной российской школе'

О роли этнического аспекта в ходе формирования модели политической социализации в современной российской школе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
46
Поделиться
Ключевые слова
ЭТНОС / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ETHNOS / SOCIALISATION / POLITICAL SOCIALISATION / NATIONAL IDENTITY / SOCIALISATION MODEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бородина Светлана Николаевна

Статья Бородиной С.Н. посвящена актуальной теме, представляющей интерес в научном контексте для ряда отраслей научного знания, а также для государственных структур, общественных организаций, несущих ответственность за управлениям процессами политической социализации молодежи в современной российской школе.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бородина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About a role of ethnic aspect during formation of model of political socialisation

Statja Borodinoj S.N.'s modern Russian school it is devoted a vital topic which is of interest in a scientific context for a number of branches of scientific knowledge, and also for the state structures, the public organisations bearing responsibility for managements by processes of political socialisation of youth at modern Russian school.

Текст научной работы на тему «О роли этнического аспекта в ходе формирования модели политической социализации в современной российской школе»

Социологические науки

Бородина Светлана Николаевна

кандидат политических наук, доцент Кубанский государственный университет тел. (861) 290-13-35

О роли этнического аспекта в ходе формирования модели политической социализации в современной российской школе

Анализ состояния современного российского общества показывает необходимость кардинального решения проблемы формирования национальной идентификации и национальных приоритетов среди молодежи. На современном этапе процесс социализации подрастающего поколения, претерпевший ряд трансформаций в ходе политических, экономических, культурных и социальных преобразований российского общества на рубеже ХХ-ХХ! в. способен оказать как позитивное, так и негативное влияние на дальнейшее развитие политической системы государства.

Не является секретом, что сегодня роль школы, выступающей одним из важнейших институтов социализации, ранее в процессе выполнения образовательной функции, оказывающей влияние на формирование гражданских, патриотических и этнических представлений и норм учащихся, значительно ослаблена. Разрушенные, нивелированные или трансформированные институты, методы и механизмы политической социализации подрастающего поколения, действующие ранее целенаправленно, способствовали тому, что оно (подрастающее поколение), начало поиск своей идентичности, в большинстве своем, опираясь на стихийные или латентные факторы, представляющие интересы определенных политических или этнополитических групп.

Формирование установок национальной идентичности является одним из существенных факторов политической социализации подрастающего поколения. Усвоенные в процессе осознания этнической идентичности нормы и ценности могут быть проецированы на политическое поведение подростков через установки коллективной идентичности. Соответственно, распространенность определенной групповой идентификации (в частности этнической), может стать одним из факторов прогноза возможного направления политического развития российского социума.

В связи с этим возникает вопрос о необходимости проявления государственной властью определенных ориентиров в процессе политической социализации новых поколений общества. Являясь государственным социальным институтом, школа, в силу выполняемых функций, представляет собой тот инструмент власти и общества, который способен в процессе социализации формировать гражданское сознание подрастающего поколения в заданном идеологическом векторе, оказывая тем самым прямое и латентное влияние не только на учащихся, но и на окружающую их среду. Необходимо заметить, что за время формирования и развития российской школы ею были выработаны достаточно эффективные формы и механизмы социализации учащихся, в том числе и по этническим вопросам. Хотя необходимо заметить,

что характер и содержание выработанных методов и механизмов трансформировался в зависимости от развития политической системы российского общества и государства.

Проблема поликультурного воспитания подрастающего поколения, в определенной мере напоминающая современную проблему, сложилась в период транзита в советской школе в 20-е гг. ХХ в. Так Наркомпросс, обращая внимание на необходимость устранения в системе образования национальной нетерпимости, отмечал, что «Борьба с отдельными фактами подменяет собой общую пропаганду, увязанную с интернациональным воспитанием. Имеются так же другие случаи проявления великорусского шовинизма, выраженные в презрительном отношении к ученикам нацменам» [1, с. 21]. В то же время, опираясь на постановление Наркомпросса, национальные школы проводили автономную политику в области образования и социализации, в которой отстаивалась позиция единства национального и религиозного воспитания, проводившаяся под лозунгом национально-культурного возрождения. В связи с чем этноконфессиональные установки усилили свою социализирующую роль. Решить проблему поликультурности подрастающего поколения, в определенно мере, помог принцип целенаправленного интернационального воспитания учащихся, который способствовал формированию установки равенства между представителями различных национальностей проживающих на территории СССР, формированию понятий единых целей нового общества.

Политическая трансформация конца ХХ в. в России привела к кризису имевшейся социально-политической системы и выразилась в разрушении привычной для общества системы ценностей. Кризис гражданского сознания подрастающего поколения, вызванный данной трансформацией, проявился в девиантном поведении, базирующемся на различии в политических предпочтениях старших и младших поколений, этнических и конфессиональных разногласиях и спроецировал на формируемую в школе модель социализации конфликты и противоречия, имеющие в основе установки политические, национальные и конфессиональные. Провозглашенный принцип приоритета народности и национальности в образовательных программах сыграл роль негативного фактора гражданской социализации подрастающего поколения на всем постсоветском пространстве. Одним из следствий данного принципа явилось нарушение единого образовательного пространства и появление школ, опирающихся на национальный или этноконфессиональный вектор социализации. Вследствие чего в национальных школах произошла актуализация установок этнической идентичности учащихся. Эта ситуация естественно нашла отражение в методах и механизмах социализации, используемых системой образования и, соответственно, в приоритетности изучения национального языка, литературы и национальной культуры практически в большинстве школ в национальных регионах. При этом русский язык, являясь государственным, стоит на втором, а то и на третьем месте по приоритетности изучения после национальных и иностранных языков. Подобная ситуация способствует тому, что часть учащихся национальных школ практически не знают государственный язык.

Процесс демифологизации истории Отечества, получивший развитие в школьных учебниках, по существу является односторонним, в ходе чего история России противопоставляется не только всему «цивилизованному» миру, но и народам, живущим на ее территории, разрушая у подрастающего поколения стереотипы патриотического и интернационального сознания,

являющиеся частью политического сознания. При этом если в русских школах стремятся к преподаванию подлинно научных знаний по истории, то в Татарстане, Якутии, на Северном Кавказе региональные учебники истории ориентированы на национально-исторические мифы.

Обращает на себя внимание и то, что в регионах с преобладанием русскоязычного населения проявились тенденции к введению в учебные планы различных курсов, отражающих региональную специфику. Так в школах Москвы и Московской области введен курс «Москвоведение», в Ростовской области распространен курс «История Донского казачества», в Краснодарском крае -«Кубановедение», в школах Хабаровского края «Древняя культура Дальнего Востока» и др., которые, по мнению их разработчиков, помогают воспитывать в учащихся патриотические чувства, расширяют круг знаний о «малой родине». То есть, отсутствие в школе необходимой эффективной и одинаковой для всех этносов по значимости модели социализации способствует нарушению у учащихся формирования понятий гражданской, политической, социальной идентичности. Примером, в данном случае, может послужить поддержка подрастающим поколением лозунга «Россия для русских», «который скорее отражает ощущение отчужденности от собственного государства... на фоне солидарности национальных диаспор» [2, с. 64]. Сложилась ситуация, в ходе которой этническая идентичность как фактор политической социализации в национальных школах играет значительную роль в формировании установки коллективной идентичности учащихся, в отличие от школ в русскоговорящих регионах.

То есть, в данном случае, трансформация методов и механизмов социализации учащихся приводит к тому, что школа становится инструментом этнической дифференциации подрастающего поколения, в особенности в зависимости от места проживания. Языковые и национально-региональные предпочтения, отражающиеся в процессе социализации учащихся, выступают существенным фактором, особенно в сельской местности, где национальные, этноконфессиональные и культурные традиции имеют более глубокие корни. Соответственно, такая ситуация оказывает влияние на формирование среди подрастающего поколения этнических регионов тенденций сепаратизма.

Реальным шагом на пути формирования в школе модели гражданской и патриотической социализации учащихся явились разработка и утверждение государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы». Основное содержание программ сформулировано в их определении и отмечает необходимость целенаправленной и систематической деятельности государственных и общественных институтов по формированию у подрастающего поколения ориентаций на ценности отечественной культуры, развития чувства гордости за свою родину, уважение государственного языка, символики государства, гражданского сознания, понятия гражданского долга.

Попытка возврата школе ее роли в процессе социализации и складывание новой модели данного процесса способствовали обращению внимания общественности на механизмы социализации, имевшиеся в модели советской школы. Так, преподавание курса Отечественной истории предположительно должно строиться на бесконфликтном изображении национальной истории России, изложение которой необходимо в совокупности с изложением о деятельности национальных героев, представителей народов ее населяющих.

Естественно, что школа должна иметь «единый учебник» по истории, приемлемый для всех российских регионов, не оскорбляющий этнические и религиозные традиции.

Несмотря на то, что в современной российской школе нет единой устоявшейся модели социализации учащихся, необходимо отметить, что есть определенные тенденции к ее формированию, значение которых усиливается через осознание обществом того, что подрастающее поколение является стратегическим ресурсом, способным обеспечить стабильность политической системы и единство государства. Тем более что анализ формирования единой модели социализации для школ России показывает, что в национальных школах сложился механизм социализации, опирающийся на этническую идентичность учащихся, способствующий формированию у них представления о приоритете гражданского общества в этническом социуме.

Литература:

1. Ачкасов В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора // Журнал социологии и социальной антропологии. Вып. 1. 1999. Т. 2.

2. Рогожников М. О воинствующей демократии // Эксперт. 2006. № 17.

С. 64.