Научная статья на тему 'О РОДИТЕЛЬСКОМ АВТОРИТЕТЕ'

О РОДИТЕЛЬСКОМ АВТОРИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
89
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Родители / внимание родителей / авторитет между родителем и ребенком / Parents / attention parents / authority between parent and child

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Магомаева Х.С.

Одной из примет нашего времени является потеря родительского авторитета. В чём причины этого? Что произошло с поколениями родителей, которые перестали быть авторитетом для своих детей? Почему взрослый перестал быть образцом, потерял уважение своих детей?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ARTICLE ABOUT PARENTAL AUTHORITY

One of the signs of our time is the loss of parental authority. What are the reasons for this? What happened to generations of parents who ceased to be an authority for their children? Why did an adult cease to be a model, lost the respect of their children?

Текст научной работы на тему «О РОДИТЕЛЬСКОМ АВТОРИТЕТЕ»

УДК 159.9

Магомаева Х. С. студентка 4 курса Филиал ДГУ в городе Кизляр Научные руководства: к.п.н. доц. Шарбузова Х.З Старший преподаватель: Шуруха Т. А.

Magomaeva H. S.

4rdyear student The DSU branch in the city of Kizlyar Research guidance PhD associate Professor Sharbasova H.A.

Senior lecturer Shurukha Т. А.

О РОДИТЕЛЬСКОМ АВТОРИТЕТЕ

Аннотация. Одной из примет нашего времени является потеря родительского авторитета. В чём причины этого? Что произошло с поколениями родителей, которые перестали быть авторитетом для своих детей? Почему взрослый перестал быть образцом, потерял уважение своих детей?

Ключевые слова. Родители, внимание родителей, авторитет между родителем и ребенком.

AN ARTICLE ABOUT PARENTAL AUTHORITY

Annotation. One of the signs of our time is the loss of parental authority. What are the reasons for this? What happened to generations of parents who ceased to be an authority for their children? Why did an adult cease to be a model, lost the respect of their children?

Keyword. Parents, attention parents, authority between parent and child.

Причин много. Главная — дезориентация самих взрослых.

Дезориентированный взрослый — всё равно что не усвоивший истин ребёнок. Великое множество идеологий осложняет выбор человека, мечущегося в поисках истины.

Исходной посылкой в идеологической многоликости является постулат о том, что истина не может быть множественной, она одна. Даже часть истины не есть истина, как хвост слона не есть слон. Часть только тогда может претендовать на полное отражение целого, когда она воспроизводит все свойства целого.

Основные свойства истины — целостность и простота. Великое значение простоты в том, что она не может быть расщеплена на части. Это неразложимое целое. Плюрализм мнений, напротив, — это сложность с имманентно присущей способностью к распаду, разложению на части, что отрицает целостность и простоту.

Модная тенденция иметь своё мнение хороша тогда, когда это мнение не каким-то боком соотносится с истиной, а отражает все её стороны. В этом случае собственное мнение совпадает с абсолютными ценностями. И становится выражением не личной позиции, а всеобщей закономерности,

имеющей форму абсолютного закона, не зависящего от субъективного, относительного, меняющегося характера плавающих представлений, претендующих на роль истины. Н. О. Лосский так говорил об абсолютных законах истины: «Такие законы являются условиями осмысленности мира. К их числу принадлежат, например, законы иерархии ценностей».

Важность усвоения категорий добра и зла особенно актуальна в мире, постепенно теряющем ориентиры правды. Последствия мировоззренческой дезориентации пронизывают все стороны человеческой жизни, не оставляя без внимания сферу воспитания. Отсюда следует, что отсутствие правильного понимания целей воспитания приводит к потере родительского авторитета.

КТО В ДОМЕ ГЛАВНЫЙ?

Четырёхлетняя малышка требует от мамы: «Хочу это... купи... а-а-а-а!» Мама в растерянности. 12-летний мальчик требует компьютер. Мама не знает, что делать. А маленькие тираны требуют настойчиво, с полной уверенностью в том, что только так и надо добиваться желаемого и что все желания непременно должны быть удовлетворены. Эта уверенность детей передаётся и мамам, которые, как и многие родители, искренне полагают, что жить нужно, ни в чём себе (а тем более детям) не отказывая, получая от жизни максимум удовольствия, и главная их родительская задача, чтобы ребёнку было хорошо. А иначе — зачем жить? Да он просто обязан требовать и добиваться. Ведь именно это является самым главным и необходимым в жизни. И кто с этим сейчас может поспорить? Вот и разводят руками современные родители, полагая, хотя и с некоторыми сомнениями, что их ребёнок в чём-то прав. Как быть? Задают вопросы смущающиеся родители, чувствуя и предполагая здоровой частью своей души, что здесь что-то не так, что они в какой-то ловушке, искусно выстроенной западне. И это предположение вполне правомерно.

Для того чтобы с полной ответственностью понимать, что происходит, родители должны сами разобраться в своём отношении к жизни, тогда они не будут «сочувствовать» неправильным желаниям детей и неадекватным способам их удовлетворения. А самое главное — родители должны понимать основную цель воспитания и последствия всего того, что может помешать её достижению.

ДУШЕВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ИЛИ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ?

К сожалению, многие родители не понимают или не хотят понимать смысла родительского долга. Отсюда многие беды. Сыт, здоров, что ещё? Конечно, забота о физическом благополучии важна. Но есть не менее важная забота о душевном благополучии. Что это значит? Значит ли это, что залогом душевного благополучия является удовлетворение всех или многих желаний? Как показывает опыт, нет. Напротив, человек, не умеющий воздерживаться от желаний, которые мешают нормальному развитию или даже вредят ему, находится в их власти и зависимости от них. Он не

свободен. Противостоять потребительскому духу времени можно воспитанием самоограничения.

Душевным благополучием можно считать такое состояние души, которое соответствует требованиям совести. Недаром в русском языке существуют такие выражения: поступить по совести, жить в ладу со своей совестью, спать спокойно, мучает совесть, угрызения совести, стыдно, совестно и т. д. Жить по совести, может быть, нелегко, но радостно! Сдержался, не ударил товарища. Поделился конфетой. Помог маме, хоть и не хотел. Эта победа над собой приносит радость. В связи с этим всё, что способствует подобному пониманию душевного благополучия, нужно взращивать и подкреплять, помогая ребёнку справиться со своими дурными наклонностями или желаниями, которые могут помешать правильному развитию личности.

Если понимать основную задачу родителей в том, чтобы научить ребёнка бороться со своим злом, мешающим быть в ладу с собой, тогда на проблемы с приставками, компьютерами, джинсами и т. п. можно смотреть осмысленно, целостно, освободившись от сетей потребительского подхода к жизни, в которые попадаются многие не желающие видеть ничего, кроме удобств и удовольствий. Эти приоритеты закладываются в семье. Если в семье культ потребления, то можно ли ожидать другого от ребёнка? В такой семье хотя и признаются способы требования неадекватными, но с сочувствием относятся к желаниям ребёнка, оставляя за рамками внимания задачу родительского долга. А, как известно, свято место пусто не бывает, вот и становится маленький человек в роли управляющего родителями, и, соответственно, авторитет родительский, не будучи создан, теряется.

Культ потребления — эмфизема нашего времени. Центром внимания человека становятся товары, удовольствия, отдых и развлечения. Все устремления сосредоточены на этом. Господствующий очаг возбуждения, доминанта, поглощающая силу и энергию человека, претендует на главное место в его жизни, говорит человеку: «Отдайся удовольствиям, забудь о главном и спасительном — и ты успешно... погибнешь». Почему? Да потому, что в этой ловушке нет места ни совести, ни душе, ни духу. Здесь есть только собственные чувственные удовольствия, ложно принимаемые за душевное удовлетворение. Замкнутость на своем личном (чувственном) опыте порождает узость и ограниченность восприятия мира, ограждает от Бога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.