О реформировании нормативного правового регулирования в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами
П.А. ЧЕКМАРЕВ, директор
Департамента растениеводства,
химизации и защиты растений
Д.А. ШТУНДЮК,
начальник отдела химизации,
защиты растений и карантина
Т.В. КОНОНОВА,
консультант
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) Минсельхозу России, как и другим органам исполнительной власти, предстоит в ближайшее время организовать межведомственное взаимодействие при оказании государственных услуг. Одной из государственных услуг, которую будет в ближайшем будущем предоставлять Министерство, является государственная регистрация пестицидов и агрохимика-тов.
Первый шаг в этом направлении был сделан Министерством уже в 2008 г., когда приказом Минсель-хоза России от 06.11.2008 г. № 493 была создана Межведомственная комиссия по вопросам безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, утверждены ее состав и положение о комиссии.
В настоящее время ведется подготовка нормативного правового обеспечения предоставления вышеуказанной государственной услуги.
В целях реализации положений Закона № 210-ФЗ, а также в соответствии с решением Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельности государственных орга-
нов и органов местного самоуправления (протокол от 05.07.2011 № 12)Министерством разработана и согласована с заинтересованными ведомствами технологическая карта межведомственного электронного взаимодействия (далее - ТКМЭВ) по предоставлению Минсельхозом России государственной услуги по организации проведения регистрационных испытаний, проведению экспертизы регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, проведению экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, ведению Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов.
Среди согласующих ведомств -федеральные службы, непосредственно принимающие участие в регистрационном процессе - Рос-потребнадзор и Росприроднад-зор. Кроме того, ТКМЭВ согласована с Казначейством России и ФНС России.
Подкомиссией по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ТКМЭВ была одобрена.
В соответствии с нормами Закона № 210-ФЗ государственные органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информа-
ции, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, а также органов местного самоуправления. ТКМЭВ учитывает это требование в полной мере.
Нормативное правовое обеспечение предоставления Министерством государственной услуги, а также скоординированного межведомственного взаимодействия при предоставлении Минсельхо-зом России государственной услуги будет осуществлено посредством ТКМЭВ, а также посредством комплекса разрабатываемых Министерством проектов следующих нормативных правовых актов.
1. Проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение о Минсельхозе России в части наделения Министерства полномочиями:
- поустановлению порядка государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов;
- по осуществлению государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов;
- по утверждению формы свидетельства о государственной регистрации пестицидов и агрохими-катов.
В настоящее время проект постановления направлен в Минюст России.
2. Проект приказа Минсельхоза России об утверждении Административного регламента исполнения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации государственной услуги по организации проведения регистрационных испытаний,проведению эк-
2 Защита и карантин растений № 3, 2012
спертизы регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, проведению экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, ведению Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов(далее - государственная услуга, проект Регламента), который:
- будет регламентировать действия должностных лиц Министерства при предоставлении государственной услуги по принципу «одного окна»;
- установит административные процедуры и предельные сроки их осуществления.
Проект Регламента получил положительное заключение об оценке его регулирующего воздействия Минэкономразвития России, его согласование с другими ведомствами завершается.
3. Проект приказа Минсельхоза России об утверждении Порядка государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, которым будут исключены практикующиеся в настоящее время избыточные административные процедуры, связанные с функционированием Россельхознадзора и подведомственных ему организаций (далее - проект Порядка).
Этим приказом будут признаны утратившими силу приказы Мин-сельхоза России, нормы которых станут дублирующими или противоречащими законодательству после вступления в силу Регламента и Порядка:
- от 10 июля 2007 г. № 357 «Об утверждении Порядка государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов»;
- от 17 июня 2009 г. № 231 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарно-
му и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственной регистрации пестицидов и агрохимика-тов»;
- от 29 февраля 2008 г. № 67 «Об установлении требований к форме и порядку утверждения рекомендаций о транспортировке, применении и хранении пестицида и аг-рохимиката и к тарной этикетке».
Проект Регламента получил положительное заключение об оценке его регулирующего воздействия Минэкономразвития России, его согласование с другими ведомствами завершается.
При вступлении вышеуказанных актов в законную силу наступят следующие позитивные последствия:
государственная услуга по государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов будет предоставляться по принципу «одного окна»;
будут упорядочены действия должностных лиц, административные процедуры при предоставлении государственной услуги;
будут устранены избыточные административные процедуры(действия) при предоставлении государственной услуги;
будут сокращены сроки выполнения отдельных административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги;
административные процедуры и действия при предоставлении государственной услуги станут для регистрантов более понятными и открытыми;
возрастетуровень персональной ответственности должностных лиц, участвующих в предоставлении государственной услуги, за полноту и качество ее предоставления;
регистранты получат возможность предоставлять необходимые документы в Министерство в
электронном виде, а заключения других ведомств будут поступать в Министерство из первоисточников без участия регистрантов.
Кроме того, Регламентом предусматривается возможность получения заинтересованными лицами информации о предоставлении государственной услуги через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Подготовленный Минсельхозом России проект приказа об утверждении методики определения размера платы за оказание услуги по регистрационным испытаниям пестицидов и агрохимикатов; по установлению биологических регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, оценки их эффективности и безопасности для культурных растений (далее -испытания) заслуживает особого внимания.
Методикой будут установлены алгоритм расчета стоимости испытаний и предельная стоимость минимального объема испытаний. Методика, утвержденная приказом Минсельхоза России, будет обязательна для исполнения организациями, подведомственными Министерству.
Следует иметь в виду, что к проведению испытаний допущены и другие организации, для которых предельная стоимость минимального объема испытаний нормативно не установлена. Данное обстоятельство создает условия для развития конкуренции в сфере проведения испытаний.
Проект приказа об утверждении методики получил положительное заключение об оценке его регулирующего воздействия Минэкономразвития России и направлен в Минюст России.
С праздником 8 марта, дорогие женщины!
20 февраля коллектив филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Краснодарскому краю отметил юбилей своего руководителя Л.Н. Шуля-ковской.
Не один десяток лет своей трудовой деятельности Людмила Николаевна посвятила защите растений, внося своим трудом большой вклад в сельскохозяйственное производство Кубани. Ее отличает профессионализм, ответственность за порученное дело, она всегда полна сил, энергии, оптимизма и не скупится вкладывать их в развитие защиты растений и семеноводства края. Но вместе с тем она остается обаятельной женщиной, любящей женой и матерью. Сослуживцы, друзья, партнеры, с которыми она решает проблемы фитосанитарии края, желают ей творческих успехов, крепкого здоровья, радости.
Необходимо отметить, что в связи с вступлением в действие Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» потребовалось внесение новых изменений в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (далее - законопроект).
В настоящее время законопроект, доработанный по предложениям заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, находится в стадии вторичного согласования.
Законопроектом предлагается:
- исключение необходимости избыточного проведения государственной экологической экспертизы нормативно-технической документации на пестициды и агрохи-микаты, не являющиеся новыми веществами;
- уточнение ряда положений законодательства в целях устранения возможности их двоякого толкования, а также в целях правового обеспечения формирования процедуры государственной регистрации пестицидов и агрохи-микатов по принципу «одного окна»;
- урегулирование отношений, связанных с производством, транспортировкой, применением, хранением, ввозом на территорию Российской Федерации регистрационных образцов незарегистрированных в стране пестицидов и агрохимикатов в количествах, необходимых для проведения регистрационных испытаний;
- исключить необходимость обязательной государственной реги-
страции в качестве пестицидов или агрохимикатов отдельных категорий и видов продукции природного происхождения, применяемых в сельском и лесном хозяйстве, в целях регулирования физико-химических свойств почв;
- установить правовые основания для транспортировки и хранения пестицидов и агрохимикатов, приобретенных для применения в личных подсобных хозяйствах, на приусадебных, садовых и дачных участках;
- определить ряд новых понятий, например, «пестициды ограниченного использования»;
- уточнить определения установленных понятий «государственная регистрация», «регламенты применения пестицидов и
агрохимикатов», «фитосанитарная обстановка».
23 января 2012 г. в Минсельхозе России состоялось очередное заседание Межведомственной комиссии по вопросам безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, на котором было принято решение о разработке межведомственного документа о регистрационных испытаниях пестицидов и агрохимикатов в части, касающейся установленной сферы деятельности.
В целяхознакомления заинтересованных лиц с содержанием протокола он размещен на официальном сайте Минсельхоза России в разделе Департамента растениеводства, химизации и защиты растений.