Научная статья на тему 'О развитии правового положения личности: экскурс в историю советского права'

О развитии правового положения личности: экскурс в историю советского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1052
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сман А.С.

In article of the Sman A. is considering the questions of the development of the legal status of personality during the soviet period. It was indissoluble is connected with onward motion soviet society and state and refl ected the main history stages of their progress. The Main landmark on way of the evolutions of the legal status emerged the soviet constitutions. Also it is considering some theoretical aspects of the formation of the rights and liberties of the soviet person and their signs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О развитии правового положения личности: экскурс в историю советского права»

А. С. СМАН

ведущий научный сотрудник Института законодательства РК, кандидат юридических наук, доцент

О РАЗВИТИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ: ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ СОВЕТСКОГО ПРАВА

Гарантиями правового статуса личности были экономические, социальные, духовные, юридические гарантии.

Экономические гарантии были постоянно растущая социалистическая собственность, развивающаяся социалистическая система народного хозяйства, неуклонное возрастание материальных и культурных благ общества, увеличение национального дохода, которые создавали при социализме объективные условия, при которых личность получала все более широкие материальные возможности для осуществления своих прав и свобод. Экономические гарантии являлись определяющими по отношению не только к правам и свободам личности, но и по отношению к другим видам общих гарантий.

Политическими гарантиями являлись всестороннее развитие и совершенствование политической системы советского общества, социалистической демократии, повышение руководящей роли партии, которые обеспечивали реализацию прав и свобод народа, так и каждой личности.

Социальные гарантии советского периода - это все большее сближение классов и слоев общества при руководящей роли рабочего класса, укрепление дружбы между народами, расцвет социалистических наций и народностей, интернационализация общественной жизни, совершенствование социалистического образа жизни, расширяющие условия использования и развития прав и свобод и углубляющие их реальное содержание.

Духовные гарантии - повышение культуры общества, образованности его членов - создавали необходимые предпосылки для сознательного использования личностью прав и свобод. В состав духовных гарантий входили идеологические гарантии - общее для всех трудящихся коммунистическое мировоззрение, постоянно растущий идейно-политический уровень населения, нравственно-правовой климат советского общества.

Общие гарантии действовали в неразрывном единстве не только между собой, но и с юриди-

ческими (специальными) гарантиями, к которым следует отнести всю систему действующих в государстве правовых норм, предусмотренных ими юридических средств, направленных на конкретизацию прав и обязанностей, определение порядка их реализации, защиты и т.д. Юридические гарантии непосредственно обеспечивали положительную реализацию и эффективную защиту прав, свобод и обязанностей личности.

Как указывает Витрук Н.В., даже при наличии общих гарантий и хорошо разработанной в законодательстве системы специальных гарантий может и не быть практической реализации прав и свобод личности, если она не подкреплена конкретной организационной работой государственных органов и общественных организаций. Эффективная организационная деятельность является общим условием, универсальной предпосылкой действенности системы гарантий прав и свобод личности1. Здесь имелась в виду деятельность государства, общественных организаций, трудовых коллективов под руководством партии по развитию экономики, культуры, совершенствованию социально-классовой структуры и национальных отношений, демократизма управления во всех сферах жизнедеятельности общества.

Назначение гарантий правового статуса личности заключалось в создании не только фактической возможности пользоваться правами и свободами, надлежаще выполнять обязанности, но и условий развития, обогащения указанных прав, свобод и обязанностей граждан. Такая роль и назначение общих гарантий не вызывала сомнений.

Развитие правового статуса личности было неразрывно связано с поступательным движением общества и государства, отражало основные исторические этапы их прогресса. Главными вехами на пути эволюции правового статуса выступали советские конституции. С учетом этого Н.В.Витрук выделяет три основных этапа эволюции правового статуса советских граждан: первый этап охватывает формирование и развитие прав, свобод и обязанностей граждан в период пост-

1 Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. С. 39.

роения социализма в СССР, второй - укрепление социализма, становление зрелого социализма1. Новый этап связан с созданием в СССР развитого социалистического общества2.

Решение проблем юридического оформления статуса личности в условиях нового общества и государства было осуществлено В.И.Лениным. Он был автором многих декретов Октябрьской революции, написал Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, был вдохновителем и организатором создания первой социалистической конституции - Конституции РСФСР 1918 года, которая стала прообразом всех последующих советских конституций. Под непосредственным руководством В.И.Ленина были подготовлены и приняты кодификационные акты, другие законодательные акты, определяющие права и обязанности граждан.

В условиях построения социалистического общества основы исторически нового типа правового статуса личности были заложены Декретами Октября, которые были развиты в Конституции РСФСР 1918 года и других советских конституциях, в Конституции СССР 1924 года, в принятых на ее основе конституциях союзных республик. Советское законодательство переходного к социализму периода устанавливало такой правовой статус личности, который соответствовал месту трудящегося человека в социально-экономической и общественно-политической структуре нового общества.

В Конституции РСФСР 1918 года, первых конституциях других советских республик были закреплены основные права и свободы: право избирать и быть избранным, свободы слова, печати, уличных шествий и др.

Советские конституции возлагали на граждан и новые по содержанию основные обязанности- обязанность трудиться с одновременным провозглашением всеобщей трудовой повинности и лозунга «Не трудящийся, да не ест!», обязанность всех граждан защищать Отечество (для трудящихся - почетного права защищать революцию с оружием в руках, а для нетрудовых элементов- отправления ими иных военных обязанностей).

В период диктатуры пролетариата правовой статус личности характеризовался классовой направленностью. Классовая принадлежность граж-

дан и главное - их отношение к народной власти определяли обладание правами и обязанностями, пределы использования, их гарантии и т.д. В этом нашли свое выражение новый, социалистический демократизм, справедливость и гуманизм в условиях упорной борьбы с классовым противником, когда решался основной вопрос: «кто - кого ?». В статье 23 Конституции РСФСР 1918 года указывалось: «Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые пользуются ими в ущерб интересам социалистической революции». К их числу относились представители свергнутых эксплуататорских классов, все те, кто активно выступал против Советской власти.

Дальнейшее упрочение советского общества и государства определяло развитие системы прав, свобод и обязанностей советского человека. С построением в СССР основ социализма статус советских граждан (как в социальном, так и в правовом отношении) становился исключительным статусом личности трудящегося человека.

Конституция победившего социализма (Конституция СССР 1936 года, конституции союзных и автономных республик) отменили все ограничения в правах граждан по признаку их классовой принадлежности, социального происхождения, прошлой деятельности и т.п. и установили равные для граждан права и обязанности во всех областях жизни - экономической, социальной, культурной и политической. С этого времени содержание и развитие правового статуса рабочих, колхозников, других социальных групп зависело от преодоления социальных различий между трудящимися классами и социальными группами, городом и деревней, физическим и умственным трудом.

В соответствии с достигнутым уровнем общественного прогресса в СССР была закреплена система основных прав, свобод и обязанностей советских граждан, многие из них были существенно расширены и обогащены. Конституции гарантировали большой комплекс социально-экономических прав граждан - право на труд, на отдых, на социальное обеспечение. Гражданам обеспечивались: право личной собственности и право ее наследования, право пользования приусадебными земельными участками, ведения подсобных хозяйств и др. Гарантировано было для граждан СССР и право на образование.

1 Витрук Н.В. Там же. С. 41.

2 См.: Курицын В.М. Развитие прав и свобод в Советском государстве. М., 1983.; Чхиквадзе В.М. Социалистический гуманизм и права человека. М., 1978. С.53-88.; Патюлин В.А. Права личности в социалистическом обществе. М., 1981. глава 2.

Конституционную охрану получили неприкосновенность личности гражданина, его жилища, тайна переписки. Конституция СССР 1936 года, конституции союзных и автономных республик установили и новые обязанности граждан СССР: обязанность соблюдать конституцию, исполнять советские законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, обязанность беречь и укреплять социалистическую собственность.

Существенные изменения, связанные с построением развитого социализма, обусловили новое содержание правового статуса личности. Конституция СССР 1977 года, конституции союзных и автономных республик закрепили свод демократических прав, свобод и обязанностей советских граждан.

Конституционный статус граждан СССР на этапе зрелого социализма был расширен в соответствии с достижениями общества и перспективами его развития. Удельный вес конституционных прав, свобод и обязанностей в правовом статусе граждан СССР значительно возрос. Упрочились конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в советском государстве (статьи 37, 38 Конституции СССР).

Впервые на конституционном уровне закреплены сложившиеся и широко осуществляемые на практике, в частности, такие основные права и свободы, как право на охрану здоровья, право на жилище, право на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения, право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки и др.

Расширился объем личных благ и ценностей, более полно охраняемых со стороны советского государства (семья, брак, материнство, детство, личная свобода, личная жизнь граждан, тайна телефонных разговоров, телеграфных сообщений и др.).

Круг обязанностей, которые возлагались на советских граждан, пополнился рядом новых положений и, как утверждает Н.В.Витрук, это обстоятельство послужило поводом для антикоммунистов скрупулезно подсчитывать их количество, делать разного рода сравнения с тем, чтобы создать впечатление, что в Советском Союзе на первый план выдвигаются обязанности, которые «подавляют» права и свободы граждан.

Наряду с ранее существовавшими были закреплены такие, как обязанность оберегать интересы советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета, обязанность уважать национальное достоинство граждан, укреплять дружбу наций и народностей советского многонационального государства, обязанность уважать права и законные интересы других лиц, обязанность заботиться о воспитании детей, а детей - заботиться о родителях, обязанность беречь природу, исторические памятники, содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира и т.д. Закрепление такого рода обязанностей граждан еще раз раскрывало истинную человечность, справедливость, подлинный гуманизм реального социализма1.

Права, свободы и обязанности советских граждан (равно как и граждан других социалистических государств) - это было достижением социалистической системы в области правового статуса личности в определенный период исторического развития советского государства.

Как утверждает И.Е.Фарбер, конституционный институт прав и обязанностей советских граждан - единый институт, несмотря на различное содержание прав и обязанностей граждан. Он отмечает, что как единый институт он обладает не принципами, а особыми признаками. Этими признаками являются всеобщность, равноправие, единство и гарантиро-ванность прав и обязанностей2.

Признаку всеобщности конституционных прав и обязанностей граждан, прежде всего, присуще социальное содержание. Это означало, что нормы конституций должны распространяться на всех граждан, независимо от их классовой принадлежности, а само признание человека гражданином не могло ставиться в зависимость его от социально-

1 Чхиквадзе В.М. Социалистический гуманизм и права человека М., 1978.; Григорян Л.А. Советское государство и личность. М., 1978.; Масленников В.А. Конституционные права и обязанности граждан СССР... М., 1979.; Социализм и личность М., 1979.; Конституционный статус личности в СССР М., 1980.; Права личности в социалистическом обществе. Гл.3.

2 Фарбер И.Е. Свобода и права человека в советском государстве. Саратов. 1974. С. 70.; См. также: А.П. Иванов. Основные признаки конституционных прав и обязанностей советских граждан. Автореф. канд. дис. Саратов. 1969.

классовой принадлежности.

По утверждению И.Е.Фарбера, в буржуазном обществе фактически никогда не было и быть не могло всеобщности конституционных прав, ибо оно основано на частной собственности и эксплуатации человека человеком. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года провозгласила целью государства обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Но все последующее развитие французской буржуазной революции свело на нет это обещание всеобщности прав. По декрету от 22 декабря 1789 года, для того чтобы являться активным гражданином, надо «не быть в положении слуги». В социалистическом государстве этот признак означал, что все советские граждане независимо от социального положения и происхождения, расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, имущественного положения и прошлой деятельности имели возможность обладать всеми конституционными правами.

Признак всеобщности конституционных прав был сформулирован в статье 135 Конституции СССР, где говорилось о всеобщности выборов депутатов Совета. Но и в некоторых статьях Конституции, где нет слова «всеобщность», этот признак был выражен. К примеру, в статье 118 Конституции СССР было сказано, что «Граждане СССР имеют право на труд». Аналогичны были статьи 119, 129, 121, где речь идет о правах на отдых, на материальное обеспечение, на образование. Всеобщность конституционных обязанностей советских граждан была сформулирована в статье 130 Конституции СССР. Каждый гражданин СССР, было сказано в ней, обязан соблюдать Конституцию СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда.

Таким образом, с точки зрения технико-юридической начало всеобщности конституционных прав и обязанностей было выражено в различных формулах: граждане СССР, граждане или каждый гражданин СССР. По мнению И.Е. Фарбера, признак всеобщности не следовало абсолютизировать. Целый ряд конституционных прав и обязанностей, будучи действительно всеобщими, имел ограничения, связанные с возрастом или состоянием здоровья советских граждан. Так, статья 135 Конституции СССР устанавливала всеобщность выборов депутатов Совета, предоставляла это право всем гражданам СССР, достигшим 18 лет, за исключением лиц, признанных в установ-

ленном законом порядке умалишенными.

Так же обстояло дело со всеобщей конституционной обязанностью трудиться (статья 12 Конституции СССР). Труд в СССР являлся всеобщей обязанностью для каждого способного к труду гражданина, следовательно, по смыслу Конституции юридическая обязанность трудиться не возлагалась на тех, кто не способен к труду: на детей, несовершеннолетних, больных. Такое ограничение лишь подчеркивало всеобщую обязанность трудиться для всех способных к труду граждан. Таким образом, признак всеобщности конституционных прав и обязанностей не следовало рассматривать абстрактно, вне материального содержания объекта прав и обязанностей.

Признак равенства прав и обязанностей в советской правовой науке рассматривал этот признак, не только как юридическое и политическое равенство людей, но и как социальное равенство, которое связано с уничтожением частнособственнического производства и классов. Социализм ликвидировал частную собственность на средства производства и эксплуатацию человека человеком. Он уничтожил эксплуататорские классы, социальные антагонизмы. С утверждением социалистической общенародной собственности все граждане стали равными по отношению к средствам производства, равно освобожденными от эксплуатации, обязанными трудиться по способностям и получать за равный труд равную плату.

Социально-экономическое равенство юридически закреплялось в равноправии советских граждан. Равноправие был общий принцип для всех отраслей советского права1. Юридически оно выражалось в советских конституциях и других законах. Юридическое равноправие означало равенство всех граждан перед законом. Это было предусмотрено в советских законах, которые были одинаково обязательны для всех советских людей, независимо от социального положения, служебной деятельности, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания. Равноправие также означало равенство всех граждан перед судом, равное право на обращение в суд за защитой своих прав и равные права и обязанности при наличии одинаковых обстоятельств (юридических фактов) и юридических условий (правосубъектности).

Для конституционного института прав и обязанностей советских граждан равноправие являлось необходимым признаком. Следует

1 Иоффе О.С. Советское гражданское право. Общая часть. ЛГУ. 1958. С.17.

отметить, что этот признак близок к признаку всеобщности прав и обязанностей. Оба означали, что при социализме нет классов или социальных групп, которые бы пользовались привилегиями при осуществлении прав или освобождались от выполнения обязанностей. В этом смысле все конституционные права и обязанности всеобщи и равны для всех советских граждан. Однако признак равноправия имел особый смысл - равноправие всех советских граждан перед законом и судом.

С равноправием, как общим конституционным принципом и признаком всего института прав и обязанностей граждан, не нужно смешивать отдельные виды равноправия, конкретные права на равенство имущественное, политическое, культурное, национальное и др.

Все отрасли права имели отдельные нормы о праве на равенство в приобретении или осуществлении тех или иных прав. Например, нормы гражданского права говорили о равной доле в наследственном имуществе, причитающейся каждому из принявших его законных наследников. Советское конституционное право также выделяло различные конкретные права на равенство. Так, статья 13 Конституции СССР предусматривала равноправие Советских Социалистических Республик, статья 37 Конституции СССР устанавливала равноправие обеих Палат Верховного Совета СССР: Совета Союза и Совета Национальностей. Применительно к институту конституционных прав и обязанностей для советских граждан устанавливалась равная обязанность трудиться (статья 12), равное право на участие в выборах (статья 136), равные права женщины с мужчиной (статья 122), национальное равноправие (статья 123).

Последние два конкретных права на равенство обычно рассматривались в государственно-правовой литературе, как общие признаки всего конституционного института прав. К этому имелись достаточно оснований в связи с большим социальным значением этих прав по сравнению с другими субъективными правами. Однако равноправие женщины с мужчиной и национальное равноправие были все же конкретные виды равноправия. Первое из них относились к социально-экономическим, второе - к политическим правам советских граждан1.

Следующим признаком института консти-

туционных прав являлось - единство прав и обязанностей советских граждан. В механизме правового регулирования социалистического типа единство прав и обязанностей являлось объективной необходимостью, специфической закономерностью юридической надстройки, которая отражала единство коренных интересов социалистического общества и личности. Единство прав и обязанностей проявлялось в правоотношениях. Субъективное право одного лица всегда корреспондировалось обязанностью другого лица.

Право и обязанность - особые меры возможного и должного поведения. И та и другая были взаимообусловлены и не могли существовать изолированно: право без соответствующих обязанностей превращалось из определенной законом точной юридической меры обладания социальным благом в благочестивое пожелание, в пустую фразу. Обязанность лица всегда предлагало чье-то право, хотя бы право требовать исполнения этой обязанности.

Как утверждал И.Е.Фарбер, в буржуазном обществе нет и не может быть единства между правами и обязанностями, ибо в нем самом нет единства. Его подрывают эксплуатация человека человеком, социальные антагонизмы. У буржуазии и трудящихся классов не может быть единства коренных интересов, их отношения строятся как отношения господства (буржуазии) и подчинение (трудящихся), как отношения непримиримой классовой борьбы. Поэтому в юридической надстройке права и обязанности граждан распределяются неравномерно. На плечи трудящихся возложены почти все обязанности, а правами пользуются главным образом имущие классы. Чтобы скрыть эту несправедливость, буржуазные конституции 18-19 в.в. провозглашали «права человека» и ничего не говорили об обязанностях, что свойственно и знаменитой буржуазной «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года2.

Ф.Энгельс, критикуя проект Эрфуртской социал-демократической программы 1891 года, писал: «Вместо «за равное право всех» я предлагаю «за равные права и равные обязанности всех» и т.д. Равные обязанности являются для нас особо важным дополнением к буржуазно-демократическим равным правам, которое лишает последних специфически буржуазного смысла»3.

1 См.: ФарберИ.Е. С. 74.

2 См.: Еллинек Г. Декларация прав человека и гражданина. М., 1906.; Фарбер И.Е. Там же. С.75.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.22. С.235.

Почему тезис «за равные права без обязанностей» носил специфически буржуазный смысл? Во-первых, потому, что объектом субъективного права являлось какое-либо благо, предоставленное личности, а при буржуазных порядках мерилом использования благ выступало не выполнение обязанности (и первейшей из них

- обязанности трудиться), а имущественное положение. Блага распределялись по капиталу, а не по труду.

Во-вторых, одни права без обязанностей стимулировали иждивенческую психологию личности. Право - то, что общество дает личности, а обязанность - то, что личность дает обществу. Обязанность трудиться в буржуазном обществе есть обязанность не перед всем обществом, а только перед капиталистом, который присваивает результаты труда рабочего.

В-третьих, в юридическом плане одни права без обязанностей создавали классово-эгоистический механизм правового регулирования, санкционировали порабощение огромной массы населения - всех трудящихся, культивировали богатство капиталистов и нищету трудящихся масс. Поэтому неслучайно буржуазные конституции отказывались долгие годы закреплять обязанность наряду с правами и только после появления первых советских конституций, под их влиянием они вынуждены

- хотя бы и декларативно - провозглашать те или иные обязанности.

Социалистические конституции юридически закрепляли новые взаимоотношения личности и общества, государства и гражданина, подлинную свободу личности, проводили принцип единства прав и обязанностей. В Советской Конституции были закреплены общие для всех обязанности: трудиться, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, беречь и укреплять социалистическую собственность, всеобщая воинская обязанность. Единство прав и обязанностей, как необходимая черта конституционного строительства социалистического типа, имело различные аспекты: социально-экономический, психологический и юридический. Социально-экономическое единство прав и обязанностей советских граждан означало, что в советском обществе нет классов или социальных групп, которые могли бы пользоваться привилегиями при осуществлении прав или освобождались от выполнения обязанностей. В силу признаков всеобщности и равенства прав, о которых было сказано выше, для всех советских граждан со-

здавались единые условия пользования правами и единое требование обязательности законов.

Единство прав и обязанностей советских граждан отражало морально-политическое единство советского народа. Три главных компонента общественного строя - социалистическое народовластие, общественная собственность и труд -создавали связь человека и общества, гражданина и государства.

Таким образом, социально-экономическое единство прав и обязанностей советских граждан было закономерностью, рожденной социализмом. Но проблема единства прав и обязанностей имела и субъективную сторону, суть которой заключалась, во-первых, в психологическом и, во-вторых, в юридическом единстве прав и обязанностей.

Психологическое единство означало, что в сознании граждан обязанности воспринимались как необходимый долг гражданина, что из каждого права вытекали определенные обязанности, что если игнорировались обязанности, то утрачивалась и возможность приобретения прав.

На базе экономического и психологического единства прав и обязанностей в социалистическом обществе складывалось и юридическое единство. Оно означало, что в нормах права, в правоотношениях, в режиме законности также проводилось начало единства прав советских граждан с их обязанностями. Нормы советского права носили представительно-обязывающий характер. Они, как правило, адресовались двум возможным адресатам, на одного они накладывали обязанности, другому предоставляли права. В правоотношениях субъективные права и юридические обязанности взаимно предполагали друг друга.

Социалистические конституции коренным образом отличались от конституций других стран. Такое отличие можно провести по ряду пунктов, но в первую очередь, по вопросу о гарантиях прав граждан. Социалистические конституции центр тяжести переносили на обеспечение прав граждан. В советских конституциях давался перечень гарантий, средств, обеспечивающих его осуществление. Само собой разумеется, что перечень гарантий того или иного права, который дается в конституции, нельзя считать исчерпывающим. Но сам факт конституционного закрепления гарантий подтверждал, что социалистический конституционализм подтверждал и придавал главное значение гарантиям прав, а не их декларированию. Вначале должны быть созданы условия, обеспечивающие для населения, для советских

граждан пользование теми или иными правами, а потом записывать эти права в Конституцию.

По мнению И.Е.Фарбера1, проблема гарантии прав и свобод советских граждан разрабатывалась главным образом наукой общей теории права применительно к вопросам дальнейшего укрепления советской законности. Он утверждал, что гарантии законности, прав и свобод советских граждан есть в то же время гарантии социалистического народовластия. Законность есть метод этой власти и нужна она, прежде всего, для охраны прав и свобод граждан. Между властью народа и личностью нет противоречий, коренные интересы личности и общества совпадали. Поэтому необходимо исследовать общие гарантии социалистического народовластия и свободы личности. Думается, что они являлись едиными, особенно когда речь шла относительно объективных социально-экономических гарантий, заложенных в общественном строе.

Особое значение имели правовые гарантии. Сама конституция выступала юридической гарантией для прав человека, она закрепляла и обеспечивала их. Юридическая обязанность выступала гарантом незыблемости прав, записанных в конституциях. Например, право обвиняемого на защиту в уголовном процессе, о чем свидетельс-

твовала статья 111 Конституции СССР, обеспечивалась обязанностью суда предоставить законные средства защиты. Обязанность служила гарантией прав во всех отраслях права. Для конституционного права существовал особый аспект гарантий прав и свобод советских граждан. Состоял он в решении вопроса о конституционном контроле и надзоре. Конечно, конституционный контроль нужен для обеспечения не только прав граждан, но и всех институтов конституционного права. Поэтому он являлся элементом конституционной законности.

Необходимо отметить, что все права граждан, записанные в советских конституциях, гарантировались различными способами - социально-экономическими, политическими, идеологическими, деятельностью суда, прокуратуры и др.

В литературе по государственному праву недостаточно уделялось внимание юридическому анализу каждого конституционного права и связанной с ним обязанности. Это, видимо, объяснялось тем, что на практике нормотворчес-кие, судебные и административные органы очень редко ссылались на советские конституционные нормы, не ссылались даже и тогда, когда фактически их применяли.

А А А А А

Зац гылымдарыныц кандидаты, доцент А.Сманныц мацаласында кецестж кезец уацытындагы тулганыц цуцыцтыц мэртебеытц даму мэселелелер1 царастырылады. Ол кецестЫ цогам мен мемлекеттщ шгерлемелi цозгалысымен тгкелей байланысты болды жэне олардыц неггзгг тарихи даму кезецдерiн бейнеледi. К^цыцтыцмэртебетц даму жолыныц басты кезецдерiреттде кецестт конституциялар болды. Сонымен цатар, кецес азаматыныц цуцыц пен бостандыцтары жэне олардыц белгтертщ кейбiр ерекшелiктерi царастырылады.

In article of the Sman A. is considering the questions of the development of the legal status of personality during the soviet period. It was indissoluble is connected with onward motion soviet society and state and reflected the main history stages of their progress. The Main landmark on way of the evolutions of the legal status emerged the soviet constitutions. Also it is considering some theoretical aspects of the formation of the rights and liberties of the soviet person and their signs.

1 Фарбер И.Е. Свобода и права человека в советском государстве. Саратов. 1974.С. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.