УДК 330
О РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Л.П. Федорова, Н.Л. Леонтьев, О.Н. Кадышева
В исследовании раскрываются содержание и роль региональной социально-экономической политики агропромышленного комплекса в условиях устойчивого развития территории посредством систематизации и обобщения наиболее распространенных концепций и проведенной демаркации методических подходов; концептуально обосновано интерактивное реагирование с целью устойчивого развития территории. Проведен анализ и исследована степень влияния территориально-локальных тенденций, закономерностей, условий и факторов на тенденции социально-экономического развития агропромышленного комплекса Чувашской Республики; определены перспективы их функционального воздействия и направления реализации региональной социально-экономической политики в территориально-локализованном пространстве. Сформулированы концептуальные направления устойчивого регионального развития агропромышленного комплекса с учетом выявленных диспропорций и особенностей пространственной поляризации территорий, реакции их на изменения макропараметров институциональных условий с точки зрения целевой направленности политики развития региона.
Инструментарно-методический аппарат исследования, включающий совокупность общенаучных и экономических методов, представляет собой синтез абстрактно-теоретического анализа, системного, факторного и структурно-функционального анализа, логического подхода, статистических методов, ситуационного и количественного подходов.
Ключевые слова: социально-экономическая политика; регион; агропромышленный комплекс; продукция сельского хозяйства; сельское население; сельская территория.
L.P. Fyodorova, N.L. Leontyev, O.N. Kadysheva. ON THE IMPLEMENTATION OF SOCIOECONOMIC POLICY OF A REGION IN THE AGRICULTURAL SPHERE
The study presents the content and role of regional socio-economic policy in the conditions of sustainable development of a territory through the systematization and generalization of the most common concepts and the demarcation of methodological approaches. It conceptually justifies an interactive response for the purpose of sustainable development of a territory. Analyzes and studies the degree of influence of territorial and local trends, patterns, conditions and factors on the trends of socio-economic development of the agro-industrial complex of the Chuvash Republic, defines the prospects of their functional impact and directions of realization of regional socio-economic policy in a geographically localized area. It formulates conceptual directions of sustainable regional agro-industrial development based on identified disparities and peculiarities of the spatial polarization of the territories, their reaction to the changes of macro-parameters of the institutional environment in terms of a targeted development policy for the region.
Instrumental and methodological apparatus of the study includes a set of general scientific and economic methods, and constitutes a synthesis of abstract and theoretical analysis, system, factor and structural-functional analysis, logical approach, statistical methods, situational and quantitative approaches.
Keywords: socio-economic policy; region agro-industrial complex; agricultural products; rural population; rural area.
Цель научного исследования состоит в разработке мероприятий по совершенствованию управления социально-экономическим развитием в области агропромышленного комплекса (далее - АПК) региона, концептуальном обосновании интерактивного реагирования с целью устойчивого развития территории, проведении анализа и выявлении степени влияния территориально-локальных тенденций, закономерностей, условий и факторов на формирование и
реализацию социально-экономической политики агропромышленного комплекса региона.
Социально-экономическая политика Чувашской Республики в сфере агропромышленного комплекса представляет собой составную часть социально-экономической политики Российской Федерации. Изучив научную и учебную литературу [4; 8; 12], посвященную данному вопросу, авторы пришли к выводу, что под социально-экономической политикой
82
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 3(33)
в агропромышленном комплексе в широком смысле понимается совокупность нормативных правовых актов федерального, регионального уровня, в которых рассматриваются меры законодательного, административного и общественного регулирования жизнедеятельности объектов агропромышленного комплекса, где под «объектами» агропромышленного комплекса понимается совокупность сельского населения, органов местной власти и сельскохозяйственных производств вне зависимости от форм собственности. Необходимо отметить, что основу агропромышленного комплекса Чувашской Республики составляет сельское население. Соответственно и концептуальные основы социально-экономической политики имеют приоритет, направленный на улучшение уровня жизни сельского населения и повышение рентабельности сельскохозяйственных предприятий региона, привлечение дополнительных инвестиций в агропромышленный комплекс и собственно развитие сельского хозяйства региона. Под концептуальными основами социально-экономической политики в сфере агропромышленного комплекса Чувашской Республики в соответствии с действующими региональными программами «Инновационное развитие - основа конкурентоспособности агропромышленного комплекса Чувашской Республики» на 2010-2015 годы и на период до 2020 года, «Развитие мер поддержки производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции в Чувашской Республике на основе механизмов внутренней продовольственной помощи на 2013-2017 годы» и др. [1-4] понимаем мероприятия, направленные:
- на улучшение социально-бытовых условий жизни сельского населения (газификация сельских поселений, транспортная доступность, доступность государственных и муниципальных услуг сельскому населению, повышение качества медицинского обеспечения, увеличение количества образовательных учреждений и повышение качества образования);
- повышение уровня жизни сельского населения (создание новых высокотехнологичных рабочих мест, повышение заработной платы);
- повышение конкурентоспособности агропромышленных предприятий как на внутреннем, так и всероссийском рынке;
- подготовка высокопрофессиональных кадров для обеспечения нужд регионального агропромышленного комплекса.
Фундаментальным региональным правовым актом в сфере социально-экономического развития агропромышленного комплекса Чувашской Республики можно считать республи-
канскую целевую программу «Инновационное развитие - основа конкурентоспособности агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года [4]. В данном постановлении представлены концептуальные основы социально-экономической политики Чувашской Республики в агропромышленном комплексе, где среди целей программы указано на необходимость реализации подготовки условий для современного развития регионального сельскохозяйственного комплекса с использованием инновационных технологий, повышения качества выращиваемых сельскохозяйственных культур и закрепления его позиций на межрегиональных продовольственных рынках. Следует отметить задачи, сформулированные в целевых программах, а именно:
- формирование предпосылок для создания традиционных и инновационных сельскохозяйственных производств в перспективе;
- повышение устойчивости функционирования регионального агропромышленного комплекса;
- подготовка условий для создания «точек роста» и агропромышленного кластера с последующим развитием агрохолдинговых компаний и агломераций;
- организация эколого-безопасного производства продукции, основанной на базисе «здорового питания» и «зеленого мышления» населения и др.
В качестве основ социально-экономической политики региона в сфере агропромышленного комплекса необходимо указать и Закон Чувашской Республики «О развитии сельского хозяйства в Чувашской Республике» [2], содержащий важные цели развития агропромышленного комплекса региона:
1) создание рационального аграрного производства в регионе;
2) рост конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, повышение рентабельности организаций агропромышленного комплекса, повышение качества продовольственных товаров;
3) создание условий динамичного развития сельских территорий республики, повышение уровня занятости сельского населения, рост уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников и пр.
Рассмотренные правовые акты представляют собой концептуальные основы социально-экономической политики региона в сфере агропромышленного комплекса. Они направлены на решение приоритетных задач по улучшению уровня жизни сельского населения Чувашии.
Результаты социально-экономического развития Чувашской Республики в 2017-2018 гг. свидетельствуют, что в регионе была создана благоприятная среда для реализации поставленных задач в сфере АПК, поступательного развития основных отраслей экономики. В итоге был обеспечен рост промышленности, АПК, инвестиций, заработной платы. Повысилась эффективность использования бюджетных средств и комфортность в предоставлении госуслуг предпринимателям. Прирост в 2017 г. в промышленности составил 4,4 % при 1,1 % по стране в целом. Михаил Игнатьев на 19 сессии Госсовета Чувашской Республики отметил, что в 2017 г. в основной капитал республики вложено почти 52 млрд руб. инвестиций, или 101,4 % к 2016 г. За счет реализации инвестиционных проектов в республике создано более 2800 рабочих мест. По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах России в 2017 г. Чувашия заняла второе место в стране [7].
В первом полугодии 2018 г. социально-экономическое положение Чувашской Республики характеризовалось также ростом объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, ввода жилья, оборота розничной торговли, увеличением номинальной и реальной заработной платы, снижением уровня безработицы, при этом инфляция сложилась ниже, чем в среднем по России [6]. Индекс промышленно-
го производства составил 101,6 %. По состоянию на 1 июля 2018 г. на развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики из федерального и республиканского бюджетов было перечислено 919,0 млн руб. (99,98 % к предельному объему финансирования за первое полугодие 2018 г.), подано 142 заявки на льготные кредиты на сумму 1498,8 млн руб. Состояние животноводства характеризовалось увеличением производства яиц в хозяйствах всех категорий на 3,8 %, валового надоя молока - на 0,9 %. Производство мяса в хозяйствах всех категорий составило 99,95 % к 2016 г. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 105 %. Меры государственной поддержки позволили организованно провести весенние полевые работы, обеспечить хозяйства минеральными удобрениями, горюче-смазочными материалами, сельскохозяйственной техникой.
Анализ статистических показателей продемонстрировал позитивную динамику изменений в агропромышленном комплексе республики (таблица).
Из представленных в таблице данных следует, что в 2013-2017 гг. в Чувашской Республике увеличилось производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств на 46 % с опережением производства продукции растениеводства на 1 % по сравне-
Показатели развития сельского хозяйства по категориям хозяйств в Чувашской Республике в 2013-2017 гг. (в фактически действовавших ценах; млн руб.)
Наименование Годы 2017 г. в % к 2013 г. 2017 г. в % к 2015 г.
2013 2015 2017
Хозяйства всех категорий
Продукция сельского хозяйства 30862,4 43954,9 45223,6 146,5 102,9
в том числе:
растениеводства 14928,6 24510,9 21955,7 147,1 89,6
животноводства 15933,7 19444,0 23267,9 146,0 119,7
Сельскохозяйственные организации
Продукция сельского хозяйства 11040,3 15631,2 18864,4 170,7 120,7
в том числе:
растениеводства 4141,6 5774,2 6260,7 151,2 108,4
животноводства 6898,7 9857,1 12603,8
Хозяйства населения
Продукция сельского хозяйства 17713,4 24854,8 21856,1 182,7 87,9
в том числе:
растениеводства 9068,1 16022,0 12302,1 135,7 76,8
животноводства 8645,3 8832,7 9554,1 110,5 74,2
Крестьянские (фермерские) хозяйства
Продукция сельского хозяйства 2108,7 3468,9 4503,1 в 2,1 р. 129,8
в том числе:
растениеводства 1719,0 2714,7 3393,0 197,4 125,0
животноводства 389,8 754,2 1110,1 в 2,8 р. 147,2
Примечание: рассчитано авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики [13].
нию с продукцией животноводства. Сокращается объем производства продукции в хозяйствах населения (хотя доля производства продукции растениеводства в хозяйствах населения остается высокой - 63 % в 2017 г.), увеличилось производство продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах более чем в два раза за исследуемый период, а в 2016-2017 гг. - на 30 %. Такой результат объясняется и активными мерами государственной поддержки малых форм хозяйствования в АПК в эти годы [9; 12].
С 2017 г. в области финансирования АПК начались преобразования, были укрупнены меры государственной поддержки (всего их 54): 31 вид межбюджетных субсидий республики объединены в 7. В Чувашии в 2017 г. были предусмотрены федеральные средства для выплаты «единой субсидии» в объеме 728 млн руб. (на 31 % больше, чем в 2016 г.) «Единая субсидия» объединяет: возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам, а также по кредитам, привлеченным малыми формами хозяйствования; поддержку племенного животноводства; поддержку растениеводства; поддержку малых форм хозяйствования. В 2017 г. значительно были увеличены гранты начинающим фермерам - с 1 до 3 млн руб., и семейным животноводческим фермам - до 10 млн руб. [9]. Эти меры позволили повысить оперативность принятия решений по перераспределению потоков субсидий по направлениям господдержки за счет исключения ранее действовавших длительных процедур согласования с федеральным центром.
Сегодня субъекты самостоятельно определяют политику направления субсидий в зависимости от особенностей развития АПК региона. В разрезе направлений господдержка аграриев Чувашии из расчета на 1 га пашни выше среднероссийских значений: по единой субсидии федеральные субсидии в 2018 г. - 580,4 млн руб. против 789,4 млн руб. в 2017 г. В расчете на 1 га пашни у Чувашской Республики самый высокий показатель единой субсидии в ПФО -736,2 руб., что в 2,2 раза выше, чем в среднем по России, и в 3 раза выше средней по ПФО [9]. Сохраняются все субсидии, предусмотренные в рамках «республиканских механизмов» господдержки: на повышение плодородия почв, на реализованный хмель, приобретение сельхозтехники чувашских производителей, субсидирование процентных ставок по кредитам в области АПК. На развитие сельских территорий (в том числе проекты, основанные на местных инициативах граждан) в 2018 г. предусмотрено 627,5 млн руб. [9].
Рассматривая специфику социально-экономического развития агропромышленного комплекса Чувашской Республики, можно указать, что в республике сельскохозяйственные угодья занимают 56,7 % [11; 13] от общей площади региона, процент использования сельскохозяйственных земель достигает 80 %, что значительно выше показателей среди других субъектов Приволжского федерального округа. Процент населения, проживающего в сельской местности в Чувашской Республике, также выше среднероссийских и по федеральному округу: если в Чувашии он составляет 43 %, то в других регионах - 30-35 %. Также особенностью сельского хозяйства Чувашской Республики в целом и ее агропромышленного комплекса является наличие сильно развитых индивидуальных хозяйств сельского населения, что подтверждают результаты анализа производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в 2013-2017 гг.
Исследуя реализацию социально-экономической политики в АПК, авторы пришли к выводу, что влияние состояния агропромышленного комплекса на внутриэкономи-ческое, социальное, экологическое и даже политическое положение в регионе велико. Для повышения эффективности деятельности всех сфер агропромышленного комплекса необходимы:
- приоритетное внимание к человеческому ресурсу и кадровой политике: реализация условий позитивного развития сельских территорий региона, повышение уровня занятости сельского населения, рост уровня жизни;
- улучшение качества товаров и повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции региона;
- создание на территории региона благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере АПК;
- осуществление технологической модернизации с последующим переходом на инновационное развитие сельского хозяйства, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Таким образом, можно констатировать, что социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса региона, несмотря на сложную экономическую ситуацию, носит позитивный характер, что в конечном итоге позволит достичь более высоких результатов будущим поколениям.
Список литературы
1. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 (с изм. и доп.). URL: http://base.garant.ru.
2. О развитии сельского хозяйства в Чувашской Республике: закон Чувашской Республики от 29.09.2014 г. № 49. URL: http://gov.ru.
3. О государственной программе Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики на 2013-2020 годы»: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2012 г. № 567. URL: http://gov.cap.ru.
4. О республиканской целевой программе «Инновационное развитие - основа конкурентоспособности агропромышленного комплекса Чувашской Республики» на 2010-2015 годы и на период до 2020 года: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.06.2010 г. № 167 // Вести Чувашии. 2010. № 13. 18 июня.
5. О Республиканской целевой программе «Развитие мер поддержки производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции в Чувашской Республике на основе механизмов внутренней продовольственной помощи на 2013-2017 годы: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.05.2013 г. № 198. URL: http://gov.cap.ru.
6. Об итогах экономического и социального развития Чувашской Республики в первом полугодии 2018 г. и задачах на второе полугодие 2018 г.: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.08.2018 г. № 316.
7. О результатах деятельности республиканского Кабинета Министров за 2017 год: отчет Главы Чувашской Республики М.В. Игнатьева на 19 сессии Госсовета.
8. Алисов А.Н. Управление развитием социально-ориентированной экономики региона. М.: Проспект, 2014. 350 с.
9. Артамонов С. О формах поддержки предприятий агропромышленного комплекса в 2017 году / пресс-служба Администрации Главы Чувашской Республики. URL: http://hypar.ru>ru.
10. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://mcx.ru.
11. Росстат: официальный сайт. URL: http:// www.gks.ru.
12. Федорова Л.П., Рыбаков А.Н. Проблемы повышения эффективности мер государственной поддержки малых и средних компаний // Вестник Российского университета кооперации. 2014. № 2 (16). С. 54-63.
13. Чувашстат: официальный сайт. URL: http://chuvash.gks.ru.
References
1. O Gosudarstvennoj programme razvitiya sel'skogo khozyajstva i regulirovaniya ry'nkov seFskokhozyajstvennoj produktsii, sy'r'ya i prodo-vol'stviya na 2013-2020 gody': postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.07.2012 g. № 717 (s izm. i dop.). URL: http://base.garant.ru.
2. O razvitii seFskogo khozyajstva v Chuvashs-koj Respublike: zakon Chuvashskoj Respubliki ot 29.09.2014 g. № 49. URL: http://gov.ru.
3. O gosudarstvennoj programme Chuvashskoj Respubliki «Razvitie seFskogo khozyajstva i regu-lirovanie ry'nka seFskokhozyajstvennoj produktsii, sy'r'ya i prodovoFstviya Chuvashskoj Respubliki na 2013-2020 gody'»: postanovlenie Kabineta Ministrov Chuvashskoj Respubliki ot 18.12.2012 g. № 567. URL: http://gov.cap.ru.
4. O respublikanskoj tselevoj programme «In-novatsionnoe razvitie - osnova konkurentosposob-nosti agropromy'shlennogo kompleksa Chuvashskoj Respubliki» na 2010-2015 gody' i na period do 2020 goda: postanovlenie Kabineta Ministrov Chuvashskoj Respubliki ot 04.06.2010 g. № 167 // Vesti Chuvashii. 2010. № 13. 18 iyunya.
5. O Respublikanskoj tselevoj programme «Raz-vitie mer podderzhki proizvoditelej i pererabotchikov seFskokhozyajstvennoj produktsii v Chuvashskoj Respublike na osnove mekhanizmov vnutrennej pro-dovol'stvennoj pomoshchi na 2013-2017 gody': pos-tanovlenie Kabineta Ministrov Chuvashskoj Respub-liki ot 30.05.2013 g. № 198. URL: http://gov.cap.ru.
6. Ob itogakh e'konomicheskogo i social'nogo razvitiya Chuvashskoj Respubliki v pervom polugo-dii 2018 g. i zadachakh na vtoroe polugodie 2018 g.: postanovlenie Kabineta Ministrov Chuvashskoj Res-publiki ot 10.08.2018 g. № 316.
7. O rezul'tatakh deyatel'nosti respublikans-kogo Kabineta Ministrov za 2017 god: otchet Glavy' Chuvashskoj Respubliki M.V. Ignat'eva na 19 sessii Gossoveta.
8. Alisov A.N. Upravlenie razvitiem social'no-orientirovannoj e'konomiki regiona. M.: Prospekt, 2014. 350 s.
9. Artamonov S. O formakh podderzhki pred-priyatij agropromy'shlennogo kompleksa v 2017 godu / press-sluzhba Administratsii Glavy' Chuvashskoj Respubliki. URL: http://hypar.ru>ru.
10. Ministerstvo sel'skogo khozyajstva Rossij-skoj Federatsii: ofitsial'ny'j sajt. URL: http://mcx.ru.
11. Rosstat: ofitsial'ny'j sajt. URL: http://www.gks.ru.
12. Fedorova L.P., Ry'bakov A.N. Problemy' povy'sheniya e'ffektivnosti mer gosudarstvennoj podderzhki maly'kh i srednikh kompanij // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2014. № 2 (16). S. 54-63.
13. Chuvashstat: ofitsial'ny'j sajt. URL: http:// chuvash.gks.ru.
86
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 3(33)
ФЕДОРОВА Людмила Петровна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: fedorova0201@mail.ru.
ЛЕОНТЬЕВ Никита Леонидович - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: fedorova0201@mail.ru.
КАДЫШЕВА Ольга Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: fedorova0201@mail.ru.
FYODOROVA, Lyudmila Petrovna - Doctor of Science (Economics), Professor, Head the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: fedorova0201@mail.ru.
LEONTYEV, Nikita Leonidovich - Postgraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: fedorova0201@mail.ru.
KADYSHEVA, Olga Nikolaevna - Candidate of Science (Economics), Associate Professor of the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: fedorova0201@mail.ru.
УДК 657.6
О НОВЫХ ПОДХОДАХ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ АУДИТА
Т.В. Федосенко
В статье исследованы теоретические аспекты концепции существенности в условиях перехода к прямому применению в России международных стандартов аудита. Дана оценка рекомендованных в нормативных документах и сложившихся в российской практике методик расчета показателя существенности на уровне бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом. Автором детализируются и обосновываются подходы к расчету уровня существенности при разработке общей стратегии аудита: выбор базового контрольного показателя; определение процента, применяемого для расчета существенности; установление периодов, за которые анализируется финансовая информация для определения значения контрольного базового показателя. Разработанные рекомендации могут быть использованы для утверждения внутренних методик расчета общего уровня существенности аудиторскими организациями.
Ключевые слова: аудит; общий уровень существенности; международные стандарты аудита (МСА); финансовая отчетность; контрольный базовый показатель; стратегия аудита; процент.
T.V. Fedosenko. ON NEW APPROACHES TO MATERIALITY ASSESSMENT IN DETERMINING THE GENERAL AUDIT STRATEGY
This article considers the theoretical aspects of materiality concept in the context of transition to direct application of International Standards on Auditing in Russia. It provides evaluation of the methods of calculating materiality for financial statements as a whole as recommended in the regulatory documents and the practice existing in Russia. The author describes in detail and justifies the approaches to materiality assessment in determination of the general audit strategy, including selection of the benchmark; calculation of percentage for assessment of materiality; setting time periods which the analysis of financial data will cover for calculation of the benchmark. The formulated guidelines may be used by audit firms to approve internal methods of assessment of overall materiality.
Keywords: audit; overall materiality; International Standards on Auditing (ISA); financial statements; benchmark, audit strategy; percentage.
Второй год на территории нашей страны ских организаций впервые применили их при действуют международные стандарты аудита выдаче аудиторских заключений только в 2018 г., (далее - МСА), однако большинство россий- столкнувшись с целым рядом проблем пере-