РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ
Вениамин СИМОНОВ
О религиозной ситуации в России по данным опроса 2014 г.
По инициативе кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова специалисты «Левада-центра» подготовили и летом 2014 г. провели второй социологический опрос о религиозной ситуации в России — первый (по той же программе) был осуществлен «Центром» в 2009 г.1 В подготовке вопросов анкеты участвовали, помимо сотрудников «Левада-центра», профессора и преподаватели кафедры истории Церкви; в содержании опросных листов были также учтены предложения, сделанные в 2009 г. профессором Института экуменических исследований и глобальных процессов в Университете Мюнстера Томасом Бремером.
Опросы по репрезентативной выборке населения России (1600 человек в возрасте 18 лет и старше) были проведены 20-24 февраля 2009 г. и 22-25 августа 2014 г., при этом опросные листы были составлены таким образом, чтобы обеспечить сопоставимость результатов исследований.
Вполне естественным следует считать некоторый рост религиозности, произошедший за пять лет: в основном за счет роста неконкретной религиозности (включая позиции «дру-
1 См. публикации по материалам данного опроса: Simonov V. Religion und Religiosität in Rußland: "Da stand die Sonne still und der Mond blieb stehen" // Osteuropa. 2009. № 6. S. 189216; Simonow W. Religiosität in Rußland // Ost-West Europäische Perspektiven. 2010. Bd. 11. № 1. S. 6468; Симонов В.В. Заметки о религиозной ситуации в современной России (по материалам опроса «Левада-центра», февраль 2009 г.) // История: Электронный научно-образовательный журнал. 2013. 30 дек. № 7 (23). С. 175-212. URL: http://history.jes.su/s207987840000637-9-1 (дата обращения: 2.07.2015). Итоги данного опроса были также доложены и обсуждены на XIII Международном конгрессе общества Renovabis (Фрейзинг, ФРГ) в 2009 г. См. также Зоркая Н. Православие в безрелигиозном обществе // Вестник общественного мнения. 2009, № 2. С. 66-85
гое», «никакую конкретно» и «затрудняюсь ответить», которые говорят скорее о религиозной неопределённости, чем о безрелигиозности) число респондентов, мировоззренчески мистически ориентированных, возросло на 2% (табл. 2). В некоторой степени это можно объяснить ростом социальной нестабильности: в условиях втянувшего в себя Россию системного экономического кризиса, поразившего глобальную экономику в 2008 г. и продолжающегося до настоящего времени. Неопределенность социально-экономического положения вызывает определенный подъем неоформленного мистицизма, направленного не столько на конкретные способы богопочитания, сколько на поиски мистических решений текущей материальной ситуации (естественный магизм).
Таблица 1
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РЕСПОНДЕНТОВ. ВОПРОС: «КАКУЮ РЕЛИГИЮ ВЫ ИСПОВЕДУЕТЕ?» (в % от
числа опрошенных)
2009 2014
Христианство 75 68
В том числе:
православие 73 67
католицизм 1 0
протестантизм (различные 1 1
деноминации)
Иудаизм 0 0
Ислам 6 9
Буддизм 0 0
Другое 1 0
Никакую конкретно 10 17
Затрудняюсь ответить 1 1
ИТОГО религиозных респондентов 93 95
Атеистическое мировоззрение 7 5
На этом весьма благоприятном фоне весьма обескураживающим выглядит существенное сокращение числа христиан: с 73% до 67% респондентов, в основном за счет православных (-6%) и католиков (-1%), — практически в той же пропорции, что выросло количество религиозно неопределившихся участников опроса. Это может означать отток некоторой части христиан в зону религиозной неопределенности (обычно — вариантов магизма), куда, кстати сказать, потенциально отдрейфовала и часть тех, кто прежде считал себя атеистами. В то же время нельзя исключать и той возможности, что определенная часть вероисповедно неустоявшихся христиан (как и идейно нетвердых атеистов) утратила религиозную самоидентификацию вследствие институциональных проблем, которые испытывает современное мировое христианство.
В онтологическим плане, однако, ситуация не столь прямолинейна, как в сфере самоидентификации. Едва мы начинаем углубляться в содержание той конфессиональной определенности, которую сформулировали респонденты, мы сразу наталкиваемся на существенные парадоксы (табл. 2).
Несомненно, что православное христианство подразумевает веру в Бога. Однако оказывается, что считать себя православным и верить
в Бога — это не совсем одно и то же: тех, для которых эти понятия совпадают, всего 31% православных респондентов в 2014 г., причем число их с 2009 г. сократилось на 9%.
Настораживает тот факт, что среди тех, которые полагают себя православными христианами, основная часть — колеблющиеся: в лучшем случае они время от времени или иногда сомневаются (39% в 2009 г. и 41% в 2014 г.), в худшем — склоняются к различным вариантам агностицизма (14% и 20% соответственно), но есть и такие, которые, считая себя православными, в Бога не верят вовсе, и число их во временных границах опроса увеличилось (3% в 2014 г. против 1% в 2009 г.; этот случай, правда, очень хочется отнести к категории статистической погрешности).
Трудно представить, почему респонденты считают возможным отнести себя к числу православных, не веря при этом (в различных вариациях) в Бога. С одной стороны, можно предположить высокую степень социального давления, нараставшего в последние 56 лет при существенном влиянии официальной пропаганды, характеризующейся сильнейшей путаницей в плане конфессиональных реалий; с другой — существенные пробелы в катехизической деятельности церковных структур, явно не затронувшей данную категорию населения.
Таблица 2
ФОРМАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНОЙ УБЕЖДЕННОСТИ РЕСПОНДЕНТОВ. ВОПРОС: «КАКОЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ТОЧНЕЕ ВСЕГО ОТРАЖАЕТ ВАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СУЩЕСТВОВАНИИ БОГА?» (в % от
числа опрошенных)
2009
2014
Всего Православные Всего Православные
Категория убежденно религиозных людей
«Я знаю, что Бог существует и не испытываю в этом никаких сомнений» 34 40 29 31
Категория убежденно безрелигиозных людей
«Я не верю в существование Бога» 7 1 7 3
Категория религиозно колеблющихся
«Я не знаю, существует ли Бог, и сомневаюсь, что можно убедиться в его существовании» 8 6 10 8
«Я не верю в Бога, но я верю в некую высшую силу» 11 8 14 12
«Иногда я верю в существование Бога, а иногда не верю» 14 14 15 17
«Я верю в существование Бога, хотя иногда я испытываю сомнения» 21 25 19 24
Другое 1 1 0 0
Затрудняюсь ответить 5 4 7 5
Всего по категории: 60 58 65 66
Иллюстрацией последнего тезиса может служить отношение к «Символу веры»1 изложению того, в Кого, во что и как именно верует христианин. В отличие от «молитвы Господней» («Отче наш»), текст которой знают наизусть более 2/3 опрошенных, число православных респондентов, знающих «Символ веры» на память, хотя и возросло, но продолжает оставаться незначительным (17% в 2014 г. против 8% в 2009 г.), а группа, не знающая его текста, охватывает практически 2/3 православных респондентов (табл. 3).
Это не мешает, однако, большинству православных респондентов считать себя религиозными людьми: хотя очень немногие претендуют на высокий уровень религиозного мировоззре-
Таблица 3
ОЦЕНКА ЗНАНИЯ РЕСПОНДЕНТАМИ ОСНОВАНИЙ ХРИСТИ
ния (3%), тем не менее, совершенно нерелигиозными полагают себя только 15% респондентов, а все прочие располагают свое религиозное мировоззрение и поведение в промежуточном спектре интенсивности (табл. 4).
Эти аутохарактеристики вполне подтверждаются информацией (табл. 6) об отношении респондентов к различным мистическим сущностям и процессам (реальным или надуманным): половина респондентов-православных верит в существование дьявола (твердо — 16%), 63% в религиозные чудеса (твердо — 21%), 66% в порчу и сглаз (твердо — 21%). Эти цифры существенно превышают число убеждённо религиозных православных респондентов и явно включают в себя существенную часть из кате-
¡ОЙ ВЕРЫ (в % от числа опрошенных)*
2009 2014
Всего_православные_Всего_православные
Вопрос: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СЛОВА «СИМВОЛА ВЕРЫ»?*
Да, знаю наизусть целиком 8 8 16 17
Знаю, но не полностью или неточно 17 17 20 19
Практически не знаю 76 75 64 64
Вопрос: ПЫТАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПРОПЕТЬ/ПРОГОВОРИТЬ «СИМВОЛ ВЕРЫ» ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ (ЛИТУРГИИ)?**
Да 20 22 33 35
Нет 61 60 67 65
Не бываю на богослужениях_20_19_-_-_
Вопрос: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ НАИЗУСТЬ СЛОВА МОЛИТВЫ «ОТЧЕ НАШ»?***
Да 62 64 70 70
Нет_39_36_31_30_
*Здесь и далее данные по вопросам, относящиеся к соблюдению обрядов, предписаний и пр. задавались только тем, кто назвал себя православным, а в отдельных случаях - только крещенным (доля крестившихся, по данным опросов, несколько выше доли тех, кто отнес себя к православному вероисповеданию) **В 2014 г. кроме тех, кто никогда не посещает религиозные службы ***В 2009 г. кроме тех, кто никогда не молится.
Таблица 4
АУТОМАРКЕР ЛИЧНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ (в % от числа опрошенных)*
2014
Всего_православные
Вопрос: НАСКОЛЬКО РЕЛИГИОЗНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ ВЫ СЕБЯ СЧИТАЕТЕ?
В какой-то мере религиозным 31 36 Не слишком религиозным 37 44 Совершенно нерелигиозным 26 15 Затрудняюсь ответить_3_1_
* В исследовании по данной программе в 2009 г. вопрос не задавался
1 Формулируя вопрос в виде «пропеть/проговорить» в литургической гории «колеблющихся», с чем связано, по всей обстановке (когда общее поведение участников богослужения прямо видимости, весьма существенное количество
требует совершения этого действия), авторы анкеты предполагали, что положительный ответ должен означать, по крайней мере, знание текста наизусть (если не его полное понимание), отрицательный - незнание этого текста.
тех, кто верит в колдовство в различных его вариациях; они явно привносят в общую картину видимый оттенок суеверия.
Таблица 5
ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕРЫ В МИСТИЧЕСКИЕ СУЩНОСТИ И ПРОЦЕССЫ (в % от числа опрошенных)*
2014
Всего православные
Вопрос: ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В СУЩЕСТВОВАНИЕ ДЬЯВОЛА?
Верю, что существует 14 16
Скорее всего, существует 30 34
Скорее всего, не существует 19 20
Верю, что не существует 19 14
Затрудняюсь ответить 19 17
Вопрос: ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В СГЛАЗ, ПОРЧУ?
Верю, что существует 17 21
Скорее всего, существует 42 45
Скорее всего, не существует 15 15
Верю, что не существует 14 10
Затрудняюсь ответить 13 9
Вопрос: ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В РЕЛИГИОЗНЫЕ ЧУДЕСА?
Верю, что существует 18 21
Скорее всего, существует 37 42
Скорее всего, не существует 16 16
Верю, что не существует 15 9
Затрудняюсь ответить 15 12
*В 2009 г. поименованные в таблице вопросы не задавались.
Таблица 6
МИСТИЧЕСКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОГО ЧЛЕНСТВА В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ. ВОПРОС: «КРЕЩЕНЫ ЛИ
ВЫ?» (в % от числа опрошенных)
_2009_2014_
Всего православные Всего православные
Да 85 94 79 92
Нет 14 5 20 7
Не знаю 1 1 2 1
Еще одна деталь, которую можно было бы счесть курьезной, если бы она не говорила о том, насколько нечётко, подчас, в мировоззрении людей, полагающих себя православными, запечатлеваются базовые истины христианства. Среди респондентов, определивших себя как православные, некрещеных в 2014 г. оказалось 7%, причем количество их за 5-летний период возросло (5% в 2009 г.) (табл. 6). Более того, для 12% «православных» респондентов, имеющих некрещеных детей, «крещение ничего не значит» (табл. 9), и по этой причине они крестить своих детей не собираются. Попутно отметим также незначительное (на 2%) сокращение числа крещеных православных в общем составе респондентов.
Сложно представить себе христианина вне Церкви: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец», этого древнего провербиального опре-
деления институционального христианства никто ведь не отменял. Тем не менее, названный процент респондентов уверенно относит себя к числу «православных», фактически находясь вне Церкви, — христианин ведь становится таковым, лишь войдя в церковные двери, которые открывает для него таинство крещения. Что за конгломерат идей определяет в умах этих людей содержание понятия «православия», и насколько он соотносится с христианским вероучением, остается загадкой.
До некоторой степени эта загадка объясняется личностным отношением к онтологическим основам институциональной Церкви (табл. 7): церковный организм как магистральный и уникальный путь к богообщению абсолютно референтен лишь для 7% православных респондентов, тогда как 46% православных опрошенных не видят (в разной степени ин-
тенсивности) насущной необходимости в нем, причем среди православных этот процент даже выше, чем в общем числе опрошенных (соответственно, 44%).
Таким образом, церковная институция существенной частью верующих воспринимается скорее как историческая традиция, служащая для поддержания обрядовой стороны религии, чем как онтологическая необходимость, установленная от Бога1 и объединяющая в себе, как единый живой организм, возглавляемый Христом2, всех членов Церкви — исторической, видимой и будущей.
Когда-то покойный митрополит Антоний (Блум) в шутку сказал: «Если я служу реже одного раза в неделю, я начинаю считать себя католиком, если реже одного раза в месяц — то протестантом». Взяв за основу этот шуточный критерий, мы можем сказать: собственно православных среди респондентов в 2014 г. было порядка 23%, остальные посещают церковные службы реже раза в неделю, а 37% не делают этого никогда, продолжая считать себя при этом православными (табл. 8).
В 2014 г. 33% ответивших сообщили, что не бывают в церкви на Пасху (против 22% в 2009 г.), 43% не ходят в церковь по двунадесятым праздникам (против 27%), четверть респондентов поведенчески никак не выделяет их из повседневности, а 3% и вовсе не знают, когда их надлежит праздновать; больше половины
Таблица 7
ЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
числа опрошенных)
называющих себя православными никогда не посещают воскресных богослужений (61% против 60% соответственно), а в будни в церковь заходит лишь 1% респондентов (против 2%), тогда как 68% (против 66%) по будням не бывают здесь никогда.
Таким образом, в течение пяти лет, прошедших между опросами, бытовая религиозная активность православных развивалась под воздействием явной понижательной тенденции. Делать какие-либо определенные выводы лишь по двум замерами вряд ли следует, однако зафиксировать этот факт необходимо. Отметим также и видимое снижение религиозной активности тех, кого называют «захожанами» (они включены, вместе с православными, в графу «Всего»): их любопытство в отношении церковной обрядовости явно идет на убыль.
«Базовую», традиционную литературу для домашнего обихода (Новый завет и молитвенник) имеют чуть более 2/5 респондентов-православных, 57% проявляют к христианскому чтению более углубленный интерес (эта цифра вполне соотносится с числом тех, кто относит себя к «очень религиозным» людям). В то же время почти половина православных обходится не только без Писания, но даже и без молитвенника, и количество их за период возросло с 44% до 48% (табл. 9).
Вряд ли это — сознательное пренебрежение собственным религиозным самообразовани-
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО ОФОРМЛЕННОЙ РЕЛИГИИ (в % от
2014
Всего
православные
Вопрос: В КАКОЙ МЕРЕ ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ: «У МЕНЯ ЕСТЬ СВОЙ ПУТЬ ОБЩЕНИЯ С БОГОМ БЕЗ ЦЕРКВИ (МЕЧЕТИ, СИНАГОГИ, ДАЦАНА И Т.П.) И БЕЗ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДОВ»?*
Полностью согласен 14 13
Скорее, согласен 30 33
Ни согласен, ни не согласен 20 20
Скорее, не согласен 14 15
Совершенно не согласен 8 7
Затрудняюсь ответить_15_12_
*В 2009 г. данный вопрос не задавался
1 Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18); Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить обрящет (Ин. 10, 9); никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14, 6).
2 Христос глава Церкви, и он же Спаситель тела (Еф. 5, 23); мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим. 12, 5); мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30); Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа ... избрал нас в Нем прежде создания мира ... дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1, 34, 10).
ем. Скорее — это следствие того конгломерата идей в умах, которые соотносятся с «православием», но не предусматривают ни необходимости изучать основы веры по первоисточнику, ни потребности в личной молитве (по крайней мере, по церковным книгам — мы не будем утверждать, что все, у кого нет Молитвослова и Псалтири, напрочь отказываются от личного
домашнего общения с Богом — «своими словами»), ни, наконец, с новозаветным понятием «домашняя Церковь», бытие которой предполагает определенные усилия организационного и мистического плана.
Несколько слов о «домашней Церкви», с которой для многих начинается путь в церковную ограду, и которая для институционализировавшихся христиан составляет неотъемлемую принадлежность их церковного бытия.
Таблица 8
БЫТОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕСПОНДЕНТОВ, НАЗВАВШИХ СЕБЯ ПРАВОСЛАВНЫМИ (в % от числа опрошенных)
2009
2014
Всего православные Всего православные
Вопрос: ПОСЕЩАЕТЕ ЛИ ВЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ СЛУЖБЫ, И ЕСЛИ ДА, ТО КАК ЧАСТО?
Несколько раз в неделю * - 1 1
Примерно раз в неделю - - 3 2
23 раза в месяц - - 3 3
Примерно раз в месяц - - 5 6
Несколько раз в год - - 18 23
Примерно раз в год - - 10 12
Реже - - 11 13
Никогда - - 48 37
Отказ от ответа - - 2 2
Затрудняюсь ответить - - 1 1
Вопрос: ХОДИТЕ ЛИ ВЫ НА ЦЕРКОВНЫЕ СЛУЖБЫ НА ПАСХУ?
Как правило 15 18 18 23
Часто 8 9 12 15
Иногда 49 51 25 29
Никогда 29 22 45 33
Вопрос: ХОДИТЕ ЛИ ВЫ НА ЦЕРКОВНЫЕ СЛУЖБЫ ПО ДРУГИМ ВЕЛИКИМ ПРАЗДНИКАМ?
Как правило 8 10 7 9
Часто 6 7 11 14
Иногда 52 56 28 35
Никогда 34 27 55 43
Вопрос: ОТМЕЧАЕТЕ ЛИ ВЫ ВЕЛИКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ, И ЕСЛИ ДА ЧТО ВЫ СТАРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ В ЭТИ ДНИ?
Воздерживаюсь от повседневной физической работы 40 47 32 40
воздерживаюсь от выполнения служебных обязанностей 3 3 7 8
Посещаю церковную службу 17 21 18 23
Хожу в гости к друзьям, к родственникам 35 38 32 36
Одеваю праздничную одежду 16 17 14 17
Другое 2 2 2 1
Веду себя так же, как в обычный день 31 25 35 26
Не знаю, когда бывают эти праздники/не слежу за этим 4 3 4 3
Вопрос: ХОДИТЕ ЛИ ВЫ НА ЦЕРКОВНЫЕ СЛУЖБЫ ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ
Как правило 3 3 2 2
Часто 3 3 5 7
Иногда 29 34 24 30
Никогда 66 60 69 61
Вопрос: ХОДИТЕ ЛИ ВЫ НА ЦЕРКОВНЫЕ СЛУЖБЫ В БУДНИЕ ДНИ?
Как правило 1 21 1
Часто 2 24 5
Иногда 25 30 21 27
Никогда 72 66 74 68
* Здесь и далее прочерк означает, что вопрос не задавался
ОТНОШЕНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ К РЕЛИГИОЗНОМУ ЧТЕНИЮ. ВОПРОС: «ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДОМА КНИГИ РЕЛИГИОЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ, И ЕСЛИ ЕСТЬ, КАКИЕ ИМЕННО?W (в % от числа опрошенных)
2009 2014
Всего православные Всего православные
Евангелия 20 24 16 22
Новый Завет 21 26 15 20
Ветхий завет 13 16 9 11
Жития святых 4 5 3 5
Псалтирь 9 11 5 7
Молитвослов 20 25 16 23
Коран 3 0 4 1
Религиозная литература для детей 6 6 4 4
Другие книги религиозного содержания 6 6 4 5
У меня дома нет книг религиозного содержания 50 44 56 48
Тем не менее, лишь около 1/3 опрошенных православных получили первые религиозные знания в домашней обстановке и только 29% православных респондентов, имеющих детей, воспитывают их в христианском духе — при том, что подавляющее число респондентов были крещены в детстве близкими родственниками (табл. 10). Отметим произошедшее за период небольшое снижение числа ответивших положительно в обеих группах (на 4% и 1% соответственно).
Более того, почти 2/3 опрошенных православных не склонны воспитывать детей в религиозном духе, и число таковых увеличилось (с 54% до 59%).
Вряд ли при этом стоит говорить о некоей тенденции, однако настороженность вызывает тот факт, что исследуемый период — время, когда в активную социальную жизнь начинает входить постсоветское поколение, родившееся и развивавшееся в условиях религиозной свободы, открывшихся церквей и воскресных школ, и следовало бы ожидать, что именно это новое поколение, о христианизации которого так много было говорено и для чего весьма много было сделано, окажется куда более религиозно активным в семейном кругу.
Данные опроса показывают, во-первых, что никакого «взрыва» в этом плане не произошло, и в лучшем случае мы можем говорить о стагнации. Во-вторых, по всей видимости, доминирующую роль в современном отечественном православном обществе играют, все-таки, те, кто вошел в Церковь в 1970-х гг. (хотя живы еще и те, кто был крещен в 1930-х), в условиях, когда знания о христианстве получались в основном «самостийно» и потому не отличались ни глубиной, ни систематичностью.
Как было сказано, церковный путь христианина начинается с его мистико-формальной институционализации в Церкви, совершаемой в таинстве крещения. Только крещеный — и есть христианин, только с момента крещения он обретает все церковные права и обязанности: от участия в таинственной жизни Церкви до обетованного Царства Небесного.
Несмотря на очевидное расхождение во взглядах по поводу домашнего религиозного воспитания, в подавляющем числе случаев детей в православных семьях предпочитают крестить (81% опрошенных в 2014 г. православных, имеющих детей, их крестили — против 79% в 2009 г.; среди тех православных, кто имеет некрещеных детей, крестить их собираются порядка 64% против 65%, соответственно).
Мы не имели бы замечаний по данному вопросу, если бы были уверены в том, что во всех случаях таинству крещения последует соответствующее христианское обучение (а оно необходимо для большинства: крестившихся самостоятельно — только 7% в 2014 г. против 13% в 2009 г.) и активное включение в мистическую жизнь Церкви. О последнем мы поговорим позже, первое же, как сказано, далеко не аксиома. В этой связи нельзя совершенно исключить мысль о магическом восприятии крещения определенной частью православных, приводящих детей к таинству.
Из тех, кто крестить своих детей не собирается (а их количество выросло за период с 11% до 16% если не учитывать здесь тех, кто затруднился с ответом, каковых — 24% и 20% соответственно), порядка 1/3 не могут сформулировать причины своего нежелания, и число таковых за период снизилось на 27% (табл. 10). Зато существенно (на 23%) возрос контингент тех, кто
не желает этого делать по принципиальным со- щение и религиозное воспитание, к коему, ви-
ображениям: одни предпочитают не нарушать димо, не имеют склонности (14% против 4%).
принцип свободы религиозного самоопределе- Численность отрицающих значимость таинства
ния (34% против 21%), другие связывают кре- крещения практически не изменилась (12-13%).
Таблица 10
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ В ЖИЗНИ РЕСПОНДЕНТОВ (в % от числа опрошенных)
2009 2014
Всего православные Всего православные
Вопрос: ПОЛУЧИЛИ ЛИ ВЫ В ДЕТСТВЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ, И ЕСЛИ ДА, ТО В СВОЕЙ СЕМЬЕ ИЛИ ОТ ДРУ-
ГИХ ЛЮДЕЙ?
Да, в своей семье 28 31 24 27
Да, но не в своей семье, а от других людей 3 3 4 4
Нет 68 65 69 67
Затрудняюсь ответить 1 1 3 2
Вопрос: ЕСТЬ ИЛИ БЫЛИ ЛИ У ВАС КОГДА-ЛИБО ДЕТИ? ЕСЛИ ДА, ТО ВОСПИТЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ ИХ (ВОСПИТЫВАЛИ ЛИ
ИХ, КОГДА ОНИ БЫЛИ МАЛЕНЬКИМИ) В РЕЛИГИОЗНОМ ДУХЕ?
Да 27 30 26 29
Нет 57 54 53 54
Никогда не было детей 14 13 18 15
Затрудняюсь ответить 3 3 3 3
Вопрос: СОБИРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ВОСПИТЫВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ (ИЛИ СТАЛИ БЫ ВЫ СЕЙЧАС ВОСПИТЫВАТЬ МАЛЕНЬ-
КИХ ДЕТЕЙ, ЕСЛИ БЫ ОНИ У ВАС БЫЛИ) В РЕЛИГИОЗНОМ ДУХЕ? (для тех, кто не воспитывал детей
в религиозном духе)
Определенно, да 5 6 4 4
Скорее, да 16 20 16 20
Скорее, нет 41 41 45 47
Определенно, нет 19 13 16 12
Вопрос: ВАС КРЕСТИЛИ В ДЕТСТВЕ ИЛИ ВЫ КРЕСТИЛИСЬ САМИ В СОЗНАТЕЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ? ЕСЛИ В ДЕТСТВЕ, ТО
КТО ВАС КРЕСТИЛ? (только крещеные)
Родители 72 73 72 73
Бабушки/дедушки 16 15 21 20
Другие родственники или близкие люди 4 4 5 6
Крестился сам (крестилась сама) 13 13 8 7
Вопрос: В КАКОМ ГОДУ ВЫ КРЕСТИЛИСЬ (ВАС КРЕСТИЛИ), ХОТЯ БЫ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО? (только крещеные)
Среднее значение: 1973 1973 1978 1977
Max: 2009 2009 2014 2014
Min: 1920 1920 1930 1930
не знаю 32 32 49 48
Вопрос: КРЕЩЕНЫ ЛИ ВАШИ ДЕТИ? (только имеющие детей)
Крещены 71 79 71 81
Не крещены 18 12 20 11
Одни крещены, другие нет 3 2 3 2
Затрудняюсь ответить 8 8 6 6
Вопрос: СОБИРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ КРЕСТИТЬ СВОИХ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ (ИЛИ СТАЛИ БЫ ВЫ СЕЙЧАС КРЕСТИТЬ СВОИХ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ, ЕСЛИ БЫ ОНИ У ВАС БЫЛИ)? (только имеющие не крещенных детей)
Определенно, да 22 30 21 31
Скорее, да 28 35 22 33
Скорее, нет 16 8 17 7
Определенно, нет 10 3 15 9
Затрудняюсь, ответить_24_24_24_20_
Всего православные Всего православные
Вопрос: ПОЧЕМУ ВЫ НЕ СОБИРАЕТЕСЬ (НЕ СТАЛИ БЫ) КРЕСТИТЬ МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА? (только те, кто имеет
некрещенных детей и не собирается их крестить)
Не собираюсь (не хотел бы) давать ему 9 4 14 14
религиозное воспитание 9 4 14 14
Хочу, чтобы он сам выбрал себе вероиспове- 31 21 33 34
дание или во что ему верить 31 21 33 34
Крещение ничего не значит 18 13 21 12
Другое 2 1 5 6
Затрудняюсь ответить_40_62_27_35_
Вопрос: СТАНОВИЛИСЬ ЛИ ВЫ КОМУ-НИБУДЬ КРЕСТНЫМ ОТЦОМ (МАТЕРЬЮ)? (только крещеные) Да 43 44 37 39
Нет_57_56_63_61_
Вопрос: ВОСПИТЫВАЛИ ЛИ ВЫ СВОИХ КРЕСТНИКОВ В РЕЛИГИОЗНОМ ДУХЕ, НАПРАВЛЯЛИ ЛИ ИХ НА ПУТЬ К БОГУ?
(только те, кто становился крестным отцом/матерью) Да 24 26 27 28 Нет 71 69 71 69 Затрудняюсь ответить_5_5_2_2_
Таблица 11
ОТНОШЕНИЕ К ЦЕРКОВНОМУ БРАКУ КАК К ОСНОВЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ (в % от числа опрошенных)
2009 2014
Всего православные Всего православные
Вопрос: ЕСЛИ ВЫ СОСТОИТЕ ИЛИ РАНЕЕ СОСТОЯЛИ В БРАКЕ, ТО ВЕНЧАЛИСЬ ЛИ ВЫ В ЦЕРКВИ?
Да 8 9 10 11
Нет 92 91 78 78
Никогда не состоял(а) в браке_-_-_12_12_
Вопрос: ЕСЛИ ВЫ СОСТОИТЕ В БРАКЕ И НЕ ВЕНЧАНЫ, ТО СОБИРАЕТЕСЬ ЛИ ВЕНЧАТЬСЯ В ЦЕРКВИ?** Да 8 9 7 8
Нет 75 73 74 72
Затрудняюсь ответить_17_18_18_21_
Вопрос: ЕСЛИ БЫ ВЫ СЕЙЧАС ЖЕНИЛИСЬ (ВЫХОДИЛИ ЗАМУЖ), ТО ХОТЕЛИ БЫ ВЫ ВЕНЧАТЬСЯ В ЦЕРКВИ? Определенно, да 17 21 8 10
Скорее, да 21 23 22 25
Скорее, нет 23 22 26 27
Определенно, нет 15 9 20 14
Затрудняюсь ответить_24_25_24_24_
Вопрос: ЕСЛИ БЫ СЕЙЧАС ЖЕНИЛИСЬ (ВЫХОДИЛИ ЗАМУЖ) ВАШИ ДЕТИ, ТО ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, ЧТОБЫ ОНИ ВЕНЧАЛИСЬ В ЦЕРКВИ?
Определенно, да 19 22 10 12
Скорее, да 22 26 22 27
Скорее, нет 18 16 21 20
Определенно, нет 10 6 16 10
Затрудняюсь ответить 31 30 32 31
: 2014 г. в 2009 г. кроме тех, кто из этой группы не состоит в браке.
Активность опрошенных крещеных православных как восприемников в определенной мере снизилась: в 2009 г. крестных родителей среди таковых было 44%, в 2014 г. — 39%, причем большая часть крестных не проявляла никакого рвения к христианскому воспитанию крестников (по 69%). Крестных, которые занимались религиозным воспитанием крестников, в 2014 г. было 28% против 26% в 2009 г. (табл. 10). Приходится признать, что для большинства участие в таинстве крещения в качестве восприемников — формальная ролевая ситуация в «старой народной традиции».
Еще более «традиционно» отношение православных респондентов к церковному браку (табл. 11).
Видимо, церковный брак воспринимается даже в православной среде скорее как красивая мечта («Вкруг церкви кареты стояли, / Там пышная свадьба была. / Все гости роскошно одеты» и т.д.) или своеобразный оберег (в связи с повальным незнанием правил церковного развода в современном православии), чем религиозная необходимость. Поэтому, видимо, снижается и склонность прибегать к этому таинству.
Так, хотели бы венчаться сами (в случае если бы вступали в брак сейчас) 30% респондентов в 2014 г. (против 44% в 2009 г.; спад обя-
Таблица 12
ОТНОШЕНИЕ К МНОГОДНЕВНЫМ И ОДНОДНЕВНЫМ ПОСТАМ
зан своим происхождением главным образом группе, которая дает твердый положительный ответ на данный вопрос: 10% против 21% соответственно), хотели бы того же для своих детей, соответственно, 39% против 48% (спад — по тем же причинам: твердое «да» в 2014 г. сказали 12% против 22% в 2009 г.).
Венчаных же браков среди опрошенных православных, состоящих в браке, — порядка 10%, собираются повенчаться в этой же группе еще примерно столько же.
Таким образом, церковная институциона-лизация семьи в таинстве браковенчания дает выраженную негативную динамику за рассматриваемый период, причем количественная стагнация церковного брака как факта при 10-процентном спаде показателей, характеризующих потенциал его развития, может свидетельствовать о зародившейся негативной тенденции.
Обратимся теперь к некоторым бытовым подробностям православной жизни, прежде всего — к соблюдению постовых предписаний (табл. 12-13) и практике личной молитвы дома и в церкви (табл. 14).
Разговор о постах нужно начать, сказав нелицеприятную правду: однодневные посты почти никому из православных не нужны, и во
(в % от числа опрошенных)
2009
2014
Всего
православные
Всего
православные
нужно делаю нужно делаю нужно делаю нужно делаю
ли ли ли ли ли ли ли ли
Пост в Страстную пятницу. Вопрос: НУЖНО ЛИ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПОСТИТЬСЯ В СТРАСТНУЮ ПЯТНИЦУ?
Определенно, да 14 - 17 - 9 - 11 -
Скорее, да 29 - 34 - 31 - 38 -
Скорее, нет 18 - 19 - 11 - 10 -
Определенно, нет 17 - 11 - 24 - 18 -
Затрудняюсь ответить 22 - 20 - 25 - 24 -
Пост в Страстную седмицу. Вопрос: НУЖНО ЛИ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПОСТИТЬСЯ ВСЮ СТРАСТНУЮ НЕДЕЛЮ?
Определенно, да 12 - 14 - 8 - 11 -
Скорее, да 28 - 33 - 29 - 37 -
Скорее, нет 20 - 20 - 12 - 11 -
Определенно, нет 18 - 11 - 25 - 18 -
Затрудняюсь ответить 23 - 21 - 26 - 24 -
Соблюдение Великого поста. НУЖНО ЛИ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПОСТИТЬСЯ ВСЕ ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА (ПЕРЕД
ПАСХОЙ)? / Вопрос: ПОСТИТЕСЬ ЛИ ВЫ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА (ПЕРЕД ПАСХОЙ)?
Определенно, да / Как правило 12 5 15 7 9 8 12 10
Скорее, да / Часто 28 5 34 6 33 8 41 10
Скорее, нет / Иногда 20 21 21 25 11 20 11 24
Определенно, нет / Никогда 18 69 11 63 22 64 15 57
Затрудняюсь ответить 21 - 19 - 24 - 21 -
_2009_20И_
Всего_православные_Всего_православные
нужно делаю нужно делаю нужно делаю нужно делаю ли ли ли ли ли ли ли ли
Соблюдение иных предписанных многодневных постов. Вопрос: НУЖНО ЛИ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПОСТИТЬСЯ ВО ВРЕМЯ ДРУГИХ БОЛЬШИХ ПОСТОВ (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, ПЕТРОВСКИЙ И УСПЕНСКИЙ)? / Вопрос: ПОСТИТЕСЬ ЛИ ВЫ ВО ВРЕМЯ ДРУГИХ БОЛЬШИХ ПОСТОВ (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, ПЕТРОВСКИЙ И УСПЕНСКИЙ)?
Определенно, да / Как правило 10 3 12 4 7 5 9 5
Скорее, да / Часто 25 4 30 5 28 6 36 7
Скорее, нет / Иногда 22 16 22 18 14 15 13 18
Определенно, нет / Никогда 18 77 12 73 24 74 17 70
Затрудняюсь ответить 25 - 24 - 26 - 25 -
Соблюдение предписанных однодневных постов. Вопрос: НУЖНО ЛИ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПОСТИТЬСЯ ПО СРЕДАМ И ПЯТНИЦАМ? / Вопрос: ПОСТИТЕСЬ ЛИ ВЫ ПО СРЕДАМ И ПЯТНИЦАМ?
Определенно, да / Как правило 8 2 10 3 4 3 5 3
Скорее, да / Часто 20 3 23 4 23 4 28 5
Скорее, нет / Иногда 25 12 27 14 18 13 18 14
Определенно, нет / Никогда 21 83 15 80 27 80 21 78
Затрудняюсь ответить 25 - 25 - 28 - 28 -
времени эта ненужность только подтверждает- считают их необходимыми (в совокупности ся. По крайней мере, 78% опрошенных право- с положительно сомневающимися — по 33% славных в 2014 г. постами в среду и пятницу в указанные годы), но системно упражняются пренебрегали (в 2009 г. — 80%), а если добавить в этих подвигах только 3% опрошенных пра-к ним еще и негативно сомневающихся («ско- вославных (цифра вполне соотносится с корее нет» и «иногда»), цифры будут еще более личеством тех, кто определил себя как очень внушительными: 92% и 94% соответственно. религиозных людей). Видимо, ритм современ-Конечно, об этих постах знают, и многие даже ной жизни в глобальном мире не способствует
Таблица 13
СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТОВЫХ ДИЕТИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ, %
2009 2014
Всего_православные_Всего_православные
Вопрос: МОГЛИ БЫ ВЫ ОТНЕСТИ К СЕБЕ СУЖДЕНИЕ: «Я НЕ ЕМ МЯСО В СТРАСТНУЮ ПЯТНИЦУ»? Подходит 20 24 22 27
Не подходит_80_76_78_73_
Вопрос: МОГЛИ БЫ ВЫ ОТНЕСТИ К СЕБЕ СУЖДЕНИЕ: «КОГДА Я ПОЩУСЬ, Я НЕ ЕМ МЯСА, НО ЕМ ЯЙЦА И МОЛОЧНЫЕ
ПРОДУКТЫ»?
Подходит 15 18 16 19
Не подходит_85_82_84_81_
Вопрос: МОГЛИ БЫ ВЫ ОТНЕСТИ К СЕБЕ СУЖДЕНИЕ: «КОГДА Я ПОЩУСЬ, Я НЕ ЕМ МЯСА И ЯИЦ, НО ЕМ МОЛОЧНЫЕ
ПРОДУКТЫ»?
Подходит 13 15 13 16
Не подходит_87_85_87_84_
Вопрос: МОГЛИ БЫ ВЫ ОТНЕСТИ К СЕБЕ СУЖДЕНИЕ: «Я ПОЩУСЬ, НО ЧАСТО НЕ ВЫДЕРЖИВАЮ ПОСТ»? Подходит 23 27 20 24
Не подходит_77_73_80_76_
Вопрос: МОГЛИ БЫ ВЫ ОТНЕСТИ К СЕБЕ СУЖДЕНИЕ: «Я ПРАКТИЧЕСКИ НИКОГДА НЕ СОБЛЮДАЮ ПОСТ»? Подходит 76 71 54 52 Не подходит_24_30_46_48_
тому, чтобы, во-первых, об однодневном посте вспомнить, и, во-вторых, просто приготовить в эти дни что-то постное (особенно в условиях, когда в семье есть люди, желающие и не желающие поститься).
Несколько лучше обстоит дело с многодневными постами. По крайней мере, число постящихся Великим постом за период возросло с 13% до 20% (с учетом позитивно сомневающихся). И количество тех, кто считает этот пост нужным для православного, возрастает во времени: с 48% до 53%, как и число тех, кто считает необходимыми другие многодневные посты (42% и 45% соответственно), соблюдают которые, правда, лишь порядка 1/10 опрошенных православных.
Нельзя не отметить также и своеобразное восприятие поста в смысле диетического воздержания. Постовые диетические правила (самые малоотягощающие, надо сказать, из всех ограничений, которые налагает на человека образ жизни христианина) полагают для себя валидными (хотя и не всегда исполняемыми) от 40% до 50% с лишним православных опрошенных. В то же время, при том, что число
Таблица 14
ОТНОШЕНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ К ЛИЧНОЙ МОЛИТВЕ (в % от
православных, определенно считающих обязательным пост в Страстную пятницу, сократилось (с 17% до 11%; с учетом позитивно сомневающихся — «скорее да», 51% в 2009 г. и 49% в 2014 г.), мясо в этот день употребляют в пищу порядка 80% опрошенных, а свыше 80% считают себя постящимися, употребляя при этом в пищу яйца, молоко и молочные продукты. Число таковых возросло с 30% в 2009 г. до 48% в 2014 г. (с соответствующим падением числа никогда не постящихся).
Правда, до 1/4 считают все же, и вполне справедливо, надо думать, что нарушают постовые правила.
Переходя к восприятию православными молитвенного подвига, нельзя не отметить очередное подтверждение в истории прозрения библейского приточника: во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл. 1, 18). Жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37; Лк. 10, 2): все всё знают, но делать ничего не хотят.
Действительно: 40% православных респондентов в 2014 г. были уверены, что молиться по утрам и вечерам надо (в 2009 г. таковых, прав-
числа опрошенных)
2009
2014
Всего
православные
Всего
православные
Вопрос: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЛЕДУЕТ ЛИ МОЛИТЬСЯ КАЖДОЕ УТРО И КАЖДЫЙ ВЕЧЕР?
Определенно, да 13 15 8 10
Окорее, да 25 29 23 30
Окорее, нет 19 19 15 17
Определенно, нет 18 13 22 14
Затрудняюсь ответить 27 25 32 29
Вопрос: КАК ЧАСТО ВЫ САМИ МОЛИТЕСЬ ПО УТРАМ?
Как правило 89 5 6
Часто 45 6 8
Иногда 2 2 со 16 20
Никогда 65 59 72 65
Вопрос: КАК ЧАСТО ВЫ САМИ МОЛИТЕСЬ ПО ВЕЧЕРАМ?
Как правило 9 10 5 7
Часто 56 7 8
Иногда 25 29 18 23
Никогда 62 55 70 63
Вопрос: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ЕДОЙ?
Да 34 35 38 38
Нет 66 65 62 62
Вопрос: КАК ЧАСТО ВЫ САМИ МОЛИТЕСЬ ПЕРЕД ЕДОЙ?
Как правило 44 2 3
Часто 22 4 5
Иногда 14 17 12 14
Никогда 80 77 82 79
Всего православные Всего православные
Вопрос: МОЛИТЕСЬ ЛИ ВЫ ПЕРЕД ЕДОЙ.. . (кроме тех, кто никогда не молится; в 2009 еще и тех, кто никогда не молится перед едой)
Дома 97 98 84 83
В гостях 12 10 9 9
В ресторане или другом публичном месте 3 2 14 14
Вопрос: КАК ЧАСТО ВЫ САМИ МОЛИТЕСЬ В ДРУГОЕ ВРЕМЯ?
Как правило 4 5 4 5
Часто 5 6 6 7
Иногда 38 44 30 38
Никогда 53 45 60 50
Вопрос: ЕСЛИ ВЫ МОЛИТЕСЬ, ТО КАК ИМЕННО ЧАЩЕ ВСЕГО?
По молитвослову 14 15 14 14
Своими собственными словами 52 50 56 55
Бывает по-разному 35 35 30 31
Вопрос: СКОЛЬКО МИНУТ, В СРЕДНЕМ, ПРОДОЛЖАЕТСЯ ВАША МОЛИТВА? (кроме тех, кто никогда не молится)
Среднее значение: 9 9 10 9
Мах: 60 60 33 99
Мт: 1 1 0 0
затрудняюсь ответить 29 28 33 33
Вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ВЫ МОЛИТЕСЬ? (кроме тех, кто никогда не молится)
Чтобы славить Господа 26 26 23 23
Чтобы благодарить Господа 58 60 66 67
Чтобы просить что-то у Господа 75 76 72 73
Из усердия, любви к Богу 16 16 10 10
Затрудняюсь ответить 7 6 4 3
Вопрос: ПОМОГАЕТ ЛИ ВАМ МОЛИТВА ВАМ (ТО ЕСТЬ: ПРИНОСИТ ОБЛЕГЧЕНИЕ, ВООДУШЕВЛЯЕТ, ПРОСВЕТЛЯЕТ
И Т.П.)? (кроме тех, кто никогда не молится)
Как правило, да 48 49 48 50
Иногда да, иногда нет 38 38 41 39
Как правило, нет 4 4 3 2
Затрудняюсь ответить 10 9 9 9
да, было немного больше: 44%), но по факту молятся 67% (против 910% соответственно), и даже если добавить к числу молитвенников тех, кто маливался Богу нечасто, все равно получается, что 63-65% православных респондентов в 2014 г. по утрам и вечерам не молились никогда (в 2009 г. - 55-59%).
Более 1/3 православных респондентов были уверены в том, что молиться перед едой нужно; по факту системных молитвенников — 3% (против 4% в 2009 г.), да и то в основном дома (83% молящихся по факту в 2014 г. против 98% в 2009 г.; странно — на 12% возросло желание молиться в публичных местах: то ли ввиду образовавшегося молитвенного обыкновения, то ли из желания подчеркнуть свою «неотмир-ность»), а около 80% православных участников
опроса перед едой не молились никогда (рост за период — 2%).
Отводят себе другое время для молитвы (будем надеяться — специальное, не приуроченное к обязывающим обстоятельствам) 5% православных респондентов (число за период не изменилось), не молится в иное время — почти половина (45% в 2009 г. и 50% в 2014 г.).
При этом особой потребности в специальной литературе, где собраны одобренные Церковью молитвословия, не наблюдается: по молитвослову молятся 1415% православных участников опроса, а более половины (50% в 2009 г. и 55% в 2014 г.) предпочитают молиться своими словами. И, надо сказать, весьма лаконично: минимальное время на молитву сократилось за период от 1 минуты до 0, среднее
по группе молящихся значение не изменилось и составило 9 минут. Отмеченные максимумы (от часа до полутора, с ростом за период), надо думать, касаются той небольшой группы, которая молится систематически, соблюдая установленное «молитвенное правило» с канонами, акафистами, Псалтирью и т.д.
Большинство респондентов в молитве Бога о чем-либо просят (76% в 2009 г. и 76% в 2014 г.)1 и потом благодарят (60% и 67% соответственно) — отметим зафиксированную разницу между прошением и благодарением: либо «Бог не дал»2, либо дал, но поблагодарить забыли3; молитвенное славление и проявление бого-Таблица 15
ОТНОШЕНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ К РЕЛИГИОЗНЫМ ОБЪЕКТАМ
любия отмечаются в 1/10-1/4 случаев. При этом большинство молящихся респондентов отмечает (в разной степени интенсивности) положительное воздействие молитвы на себя.
В некоторой степени инструментально-потребительским представляется по данным опроса отношение респондентов к религиозным объектам (табл. 15).
Почти половина опрошенных православных ходят в церковь крайне редко (12 раза в год и реже) или не ходят вообще (в сумме 53% в 2009 г. и 58% в 2014 г.); к ним примыкает группа посещающих церковь «несколько раз в году». Регулярно посещали церковь (еже-
(в % от числа опрошенных)
2009
2014
Всего православные Всего православные
Вопрос: КАК ЧАСТО ВЫ БЫВАЕТЕ В ЦЕРКВИ?
Раз в неделю или чаще 4 4 2 2
Раз в месяц или чаще 9 11 9 11
Несколько раз в год 27 32 23 29
1-2 раза в год 20 22 17 21
Реже, чем раз в год 20 19 22 23
Никогда 20 12 27 14
Вопрос: МОЛИТЕСЬ ЛИ ВЫ В ЦЕРКВИ ПЕРЕД ИКОНАМИ И ДРУГИМИ СВЯТЫНЯМИ? (кроме тех, кто никогда не ходит
в церковь)
Да 70 76 70 76
Нет 30 24 31 24
Вопрос: ПРИХОДИТЕ ЛИ ВЫ ХОТЯ БЫ ИНОГДА В ЦЕРКОВЬ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЧТО-ЛИБО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО?
(кроме тех, кто никогда не ходит в церковь)
Поставить свечи, поклониться Иконе/мощам - - 82 87
Помолиться перед иконой/мощами - - 53 59
Взять какую-либо святыню от чтимой иконы/мощей
(освященные у иконы/мощей образки, масло, ладан, - - 20 21
иные предметы
Взять святую воду - - 48 51
Попросить укрепления здоровья своего и близких - - 42 46
Попросить помощи в житейских трудностях - - 33 35
Попросить помощи в текущих делах, осуществлении 24 25
деловых планов на будущее
Получить умиротворение и спокойствие - - 21 23
Отстоять службу - - 18 20
Принять участие в церковных обрядах/таинствах - - 10 11
Участвовать в таинстве Евхаристии, причаститься - - 8 9
Другое - - 1 0
Не делаю в церкви ничего из этого - - 6 3
1 Напомним в этой связи евангельские слова: молясь, не говорите лишнего ... ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6, 78).
2 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4, 3).
3 Вспомним евангельскую историю о десяти прокаженных: не десять ли очистились? да девять где? (Лк. 17, 17).
недельно или, по крайней мере, ежемесячно) лишь 15% православных респондентов в 2009 г. и 13% в 2014 г. (спад — за счет тех, кто ходил в церковь еженедельно и чаще: таковых было 4%, а стало 2%, надо думать, ввиду, прежде все-
_Всего православные Всего православные
Вопрос: ЗАЖИГАЕТЕ ЛИ ВЫ В ЦЕРКВИ СВЕЧИ ПЕРЕД ИКОНАМИ И ДРУГИМИ СВЯТЫНЯМИ? (кроме тех, кто никогда
не ходит в церковь)
Да 78 83 82 88
Нет 22 17 18 13
Вопрос: ПРИКЛАДЫВАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ В ЦЕРКВИ К ИКОНАМ И ДРУГИМ СВЯТЫНЯМ? (кроме тех, кто никогда не ходит в церковь)
Да 45 50 59 63
Нет 55 50 41 37
Вопрос: ЕСТЬ ЛИ ИКОНА (ИКОНЫ) У ВАС ДОМА?
Есть иконы 71 80 66 79
Нет икон 30 20 34 21
Вопрос: ЕСТЬ ЛИ ИКОНА У ВАС НА РАБОТЕ?
Есть иконы 89 11 14
Нет икон 70 66 71 66
Нет такого места 23 25 18 20
Вопрос: ЕСТЬ ЛИ ИКОНА В АВТОМОБИЛЕ?
Есть иконы 15 17 21 25
Нет икон 46 42 52 45
Нет автомобиля 39 41 27 30
Вопрос: НОСИТЕ ЛИ ВЫ ИКОНУ (ИКОНКУ) У СЕБЯ НА ТЕЛЕ ИЛИ С СОБОЙ?
Есть иконы 28 34 25 32
Нет икон 72 66 76 69
Вопрос: МОЛИТЕСЬ ЛИ ВЫ ДОМА ПЕРЕД ИКОНАМИ? (кроме тех, у кого нет икон дома)
Да 48 52 51 55
Нет 52 48 49 45
Вопрос: ЗАЖИГАЕТЕ ЛИ ВЫ ДОМА СВЕЧИ, ЛАМПАДЫ ПЕРЕД ИКОНАМИ? (кроме тех, у кого нет икон дома)
Да 34 37 37 39
Нет 66 63 63 61
Вопрос: ПРИКЛАДЫВАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ДОМА К ИКОНАМ? (кроме тех, у кого нет икон дома)
Да 25 28 36 39
Нет 75 73 64 61
Вопрос: КРЕСТИТЕСЬ ЛИ ВЫ КОГДА ПРОХОДИТЕ ИЛИ ПРОЕЗЖАЕТЕ МИМО ЦЕРКВИ?
Как правило 14 17 11 15
Часто 78 11 12
Иногда 18 21 16 20
Никогда 62 55 62 54
Вопрос: КРЕСТИТЕСЬ ЛИ ВЫ КОГДА ВИДИТЕ ИКОНУ?
Как правило 10 13 10 13
Часто 9 11 14 15
Иногда 23 26 17 21
Никогда 58 50 60 51
Вопрос: КРЕСТИТЕСЬ ЛИ ВЫ КОГДА ХОТИТЕ ПОМЯНУТЬ УСОПШЕГО?
Как правило 26 31 17 22
Часто 11 13 16 17
Иногда 19 23 14 16
Никогда 44 33 54 44
Окончание таблицы 15
2009 2014 ~
_Всего православные Всего православные
Вопрос: КРЕСТИТЕСЬ ЛИ ВЫ КОГДА ВХОДИТЕ В ЦЕРКОВЬ? Как правило 49 59 44 57
Часто 11 13 11 13
Иногда 10 10 8 9
Никогда_30_19_37_22
Вопрос: КРЕСТИТЕСЬ ЛИ ВЫ КОГДА МОЛИТЕСЬ? Как правило 42 51 36 47
Часто 12 14 10 12
Иногда 11 12 9 11
Никогда_35_23_45_30
Вопрос: КРЕСТИТЕСЬ ЛИ ВЫ КОГДА СЛЫШИТЕ БОГОХУЛЬНЫЕ РЕЧИ, СВЯТОТАТСТВО? Как правило - - 4 5
Часто - - 7 8
Иногда - - 12 15
Никогда - - 77 72
го, естественной убыли по возрасту «традиционных», т.е. дореволюционных и раннепосле-революционных «церковных старушек» первой четверти XX в. рождения; нельзя исключать также возрастающую ограниченность свободного от работы времени в условиях кризиса).
При этом для собственно церковной нужды, т.е. для участия в богослужении, в церковь приходят не более 1/5 респондентов (в 2014 г. 20% ответили, что ходят в церковь «отстоять службу», 11% «принять участие в церковных обрядах/таинствах»). На специальный вопрос, предполагавший осознанное знание литургической специфики храмового богослужения («участвовать в таинстве Евхаристии, причаститься»), утвердительно ответили лишь 9% опрошенных православных респондентов. Все остальные объяснения своего присутствия в церкви носят чисто потребительский характер (от «поставить свечи» и «попросить» или «взять» до «получить умиротворение и спокойствие»). Таблица 16
ОТНОШЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕСПОНДЕНТОВ К ОСВЯЩЕННОЙ ВОДЕ (в % от числа опрошенных)
В качестве небольшого «уставного» отступления обратим внимание на забавный факт (табл. 16): «крещенскую воду» все более и более уверенно предпочитают брать не в сочельник, когда, собственно, и предусматривается Типиконом Великое освящение воды святых Богоявлений, а в самый день Богоявления, когда данный чин совершается повторно (как курьез отметим: в церковно-маргинальных кругах очень распространена дискуссия о сравнительной «силе» «крещенской», или «иорданской», и «богоявленской» воды). Мораль отсюда такова: Типикон с его указаниями ныне не является общереферентным, гораздо большее значение имеют невесть когда сложившиеся — как правило, «от ветра главы своея», «старинная традиция» и «народный обычай».
Еще одно отступление посвятим отношению респондентов к практике паломничества и поклонения мощам и иным сакральным (или сакрализованным общественным сознанием)
Всего
2009 православные
Всего
2014 православные
Вопрос: БЕРЕТЕ ЛИ ВЫ ИЗ ЦЕРКВИ СВЯТУЮ ВОДУ ДОМОЙ? ЕСЛИ ДА, ТО КОГДА?
На праздник Крещения Господня (Богоявления) 45
Накануне праздника Крещения (Богоявления) 15
В другие дни 14
Нет 44
Затрудняюсь ответить -
55 19 17 33
47 18 13 35 5
57 22 16 23 3
Таблица 17
ОТНОШЕНИЕ К ПРАКТИКЕ РЕЛИГИОЗНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА (в % от числа опрошенных)*
Всего
православные
Вопрос: ПОСЕЩАЕТЕ ЛИ ВЫ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ЦЕЛЯМИ СВЯТЫЕ МЕСТА? ЕСЛИ ДА, ТО КАК ЧАСТО?
Никогда 77 72
Реже, чем раз в год 14 18
Один-два раза в год 6 7
Несколько раз в месяц 2 2
Раз в месяц и чаще_1_2_
Вопрос: КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ВЫСКАЗЫВАНИЮ ГРИГОРИЯ НИССКОГО, ОТНОСЯЩЕМУСЯ К ПАЛОМНИЧЕСТВУ: «ПЕРЕМЕНА МЕСТА НЕ ПРИБЛИЖАЕТ К НАМ БОГА, ГДЕ БЫ ТЫ НИ БЫЛ, ГОСПОДЬ ПРИДЕТ К ТЕБЕ, ЕСЛИ ОБИТЕЛЬ
ДУШИ ТВОЕЙ ОКАЖЕТСЯ ТАКОВА, ЧТОБЫ ГОСПОДЬ МОГ ВСЕЛИТЬСЯ В ТЕБЯ И ХОДИТЬ» Полностью поддерживаю 36 39
Отчасти поддерживаю, но считаю, что это слишком суровая оценка практики паломничества в святые места
Совершенно не поддерживаю 8 8 Затрудняюсь ответить_32_28
24
25
* В 2009 г. названные вопросы не задавались. Таблица 18
ОТНОШЕНИЕ К МОЩАМ И САКРАЛИЗОВАННЫМ ПРЕДМЕТАМ (в % от числа опрошенных)*
2014
Всего
православные
56
66
Вопрос: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКОВА ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, С КОТОРОЙ ПОЧИТАЕМЫЕ СВЯТЫНИ (ИКОНЫ, МОЩИ, ИНЫЕ ЧТИМЫЕ РЕЛИКВИИ) ПРИВОЗЯТ В РАЗНЫЕ ГОРОДА РОССИИ?
Дать верующим, которые не могут совершить паломничество, возможность общения со святыней
Укрепить религиозность в той или иной местности 17 17 Удовлетворить любопытство людей 5 5 Церковь заинтересована в этом прежде всего материально 9 7 Другое 1 1 Затрудняюсь ответить_12_5
Есть Нет
Вопрос: ЕСТЬ ЛИ У ВАС АМУЛЕТ НА СЧАСТЬЕ ИЛИ ОБЕРЕГ?
21 79
24 76
Вопрос: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ВЕРНО ИЛИ НЕВЕРНО, ЧТО АМУЛЕТЫ НА СЧАСТЬЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНОГДА ПРИНОСЯТ
УДАЧУ, ЗАЩИЩАЮТ ОТ ТЕМНЫХ СИЛ, ОТ НЕСЧАСТИЙ?
Определенно, верно 9 11 Скорее, верно 32 36 Скорее, неверно 19 19 Определенно, неверно 13 11 Затрудняюсь ответить_27_24_
* В 2009 г. названные вопросы не задавались.
предметам. Основная часть ответивших (72% православных) никогда не паломничала в религиозных целях и не считает (64%) паломничество религиозно оправданным (табл. 17).
Более того, в определенной своей части (до 1/3) православные респонденты поддержали мнения, нарочито сформулированные в скептическом духе, в отношении распространив-
шейся ныне практики «миграции мощей» и иных святынь (табл. 18).
При этом (табл. 18) участники опроса весьма жестко относятся к маргинальной полуязыческой практике, вылившейся в православии в приверженности всякого рода «ладанкам» и «святынькам»: 76% православных респондентов таковых не имеют, а 54% (включая затруд-
нившихся) сформулировали сомнительное отношение к этим предметам.
Но вернемся к практике посещения церкви и отношению к предметам религиозного культа. Как бы то ни было, основная часть приходящих приходит в церковь, чтобы помолиться (вне зависимости от времени совершения богослужений) перед иконами и другими святынями (мощами и др.) (по 76% в 2009 г. и в 2014 г.) и/или приложиться к ним (50% и 63%) и поставить свечи (83% и 88% соответственно).
Таблица 19
ПРАКТИКА ИСПОВЕДИ И ПРИЧАЩЕНИЯ (в % от числа опрошенных)
Собственно, иконы есть и дома — в 2009 г. у 80% православных респондентов и в 2009 г. у 79% (есть они также и на работе — 9% и 14% соответственно, в машине — 17% и 25%, где явно выполняют функцию оберега, а также «с собой» или «на теле» 34% и 32%). Но качество их, по всей видимости, «не совсем то»: молятся дома, предстоя перед ними, 52-55% молящихся респондентов, зажигают при этом лампады 3739%, а прикладываются — 28-39%. Получается, что честь первообразу путем иконопочитания, согласно догмату VII Вселенского собора,
2009
2014
Всего православные Всего православные
Вопрос: КАК ЧАСТО ВЫ ПРИНИМАЕТЕ ПРИЧАСТИЕ? (кроме не крещенных)
Каждую неделю 1 1 1 1
Каждый месяц 1 1 2 2
Несколько раз в год 7 7 6 7
12 раза в год 9 10 9 11
Реже, чем раз в год 18 19 16 17
Никогда 65 63 65 62
Вопрос: ВСЕГДА ЛИ ВЫ ИСПОВЕДУЕТЕСЬ ПЕРЕД ТЕМ, КАК ПРИНЯТЬ ПРИЧАСТИЕ? (кроме не крещенных, а в 2014
еще и кроме тех, кто никогда не причащается)
Всегда 11 12 32 33
Как правило 7 8 27 28
Часто 1 2 5 5
Иногда 11 12 25 24
Никогда_69_67_12_10
Вопрос: ИСПОВЕДУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ В СЛУЧАЯХ, КОГДА НЕ СОБИРАЕТЕСЬ ПРИНИМАТЬ ПРИЧАСТИЕ? ЕСЛИ ДА, ТО КАК ЧАСТО ВЫ ИСПОВЕДУЕТЕСЬ, НЕ ПРИНИМАЯ ПРИЧАСТИЯ? (кроме иудеев, мусульман, буддистов и не крещенных) Каждую неделю 1 0 1 1
Каждый месяц 1 1 2 2
Несколько раз в год 3 4 5 5
12 раза в год 4 4 3 4
Реже, чем раз в год 11 12 12 13
Никогда_81_79_77_75
Вопрос: ВАЖНО ЛИ ДЛЯ ВАС КАЖДЫЙ РАЗ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ У ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СВЯЩЕННИКА? (кроме не крещенных, а в 2014 еще и тех, кто никогда не исповедуется) Определенно, да 5 5 7 8
Скорее, да 11 12 12 13
Скорее, нет 15 16 10 10
Определенно, нет 28 25 12 12
Затрудняюсь ответить_42_42_59_57_
Вопрос: ЕСТЬ ЛИ У ВАС СРЕДИ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ СВОЙ НАСТАВНИК, «ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ», С КОТОРЫМ ВЫ СОВЕТУЕТЕСЬ ПО ВАЖНЫМ ДЕЛАМ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ? (кроме иудеев, мусульман и буддистов)
Да 6 7 6 7
Нет_94_93_94_93
Вопрос: МОЖЕТЕ ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО НЕ ДЕЛАЕТЕ НИЧЕГО ВАЖНОГО, ПОКА НЕ ПОЛУЧИТЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ СВОЕГО
ДУХОВНОГО НАСТАВНИКА? (в 2014 г. кроме тех, у кого нет духовного отца) Да 50 52 59 66
Нет 50 48 42 34
почему-то сподручнее воздавать в публичном месте, чем дома.
Таким образом, в сложившейся практике иконопочитания весьма сложно отделить истину от суеверия.
Сложно обстоит дело с крестным знамением: по меньшей мере для 1/4-1/3 респондентов-православных оно не является обыкновением, даже в молитве (23% в 2009 г. и 30% в 2014 г.) и при входе в церковь (19% и 22%). Значительной части наших современных православных суть споров о способе и правиле совершения крестного знамения, разделивших в XVII в. Русскую Церковь и периодически рецидивирующих на православном Востоке, остается чуждой и совершенно непознанной.
Число еженедельных причастников в течение изучаемого периода не изменилось (1% от крещеных православных), число причащающихся ежемесячно выросло с 1% до 2% (табл. 19). Никогда не причащались почти 2/3 крещеных респондентов. Мы позволим себе считать эти показатели основной характеристикой мистической, религиозной жизни современной российской православной общины.
Даже день тезоименитства не считается большинством православных респондентов достойным поводом для причащения (табл. 20): в день собственных именин причащались 2% православных респондентов в 2009 г. и 5% в 2014 г. Помимо прочего, данные названной таблицы свидетельствуют о явной секуляризации в восприятии тезоименитства: почти 2/3 респондентов о нем вообще не знают, а те, кто знает, либо вовсе не отмечают, либо предпочитают светское времяпрепровождение (30% и 21%) церковному (11% и 16% соответственно). Таблица 20
ОТНОШЕНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ К ТЕЗОИМЕНИТСТВУ (в % от
Некоторое смущение вызывает отношение к таинству исповеди (табл. 19). Несомненно, оно слилось в сознании с таинством Евхаристии: никогда не исповедовались вне подготовки к причастию 79% крещеных православных в 2009 г. и 75% в 2014 г. (с учетом ответа «реже, чем раз в год» 91% и 88%).
Однако каким-то образом выходит, что 10% причастников никогда не исповедуются перед принятием св. Таин, 24% исповедуются при этом иногда, 5% часто (табл. 19). Ответ «как правило» вполне может быть объясним сложившейся практикой многократного причащения на Страстной и Светлой седмицах, когда на некоторых приходах благословляется причащаться без исповеди в последующие дни тем, например, кто исповедался в Великий четверток или иные страстные дни. Но в случае, если ответы «никогда», «иногда» и «часто» осознанная правда (а нам трудно понять, зачем бы нужно извращать действительность в ходе анонимного социологического опроса), они могут означать серьезную мистическую и дисциплинарную проблему для приходского духовенства.
О практике организованного (почти институционализировавшегося) духовничества следует сказать, что о ней знают многие, но используют лишь некоторые: постоянных «духовных отцов» имеют лишь 7% православных респондентов, и именно для них важно исповедоваться у одного и того же духовника, благословение которого для большей их части (52% в 2009 г. и 66% в 2014 г.) - закон.
Следует полагать, что именно для этой категории православных клирики являются референтной группой по жизненно важным вопросам; многие из этой категории намеренно стремятся присутствовать на архиерейских бо-
числа опрошенных)
2009 2014
Всего православные Всего православные
Вопрос: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, КОГДА ВАШИ ИМЕНИНЫ (ЧИСЛО, МЕСЯЦ
Да 37 41 34 40
Нет 64 59 66 60
Вопрос: ОТМЕЧАЕТЕ ЛИ ВЫ ИМЕНИНЫ, И ЕСЛИ ДА, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ В ЭТОТ ДЕНЬ? (только те, кто знает, когда их именины)
Посещаю церковь 10 11 14 16
Причащаюсь 2 2 6 5
Приглашаю гостей 29 28 21 19
Другое 2 2 2 2
Не отмечаю именины 56 56 61 62
Затрудняюсь ответить 3 3 3 3
Таблица 21
ОТНОШЕНИЕ К КЛИРУ (в % от числа опрошенных)
Всего православные Всего православные
Вопрос: КЕМ ДЛЯ ВАС ПРЕЖДЕ ЯВЛЯЕТСЯ СВЯЩЕННИК?
Духовный авторитет 26 30 23 27
Авторитет в социальных и политических вопросах 8 8 16 16
Авторитет в жизненно важных вопросах 4 4 6 6
Человек, к которому я могу обратиться за духовной 26 30 18 22
помощью
Человек, к которому мне необязательно обращаться 17 13 15 12
Другое 6 4 3 2
Затрудняюсь ответить 19 17 26 21
Вопрос: КЕМ ДЛЯ ВАС ПРЕЖДЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕПИСКОП, АРХИЕРЕЙ?
Духовный авторитет 35 40 25 29
Авторитет в социальных и политических вопросах 6 6 6 7
Авторитет в жизненно важных вопросах 3 4 5 6
Человек, к которому я могу обратиться за духовной 13 15 13 15
помощью
Человек, к которому мне необязательно обращаться 18 14 17 15
Другое 6 4 4 3
Затрудняюсь ответить 26 24 36 30
Вопрос: ПРОИСХОДИЛИ ЛИ С ВАМИ В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ 5 ЛЕТ СЛЕДУЮЩИЕ СОБЫТИЯ?
Вы присутствовали на литургии, которую служил 9 10 11 13
архиерей (епископ)
Вы слушали проповедь архиерея (епископа) в церк- 7 8 7 9
ви после литургии
Вы смотрели по телевизору литургию, которую 30 35 22 27
служил архиерей (епископ)
Вы смотрели по телевизору или слушали по радио 22 26 15 18
проповедь, которую произносил архиерей (епископ)
Вы общались с архиереем (епископом) лично или по 1 1 4 4
переписке
Ничего из перечисленного 56 49 61 54
гослужениях и слушать архиерейские проповеди. Интересно отметить, что некоторая доля тех, кто присутствует на архиерейских службах, во время проповедей владык, по всей видимости, занимается своими делами или просто выходит из церкви (в 2009 г. на архиерейских богослужениях присутствовали 10% респондентов, в 2014 г. — 13%, а вот послушать на них архиерейскую проповедь удосужились лишь 8% и 9%, соответственно) (табл. 21).
Тем не менее, следует отметить существенную долю респондентов, для которых представители клира играют значимую роль в их духовной жизни (30-40% в 2009 г. и 27-29% в 2014 г.) и даже в социально-политической сфере (68% и 71%; в последней области авторитет священства выше, чем епископата).
Этот вывод подтверждается и ответами на более прямые вопросы (табл. 22). Немногим ме-
нее половины респондентов (42% всех опрошенных и 47% православных) полагали в 2014 г., что религиозные организации занимают подобающее им место в политической системе, и более половины (52% и 62%) — что они заслуживают общественного доверия. Число «гиперкритиков» (порядка 7%) вполне совпадает с числом атеистически настроенных участников опроса.
Что касается финансового благополучия Русской Православной Церкви, то чуть больше 1/3 опрошенных уверены в его достаточности, а некоторые (16% опрошенных православных в 2009 г. и 20% в 2014 г.) — даже избыточности (табл. 23). При этом основная часть опрошенных православных (соответственно, 57% и 51%) думает, что расходуются церковные средства рационально и обоснованно.
Настораживает лишь высокая доля тех, кто не имеет четкого мнения по данным вопросам:
ОЦЕНКА РЕСПОНДЕНТАМИ РЕФЕРЕНТНОСТИ И ВЛИЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (в % от числа опрошенных)*
2014
Всего православные
Вопрос: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НАСКОЛЬКО БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ ОКАЗЫВАЮТ В НАШЕЙ СТРАНЕ ЦЕРКОВЬ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ?
Слишком много 7 7
Немного больше, чем необходимо 16 14
Ровно столько, сколько должно быть 42 47
Немного меньше, чем необходимо 6 7
Слишком мало 5 5
Затрудняюсь ответить_25_20_
Вопрос: В КАКОЙ МЕРЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЗАСЛУЖИВАЮТ ДОВЕРИЯ ЦЕРКОВЬ, РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ? Вполне заслуживают 52 62
Не вполне заслуживают 22 22
Совсем не заслуживают 8 4
Затрудняюсь ответить_19_12_
*В 2009 г. поименованные вопросы не задавались.
Таблица 23
ОЦЕНКА РЕСПОНДЕНТАМИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (в % от числа опрошенных)
2009 2014
Всего православные Всего православные
Вопрос: КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ КОЛИЧЕСТВО ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ, КОТОРЫМИ РАСПОЛАГАЕТ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ?
Намного больше, чем надо 7 6 11 9
Несколько больше, чем надо 11 10 11 11
Столько, сколько нужно 27 30 31 37
Несколько меньше, чем нужно 12 14 5 5
Намного меньше, чем нужно 3 4 2 2
Затрудняюсь ответить_41_37_41_36_
Вопрос: ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С МНЕНИЕМ, ЧТО РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ РАСХОДУЕТ СВОИ
СРЕДСТВА НА ПРАВИЛЬНЫЕ ЦЕЛИ? Совершенно согласен 15 18 10 12 Скорее, согласен 34 39 33 39 Скорее, не согласен 11 9 14 14 Совершенно не согласен 2 1 4 3 Затрудняюсь ответить_39_33_40_32_
порядка 1/3 православных затруднились высказаться по ним, что может свидетельствовать как об их церковно-социальной пассивности, невовлеченности в повседневные проблемы церковной жизни, так и о том, что они не в состоянии объективно сориентироваться в море противоречивой информации, поставляемой СМИ, в отсутствие официальных отчетных данных Московской патриархии.
Касательно направления этого расходования (табл. 24) господствующим является
мнение о его соразмерности по всем поименованным в таблице направлениям. При этом наблюдается видимый рост числа мнений, поданных в пользу соразмерности этих расходов (в основном за счет снижения числа ответов, определяющих расходы как недостаточные, а также в группе «затрудняюсь ответить»), за исключением расходов на содержание клира: в 2009 г. тех православных, кто полагал эти расходы завышенными, было 9%, в 2014 г. — уже 16% (рост на 7%, т.е. почти
в 2 раза; в общем числе респондентов разбег даже уже — 5%).
При этом уверенно растет число православных (да и общее число респондентов), полагающих, что в основе финансовой деятельности Церкви должен лежать принцип самофинансирования (табл. 25): 60% православных респондентов в 2014 г. (против 48% в 2009 г.) считали, что Церковь должна финансироваться своими членами, численность же православных сторонников государственного финансирования церковных нужд снизилась за период на 8% (или почти на четверть — до 26% в 2014 г.).
Как определить источники формирования всех этих мнений, сказать сложно — прежде всего потому, что подавляющее большинство православных респондентов не принимают никакого участия в жизни своих приходских общин (табл. 26).
Таким образом, объективную информацию об их финансовом состоянии и потребностях могут иметь не более 8% тех православных респондентов, которые знают свои приходы. Все остальные, надо полагать, формируют свою позицию на основе сообщений СМИ или из других источников, так что считать ее абсолютно
Таблица 24
ОЦЕНКА РЕСПОНДЕНТАМИ РАСХОДОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (в % от числа опрошенных)
Всего
православные
2009
2014
2009
2014
Вопрос: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СОРАЗМЕРНЫ ЛИ НЕОБХОДИМОСТИ РАСХОДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ?
Слишком большие 3 3 3 3
Соразмерные 30 41 34 47
Недостаточные 26 19 26 20
Затрудняюсь ответить_41_37_37_31
Вопрос: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СОРАЗМЕРНЫ ЛИ НЕОБХОДИМОСТИ РАСХОДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА
СТРОИТЕЛЬСТВО И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ?
Слишком большие 7 7 5 7
Соразмерные 36 43 40 48
Недостаточные 21 16 23 19
Затрудняюсь ответить_36_34_32_27
Вопрос: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СОРАЗМЕРНЫ ЛИ НЕОБХОДИМОСТИ РАСХОДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА
РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ?
Слишком большие 4 4 4 4
Соразмерные 30 41 34 47
Недостаточные 17 14 19 15
Затрудняюсь ответить_49_41_43_34
Вопрос: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СОРАЗМЕРНЫ ЛИ НЕОБХОДИМОСТИ РАСХОДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА
ЖАЛОВАНЬЕ СВЯЩЕННИКАМ И АРХИЕРЕЯМ?
Слишком большие 10 15 9 16 Соразмерные 32 36 36 41 Недостаточные 6 6 7 6 Затрудняюсь ответить_53_43_49_37
Таблица 25
ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОЦЕНКЕ РЕСПОНДЕНТОВ, %
2009
2014
Всего
православные
Всего
православные
Вопрос: КАКИМ ОБРАЗОМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖНА В ОСНОВНОМ ФИНАНСИРОВАТЬСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕРКВИ?
Церковь должна существовать на средства прихожан 48 48 59 60
Церковь должна получать деньги от государства 31 34 23 26
Затрудняюсь ответить 21 18 19 15
Таблица 26
ОЦЕНКА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ (в % от числа опрошенных)
2009 2014
_Всего_православные_Всего_православные
Вопрос: УЧАСТВУЕТЕ ЛИ ВЫ В ЖИЗНИ КАКОЙ-ЛИБО ЦЕРКОВНОЙ ОБЩИНЫ? (кроме иудеев, мусульман и буддистов, а в 2009 г. еще и кроме тех, кто не знает свою приходскую церковь)
Регулярно 1 12 1
Время от времени 7 8 7 7
Нет 92 91 92 91
обоснованной, фундированной, опирающейся на некие экономические реалии нет никаких оснований.
К сожалению, данные таблицы 26 свидетельствуют и о том, что, несмотря на все усилия, которые в течение 25 постсоветских лет предпринимаются клиром и активными мирянами Русской Православной Церкви по возрождению приходской жизни (включая сюда катехизические беседы, воскресные школы для детей и взрослых, социальные отделы, работу с молодежью и проч.), никаких реальных сдвигов в этом отношении не случилось. Число прихожан, не участвующих в приходской жизни, пугающе стабильно (91%), что может свидетельствовать как об отсутствии у них интереса к этому виду социальной активности, так и о неэффективности тех методов, которые используются клиром для вовлечения их в названную жизнь, либо, наконец, о том, что социальная закрытость, «клановость» клира, сформировавшаяся на протяжении истории (в особенности в ХУН-ХГХ вв.), не преодолена до настоящего времени и является существенной помехой для решения задачи церковной социализации прихожан (если таковая вообще ставится).
Попытка обобщить итоги проведенного опроса, используя в качестве синтезирующих критериев некоторые принципиальные с мировоззренческой точки зрения вопросы, сформулированные в нем (см. рисунок), приводит к неутешительным выводам.
Численность православных участников опроса с 2009 г. снизилась на 6% и составила в 2014 г. 67% общего числа респондентов. Однако по большинству параметров и такая самоидентификация оказывается формальностью: даже такой критерий, как несомненная вера в Бога,
оказывается в этой группе совсем не определяющим и к тому же снижающимся во времени — в 2014 г. совмещали в себе несомненную веру в Бога и православие только 31% опрошенных православных, все прочие либо испытывали сомнение в этом вопросе, либо в Бога не верили (таких, конечно, абсолютное меньшинство, но это — вряд ли повод почивать на лаврах), а часть из них (порядка 46%) оказались просто нецерковными людьми со своими, неведомыми Церкви путями богообщения.
Таким образом, 2/3 опрошенных православных — это питательная среда для всякого рода никому прежде не ведомых «народных традиций» и «благочестивых обычаев», зачастую представляющих собой обычное суеверие.
Все прочие критерии, обобщенные в графике, говорят о том, что собственно христианами мы вправе полагать порядка 1/10 опрошенных православных, из которых число «практикующих» христиан (т.е. находящихся в интенсивном поиске богообщения: соблюдающих молитвенное правило, систематически прибегающих к таинствам Церкви, читающих духовную литературу и т.д.) находится в лучшем случае в пределах от 3% до 5-7% опрошенных православных респондентов. Число таковых относительно постоянно, хотя в ряде случаев во времени мы наблюдаем и определенный рост (особенно отрадный, когда речь идет об онтологических основаниях христианской практики — прежде всего, об активном участии в таинстве Евхаристии). В то же время определённые показатели во времени с небольшой интенсивностью снижаются, причем особую настороженность вызывает их снижение в таких немаловажных вопросах, как христианское воспитание детей и участие в церковных богослужениях.
НЕКОТОРЫЕ ПАРАМЕТРЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ВЕРИФИЦИРОВАТЬ РЕЛИГИОЗНУЮ САМОИДЕНТИФИКАЦИЮ ВЕРУЮЩИХ
я знаю, что Бог существует и не испытываю в этом никаких сомнений
я не верю в существование Бога ^^ да, знаю "Верую" наизусть целиком
я считаю себя очень религиозным человеком
совершенно не согласен с высказыванием: "У меня есть свой путь общения с Богом без ...
посещают богослужения не реже 1 раза в месяц
посещают богослужения не реже 1 раза в неделю посещают богослужения в будние дни дома есть жития святых
дома есть Псалтирь
дома есть религиозная литература, помимо Библии и молитвенника
я собираюсь воспитывать своих детей в религиозном духе
я венчался в церкви соблюдают Великий пост соблюдают другие многодневные посты соблюдают однодневные посты (среда, пятница) я молюсь по утрам я молюсь по вечерам я молюсь перед едой я молюсь в другое время бывают в церкви не реже 1 раза в неделю бывают в церкви не реже 1 раза в месяц причащаются еженедельно причащаются ежемесячно (нарастающим итогом)
причащаются несколько раз в году (нарастающим итогом)
причащаются в день именин
140
10
17
13
15
10
2009 2014
3
3
7
12
3
9
4
3
4
2
3
9