Научная статья на тему 'О реанимации ссылки как уголовного наказания: правовые и экономические аспекты'

О реанимации ссылки как уголовного наказания: правовые и экономические аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ССЫЛКА / EXILE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАКАЗАНИЯ / EFFICIENCY OF PUNISHMENT / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / CORRECTION OF CONVICTS / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОВЕРШЕНИЯ НОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CRIME PREVENTION / НАКАЗАНИЯ / НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ / NON-CUSTODIAL SANCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скиба Андрей Петрович, Родионов Алексей Владимирович

В статье с учетом сложившейся экономической обстановки в ряде регионов России (север Европейской части России, большая часть Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока) ставится вопрос о реанимации ссылки как уголовного наказания, которая повлечет за собой внесение многочисленных изменений в уголовное, уголовно-исполнительное и иное законодательство, а также будет способствовать решению ряда криминологических, пенитенциарных и социально-экономических проблем; выделяются преимущества исполнения ссылки по сравнению с иными наказаниями, а также сложности, с которыми придется столкнуться при разработке этого наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скиба Андрей Петрович, Родионов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE EXILE PROMULGATION AS A CRIMINAL PUNISHMENT: LEGAL AND ECONOMIC ASPECTS

The article considers the question of the exile promulgation as a criminal sanction according to the current economic situation in a number of regions of Russia (The North of the European part of Russia, the most part of Western and Eastern Siberia, the Far East) which will entail introduction of numerous changes of criminal, penal and other legislation and will also promote the solution of a number of criminological, penitentiary, social and economic problems. The authors underline numerous benefits of the exile execution in comparison with other types of punishments, and also name some difficulties connected with the development of this type of punishment.

Текст научной работы на тему «О реанимации ссылки как уголовного наказания: правовые и экономические аспекты»

УДК 343.26

АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ СКИБА,

доктор юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовно-исполнительного права,

e-mail: apskiba@mail.ru; АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ РОДИОНОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента (Академия ФСИН России), e-mail: a.v.rodionov@list.ru

О РЕАНИМАЦИИ ССЫЛКИ КАК УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ: ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Реферат: в статье с учетом сложившейся экономической обстановки в ряде регионов России (север Европейской части России, большая часть Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока) ставится вопрос о реанимации ссылки как уголовного наказания, которая повлечет за собой внесение многочисленных изменений в уголовное, уголовно-исполнительное и иное законодательство, а также будет способствовать решению ряда криминологических, пенитенциарных и социально-экономических проблем; выделяются преимущества исполнения ссылки по сравнению с иными наказаниями, а также сложности, с которыми придется столкнуться при разработке этого наказания.

Ключевые слова: ссылка, эффективность наказания, экономическое развитие регионов, исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений, наказания, не связанные с лишением свободы.

Вопрос об актуальности реанимации ссылки как уголовного наказания на первый взгляд выглядит праздным -ссылка исторически применялась как в России, так и в других странах (Англия, Франция и др.) как способ заселения лицами, совершившими преступления, недостаточно обжитых территорий с целью их инфраструктурного и экономического развития. В определенной степени можно констатировать успехи подобной политики в освоении и развитии таких территорий, как Урал, Сибирь, Сахалин - в России, Австралия, Америка - за рубежом. В юридической литературе уже высказываются идеи об актуальности учета опыта дореволюционной ссылки в настоящее время [1, с. 109-112; 2, с. 53-56].

Однако наша страна столкнулась с аналогичной проблемой, связанной с необходимостью дальнейшего заселения и освоения многочисленных территорий - севера Европейской части России, большей части Западной и Восточной Сибири, а также Дальнего Востока. Это обусловлено многими факторами - дальнейшей разведкой, обнаружением и добычей полезных ископаемых, потеплением и оттаиванием вечной мерзлоты, появлением новых территорий, пригодных для жилья и ведения сельского хозяйства, увеличением срока судоходства в этих местах, вырубкой и засаждением лесов, необходимостью восстановления жилищной

© Скиба А. П., Родионов А. В., 2016

и промышленно-хозяйственной инфраструктуры, подкрепленной соответствующим финансированием из бюджета или от российских либо зарубежных инвесторов и т. п. Все это должно способствовать развитию этих недостаточно заселенных территорий, ввиду чего федеральными и региональными органами исполнительной власти разрабатываются и реализуются различные меры экономического, политического и иного характера.

Принятие Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» коренным образом меняет государственную региональную политику. Формируются новые приоритеты и цели, фактически определяется новый вектор в социально-экономическом развитии России в ХХ1 в. В этом случае фактически государственная программа развернула в диаметрально противоположную сторону государственную региональную политику, утвержденную в постановлении Правительства РФ от 22 мая 2002 г. № 336 «Об утверждении Положения о содействии переселению граждан в

рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера».

В начале 2000-х годов в результате реализации программы расселения населенных пунктов районов Крайнего Севера в том числе из Дальневосточного федерального округа выехали десятки тысяч людей. Так, в Сусуманском городском округе Магаданской области в 2002-2015 гг. население сократилось с 14 тыс. чел. до 7,9 тыс. чел. [3, 4].

Между тем при недостаточности населения развивать территории севера Европейской части России, большей части Западной и Восточной Сибири, а также Дальнего Востока вахтовым методом невозможно. Учитывая стратегическую важность данных территорий для дальнейшего обеспечения России ценными ресурсами, а также новые геополитические вызовы, с которыми сталкивается наша страна в последнее время, уголовно-исполнительную политику следует также связать с другими государственными долгосрочными программами развития.

Одной из таких мер по развитию севера Европейской части России, большей части Западной и Восточной Сибири, а также Дальнего Востока может стать реанимация ссылки как уголовного наказания с обязательным трудоустройством осужденных. Применение этого наказания на практике будет способствовать решению ряда криминологических, пенитенциарных и социально-экономических проблем:

осужденный не попадет в исправительное учреждение с укоренившимися традициями криминальной субкультуры, что не приведет к дополнительным проблемам в его ресоциализации после отбывания наказания. Кроме того, применение ссылки (как и других наказаний, не связанных с лишением свободы) снизит государственные расходы, выделенные на содержание осужденных к лишению свободы;

крупные города (обычно в Европейской части России), где совершается большая часть преступлений и в которых лица остаются отбывать наказания, не связанные с лишением свободы, будут частично «разгружены» (как и уголовно-исполнительные инспекции этих населенных пунктов, не успевающие контролировать многочисленных осужденных);

осужденный будет изъят из своего привычного окружения, из тех условий, которые привели его к совершению преступления (что будет способствовать недопущению совершения им повторного преступления), и направлен на новое место проживания с иным укладом жизни и обязанностью работать;

с экономической, хозяйственной и иных точек зрения должны быть определены конкретные места (это могут быть как некрупные города с расположенными на их территориях предприятиями, так и небольшие поселения), в которых требуется рабочая сила для их скорейшего развития, или, на-

оборот, восстановления до нормального функционирования. Эти места могут определять местные или региональные власти, соответствующие министерства и ведомства, занимающиеся вопросами экономики и промышленности, а также крупные хозяйствующие субъекты, которые впоследствии будут предоставлять жилье, трудоустраивать таких осужденных и платить им заработную плату;

осужденный будет получать заработную плату, сопоставимую с доходами жителей соответствующего региона, из которой будут производиться удержания в пользу государства (например, 20 %). Высокая заработная плата ссыльных осужденных (в сравнении с лишенными свободы) с учетом надбавок за климатические условия также позволит быстрее погашать ущерб, причиненный преступлением.

Представляется, что с пенологической точки зрения реанимация этого наказания будет способствовать повышению эффективности исправления осужденных и предупреждению совершения новых преступлений этими лицами как целей уголовно-исполнительного законодательства (ч. 1 ст. 1 УИК РФ).

Выделим ряд преимуществ исполнения ссылки по сравнению с иными наказаниями:

ввиду незначительной плотности населения в населенных пунктах, где будут проживать и работать ссыльные осужденные, местным жителям и правоохранительным органам будет легче контролировать поведение и качество производимой осужденными работы, а также предупреждать совершение ими новых преступлений;

из-за наличия значительных незаселенных пространств между отдельными населенными пунктами севера Европейской части России, большей части Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и неразвитой транспортной инфраструктуры ссыльным осужденным будет проблематично по собственному усмотрению покидать установленное им место проживания;

контроль за поведением ссыльных осужденных могут осуществлять уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие наказания, не связанные с изоляцией от общества (его можно производить с помощью электронных устройств, что анализируется специалистами [5, с. 81-83; 6, с. 17-19]).

Распределением таких осужденных после вынесения приговора и их направлением в конкретные места отбывания наказания будет заниматься ФСИН России по согласованию с местными или региональными властями, а также соответствующими министерствами и ведомствами, курирующими вопросы экономики и промышленности.

В то же время очевидны сложности, с которыми придется столкнуться при разработке этого наказания (кроме корректировки уголовного,

уголовно-исполнительного и иного законодательства):

определение места этого вида наказания в системе иных видов наказаний (и так имеющей ряд теоретико-правовых проблем, анализируемых в юридической литературе [7]). С одной стороны, ссылка должна быть некоей альтернативой лишению свободы (возможно, при вынесении приговора лицо должно быть поставлено перед выбором -отправляться в места лишения свободы или согласиться на условия отбывания ссылки), с другой -необходимо четко разграничить, когда суд должен ее назначить вместо иных наказаний (исправительных работ, ограничения свободы и пр.), в том числе в случае замены лишения свободы более мягким видом наказания;

разработка способов стимулирования правопослуш-ного поведения ссыльного осужденного, в том числе после его освобождения. Важно найти баланс между возможностью досрочного освобождения его от отбывания наказания и недопущением случаев массового возвращения таких лиц на «материк». Наиболее предпочтительным видится вариант, когда ссыльный осужденный после отбывания наказания (в том числе досрочного освобождения) остается проживать и работать в регионе места отбывания ссылки;

обеспечение постоянного взаимодействия между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, с одной стороны, и федеральными и региональными органами исполнительной власти и крупными хозяйствующими субъектами - с другой, в том числе для периодического (например, ежегодного) обновления конкретных мест отбывания ссылки, наиболее приоритетных с экономической точки зрения. Следует также предусмотреть квоты для заселения ссыльных осужденных, чтобы не допускать их высокой концентрации среди населения;

при применении ссылки, а также при выборе места отбывания наказания и работы необходимо максимально учитывать возраст осужденного, его специальность, состояние здоровья и иные индивидуальные характеристики, что имело место в дореволюционном периоде применения ссылки [1, с. 109-112] (о том, что некоторые из указанных факторов до сих пор недостаточно учитываются в уголовно-исполнительном законодательстве и на практике, говорится в юридической литературе [8; 9, с. 95-99]);

разработка распорядка дня для ссыльных осужденных с учетом вида выполняемой ими работы, их индивидуальных характеристик, наличия свободного времени, периодичности их посещения сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции и т. д.;

для повышения эффективности применения ссылки, как и ряда других наказаний, не связанных с лишением свободы, следует повысить технические возможности контроля за осужденным и оперативного определения их места нахождения в режиме реального времени. Практика использования электронных устройств текущей модификации показала, что их будет сложно использовать в отдаленных районах, а также в течение длительного срока (5-10 лет). В связи с этим следует говорить о поиске новых технических возможностей в сфере электронного контроля за осужденными на долгосрочной основе.

Актуальным остается вопрос о соотношении ссылки и принудительных работ, которые, возможно, будут введены в действие в ближайшее время. С одной стороны, у этих наказаний может быть общее экономическое предназначение, ведь исправительные центры также могут быть созданы и функционировать в соответствующих регионах севера Европейской части России, большей части Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока; возможно, при условии создания исправительных центров в этих же местностях ссылка может считаться как бы некоей разновидностью принудительных работ с отбыванием наказания вне пределов исправительных центров. С другой стороны, ссыльные осужденные будут проживать в помещениях, предоставляемых им местными органами власти или хозяйствующими субъектами, а не в исправительных центрах при отбывании принудительных работ, что облегчит их перевод в другие населенные пункты для дальнейшего отбывания наказания. В случае злостного уклонения от отбывания наказания ссыльный осужденный может быть направлен в исправительный центр этого же региона страны. При дальнейшем уклонении осужденного от отбывания принудительных работ они будут заменяться лишением свободы с отбыванием наказания в тех же местах. Таким образом, для эффективного решения вопросов инфраструктурного и экономического развития севера Европейской части России, большей части Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока требуется не только определить места жительства и работы для ссыльных осужденных, но и создать в этих регионах исправительные центры (например, на базе действующих колоний-поселений), а также расширить уже имеющиеся исправительные колонии общего режима.

Еще одной проблемой введения и применения ссылки как уголовного наказания является необходимость ориентирования судов на приоритет назначения этого вида наказания перед лишением свободы и иными наказаниями (обязательными работами и пр.), а также условным осуждением.

Анализ применения наказаний, не связанных с лишением свободы, на современном этапе следует четко связывать с рядом экономических категорий: производительностью труда, стоимостью создания рабочего места, фондовооруженнностью, трудоемкостью и т. д. Текущая ситуация на рынке труда и в производственной сфере такова, что одновременно трудоустроить десятки тысяч человек на работу в соответствии с их специальностями крайне проблематично. Организация работ для трудоустройства осужденных в муниципальном секторе является малопродуктивной и с точки зрения генерации добавленной стоимости никаких перспектив не имеет. Возможная организация в ближайшее время повсеместной сети исправительных центров вряд ли будет быстрой, так как стоимость создания одного рабочего места в производственном секторе в современных условиях такова, что государст-

венного финансирования на решение вопросов трудоустройства осужденных не будет достаточно. В этой ситуации следует определить высокую экономическую эффективность ссылки в отдаленных регионах страны с условием обязательной трудовой деятельности при относительно невысоком уровне оплаты труда осужденного. Замена лишения свободы более мягким видом наказания -ссылкой также позволит удовлетворить значительный спрос на рабочую силу различной квалификации в отдаленных регионах страны.

Таким образом, видится актуальным рассмотрение вопроса о реанимации ссылки как уголовного наказания для решения социальных, экономических и иных проблем нашего государства, что одновременно будет способствовать более эффективному достижению целей уголовно-исполнительного законодательства.

Список литературы

1. Архипов С. В. Нормативно-правовое обеспечение исполнения уголовного наказания в виде ссылки по Уставу о ссыльных 1822 г. // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 2. С. 109-112.

2. Медведев А. А. Правовое закрепление и практика применения наказаний, связанных с ограничением свободы, в период правления Петра I // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 1. С. 53-56.

3. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 г. М., 2016.

4. Всероссийская перепись населения 2002 года. М., 2004. Т. 1.

5. Шамсунов С. Х., Щербаков А. В. Организационно-правовые проблемы применения современных электронных средств контроля за поведением осужденных без изоляции от общества // Закон и право. 2013. № 5. С. 81-83.

6. Чернышева Д. В. Проблемы ответственности осужденных к ограничению свободы за повреждение, уничтожение и утрату аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля // Человек: преступление и наказание. 2012. № 1. С. 17-19.

7. Скорик Е. Н., Скиба А. П., Кашуба Ю. А. Применение уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы: теоретико-прикладные проблемы регулирования : монография. Ростов н/Д., 2015. 173 с.

8. Скиба А. П. Исполнение уголовных наказаний в отношении больных осужденных: теоретико-прикладное исследование : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2013. 38 с.

9. Комбаров Р. В. Проблемы электронного мониторинга за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 1. С. 95-99.

ANDREY PETROVICH SKIBA,

dsc in law, associate professor, head, penal law department,

e-mail: apskiba@mail.ru; ALEKSEY VLADIMIROVICHRODIONOV, dsc in economy, professor, economy and management department

(Academy of the FPS of Russia), e-mail: a.v.rodionov@list.ru

ABOUT THE EXILE PROMULGATION AS A CRIMINAL PUNISHMENT: LEGAL AND ECONOMIC ASPECTS

Abstract: the article considers the question of the exile promulgation as a criminal sanction according to the current economic situation in a number of regions of Russia (The North of the European part of Russia, the most

© Skiba A. P., Rodionov A. V., 2016

part of Western and Eastern Siberia, the Far East) which will entail introduction of numerous changes of criminal, penal and other legislation and will also promote the solution of a number of criminological, penitentiary, social and economic problems. The authors underline numerous benefits of the exile execution in comparison with other types of punishments, and also name some difficulties connected with the development of this type of punishment.

Key words: exile, efficiency of punishment, economic development of regions, correction of convicts, crime prevention, non-custodial sanctions.

References

1. Arhipov S. V. Normativno-pravovoe obespechenie ispolnenija ugolovnogo nakazanija v vide ssylki po Ustavu o ssyl'nyh 1822 g. [Standard legal support of execution of criminal sanction in the form of the reference under the Charter about exiled of 1822]. Vestnik Vladimirskogo juridicheskogo institute - Bulletin of the Vladimir law institute, 2015, no. 2, pp. 109-112.

2. Medvedev A. A. Pravovoe zakreplenie i praktika primenenija nakazanij, svjazannyh s ogranicheniem svo-body, v period pravlenija Petra I [Legal fixing and practice of application of the punishments connected with restriction of freedom during the reign of Peter I]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie - Bulletin of institute: crime, punishment, correction, 2016, no. 1, pp. 53-56.

3. Chislennost' naselenija Rossijskoj Federacii po municipal'nym obrazovanijam na 1 janvarja 2016 g. [Population of the Russian Federation on municipalities for January 1, 2016]. Moscow, 2016.

4. Vserossijskaja perepis' naselenija 2002 goda [All-Russian population census of 2002]. Moscow, 2004. Vol. 1.

5. Shamsunov S. H., Shherbakov A. V. Organizacionno-pravovye problemy primenenija sovremennyh jelek-tronnyh sredstv kontrolja za povedeniem osuzhdennyh bez izoljacii ot obshhestva [Organization-legal problems of application of modern electronic control facilities behind behavior of convicts without isolation from society]. Zakon i pravo - Law and right, 2013, no. 5, pp. 81-83.

6. Chernysheva D. V. Problemy otvetstvennosti osuzhdennyh k ogranicheniju svobody za povrezhdenie, un-ichtozhenie i utratu audiovizual'nyh, jelektronnyh i inyh tehnicheskih sredstv nadzora i kontrolja [Problems of responsibility of convicts to restriction of freedom for damage, destruction and loss of audiovisual, electronic and other technical means of supervision and control]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2012, no. 1, pp. 17-19.

7. Skorik E. N., Skiba A. P., Kashuba Ju. A. Primenenie ugolovnyh nakazanij, al'ternativnyh lisheniju svobody: teoretiko-prikladnye problemy regulirovanija [Application of the criminal sanctions alternative to imprisonment: teoretiko-applied regulatory issues]. Rostov-on-Don, 2015. 173 р.

8. Skiba A. P. Ispolnenie ugolovnyh nakazanij v otnoshenii bol'nyh osuzhdennyh: teoretiko-prikladnoe is-sledovanie. Avtoref. dis. d-ra jurid. nauk [Execution of criminal sanctions concerning sick convicts: teoretiko-applied research. Dr. legal sci. diss. abstract]. Ryazan, 2013. 38 р.

9. Kombarov R. V. Problemy jelektronnogo monitoringa za osuzhdennymi k nakazaniju v vide ogranichenija svobody [Problems of electronic monitoring of convicts to punishment in the form of restriction of freedom]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2015, no. 1, pp. 95-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.