Нужны перемены
В рамках выставки «Золотая осень», проходившей в Москве с 9 по 12 октября, состоялась научно-практическая конференция «Совершенствование законодательства в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами», ставшая традиционной. Тема эта волнует как аграриев, так и производителей средств защиты растений, но внесение ожидаемых изменений в нормативное правовое регулирование оборота химических средств защиты растений происходит недостаточно оперативно. С тем большим интересом было воспринято сообщение заместителя директора Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Д.А. Штундюка, который, открыв конференцию, доложил о подготовленном Минсельхозом России проекте Закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 19.06.97 № 109 «О безопасном обращении с пестицидами и агрохи-микатами».
Одним из существенных барьеров для регистрантов является недостаточная прозрачность процедуры государственной экологической экспертизы, поскольку в ФЗ № 174 от 23.11.95 «Об экологической экспертизе» особенности предназначения пестицидов и аг-рохимикатов, как опасных химических веществ, преднамеренно вносимых в окружающую среду, не учитываются. В новый законопроект включена норма о том, что экспертиза результатов регистрационных испытаний, которая проводится Минсельхозом России, осуществляется на основании заключений, в том числе заключения государственной экологической экспертизы проекта нормативно-технической документации на пестициды и агрохимикаты, выдаваемого органом исполнительной власти, ответственным за проведение го-
сударственной экологической экспертизы. В настоящее время этим органом является Росприроднад-зор. Заключение государственной экологической экспертизы требуется при первичной регистрации нового пестицида или агрохимика-та либо при регистрации препарата на новый срок (после истечения срока государственной регистрации) лишь при условии, если в проект нормативно-технической документации на пестицид вносились изменения, в частности изменения регламентов. Таким образом, количество случаев, при которых требуется заключение государственной экологической экспертизы, ограничивается.
В ФЗ № 109 предлагается внести дополнение о том, что состав про-ектно-нормативной технической документации на новый пестицид или агрохимикат устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно- правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса. Этим органом является Минсельхоз России.
По предложению Ассоциации европейского бизнеса в законопроект включена норма о недопущении разглашения и использования в коммерческих целях информации, содержащейся в материалах, представленных регистрантом в федеральный орган исполнительной власти, в течение срока процедуры регистрации пестицида и срока действия госрегистрации.
Д.А. Штундюк напомнил, что в марте 2013 г. Минсельхоз России был наделен полномочиями по регистрации пестицидов и агрохими-катов и выдаче свидетельств о госрегистрации. В связи с этим в законопроект включена норма о том, что решение о прекращении государственной регистрации на пестицид или агрохимикат принимает
Минсельхоз России на основании заключений ответственных федеральных органов исполнительной власти.
Законопроектом предлагается установить полномочия Россель-хознадзора по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами при осуществлении государственного земельного надзора.
В целях повышения эффективности противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции законопроектом предусмотрено обязательное лицензирование деятельности по реализации пестицидов и агрохимикатов.
Последующие доклады были посвящены вопросам регистрационных испытаний и регистрации пестицидов.
Академик РАСХН В.И. Долженко говорил о методиках оценки эффективности новых пестицидов, в том числе с использованием принципов международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В этой части его доклад во многом перекликался с выступлениями директора Института гигиены, токсикологии пестицидов и химической безопасности, академика РАМН В.Н. Ракитского и доцента факультета почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова В.В. Тихонова.
В своем докладе В.И. Долженко отметил, что в России возможности химической защиты реализованы еще далеко не полностью. Против вредителей, болезней и сорняков обрабатывается лишь 65-85 млн га, а для фитосанитарного оздоровления агроценозов и получения качественного урожая необходимо обрабатывать площадь 120-140 млн га. Да и по такому показателю, как пе-стицидная нагрузка на один гектар пашни, Россия отстает от других стран в десятки раз. И хотя в 20102012 гг. наметилась тенденция роста объемов использования средств защиты растений с 40,8 до
53,6 тыс. т, этот процесс нужно активизировать, и, значит, нужно совершенствовать систему и качество испытаний пестицидов.
При этом В.И. Долженко напомнил, что в России и странах Таможенного союза действуют разработанные с участием Россельхозака-демии методические указания по проведению регистрационных испытаний пестицидов различного назначения, в том числе оригинальные. Они гармонизированы с требованиями ЕОКЗР и достойны принятия на уровне Таможенного союза в качестве межгосударственных стандартов.
С 2008 г наша страна взяла курс на вступление в ОЭСР, основными принципами которой являются гармонизация требуемых при регистрации данных и методов испытаний, взаимное признание результатов испытаний. Вступив в эту организацию, Россия должна будет руководствоваться методиками ОЭСР и принципами надлежащей лабораторной практики (GLP).
Кроме методик, нужны квалифицированные кадры и оборудованные лаборатории, аттестованные по международным правилам, а также не только надлежащая лабораторная, но и хорошая полевая практика.
В.Н. Ракитский доложил о степени готовности возглавляемого им института к внедрению принципов GLP и руководств по испытанию пестицидов ОЭСР. Как отметил В.Н. Ракитский, который является экспертом в этой области, по аналитическому направлению работы института есть все основания получить аккредитацию по GLP, в лабораториях имеется полный набор оборудования и приборов, а специалисты прошли тренинг в Польше, которая вступила в ОЭСР.
Он сообщил, что в России принято решение о переходном периоде, необходимом для внедрения надлежащей лабораторной практики, в настоящее время страна к ее осво-
ению в полном объеме еще не готова. Китаю, например, потребовалось 10 лет для перехода на GLP.
Президент Агрохимического союза М.М. Овчаренко в своем выступлении говорил о необходимости дальнейшего упорядочения некоторых аспектов регистрационных испытаний пестицидов.
Ответственный секретарь Комиссии Роспотребнадзора по проблемам гигиены и токсикологии пестицидов и агрохимикатов Л.П. Терешкова свое выступление посвятила актуальным вопросам гигиены и токсикологии средств защиты растений. Она сообщила о том, что в качестве межгосударственного нормативного правового акта Комиссии Таможенного союза приняты Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», утвержденные ранее в Российской Федерации.
При гигиенической оценке смесе-вых препаратов, бинарных упаковок пестицидов обязателен анализ токсикологии всех компонентов, оценка возможного риска как для работающих с препаратами, так и для потребителей сельскохозяйственной продукции.
Учитывая, что в последние годы расширился объем поставок пестицидов и действующих веществ из Китая, Индии, Турции, Колумбии, в числе обязательных требований должна быть информация о лицензировании (сертификации производства в странах-изготовителях), об эквивалентности технического продукта активному действующему веществу фирмы-оригинатора.
Сложности регистрационного процесса пестицидов в немалой степени связаны с несогласованностью действий специалистов различного профиля (биологов, гигиенистов, экологов), дублированием или подменой полномочий феде-
ральных органов исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами. Подняла Л.П. Терешкова и такой важный вопрос, как необходимость полного запрета захоронения запрещенных и пришедших в негодность пестицидов. Пестициды необходимо обезвреживать, технологии для этого есть, а полигоны должны служить только местами временного хранения препаратов, подлежащих обезвреживанию.
Выступления представителя Российского союза производителей химических средств защиты растений А.В. Рыбакова, менеджера фирмы «Байер» К.Л. Калакуцкого и директора по взаимодействию с органами государственной власти Комитета производителей средств защиты растений Ассоциации европейского бизнеса Т.О. Белоусович касались европейской практики регистрации пестицидов. В частности, А.В. Рыбаков отметил, что в странах - членах ОЭСР регистрационное свидетельство на пестицид, выданное в одной стране, может быть признано в других странах. К.Л. Калакуцкий и Т.О. Белоусович говорили о том, что российский регистрационный процесс уступает европейскому как по степени упорядоченности, так и по стоимости, из-за чего новые эффективные пестициды в России становятся доступными позднее, чем в других странах. Данное заявление вызвало оживленную дискуссию, не все участники конференции с ним согласились.
Была отмечена проблема так называемых «минорных» культур (с малыми площадями возделывания), так как затраты ресурсов на регистрацию пестицидов для них не окупаются продажами препаратов. Для решения этого вопроса может быть предложено рассмотреть возможность выступить в качестве ре-гистрантов саморегулируемым организациям, представляющим собой специализированные отраслевые союзы и ассоциации.
Г.Н. ДАНИЛЕНКОВА