Научная статья на тему 'О РАЗВИТИИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В РОССИИ КАК ИДЕОЛОГИИ В XVI - НАЧАЛО XVIII ВЕКАХ'

О РАЗВИТИИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В РОССИИ КАК ИДЕОЛОГИИ В XVI - НАЧАЛО XVIII ВЕКАХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ИДЕИ / ОГРАНИЧЕНИЕ ВЛАСТИ / МОНАРХИЧЕСКАЯ РОССИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Виноградов В.В.

Статья посвящена рассмотрению вопроса о возникновения в России конституционализма как идеология. Проведен анализ идей ограничения власти высказывавшихся в XVI - начале XVIII веках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РАЗВИТИИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В РОССИИ КАК ИДЕОЛОГИИ В XVI - НАЧАЛО XVIII ВЕКАХ»

О РАЗВИТИИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В РОССИИ КАК ИДЕОЛОГИИ В XVI - НАЧАЛО XVIII ВЕКАХ

© Виноградов В.В.1

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

Статья посвящена рассмотрению вопроса о возникновения в России конституционализма как идеология. Проведен анализ идей ограничения власти высказывавшихся в XVI - начале XVIII веках.

Ключевые слова: конституционализм, идеология, конституционные идеи, ограничение власти, монархическая Россия.

Конституционализм в целостном своем содержании и смысле не был известен ни античности, ни средневековью. Несмотря на то, что конституционализм как самостоятельное понятие в употребление вошло лишь в XVIII в., а общераспространенным стало только в XIX в., стремления к конституции восходят к древности. Так, греко-римская политическая наука выработала понятия «субъективное право» и «правовая личность». Тем не менее, древний «конституционализм» не отрицал рабства, не отстаивал прав и свобод личности.

В Новое время конституционализм был как бы заново «открыт» и значительно обогащен западноевропейской мыслью. Основной идеей становится «реализация свободы личности» путем устранения факторов, угрожающих индивидуальной свободе [7]. Конституционализм первоначально возник как политико-правовая теория, обосновывающая необходимость демократического устройства государства на основе конституции. Система конституционных идей, являясь одним из элементов конституционализма, выступает также и его предпосылкой.

В России конституционализм как идеология в своем развитии прошел несколько этапов [4]. Свое начало идеология конституционализма берет со времени утверждения концепции либерализма в XVП-XVШ вв. И то и другое было органически связано с развитием капитализма в Европе и на ранних этапах представляло собой средства борьбы буржуазии как «третьего сословия» против абсолютизма. Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации. Несомненный вклад в его формирование внесли представители Просвещения. У истоков этого мировоззрения были идеи таких разных авторов, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, А. Смит, В. Гумбольт, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, Б. Констан, А. де Токвиль и др.

В российской науке конституционного права предпринимались попытки дать полный перечень основных конституционных идей. По мнению

1 Доцент кафедры Права и методики преподавания права, кандидат юридических наук, доцент.

С.А. Авакьяна, к главным конституционным идеям следует отнести: идеи глубокого почитания связанности государства и общества правом, законом; идеи приоритета человеческой личности, уважения ее достоинства; идеи участия непосредственно народа в осуществлении функций власти; идеи обеспечения прав и свобод граждан процессуальными механизмами, деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления [1, с. 224]. Согласимся с К.С. Гаджиевым в том, что краеугольным камнем идеологии конституционализма являются идеи ограничения власти: установления рамок правления, утверждение определенных путей и средств реализации правительственных действий, установление прерогатив правительства и фиксированных процедур, по которым оно действует [5, с. 186]. Эти ограничения государственной власти направлены на признание и обеспечение государством существующих независимо от него естественных, неотъемлемых прав человека.

Если же говорить о развитии конституционных идей в монархической России, то, в первую очередь, это идеи ограничения царской власти, создания представительных учреждений (как на центральном, так и на местном уровне), провозглашения демократических прав и свобод российских подданных. Эти идеи находили свое воплощение как в общественно-политических и философских взглядах и произведениях мыслителей России, так и в различных проектах и попытках государственных преобразований, предлагавшихся представителями власти и общественности и способствовавших их институционализации и формализации [2].

Наметились две основные точки зрения о времени возникновения в России конституционализма как идеологии. Одни исследователи считают, что он зародился в период «просвещенного абсолютизма» в XVIII в. [6, 10]. Другие относят зарождение русского конституционализма к середине XIX в. [12]. Однако в России стремление в той или иной мере ограничить права верховной власти уходит в более ранний период. В XVI-XVII вв. это выражалось в претензиях боярства на ограничения власти Великого князя. Одним из ярких идеологов боярской аристократии являлся князь А.М. Курбский, чьей центральной политической идеей являлась мысль о необходимости государю иметь при себе мудрых советников. Под мудрыми советниками он понимал не только представителей родовитой аристократии, но и людей иного происхождения. Таким образом, здесь можно говорить об идее сословного представительства при царе [11].

У основной массы населения России существовавшее социальное неравенство объективно вызывало недовольство. Оно выражалось зачастую в крупных крестьянских восстаниях. Они начинались стихийно, но приобретали затем в определенной степени организованный характер. Обстоятельный анализ крестьянского движения под предводительством Емельяна Пугачева, с точки зрения естественного и позитивного права, был проведен

Л.П. Рассказовым и И.В. Упоровым [13, с. 67-76]. Они совершенно правы в своих выводах о том, что, будучи борьбой против существующей власти, это движение не выступало «за естественные права человека». Более того, государственной идеологией той крестьянской войны оставалась идея доброго и справедливого царя, т.е. идея абсолютной власти монарха. Тем не менее, стремясь к улучшению жизни простых людей, восставшие фактически стремились «обеспечить естественные права, и прежде всего на свободу, достоинство личности, личную неприкосновенность» [13, с. 69].

По подсчетам В.О. Ключевского до 1730 г. было семь попыток ограничения царской власти, из которых четыре - «открытые». Первой по времени была попытка бояр, натерпевшихся притеснений от Ивана Грозного, получить в январе-феврале 1598 г. от Б.Ф. Годунова (как наиболее вероятного кандидата на престол) более или менее оформленные гарантии от царского произвола в будущем. Но Б.Ф. Годунов так ничего и не пообещал и был возведен на престол Земским собором без формальных ограничений власти [8, с. 148-149].

Второй попыткой в указанном ряду является «подкрестная запись» Василия Шуйского, данная после его избрания на престол 17 мая 1606 г. Он обязался не предавать никого смерти без суда, не конфисковать имения у родственников осужденных, дела решать по розыску, за ложные доносы наказывать. Но царь обязательств не соблюдал [8, с. 154-159].

Третьей попыткой ограничения царской власти стал заключенный в 1610 г. боярином М. Салтыковым вместе с товарищами договор с польским королем Сигизмундом. Согласно договору королевич Владислав признавался московским царем. В обмен новый царь гарантировал ряд прав московскому народу: право на сохранение веры, суд для всех сословий по закону, право каждого ездить в другие христианские государства с целью получения образования, с целью занятий науками. Законодательные права царя ограничивались Земским собором, а исполнительные и судебные - соучастием Боярской думы [8, с. 159-161]. Ограничения царской власти были настолько радикальны для России, что вправе было говорить о частичном введении в стране конституционной монархии.

Четвертой попыткой выступает версия об «ограничительной записи», составленной при избрании первого царя новой династии в феврале 1613 г. Сведения о ней крайне скудны. Следующую попытку ограничения царской власти В.О. Ключевский видел в боярском проекте 1681 г., когда в связи с готовящейся отменой местничества бояре предложили разделить страну на отдельные регионы. В их главе было намерение поставить несменяемых пожизненных воевод из знати. Эта затея была сорвана благодаря сопротивлению патриарха [8, с. 195,198-199].

Шестой попыткой, по мнению В.О. Ключевского, следует считать учреждение Верховного тайного совета 6 февраля 1726 г. [9, с. 114-117]. Седьмая же датируется январем-февралем 1730 г., когда Верховным тайным со-

ветом было предложено Императрице Анне Ивановне подписать Кондиции при избрании ее на престол. В данном документе Императрица, без согласия Верховного тайного совета, обязывалась: не вступать в брак; не начинать войны и не заключать мира; не жаловать в чины никого выше полковника, а в придворные чины вообще никого; не отнимать у дворянства вотчин и деревень; вотчинами и деревнями никого не жаловать; государственные доходы в расход не употреблять. Кроме того, постановлялось, чтобы гвардейские и иные полки перевести в ведение Верховного тайного совета. Однако этот план не увенчался успехом.

Про попытку членов Верховного тайного совета принято говорить, что они желали установить в России вместо монархической власти власть Совета. Таким образом, власть императоров ограничивалась бы в пользу аристократии. Однако требования, содержащиеся в Кондициях, составляли только часть плана. Предполагалось, что верховная власть будет принадлежать Императрице совместно с Верховным тайным советом, состоящим из 10-12 человек знатного происхождения. Сенат, состоящий из 30-36 человек, должен был бы предварительно рассматривать вносимые в Верховный тайный совет дела, а также являться высшей судебной инстанцией. Предусматривалось создание палаты низшего дворянства из 200 членов для охраны своих сословных прав. Было намерение учредить и палату городских представителей (по два от каждого города) для ведения торговых дел и защиты интересов простого народа, т.е. своеобразный дворянско-купеческий парламент [9, с. 118-136].

Если бы указанный проект получил свое осуществление Россия бы, с одной стороны вернулась к сословной организации власти, а с другой стороны это способствовало бы последовательному развитию страны по пути либерализации и демократизации через проведение реформ.

Таким образом, можно говорить об отдельных, хотя и зачаточных, конституционных тенденциях в политической жизни страны. Их формально-правовая интерпретация позволяет определить аристократические формы правления как своего рода прелюдию к поискам путей демократизации общественной и государственной жизни. Начало развития непосредственно идеологии конституционализма можно датировать второй половиной XVIII в. [3].

Список литературы:

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. - М.: РЮИД, 1997. - 512 с.

2. Виноградов В.В. Институционализация и формализация идей конституционализма в России (XI-XVII вв.) В.В. Виноградов // Европа - Россия -Азия: диалог континентальных культур (история, право, гражданское общество, геополитика): сб. матер. 3-й всерос. науч.-практ. конф. / под ред. С.А. Рязанцева, М.А. Мушинского. - Иркутск: Иркутский государственный технический университет, 2013. - С. 24-33.

3. Виноградов В.В. История исследования понятия «конституционализм» в России / В.В. Виноградов // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2013. - № 3 (24). - С. 56-66.

4. Виноградов В.В. Конституционная идеология в монархической России (этапы развития) / В.В. Виноградов; редкол. В.А. Мельников (отв. ред.) и др. // Конституция России и формирование правового государства. К 10-летию принятия Конституции Российской Федерации: матер. межвуз. науч.-практ. конф. - Волгоград: ВА МВД России, 2004. - С. 145-147.

5. Гаджиев К.С. Политическая наука: учебное пособие / К.С. Гаджиев. -2-е изд. - М.: Международные отношения, 1995. - 400 с.

6. Гоголевский А.В. Очерки истории русского либерализма XIX - начала XX века / А.В. Гоголевская. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. - 432 с.

7. Железняк Н.Н. К истории либерализма в России / Н.Н. Железняк // Вестник Московского университета. - Сер. 12. Социально-политические исследования. - 1994. - № 5. - С. 82-89.

8. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. - Кн. 2 / В.О. Ключевский. - М.: Мысль, 1995. - 584 с.

9. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. - Кн. 3 / В.О. Ключевский. - М.: Мысль, 1993. - 558 с.

10. Новикова Л.И. Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России / Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская // Свободная мысль. - 1993. -№ 15. - С. 67-80.

11. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI в. - М., 1986. - С. 16-107.

12. Пустарнаков В.Ф. Была ли у русского либерализма своя философия? / В.Ф. Пустарнаков // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: матер. междунар. науч. конф. - М.: РОССПЭН, 1999. - С. 57-73.

13. Рассказов Л.П. Естественные права человека: учеб. пособие / Л.П. Рассказов, И.В. Упоров. - СПб.: Лексикон, 2001. - 96 с.

ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ НАУКЕ

© Волков Р.Н.1

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

В данной статье проведен анализ существующих в современной российской науке различных суждений о том, что такое конституционный

1 Аспирант кафедры Конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.