Научная статья на тему 'О РЕКОМЕНДОВАННОМ СПИСКЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ'

О РЕКОМЕНДОВАННОМ СПИСКЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«О перечне "100 книг" по истории / культуре и литературе народов Российской Федерации» / 100 книг зарубежной литературы по версии Союза писателей России / «Дикая собака динго / или Повесть о первой любви» / Р. Фраерман / «1984» / Дж. Оруэлл / «Как закалялась сталь» Н.А. Островского / «On the list of “100 books” on the history / culture and literature of the peoples of the Russian Federation» / 100 books of foreign literature according to the Union of Writers of Russia / «Dikaia sobaka dingo» («The Wild Dog Dingo / or the Tale of First Love») / R. Fraerman / «1984» / J. Orwell / «Kak zakalialas' stal'» («How the Steel Was Tempered») / N.A. Ostrovsky

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Радаева Элла Александровна

Статья посвящена переосмыслению состава рекомендованной Министерством образования и науки РФ к само-стоятельному прочтению школьниками сотни книг – так называемого «списка Путина», опубликованного 16 ян-варя 2013 г., а также вышедшего 23 января 2013 г. перечня из 100 книг зарубежной литературы, составленного Союзом писателей России – списков, далее не подвергавшихся корреляции. На примере краткого анализа не-скольких произведений ( «Как закалялась сталь» Н.А. Островского; «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» Р. Фраермана; «1984» Дж. Оруэлла и др.) указана целесообразность/нецелесообразность включения неко-торых авторов и произведений в указанные списки на сегодняшний день – либо с точки зрения низкой актуаль-ности, художественной ценности, либо с точки зрения необходимости их изучения исключительно под руковод-ством опытных педагогов. В данном исследовании автор опирался, в частности, на теорию поколений, которую также необходимо учитывать, если на государственном уровне ставятся задачи максимально эффективного ду-ховно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, притом что за прошедшее десятилетие в свете геополитической ситуации существенно поменялись и ценностные ориентиры россиян. Все вышеуказанные фак-торы важно учитывать при подготовке будущих учителей-словесников в педагогических вузах. Статья подготов-лена в рамках научно-практической конференции «Литература и история: проблема сопряжения актуальной ме-тодики преподавания» (СГСПУ, апрель 2024 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE RECOMMENDED LIST OF DOMESTIC AND FOREIGN LITERATURE FOR INDEPENDENT STUDY FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS: AXIOLOGICAL APPROACH IN THE CONTEXT OF MODERN REALITIES

This article is devoted to rethinking the composition of the hundreds of books recommended by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation for schoolchildren to read independently the so-called “Putin’s list”, published on January 16, 2013, as well as the list of 100 books of foreign literature published on January 23, 2013, compiled The Union of Writers of Russia lists that were not further correlated. Using the example of a brief analysis of several works ("How the Steel Was Tempered" by N.A. Ostrovsky; "The Wild Dog Dingo, or the Tale of First Love" by R. Fraerman; ";1984" by J. Orwell, etc.), the expediency/inexpediency of inclusion is indicated some authors and works in these lists today either from the point of view of low relevance, artistic value, or from the point of view of the need to study them exclu-sively under the guidance of experienced teachers. In this study, the author relied, in particular, on the theory of genera-tions, which also needs to be taken into account if the tasks of the most effective spiritual, moral and patriotic education of youth are set at the state level, despite the fact that over the past decade, in the light of the geopolitical situation, the value guidelines of Russians. All of the above factors are important to take into account when preparing future literature teachers in pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «О РЕКОМЕНДОВАННОМ СПИСКЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 2 (95), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 2 (95), 2024

УДК 378.147.88: 82.01 (Лабораторные работы. Самостоятельные исследования. Практика вне учебного заведения / Литературная эстетика. Литературный вкус)

О РЕКОМЕНДОВАННОМ СПИСКЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ

© 2024 Э.А. Радаева

Радаева Элла Александровна, доктор культурологии, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры литературы, журналистики и методики обучения https://orcid.org/0000-0003-4209-1951 E-mail: ellrad@yandex.ru Самарский государственный социально-педагогический университет

Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 09.04.2024

Статья посвящена переосмыслению состава рекомендованной Министерством образования и науки РФ к самостоятельному прочтению школьниками сотни книг - так называемого «списка Путина», опубликованного 16 января 2013 г., а также вышедшего 23 января 2013 г. перечня из 100 книг зарубежной литературы, составленного Союзом писателей России - списков, далее не подвергавшихся корреляции. На примере краткого анализа нескольких произведений ( «Как закалялась сталь» Н.А. Островского; «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» Р. Фраермана; «1984» Дж. Оруэлла и др.) указана целесообразность/нецелесообразность включения некоторых авторов и произведений в указанные списки на сегодняшний день - либо с точки зрения низкой актуальности, художественной ценности, либо с точки зрения необходимости их изучения исключительно под руководством опытных педагогов. В данном исследовании автор опирался, в частности, на теорию поколений, которую также необходимо учитывать, если на государственном уровне ставятся задачи максимально эффективного духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, притом что за прошедшее десятилетие в свете геополитической ситуации существенно поменялись и ценностные ориентиры россиян. Все вышеуказанные факторы важно учитывать при подготовке будущих учителей-словесников в педагогических вузах. Статья подготовлена в рамках научно-практической конференции «Литература и история: проблема сопряжения актуальной методики преподавания» (СГСПУ, апрель 2024 г.).

Ключевые слова: «О перечне "100 книг" по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации», 100 книг зарубежной литературы по версии Союза писателей России, «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», Р. Фраерман, «1984», Дж. Оруэлл, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского DOI: 10.37313/2413-9645-2024-26-95-62-73 EDN: DZGBMF

Введение. Исходная посылка данного небольшого исследования: Россия остается логоцен-тричной страной, несмотря на массу дискуссий вокруг проблемы, связанной с падением интереса к чтению художественной литературы в цифровую эпоху. Одним из злободневных вопросов в этой связи остается круг детского (и юношеского) чтения. Этот вопрос на сегодняшний день упирается и в задачу патриотического воспитания, а шире - в проблемы аксиологического характера. Ценностный аспект художественных произведений должен ставиться во главу угла в методике обучения литературе в педагогических вузах. В этой связи практическая значимость

исследования - в помощи сориентироваться будущим учителям-словесникам в подборе литературы для школьников на внеклассное чтение, с учетом Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования.

История вопроса. Обзор тематики докладов на студенческих внутривузовских и региональных конференциях показывает, что на сегодняшний день наблюдается, с одной стороны, повышенный интерес к подростковой литературе советского периода в сопоставлении с современной. Однако чаще эти произведения рассматриваются сквозь призму поэтики (теории литературы), хоть

и с привлечением культурологического контекста.

В данном же исследовании будет поставлена собственно педагогическая проблема на основе анализа материала ФГОС среднего общего образования (с изменениями и дополнениями от 12 августа 2022 г.) [19] и списков из 100 книг для самостоятельного изучения, вышедших в 2012 г. (отечественная [14] и зарубежная [6] литература) - списков авторов и художественных произведений, необходимых для прочтения выпускниками российских школ. Несомненно, все последние годы списки являются предметом жестоких дискуссий, но чаще - в социальных сетях или в рамках устных обсуждений на «круглых столах». Цель автора - изучить ценностные ориентиры предлагаемой литературы в контексте современных реалий, актуальность этих ориентиров на сегодняшний день.

Методы исследования. Используя многофакторный подход, проведем индуктивный и системный анализ рекомендованной литературы для школьников. Для самой постановки проблемы специфики ценностных ориентаций, бесспорно, необходим интегративный метод, аккумулирующий знания из области социологии, психологии и культурологии.

Методологической базой исследования послужили во многом взаимоисключающие, но оказавшиеся необходимыми для вдумчивого решения проблемы работы: «Формовка советского читателя» Е. Добренко [5], «Проблемное поле подростковой литературы» Э.П. Хомич [21], «Левизна художественная и политическая в детской книге Европы и Америки 1920-30-х гг.» Е.С. Штейнер [22], материалы Российской школы теории поколений [24], «Теория поколений... X, Y, Z и А (альфа) - кто есть кто? [18] и - одновременно - «Мифы о «поколении Z» Н.В. Богачевой и Е.В. Сивак [9].

Результаты исследования. Не вызывает сомнения авторитетность составителей вышеназванных списков 100 книг для детского и юношеского чтения. Сотня книг, «рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению Министерством образования и науки РФ»: создание данного перечня (известного также как «список Путина») было инициировано президентом России Владимиром Путиным, который в 2012 г. в программной статье «Россия: национальный вопрос» выступил с предложением «провести опрос наших культурных авторитетов и сформировать список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. В

составлении списка приняли участие представители Российской академии наук, Российской академии образования, Министерства культуры РФ, Министерства регионального развития РФ, общественных и религиозных организаций, учителя, ведущие библиографы детской литературы, специалисты по педагогике и психологии чтения, детские и школьные библиотекари, а также представители СМИ, региональных органов управления образованием субъектов РФ и институтов повышения квалификации» [7]. Логическим продолжением перечня отечественных «100 книг, рекомендуемых школьникам Минобрнауки России» от 16 января 2012 г. стал перечень зарубежных авторов (23 января 2012 года) от Союза писателей России: «Создатели данного списка уверены, что русская литература — всеобщее культурное достояние, но понять её значимость можно только в единстве с мировой литературой, и что представляемый в рамках президентского проекта вниманию общественности данный перечень будет способствовать укреплению духовности и нравственности среди российской молодёжи, а также поможет возрождению традиций семейного чтения и станет заметным событием культурной жизни современной России») [6].

Однако проблемы, поднимаемая в данном исследовании, следующие:

1) насколько правомерно давать эти списки

детям (подросткам) именно на самостоятельное изучение, т. е. без грамотного и опытного наставничества;

2) с какой периодичностью следует вносить

коррективы в эти списки;

3) насколько важно учитывать не только тео-

рию Ю.М. Лотмана «читатель - текст» [8], но и теорию поколений, которая, хоть и подвергается жесткой критике [9; 15], тем не менее твердо и уверенно продолжает «набирать обороты» в научном и научно-популярном пространстве современной психологии и социологии [18; 24].

Изначально отметим: как на семинарах в вузе, так и на уроках литературы в школе применительно ко всей прозе для детей и юношества можно продуктивно говорить о сугубо филологических проблемах, рассматривая произведения сквозь призму, например, парадигмы «свое-чужое», топоса школы, хронотопа порога, проблемы границы, метафоры «обряда инициации» и т.д. [16; 17; 21]. Всё это присутствует в литературе для детей от А. Бруштейн до М. Горького, от А. Гайдара до А. Драбкиной, от А. Лиханова до Ю.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 2 (95), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 2 (95), 2024

Тендрякова, наконец от Ч. Диккенса до Дж. Сэлинджера. Собственно литературоведение и компетентность юных филологов не пострадает, если к этим спискам из 100 книг будет применен еще и (!) аксиологический подход: т.е. какие-то авторы и произведения будут исключены из обязательных ко всеобщему прочтению, какие-то -добавлены. Рассмотрим каждый из этих перечней по отдельности.

100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендованных Министерством образования и науки РФ от 16 января 2013 г. Этот перечень в основном составлен из авторов, чьи произведения присутствуют среди рекомендованных ФГОС, но в недостаточном количестве. Так, если роман И.А. Гончарова «Обломов» входит по учебному предмету «Литература» в базовый уровень, то на самостоятельное изучение дается «Обыкновенная история» того же автора; если роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» входит в школьную программу по литературе, то на самостоятельное изучение отводится «Белая гвардия» и т.д.

Творчество С.Д. Довлатова присутствует во ФГОС по литературе в рамках углубленного уровня, но не указаны конкретные произведения. В списке же для самостоятельного чтения, думается, рекомендован малообоснованный переизбыток наследия писателя — и «Зона», и «Чемодан», и «Заповедник», и «Рассказы».

Высок воспитательный потенциал романа Н.А. Островского «Как закалялась сталь». В социальных сетях нередко можно встретить сокрушения по поводу того, что книга, ставшая культовой, например, в Китае, оказалась «за бортом» школьной программы в РФ. В Интернет-пространстве широко распространено высказывание мастера ушу, китайского киноактера Джета Ли о романе: «Великая книга, которую я прочитал еще подростком, и которая на меня произвела определяющее влияние. Она, собственно, сделала меня тем человеком, каков я есть. Без нее ничего бы этого не было - ни боевых искусств, ни спортивных титулов, ни Гонконга, ни Голливуда. И я до сих пор постоянно ее перечитываю, вспоминаю и где бы я не был, в США, в Китае, еще где-нибудь в Азии, я все время вспоминаю слова оттуда. Это слова Павла Корчагина: «Не бойтесь никаких преград и перипетий на своем пути - потому что сталь можно закалить только так». А книга,

естественно — «Как закалялась сталь» Николая Островского» [1; 11].

Действительно. Современный молодой человек, даже оставив «за скобками» коммунистические убеждения главного героя, может поучиться у него стойкости в преодолении жизненных обстоятельств.

«Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» Р. Фраермана и система ценностей современной молодежи: к вопросу об актуальности рекомендованных к прочтению списков.

В целях продемонстрировать необходимость пересмотра состава предлагаемых для самостоятельного изучения произведений более подробно с аксиологических позиций рассмотрим книгу Рувима Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» (1939) [20].

Обычно мы не так часто «восполняем пробелы», т. е. возвращаемся к книгам и фильмам, прочитанным и просмотренным в детском и юношеском возрасте, т. к. на очереди у каждого из нас более актуальная литература и кино. Так, согласно опросу, большинство из людей старшего поколения с вышеуказанной повестью знакомо по фильму, снятому по ее «мотивам», с Галиной Польских в главной роли. И здесь важно помнить, насколько ошибочно полагать, что, посмотрев кино, можно уверенно считать себя хорошо знакомым и с литературным произведением, положенным в его основу. Ведь, как совершенно верно сказал, например, Р. Канудо, «миссия режиссера (ecraniste) — трансформировать объективную реальность в свое персональное видение» [23, с. 298], т. е. кино и литература - хоть и соприкасающиеся в определенных точках, но совершенно разные виды искусства.

В данной статье речь пойдет исключительно о книге. Ее изучение выводит на проблему более масштабную, нежели обнаружение в данном произведении определенной палитры смыслов.

Что же вызывает сомнения в необходимости для молодежи знакомства с повестью «Дикая собака динго»? В первую очередь — обилие необоснованной жестокости, откровенно слабая художественная ценность произведения, сомнительная подача зоопсихологии. Представляется, что именно для современного подростка это подчас может оказаться литература из разряда хоррор.

Выходя на проблему круга чтения современного молодого человека, мы сталкиваемся с

необходимостью еще одной парадигмы исследования этого вопроса: формирование вышеуказанного круга с учетом «теории поколений». Имеется в виду теория, разработанная Уильямом Штраусом и Нилом Хау и описывающая повторяющиеся поколенческие циклы в истории США [25]. Как известно, эта теория заканчивается линейкой: бэби-бумеры ^ поколение X ^ поколение У ^ поколение Ъ. На сегодняшний день эта теория успешно, по мнению автора данной статьи, применена к классификации российского общества. Более того, она получила продолжение (открытие поколения альфа) [18]. Другими исследователями лишь раздвигаются хронологические рамки поколения Ъ: Хоумлендеры (2003-2023) [24]. Концепция поколений остается спорной для многих авторитетных ученых, но безоговорочно «зачеркнуть» ее на сегодняшний день невозможно. Кстати сказать, в защиту теории поколений можно привести точку зрения исследователей современной отечественной и переводной литературы для детей (ведь именно в этой литературе создается образ подростка, конгениальный реальному подростку XXI в.). Так, Э.П. Хомич утверждает: «...в детской книге, адресованной подростку, обозначился новый подход к изображению героя. Литературный подросток освобождается от пафоса и патетики. <...> Обычный в изображении автора подросток - оболтус (ленивец), но при этом способный развиваться лич-ностно, представлен читателю без глянца и парадности, ибо на кону детско-юношеской литературы сегодня другие ценности. <...> Разрушается тип героя одной идеи, подросток обретает креативность и становится более убедительным. <...> Переводная литература о подростках созвучна российской. <...> Для героя современной подростковой прозы одиночество и соблюдение его личных границ является актуальнее, чем для советских школьников» [21, с. 326-327].

Вернемся к конкретному объекту исследования в данном разделе. Аннотация гласит: Повесть "Дикая собака Динго" давно вошла в золотой фонд советской детской литературы. Это лирическое, полное душевной теплоты и света произведение о товариществе и дружбе, о нравственном взрослении подростков. Для старшего школьного возраста [20].

С позиции сегодняшнего дня, представляется, что в золотой фонд российской детской литературы, тем более литературы о семье, эта книга войти не может. Концепция первой любви мало чем отличается от тех, что были и есть в истории

литературы, а потому достаточно тривиальна. Общими становятся концепт весны как параллели душевному обновлению молодых героев, описания смутных ощущений, томлений, безотчетных волнений и пр.

Кроме того, для современного юного читателя, который уже живет в мире, где набирают силу зо-озащита и вегетарианство, книга преисполнена в первую очередь вышеуказанной необоснованной жестокости. С первых страниц этого «полного душевной теплоты и света произведения» юноша и девушка (Таня и Филька) разоряют целый муравейник с целью добычи муравьиного сока.

Затем едва не тонет в реке котенок из-за халатности другого юноши (Коли), который незадолго перед этим открыто заявляет, что ненавидит кошек.

Далее можем увидеть не менее жестокий фрагмент: «...Он принес ей сначала целую кучу мотылей - тонких червячков, более красных, чем ягоды лесного шиповника. Она положила их на лежанку, где сушились дрова. Затем он показал ей маленький аквариум, в котором плавала золотая рыба. Она была большая, с опущенным хвостом, похожим на длинное платье. Она толкалась в стекло. Она едва помещалась в своих прозрачных стенах. Листики зелени плавали сверху на воде.

Таня сказала:

— Ты ходил за ней к китайцу? Это совершенно напрасно. Я не держу, как Женя, рыбок за стеклом на окне. Придется ее зажарить.

Коля сдвинул брови, глаза его стали темней, непроницаемей. <...>

— Няня, — сказал он, — зажарьте эту рыбу с картошкой, Таня просит.

— Да, да, — сказала Таня, - зажарьте ее, няня. Она очень вкусна. Она из породы карасевых.

И, подойдя к отцу, она взяла его за руки:

— Папа, мы будем с тобой сегодня много танцевать. Ты хорошо танцуешь [20].

Как видим по последним строкам, для юной героини приказ зажарить декоративную рыбу вовсе не преисполненный терзаний немотивированный поступок. Да, ей было немного жаль свою старую собаку, которую пришлось собственноручно бросить на растерзание ездовым во имя спасения любимого юноши, но вовсе не жаль красивой декоративной рыбки - здесь видим только торжество зарождающегося в девочке женского самолюбия. Если и это обстоятельство можно назвать «трогательным» в контексте «повести о первой любви», то весьма условно.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 2 (95), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 2 (95), 2024

Далее можно встретить эпизод охоты на дичь: «К ногам Тани и Коли падает подбитый фазан. ...Она и сама умела отлично сбивать с деревьев дикуш, метко кидая в этих смирных птиц тяжелые камни и сучья» [20]. У подростка, например, нынешнего поколения альфа с его излюбленным вопросом «зачем?» будет очередной повод задать его. И здесь самым резонным объяснением, возможно, станет, увы, теория о патологической детской жестокости: «...не менее важно признать, что в детях существует первозданная жестокость, еще не сглаженная и не подавленная воспитанием в них социального существа, то есть культурными рамками. Как писала Маргарет Хигнет, специально изучавшая тему жестокости у детей и в модернизме, «многие мыслители того периода интересовались исследованием темной стороны натуры ребенка и находили жестокость там, где викторианцы видели лишь невинность ягненка» [22].

Пафос повести в целом сводится к тому, что взрослеющая Таня, открыв для себя чувство любви, сумела понять наконец отца, который бросил семью, и мать, которая всё еще продолжает его любить, а потому вынуждена уехать из поселка и тем самым разлучить дочь с юношей, которого та полюбила. Таня готова принести это свое новое чувство в жертву матери и покоя новой семьи отца. Девушка не смогла бы этого сделать, не полюбив сама, тяжело и самоотверженно. Она понимает, что основа всего в этой жизни -любовь, и эта любовь дает право отцу бросить семью с новорожденным ребенком.

Можно бесконечно говорить о том, что в лексиконе профессионального филолога не может быть понятий «положительный / отрицательный герой». Но эти категории есть у ребенка, у подростка. В этой связи, если ребенок читает книгу самостоятельно, т. е. без чуткого руководства грамотного наставника, то он может испытать когнитивный диссонанс: «супергероем» в книге становится папа Тани, спасший ее и Колю во время бурана, — т. е. тот же человек, который оставил жену с ребенком на руках ради новой любви, когда дочке было 8 месяцев. Здесь нельзя обойтись без биографии автора: прототипом Тани послужила дочь от первого брака самого Р. Фраермана. В этой связи нетрудно догадаться, что данная повесть — во многом попытка писателя «вынуть шип из сердца», как писал И.В. Гёте об истории создания своего «Вертера».

Как бы то ни было, «на дворе» 2024 г., объявленный Годом семьи. Доминанты в воспитательной работе с молодежью фокусируются не на любви, а на семье. И, несмотря на светский характер российской системы образования, немалую роль в духовно-нравственном воспитании молодежи стала играть Русская православная церковь. Церковь же учит, что семья держится не столько на любви, сколько на терпении, и никакая любовь не может быть оправданием для разрушения семьи. В этой связи повесть Р. Фраермана с представленной там концепцией любви также трудно назвать актуальной.

Весьма своеобразен и психологизм повести. Так, отец Тани перед своим приездом пишет бывшей жене, вспомнив дочь маленькой: «. Как мы с ней встретимся — вот что меня немного страшит. Ведь ей было только восемь месяцев, когда мы с тобой расстались. У нее были такие беспомощные ноги, и пальцы на них были не больше горошин, и руки с красными ладонями. Я так хорошо это помню... » [20].

Складывается впечатление, что это лишь неудачный перевод иностранного текста на русский, когда речь папы о его собственном младенце, еще и девочке, идет без уменьшительно-ласкательных суффиксов: пальчики, ножки, ручки и т. д.

Отметим и малоудачную попытку автора обратиться к зоопсихологии. В эпизоде, где Таня «ничтоже сумняшеся» кидает старую собаку на растерзание стае ездовых, чтобы избежать столкновения упряжки с мчащейся навстречу лошадью, Р. Фраерман погружается в мысли и чувства собаки: «.Он с визгом упал на снег. Потом, словно поняв, что ему нужно делать, мгновенно вскочил и с громким воем понесся рядом со стаей. Он опередил ее, будто сам обрекая себя на гибель. Собаки заметили его. Он бросился прочь с дороги. И стая кинулась вслед за ним. Лошадь проскакала мимо. "Дорогой мой, бедный Тигр!" — подумала Таня. Он прыгал по целине высоко, он тонул, он задыхался в снегу. Он, может быть, проклинал людей, которые изуродовали его тело, сделали короткими ноги, шею длинной и слабой. Но он любил эту девочку, с которой вместе играл щенком и вырос вместе, и только он один состарился. Справедливо ли это? Он сел на снег и стал дожидаться смерти» [20].

Моделируя мысли собаки, видимо, автор предпочел (совершенно неуместно) руководствоваться стихотворениями и потешками для самых

маленьких: о ягнятах, крольчатах, поросятах и телятах, которые якобы «рады», когда вырастут, давать не только шерсть, но и мясо (свое) детям и их родителям. Подобные детали также существенно снижают художественную значимость произведения, рассчитанного на более взрослого читателя.

Разумеется, нельзя забывать, что повесть писалась в 1930-х гг. С одной стороны, несмотря на все попытки писателя создать образ девочки-подростка живым и многогранным, он получился весьма «ходульным» и «топорным». С другой стороны, можно предположить, что благодаря такой молодежи (подобной Тане Сабанеевой) нам затем и удалось победить в Великой Отечественной войне. Однако сегодняшние события показывают, что не менее самоотверженно показывают себя и современные молодые люди (те же «зу-меры») на фронтах СВО. В этой связи закономерно возникает вопрос: так ли необходимо включать именно эту повесть в указанный перечень, в ущерб, например, прозе о подростках А. Лиханова, заряженной духовно-нравственным потенциалом много больше, нежели книга Р. Фраермана, однако не вошедшей даже в список ФГОС? Ни в один из перечней не вошли также произведения А. Бруштейн, Ю. Сотникова, А. Драбкиной и др., где тема первой любви и нравственного выбора раскрывается не менее (а скорее более) талантливо.

Это выглядит тем более странным, учитывая, что и в прежние годы повесть вызывала нарекания (за уход подростка в приватную сферу, за низкую роль коллективного начала, за идею возврата к первобытной природе и т. д. [См.: 125], однако на сегодняшний день представляется малоактуальной не только повесть, но и характер критики ее.

Таким образом, на примере данного произведения мы приходим к выводу о необходимости более взвешенного подхода к подбору каждой книги для необходимой «сотни» в списке отечественной литературы.

100 книг зарубежной литературы по версии Союза писателей России. Перечень зарубежных авторов и произведений включает в основном имена, которые относительно образованному человеку не знать будет стыдно: Данте, Сервантеса, Шекспира, Мольера, Гёте.

Однако в остальном и этот список, составленный в 2012 г., т. е. спустя более 10 лет, вызывает вопросы, как-то:

— почему у Ги де Мопассана рекомендуется прочесть именно «Пышку»?

— почему у Э.-М. Ремарка - «Три товарища», а не «На Западном фронте без перемен» и др.?

— действительно ли необходимо детям и подросткам знакомиться с повестью «Имморалист» А. Жида, не говоря о том, чтобы знакомиться с ней самостоятельно?

— почему у Э. Золя выбран роман «Жерминаль» (о жизни шахтерского городка, о первых ростках профсоюзного движения), а не «Западня», например, как более поучительный для молодежи, с точки зрения идеи пагубности женского алкоголизма? Ведь оба романа являются классическим образцом натуральной школы, но второй самим развитием сюжета несет достаточно сильное дидактическое начало;

— почему у Т. Драйзера выбран роман «Стоик», а не «Американская трагедия»?

— почему у Э. Хемингуэя выбран роман «Прощай, оружие», тогда как у этого автора много и других антивоенных произведений, но без оправдания, пусть и спорного, дезертирства? Представляется, что более благотворным было бы из наследия Э. Хемингуэя рекомендовать рассказ «Старик и море» - он несет более мощный воспитательный заряд и жизнеутверждающее начало, коль скоро список составлялся именно для молодых людей;

— почему у Б. Брехта выбрана пьеса «Карьера Артуро Уи», а не «Мамаша Кураж», пользующаяся успехом на советских/российских подмостках не один десяток лет, или «Жизнь Галилея»?

Роман Дж. Оруэлла «1984» как «необходимый» для самостоятельного прочтения. Представляется важным чуть больше внимания уделить рекомендованному также к прочтению романа Дж. Оруэлла «1984». На сегодняшний день, особенно с начала СВО, его популярность обрела «второе дыхание»: он стал поистине оружием в руках антигосударственной пропаганды людей, именуемых ныне иноагентами, а также солидарных с ними граждан. В СМИ и социальных сетях нередко можно было встретить «фейки» о запрете распространения этой книги на территории России, тогда как подобный инцидент имел место только в Республике Беларусь [4]. С позиции сегодняшнего дня цензура была бы объяснима: роман можно счесть пагубно влияющим на незрелые и гормонально взбудораженные умы, т. к. идея «полицейского государства» в подобных произведениях неподготовленным читателем будет механически идентифицироваться с ситуацией,

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 2 (95), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 2 (95), 2024

когда страна пытается укрепить государственность, усилить бдительность перед лицом угрозы мировой войны, следовательно, на текущий момент было бы резонно не привлекать к этим книгам пристального внимания молодежи. Но это обстоятельство было бы продиктовано сугубо обывательским подходом к роману. Проблема, связанная с его неугасаемой популярностью и с художественным своеобразием, коренится глубже. И в этой связи весьма обоснованной видится точка зрения писателя П. Беседина [2]:

1. «...это не лучший текст даже у самого

Оруэлла. Тот же «Скотный двор» куда симпатичнее. Да и некоторые его эссе более убедительны. В списках антиутопий Оруэлл тоже не был лидером. Сам он признавался, что читал великий роман Евгения Замятина «Мы».

2. «Есть соблазн сразу же заявить, что это

текст о тоталитарном Советском Союзе. <...> Если мы отбросим стереотипы, то увидим, что Оруэлл, как и Замятин, в первую очередь писал о Британии. Осуждение ее беспощадной колониальной политики есть также и в его эссе, и в романе «Дни в Бирме». Тут важно помнить, что Оруэлл (урожденный Эрик Блэр) появился на свет в Индии, а позднее служил в Бирме».

3. «Фокус в том, что Оруэлл нанизывает на

ожерелье черты не советского, а тоталитарного общества как такового. <...> Позднее Эдуард Лимонов, апеллируя к Оруэллу, блестяще разложил данный механизм в работе «Дисциплинарный санаторий». Там он показывает, как мир превращает человека в покорного потребителя, подавляя его, делая слабым. Такой мир лишен героев. Оруэлл же, всмотревшись в будущее, этого не увидел».

4. «.из текста «1984» так и непонятно, суще-

ствовал ли Большой Брат, как и Голь-дштейн, на самом деле. Возможно, эта неясность присутствует потому, что сам Оруэлл понимал: нет Большого Брата страшнее того, что сидит в самом человеке. И подлинная свобода возможна только после победы над ним» [2].

Из вышесказанного следует, что роман Дж. Оруэлла «1984» если и стоит рекомендовать к прочтению молодежи, то отнюдь не к

«самостоятельному», а с чутким руководством учителя (преподавателя, наставника).

К слову, в преподавательской практике автора данной статьи практические занятия для студентов по дисциплине «История зарубежной литературы» выстроены так, чтобы обучающиеся пришли к выводу о философской многогранности понятия «свобода». Ведь наряду с антиутопиями, призывающими к борьбе за свободу («Мы» Е. Замятина, «1984» Дж. Оруэлла, «О дивный новый мир» О. Хаксли и др.), особняком стоит роман Кобо Абэ «Женщина в песках» (1962), где свобода - это не борьба за возможность передвижения из точки А в точку Б, а возможность «не выходить из дома» (женщина из песчаной деревни поясняет главному герою, что чувствует себя свободной именно теперь, т.к. нет войны и больше не надо бежать из одного бомбоубежища в другое).

У нас же часто свобода понимается слишком однобоко - только как у Дж. Оруэлла или у Е. Замятина. И поэтому даже на сегодняшний день в России проблема гражданских свобод как никогда актуальна: нередко можно наблюдать в сфере общественного мнения противопоставление понятий «стабильность» и «свобода», а также то, что «стабильность» становится синонимом каких-то «не-свобод», тогда как ситуация в мире показывает, насколько мнимыми оказываются эти «свободы», причем не только в Советской и в современной России. К. Абэ - японец. И роман «Женщина в песках» написан на 20 лет позже упомянутого «1984». Т. е. в истории литературы переосмысление понятия «свобода» идет с определенным вектором: свободы нет по определению - не только у тех, кому что-либо запрещено, но и у большинства людей в этом мире, которые добровольно заточили себя в силки повседневности, которые опутаны обязательствами - перед собой, перед близкими, перед работодателями и пр.

Однако почему-то на сегодняшний день бурный ажиотаж по-прежнему вызывает роман Оруэлла. Роман Е. Замятина вышел в 1920 г., не наделав никакого шума. Абсолютно идентичный роман Дж. Оруэлла, вышедший почти через 30 лет, стал мировой литературной сенсацией. И именно он становится оружием, например, либерально настроенных граждан.

Сюда же (концепция свободы в истории литературы) можно внести написанный еще позже рассказ Хорхе Луи Борхеса «Письмена Бога» (1949), где вождь племени, сидя в темнице,

открыл для себя формулу, по которой Бог сотворил мир - и почувствовал себя свободным более, чем те, кто находится за границами его темницы - и не захотел из этого заточения выходить: «. кто постиг пламенные помыслы вселенной, не станет думать о человеке, о жалких его радостях и горестях, даже если он и есть тот самый человек. Вернее сказать - был им, но теперь это ему безразлично. Ему безразличен тот,

другой, безразлично, к какому племени тот принадлежит - ведь он сам стал теперь никем. Вот почему я не произнесу изречения, вот почему я коротаю дни, лежа в темноте» [3].

Или еще одна весьма интересная версия свободы личности представлена у Франко Нем-бринни «Данте, поэт желания»: «Я всегда привожу ученикам в классе такой пример. Если вы возьмете двухлетнего ребенка, который напуган, потому что потерял маму в толпе, и поставите перед ним сто мам, и скажете: «Смотри, какая у тебя свобода, можешь выбрать любую из этих ста мам. Хочешь — потолще, хочешь — потоньше, хочешь — повыше, пониже, посветлее, потемнее, помоложе, постарше... ну же, выбирай, ведь ты свободен!» — представьте себе его панику!

В каком случае реализовалась бы его свобода? В безумном, безрассудном выборе между ста женщинами, ни одна из которых не является его матерью? Конечно, нет! Его свобода реализовалась бы тогда, когда открылась бы дверь и вошла его мать. Тогда он кинулся бы ей в объятия с криком: «Мама! Я твой!» Вот в чём свобода. Ты свободен, когда знаешь, кому принадлежишь» [10].

Таким образом, свобода личности - это уже не столько материальный фактор, сколько собственное осмысление и восприятие его той или иной личностью.

Или, например, Виктор Пелевин в своем романе «Бэтман Аполло» (2013), можно сказать, дерзко перечеркивает концепцию свободы личности тех же прославленных Е. Замятина и Дж. Оруэлла: «Русский человек почти всегда живёт в надежде, что он вот-вот порвёт цепи, свергнет тиранию, победит коррупцию и холод — и тогда начнётся новая жизнь, полная света и радости. Эта извечная мечта, эти, как сказал поэт Вертинский, бесконечные пропасти к недоступной весне — и придают жизни смысл, создавая надежду и цель. Но если тирания случайно сворачивает себе шею сама и цепи рвутся, подвешенный в пустоте русский ум начинает выть от подлости происходящего вокруг и внутри, ибо становится ясно, что страдал он не из-за гнёта палачей, а из-за своей

собственной природы. И тогда он быстро и незаметно выстраивает вокруг себя новую тюрьму, на которую можно остроумно жаловаться человечеству шестистопным ямбом» [13].

Есть основания полагать, что изучение одновременно нескольких точек зрения на ту же проблему свободы способствует формированию не столько человека с богатым багажом «проглоченных» книг, сколько человека вдумчивого, критически мыслящего. Обзор же рекомендованных списков такой уверенности не дает.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, говоря о необходимости более обдуманного всестороннего подхода к составлению перечней необходимых к прочтению молодыми людьми книг, можно согласиться с утверждением Е. Добренко: «Читатель - прежде всего - дает литературному произведению жизнь в новом времени. Он пересоздает художественный текст. Отсюда - расслоение литературной критики - социологической, символической, психоаналитической, стилистической. Однако за пределами этого расслоения существует не просто возможность - необходимость выявить ценности, обусловливающие этот процесс пересоздания текста. Эти ценности подобны аксиологической тени критических доминант. Реципиент, так же как и автор, и художественный текст, может и должен быть объектом критики - также, при необходимости, - социологической, символической, психоаналитической, стилистической. - критики читательской реакции» [5, с. 7-8].

Выводы. Преподавание в вузе истории русской литературы в контексте мировой культуры и, соответственно, обучение в школе русской литературе в ее тесной взаимосвязи с литературой зарубежной, изучение русско-зарубежных связей выводит нас на проблему, с педагогической точки зрения, более актуальную: что именно рекомендовать на сегодняшний (!) день к прочтению юным россиянам из отечественной и зарубежной литературы, учитывая одновременно и их возрастные особенности, и теорию поколений, и художественную ценность тех или иных книг, и место каждой из них в истории мировой культуры, т. е. когда критерием отбора становится «вечность» поднимаемых проблем, их актуальность на том или ином промежутке времени. Разумеется, мы выходим и на проблему компетентности современного учителя-словесника — он должен учитывать новейшие исследования о детской и подростковой психологии, особенности нынешнего поколения и культурный контекст формирования современных детей - всё это крайне

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 2 (95), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 2 (95), 2024

необходимо для грамотного наставничества не руководстве самостоятельным чтением у детей и

только в рамках учебного процесса, но и в подростков.

1. Андреев, И., Русакова, М. Павка Корчагин — настоящий китаец. В КНР снова закаляют сталь // Газета «Коммерсантъ». - №45. — 17.03.2000. — С. 9.

2. Беседин, П. «1984» — в России и в мире: почему Оруэлл ошибался [Сайт]. — URL: https://www.mk.ru/social/2023/06/07/1984-v-rossii-i-v-mire-pochemu-oruell-oshibalsva.html (дата обращения: 09.04.2024).

3. Борхес, Х.-Л. Письмена бога: Сборник рассказов. — М.: Республика, 1992. — 512 с.

4. В Белоруссии запретили продавать книгу «1984» // Lenta.ru. — 2022. —18 мая [Сайт ]. — URL: https://lenta.ru/news/2024/05/08/na-ukraine-zavavili-o-massovvh-atakah-na-ob-ektv-energetiki-po-vsev-strane-dvazhdv-za-noch-ob-vavlvali-trevogu/ (дата обращения: 09.04.2024).

5. Добренко, Е. Формовка советского читателя. - С.-Пб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. - 320 с.

6. 100 книг зарубежной литературы по версии Союза писателей России [Электронный ресурс]. — URL: https://toplib.net/reitingi-i-premii/38-100-knig-zarubezhnoi-literaturv-po-versii-sovuza-pisatelej-rossii (дата обращения: 09.04.2024).

7. 100 книг, рекомендуемых школьникам Минобрнауки России [Электронный ресурс]. — URL: https://toplib.net/reitingi-i-premii/37-100-knig-rekomenduemvkh-shkolnikam-minobrnauki-rossii (дата обращения: 09.04.2024).

8. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. — М.: «Языки русской культуры», 1996. — 464 с.

9. Мифы о «поколении Z» / Н.В. Богачева, Е.В. Сивак; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 64 с. (Современная аналитика образования. № 1 (22)). / Теория поколений: как она работает и работает ли вообще. [Электронный ресурс]. — URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/6156efb59a79477bf9ca5893?from=copv (дата обращения: 09.04.2024).

10. Нембрини, Ф. Данте, поэт желания. Комментарии к "Божественной комедии". Рай. Серия: Bibliothecca paedagogica. — К.: Дух i Лггера, 2017. — 256 с.

11. Нестеров В. Джет Ли: «Делайте жизнь с Павки Корчагина»: Интервью с Джетом Ли и Мишель Йео. — Газета. Ru. - 2008. - 28 июля. [Сайт]. — URL: https://www.gazeta.ru/culture/2008/07/28/a 2795014.shtml (дата обращения: 09.04.2024).

12. Ольшанская, М. «Дикая собака динго» (рассказ о книге и фильме нашего детства). Подборка статей и очерков в рубрике «Истории от Марии О.» [Электронный ресурс]. — URL: http ://www. marie - olshanskv.ru/smo/dingo .shtml (дата обращения: 09.04.2024).

13. Пелевин, В. Бэтман Аполло. — М.: Азбука: Азбука классика, 2022. - 480 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.litres.ru/book/viktor-pelevin/betman-apollo-4993530/chitat-onlavn/ (дата обращения: 09.04.2024).

14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 января 2013 г. N НТ-41/08 "О перечне "100 книг" по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации" [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70200292/ (дата обращения: 09.04.2024).

15. Попов, Н. П. Российские и американские поколения XX века: откуда пришли миллениалы? // Государство и общество. — 2018. — №4(146). — С. 309-323.

16. Рымарь, Н. Т. Поэтика границы в литературе: эстетические и поэтологические аспекты границы как феномена художественного языка. — Instytut Kultury Regionalej i Badan Literackich im. Franciszka Karpinskiego, Stowarzvszenie, 2016. - 334 с.

17. Савина, Л. Н., Рябцева, Н. Е. Топос школы в произведениях Б.П. Екимова // Известия ВГПУ. —2021. —№9 (162). — С. 200-204 [Электронный ресурс]. — URL: https://cvberleninka.ru/article/n/topos-shkolv-v-proizvedenivah-b-p-ekimova (дата обращения: 09.04.2024).

18. Теория поколений... X, Y, Z и А (альфа)- кто есть кто? / Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко [Электронный ресурс]. — URL: http://spsu.ru/news/4525-teoriva-pokolenii-x-v-z-i-a-al-fa-kto-est-kto (дата обращения: 09.04.2024).

19. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г. [Электронный

ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d5b80ff01d54be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 09.04.2024).

20. Фраерман, Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви. — Мн.: Юнацтва, 1986 [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.ru/PROZA/FRAERMAN/dingo.txt (дата обращения: 09.04.2024).

21. Хомич, Э. П. Проблемное поле подростковой литературы // МНКО. — 2016. — №1 (56). — С. 325-527.

22. Штейнер, Е. С. Левизна художественная и политическая в детской книге Европы и Америки 1920-50-х гг. (Часть 1) // Культурологический журнал. 2012. №2(8) [Электронный ресурс]. — URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/127.html&j id=10 (дата обращения: 09.04.2024).

25. Canudo, R. Reflections on the Seventh Art (Рр. 291-505) / Abel R. French Film Theory and Criticism, Volume 1: A History/Anthology, 1907-1959 (Copyright: 1988). — New Jersey: Princeton University Press, 1995. — 484 р.

24. Rugenerations — Российская школа теории поколений [Сайт]. — URL: http s ://rugenerations. su/ (дата обращения: 09.04.2024).

25. Strauss, W., Howe, N. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. - Morrow, 1991. - 558 р.

ABOUT THE RECOMMENDED LIST OF DOMESTIC AND FOREIGN LITERATURE FOR INDEPENDENT STUDY FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS: AXIOLOGICAL APPROACH IN THE CONTEXT OF MODERN REALITIES

© 2024 E.A. Radaeva Ella A. Radaeva, Doctor of Cultural Sciences, PhD in Philology, Professor of the Department of Literature, Journalism and Teaching Methods https://orcid.org/0000-0003-4209-1951 E-mail: ellrad@yandex. ru Samara State University of Social Sciences and Education

Samara, Russia

This article is devoted to rethinking the composition of the hundreds of books recommended by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation for schoolchildren to read independently - the so-called "Putin's list", published on January 16, 2015, as well as the list of 100 books of foreign literature published on January 25, 2015, compiled The Union of Writers of Russia - lists that were not further correlated. Using the example of a brief analysis of several works ("How the Steel Was Tempered" by N.A. Ostrovsky; "The Wild Dog Dingo, or the Tale of First Love" by R. Fraerman; "1984" by J. Orwell, etc.), the expediency/inexpediency of inclusion is indicated some authors and works in these lists today -either from the point of view of low relevance, artistic value, or from the point of view of the need to study them exclusively under the guidance of experienced teachers. In this study, the author relied, in particular, on the theory of generations, which also needs to be taken into account if the tasks of the most effective spiritual, moral and patriotic education of youth are set at the state level, despite the fact that over the past decade, in the light of the geopolitical situation, the value guidelines of Russians. All of the above factors are important to take into account when preparing future literature teachers in pedagogical universities.

Key words: «On the list of "100 books" on the history, culture and literature of the peoples of the Russian Federation», 100 books of foreign literature according to the Union of Writers of Russia, «Dikaia sobaka dingo» («The Wild Dog Dingo, or the Tale of First Love»), R. Fraerman, «1984», J. Orwell, «Kak zakalialas' stal'» («How the Steel Was Tempered»), N.A. Ostrovsky

DOI: 10.57515/2415-9645-2024-26-95-62-75 EDN: DZGBMF

1. Andreev, I., Rusakova, M. Pavka Korchagin — nastoiashchii kitaets. V KNR snova zakaliaiut stal' (Pavka Korchagin is a real Chinese. Steel is being hardened again in China) // Gazeta «Kommersant"». — №45. — 17.05.2000. — S. 9.

2. Besedin, P. «1984» — v Rossii i v mire: pochemu Oruell oshibalsia ("1984" - in Russia and in the world: why Orwell was wrong) [Sait]. — URL: https://www.mk.ru/social/2025/06/07/1984-v-rossii-i-v-mire-pochemu-oruell-oshibalsya.html (data obrashcheniia: 09.04.2024).

5. Borkhes, Kh.-L. Pis'mena boga: Sbornik rasskazov (Letters from God: A Collection of Stories). — M.: Respublika, 1992. — 512 s. [Elektronnyi resurs]. — URL: http://lib.ru/BORHES/letters.txt (data obrashcheniia: 09.04.2024). 4. V Belorussii zapretili prodavat' knigu «1984» (In Belarus they banned the sale of the book "1984") // Lenta.ru. — 2022. —18 maia [Sait ]. — URL: https://lenta.ru/news/2024/05/08/na-ukraine-zayavili-o-massovyh-atakah-na-ob-ekty-ener-getiki-po-vsey-strane-dvazhdy-za-noch-ob-yavlyali-trevogu/ (data obrashcheniia: 09.04.2024).

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 2 (95), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 2 (95), 2024

5. Dobrenko, E. Formovka sovetskogo chitatelia (Molding of the Soviet reader). - S.-Pb.: Gumanitarnoe agentstvo «Akad-emicheskii proekt», 1997. - 320 s.

6. 100 knig zarubezhnoi literatury po versii Soiuza pisatelei Rossii (100 books of foreign literature according to the Union of Writers of Russia) [Elektronnyi resurs]. — URL: https://toplib.net/rejtingi-i-premii/38-100-knig-zarubezhnoj-litera-tury-po-versii-soyuza-pisatelej-rossii (data obrashcheniia: 09.04.2024).

7. 100 knig, rekomenduemykh shkol'nikam Minobrnauki Rossii (100 books recommended for schoolchildren by the Ministry of Education and Science of Russia) [Elektronnyi resurs]. — URL: https://toplib.net/rejtingi-i-premii/37-100-knig-rekomenduemykh-shkolnikam-minobrnauki-rossii (data obrashcheniia: 09.04.2024).

8. Lotman, Iu. M. Vnutri mysliashchikh mirov. Chelovek — tekst — semiosfera — istoriia (Inside thinking worlds. Man -text - semiosphere - history). — M.: «Iazyki russkoi kul'tury», 1996. — 464 s.

9. Mify o «pokolenii Z» (Myths about "Generation Z") / N.V. Bogacheva, E.V. Sivak; Natsional'nyi issledovatel'skii uni-versitet «Vysshaia shkola ekonomiki», Institut obrazovaniia. — M.: NIU VShE, 2019. — 64 s. (Sovremennaia analitika obra-zovaniia. № 1 (22)). / Teoriia pokolenii: kak ona rabotaet i rabotaet li voobshche. [Elektronnyi resurs]. — URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/6156efb59a79477bf9ca5893?from=copy (data obrashcheniia: 09.04.2024).

10. Nembrini, F. Dante, poet zhelaniia. Kommentarii k "Bozhestvennoi komedii". Rai. Seriia: Bibliothecca paedagogica (Dante, poet of desire. Comments on the "Divine Comedy". Paradise. Series: Bibliothecca paedagogica). — K.: Dukh i Litera, 2017. — 256 s.

11. Nesterov V. Dzhet Li: «Delaite zhizn' s Pavki Korchagina»: Interv'iu s Dzhetom Li i Mishel' Ieo (Jet Li: "Make life with Pavka Korchagin": Interview with Jet Li and Michelle Yeoh). — Gazeta. Ru. - 2008. - 28 iiulia. [Sait]. — URL: https://www.gazeta.ru/culture/2008/07/28/a_2795014.shtml (data obrashcheniia: 09.04.2024).

12. Ol'shanskaia, M. «Dikaia sobaka dingo» (rasskaz o knige i fil'me nashego detstva). Podborka statei i ocherkov v rubrike «Istorii ot Marii O.» ("Wild Dog Dingo" (story about a book and film of our childhood). A selection of articles and essays in the section "Stories from Maria O.") [Elektronnyi resurs]. — URL: http://www.marie-olshansky.ru/smo/dingo.shtml (data obrashcheniia: 09.04.2024).

13. Pelevin, V. Betman Apollo (Batman Apollo). — M.: Azbuka: Azbuka klassika, 2022. - 480 s. [Elektronnyi resurs]. — URL: https://www.litres.ru/book/viktor-pelevin/betman-apollo-4993530/chitat-onlayn/ (data obrashcheniia: 09.04.2024).

14. Pis'mo Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 16 ianvaria 2013 g. N NT-41/08 "O perechne "100 knig" po istorii, kul'ture i literature narodov Rossiiskoi Federatsii" (Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated January 16, 2013 N NT-41/08 "On the list of " 100 books" on the history, culture and literature of the peoples of the Russian Federation") [Elektronnyi resurs]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70200292/ (data obrashcheniia: 09.04.2024).

15. Popov, N. P. Rossiiskie i amerikanskie pokoleniia XX veka: otkuda prishli millenialy? (Russian and American generations of the 20th century: where did the millennials come from?) // Gosudarstvo i obshchestvo. — 2018. — №4(146). — S. 309-323.

16. Rymar', N. T. Poetika granitsy v literature: esteticheskie i poetologicheskie aspekty granitsy kak fenomena khudozhestvennogo iazyka (Poetics of the border in literature: aesthetic and poetological aspects of the border as a phenomenon of artistic language). — Instytut Kultury Regionalej i Badan Literackich im. Franciszka Karpinskiego, Stowarzyszenie, 2016. - 334 s.

17. Savina, L. N., Riabtseva, N. E. Topos shkoly v proizvedeniiakh B.P. Ekimova (Topos of the school in the works of B.P. Ekimova) // Izvestiia VGPU. —2021. —№9 (162). — S. 200-204 [Elektronnyi resurs]. — URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/topos-shkoly-v-proizvedeniyah-b-p-ekimova (data obrashcheniia: 09.04.2024).

18. Teoriia pokolenii... X, Y, Z i A (al'fa) - kto est' kto? (Generation theory... X, Y, Z and A (alpha) - who is who?) / Prid-nestrovskii gosudarstvennyi universitet im. T.G. Shevchenko [Elektronnyi resurs]. — URL: http://spsu.ru/news/4525-te-oriya-pokolenij-x-y-z-i-a-al-fa-kto-est-kto (data obrashcheniia: 09.04.2024).

19. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego obshchego obrazovaniia (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 17 maia 2012 g. N 413) S izmeneniiami i dopolneniiami ot: 29 dekabria 2014 g., 31 dekabria 2015 g., 29 iiunia 2017 g., 24 sentiabria, 11 dekabria 2020 g., 12 avgusta 2022 g. (Federal state educational standard of secondary general education (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated May 17, 2012 N 413) With amendments and additions dated: December 29, 2014, December 31, 2015, June 29, 2017 g., September 24, December 11, 2020, August 12, 2022) [Elektronnyi resurs]. — URL: https://base.gar-ant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (data obrashcheniia: 09.04.2024).

20. Fraerman, R. Dikaia sobaka Dingo, ili Povest' o pervoi liubvi (Wild dog Dingo, or the Tale of First Love). — Mn.: Iu-natstva, 1986 [Elektronnyi resurs]. — URL: http://lib.ru/PROZA/FRAERMAN/dingo.txt (data obrashcheniia: 09.04.2024).

21. Khomich, E. P. Problemnoe pole podrostkovoi literatury (Problematic field of teenage literature) // MNKO. — 2016. — №1 (56). — S. 325-327.

22. Shteiner, E. S. Levizna khudozhestvennaia i politicheskaia v detskoi knige Evropy i Ameriki 1920-50-kh gg. (Chast' 1) (Artistic and political leftism in children's books in Europe and America in the 1920s-50s. (Part 1) // Kul'turologicheskii zhurnal. 2012. №2(8) [Elektronnyi resurs]. — URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/127.html&j_id=10 (data obrashche-niia: 09.04.2024).

25. Canudo, R. Reflections on the Seventh Art (Рр. 291-505) / Abel R. French Film Theory and Criticism, Volume 1: A History/Anthology, 1907-1959 (Copyright: 1988). — New Jersey: Princeton University Press, 1995. — 484 р.

24. Rugenerations — Российская школа теории поколений [Сайт]. — URL: https://rugenerations.su/ (дата обращения: 09.04.2024).

25. Strauss, W., Howe, N. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. - Morrow, 1991. - 538 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.