Список использованных источников
1. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-1444. Оп.1 Д.20. Л.2.
2. ГАНО. Ф. Р-2102. Оп.1. Д.139. Л.29.
3. ГАНО. Ф. Р-2102. Оп.1. Д.139. Л.29 об.
4. ГАНО. Ф. Р-2102. Оп.1. Д.139. на 63л.
5. ГАНО. Ф. Р-2102. Оп.1. Д.159. Л.2.
6. ГАНО. Ф. Р-2102. Оп.1. Д.159. Л.5.
7. ГАНО. Ф. Р-2102. Оп.1. Д.159. Л.6.
8. Гольдштейн А.Ф. Франк Ллойд Райт. — М., 1973.
9. Долнаков А.П. Сибирский архитектор Е.А. Ащепков. — Новосибирск, 1992.
10. Мачульский Г.К. Мисван дер Роэ. — М., 1969.
11. Рыженко В.Г. Интеллигенция в культуре крупного сибирского города в 1920-е годы: Вопросы теории, истории, историографии, методов исследования. — Екатеринбург; Омск, 2003.
12. Янковская Г.А. Социальная история изобразительного искусства в годы сталинизма: институциональный и экономический аспекты. Дисс.. .д. и. н. — Пермь, 2007.
УДК: 711.4
ББК: 85.118
Д.Е. Лемытская, г. Красноярск Научный руководитель: А.В. Слабуха
О результатах исследования архитектурно-пространственного
развития городов Хакасии
Аннотация
Статья посвящена процессу урбанизации юго-западной части Восточной Сибири — Республики Хакасии. Рассмотрены этапы архитектурно-пространственного развития городов Хакасии на примере Абакана и Черногорска с конца XVII до конца ХХ в.
Ключевые слова: планировка сибирских городов, архитектура Хакасии, советская архитектура.
Хакасия — уникальное культурное пространство, сочетающее обширную систему природных ландшафтов, многовековые традиции древних народов и современную культуру. Сегодня это регион перспективного экономического развития. Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири. До конца ХVII в. она была заселена кочевниками. Интерес представляет процесс урбанизации, проходивший позже, в XX в. Из 5 городов в республике самыми крупными являются Абакан и Черногорск. Выбор их как объекта исследования обусловлен территориальной близостью, общим временем возникновения и процессом одновременного взаимосвязанного развития.
Настоящая статья является результатом многоаспектного исследования автора, проведенного с целью выявления специфики исторического формирования и развития планировочной структуры и архитектуры городов Абакана и Черногорска как базовых поселений Хакасии.
В ходе исследования определена периодизация архитектурно-пространственного формирования и развития городов Хакасии. Выявленная периодизация обусловлена сменой качества пространственной среды населенных пунктов. Переход от одного периода к другому основывается на исторических событиях, политических изменениях в стране и статусе поселений, социально-экономическом развитии поселений, проявлении архитектурно-градостроительной деятельности, территориальном росте городов и изменении их архитектурного облика.
Процесс пространственно-планировочного и архитектурного становления городов Абакана и Черногорска отражен в трех исторических периодах:
I период — с конца XVII в. до начала 1930-х гг. — характеризуется начальным формированием сети первых оседлых и русских поселений.
Традиционная деятельность древних хакасов — полукочевое пастбищное скотоводство, также занимались различными промыслами (охотой, рыболовством, бортничеством и собирательством), земледелием. Такой образ жизни сложился после монгольского нашествия, когда была разрушена система орошения и населению пришлось вместо земледелия переключится на разведение скота. Переход к скотоводству повлиял на структуру поселений (улусы/аалы), поскольку содержание скота требовало больших территорий для выпасов. Населению приходилось перекочевывать между стоянками или селиться небольшими аалами и использовать прилегающие земли под пастбища. Поселения были временными (сезонными) зимними и летними. Зимние поселения размещались вблизи лесов — для обеспечения топливом, дичью. Летние — располагались в долинах рек и возле озер, использовались для выгона скота, а также земледелия.
С приходом русских поселенцев кочевой образ жизни хакасов сменился на оседлый. Первое крупное постоянное русское поселение — острог. Он должен был стать важным стратегическим пунктом в оборонительной цепи острогов для продвижения в центр Азии. Абаканских острогов было два (острог постройки 1675 г. на Сосновом острове и острог 1707 г. — Краснотуранский). Оба острога территориально находились далеко от границ современного г. Абакана, но фактически строительство двух острогов под одним именем послужило предпосылками к зарождению будущего одноименного города.
На формирование города Абакана повлияли такие исторические предпосылки, как строительство острогов и процесс перехода местного населения к оседлому образу жизни. В результате было основано с. Усть-Абаканское (точная дата основания поселения не известна, на карте «Освоение Минусинско-Хакасского края в XVIII и XIX веках» датой образования улуса (села) Усть-Абаканского указан 1734 г. [2, с. 86]). Развитие промышленности и торговли стимулировали строительство железной дороги (линии Ачинск — Минусинск), что привело к основанию станции Абакан и пристанционного поселения [8, с. 63].
Основу планировочной структуры города Абакана составили село Усть-Абаканское и поселок станции Абакан (рис. 1). Планировка с. Усть-Абаканского компактная, нерегулярная; выделена главная площадь. Тип застройки — прибрежно-рядовой. Пристанционный поселок имел прямоугольную планировку с ориентацией улиц с севера на юг и с запада на восток. Улусы Аткнин и Окунев, располагавшиеся вблизи формирующегося города, не имели четкой планировочной структуры.
Логика планировочного формирования города Абакана связана с природными территориальными ограничениями — рр. Енисей и Абакан. Развитие (с. Усть-Абаканского) шло от реки к северо-западу по направлению к железнодорожной станции; в северном направлении от железнодорожной станции, где размещались наиболее пригодные для застройки территории.
Отправной точкой для формирования города Черногорска стало открытие месторождений природных ископаемых и основание угольной промышленности, в результате было образо-
190
вано шахтерское поселение Черногорские Копи (1907 г.) [1, с. 10]. Основа пристанционному поселению города Черногорска положена прокладкой железнодорожной ветки (от станции Ташеба).
В планировочную структуру города Черногорска вошли рабочий шахтерский поселок и пристанционное поселение (рис. 2). Поселок Черногорские Копи застраивался свободно, без какого-либо плана. Первично состоял из одной улицы административных и хозяйственных построек, жилья для рабочих. Пристанционный поселок имел улично-рядовую застройку. Улусы Подкуненский и Аскировский, располагавшиеся на берегу реки Енисей, территориально в городскую черту не вошли, но были связаны с городом функционально и определили направления развития.
Развитие города Черногорска началось от промышленной зоны (угольные шахты) и распространялось в северо-восточном направлении к р. Енисей, где располагались пристани (на территории улусов). Формирование планировочной структуры происходило параллельно транспортной связи (узкоколейной железной дороге, проложенной от шахт до пристаней [6, с. 11]). Развитие пристанционного поселения было ориентировано от железной дороги в северном направлении к р.п. Черногорские Копи.
Национальные поселения (улусы), оказавшиеся в границах будущих городов Абакана и Черногорска, не имели четкой организованной планировочной структуры и капитальной застройки. Поэтому улусы не оказали какого-либо значительного влияния на формирование планировки будущих городов, однако стали структурными элементами их городской планировочной системы, определив направления пространственного развития.
Национальная местная строительная культура к концу Х1Х в. претерпела качественные изменения в связи с окончательным переходом хакасского населения к оседлости. Первоначально при кочевом образе жизни был сформирован мобильный тип жилья — юрта, которая выполняла жилые и общественные функции. При заселении региона русскими поселенцами, при переходе местного поселения к оседлому образу жизни появился новый тип жилья — деревянная изба и общественные постройки по русским строительным технологиям [7, с. 64-75].
Архитектурная среда поселений к концу 1920-х гг. была представлена жилищами коренных жителей — юртами, традиционными русскими избами, производственными и хозяйственными объектами, единичными общественными и административными постройками, простейшими сооружениями из местных традиционных строительных материалов. Формирование архитектурной среды поселений изначально происходило вне профессиональной архитектурной деятельности.
II период — с 1930-х до конца 1950-х гг. — обусловлен индустриальным развитием и административным образованием городов. Планировочная схема стала регулярной, застройка квартальной.
Планировочная структура городов Абакана и Черногорска формировалась на основе существовавших на их территории поселений местного и русского населения. Поселок станции Абакан определил планировочную структуру будущего города — прямоугольная схема, квартальная застройка и центральная площадь с системой озеленения и рекреаций; развитие шло в направлении севера от железнодорожного полотна. В основу планировочной структуры будущего Черногорска заложена линейная планировочная схема — с развитием параллельно железной дороге в направлении р. Енисей.
Первоначально населенные пункты застраивались в отсутствии проектного плана. Профессиональные проектные работы для города Абакана были разработаны после учреждения его в ранге города. Планировка Абакана была сформирована как прямоугольная схема — сеть улиц, ориентированная север-юг, запад-восток. Основная планировочная ось — запад-вос-
191
ток — в направлении реки: от главной площади шел бульвар, соединяющий парки, скверы, общественные пространства с рекреационной прибрежной территорией (рис. 3) [4].
Первые планировочные работы в г. Черногорске производились местными землеустроительными организациями. Профессиональные проектные работы по Черногорску были разработаны в 1950-х гг. Черногорск получил регулярную планировку с линейной схемой развития. Основная планировочная ось северо-восточная — главная улица с бульваром, связывающая площади (главная площадь), парк, скверы и общественные пространства и направленная к озелененной рекреационной территории на акватории реки (рис. 4) [5].
В планировочных идеях городов Абакана и Черногорска, отраженных в первых проектах и всех последующих планах, существовала преемственность в регулярной планировочной структуре, раскрытии городской среды на акватории рек и организации единой системы озеленения. Несвойственная для других сибирских городов система озеленения включала в себя парки общегородского значения, благоустроенные прибрежные территории, скверы и связывающие их бульвары.
С 1930-х гг. берет начало этап профессиональной архитектурной деятельности. Стилистическое преобразование происходило в структуре общих тенденций архитектуры страны: объекты 1930-х гг. характеризуются функционализмом; начиная с конца 1930-х гг. происходит переход к традиционализму (неоклассицизму). В конце 1930-х гг. впервые произошло проявление национальной темы в профессиональном архитектурном творчестве.
Появление новых функциональных типов объектов в архитектуре происходило под влиянием смены административного статуса поселений — образования городов. Новыми функциональными типами стали административные, общественно-культурные учреждения, объекты обслуживания.
Смена качества жилой архитектуры городов происходила постепенно — от деревянной застройки и юрт, деревянных, кирпичных или саманных одно- и двухэтажных жилых домов — к реализации профессиональных индивидуальных проектов жилья с приусадебными участками и первым многоквартирным каменным объектам в два-четыре этажа.
III период — с 1960-х до начала 1990-х гг. — связан с формированием промышленно-про-изводственного комплекса в единой системе территориально-производственных комплексов Сибири, усилением градостроительной активности в городах. Планировочная схема городов — регулярная, переход от квартальной застройки к микрорайонам (рис. 5).
Города Абакан и Черногорск демонстрируют преемственность в организации городской пространственно-планировочной структуры — регулярная планировка с раскрытием городской среды на акватории рек. Начиная с первых проектов и в каждом последующем проекте главной архитектурно-планировочной идеей было создание города-сада с развитой системой рекреаций. Главным композиционным элементом в планировочной структуре города стал общегородской центр, ориентированный на рекреационную прибрежную зону; подцентры районов функционально связаны между собой запроектированной общегородской системой озеленения. Характерна тесная связь структуры общественного центра с прибрежными парками и набережными рек. Отдельные удачные планировочные решения не были воплощены в реальности.
Городские территории характеризуются постепенным укрупнением и уплотнением застройки. Первоначальная индивидуальная и малоэтажная нерегулярная застройка впоследствии при проектировании и реализации заменена квартальной и микрорайонной средне-и многоэтажной застройкой.
Период 1960-1990-х гг. характерен архитектурой индустриального рационализма. Застройка городов осуществлялась в подавляющем большинстве типовыми проектами от ве-
192
дущих проектных организаций страны, но применялись и индивидуальные авторские проекты. Характерной особенностью архитектуры стало использование приемов синтеза искусств. В оформление архитектурных объектов активно включались произведения монументального и декоративно-прикладного искусства.
В этот период в архитектуре Хакасии предпринимались дальнейшие поиски региональной и национальной самоидентификации. Главенствовал декоративный подход. Проявление национальной тематики в архитектуре оказалось единичным — лишь в отдельных элементах и декоративном оформлении фасадов использовались стилистические интерпретации на темы хакасского национального искусства, орнамента в рамках основного архитектурного стиля.
В завершении статьи можно сформулировать следующие выводы.
1. Архитектурно-планировочное формирование и развитие городов Абакана и Черногорска неотъемлемо связано с историческими, политическими, социально-экономическими предпосылками. Эти города своим примером являют характерный тип развития градостроительных образований административных субъектов страны, обусловленных уникальными национальными традициями, культурой и историей, территориальным расположением.
2. Первоначальное формирование городов основано на развитии отдельных поселений, которые составили специфику их планировочной организации.
3. Закономерностью планировочного развития городов Абакана и Черногорска стала преемственность основного принципа организации пространственно-планировочной структуры — регулярной планировочной схемы с раскрытием города на акватории рек, через систему бульваров и рекреационных пространств. Доминирующая новая прямоугольная схема частично нейтрализовала исторически сложившуюся планировочную структуру отдельных поселений, составивших планировку городов.
4. Процесс формирования и развития архитектурной среды городов соответствует двум основным этапам: освоения народных строительных традиций и освоения профессиональной архитектурной деятельности.
5. Характерной закономерностью развития архитектуры каждого рассматриваемого этапа является ее единство с общими стилистическими направлениями в архитектуре страны (функционализм, неоклассицизм, неофункционализм, неомонументализм [3, с. 51-66; 136— 153]. Специфической региональной особенностью стал поиск национальной темы в архитектуре через методы и возможности синтеза искусств.
Список использованных источников
1. Городецкий Л.Б. Черногорск — Красноярск: Краснояр. кн. изд-во, 1986. — 192 с.
2. Гладышевский А.Н. Из истории города Абакана // Сборник материалов IV краевед. чтений им. Баландиной (25—26 февраля 2005 г.). — Вып. IV. — Черногорск, 2005. — С. 84—88.
3. Заварихин С.П. Архитектура второй половины ХХ века: учеб. пособие. — СПб.: Троицкий мост, 2011. — 240 с.
4. Лемытская Д.Е., Слабуха А.В. Архитектурно-пространственное развитие города Абакана в 1920—1960 годы // Архитектон: известия вузов. — 2012. — №1 (37). — (г. Екатеринбург, март 2012 г.) / Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 2012 [Электронный ресурс]. — URL: http://archvuz.ru/2012_1/17)
5. Лемытская Д.Е. Архитектурно-пространственное развитие города Черногорска / поселка Черногорские Копи в период от основания в 1907 году до первого генплана 1965 года (к постановке проблемы) // Архитектон: известия вузов. — 2011. — №3 (35) — (г. Екатеринбург,
сентябрь 2011 г.) / Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 2011 [Электронный ресурс]. — URL: http://archvuz.ru/numbers/2011_3/016.).
6. Сипкин С.А. Черногорск: 70 трудных и радостных лет. — Новосибирск, 2006. — 189 с.
7. Сокровища культуры Хакасии / гл. ред. А.М. Тарунов. Сер. «Наследие народов Российской Федерации». — М.: Контент-пресс, 2008. — 511 с.
8. Торосов В.М. Абакан. — М.: Цицеро, 1994. — 208 с.
Рис. 1. Схема территориально-планировочного формирования г. Абакана (с. Усть-Абаканское, пос. станции Абакан, улусы Окунев и Аткнин, 1930-е гг.). Графическая реконструкция автора
Рис. 2. Схема территориально-планировочного формирования г. Черногорска (пос. Черногорские Копи, пристанционный поселок, пос. Кирпичного завода, улусы Подкуненский и Аскировский,
1930-е гг.). Графическая реконструкция автора
Рис. 3. Планировочная схема г. Абакана. Графическая реконструкция автора
Рис. 4. Планировочная схема г. Черногорска. Графическая реконструкция автора
Рис. 5. Схема развития городов Абакана и Черногорска (1990-е гг.). Графическая реконструкция автора