Научная статья на тему 'О решении задачи исследования динамики общественного мнения путем анализа открытых источников информации'

О решении задачи исследования динамики общественного мнения путем анализа открытых источников информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
113
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ СЛЕДЫ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / DIGITAL TRACES / PUBLIC OPINION / SOCIAL MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Штуккина А.И., Жукова М.Н.

Раскрывается проблема изучения динамики общественного мнения в социальных медиа. Описана задача реализации комплексного подхода для решения данной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SOLUTION OF THE PROBLEM OF PUBLIC OPINION DYNAMICS RESEARCH BY THE ANALYSIS OF OPEN INFORMATION SOURCES

The problem of public opinion dynamics in social media is ivestigated. The task of the complex approach realization for the solution of the given problem is described.

Текст научной работы на тему «О решении задачи исследования динамики общественного мнения путем анализа открытых источников информации»

Секция «Методы и средства зашиты информации»

УДК 004.056.5

О РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПУТЕМ АНАЛИЗА ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

А. И. Штуккина, М. Н. Жукова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: shtukkina@mail.ru

Раскрывается проблема изучения динамики общественного мнения в социальных медиа. Описана задача реализации комплексного подхода для решения данной задачи.

Ключевые слова: цифровые следы, общественное мнение, социальные медиа.

ON THE SOLUTION OF THE PROBLEM OF PUBLIC OPINION DYNAMICS RESEARCH BY THE ANALYSIS OF OPEN INFORMATION SOURCES

A. I. Shtukkina, M. N. Jukova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: shtukkina@mail.ru

The problem of public opinion dynamics in social media is ivestigated. The task of the complex approach realization for the solution of the given problem is described.

Keywords: digital traces, public opinion, social media.

На сегодняшний день роль информационных технологий в общественной жизни велика и растет с каждым днем. В первую очередь это проявляется с точки зрения вовлечения населения в он-лайн-коммуникацию, особенно через социальные медиа. Таким образом, появляется множество цифровых следов (сообщений, «репостов», «лайков», активность веб-сайтов). Интернет сегодня - это не только индикатор общественных процессов, но и электронный банк данных о социальной жизни в ее разнообразных проявлениях. Интернет является архивом социальной жизни, собранным массивом данных, доступных для анализа автоматизированными методами. Так владея сведениями о функционировании и развитии интернет-среды, можно изучать динамику общественного мнения по той или иной теме, проблеме, а также делать те или иные прогнозы.

Сейчас уже существует ряд подходов к изучению онлайн-сообществ: массовые веб-опросы на основе математически обоснованных выборочных методов (например., RDS по типу «снежного кома») [Chang, Krosnick, 2009; Мавлетова, 2010], метод визуализации социальных сетей [Давыдов, 2008; Андреева, 2012], изучение больших текстовых массивов в Интернете на основе контент-анализа, онлайн-интервью в асинхронном (по типу форума) или синхронном (по типу видеоконференции) формате [Messer, Dillman, 2011; Malhotra, 2008; Couper, 2008; Девятко, 2010].

В качестве основной группы онлайн-исследований чаще всего используются количественные методы с вариациями методик онлайн-опросов, которые стали объектом активного методического экспериментирования с оценкой источников угроз валидности данных и т. п. Реже такие исследования можно наблюдать на основе анализа данных, фиксируемых техническими средствами интернет-сервисов.

Предлагается использовать комплексный подход, который будет заключаться в автоматизированном сборе определенных видов цифровых следов (как количественной информации - количество посетителей на сайте, их активность, так и качественной - сообщения пользователей, «комментарии», «лайки», «репосты»), с последующим анализом собранных данных. Таким образом, на основании полученных результатов, можно будет изучать социологическое настроение общества.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 1

Библиографические ссылки

1. Андреева А. Н., Никитина М. С. Сентимент-анализ брендов в российской блогосфере как инструмент маркетинговых исследований. Бренд-менеджмент, 2012. С. 226-243 с.

2. Давыдов А. А. Социология изучает блогосферу // Социологические исследования. 2008. С.92-101.

3. Девятко И. Ф. Инструментарий онлайн-исследований: попытка каталогизации. Онлайн-исследования в России 3.0 / под ред. А. В. Шашкина, И. Ф. Девятко, С. Г. Давыдова. М. : Издательский дом «Кодекс», 2012. С. 17-30.

4. Мавлетова А. М. Проведение онлайн RDS эксперимента: изучение мотивации гемблеров. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 2010. С. 36-49.

5. Chang L., Krosnick J. A. National surveys via RDD telephone interviewing versus the internet comparing sample representativeness and response quality. Public Opinion Quarterly, 2009. Р. 641-678.

6. Couper M. P. Designing Effective Web Surveys. New York : Cambridge University Press, 2008.

7. Malhotra N. Completion time and response order effects in web surveys. Public Opinion Quarterly, 2008. Р.914-934.

8. Messer B. L., Dillman D. A. Surveying the general public over the internet using address-based sampling and mail contact procedures. Public Opinion Quarterly, 2011. Р. 429-457.

© Штуккина А. И., Жукова М. Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.