Бизнес в законе
3,2009
О РОЛИ БАРТЕРА В ПЕРИОД КРИЗИСА
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Извеков Юрий Николаевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса, Белгородского государственного университета.
Контакты автора E-mail: [email protected]
Если экономический и финансовый кризис 1998 года в России подтвердил несовершенство не только выбранной экономической стратегии, но и наличие существенных недостатков в сфере правового регулирования экономических отношений, в целом, и расчетных отношений, в частности только в рамках нашего государства и отчасти стран бывшего Советского Союза, то нынешний финансовый кризис говорит и о несовершенстве мировой экономической стратегии. Но Россия выгодно выделяется на этом фоне своим сравнительно недавним историческим опытом.
Можно определить множество причин кризиса, однако представляется, что важнейшим фактором является «монополизм» денежных и, прежде всего, безналичных расчетов. Между тем, расчеты, осуществляемые в процессе хозяйственной и иной деятельности, не сводятся только к объему таковых. Необходимо признать существование иных расчетов, нежели только денежных, и реально рассматривать проблему их правового регулирования.
Стоит подчеркнуть, что при малейших потрясениях, кризисах, войнах и т.д. мир, экономика отходят от безналичных расчетов из-за невозможности их осуществления или недоверия к ним, реальная стоимость денег (наличных и безналичных) непредсказуемо меняется, но расчеты между субъектами продолжаются в любых условиях и расчетные отношения продолжают жить.
Безналичные расчеты, несомненно, должны являться главной составляющей всех денежных расчетов и жизненно важным элементом рыночной экономики. Такая ситуация свойственна цивилизованному рынку, но это не устраняет, как показывает практика, существования иных способов расчетов, которые в экономически спокойные времена зачастую бывают невостребованными.
В условиях мирового кризиса возникает необходимость использования альтернативной, в т.ч. глобальной расчетной системы. Нехватка денег (которые вдруг исчезли?) в экономике стимулирует переход (или возврат) к иным способам, в т.ч., к меновой торговле.
Россия на примере 90-х годов прошлого века уже имеет в этом вопросе довольно-таки солидный опыт. Еще относительно недавно в российской практике преобладали расчеты в неденежной форме без участия банков, например, векселями, путем бартера и т.д. Экономическая предпочтительность безналичных расчетов в такие периоды не подтверждалась объективными результатами. Выбор способов решения предприятиями экономических проблем склонялся в сторону неденежных расчетов.
Более того, существуют рынки, для которых вообще не свойственны денежные, а тем более, безналичные расчеты по причине отсутствия общепризнанной цены на товары.
Таким образом, приходится согласиться с тем фактом, что существуют не только безналичные расчеты, но также и иные, а именно наличные денежные и неденежные расчеты. Причем, последние играют существенную роль в экономике особенно в период кризисов. Неденежные расчеты наглядно продемонстрировали свою устойчивость, жизнеспособность и размах.1
Вообще, расчеты были, есть и будут, а вот безналичные расчеты существуют сравнительно недавно и, к сожалению, регулярно дают сбои, что и является основной составляющей экономических кризисов. Для нынешней ситуации очень важно воспринимать расчеты в более широком смысле, чем принято. В условиях кризиса особую роль приобретают альтернативные формы расчетов.
В более широком смысле трактуют расчеты и представители экономической науки. Во времена финансового кризиса в 1998 году В.Н. Шенаев, определяя особенности денежного обращения в России в период стагфляции, отмечал, что резко суженной оказалась сфера как наличного, так и безналичного денежного обращения. «За всю историю зарубежной экономики нельзя найти примера подобного отечественному, когда деньги обслуживают только 30% всех платежей, а 70% приходится на альтернативные формы расчетов, причем 40% - на бартерный и денежный взаимозачет и 30% - на ква-зи- или суррогаты денег, которые представлены векселями, чеками и различными видами государственных бумаг (КО, КНО, ГКО, ОФЗ и т.п.)... в самом денежном обращении более 1/3 составляет наличное обращение и около 2/3 - безналичное».2
О реальном существовании расчетов в неденежной форме и их значительной роли в экономике говорят следующие обстоятельства и уже исторический опыт, который необходимо использовать на очередном витке развития, т.е. более качественно и оптимально. По определению Всемирного банка, неплатежи - это просроченная задолженность и расчеты в неденежной форме (бартер; вексели и долговые обязательства; налоговые зачеты, в рамках которых бюджетная задолженность и просроченные налоговые платежи взаимно погашаются). При этом, неденежные расчеты - платежный инструмент, отличный от наличных денег или банковских переводов. В нем заложены субсидии, в частности, при платежах за энергоносители и уплате налогов.
Причинами возникновения неденежных расчетов в российском кризисе конца 90-х, по мнению Всемирного банка, являлись уклонение от уплаты налогов, неадекватность банковской системы. Неденежные расчеты выступали стратегией выживания.3
1 См.: Разрушение системы неплатежей в России: создание условий для устойчивого экономического роста (доклад Всемирного банка). // Вопросы экономики. - 2000. - №3. - С.4-45; Макаров В., Клейнер Г. Бартер в России: институциональный этап. // Вопросы экономики. - 1999. - №4. - С.79-101.
2 Шенаев В.Н. К вопросу о преодолении инфляции в Рос-сии.//Деньги и кредит.-1998.-№11.-С.27.
3 См.: Разрушение системы неплатежей в России: создание условий для устойчивого экономического роста (доклад Всемирного банка). // Вопросы экономики. - 2000. - №3. - С.4-45.
Извеков Ю.Н.
О РОЛИ БАРТЕРА В ПЕРИОД КРИЗИСА
Поэтому для решения проблем в этом вопросе необходимо не только теоретически, но и практически признать существование иных расчетов нежели только безналичных и рассматривать вопросы их правового регулирования.
Одной из форм неденежных расчетов является бартер, феномен которого резко выделяет Россию из числа стран с переходной экономикой. За 90-е годы бартер в нашей экономике наглядно продемонстрировал свою устойчивость, жизнеспособность и размах. По мнению ряда экспертов, бартерный способ реализации продукции в России в отраслях, производящих высоколиквидную продукцию (нефть, металл и т.п.), являлся практически преобладающим. Априорное отнесение бартера к неэффективным институтам неочевидно. Разумеется, стандартные (денежные) расчеты с покупателями были бы предпочтительнее. В то же время как способ решения предприятиями едва ли не непреодолимых проблем начала 90-х годов бартер не имел альтернатив и играл роль “спасательного круга” для тонущей российской экономики.
Ко второй половине 90-х годов бартер из явления превратился в устойчивый общественный институт. К 1997 году “встраивание” бартера в экономику, в том числе и сопряжение его с денежно-налоговой сферой, оказалось закрепленным в институциональных структурах и процедурах (оценка объема бартера А.Щербаковым и Д.Чернавским - около 90%).4
А.Яковлев даже заметил тенденцию расширения неденежных расчетов по мере снижения инфляции5. «Возможно, бартер - не просто случайное звено в эволюции.. , вызванное проведением неправильной экономической политики, но и нечто вроде деревянного велосипеда - модели будущего весьма совершенного средства передвижения»6. Стоит отметить, что хорошо известны рынки, для которых бартерный способ обмена и форма расчетов наиболее естественен. Это, например, рынки коллекционных товаров, жилья, интеллектуальной собственности и др. Кроме того, в отсутствие общепризнанной цены возникают чрезмерно высокие барьеры входа на рынок «небартерных», то есть «денежных» игроков.
Говоря об экономике конца 90-х, М.П. Березина также отмечала, что в российской практике преобладают расчеты в неденежной форме без участия банков, а именно векселями путем бартера (разновидность взаимных расчетов) и прочими псевдоденьгами7. Безналичные расчеты, несомненно, должны являться главной составляющей всех денежных расчетов и жизненно важным элементом рыночной экономики. В ряде экономически развитых стран (Швейцария, Япония и др.) суммы безналичных платежей за несколько дней эквивалентны валовому внутреннему продукту за год8. Такая ситуация свойственна цивилизованному рынку, но это не устраняет существования иных способов расчетов.
А экономические кризисы приводят к активному использованию таковых.
История повторяется, но уже в мировом масштабе. «В 90-е годы объемы бартера в реальном секторе российской экономики зашкаливали. Еще недавно мало кто верил, что эти времена когда-нибудь вернутся. Но жизнь рассудила по-своему. Сегодня руководителям многих предприятий приходится в серьез рассматривать подобную альтернативу и снова выстраивать бартерные схемы в соответствии с существенно изменившимся законодательст-вом».9 Бартер действительно набирает силы и эво-люционизирует по сравнению с девяностыми годами с применением автоматизации и информационных технологий.
К сожалению, спокойные периоды экономики сменяются иногда кризисными и государству необходимо иметь запасные, экстремальные заготовки ведения экономики в сфере расчетов, а не только безналичным способом. А бартер - это верное средство оптимизации кризисной экономики. И он может уверенно выступать в качестве резервнорасчетного механизма. Но стихийно создаваемая резервная расчетная система требует не только экономической, а и правовой поддержки и регламентации.
4 См.: Макаров В., Клейнер Г. Бартер в России: институциональный этап. // Вопросы экономики. - 1999. - №4. - С.79-101.
5 См.: Яковлев А. О причинах бартера, неплатежей и уклонения от уплаты налогов в Российской экономике. // Вопросы экономики. - 1999. - №4. - С.105.
6 Макаров В., Клейнер Г. Указ. соч. - С.80.
7 Березина М.П. Вопросы теории безналичных расче-тов.//Банковское дело.-1998.-№8.-С.27.
8 Там же.-С.26.
9 Пугач О. Пора меняться. // Бизнес-журнал. - 2009. - №2 С.22.