о развитии гостиничных услуг в регионах с низкой туристской привлекательностью1
Аннотация
В статье на основе анализа главных показателей развития отрасли за последние годы рассматриваются особенности развития гостиничного рынка в регионах с низкой туристкой привлекательностью (на примере Оренбургской области). Выявлены основные проблемы развития гостиничного рынка в данных регионах и предложены пути их решения.
Ключевые слова: гостиница, региональный гостиничный рынок, туристская привлекательность, Оренбургская область
Привлекательность территории для туристов складывается не только из наличия туристских объектов, но и из доступности и высокого качества предоставляемых услуг. Все регионы России имеют богатый туристско-рек-реационный потенциал, но при этом далеко не в каждом регионе созданы условия для эффективного использования данного потенциала, что приводит к низкой туристской привлекательности данных регионов.
Анализ причин
Для высокой туристской привлекательности региона необходимо наличие следующих факторов [4]:
- природно-рекреационные;
- культурно-исторические;
- организационно-экономические и производственные;
- социально-психологические.
1 На примере Оренбургской области.
Федоров
Роберт Геннадьевич
аспирант факультета
туризма и сервиса,
Сочинский
государственный
университет,
ассистент кафедры
управления персоналом,
туризма и сервиса,
Оренбургский
государственный
институт
менеджмента
гоЬей.Ге^ют@
gmail.com
Кошелева
Екатерина
Артемовна
магистрантка кафедры управления персонала, туризма и сервиса, Оренбургский государственный институт менеджмента [email protected]
туристской
один из главных _факторов
конкуренто-
способности
туристского
сектора региона
Если первые два фактора присущи практически каждому региону, то организационно-экономические, производственные и социльно-психо-логические существуют не во всех регионах. В число последних факторов входит наличие благоприятной инфраструктуры для проживания. Уровень развития туристской инфраструктуры -один из главных факторов конкурентоспособности туристского сектора региона. Развитие массового туризма требует комфортных и разнообразных условий пребывания в дестинации. Особенности развития гостиничного сектора в регионах с низкой туристической привлекательностью значительно отличаются от регионов с высоким уровнем данного показателя. Эти особенности связаны с количеством туристов, посещающих регион, наличием популярных рекреационных зон, удобной нспортной инфраструктурой и т.д. [1]. _ енбургская область - один из крупнейших регионов Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. В настоящее время туристская отрасль Оренбург-кой области насчитывает более 75 туристи-ских фирм, из них 2 туроператора, 219 коллек-ных средств размещения [2]. азвитие туризма в Оренбургской области сдерживает ряд факторов:
- отсутствие развитой туристской инфраструктуры;
- отсутствие крупных туроператоров по внутреннему и въездному туризму, имеющих собственную туристскую инфраструктуру и инвестиционный потенциал;
- сезонный характер занятости в туристическом обслуживании населения и многие другие;
- отсутствие комплекса мероприятий по продвижению туристического продукта региона. Уровень обеспеченности гостиничными номерами в Оренбургской области очень низок и составляет 3,4 мест на 1000 человек. Данный показатель является одним из основных, характеризующих степень развития рынка гостеприимства региона. В настоящее время в России данный показатель составляет 4,5 мест на 1000 человек, в то время как в Европе на то же количество жителей приходится 13-35 мест. В Москве данный показатель приближается к десяти, в Санкт-Петербурге - к восьми.
I
Был проведен анализ основных показателей развития гостиничного сектора Оренбургской области за последние годы: динамика численности гостиниц и аналогичных средств размещения, динамика численности мест (коек) в месяц максимального развертывания, динамика численность размещенных лиц в год, коэффициент использования наличных мест [2, 5]. Результаты анализа показали, что, в то время как численность гостиничных мест увеличивается, коэффициент их использования уменьшается. Данный факт свидетельствует о том, что темпы роста количества гостиниц и гостиничных мест превышают количество туристов, желающих воспользоваться их услугами. На это есть ряд объективных причин:
- бездействие местных властей в плане увеличения туристического потока в регион, и даже наличие областной целевой программы «Развитие туризма в Оренбургской области на 2011-2016 годы» не решает данную проблему;
- отсутствие достоверной информации у предпринимателей области о состоянии и о развитии гостиничного хозяйства Оренбуржья и туризма в целом, - это приводит к тому, что предприниматели открывают гостиницы «в слепую», с повышенными показателями риска, не имея достаточного количества объективных данных и четкого понимания конъюнктуры рынка;
- отсутствие комфортных условий для развития малых форм гостиничного бизнеса, что, в свою очередь, приводит к тому, что ряд малых гостиниц и гостевых домов работают нелегально.
Анализ проблем
Основные проблемы оренбургского гостиничного сектора - несбалансированность предложения и отсутствие гостиниц эконом-класса. Опираясь на имеющийся опыт других регионов, автор делает вывод, что решающую роль в стимулировании развития гостиниц эконом-класса должны сыграть местные власти. На сегодняшний момент, в данном направлении местные власти реализуют только одно мероприятие в рамках областной целевой программы развития туризма, об эффективности которого говорить пока рано. Но в данной программе пол-
в то время как_
численность_
гостиничных мест увеличивается, коэффициент их
использования_
уменьшается
ностью отсутствует стимулирование приоритетных для некурортных (с низким уровнем туристской привлекательности) регионов направлений развитие гостиничного рынка - семейные и домашние гостиницы, малые гостиницы эконом-класса, гостиницы, стилизованные под региональную специфику [5].
Также одним из основных индикаторов состояния гостиничного рынка региона является количество гостиниц, прошедших добровольную классификацию Ростуризма. В Оренбургской области ни одно средство размещения в регионе не имеет категорию согласно официальной классификации, утвержденной Ростуризмом. Этот фактор отрицательно сказывается на гостиничном секторе Оренбуржья, на восприятии региона в качестве развитой туристской дестинации среди туристов и туроператоров. Анализ состояния гостиничного сектора Оренбургской области показывает, что гостиничный рынок региона начинает постепенно развиваться. На фоне реконструкции существующих средств
___размещения за последние 2-3 года появились
____новые средства размещения: увеличилось количес-
___тво мини-отелей, а за пределами Оренбурга вырастают загородные гостиницы. Основной гостиничный фонд представляют объекты, построенные еще в советское время и на сегодняшний день частично или полностью реконструированные. Загрузка крупных оренбургских гостиниц сегодня неравномерна. Несмотря на рост в Оренбурге номерного фонда, до сих пор на гостиничном рынке ощущается дефицит предложения, особенно в категории эконом-класса (от 500 до 1200 рублей), гостиниц, доступных широкому кругу потребителей. В основном проблемы с размещением возникают у людей, приезжающих в деловые командировки и на обучение. Предложение гостиниц в центре города в разы дороже: номер в гостинице, соответствующей трем звездам обойдется в 3-4 тыс. рублей, двум звездам - порядка 2 тыс. рублей (неделя проживания сравнима с экономичной поездкой в Турцию на этот же срок). Среднегодовая загрузка гостиниц в Оренбурге составляет около 40%, однако она распределяется неравномерно. Основная часть приходится на
_темпы роста
количества гостиниц
_и гостиничных
_мест превышают
количество туристов, желающих
_воспользоваться
их услугами
будние дни и весенне-осенний период, когда в Оренбурге проходит большое количество выставок, ярмарок и других мероприятий. В выходные и праздничные дни отели испытывают дефицит гостей, поэтому вынуждены обращаться к маркетинговым ходам для привлечения в гостиницу жителей города. На сегодняшний день одним из распространенных способов повысить рентабельность гостиницы, в том числе в дни сниженной загрузки, стали проведение свадеб и оформление свадебного номера.
Что касается перспектив оренбургского гостиничного рынка, то с высокой долей вероятности можно предположить, что он будет развиваться в сторону мини-отелей и гостиниц уровня «три звезды».
Вывод
Ситуация, складывающаяся на гостиничном рынке Оренбургской области, характерна для большинства регионов с низкой туристской привлекательностью. Для решения проблем развития гостиничного сектора данных регионов, необходима реализация ряда комплексных мероприятий:
1. Разработка и продвижение продуктов внутреннего туризма: экскурсионные туры, туры выходного дня, туры в рамках культурно-познавательного, сельского, экологического и других видов туризма.
2. Разработка и реализация программы развития гостиничного рынка, с привлечением специалистов и экспертов по развитию внутреннего туризма.
3. Проведение постоянного анализа и мониторинга регионального рынка гостиничных услуг.
4. Проведение добровольной системы сертификации гостиниц региона.
5. Для реализации данных мероприятий необходимо плодотворное сотрудничество местных властей, коммерческих и общественных организаций, а так же вовлеченность как можно больше части местного населения. Ведущую роль при этом должны сыграть местные власти, взяв на себя обязанности по стимулированию развития малого бизнеса в сфере туризма, информационной поддержки и т.д.
Литература
1. Кизим АА. Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе развития туристичес-
одним из основных индикаторов состояния гостиничного рынка региона является количество гостиниц, прошедших
добровольную_
классификацию_
Ростуризма
кого кластера / А.А. Кизим, А.Н. Вальвашов, И.В. Куль-кова // Региональная экономика: теория и практика, 2010. - № 26.
2. Стратегия развития туризма в Оренбургской области. Оренбург: Мин-во физ. культуры, спорта и туризма Оренбургской обл., 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orenmin-mst.ru/ turizm/turistsko-rekreahtml.
3. Коллективные средства размещения в Оренбургской области: Стат. бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2011.
4. Управление развитием туризма в регионе. Опыт реализации Стратегии Республики Карелии / Институт экономики КарНЦ РАН, Под общей ред. Ю.В. Савельева, О.В. Толстогузова. - Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2008. - 141 с.
5. Постановление Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2010 г. № 640-пп Об утверждении областной целевой программы «Развитие туризма в Оренбургской области на 2011-2016 годы». Оренбург: Мин-во физ. культуры, спорта и туризма Оренбургской обл., 2010. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.orenmin-mst.ru/turizm/-programma-razvi.html.
Robert G. Fedorov
PhD. Student of the Faculty of Tourism and Service, Sochi State University Assistant Lecturer of the Academic Department of Personnel Management, Tourism and Services, Orenburg State Institute of Management Ekaterina A. Kosheleva
Postgraduate Student of the Academic Department of Personnel Management, Tourism and Services, Orenburg State Institute of Management
On the improvement of hotel services of the regions of weak attractiveness for tourists
Abstract
The article, basing on the analysis of the main indicators of the development levels of the industry in recent years, considers the features of the development of the hotel market in the regions with low tourist attraction (on the example of the Orenburg region). The article reveals the basic problems of the hotel market in these regions and the ways to resolve them.
Keywords: hotel, regional hotel market, tourist attraction, Orenburg region
<4