группы процесс образования тромбов сопровождается повреждением сосудистой стенки на фоне воспаления. При этом возле крупных и средних сосудов обнаруживали обширные лимфоидно-лимфоцитар-ные инфильтраты (Рис. 5).
Во всех группах находили микроинфаркты и некрозы эпителия и соединительной ткани ворсинок. Однако у овец первой и второй групп, они регистрируется значительно чаще и более обширны, чем в остальных группах, а в первой группе регистрировали более обширные очаги инфарктов. Во второй и третьей группах некро-тизируется преимущественно эпителий, а в первой группе чаше встречаются микроинфаркты в соединительной ткани и даже в межворсинчатом пространстве.
Почти у каждой овцы отмечали наличие розовых масс фибриноида, свидетельствующие о старении тканей плаценты к моменту родов. Значительные отложения его обнаружены возле сосудов, особенно крупных и средних артерий как в ворсинках, так и в хориальной пластине, что сопровождается уплотнением сосудистой стенки, иногда сопряжено с эндоваскули-тами. Самые значительные фибриноидные массы отмечены в первой группе.
В хориальной пластинке выявляются дистрофические изменения практически у всех животных. Во всех случаях первой группы, части второй группы в ней обнаруживаются лимфоидные инфильтраты с
примесью лейкоцитов.
Для всех трех групп характерны общие макроскопические изменения, заключающиеся в наличии мелких кальцификатов, видимых инфарктов, некрозов, очагов старых и свежих кровоизлияний. Они расценивались нами, как признаки старения тканей плаценты, что совершено нормально к концу беременности. Однако у плодов первой и второй групп, эти изменения выражены более интенсивно, а очаги поражения более обширны.
Таким образом, в плацентах овец се-ропозитивных к коксиеллезному антигену установлены выраженные в разной степени нарушения развития и патологические процессы, гистологически классифицируемые как обширные некрозы и инфаркты, нарушения васкуляриза-ции, тромбозы, изменение интенсивности компенсаторно-приспособительных реакций тканей, воспаление и значительные дистрофии, изменение реактивности соединительной ткани вплоть до склероза. Интенсивность описанных изменений коррелятивно взаимосвязана с состоянием здоровья и специфичностью патологических процессов в организме родившегося потомства. В связи с этим гистологические особенности плаценты овец при коксиеллоносительстве могут служить дополнительными прогностическими критериями качества здоровья новорожденных ягнят.
Литература
1. Джупина С.И. Эпизоотологический процесс и его контроль при факторный инфекционных болезнях. М.,2002.
2. Рудаков Н.В. Взаимосвязи очагов Куриккетсио-за на территориях различных по степени хозяйственного освоения//Матер. XI Всесоюзн. конф.
по природной очаговости болезней. М., 1984. С. 138-139
Тимченко Л.Д., Акушерско-гинекологические проявления коксиеллеза крупного рогатого скота: дисс. док.вет. наук. Ставрополь,1997.
УДК:619:611.342:636.5.085 Л.Ф. Бодрова
Институт ветеринарной медицины Омского государственного аграрного университета
О РЕЗУЛЬТАТАХ ИСПЫТАНИЯ НИЗКОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РАЦИОНОВ КУР
Интенсивное развитие птицеводства на базе которой разработаны эффектив-
привело к резкому повышению потреб- ные рационы, способствующие наиболее
ности в кормах и, как следствие, сущест- полной реализации высокого генетичес-
венно возросли цены на них. Особенно зна- кого потенциала продуктивности птицы.
чительно увеличились цены на кукурузу, В связи с этим единственно реальной аль-
Таблица 1
Структура рациона
Группы Особенности кормления
Сырой протеин (%) Обменная энергия (ккал/кг)
Контрольная 17-18 2800
1 опытная 15,8-16,7 2600
2 опытная 14,6-15,4 2400
3 опытная 13,4-14,1 2200
4 опытная 12,1-12,9 2000
тернативои является переход на использование местных зерновых кормов (пшеница, ячмень, овес, рожь) и продукты мукомольного производства (отруби). В настоящее время взято направление в кормлении птицы на использование низкоэнергетических рационов и нетрадиционных комбикормов.
Сибирский НИИ птицеводства проводит испытания низкоэнергетических рационов с одновременным определением допустимого уровня снижения их калорийности. Проводимые нами исследования являются фрагментом темы, разрабатываемой СибНИИП. Опыт проводили на птице кросса «Омский белый аутосексный» в 2002-2003 гг. Были скомплектованы четыре опытные и одна контрольная группы по сто кур в каждой. Продолжительность опыта 40 недель. Для лучшего усвоения питательных веществ добавлялся фермент «Ровабио» (по 50 грамм на тонну комбикорма). В рацион были добавлены отруби. Их количество изменялось прямо пропорционально снижению обменной энергии. В третьей и четвертой опытных группах их количество достигло 44%. В рацион четвертой группы еще был добавлен овес 22,91%.
Для гистологического исследования двенадцатиперстную кишку брали в 20-40-60-недельном возрасте, фиксировали в 5% растворе формальдегида, а для гистохимического - в жидкости Карнуа, уплотняли заливкой в парафин. Для общей морфологической оценки срезы окрашивали гематоксилином и эозином, полихромным методом по Акимченкову (1973). Эластические волокна окрашивали по Вейгерту, коллагеновые по Маллори, соединительную ткань - по Ван-Гизону (ГА. Меркулов, 1961). Карбоксилированные и сульфатиро-ванные гликозаминогликаны выявляли по методам Стидмена и Шубича, гликоген и гликопротеиды - ШИК - реакцией по Ша-бадашу, нуклеиновые кислоты по Браше и Эйнарсону, белки по Микель-Кальво. Нейтральные жиры и липопротеиды окраши-
Рис. 1. Серозная оболочка двенадцатиперстной кишки кур 40-недель-ного возраста четвертой опытной группы. «Островки» лимфоцитов около кровеносных сосудов. Окраска гематоксилином и эозином (х 400).
Рис. 2. Отек стромы отдельных ворсинок слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки кур 60-недельного возраста четвертой опытной групп. Окраска гематоксилином и эозином (х 200) 1 -нормальная ворсинка. 2 - отечная ворсинка
вали суданом IV по Лилли с докраской гематоксилином (Г.А. Меркулов, 1961; В.В. Семченко, С.А. Барашкова, В.Н. Артемьев, 2003).
У кур 20-недельного возраста и контрольной группы 40-60-недельного возраста после скармливания им низкоэнергетического корма с обменной энергией 2800 ккал/кг патоморфологических изменений в двенадцатиперстной кишке не выявлено. К 20-недельному возрасту толщина стенки двенадцатиперстной кишки составила 1590,03±46,91 мкм, слизистой оболочки 1440,62±30,45 мкм, мышечной и серозной оболочек 149,41±2,91 мкм.
К 40-недельному возрасту у кур первой
опытной группы после скармливания им в течение 20 недель низкоэнергетического корма в двенадцати-перстной кишке отмечается очаговая пролиферация лимфоцитов в слизистой оболочке и увеличение толщины мышечной оболочки. Во второй опытной группе у кур в двенадцатиперстной кишке развивается серозное воспаление, у кур в третьей опытной группе зарегистрировано серозно-слизистое воспаление, а в четвертой гипертрофический катар с наличием крупных участков лимфо-цитарной инфильтрации серозной оболочки (рис. 1).
К 40-недельному возрасту в двенадцатиперстной кишке у всех кур опытных групп, по сравнению с контролем, во всех структурах стенки кишки увеличивается количество кислых белков. И чем ниже калорийность корма, тем их количество было выше. У кур, получавших корм с обменной энергией 2600 килокалорий, кислые белки обнаруживаются в собственной пластинке слизистой оболочки. При обменной энергии 2400 они выявляются в мышечной пластинке, а при обменной энергии 2200 килокалорий на один килограмм корма кислые белки обнаруживаются и в слизистой, и в мышечной оболочках. Но наибольшее их количество отмечается в мышечной оболочке у кур, содержавшихся на рационе с обменной энергией 2000 килокалорий. Количество гликопротеидов остаётся относительно постоянным, но у кур, получавших 2400 килокалорий на один килограмм корма и ниже, количество гликопротеидов в эпителии крипт и ворсинок увеличивается. Возрастает количество рибонуклеиновых кислот в цитоплазме эпителиоцитов и строме ворсинок у кур, содержавшихся на рационе 2200 килокалорий. Количество нейтрального жира возле артериальных сосудов в серозной оболочке и между пучками продольного слоя мышечной оболочки уменьшается. Количество жирных кислот в слизистой оболочке уменьшалось пропорционально снижению калорийности рациона. В толстых ворсинках жирных кислот больше, чем в ворсинках обычного размера. Толщина стенки двенадцатиперстной кишки у кур 40-недельного возраста в экспериментальном и производственном опытах в первой, второй, третьей и четвертой опытных группах увеличилось на 3,46%; 5,92%; 4,55% и 6,02% соответственно по отношению к этому показателю кур контрольной группы. Толщина слизистой оболочки этого органа в опытных группах соответственно увеличилась на 1,16%;
5,65%; 3,72% и 6,48%. Увеличение толщины мышечной и серозной оболочек по отношению к их толщине контрольной группы было соответственно на 3,38%; 1,81%; 7,54% и 9,61%.
В двенадцатиперстной кишке у кур к 60-недельному возрасту в первой опытной группе отмечена слизистая дистрофия, а во второй слизистый катар, в третьей и четвертой опытных группах гипертрофический катар (рис.2).
Незначительное увеличение количества гликопротеидов отмечено в первой и второй опытных группах. Дальнейшее снижение калорийности корма сопровождается увеличением количества гликопро-теидов в секрете бокаловидных клеток и в эпителиоцитах на верхушках ворсинок. В первой и второй опытных группах количество основных белков в строме собственной пластинки слизистой оболочки было понижено при повышенном количестве кислых белков. У кур третьей опытной группы кислые белки в большем количестве выявлялись в эпителии ворсинок, у кур в четвертой группе к тому же они обнаруживались и в их строме.
В двенадцатиперстной кишке кур контрольной группы РНК обнаруживались только в апикальной части эпителиоцитов ворсинок и в ядрышках. В первой опытной группе ее количество в эпителиоци-тах проксимальной половины ворсинок по сравнению с контролем повышено, в стро-ме встречались клетки, содержащие большое количество РНК. Локализация РНК во второй опытной группе не изменяется, но их количество увеличено. У кур в третьей и четвертой опытных группах количество РНК находящихся в цитоплазме клеток стромы было еще выше. В четвертой опытной группе, по сравнению с третьей опытной группой, количество РНК в эпителии ворсинок было ниже.
Количество жирных кислот в базаль-ной части эпителиоцитов ворсинок слизистой оболочки было низким.
К 60-недельному возрасту толщина стенки двенадцатиперстной кишки в первой опытной группе увеличилась на 2,02%, во второй на 0,33%, третьей на 3,08%, и четвертой на 3,88% по сравнению с аналогичным показателем кур контрольной группы. Толщина слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки в первой опытной группе уменьшилась на 1,02%, во второй, третьей и четвертой опытных группах она увеличилась на 0,8%; 0,3% и 1,23% соответственно по сравнению с контрольной
группой. Толщина мышечной и серозной оболочек увеличилась в первой опытной группе на 13%, второй на 13,18%, третьей на 15% и четвертой на 17,88%.
Параллельно с изменением толщины стенки двенадцатиперстной кишки изменяется и длина кишечника. Она у кур 60-недельного возраста в контрольной группе равнялась 159,3 см, в первой опытной группе 170 см, во второй 161 см, третьей 162,3 см
и четвертой 176,3 см. Относительная масса кишечника в контрольной группе составила 7,6%, в первой опытной группе 7,94%, во второй 7,11%, в третьей 7,17% и четвертой 8,85%.
Таким образом, снижение в рационе уровня обменной энергии до 2400 килокалорий приводит к развитию компенсаторно-приспособительных реакций тканей и структур двенадцатиперстной кишки.
SUMMARY
Thus, reduction in a diet of a level of exchange energy up to 2400 kcals re-sults in development of kompen-satorno-adaptive reactions of fabrics and structures of a duodenal gut.
Литература
1. Вракин, В. Ф. Анатомия и гистология домашних птиц / В. Ф. Вракин, М. В. Сидорова М. : Колос, 1984. С. 147-156.
2. Меркулов, Г. А. Курс патологогистологической техники / Г. А. Меркулов. Л. :Медгиз, 1961, 1969. С. 1-14.
3. Семченко, В. В. Гистологическая техника / В. В.
Семченко, С. А. Бараш-кова. Омск, 2003. С. 25-26. Шестаков, В.А. Особенности морфологии кишечника кур / В.А. Шестаков, Н.П. Жабин // Морфология и гистохимия сельскохозяйственных животных и пушных зверей в сравнительно-видовом и возрастном аспектах: Сб. тр. /Ом-СХИ. Омск, 1986. С. 77-82.
УДК 619:616.98:579.86:636.932.3
Л.В. Шевченко, А.А. Шевченко, О.Ю. Черных
Кубанский государственный аграрный университет, ГУ Краснодарского края «Кропоткинская зональная ветеринарная лаборатория»
АССОЦИИРОВАННАЯ ВАКЦИНА ПРОТИВ КОЛИБАКТЕРИОЗА, САЛЬМОНЕЛЛЕЗА И СТРЕПТОКОККОЗА НУТРИЙ
Самой надежной защитой нутрий от инфекционных болезней является специфическая профилактика. Применение ассоциированных вакцин в звероводстве, включающих несколько антигенов, позволяет снизить стрессовые ситуации у животных и создать напряженный иммунитет в сжатые сроки (4,5). По мнению ряда авторов биопрепараты из местных штаммов возбудителей болезней обладают более высокими антигенными и иммуногенными свойствами и способствуют созданию иммунитета достаточной напряженности (6, 7, 8).
Цель и задачи Разработать технологию изготовления ассоциированной вакцины против ко-либактериоза, сальмонеллеза, стрептокок-коза нутрий из выделенных возбудителей и изучить ее основные свойства в связи с отсутствием данного биопрепарата в России и за рубежом.
Материалы и методы В качестве антигенов новой вакцинной ассоциации были использованы изо-
ляты Е. coli Ol, S. typhimurium 04 Bi, Str. pneumoniae, выделенные нами в период ассоциативной инфекции колибактериоза, сальмонеллеза, стрептококкоза нутрий в 2001 году в племзверосовхозе «Северинс-кий» Тбилисского района Краснодарского края. Изучение основных свойств, идентификацию, определение патогенности и се-ротиповой принадлежности проводили на кафедре микробиологии КГАУ и ГУ «Кропоткинская зональная ветеринарная лаборатория» согласно действующим методическим указаниям.
В качестве инактиватора использовали химический чистый формалин с активностью формальдегида 36-37%. Для усиления иммунного ответа применяли 36% раствор гидрата окиси алюминия.
Основные свойства вакцины (безвредность, иммуногенность, реактогенность) изучали на белых мышах весом 18-20 г и нутриях 30-60 дневного возраста, иммунизируя их подкожно и внутримышечно соответственно.