Научная статья на тему 'О РОЛИ ЭДУАРДА ЛЕФЕБРА В СТАНОВЛЕНИИ САКСОФОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА'

О РОЛИ ЭДУАРДА ЛЕФЕБРА В СТАНОВЛЕНИИ САКСОФОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САКСОФОН / КВАРТЕТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Ольга Васильевна

В статье освещаются страницы жизни и деятельности выдающегося саксофониста Эдуарда Лефебра. Выявляется его значительная роль в становлении и популяризации саксофонного исполнительства в Европе и Америке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ROLE OF EDWARD LEFEBVRE IN THE DEVELOPMENT OF THE SAXOPHONE PERFORMANCE

The article highlights the pages of life and activity of the outstanding saxophonist Edward Lefebre. It reveals his significant role in the development and popularization of the saxophone performance in Europe and America.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ ЭДУАРДА ЛЕФЕБРА В СТАНОВЛЕНИИ САКСОФОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

У __7 С--^

Музыкальное образование и наука № 1 (4) 2016

Попова О. В.

О РОЛИ ЭДУАРДА ЛЕФЕБРА В СТАНОВЛЕНИИ САКСОФОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

В статье освещаются страницы жизни и деятельности выдающегося саксофониста Эдуарда Лефебра. Выявляется его значительная роль в становлении и популяризации саксофонного исполнительства в Европе и Америке.

Ключевые слова: Э. Лефебр, саксофон, исполнительство, развитие, квартет

История саксофонного исполнительства насчитывает чуть более 170 лет. За это время сменилось несколько поколений талантливых исполнителей, сформировались школы игры на саксофоне в разных странах. При изучении истории саксофонного исполнительства невольно возникает вопрос: «Кто же стоял у истоков освоения этого инструмента?» Конечно, первым исполнителем на саксофоне стал сам изобретатель Адольф Сакс, что подтверждается многочисленными исследовательскими работами. Но дальнейшее развитие исполнительства на саксофоне изучено недостаточно. Отечественные и зарубежные исследователи зачастую ограничиваются освещением фигур основателей французской школы игры на саксофоне Марселя Мюля и американской школы — Сигурда Рашера. Однако между появлением саксофона и началом деятельности Марселя Мюля и Си-гурда Рашера выпадает значительный временной отрезок, вместивший деятельность и других продолжателей дела А. Сакса. Среди них особо выделяется саксофонист Эдуард Лефебр, время активной работы которого попадает на период с 1850 по 1911 год, когда он успешно представлял свой инструмент для широкой аудитории в Европе, Америке и даже Африке.

Эдуард Лефебр родился 16 сентября 1835 года в городе Леэварден (Голландия), в музыкальной семье. Его отец — Луи Лефебр — был владельцем крупной фирмы «Weygand and Company», имевшей подразделение в Гааге и активные деловые связи в Париже. Благодаря отцу Эдуард узнал об изобретателе саксофона Адольфе Саксе, и возможно, встречался с ним, но прямых доказательств этому нет. В конце 1850-х годов Э. Лефебр представлял

свою фирму Париже, и именно тогда он мог слышать выступления первых исполнителей на саксофоне, например Анри Вюилля и участников гастрольного оркестра Антуана Жульена. Сольные выступления ведущих саксофонистов того времени вдохновили Лефебра, который великолепно играл на кларнете, но отказался от профессиональной карьеры кларнетиста, решив посвятить себя популяризации саксофона, доказывая всему миру, что это серьезный и достойный инструмент.

В 1859 году Лефебр отправляется по делам семейной фирмы в Кейптаун, в северную Африку, где был назначен музыкальным директором Немецкого певческого сообщества. Сочетая руководство фирмой и гастрольные поездки, он представлял саксофон в качестве сольного инструмента, восхищая многочисленную аудиторию. После нескольких успешных концертных сезонов Лефебр вернулся в Голландию в 1863 году. В течение шести лет он работал в музыкальном издательстве «Weygand», которое освещало национальные и международные музыкальные события. Вместе с отцом Лефе-бр участвовал в благотворительных вечерах, проводимых руководством журнала. Для этих концертов Луи Лефебр готовил свои транскрипции, в том числе и для саксофона соло, и саксофона в ансамбле с другими инструментами. По примеру отца Эдуард создал и позже опубликовал ряд оригинальных работ для саксофона, среди которых были аранжировки, транскрипции для саксофона соло, дуэты трио, квартеты. В своих транскрипциях произведений И. С. Баха он удачно заменял тембр скрипки или виолончели саксофоном, также умело использовал естественное

<3

сходство тембров органа и саксофона. Многочисленные транскрипции Лефе-бра заложили фундамент сольного и ансамблевого репертуара.

В 1869 году Лефебр оставляет работу в издательстве и отправляется с концертами в Англию, продолжая популяризировать саксофон. В 1871-м его приглашают в качестве первого кларнетиста в театр Паре-па-Роза (ныне театр «Carl Rosa Opera»), с которым позже он участвует в нескольких турне по Америке. После завершения контракта с театром Лефебр остается в США. Переезд в Америку стал важным этапом в творческой биографии исполнителя, позволившим в полной мере раскрыться исполнительскому и организаторскому дарованию Лефебра-саксофониста.

Здесь, в Америке, Лефебр знакомится с Патриком Гилмором — организатором масштабных музыкальных фестивалей, для которых приглашалось большое количество участников из Америки и Европы. На фестивале 1872 года невероятный успех имел один из лучших музыкальных коллективов Европы — оркестр Республиканской гвардии Франции. Гилмор увлекается идеей создания собственного оркестра, в состав которого должна была входить группа саксофонов по подобию оркестра Республиканской гвардии. Он отбирает лучших музыкантов, в том числе приглашает в качестве саксофониста Э. Лефебра. Первый концерт двадцать второго полка национальной гвардии под руководством Патрика Гилмора состоялся 18 ноября 1873 года в Академии музыки Бруклина. В исполнении Лефебра прозвучала Фантазия Ж.-Б. Синжеле для саксофона с оркестром. В рецензии на этот концерт журналист «Нью-Йорк таймс» отмечает: «Мистер Ле-фебр представил соло на саксофоне — новом инструменте, напоминающем по звучанию виолончель» (цит. по: [2, 28]). Данная характеристика позволяет предположить, что современников впечатляло не только техническое мастерство Лефебра, но и красивый, певучий тембр звучания саксофона. Сотрудничество Лефебра с Гилмо-ром дало огромный импульс для развития саксофонного искусства в Америке, стало

t>

почвой для воплощения новых идей и поиска новых возможностей инструмента.

Деятельность Э. Лефебра не ограничивалась только сольным исполнительством. Из участников оркестра Гилмора Лефебр организовал квартет саксофонов, впервые представленный в концерте двадцать второго полка 15 января 1874 года. Были исполнены две части Квартета Ж.-Б. Синжеле — оригинального сочинения для квартета саксофонов, написанного для студентов А. Сакса. Тогда Лефебр в полной мере осознал, что у подобного состава инструментов большое будущее. Вместе с тем отсутствие оригинальных сочинений для квартета саксофонов препятствовало его активному развитию.

В первый состав квартета, который стал известен как «New York Saxophone Quartette Club» вошли: Франц Уолрейб — сопрано саксофон, Эдуард Лефебр — альт саксофон, Генри Стеккел-берг — тенор саксофон, Уильям Шуль-це — баритон саксофон. Включение в программу оригинальной музыки для квартета саксофонов имело для Лефебра первостепенное значение. «Он знал, что если саксофон получит признание как полноценный инструмент, он должен иметь свой пласт оригинальной литературы» (цит. по: [1, 15]). Лефебр вдохновил многих композиторов на создание сочинений для квартета саксофонов. Наиболее заметным стал Уильям Джеймс Робьон, использовавший псевдоним Кэрил Флорио и написавший для квартета «Концертное аллегро» (1879) и «Менуэт и скерцо» (1885). «Концертное аллегро» по сей день пользуется популярностью у исполнителей и публики, а «Менуэт и скерцо» были утрачены. Впоследствии квартетный репертуар продолжал расширяться, например, благодаря произведениям Жана-Николя Савари (1786-1850).

Долгое время Лефебр и «New York Saxophone Quartet Club» выступали в составе оркестра Гилмора и совершили несколько турне по городам США, а в 1878 году — по Европе. Несколько лет квартет саксофонов Лефебра был неотъемлемой частью оркестра, прекратив свое существование лишь в 1885 году. После распада квартета

Из истории музыкального исполнительства и педагогики

<3

Лефебр продолжал создавать новые коллективы.

За несколько лет сменялись названия и их участники. В истории остались такие коллективы как «Lefebre Saxophone Quartet», «Conn Wonder Saxophone Quartette» и «Los Angeles Saxophone Quartette» (последнее выступление состоялось в 1909 году). Все коллективы Э. Ле-фебра пользовались большой популярностью. Возможно, этот феномен объясняется тем, что в ансамбль вошли инструменты одного вида. Это подтверждается и высказываниями современников Лефебра. Например, в заметке газеты «C. G. Conn's Musical Truth» в 1912 году отмечалось, что «квартет саксофонов явился наиболее популярной комбинацией духовых инструментов с язычковым типом звукоизвлече-ния» (цит. по: [2, 174]).

Имя Лефебра связано не только с историей саксофонного исполнительства, но и со становлением саксофонной педагогики. В первую очередь, Лефебр внес огромный вклад в формирование и развитие педагогического репертуара, а также воспитал целую плеяду выдающихся исполнителей. Результатом интенсивной работы Лефебра стало издание Карлом Фишером более 80 транскрипций для саксофона разного уровня сложности.

Масштаб деятельности Лефебра впечатляет не только его исполнительскими и педагогическими достижениями, но и его активным участием в совершенствовании непосредственно самого инструмента. В 1890-х годах Лефебр заключил контракт с

»

фирмой «C.G.CONN», участвовал в разработке и контроле качества инструментов. Часто выступал на презентациях фирмы, тем самым способствуя распространению и развитию саксофона.

Последние годы жизни он вел независимую концертную деятельность. К сожалению, к концу своей карьеры Эдуард Лефебр полностью оглох. Он боролся с глухотой, пытаясь заучивать произведения только с помощью пальцев, не имея возможности слышать строй фортепиано. Эдуард Лефебр умер в 1911 году.

Всю жизнь Эдуард Лефебр посвятил саксофону. Он неутомимо работал, постоянно повышая свое мастерство как концертирующий солист, как руководитель группы саксофонов оркестра Гилмора, как лидер своего квартета саксофонов. Заслуженно при жизни Лефебр был удостоен титула «Король саксофона» (цит. по: [2, 3]), а через несколько лет после смерти, в 1915 году, он был назван «Паганини саксофона» [Ibid., 3].

Литература

1. Keepe M. L. The Hollywood saxophone quartet: Its history and contributions to saxophone quartet performance in the United States. The University of Arisona, 2012. 124 p.

2. Noyes J. R. Edward A. Lefebre (18351911): Preeminent saxophonist of the nineteenth century. Manhattan School of Music, 2000. 288 р.

© Попова О. В., 2016

Музыкальное образование и наука № 1 (4) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.