Научная статья на тему 'Сетевые методы исследования виртуальных сообществ'

Сетевые методы исследования виртуальных сообществ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2309
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / ИНТЕРНЕТ / ВИРТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / УПРАВЛЯЕМАЯ РЕСПОНДЕНТОМ ВЫБОРКА / ОНЛАЙН МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ / VIRTUAL COMMUNITIES / INTERNET / VIRTUAL SOCIAL NETWORKS / CONTROLLED BY RESPONDENT SAMPLE / ONLINE RESEARCH METHODS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Печенкин Виталий Владимирович, Зайонц Владимир Владимирович

В статье анализируются различные подходы к исследованию виртуальных сообществ, сложности применения различных методов. Более подробно рассматривается метод исследования виртуальных сообществ на основе выборки управляемой респондентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK RESEARCH METHODS OF VIRTUAL COMMUNITIES

The article analyzes different approaches to the study of virtual communities, the complexity of the application of different methods. More detail the research method of virtual communities based on a sample managed by the respondent.

Текст научной работы на тему «Сетевые методы исследования виртуальных сообществ»

УДК 311.21 Печенкин Виталий Владимирович

доктор социологических наук,

профессор кафедры социальной антропологии

и социальной работы

Саратовского государственного

технического университета

pechenkinvv@sstu.ru

Зайонц Владимир Владимирович

аспирант кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета vladimir.zayonts@gmail.com

СЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ

Pechenkin Vitaly Vladimirovich

Doctor of Sociology, professor of the chair of social anthropology and social work department, Saratov State Technical University pechenkinvv@sstu.ru

Zayonts Vladimir Vladimirovich

post-graduate student of the chair of social anthropology and social work, Saratov State Technical University vladimir.zayonts@gmail.com

NETWORK RESEARCH METHODS OF VIRTUAL COMMUNITIES

Аннотация:

В статье анализируются различные подходы к исследованию виртуальных сообществ, сложности применения различных методов. Более подробно рассматривается метод исследования виртуальных сообществ на основе выборки управляемой респондентом.

Ключевые слова:

виртуальные сообщества, Интернет, виртуальные социальные сети, управляемая респондентом выборка, онлайн методы исследований.

The summary:

The article analyzes different approaches to the study of virtual communities, the complexity of the application of different methods. More detail the research method of virtual communities based on a sample managed by the respondent.

Keywords:

virtual communities, Internet, virtual social networks, controlled by respondent sample, online research methods.

Подходы к исследованию виртуального пространства и виртуальных сообществ

Появление и широкое распространение новых сервисов в Интернете создало целый спектр способов коммуникации и организации сообществ. Наиболее заметными явлениями Интернета являются социальные сети, блогосфера, некоторые другие. В связи с этим все более актуальной становится проблема выбора и обоснования методов изучения онлайн сообществ, которые представляют новую форму организации социального взаимодействия. В современной исследовательской практике предлагаются различные методы и подходы к изучению виртуального пространства, социальных процессов внутри него. В этой статье мы не будем обсуждать результаты собственных исследований онлайн сообществ, мы лишь сфокусируемся на обсуждении тех методологических приемов, которые, на наш взгляд, наиболее эффективны для решения такой задачи.

Перечислим некоторые примеры таких исследований. Анализ онлайн исследований проводит И.Ф. Девятко [1], касаясь, в том числе, метода формирования выборочной совокупности РйБ, о котором речь пойдет ниже. Подходы к исследованию блогосферы рассматривает А.А Давыдов [2], М.Д. Кондратова предлагает использовать методы визуализации социальных сетей при анализе религиозных виртуальных сообществ [3], А.М. Мавлетова изучает игроков в казино при помощи метода онлайн [4]. Исследовать онлайн сообщества и виртуальные миры, применяя классический антропологический подход, предлагает Т. Белсторф [5]. Подобный подход используют также Д. Бойд и Дж. Чой. Характеристики виртуального пространства изучает Д. Бирне [6] с помощью комплексного подхода, основанного на контент-анализе. Подобно этому проекту масштабный автоматизированный контент-анализ применили исследователи блог-сервиса Живой Журнал [7]. Метод проведения онлайн интервью в текстовом виде в режиме реального времени описывают П. Чен и С. Хинтон [8], а Х. О’Конор и К. Мадж предлагают проводить онлайн интервью в формате видеоконференций [9]. Эти и многие другие публикации демонстрируют не только интерес научного сообщества к проблеме анализа новых форм социальной организации, но и разнообразие подходов к таким исследованиям, необходимость использования новых эмпирических инструментов. Остановимся на проблемах и методах их решения, которые возникают при исследовании онлайн сообществ.

Проблемы при выборочном исследовании онлайн сообществ

При исследовании виртуальных сообществ, особенно проявляющих активность и в реальном обществе, возникает проблема формирования выборки. По соображениям конфиденциальности члены таких сообществ охотно идут на контакт только в виртуальном пространстве, а границы сообщества зачастую сложно определить. Рассмотрим в качестве примера виртуальное сообщество, которое присутствует и координируется в блог-сервисе Живой Журнал. При исследовании подобных объектов существует проблема идентификации принадлежности пользователя блог-сервиса к виртуальному сообществу. Формально, используя статусы сервиса, пользователь может быть идентифицирован как «вступивший в сообщество» или «читающий сообщество». Это, однако, не говорит нам ни о его реальной принадлежности к сообществу, ни об активности в рамках сообщества, ни о том, является ли он человеком, а не одним из автоматических пользователей. Таким образом, можно сделать вывод, что определение границ сообщества и идентификация его членов сильно затруднены.

Следующей проблемой, с которой сталкивается исследователь виртуальных сообществ, является желание респондентов сохранить анонимность, в том числе и по отношению к исследователю. Даже если ученый получил возможность достоверно идентифицировать факт участия членов сообщества, ему будет сложно гарантировать конфиденциальность их персональной информации.

На наш взгляд, в такой ситуации эффективны специальные выборочные процедуры для проведения исследования, основанные на методах снежного кома и «выборке управляемой респондентом» (respondent driven sample, RDS [10]). Эти подходы позволяют максимально защитить персональные данные участников. Рассмотрим подробнее методы, которые, на наш взгляд, являются эффективными именно в использовании виртуальных сообществ.

Использование интервью для исследования онлайн сообществ.

Метод интервью был выбран для того, чтобы получить информацию о различных качественных характеристиках сообщества. В качестве исследовательских задач можно назвать следующие: создание типологии членов сообщества; определение ресурсов сообщества; определение иерархической структуры сообщества, возможных санкций и поощрений; определение основных способов координации и коммуникации, применяемых членами сообщества; идентификация норм, процедур и правил, существующих в сообществе.

Выборка для интервью формируется по методу «снежного кома» с активным участием в процессе ее определения самих респондентов. Создателям сообщества и некоторым наиболее активным членам сообщества предлагается ответить на ряд вопросов и передать список вопросов наиболее активным, по их мнению, участникам. В наших исследованиях респондентам предлагалось либо самостоятельно ответить на предложенные вопросы без участия интервьюера либо ответить на вопросы в режиме реального времени с помощью клиентов мгновенных сообщений, таких как ICQ или Skype. Предполагается, что информации, полученной от наиболее информированных членов сообщества на данном этапе исследования, будет достаточно для достижения целей.

Построение выборки по методу RDS

Для понимания структуры сообщества, характера взаимоотношений между его членами, видов активности, границ и статусных характеристик членов сообщества предлагается использовать онлайн анкетирование с формированием выборки по методу RDS. Как было указано выше, существует ряд проблем при исследовании виртуальных сообщества, связанных с доступностью респондентов и с конфиденциальностью. По определению Дугласа Хекаторна [11], который и предложил использовать метод RDS, члены виртуального сообщества являются труднодоступными группами [12]. Таковыми группами мы будем считать те, которые обладают двумя характеристиками: (1) не существует рамок выборки, соответственно, границы и размер генеральной совокупности (ГС) неизвестны, (2) существуют проблемы, связанные с анонимностью.

При рассмотрении подобных групп исследование в первую очередь направлено на наиболее доступных их членов. В этом случае могут быть использованы стандартные вероятностные выборки, но тогда охват целевой аудитории будет ограниченным, встает и вопрос о репрезентативности выборочной совокупности. С другой стороны, при применении сетевых выборок возможности охвата аудитории становятся значительно выше, однако такие выборки являются неслучайными и, например, как метод «снежного кома» имеют погрешность, связанную с неизвестным размером ГС и возможными отклонениями в процессе формирования выборки. Остановимся подробнее на сложностях, связанных с сетевыми методами формирования выборки, которые, по мнению Д. Хекаторна, возникают при исследовании труднодоступных или скрытых популяций.

При использовании выборки на основе «снежного кома» существует ряд проблем: зависимость выборки от исходных респондентов, которых часто невозможно выбрать случайно; тенденция к смещению выборки по направлению к наиболее сотрудничающим респондентам; респонденты склонны маскироваться, не давать ссылки на других респондентов; субъекты с большим социальным окружением будут избыточно представлены, а субъекты с малым могут быть исключены из выборки.

Для того чтобы снизить погрешность выборки на основе метода «снежного кома» могут быть использованы другие выборки: выборка на основе ключевого информанта и целевая выборка. Однако оба метода имеют свои недостатки. При использовании метода ключевого информанта существует вероятность возникновения ряда ошибок: исключение из обсуждения отклоняющегося поведения; недостаточная осведомленность респондентов о важных деталях исследуемой популяции; взаимодействие респондентов с неслучайной выборкой. При использовании метода целевой совокупности строится исследовательская карта популяции, на основании которой и рекрутируются респонденты, что позволяет получить выборку необходимого качества. Последнее зависит от достоверности составления карты, а сама процедура может являться затратной.

Таким образом, основным вопросом вышеперечисленных методов оставался вопрос о построении случайной выборки при анализе скрытой популяции. Исследование подобных групп становится возможным благодаря методу формирования выборки, который называется выборкой управляемой респондентом (respondent-driven sample, RDS). Эта выборка комбинирует в себе метод «снежного кома» и математическую модель, которая позволяет компенсировать тот факт, что система отбора респрондентов не была случайной. Метод впервые был предложен Д. Хекаторном в 1997 г. при исследовании и профилактике ВИЧ-инфекции у наркоманов в рамках проекта Eastern Connecticut Health Outreach (ECHO). Он предложил в дальнейшем использовать метод RDS при исследовании труднодоступных, скрытых групп, таких как наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, бездомные. Необходимо заметить, что современная практика показывает, что данный метод с успехом применяется не только для исследования скрытых групп, но и для исследования сообществ, которые являются открытыми для исследователей [13].

При использовании метода RDS анкетируемые самостоятельно привлекают новых респондентов из исследуемой популяции. При этом фиксируется последовательность привлечений и количество социальных контактов респондентов. Математическая модель процесса формирования выборки позволяет рассчитывать характеристики ее репрезентативности даже при отсутствии случайной процедуры отбора. Это обоснование модели RDS опирается на методы двух областей математики: теории цепей Маркова и теории смещенных сетевых выборок [14]. Рассмотрим основные черты метода, которые отличают его от метода построения выборки на основе «снежного кома».

В основе RDS лежат не только математически обоснованные процедуры, но и система стимулирования респондентов. Хекаторном были выделены два типа стимулирования: стимулирование к участию в опросе (первичное стимулирование) и стимулирование привлечения новых респондентов (вторичное стимулирование). При вторичном стимулировании индивид побуждает участвовать в опросе других, которые самостоятельно принимают на себя риски участия. Второй важный момент рассматриваемого подхода состоит в том, что участники, привлекающие респондентов, самостоятельно проводят поиск среди скрытой популяции и мотивируют новых к участию. Третьим отличием от метода «снежного кома» является сохранение анонимности, так как исследователю не передаются контакты новых респондентов.

Остановимся подробнее на модели формирования выборки по методу RDS. Для нас этот вопрос важен именно по причине обоснования выбора этого метода при исследовании онлайн сообществ. Исследователь рекрутирует несколько так называемых «первичных респондентов» (seeds), которые сами участвуют в опросе, но должны привлекать новых, в свою очередь повторяющих эту же процедуру. Участникам предлагается вознаграждение за каждого нового привлеченного респондента. В случае если новый представитель исследуемой группы проходит опрос, то привлекший его получает вознаграждение. Каждый новый участник получает предложение аналогичное тому, которое получили первичные респонденты. Такой подход позволяет создавать сетевую выборку, в которой каждый участник привлекает новых респондентов в каждом звене цепи. Процесс выборки прекращается, если целевая популяция исчерпала себя, либо при достижении ее необходимого размера и характеристик. Для стимулирования увеличения длины цепочек и максимально быстрого выхода на равновесное состояние при рекрутировании можно ограничить число привлечений одним участником.

Привлечение респондентов по методу RDS имеет два важных свойства: ограниченное количество характеристик респондента, по которым он отбирается; характеристики рекрутиру-

емого в выборку респондента зависят от характеристик человека, осуществившего его отбор (раса, пол, и т.д.), но длина цепочки отбора, при которой проявляется эта зависимость, ограничена числом 2. Таким образом, процесс привлечения по методу RDS можно рассматривать как Марковский процесс первого порядка (это гарантируется предыдущим свойством), для которого существует ряд математических обоснований. В рамках данной работы мы не будем подробно останавливаться на формальной модели метода RDS. Отметим лишь, что рассматриваемый процесс быстро приводит к достижению равновесного состояния независимо от того, с каких респондентов началась процедура отбора, соответственно, неслучайность их выбора не будет приводить к выходящим за допустимые пределы статистическим ошибкам. Попутно решается и проблема, связанная с маскировкой респондентов и нежеланием их демонстрировать прямые ссылки на других участников опроса. И, наконец, метод RDS снижает погрешность, связанную с размером социального окружения участника опроса, рекрутирующего других. Таким образом, метод RDS является эффективным для определенных типов ГС подходом построения сетевых выборок, который обладает рядом преимуществ перед традиционными.

Использование метода RDS при исследовании онлайн сообществ

Управляемая респондентами выборка, безусловно, может быть результативно использована при исследовании виртуальных социальных сообществ. Как уже было сказано выше, виртуальные сообщества являются труднодоступными группами и им присущи все вышеперечисленные проблемы при применении традиционных методов формирования выборочной совокупности. Более поздние исследования Д. Хекаторна и С. Вейнерта подтверждают, что использование метода RDS в онлайн исследованиях является эффективным [15]. По их мнению, проведение исследования с использованием RDS выборки в виртуальном пространстве позволяет получить качественную выборку гораздо быстрее, чем при использовании традиционных методов даже при большой длине цепи рекрутирования (авторы утверждаю, что скорость формирования выборки вырастает в 20 раз). Кроме этого отмечаются такие преимущества, как сохранение полной анонимности респондентов, простота привлечения новых участников ими и сокращение стоимости проведения исследования.

Рассмотрим некоторые примеры использования метода RDS в онлнай исследованиях. Первое было проведено Д. Хекаторном и С. Вейнертом в 2004 г., в опросе участвовали студенты Корнельского университета, США. В 2008 г. С. Вейрнет провел второе аналогичное исследование того же поля. Авторы использовали название WebRDS в описании примененного метода. В первом проекте в качестве первичных респондентов были взяты девять человек из разных демографических групп, определенных по следующим характеристикам: пол, начальное образование, отношения родства и участие в деятельности клубов. При анализе результатов оказалось, что один первичный респондент (исследователи охарактеризовали его как super-seed) стал начальной точкой формирования части выборки, которая составила в конечном итоге 74 % ее объема.

Как только первичные респонденты соглашались на участие в проекте, они получали на электронную почту информационное письмо. Письмо содержало обзор целей проекта, уникальный номер необходимый в дальнейшем для идентификации респондентов на сайте опроса. Респондентам предлагалось $10 за заполнение анкеты и $15 за привлечение каждого нового участника. Можно было рекрутировать не более троих. Прохождение опроса респондентом завершалось тремя автоматическими действиями: (1) сохранялись результаты ответов на вопросы; (2) блокировался уникальный номер респондента, чтобы исключить возможность повторного участия; (3) респондент получал электронное письмо с тремя уникальными номерами для привлечения новых участников. Размер выборки в данном исследовании составил 150 опрошенных. Важным преимуществом при использовании метода WebRDS была скорость формирования выборки. Ее целевой размер был достигнут в течение 72 часов, а среднее время привлечения нового участника составило 25 минут.

Существующая величина вознаграждения воспринималась респондентами как «слишком высокая», а 20 % респондентов решили не получать вознаграждение, что показало наличие у них нематериального мотива для участия в проекте. Мы предполагаем, что в современной России разумно использовать метод WebRDS при исследовании онлайн сообществ именно без материального стимулирования. Отсутствие вознаграждения, возможно, повлияет на сроки проведения полевого этапа исследования и на размер конечной выборки. Но при выполнении условий, накладываемых на процесс методом RDS, результаты исследования окажутся достоверными.

Отказ от материального стимулирования может быть обоснован и следующими обстоятельствами. Для респондента не составляет труда самостоятельно несколько раз пройти процедуру опроса и получить незаслуженную компенсацию. Таким образом, в случае с материальным стимулированием настоятельно необходимо присутствие механизма, гарантирующего уникальность респондента и однократность прохождения им опроса, что потребует идентификации

личности. По нашему мнению, другим методом решения этой проблемы может быть введение нематериального, символического поощрения. Несмотря на данное замечание, мы считаем метод WebRDS эффективным в исследовании виртуальных сообществ как в его варианте с материальным поощрением, так и без такового.

Ссылки и примечания: References (transliterated) and notes:

1. Девятко И.Ф. Онлайн исследования и методология социальных наук: новые горизонты, новые (и не столь новые) трудности // Онлайн исследования в России 2.0. / под редакцией Шашкина А.В., Девятко И.Ф., Давыдова С.Г. М., 2010.

2. Давыдов А.А. Социология изучает блогосферу // Социологические исследования. 2008. № 011. С. 92-101.

3. Кондратова М.Д. Анализ внутригрупповых связей религиозного виртуального сообщества // Актуальные аспекты социально-производственного менеджмента: сб. науч. тр. СГТУ. 2005. С. 149-154.

4. Мавлетова А.М. Проведение онлайн RDS эксперимента: изучение мотивации гемблеров // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2010. № 4. C. 36-49.

5. Boellstorff Т. Coming of Age in Second Life: An Anthropologist Explores the Virtually Human. Princeton University Press. 2008.

6. Byrne D. N. Public discourse, community concerns, and civic engagement: Exploring black social networking traditions on BlackPlanet.com // Journal of Computer-Mediated Communication. № 13 (1), 2007. ULR: http://jcmc.indiana.edu/vol13/issue1/byrne.html (дата обращения: 15.10.2010).

7. Herring S. C., Paolillo J. C., Ramos Vielba I., Kouper

I., Wright E., Stoerger S., Scheidt L. A., Clark B., Language networks on LiveJournal // Fortieth Hawai'i International Conference on System Sciences. Los Alamitos, CA: IEEE Press, 2007. ULR:

http://www.blogninja.com/hicss07.pdf (дата

обращения: 15.10.2010).

8. Chen P., Hinton S.M. Realtime Interviewing Using the World Wide Web// Sociological Research Online. 2009. Vol. 4. no. 3. ULR: http://www.socresonline.org.uk/4/3/chen.html (дата обращения: 20.05.2011).

9. O'Connor H., Madge C. Cyber-Mothers: Online Synchronous Interviewing using Conferencing Software // Sociological Research Online. 2001. Vol. 5, no. 4.

10. Далее мы будем использовать именно эту аббревиатуру для обозначения выборки, управляемой респондентом.

11. Мы будем использовать в своем тексте некоторые положения этой статьи, не ссылаясь дополнительно на первоисточник.

12. Douglas D. Heckathorn. Respondent-Driven Sample: A New Approach to the Study of Hidden Populations // Social Problems. 1997. Vol. 44. № 2. P. 174-199.

13. Wejnert C. An empirical test of respondent-driven

sampling: point estimates, variance, degree

measures, and out-of-equilibrium data // Sociological methodology. 2009. Vol. 39. № 1. P. 73-116.

14. Maiya A.S., Berger-Wolf T.Y. Benefits of Bias: To-

wards Better Characterization of Network 17th ACM SIGKDD Conference on Knowledge Discovery and Data Mining (KDD '11). San Diego, CA, Aug 2011. ULR: http://arun.maiya.net/papers/maiya_etal-

netbias.pdf (дата обращения: 03.07.2011)

15. Wejnert C., Heckathorn D. Web based netowrk sampling: efficacy of respondent-driven sampling for online research // Sociological Methods Research.

2008. vol. 37 no. 1. P. 105-134.

1. Devyatko I.F. Onlayn issledovaniya i metodologiya sotsial'nyh nauk: novye gorizonty, novye (i ne stol' novye) trudnosti // Onlayn issledovaniya v Rossii 2.0. / ed. by Shashkin A.V., Devyatko I.F., Davydov S.G. M., 2010.

2. Davydov A.A. Sotsiologiya izuchaet blogosferu // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2008. No. 011. P. 92-101.

3. Kondratova M.D. Analiz vnutrigruppovyh svyazey religioznogo virtual'nogo soobshchestva // Aktual'nye aspekty sotsial'no-proizvodstvennogo menedzhmen-ta: collection of scientific works. SGTU. 2005. P. 149-154.

4. Mavletova A.M. Provedenie onlayn RDS eksperimen-ta: izuchenie motivatsii gemblerov // Vestnik Ros-siyskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Sotsiologiya. 2010. No. 4. P. 36-49.

5. Boellstorff T. Coming of Age in Second Life: An Anthropologist Explores the Virtually Human. Princeton University Press. 2008.

6. Byrne D. N. Public discourse, community concerns,

and civic engagement: Exploring black social networking traditions on BlackPlanet.com // Journal of Computer-Mediated Communication. No. 13 (1), 2007. ULR: http://jcmc.indiana.edu/vol13/issue1/byrne.html

(data obrashcheniya: 15.10.2010).

7. Herring S. C., Paolillo J. C., Ramos Vielba I., Kou-per

I., Wright E., Stoerger S., Scheidt L. A., Clark B., Language networks on LiveJournal // Fortieth Hawai'i International Conference on System Sciences. Los Alamitos, CA: IEEE Press, 2007. ULR:

http://www.blogninja.com/hicss07.pdf (date of access: 15.10.2010).

8. Chen P., Hinton S.M. Realtime Interviewing Using the World Wide Web// Sociological Research Online.

2009. Vol. 4. no. 3. ULR: http://www.socresonline.org.uk/4/3/chen.html (date of access: 20.05.2011).

9. O'Connor H., Madge C. Cyber-Mothers: Online Synchronous Interviewing using Conferencing Software // Sociological Research Online. 2001. Vol. 5, no. 4.

10. Next, we shall use this abbreviation to refer to the sample, controlled by the respondent.

11. We will use in its text some of the provisions of this article without referring to an additional source.

12. Douglas D. Heckathorn. Respondent-Driven Sample: A New Approach to the Study of Hidden Populations // Social Problems. 1997. Vol. 44. No. 2. P. 174-199.

13. Wejnert C. An empirical test of respondent-driven

sampling: point estimates, variance, degree

measures, and out-of-equilibrium data // Sociological methodology. 2009. Vol. 39. No. 1. P. 73-116.

14. Maiya A.S., Berger-Wolf T.Y. Benefits of Bias: To-

wards Better Characterization of Network 17th ACM SIGKDD Conference on Knowledge Discovery and Data Mining (KDD '11). San Diego, CA, Aug 2011. ULR: http://arun.maiya.net/papers/maiya_etal-

netbias.pdf (date of access: 03.07.2011)

15. Wejnert C., Heckathorn D. Web based netowrk sampling: efficacy of respondent-driven sampling for online research // Sociological Methods Research. 2008. vol. 37 no. 1. P. 105-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.