Научная статья на тему 'О результатах фундаментального исследования по развитию теоретических основ сохранения архитектурно-строительного наследия'

О результатах фундаментального исследования по развитию теоретических основ сохранения архитектурно-строительного наследия Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
198
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / ДЕСТРУКТИВНАЯ ЗАСТРОЙКА / НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / МЕТОДИКА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ / CITY / ARCHITECTURAL-ARTISTIC ORIGINALITY / DESTRUCTIVE BUILDING / NEUTRALIZATION / TRANSFORMATION / THEORETICAL MODELS / METHODOLOGY / REHABILITATION / INTEGRITY OF THE PERCEPTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Романова Лариса Степановна, Литвинова Ольга Геннадьевна

В статье авторы знакомят с результатами исследования, выполненного при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Трансформацию новой деструктивной застройки в исторической среде городов авторы рассматривают как своевременный и действенный инструмент реабилитации архитектурно-художественного своеобразия, утрачиваемого историческими центрами российских городов. Предлагаемые авторами теоретические принципы, модели, методика нейтрализации и трансформации новой деструктивной застройки в исторических центрах городов (на примере города Томска) отражают принципиально новое видение решения проблемы сохранения архитектурно-художественного своеобразия исторических центров российских городов и позволяют сформировать идеологию нового актуального направления архитектурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Романова Лариса Степановна, Литвинова Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT RESULTS OF THE BASIC RESEARCH ON DEVELOPMENT OF THEORETICAL BASES OF PRESERVATION OF AN ARCHITECTURALLY-BUILDING HERITAGE

The authors of the article give the results of the research carried out under financial support of the Russian fund of the fundamental researches (project OFR 08-06-13528 «Principles of preservation of a historical and cultural heritage in the historical centers of cities under the modern destructive building» (on an example of city Tomsk) 2008, 2009. The authors consider the transformation of modern destructive building in city historical environment as timely and effective instrument for rehabilitation of architectural-artistic originality, lost by historical centers of Russian cities. The suggested theoretical principles, models, methods of neutralization and transformation of modern destructive building in city historical centers (on the example of city Tomsk) reflect the essentially new vision of the decision of the problem of the conservation architectural-artistic originality of historical centers in Russian cities and allow to form the ideology of the new actual direction of architectural activity.

Текст научной работы на тему «О результатах фундаментального исследования по развитию теоретических основ сохранения архитектурно-строительного наследия»

УДК 069.4:069.6+72.01/.067.2

РОМАНОВА ЛАРИСА СТЕПАНОВНА, канд. архит., доцент, советник РААСН, член ТРОСА России,

Lara235@yandex.ru

ЛИТВИНОВА ОЛЬГА ГЕННАДЬЕВНА, аспирант, litvinovaolga1982@rambler.ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

О РЕЗУЛЬТАТАХ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ СОХРАНЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОСТРОИТЕЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ*

В статье авторы знакомят с результатами исследования, выполненного при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

Трансформацию новой деструктивной застройки в исторической среде городов авторы рассматривают как своевременный и действенный инструмент реабилитации архитектурно-художественного своеобразия, утрачиваемого историческими центрами российских городов. Предлагаемые авторами теоретические принципы, модели, методика нейтрализации и трансформации новой деструктивной застройки в исторических центрах городов (на примере города Томска) отражают принципиально новое видение решения проблемы сохранения архитектурно-художественного своеобразия исторических центров российских городов и позволяют сформировать идеологию нового актуального направления архитектурной деятельности.

Ключевые слова: город, архитектурно-художественное своеобразие, деструктивная застройка, нейтрализация, трансформация, теоретические модели, методика, реабилитация, целостность восприятия.

ROMANOVA, LARISA STEPANOVNA, Cand. of arch. sc., assoc. prof., adviser of Russian Academy of Architecture and Building Sciences, Lara235@yandex.ru

LITVINOVA, OLGA GENNADJEVNA, P.G.,

litvinovaolga1982@rambler.ru

Tomsk State University of Architecture and Building,

2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia

ABOUT RESULTS OF THE BASIC RESEARCH ON DEVELOPMENT OF THEORETICAL BASES OF PRESERVATION OF AN ARCHITECTURALLY-BUILDING HERITAGE

The authors of the article give the results of the research carried out under financial support of the Russian fund of the fundamental researches (project OFR 08-06-13528 «Principles of

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований проект офи_ц № 08-06-13528 «Принципы сохранения историко-культурного наследия в историческом центре городов при внедрении современной деструктивной застройки (на примере города Томска) 2008, 2009 гг.

© Л.С. Романова, О.Г. Литвинова, 2010

preservation of a historical and cultural heritage in the historical centers of cities under the modem destructive building» (on an example of city Tomsk) 2008, 2009.

The authors consider the transformation of modern destructive building in city historical environment as timely and effective instrument for rehabilitation of architectural-artistic originality, lost by historical centers of Russian cities. The suggested theoretical principles, models, methods of neutralization and transformation of modern destructive building in city historical centers (on the example of city Tomsk) reflect the essentially new vision of the decision of the problem of the conservation architectural-artistic originality of historical centers in Russian cities and allow to form the ideology of the new actual direction of architectural activity.

Keywords: city, architectural-artistic originality, destructive building, neutralization, transformation, theoretical models, methodology, rehabilitation, integrity of the perception.

В настоящее время мы находимся у той критической черты, когда всё, что связано с сохранением культурного наследия в России, следует отнести к сфере национальной безопасности. Развитие теоретических основ и методов сохранения, реставрации, регенерации и воссоздания архитектурностроительного наследия - фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен данный проект. Фундаментальная задача проекта - заложить теоретическую основу для формирования нового направления в архитектурной деятельности, связанного с нейтрализацией и трансформацией деструктивного внедрения современной застройки в историческую среду городов России (на примере города Томска).

Предложенные авторами теоретические модели нейтрализации и трансформации новой деструктивной застройки, позволяющие воссоздать целостность восприятия среды исторических центров городов (на примере крупного сибирского города Томска), базируются на теоретических принципах, разработанных авторами в процессе работы над проектом [3]. Для лучшего восприятия предлагаемых моделей перечислим эти принципы, разработанные для частично нарушенной архитектурной среды исторических центров городов.

Принцип воссоздания целостности восприятия исторически сложившейся объёмно-пространственной композиции исторического центра города или его фрагмента при внедрении новых деструктивных объектов заключается в нейтрализации или трансформации негативных качеств новых объектов, повлиявших на её искажение. Реализация принципа позволит восстановить восприятие исторически сложившейся пространственной иерархии конкретной территории, оказавшей влияние на формирование её самобытности и своеобразие архитектурно-художественного облика.

Принцип сохранения физических габаритов деструктивных новых объектов в историческом центре города или его фрагмента заключается в сохранении основных физических параметров объектов при необходимой корректировке масштаба конкретного объекта за счёт средств нейтрализации или трансформации.

Принцип сохранения функционального назначения деструктивных новых объектов в историческом центре города или его фрагмента заключается в сохранении планировочной структуры объектов и существующей функции

и предполагает сохранение комфортности пребывания в здании после проведённой нейтрализации или трансформации.

Принцип максимального сохранения архитектурной стилистики деструктивных новых объектов в историческом центре города или его фрагмента заключается в сохранении основных стилистических характеристик новых объектов при необходимой корректировке их негативных качеств за счёт средств нейтрализации или трансформации. Применение данного принципа относится только к объектам, имеющим архитектурно-художественную ценность.

Принцип сохранения экспозиционной ценности исторического центра города или фрагмента, архитектурно-художественное своеобразие которого разрушено внедрением новой деструктивной застройки, заключается в реабилитации пространственной иерархии конкретной исторической территории и создании привлекательных архитектурно-художественных качеств новых объектов в результате их трансформации. Реализация данного принципа позволит использовать реабилитированные территории исторического центра с новой деструктивной застройкой для развития туризма, который может стать необходимым экономическим ресурсом для трансформации деструктивной застройки [4].

Теоретические модели нейтрализации и трансформации современной застройки, искажающей своеобразие исторически сложившейся пространственной композиции центров российских городов (на примере города Томска), разработаны для преобладающих типов деструктивной застройки по объёмно-пространственному признаку дисгармонии: «башня», «акцент», «чемодан» (рис. 1-3). В моделях учтено различное местоположение деструктивных объектов перечисленных типов в структуре исторического квартала (на красной линии, внутри квартала), а также особенности расположения исторической застройки по красной линии (сплошная фасадная, с прозорами, смешанная).

Предлагаемые модели наглядно демонстрируют механизм применения теоретических принципов нейтрализации деструктивной новой застройки в различных градостроительных ситуациях. Данные модели разработаны для частично нарушенной архитектурной среды исторических центров городов.

На основе разработанных теоретических принципов и моделей нейтрализации и трансформации деструктивной современной застройки в исторических центрах городов на кафедре реставрации и реконструкции архитектурного наследия (РиРАН) Томского государственного архитектурностроительного университета (ТГАСУ) в рамках дипломного проектирования завершается работа над экспериментальным проектом нейтрализации и трансформации нового здания Драмтеатра в г. Томске. Этот объект, появившийся в 1976 г. на центральной площади города (соврем. пл. Ленина -бывшая Базарная), относится к типу «акцент» в соответствии с классификацией дисгармоничной застройки, предложенной авторами. Данный фрагмент площади претерпел значительные изменения в процессе реализации Генерального плана развития Томска 1968 г.

Рис. 1. Модели нейтрализации здания типа «чемодан» для исторического квартала:

а - модель нейтрализации здания типа «чемодан» (по красной линии квартала) для исторического квартала с застройкой с прозорами; б - модель нейтрализации здания типа «чемодан» (внутри квартала) для исторического квартала

с застройкой с прозорами; в - модель нейтрализации здания типа «чемодан» (внутри квартала) для исторического квартала со смешанным типом застройки

І»

І

з

!3

с_

г:

ш

І

\ Л. ■ 1 41» 1_ТІ

1 ' Iм г * я т І

Рис. 2. Модели нейтрализации зданий типа «акцент», «башня» для исторического квартала: а - модель нейтрализации здания типа «акцент» (по красной линии квартала) для исторического квартала с застройкой с прозорами; б - модель нейтрализации здания типа «башня» (внутри квартала) для исторического квартала со смешанным типом застройки; в - модель нейтрализации здания типа «башня» (по красной линии квартала) для исторического квартала с фасадной застройкой

Рис. 3. Классификация новой деструктивной застройки в историческом центре Томска по объёмно-пространственному признаку:

а - здания типа «башня»; б - здания типа «чемодан»; в - здания типа «акцент»

Рис. 4. Драматический театр в историческом центре Томска. Существующее положение. Фото Т.Б. Фетисовой (лето 2009):

а - вид на западный фасад; б - вид на восточный фасад; вид на южный фасад

Рис. 5. Драматический театр в историческом центре Томска. Существующее положение. Фото Т. Б. Фетисовой (лето 2009): а - вид на северный фасад; б - вид на восточный фасад

Северный фасад

Восточный фасад

Рис. 6. Схематический обмер фасадов Драматического театра в Томске. Выполнила дипломница кафедры реставрации и реконструкции архитектурного наследия Т. Б. Фетисова

Восточный фасад

Рис. 7. Эскизное предложение по нейтрализации и трансформации Драматического театра в Томске. Выполнила дипломница кафедры реставрации и реконструкции архитектурного наследия Т.Б. Фетисова. Руководители: доцент, канд. архит., советник РААСН, зав. каф. Л.С. Романова, аспирант, ассистент О.Г. Литвинова, инженер-конструктор доцент Е.Н. Колокольцева. Вариант I

Восточный фасад

Рис. 8. Эскизное предложение по нейтрализации и трансформации Драматического театра в Томске. Выполнила дипломница кафедры реставрации и реконструкции архитектурного наследия Т.Б. Фетисова. Руководители: доцент, канд. архит., советник РААСН, зав. каф. Л.С. Романова, аспирант, ассистент О.Г. Литвинова, инженер-конструктор доцент Е.Н. Колокольцева. Вариант II

Но в целом площадь и прилегающие к ней кварталы можно охарактеризовать как частично нарушенную среду. Для восстановления пространственной иерархии площади автор проекта Т.Б. Фетисова - студентка VI к. архитектурного факультета (руководители: архитекторы Л.С. Романова, О.Г. Литвинова; конструктор Е.Н. Колокольцева) использует приёмы, визуально изменяющие габариты и масштаб здания Драмтеатра. Вместе с тем, сохраняя стилистику архитектуры 1970-х гг., автор придает производственной части театра (фасады - северный и фрагменты восточного, западного), обращенной к Богоявленской церкви (первому каменному храму Томска), выразительность и историческую значимость, а облику театра - образно-художественную целостность (рис. 4-8).

В качестве средств нейтрализации используется облицовка массивного объёма сценической коробки и фрагмента фасадов служебной части театра облицовочным стеклом (конструктивная система - вентилируемый фасад). Это не только визуально изменяет габариты здания, но и несёт смысловую нагрузку, объединяя две важные составляющие части театра - зрительскую и артистическую. Идея объединения этих составляющих - сути театра, отражена также и в средствах трансформации. В артистической (служебной) части театра предлагается использовать приём, примененный при последней реконструкции фасадов в зрительской части (колонны, материал облицовки), что позволяет изменить пропорции артистической части театра и вступить в диалог с окружающей исторической застройкой, например, поддержав ритм колонн бывшего Биржевого корпуса. Использование скульптурной композиции над входом в артистическую часть позволяет придать иное звучание существующему служебному входу, которое более соответствует его значимости и соседству с памятником архитектуры (храмом), а также уравновешивает две составляющие части театра. В скульптурной группе и барельефах (на фризовой части боковых фасадов) предлагается отразить историю театра в образах выдающихся артистов и сюжетах лучших спектаклей. Следует отметить, что такое решение, продиктованное реально сложившейся ситуацией, позволяет по-новому взглянуть на композиционную схему театров, где традиционно значительный приоритет отдаётся зрительской части. На наш взгляд, производственная (актерская или служебная) часть театров должна иметь и композиционное, и архитектурное решение, соответствующее её смысловой нагрузке.

Предлагаемая методика восстановления целостного восприятия исторического центра города (на примере города Томска), нарушенного внедрением дисгармоничной современной застройки, основывается на комплексном подходе, включающем:

1. Качественный предпроектный анализ исследуемой территории и выявленных деструктивных объектов.

2. Применение теоретических принципов и моделей нейтрализации и трансформации новых деструктивных объектов к конкретной территории исторического центра.

3. Выявление необходимых приёмов для реализации теоретических принципов нейтрализации и трансформации для конкретного нового деструктивного объекта и их применение.

Предпроектный анализ является необходимой составляющей для осуществления реабилитации пространственной организации исторического центра города. Он включает:

1) изучение пространственной организации исторического центра города в различные временные периоды, заканчивая современным состоянием, которое, в свою очередь, состоит:

- из выявления современных объектов, искажающих исторически сложившееся пространство городского центра;

- качественной характеристики деструктивных объектов (масштаб, габариты, функция);

- классификации деструктивных объектов с учётом их пространственной дисгармонии [2].

2) изучение образно-художественных характеристик исторического центра города в различные временные периоды, заканчивая современным состоянием, которое, в свою очередь, состоит:

- из выявления современных объектов, искажающих исторически сложившиеся образно-художественные характеристики городского центра;

- характеристики образно-художественной выразительности деструктивных объектов (материал, пластика фасадов, цветовое решение и др.).

3) ценностную характеристику нового деструктивного объекта, включающую:

- архитектурно-эстетическую ценность (признаки архитектурного стиля, особые архитектурно-художественные элементы);

- строительно-технологическую ценность (особые архитектурностроительные конструкции и технические приёмы, строительные материалы).

Приемы нейтрализации и трансформации деструктивных объектов, опираясь на предложенные авторами теоретические принципы и модели, могут быть различными в зависимости от конкретной градостроительной ситуации и особенностей объекта. Приёмы нейтрализации дисгармоничных объектов включают [5]:

- облицовку различными материалами, позволяющими скрыть, растворить, изменить зрительное восприятие излишне массивных или высоких объектов;

- покраску, позволяющую скрыть, растворить, изменить зрительное восприятие излишне массивных или высоких объектов (при необходимости произвести предварительное оштукатуривание поверхности стен);

- введение дополнительных вертикальных или горизонтальных членений, изменяющих восприятие габаритов нового объекта, неуместных в конкретной исторической среде (за счёт облицовки или покраски).

Приёмы трансформации включают использование богатой палитры монументального искусства, которое сейчас возрождается после длительного забвения в постсоветском периоде. С помощью средств монументального искусства можно снивелировать восприятие излишне протяженных или высоких новых объектов и расставить необходимые акценты. Использование средств монументального искусства предполагает создание нового качества деструктивных объектов, позволяющее не только реабилитировать восприятие исторического окружения, но и придать объекту высокое архитектурно-

эстетическое звучание. То есть преобразовать отрицательные качества объекта в положительные за счёт трансформации его существующего облика. К приёмам трансформации следует отнести:

- использование настенных росписей и суперграфики;

- введение художественных витражей;

- использование скульптуры, рельефов.

Особое место среди приёмов нейтрализации и трансформации деструктивных объектов занимает использование вечернего освещения (подсветки) дисгармоничных объектов, содержащее в себе огромный потенциал для преобразования восприятия измененной архитектурно-исторической среды.

Предлагаемые теоретические принципы, модели и методика трансформации новой деструктивной застройки в историческом центре городов (на примере города Томска) могут стать теоретической основой формирования идеологии нового направления архитектурной деятельности, для которого с учётом реально сложившейся ситуации в исторических центрах российских городов созрели объективные предпосылки. Основной задачей архитекторов, специализирующихся в этом направлении, является реабилитация пространства исторических центров городов России. Работы в этом направлении хватит на долгие годы. Этот вид архитектурной деятельности интересен, требует разнообразных знаний, незаурядных творческих и аналитических способностей, индивидуального подхода, высокого уровня профессиональной культуры, стержнем которой является Нравственность. Степень ответственности специалистов, избравших это направление, и значимость их деятельности для отечественной культуры трудно переоценить. В условиях проводимой реформы в сфере высшего образования создание новой специализации направления «Архитектура» становится особенно актуальным.

Совершенно очевидно, что для осуществления реабилитации территорий исторических центров городов с новой деструктивной застройкой необходима специальная подготовка. Основой этого специфического профиля должно стать базовое архитектурное образование. Для успешной работы в этом новом направлении архитектурной деятельности необходимы углублённые знания по истории градостроительства, архитектуры, региональной архитектуры; основам реставрации градостроительного и архитектурного наследия, охране историко-культурного наследия; видеоэкологии; особенностям визуального восприятия архитектурных объектов и произведений искусства [1], современным строительным материалам и технологиям. В особый раздел следует выделить изучение средств художественной выразительности, монументального и прикладного искусства. Необходимо включить в образовательную программу расширенный курс философии, эстетики, социологии, истории искусств. Задания, развивающие фантазию и воображение, должны занимать значимое место в обучении архитекторов нового профиля. Несомненно, будущие «трансформаторы» должны сочетать в себе мощный творческий потенциал и аналитические способности, умение неординарно мыслить.

Трансформацию новой деструктивной застройки в исторической среде городов следует рассматривать как своевременный и действенный

инструмент реабилитации архитектурно-художественного своеобразия, утрачиваемого историческими центрами российских городов.

Полученные результаты исследования имеют теоретическую, методическую и практическую значимость.

Теоретическая значимость исследования определяется новыми теоретическими разработками по восстановлению целостности восприятия историко-архитектурной среды городских центров при внедрении современной деструктивной застройки, включающими:

- научное обоснование актуальности создания нового направления архитектурной деятельности, основной задачей которого является реабилитация искаженного новой деструктивной застройкой пространства исторических центров, формирующих архитектурно-художественное своеобразие городов и поселений России;

- теоретическую основу для формирования нового направления архитектурной деятельности - теоретические принципы и модели нейтрализации и трансформации новой деструктивной застройки в историческом центре городов (на примере города Томска), обоснование специфики образовательного процесса.

Методическая значимость исследования заключается в предложенной авторами методике восстановления целостного восприятия исторического центра города (на примере города Томска), которая является необходимой составляющей в решении фундаментальной задачи проекта.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения предложенных теоретических принципов, моделей, методики и научно-практических рекомендаций по нейтрализации и трансформации современной деструктивной застройки в историческом центре города (на примере города Томска) при решении практических задач сохранения архитектурно-художественного своеобразия развивающихся городов.

Результаты исследований 2009 г. со ссылкой на финансовую поддержку РФФИ:

а) отражены в статьях и тезисах докладов:

- Романова Л.С., Литвинова О.Г. Современная застройка в исторических центрах городов. Исследования. Проблемы. Перспективы // Вестник ТГАСУ. - 2009. - № 2. - С. 65-76.

- Литвинова О.Г., Романова Л.С. Эмоциональное восприятие города как важный элемент архитектурного образования // Материалы Международной НПК - Саратов. - 2009. - С. 163-169.

- Романова Л.С., Литвинова О.Г. Принципы трансформации современной деструктивной застройки в историческом центре города (на примере города Томска) // Вестник ТГАСУ. - 2010. - № 1. - С. 94-101.

- Романова Л.С. К проблеме сохранения архитектурно-художественного своеобразия исторических центров городов // Сборник РААСН. - Москва, 2009 (в печати).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Романова Л.С., Литвинова О.Г. Реабилитация пространства исторического центра города за счёт трансформации деструктивной застройки // Материалы 10-го Международного форума «Новые идеи нового века». - Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2010. - Т. 1. - С. 138-142.

- Литвинова О.Г. Сложившаяся историческая среда Томска и её новые составляющие. Проблемы. Задачи будущего // Материалы городской общественной конференции «Сохраняя наследие - сохраним духовную культуру наших предков». - Томск : Изд-во ТПУ, 2010. - С. 26-32.

- Литвинова О.Г. Влияние научно-технических достижений на развитие архитектуры и градостроительства в конце XX - начале XXI в. // Тезисы в сб. НГАХА. - Новосибирск. - 2009 (в печати).

б) доложены:

- на заседаниях Общественной палаты при администрации Томской области «Современное состояние архитектурного облика исторического центра Томска. Внедрение новой застройки» (08.06.2009) и расширенного правления Томской региональной организации Союза архитекторов России «Исторический центр Томска и современная застройка» (25.12.2009);

- на научном семинаре кафедры реставрации и реконструкции архитектурного наследия Томского государственного архитектурно-строительного университета (09.12.2009);

- на научной конференции X Международного форума «Новые идеи нового века» в г. Хабаровске (24.02.2010 г.);

в) использованы в учебном процессе на архитектурном факультете Томского государственного архитектурно-строительного университета:

- дисциплина «Реставрация и реконструкция объектов градостроительного наследия». - V курс. Преподаватель Романова Л.С., аспирант Литвинова О.Г. В лекционную часть включена тема «Теоретические принципы и модели нейтрализации и трансформации новой деструктивной застройки в историческом центре городов (на примере города Томска)»;

- дипломные проекты: «Проект нейтрализации и трансформации нового здания Драмтеатра в г. Томске». Студентка Фетисова Т.Б. Руководители: Романова Л.С., Литвинова О.Г., Колокольцева Е.Н.;

- дипломные и курсовые работы студентов кафедры РиРАН ТГАСУ по теме: «Реконструкция исторических территорий», «Реставрация памятников архитектуры», которые расположены в частично нарушенной среде, содержат предложения по нейтрализации и трансформации современной дисгармоничной застройки (руководители: Романова Л.С., Болтовская И.Ю., Ситнико-ва Е.В., Савельева Н.В.).

Принципиально новое видение решения проблемы сохранения архитектурно-художественного своеобразия исторических центров российских городов в реально сложившихся условиях их пространственной деградации в результате внедрения современной деструктивной застройки отражено авторами:

- в разработке теоретических принципов нейтрализации и трансформации деструктивных объектов в историческом центре городов (на примере города Томска);

- применении метода построения теоретических моделей;

- синтезе теоретических положений на уровне экспериментальной разработки проекта нейтрализации и трансформации здания Драмтеатра в г. Томске;

- методике восстановления целостного восприятия исторического центра Томска, нарушенного внедрением современной деструктивной застройки, входящей в состав научно-практических рекомендаций.

Полученные результаты исследования могут быть использованы:

- при формировании новой специальности направления «Архитектура» в системе архитектурного образования - имеющиеся масштабы новой деструктивной застройки в исторических центрах городов России сформировали для этого необходимую и достаточную базу, обеспечив полем деятельности на десятилетия вперёд;

- при проведении научно-исследовательских работ, отражающих другие аспекты данной тематики (экономические, правовые и пр.), в научноэкспериментальном проектировании;

- в градостроительной практике реставрации и реконструкции исторических центров городов и поселений России с целью восстановления целостного восприятия их исторического облика при внедрении деструктивной современной застройки;

- при разработке проектно-планировочной и нормативно-справочной документации для различных городов и поселений России и, прежде всего, Сибирского региона;

- в учебном процессе архитектурных вузов как профилактика некорректного внедрения новой застройки в сложившуюся среду исторических центров российских городов;

- в пропагандистско-просветительской деятельности.

Реализация результатов проекта будет способствовать росту отечественного и въездного туризма за счёт восстановления самобытности исторических центров малых и больших городов России, а значит, получению значительных экономических ресурсов. Сохранение наследия и его активное использование в воспитании новых поколений россиян способно эффективно содействовать лучшему пониманию собственной истории и осознанию национальной идентичности, что является неотъемлемым условием экономического благополучия и успешного развития любого государства.

Библиографический список

1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие : [пер. с англ.] / Р. Арнхейм. - М. : Ар-хитектура-С, 2007. - 392 с.

2. Романова, Л.С. Современная застройка в исторических центрах городов. Исследования. Проблемы. Перспективы / Л.С. Романова, О.Г. Литвинова // Вестник ТГАСУ. - 2009. -№ 2. - С. 65-76.

3. Романова, Л. С. Принципы трансформации современной деструктивной застройки в историческом центре города (на примере города Томска) / Л. С. Романова, О. Г. Литвинова // Вестник ТГАСУ. - Томск. - 2010. - № 1. - С. 94-101.

4. Романова, Л.С. Здесь начинался Томск. Прошлое, настоящее, будущее / Л.С. Романова. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2004. - 218 с.

5. Тренин, А.Б. Разработка историко-архитектурных опорных планов и проектов зон охраны памятников истории и культуры исторических населённых мест: методические рекомендации / Министерство культуры РСФСР. Объединение «Росреставрация». - Москва, 1990. - 37 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.