5 Исаев А. П., Васильева Т. В.
| О реализации программы «Цифровая экономика о Российской Федерации»
Исаев Алексей Петрович
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Северо-Западный институт управления (Санкт-Петербург, Российская Федерация) Декан факультета экономики и финансов Доктор исторических наук, профессор [email protected]
Васильева Татьяна Владимировна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Северо-Западный институт управления (Санкт-Петербург, Российская Федерация) Доцент кафедры экономики Кандидат экономических наук, доцент [email protected]
РЕФЕРАТ
Цифровизация России — это задача всего общества, это вопрос национальной безопасности нашей родины. Патриотизм, информационная открытость, креативное мышление россиян, повсеместное распространение безналичных платежей — вот та основа, на которой Россия сможет не только догнать мировых лидеров, но и по определенным сегментам взять курс на опережение. На основе проведенного нами исследования предложена модель взаимодействия субъектов в условиях цифровой экономики России. Представленная модель отражает пять уровней взаимодействия субъектов: мего-, макро-, мезо-, микро- и уровень домохозяйства. Макро-уровень представлен основными регулирующими организациями, формирующими общую стратегию экономического развития страны и цифровой экономики в частности. Мезо-уровень располагает региональными организациями, координирующими и направляющими действия экономических субъектов на российском рынке цифровой экономики. Микро-уровень охватывает действия интернет-предпринимателей и частных инвесторов, уровень домохозяйств представлен индивидуальными лицами и семьями как потребителями товаров и услуг.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
цифровая экономика, цифровизация, индивидуальное предпринимательство, НСПК, электронное рези-дентство, цифровое производство, единая цифровая платформа, центры общественного контроля, безналичные платежи, патриотизм
Isaev A. P. Vasilyeva Т. V. On the Implementation of the Program «Digital Economy of the Russian Federation»
Isaev Alexey Petrovich
North-West Institute of Management, Branch of RANEPA (Saint-Petersburg, Russian Federation) Dean of the Faculty of Economy and Finance Doctor of Sciences (History), Professor [email protected]
Vasilyeva Tatiana Vladimirovna
North-West Institute of Management, Branch of RANEPA (Saint-Petersburg, Russian Federation) Associate Professor of the Chair of Economy PhD in Economics, Associate Professor [email protected]
ABSTRACT
The digitalization of Russia is the task of the whole society, it is a matter of the national security of our country. Patriotism, information openness, creative thinking of Russians, widespread distribution of non-cash payments — this is the basis on which Russia will be able not only to catch up with world leaders, but also to take the lead in certain segments. On the basis of our study, we proposed a model for the interaction of subjects in the digital economy of Russia. The presented model reflects five levels of interaction of subjects: mego-, macro-, meso-, micro- and household level. The macro-level is represented by the main regulatory organizations that form the overall strategy of the country's economic development and the digital economy in particular. Meso-level has regional organizations that coordinate and direct the actions of economic entities in the Russian digital economy market. The micro-level covers the activities of Internet entrepreneurs and private investors, the level of households is represented by individuals and families as consumers of goods and services.
KEYWORDS
digital economy, digitalization, individual entrepreneurship, NSPC, electronic residency, digital production, single digital platform, public control centers, non-cash payments, patriotism
В. В. Путин 5 июля 2017 г. на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам отметил, что формирование цифровой экономики — это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний, позиций страны на мировой арене на долгосрочную перспективу — на десятилетия вперед. В. В. Путин подчеркнул, что цифровая экономика «задает новую парадигму развития государства, экономики и всего общества». Таким образом, цифровая экономика становится современным инструментом улучшения работы действующих отраслей экономики, новой основой для развития российской экономики.
Отметим, что экономическая роль цифровой экономики (рис. 1) проявляется через ее функции и выражается в росте благосостояния государства и общества посредством изменения структуры экономики и усиления секторов высокотехнологичных предприятий и малого предпринимательства, в частности, на основе развития института семьи в форме индивидуального предпринимательства.
о
Семья
Уверенность, I ответственность,^ традиции
Здоровье4»
Налоги
Рост сектора МСП России
Увеличение доходов бюджета
v
Цифровая экономика
Благосостояние семьи
Изменение структуры экономики
Благосостояние государства
Рис. 1. Экономическая роль цифровой экономики [2, с. 100]
В. В. Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам подчеркнул, что «... нам нужен рывок ... и прорыв в будущее. И надо это обеспечить. ...Каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии. Вот они появляются в мире. И тот, кто опоздает в этом соревновании, он мгновенно попадет в зависимость от лидеров этого процесса. Россия ни в коем случае не может этого допустить». Экономические лидеры будущего — это, прежде всего, лидеры технологические. Мы поддерживаем мнение С. Д. Бордунова и С. Ю. Глазьева, которые считают, что «скачок возможен» [1, с. 237]. Именно благодаря цифровизации как глобальному всепроникающему инструментарию Россия сможет ускорить все процессы в экономике и обогнать технологических лидеров современности.
31 июля 2017 г. в России была принята Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее — Программа), особенностью которой являются сжатые сроки реализации и сквозной характер воздействия, охватывающий все сферы жизнедеятельности человека и общества в целом.
Согласно Программе, в цифровой экономике Российской Федерации «данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет1».
Реализацию Программы предполагается осуществлять через определенные дополнительные нормативные акты: постановления Правительства, регулятивные документы и т. д. При этом важно создать такую ситуацию в экономике, при которой информационные технологии будут саморазвиваться. Функции проектного офиса по реализации Программы закреплены за автономной некоммерческой организацией «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации».
1 Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении Программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
< Стоит отметить, что реализация Программы тесно связана с целями и задачами «Стратегии раз-s вития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»1. о Для полноценного взаимодействия и развития цифровой экономики все субъекты и объекты g должны обрести цифровую составляющую. Товары в условиях цифровой среды приобретают свой-^ ства «умных» вещей, способных интегрироваться в соответствующие экосистемы (умные города, т умные дома, умные продукты).
Фундаментальная экономическая теория существенно отстает от практики, что выражается, в частности, в отсутствии единой теоретической базы для будущей цифровой экономики. В научных кругах активно обсуждают общетеоретические вопросы цифровой экономики, в частности сущность таких понятий, как «цифровая экономика», «цифровизация» и т. п., что, конечно, требует внимания, однако мы считаем, что необходимо все силы направить на обсуждение прикладных вопросов развития цифровой экономики России, мобилизовать все национальные ресурсы на благо того, чтобы Россия стала в ряд ведущих стран в деле формирования нового технологического уклада.
Конечно, в России есть ряд сдерживающих факторов развития цифровой экономики (рис. 2), но важно найти пути их использования для наращивания экономического потенциала страны. Тотальная цифровизация — это неизбежный процесс ввиду его естественного поступательного характера и мирового масштаба. Цифровизация предполагает создание нового мира с новой системой ценностей и социальных норм, экономических законов и управленческих концепций.
1-й блок
Высокая стоимость смартфонов, ноутбуков, планшетов и др.
Высокие проценты по кредитам
Работа почты России
Высокие проценты терминалов
Прием безналичных платежей
Дороги России
Патриотизм и вера
Малозаселенные сельские территории
2-й блок
Пропускная способность сетей
Статистический учет коммерческих операций
Мобильные стандарты
Разрозненность информации
Работа с большими данными
Проблемы развития цифровой экономики России
Система воспроизводства сквозных технологий
Безопасность платежей
4-й блок
Мобильный интернет
Рынок виртуальных предоплаченных карт
Рынок мобильных платежей
Инфраструктура платежей в торговых точках
Развитие ЭЦП
3-й блок
Рис. 2. Проблемы развития цифровой экономики России
1 Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.».
Исторически уникальное мышление россиян и национальная культура позволят нам сформу- <
лировать законы нового цифрового мира, в котором будут объединены физическая и виртуальная ^
сферы деятельности человека, и эффективно применяться цифровые модели управления сетевым о
сообществом, что позволит России стать центром цифрового мира и сформировать вокруг себя ^
благоприятную среду для создания коалиций. ^
со
Место России в мире цифровой экономики
Идея «цифровой экономики» впервые была озвучена Всемирным банком в 2016 г. в «Докладе о мировом развитии — 2016: цифровые дивиденды»1. Всемирный банк 14 февраля 2016 г. опубликовал доклад о мировом развитии «Цифровые дивиденды» (далее — Доклад). Главной целью цифровой революции согласно Докладу становится искоренение крайней бедности, ускоренное обеспечение общего благосостояния и упрочнение социальной интеграции в мире. Достижение цели становится возможным только в том случае, если каждый человек поймет, какую выгоду он получает от внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности. Как отмечается в Докладе, главными сдерживающими факторами достижения цели выступают «традиционные проблемы развития».
В Докладе отмечается необходимость укрепления «аналогового фундамента цифровой рево-люции»2. Для продвижения цифровой революции, согласно данному Документу, каждой стране необходимо создать фундамент, а именно:
• проводить развитие инфраструктуры;
• проводить реформы, направленные на повышение конкуренции на рынках электросвязи и сформировать конкурентную деловую среду;
• стимулировать государственно-частные партнерства;
• вкладывать средства в охрану здоровья граждан;
• установить действенные нормы регулирования;
• способствовать надлежащему управлению.
Масштабные экономические реформы и инвестиции в новые технологии в конечном итоге приводят к получению так называемых «цифровых дивидендов»:
• экономический рост;
• рост числа рабочих мест;
• повышение качества услуг.
В Докладе также отмечается, что для достижения желаемых результатов необходимо провести модернизацию системы образования и профессионального обучения, в целях подготовки к работе по новым профессиям цифровой экономики.
Лидерами в развитии цифровой экономики являются США и Китай, которые первыми оформили курс на создание цифрового общества. За ними последовали Англия, страны Европейского союза, Австралия, Белоруссия и др. США следует рыночному пути построения цифровой экономики, а Китай выбрал плановый путь, остальные страны следуют смешанному пути. В силу особенностей современного низкого развития технологий в России важно проводить политику одновременного развития социальных направлений и социальной адаптации технологий, наращивать отечественный технологический базис.
По всему миру происходят изменения потребления контента на мобильных устройствах, а также появляются новые сегменты, чему способствует активное развитие рынка мобильных технологий. Основные мировые тенденции рынка мобильных технологий: мобильный телефон из обычного устройства для оперативной связи становится устройством повседневного интернет-потребления, европеизация удаленных континентов (80% мобильных транзакций приходится на страны Восточной Африки), рост числа смартфонов и планшетов (пользователи планшетов обеспечивают более 60% оборота мобильной коммерции в США), рост купли-продажи вещественных товаров в структуре мобильных покупок, рост посещений социальных сетей из мобильных устройств, развитие синдрома «второго экрана», рост инвестиций в мобильные технологии.
1 Обзор и оглавление Доклада о мировом развитии «Цифровые дивиденды» [Электронный ресурс]. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/224721467988878739/pdf/102724-WDR-WDR2016Overview-RUSSIAN-WebRes-Box-394840B-OUO-9.pdf (дата обращения: 14.02.2018).
2 Обзор и оглавление Доклада о мировом развитии «Цифровые дивиденды» [Электронный ресурс]. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/224721467988878739/pdf/102724-WDR-WDR20160verview-RUSSIAN-WebRes-Box-394840B-0U0-9.pdf (дата обращения: 14.02.2018).
о
(X)
Китай Сингапур Канада Южная Корея Новая Зеландия Дания
Ключевая идея «Интернет плюс»: интеграция с традиционными отраслями «Умная экономика» основа ИКТ Создание ИКТ-хаба в Торонто Креативная экономика: предпринимательство ИКТ Цифровая трансформация Цифровая Дания — более сильная и защищенная
Система управления По каждому направлению — отдельная группа министерств и ведомств Управление по развитию ИКТ — основной орган управления ИКТ Формирование хаба под руководством правительства Министерство науки и ИКТ, комитеты, региональные инновационные центры Каждое министерство отвечает за инициативы по своей теме Агентство по цифро-визации
Ключевые направления Инфраструктура У У У У У У
Человеческий капитал У У У У У У
Сектора экономики У У У У У —
Государственные услуги У У — У У У
Рис. 3. Ключевые идеи цифровой трансформации стран мира Источник: материалы веб-сайта digital.report1
К настоящему времени в России урегулировано большинство вопросов, отражающих специфику использования информационно-телекоммуникационных технологий в различных сферах деятельности, однако существующая нормативная среда имеет ряд недостатков, в отдельных случаях создавая барьеры на пути формирования новых институтов цифровой экономики и развития информационно-телекоммуникационных технологий в целом. Например, численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ современным требованиям цифровой экономики в настоящее время недостаточны, уровень использования персональных компьютеров и сети «Интернет» в России ниже, чем в Европе, существует серьезный разрыв в цифровых навыках между отдельными группами населения, отмечается дефицит кадров в образовательном процессе всех уровней образования. Недостаточно используется существующая инфраструктура науки и инноваций для целей развития цифровой экономики, требуется совершенствование системы информационной безопасности во всех секторах экономики в связи с ростом мошенничества в цифровой среде.
Цифровая экономика имеет свои особенности (рис. 4), обусловленные цифровым характером передачи данных, всеобъемлющим воздействием на все сферы жизнедеятельности человека.
Аналитический отдел РАЭК2в 2017 г. провел исследование, направленное на оценку вклада цифровой экономики в экономику России. Согласно проведенному исследованию влияние интернет-рынков на экономику России растет на 11% в год, а к 2021 г. вклад цифровой экономики может составить 4,7% ВВП3. По прогнозам РАЭК, к 2020 году в России доступ в интернет станет доступен 85% жителей страны. Особенно стремительно развиваются мобильные технологии, что находит выражение в росте сегмента мобильной экономики, который к 2021 г. может превысить отрасль сельского хозяйства.
1 Экономическая эффективность госпрограммы «Цифровой Казахстан» глазами чиновников и бизнеса [Электронный ресурс]. URL: https://digital.report/ekonomicheskaya-effektivnost-gosprogrammyi-tsifrovoy-kazahstan-glazami-chinovnikov-i-biznesa (дата обращения: 13.02.2018).
2 Аналитический отдел РАЭК. [Электронный ресурс]. URL: http://www.raec.ru/activity/analytics/. (дата обращения: 17.02.2018).
3 Ежегодный аналитический отчет «Экономика Рунет 2017» [Электронный ресурс]. URL: http://raec.ru/upload/ files/de-itogi_booklet.pdf (дата обращения 17.02.2018).
Ключевым фактором развития цифровой экономики России выступает формирование эффективной платежной инфраструктуры (рис. 5).
Новые формы управления Новые формы платежей Новые формы коммуникации с потребителями
Вытеснение социального статуса социальным авторитетом ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА Благосостояние общества коррелируется с удельным потреблением энергии
Информация становится товаром Новые социальные направления Новые формы экономических отношений
Развитие
Рис. 4. Особенности цифровой экономики России
Национальная платежная система России
Условия для развития
Стандартизация
Инфраструктура проектов сегмента
Правовая основа для новых цифровых сервисов НСПК
Нефинансовые сервисы
Равные условия деятельности с НСПК для российских и иностранных платежных услуг
Рост участников платежного рынка
Совмещение платежных и неплатежных сервисов в одном финансовом продукте, которым может выступить телефон, спец-браслет или иное.
Единые стандарты на основе ISO 20022
НСПК:
прием карт «Мир» на всей территории России и выход на международный
рынок;
СПФС;
федеральная программа лояльности ПС «Мир»
платежная система Банка России;
перевод клиентов бюджетной сферы на карты «Мир»
Рис. 5. Тенденции в развитии национальной платежной системы России Источник: материалы форума «Национальный платежный форум России — 2017»
Национальными проектами выступают: национальная система платежных карт (НСПК), построение перспективной платежной системы, развитие сервиса передачи финансовых сообщений. НСПК выходит и на зарубежные рынки. Реализуется это через заключенные обейджинговые соглашения, а также различные договоры межсистемного действия. С июля 2017 г. такой договор применяется в работе с республикой Армения. Российские карты принимаются в инфраструктуре этого государства. В настоящее время идет планомерная работа по созданию условий для внедрения новых технологий через формирование правовой основы и поддержки новых сервисов для различных платежных систем и игроков платежного рынка, кооперации через внедрение стандартов, в том числе, базирующихся на международной методологии 1Б0-20022.
Стоит отметить, что малый бизнес ввиду его гибкости находит успешные бизнес-модели, адекватные формирующемуся рынку цифровой экономики России, однако следует принимать во внимание проблемы, сдерживающие его развитие: отсутствие государственного статистического учета интернет-компаний, неготовность к мобильным продажам, отсутствие единых технологических стандартов, слабое развитие рынка мобильных платежей. Как показывает опыт Китая и Индии важную роль в преодолении данных проблем в ближайшей перспективе будет играть
< создание экосистем, соединяющих в себе торговые площадки, единые платежные центры и орга-^ ны регулирования. Эффективному развитию малого предпринимательства на российском рынке о цифровой экономики должно способствовать формирование единой экосистемы, для чего необ-^ ходимо развивать все формы взаимодействия субъектов и вовлекать всех в этот процесс, в свя-^ зи с тем, что интернет — это открытая структура и возможность влияния на ее развитие имеется т у всех жителей, которые, предоставляя актуальную информацию и проявляя активную гражданскую позицию, создают новое общество цифровой экономики.
В условиях цифровой экономики главными критериями компетентности будут выступать мульти-дисциплинарность и творческое креативное мышление, а в основе кадровой политики — поиск, раннее выявление и развитие талантов, создание среды, позволяющей воспитывать креативных инженеров и технологических предпринимателей.
Цифровую экономику России необходимо развивать с учетом интересов наших главных партнеров, а именно ЕАЭС, ШОС и БРИКС. Становится актуальной необходимость цифровизации евразийского пространства.
В проведенном нами исследовании современного состояния, проблем и перспектив развития цифровой экономики России на основе сравнительного анализа мирового опыта сделан ряд предложений по формированию прозрачности, информационной открытости и доступности технологий, реализуемых на основе цифровых площадок в условиях цифровой среды.
Предложения по формированию первоочередных базовых правовых понятий и институтов, необходимых для развития цифровой экономики и обеспечения безбумажного взаимодействия, а также использование электронного документа и его дубликата
Работа по совершенствованию законодательства в целях развития цифровой среды приведет к выявлению, формулированию и закреплению новых правовых институтов и требований к ним в электронном гражданском обороте, внесению изменений в ГК РФ. Сформулированные базовые правовые понятия и институты в сфере цифровой экономики будут закрепляться в дальнейшем в соответствующих нормативно-правовых актах. В качестве решения данной задачи мы предлагаем следующее:
• уточнить и определить понятия новых форм сделок: сделка в электронной форме, электронный адрес организации, цифровой офис, электронный (цифровой) резидент и т. п.;
• пересмотреть требования к содержанию и форме цифровой оферты и акцепта;
• разработать механизм введения на территории России режима электронного (цифрового) резидентства (рис. 6), что будет служить основой для разработки законов об идентификации клиентов и борьбе с отмыванием денег.
Рис. 6. Направления использования электронного резидентства
Данная инициатива предполагает переход от регистрации организаций в уведомительной < электронной форме через портал «Госуслуг» к альтернативному формату электронного (цифрового) ^ резидентства для организаций, включая возможность дистанционного создания и управления о юридическим лицом. ^
Изменение оффлайнового адреса организации на виртуальный (цифровой или электронный ^ офис) потребует пересмотреть классические понятия о месте нахождения юридического лица т и внести поправки в ГК РФ.
Актуальной становится тенденция на формирование государственно-частного партнерства при обработке данных и при оперировании государственными информационными системами. Это связано, прежде всего, с тем, что именно государство выступает главным владельцем «больших данных». Проблема защиты персональных данных приводит к необходимости формирования соответствующего института защиты персональных данных, его законодательного оформления. В ближайшей перспективе каждый человек будет выступать владельцем определенного набора своих персональных поведенческих данных, которые сможет продавать тому, кого выберет.
Примером электронного (цифрового) резидентства выступает «электронное гражданство» (виртуальное резидентство) в Эстонии, функционирующее с 2014 г. Эстония стоит в ряду стран-лидеров в деле формирования «электронного общества». Электронный гражданин (Е-гев1с1епсу) не имеет реального гражданства, но получает право пользоваться цифровыми государственными услугами страны и Европейского Союза (банковские операции, бухгалтерский учет, фирменное обслуживание и др.). Данная инициатива в Эстонии направлена на развитие предпринимательского потенциала страны, а также привлечение иностранного капитала. Начиная с 01.12.2014 введена карта электронного гражданина, интернет-голосование проводится в стане с 2015 г.1 Открытие банковского счета и регистрация компании в еврозоне происходит в течение одного дня. Планируется увеличение до 10 млн числа выданных электронных карт. По оценкам руководителей программы электронного резидентства Эстонии всего за за два года с начала проекта зарегистрировано около 17 тыс. заявок на получение статуса электронных резидентов. Данные меры позволили принести в бюджет страны около € 4,3 млн, причем каждый вложенный в проект евро окупился в 43 раза. Дальнейшее развитие проекта привело к появлению ряда законов, в частности закона о возможности открытия счета в банке дистанционно, по видеосвязи. По прогнозам, в Эстонии ожидается к 2025 г. около 10 млн электронных резидентов, в то время как численность населения Эстонии по данным 2017 г. составляет 1,3 млн человек. Система электронных резидентов способствует формированию прозрачного ведения бизнеса и борьбе с отмыванием денег.
Предложения по развитию цифрового производства
Можно назвать такие предложения:
• разработать принципы формирования устойчивого цифрового предприятия;
• разработать инструменты развития производственной кооперации промышленных предприятий;
• организовать сетевое взаимодействие промышленных предприятий в условиях цифровой среды;
• создать единую государственную систему цифрового производства, информационную систему контроля за производственными цепочками. Реализация системы позволит эффективно планировать и управлять загрузкой каждого станка на всех производствах страны благодаря динамичным свойствам самой системы с обратной связью в режиме реального времени.
Создание данной системы приведет к формированию единых условий доступа к цифровым услугам и продуктам для всех граждан России, а также защиту их персональных данных Примером реализации цифровой платформы в России является проект крымской сельскохозяйственной платформы «Цифровая долина Крым», в рамках которого реализованы ряд успешно функционирующих проектов, в частности комплексная технология выращивания винограда и автоматизированный процесс подготовки отчетности для получения субсидий.
1 Электронное гражданство Эстонии [Электронный ресурс]. Ш_: http://taCviser.rU/a/246438 (дата обращения: 11.02.2018).
< Предложения по созданию сети цифровых платформ в целях формирования ^ единых условий доступа к цифровым услугам и продуктам для всех граждан России, о а также для проведения исследований и разработок в области цифровой экономики
о Создание единой цифровой платформы (далее-ЕЦП) предполагает формирование цифровой го среды (программно-аппаратного комплекса) с определенным набором функций и возможности прямого взаимодействия между потребителями и производителями.
Сеть индустриальных цифровых платформ с единой инфраструктурой и стандартами, функционирующая под руководством соответствующих министерств и государственных корпораций будет способствовать формированию инфраструктурного базиса для максимально быстрого развития цифровой экономики, в первую очередь по направлениям: транспорт, энергетика, телекоммуникации, обработка данных.
В результате появится максимальная прозрачность и управляемость всех систем, входящих в единое цифровое пространство, однако возможен риск цифровой монополизации ряда индустрий и цифрового неравенства по географическому и индустриальному критериям.
Задачи, решаемые в результате создания ЕЦП:
• синхронизация и оптимизация потока данных и интернет-сервисов функционирующих государственных информационных систем (ГИС);
• экономия государственных средств за счет оптимизация ресурсов и информационной открытости финансовых потоков, направляемых на реализацию проекта;
• ускорение процесса перехода российской экономики на цифровую модернизацию.
Мы предлагаем учитывать следующие принципы при построении ЕЦП:
• минимизация контактов между заявителями и государственными чиновниками;
• экстерриториальная работа;
• цифровизация услуг и синхронизация работы Росреестра, Росакредитациия, Росимущества, Роспатента;
• доступность цифровой среды для всех субъектов цифровой экономики;
• непрерывность экономического пространства;
• единое окно авторизации пользователя;
• равный доступ и качество сервисов через все возможные каналы связи;
• взаимоувязанность приложений друг с другом во избежание сбоев.
Предложения по приведению в соответствие законодательства в сфере судопроизводства и нотариата с требованиями цифровой экономики
Перечислим в качестве предложений:
• проводить контроль по применению безналичной оплаты в нотариальных конторах, судах. Отсутствие возможности для потребителей использования банковских карт приводит к существенным проблемам в развитии данного сегмента цифровой экономики;
• унифицировать процессуальные правила подачи исковых заявлений в электронной форме для арбитражных судов и судов общей юрисдикции посредством личного кабинета на сайте суда или в системе ГАС «Правосудие»1;
• отменить обязанность истцов направлять копии искового заявления и приложений к нему участникам процесса в случае подачи заявления в электронном виде;
• закрепить в ГПК РФ2 и АПК РФ3 дополнительных гарантий для участников судебных процессов на дистанционное участие в судебном заседании путем использования систем видеосвязи;
• рассмотреть возможность создания института «электронных нотариусов» с определением их соответствующего правового статуса;
• создать электронные системы механизма разрешения споров: процедура электронной медиации и разрешение споров онлайн. Это повлечет за собой внесение изменений в Федеральные законы «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»4, «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»5;
1 Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» [Электронный ресурс]. URL: https://sudrf.ru/ (дата обращения: 16.02.2018).
2 № 138-Ф3 от 14.11.2002 (ред. от 28.12.2017).
3 № 95-ФЗ от 24.07.2002 (ред. от 28.12.2017).
4 № 382-Ф3 от 29.12.2015.
5 № 193-Ф3 от 27.07.2010.
• внести изменения в Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»1 ^ в части разрешения страховым агентам и страховым брокерам заключение договоров стра- х хования в электронном виде. о
Формирование механизмов обратной связи, развитие государственных услуг со
в целях решения задачи ориентации на потребности пользователя
Назрела необходимость повышения роли механизмов общественного контроля за ходом реализации этапов программы «Цифровая экономика России». Цифровизаиця — программа общества. Формирование большей публичности сократит нагрузку на руководящие органы и повысит дисциплину. В открытом обществе практически любая масштабная программа развития должна иметь одобрение и поддержку общественности. Особенно актуально это становится при работе над такими социальными проектами, как умный город и цифровая медицина, дистанционное образование. Цифровизация экономики в таких отраслях, как торговля, транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ, может принести максимальный положительный эффект, по оценкам2 Минэкономразвития.
Мы предлагаем организовать Центра общественного контроля за формированием цифровой экономики в России (рис. 7). Информационная открытость, доступность информации позволит снизить риски возникновения протестных общественных движений, связанных с возможностью слежки через систему Интернета вещей и чипизации населения.
Поколение У
Утеря навыков живого общения и социализации
О
Рис. 7. Предпосылки создания Центра общественного контроля
1 № 4015-1 от 27.11.1992.
2 Кто и как управляет цифровой экономикой [Электронный ресурс]. Ш_: развития в РФ системы воспроизводства собственных сквозных технологий (дата обращения: 11.02.2018).
< Формирование большей публичности развития программы «Цифровая экономика» сократит ^ нагрузку на руководящие органы и повысит дисциплину Внедрение современных цифровых тех-о нологий в крупных индустриях происходит самостоятельно в силу экономической целесообраз-^ ности, однако в ряде социальных проектов, в частности в цифровой медицине и умном городе, ^ необходима государственная поддержка и общественное одобрение.
Именно в процессе реализации масштабных социальных проектов будет получена обратная связь от рядовых пользователей, что даст возможность совершенствовать цифровые технологии с учетом пользовательского опыта, и приведет к глобальному тиражированию лучших практик на территории всей России. Современному обществу характерно многоканальное усвоение информации, поступающей одновременно из телевизора, от собеседника, из СМС, что позволяет человеку легко приспособиться к новым формам телекоммуникации.
Выводы
Цифровизация России — это задача всего общества, это вопрос национальной безопасности нашей родины. Патриотизм, информационная открытость, креативное мышление россиян, повсеместное распространение безналичных платежей — вот та основа, на которой Россия сможет не только догнать мировых лидеров, но и по определенным сегментам взять курс на опережение (рис. 8).
Рис. 8. Основа развития цифровой экономики России
Главными ресурсами в новых условиях должны стать творческие люди, умеющие ценить время и находить выход из самых сложных ситуаций, благодаря умению грамотно обрабатывать безграничный поток информации.
На основе проведенного нами исследования предложена модель взаимодействия субъектов в условиях цифровой экономики России (рис. 9). Представленная модель отражает пять уровней взаимодействия субъектов: мего-, макро-, мезо-, микро- и уровень домохозяйства. Макро-уровень представлен основными регулирующими организациями, формирующими общую стратегию экономического развития страны и цифровой экономики в частности. Мезо-уровень располагает региональными организациями, координирующими и направляющими действия экономических субъектов на российском рынке цифровой экономики. Микро-уровень охватывает действия интернет-предпринимателей и частных инвесторов, уровень домохозяйств представлен индивидуальными лицами и семьями как потребителями товаров и услуг.
Домохозяйства представляют собой обобщающий образ потребительского сектора, активно использующего современные технологии цифровой экономики, в частности мобильные телефоны, подключенные к интернету для поиска, покупки или продажи товаров и услуг.
Одним из условий успешного функционирования цифровой экономики выступает формирование цифровой среды и ее доступность для всех субъектов, что будет способствовать эффективному процессу создания, распространения, обмена бизнес-идеями и продвижению реализованных бизнес-идей на цифровых рынках.
л и 0 О
о
а
>>
Мировые цифровые рынки Мировая цифровая среда
Цифровая платформа ЕАЭС
о со
>4 И Ф Я
о
а
>>
о в а>
3
л
и ®
я о
а
>>
о а м к 9
п и
=к
К м о X о
0 ч д н
01 Я О
о. >>
Цифровая экономика России
О
Операторы сотовой связи
о я
N <м
я я
0) о
N К
И И
о о
ч V____ ч
а о
« в
в. А
и и
« 3
И И
Биржи обмена идентификационной информацией
Интернет-компании Мобильные ресурсы
Деловая среда
Платформы идентификации
Цифровой профиль пользователя
Институт семьи и брака
Факультеты, кафедры,
лаборатории,
кружки, научные школы
Доктора наук.
кандидаты наук,
магистры,
бакалавры
Вузы
Конкурсы — гранты — стажировки Микролаборатории
Центры интеллектуальной креативности (ЦИК)
Российское движение школьников, молодые профессионалы
Проводники в цифровой экономике
Центры интеллектуальной креативности (ЦИК)
Начальная подготовка (школа, репетиторы, одноклассники, друзья, семья, ясли, садик)
Рис. 9. Модель взаимодействия субъектов в условиях цифровой экономики России
Литература
1. Беседы об экономике. Т. I / под ред. С. Д. Бодрунова. М. : ИНИР им. С. Ю. Витте, 2017.
2. Васильева Т. В. Мобильная коммерция: прошлое, настоящее, будущее. СПб. : Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2017.