Научная статья на тему 'О региональном компоненте в системе обучения русскому языку как иностранному'

О региональном компоненте в системе обучения русскому языку как иностранному Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
73
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / РУССКАЯ ПРОВИНЦИЯ / ТВЕРЬ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крижовецкая О.М.

Статья посвящена одной из форм лингвометодической поддержки в системе социализации иностранных студентов в Тверском регионе. Представлено регионально ориентированное учебное пособие по русскому языку как иностранному для студентов-нефилологов. Особое внимание уделяется компонентам семантической структуры «русская провинция», в том числе связанным с Тверью и Тверской областью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О региональном компоненте в системе обучения русскому языку как иностранному»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070

возрасте проявляется потребность в самовоспитании, целенаправленность которого зависит от идеалов и общественной направленности деятельности школьника и от значимости, придаваемой им среде сверстников. В старших классах обычно начинается проявление умений правильно анализировать и адекватно давать оценку собственным качествам и поступкам, что является одним из существенных моментов самовоспитания. Между организацией самовоспитания и самооценкой соответствующих качеств, прослеживается зависимость, показателями которой являются: влияние общественного мнения, критика и самокритика, благоприятный микроклимат в коллективе и выбор приемов самовоспитания с помощью учителя [2, с. 101].

К самым распространенным приемам самовоспитания учащихся относятся самоотчеты, самоанализ, самоконтроль и самооценка, а к методам - самообладание и самопознание. В результате применения этих приемов и методов складывается личность, которая обязательно должна с легкостью влиться в общество [3, с. 163].

Нужно отметить, что в стимулировании самовоспитания значительную роль играют положительные примеры, которые показывают сверстники, а также учителя в общественной, нравственной и художественно-эстетической сферах, что в результате вызывает подражание и заметное стремление к личностному развитию, а здоровые дискуссии на различные моральные темы, обсуждение в ученическом коллективе различных нарушений правил товарищества, побуждающие к активной работе над собой [4, с. 48].

Таким образом, без организованной учебной деятельности и процесса социализации в ученических коллективах ребенок не будет иметь возможности развиваться как самореализующаяся личность. Список использованной литературы:

1. Ковалев А.Г. Психология личности, 3 изд., М., 1970. - 180 с.

2. Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей, - М.: Просвещение, 2003. - 315 с.

3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. - 215 с.

4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов, 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 300 с.

© Коцарева В.В., 2016

УДК 811.161.1

О.М. Крижовецкая

к.филол. н., доцент ФГБОУ ВПО ТвГТУ г. Тверь, Российская Федерация

О РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ

ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Аннотация

Статья посвящена одной из форм лингвометодической поддержки в системе социализации иностранных студентов в Тверском регионе. Представлено регионально ориентированное учебное пособие по русскому языку как иностранному для студентов-нефилологов. Особое внимание уделяется компонентам семантической структуры «русская провинция», в том числе связанным с Тверью и Тверской областью.

Ключевые слова

Социализация, региональный компонент, русская провинция, Тверь, русский язык как иностранный.

«Язык - мощный фактор социализации, может быть, самый мощный из существующих» [2, с. 231]. Процесс «врастания» в сообщество, в культуру невозможен без языка и «культурных феноменов» [3]. Мысль

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

о том, что язык немыслим без культуры, как и культура без языка, давно стала общим местом (см. работы В.фон Гумбольда,Э.Сепира, Ю.М. Лотмана, В..Н.Телия и др.). Социализация происходит только в коммуникации, последняя же есть одновременно и среда, и канал, и средство, и способ существования и трансляции культуры. Чтобы социализироваться, необходимо освоить и присвоить совокупность представлений, в которых так или иначе отражается то, как представители конкретного сообщества видят, интерпретируют, оценивают и шире - осознают окружающую их действительность.

Одна из форм лингвометодического обеспечения социализации представителей разных культур в Тверском государственном техническом университете - создание учебного пособия, в котором представлено системное описание лингвокультурных фактов (культурных предметов, а также деятельности) и которые определяют особенности культуры и образа жизни русской провинции и шире - ментальную общность национального сознания коммуникантов (применительно к России - русских). В учебном пособии использован культурологический материал в рамках концепта русская провинция, оно является регионально ориентированным и способствует социализации иностранных студентов в социально-бытовой среде в Тверском регионе. В фокусе внимания оказывается информация, циркулирующая в современно-синхронном срезе конкретного сообщества, а именно: пространственно-географические характеристики, традиции и образ жизни русской провинции, стереотипы бытового поведения; реалии, коррелирующие с современной общественной жизнью указанного региона.

Учебное пособие «Русская провинция: живём и учимся в Твери» [1] адресовано иностранным студентам-нефилологам, обучающимся на 1-3 курсах российских вузов. Его цель - развитие навыков письменной и устной речи у студентов, достигших I сертификационного уровня владения РКИ, углубление и совершенствование коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности.

Пособие состоит из четырех самостоятельных частей («Это же сама Россия - вся душа ее, вся прелесть. Это как песня!»; «Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания», « Из глубины веков до наших дней (традиции, праздники и ремесла)», «Хоть и не богат, а гостям рад»), в каждой из которых решаются языковые и коммуникативные задачи, определяемые спецификой тематически отобранного материала. Все части, или уроки, тематически связаны с концептом русская провинция. В начале урока кратко освещается его содержание: учебные и коммуникативные задачи, лексический и грамматический материал, виды текстов, их темы, жанры продуктивной речевой деятельности, коммуникативные ситуации.

Обладая дискурсивной естественностью, разностилевые и разножанровые тексты пособия разработаны с учетом регионального лингвокультурного компонента и имеют выход в проблематику эффективной социализации в условиях новой материальной и социокультурной среды, а также в проблематику общекультурного значения. Предлагаемые тексты и задания различаются по степени сложности: их объем, степень сложности языкового и информационного материала предлагаются с учетом разного уровня степени владения русским языком обучаемых.

Вместе с тем, материал о Тверском регионе в пособии является не самоцелью, а средством достижения языковых и коммуникативных задач. Для составителей пособия важно, чтобы студент-инофон не просто познакомился с конкретными фактами, научился говорить и писать о явлениях, связанных с последними, но и на основе предложенной и осмысленной информации научился самостоятельно строить рече-поведенческие модели с учетом ориентации в реальности. Такой подход в пределе предполагает обучение явлению (не факту), который оказывается вписан во множество ценностно-смысловых контекстов.

Список использованной литературы:

1.Русская провинция: живём и учимся в Твери: учебное пособие по русскому языку как иностранному / Т.А. Иванова, С.Н. Воробьёва, О.М. Крижовецкая, И.В. Цветкова. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2015. 112 с.

2. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

3. Тарасов Е.Ф. О формах существования сознания //Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993.С. 86-97.

© Крижовецкая О.М., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.