Научная статья на тему 'О результатах исследования архитектурно-пространственного развития городов Хакасии'

О результатах исследования архитектурно-пространственного развития городов Хакасии Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
507
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВКА СИБИРСКИХ ГОРОДОВ / АРХИТЕКТУРА ХАКАСИИ / СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лемытская Дарья Евгеньевна

Статья посвящена процессу урбанизации юго-западной части Восточной Сибири Республики Хакасии. Рассмотрены этапы архитектурно-пространственного развития городов Хакасии на примере Абакана и Черногорска с конца XVII до конца ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Лемытская Дарья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of Research of Architectural and Spatial Development of Cities of Khakassia

The article deals with a process of urbanization of the Republic of Khakassia, the South-Western part of Eastern Siberia. The stages of architectural and spatial development of Khakas cities are considered using the examples of cities of Abakan and Chernogorsk in their history from the end of the XVIIth century to the end of the XXth century.

Текст научной работы на тему «О результатах исследования архитектурно-пространственного развития городов Хакасии»

Список использованных источников

1. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-1444. Оп.1 Д.20. Л.2.

2. ГАНО. Ф. Р-2102. Оп.1. Д.139. Л.29.

3. ГАНО. Ф. Р-2102. Оп.1. Д.139. Л.29 об.

4. ГАНО. Ф. Р-2102. Оп.1. Д.139. на 63л.

5. ГАНО. Ф. Р-2102. Оп.1. Д.159. Л.2.

6. ГАНО. Ф. Р-2102. Оп.1. Д.159. Л.5.

7. ГАНО. Ф. Р-2102. Оп.1. Д.159. Л.6.

8. Гольдштейн А.Ф. Франк Ллойд Райт. — М., 1973.

9. Долнаков А.П. Сибирский архитектор Е.А. Ащепков. — Новосибирск, 1992.

10. Мачульский Г.К. Мисван дер Роэ. — М., 1969.

11. Рыженко В.Г. Интеллигенция в культуре крупного сибирского города в 1920-е годы: Вопросы теории, истории, историографии, методов исследования. — Екатеринбург; Омск, 2003.

12. Янковская Г.А. Социальная история изобразительного искусства в годы сталинизма: институциональный и экономический аспекты. Дисс.. .д. и. н. — Пермь, 2007.

УДК: 711.4

ББК: 85.118

Д.Е. Лемытская, г. Красноярск Научный руководитель: А.В. Слабуха

О результатах исследования архитектурно-пространственного

развития городов Хакасии

Аннотация

Статья посвящена процессу урбанизации юго-западной части Восточной Сибири — Республики Хакасии. Рассмотрены этапы архитектурно-пространственного развития городов Хакасии на примере Абакана и Черногорска с конца XVII до конца ХХ в.

Ключевые слова: планировка сибирских городов, архитектура Хакасии, советская архитектура.

Хакасия — уникальное культурное пространство, сочетающее обширную систему природных ландшафтов, многовековые традиции древних народов и современную культуру. Сегодня это регион перспективного экономического развития. Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири. До конца ХVII в. она была заселена кочевниками. Интерес представляет процесс урбанизации, проходивший позже, в XX в. Из 5 городов в республике самыми крупными являются Абакан и Черногорск. Выбор их как объекта исследования обусловлен территориальной близостью, общим временем возникновения и процессом одновременного взаимосвязанного развития.

Настоящая статья является результатом многоаспектного исследования автора, проведенного с целью выявления специфики исторического формирования и развития планировочной структуры и архитектуры городов Абакана и Черногорска как базовых поселений Хакасии.

В ходе исследования определена периодизация архитектурно-пространственного формирования и развития городов Хакасии. Выявленная периодизация обусловлена сменой качества пространственной среды населенных пунктов. Переход от одного периода к другому основывается на исторических событиях, политических изменениях в стране и статусе поселений, социально-экономическом развитии поселений, проявлении архитектурно-градостроительной деятельности, территориальном росте городов и изменении их архитектурного облика.

Процесс пространственно-планировочного и архитектурного становления городов Абакана и Черногорска отражен в трех исторических периодах:

I период — с конца XVII в. до начала 1930-х гг. — характеризуется начальным формированием сети первых оседлых и русских поселений.

Традиционная деятельность древних хакасов — полукочевое пастбищное скотоводство, также занимались различными промыслами (охотой, рыболовством, бортничеством и собирательством), земледелием. Такой образ жизни сложился после монгольского нашествия, когда была разрушена система орошения и населению пришлось вместо земледелия переключится на разведение скота. Переход к скотоводству повлиял на структуру поселений (улусы/аалы), поскольку содержание скота требовало больших территорий для выпасов. Населению приходилось перекочевывать между стоянками или селиться небольшими аалами и использовать прилегающие земли под пастбища. Поселения были временными (сезонными) зимними и летними. Зимние поселения размещались вблизи лесов — для обеспечения топливом, дичью. Летние — располагались в долинах рек и возле озер, использовались для выгона скота, а также земледелия.

С приходом русских поселенцев кочевой образ жизни хакасов сменился на оседлый. Первое крупное постоянное русское поселение — острог. Он должен был стать важным стратегическим пунктом в оборонительной цепи острогов для продвижения в центр Азии. Абаканских острогов было два (острог постройки 1675 г. на Сосновом острове и острог 1707 г. — Краснотуранский). Оба острога территориально находились далеко от границ современного г. Абакана, но фактически строительство двух острогов под одним именем послужило предпосылками к зарождению будущего одноименного города.

На формирование города Абакана повлияли такие исторические предпосылки, как строительство острогов и процесс перехода местного населения к оседлому образу жизни. В результате было основано с. Усть-Абаканское (точная дата основания поселения не известна, на карте «Освоение Минусинско-Хакасского края в XVIII и XIX веках» датой образования улуса (села) Усть-Абаканского указан 1734 г. [2, с. 86]). Развитие промышленности и торговли стимулировали строительство железной дороги (линии Ачинск — Минусинск), что привело к основанию станции Абакан и пристанционного поселения [8, с. 63].

Основу планировочной структуры города Абакана составили село Усть-Абаканское и поселок станции Абакан (рис. 1). Планировка с. Усть-Абаканского компактная, нерегулярная; выделена главная площадь. Тип застройки — прибрежно-рядовой. Пристанционный поселок имел прямоугольную планировку с ориентацией улиц с севера на юг и с запада на восток. Улусы Аткнин и Окунев, располагавшиеся вблизи формирующегося города, не имели четкой планировочной структуры.

Логика планировочного формирования города Абакана связана с природными территориальными ограничениями — рр. Енисей и Абакан. Развитие (с. Усть-Абаканского) шло от реки к северо-западу по направлению к железнодорожной станции; в северном направлении от железнодорожной станции, где размещались наиболее пригодные для застройки территории.

Отправной точкой для формирования города Черногорска стало открытие месторождений природных ископаемых и основание угольной промышленности, в результате было образо-

190

вано шахтерское поселение Черногорские Копи (1907 г.) [1, с. 10]. Основа пристанционному поселению города Черногорска положена прокладкой железнодорожной ветки (от станции Ташеба).

В планировочную структуру города Черногорска вошли рабочий шахтерский поселок и пристанционное поселение (рис. 2). Поселок Черногорские Копи застраивался свободно, без какого-либо плана. Первично состоял из одной улицы административных и хозяйственных построек, жилья для рабочих. Пристанционный поселок имел улично-рядовую застройку. Улусы Подкуненский и Аскировский, располагавшиеся на берегу реки Енисей, территориально в городскую черту не вошли, но были связаны с городом функционально и определили направления развития.

Развитие города Черногорска началось от промышленной зоны (угольные шахты) и распространялось в северо-восточном направлении к р. Енисей, где располагались пристани (на территории улусов). Формирование планировочной структуры происходило параллельно транспортной связи (узкоколейной железной дороге, проложенной от шахт до пристаней [6, с. 11]). Развитие пристанционного поселения было ориентировано от железной дороги в северном направлении к р.п. Черногорские Копи.

Национальные поселения (улусы), оказавшиеся в границах будущих городов Абакана и Черногорска, не имели четкой организованной планировочной структуры и капитальной застройки. Поэтому улусы не оказали какого-либо значительного влияния на формирование планировки будущих городов, однако стали структурными элементами их городской планировочной системы, определив направления пространственного развития.

Национальная местная строительная культура к концу Х1Х в. претерпела качественные изменения в связи с окончательным переходом хакасского населения к оседлости. Первоначально при кочевом образе жизни был сформирован мобильный тип жилья — юрта, которая выполняла жилые и общественные функции. При заселении региона русскими поселенцами, при переходе местного поселения к оседлому образу жизни появился новый тип жилья — деревянная изба и общественные постройки по русским строительным технологиям [7, с. 64-75].

Архитектурная среда поселений к концу 1920-х гг. была представлена жилищами коренных жителей — юртами, традиционными русскими избами, производственными и хозяйственными объектами, единичными общественными и административными постройками, простейшими сооружениями из местных традиционных строительных материалов. Формирование архитектурной среды поселений изначально происходило вне профессиональной архитектурной деятельности.

II период — с 1930-х до конца 1950-х гг. — обусловлен индустриальным развитием и административным образованием городов. Планировочная схема стала регулярной, застройка квартальной.

Планировочная структура городов Абакана и Черногорска формировалась на основе существовавших на их территории поселений местного и русского населения. Поселок станции Абакан определил планировочную структуру будущего города — прямоугольная схема, квартальная застройка и центральная площадь с системой озеленения и рекреаций; развитие шло в направлении севера от железнодорожного полотна. В основу планировочной структуры будущего Черногорска заложена линейная планировочная схема — с развитием параллельно железной дороге в направлении р. Енисей.

Первоначально населенные пункты застраивались в отсутствии проектного плана. Профессиональные проектные работы для города Абакана были разработаны после учреждения его в ранге города. Планировка Абакана была сформирована как прямоугольная схема — сеть улиц, ориентированная север-юг, запад-восток. Основная планировочная ось — запад-вос-

191

ток — в направлении реки: от главной площади шел бульвар, соединяющий парки, скверы, общественные пространства с рекреационной прибрежной территорией (рис. 3) [4].

Первые планировочные работы в г. Черногорске производились местными землеустроительными организациями. Профессиональные проектные работы по Черногорску были разработаны в 1950-х гг. Черногорск получил регулярную планировку с линейной схемой развития. Основная планировочная ось северо-восточная — главная улица с бульваром, связывающая площади (главная площадь), парк, скверы и общественные пространства и направленная к озелененной рекреационной территории на акватории реки (рис. 4) [5].

В планировочных идеях городов Абакана и Черногорска, отраженных в первых проектах и всех последующих планах, существовала преемственность в регулярной планировочной структуре, раскрытии городской среды на акватории рек и организации единой системы озеленения. Несвойственная для других сибирских городов система озеленения включала в себя парки общегородского значения, благоустроенные прибрежные территории, скверы и связывающие их бульвары.

С 1930-х гг. берет начало этап профессиональной архитектурной деятельности. Стилистическое преобразование происходило в структуре общих тенденций архитектуры страны: объекты 1930-х гг. характеризуются функционализмом; начиная с конца 1930-х гг. происходит переход к традиционализму (неоклассицизму). В конце 1930-х гг. впервые произошло проявление национальной темы в профессиональном архитектурном творчестве.

Появление новых функциональных типов объектов в архитектуре происходило под влиянием смены административного статуса поселений — образования городов. Новыми функциональными типами стали административные, общественно-культурные учреждения, объекты обслуживания.

Смена качества жилой архитектуры городов происходила постепенно — от деревянной застройки и юрт, деревянных, кирпичных или саманных одно- и двухэтажных жилых домов — к реализации профессиональных индивидуальных проектов жилья с приусадебными участками и первым многоквартирным каменным объектам в два-четыре этажа.

III период — с 1960-х до начала 1990-х гг. — связан с формированием промышленно-про-изводственного комплекса в единой системе территориально-производственных комплексов Сибири, усилением градостроительной активности в городах. Планировочная схема городов — регулярная, переход от квартальной застройки к микрорайонам (рис. 5).

Города Абакан и Черногорск демонстрируют преемственность в организации городской пространственно-планировочной структуры — регулярная планировка с раскрытием городской среды на акватории рек. Начиная с первых проектов и в каждом последующем проекте главной архитектурно-планировочной идеей было создание города-сада с развитой системой рекреаций. Главным композиционным элементом в планировочной структуре города стал общегородской центр, ориентированный на рекреационную прибрежную зону; подцентры районов функционально связаны между собой запроектированной общегородской системой озеленения. Характерна тесная связь структуры общественного центра с прибрежными парками и набережными рек. Отдельные удачные планировочные решения не были воплощены в реальности.

Городские территории характеризуются постепенным укрупнением и уплотнением застройки. Первоначальная индивидуальная и малоэтажная нерегулярная застройка впоследствии при проектировании и реализации заменена квартальной и микрорайонной средне-и многоэтажной застройкой.

Период 1960-1990-х гг. характерен архитектурой индустриального рационализма. Застройка городов осуществлялась в подавляющем большинстве типовыми проектами от ве-

192

дущих проектных организаций страны, но применялись и индивидуальные авторские проекты. Характерной особенностью архитектуры стало использование приемов синтеза искусств. В оформление архитектурных объектов активно включались произведения монументального и декоративно-прикладного искусства.

В этот период в архитектуре Хакасии предпринимались дальнейшие поиски региональной и национальной самоидентификации. Главенствовал декоративный подход. Проявление национальной тематики в архитектуре оказалось единичным — лишь в отдельных элементах и декоративном оформлении фасадов использовались стилистические интерпретации на темы хакасского национального искусства, орнамента в рамках основного архитектурного стиля.

В завершении статьи можно сформулировать следующие выводы.

1. Архитектурно-планировочное формирование и развитие городов Абакана и Черногорска неотъемлемо связано с историческими, политическими, социально-экономическими предпосылками. Эти города своим примером являют характерный тип развития градостроительных образований административных субъектов страны, обусловленных уникальными национальными традициями, культурой и историей, территориальным расположением.

2. Первоначальное формирование городов основано на развитии отдельных поселений, которые составили специфику их планировочной организации.

3. Закономерностью планировочного развития городов Абакана и Черногорска стала преемственность основного принципа организации пространственно-планировочной структуры — регулярной планировочной схемы с раскрытием города на акватории рек, через систему бульваров и рекреационных пространств. Доминирующая новая прямоугольная схема частично нейтрализовала исторически сложившуюся планировочную структуру отдельных поселений, составивших планировку городов.

4. Процесс формирования и развития архитектурной среды городов соответствует двум основным этапам: освоения народных строительных традиций и освоения профессиональной архитектурной деятельности.

5. Характерной закономерностью развития архитектуры каждого рассматриваемого этапа является ее единство с общими стилистическими направлениями в архитектуре страны (функционализм, неоклассицизм, неофункционализм, неомонументализм [3, с. 51-66; 136— 153]. Специфической региональной особенностью стал поиск национальной темы в архитектуре через методы и возможности синтеза искусств.

Список использованных источников

1. Городецкий Л.Б. Черногорск — Красноярск: Краснояр. кн. изд-во, 1986. — 192 с.

2. Гладышевский А.Н. Из истории города Абакана // Сборник материалов IV краевед. чтений им. Баландиной (25—26 февраля 2005 г.). — Вып. IV. — Черногорск, 2005. — С. 84—88.

3. Заварихин С.П. Архитектура второй половины ХХ века: учеб. пособие. — СПб.: Троицкий мост, 2011. — 240 с.

4. Лемытская Д.Е., Слабуха А.В. Архитектурно-пространственное развитие города Абакана в 1920—1960 годы // Архитектон: известия вузов. — 2012. — №1 (37). — (г. Екатеринбург, март 2012 г.) / Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 2012 [Электронный ресурс]. — URL: http://archvuz.ru/2012_1/17)

5. Лемытская Д.Е. Архитектурно-пространственное развитие города Черногорска / поселка Черногорские Копи в период от основания в 1907 году до первого генплана 1965 года (к постановке проблемы) // Архитектон: известия вузов. — 2011. — №3 (35) — (г. Екатеринбург,

сентябрь 2011 г.) / Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 2011 [Электронный ресурс]. — URL: http://archvuz.ru/numbers/2011_3/016.).

6. Сипкин С.А. Черногорск: 70 трудных и радостных лет. — Новосибирск, 2006. — 189 с.

7. Сокровища культуры Хакасии / гл. ред. А.М. Тарунов. Сер. «Наследие народов Российской Федерации». — М.: Контент-пресс, 2008. — 511 с.

8. Торосов В.М. Абакан. — М.: Цицеро, 1994. — 208 с.

Рис. 1. Схема территориально-планировочного формирования г. Абакана (с. Усть-Абаканское, пос. станции Абакан, улусы Окунев и Аткнин, 1930-е гг.). Графическая реконструкция автора

Рис. 2. Схема территориально-планировочного формирования г. Черногорска (пос. Черногорские Копи, пристанционный поселок, пос. Кирпичного завода, улусы Подкуненский и Аскировский,

1930-е гг.). Графическая реконструкция автора

Рис. 3. Планировочная схема г. Абакана. Графическая реконструкция автора

Рис. 4. Планировочная схема г. Черногорска. Графическая реконструкция автора

Рис. 5. Схема развития городов Абакана и Черногорска (1990-е гг.). Графическая реконструкция автора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.