экономические науки
Бобровский Евгений Анатольевич О РАЗВИТИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ...
УДК 336.143:796
DOI: 10.26140/anie-2020-0904-0014
О РАЗВИТИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
© 2020
AuthorlD: 867610
SPIN: 1324-5990
Бобровский Евгений Анатольевич, преподаватель кафедры физической культуры Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. Система финансирования физической культуры и спорта в России имеет высокую зависимость от бюджета страны, что делает ее уязвимой в период проявлений кризиса больше, чем другие социальные направления. В 2019 г. для финансирования физической культуры и спорта было выделено практически вдвое больше, чем в период 2015-2016 гг., на которые в России пришелся пик экономического кризиса, развившегося на фоне антироссийских санкций и колебаний цен на нефть. Столь большая разница в объемах финансирования физической культуры и спорта, которое развивалось скачкообразно, в показателях 2019 г. и других периодов связана, вероятнее всего, с необходимостью освоения целевых средств, выделенных в рамках Стратегии по развитию спорта до 2020 г., но не выделявшихся ранее в целях экономии. Было выявлено, что внебюджетные источники в финансировании физической культуры и спорта в динамике практически не изменились в объемах и зависят прямо пропорционально от объемов бюджетного финансирования (кроме показателя 2019 г.). Это свидетельствует о низкой эффективности работы над привлечением частных инвестиций в развитие спорта и довольно медленной работой над решением данной проблемы в рамках модернизации системы физической культуры и спорта в стране. Среди статей расходования средств наибольший прирост наблюдается по направлениям «капитальный ремонт» и «покупка спортивного инвентаря», которые в короткие сроки позволяют освоить крупные объемы финансирования.
Ключевые слова: финансирование, физическая культура и спорт, бюджетные источники, внебюджетные источники, спортивные организации.
DEVELOPMENT OF FINANCING OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
© 2020
Bobrovskiy Eugeniy Anatolievich, lecturer of the department of physical culture
Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marx st., 3, e-mail: [email protected])
Abstract. The system of financing physical culture and sports in Russia has a high dependence on the country's budget, which makes it more vulnerable in times of crisis than other social areas. In 2019, almost twice as much was allocated for the financing of physical culture and sports as in the period 2015-2016, which was the peak of the economic crisis in Russia, which developed against the background of anti-Russian sanctions and fluctuations in oil prices. There is such a big difference in the amount of funding for physical culture and sports, which has developed in leaps and bounds, in the indicators of 2019. and other periods, most likely, due to the need to use the targeted funds allocated within the framework Of the strategy for the development of sports until 2020, but not previously allocated in order to save money. It was found that non-budgetary sources in the financing of physical culture and sports in dynamics have not changed in volume and depend directly on the volume of budget funding (except for the indicator of 2019). This indicates a low efficiency of work on attracting private investment in the development of sports and rather slow work on solving this problem as part of the modernization of the system of physical culture and sports in the country. Among the items of expenditure, the largest increase is observed in the areas of "major repairs" and "purchase of sports equipment", which in a short time allow you to master large amounts of funding.
Keywords: financing, physical culture and sports, budget sources, extra-budgetary sources, sports organizations.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В Российской Федерации не первый год решается вопрос о диверсификации источников финансирования физической культуры и спорта, поскольку государственные управленческие структуры имеют цель по снижению нагрузки на федеральный бюджет. Физическая культура и спорт относится к социальному направлению, поэтому является уязвимой в период возникновения кризисный явлений в экономике [1].
Выстроить систему финансирования физической культуры и спорта в России по примеру американской, где финансирование спорта опирается, в основном, на частные инвестиции, а государство привлекается к финансированию крупнейших проектов в профессиональном спорте, не удается. В США для инвесторов в спортивную отрасль предусмотрены различные налоговые преференции, имеются широкие возможности для получения дополнительного дохода от продажи рекламных и телевизионных прав, сувенирной продукции, лотереи [2]. В России частные инвесторы предпочитают делать вложения в быстроокупаемые направления, а спорт, к сожалению, к таковым не относится, и как показали события начала текущего года, также является довольно рискованным вложением, поскольку из-за эпидемии коронавируса, разразившейся во всем мире, было отменено или перенесено огромное количество спортивных
соревнований, что повлекло для отрасли колоссальные убытки [3].
В силу того, что российская экономика была ослаблена антироссийскими санкциями и колебаниями цен на нефть в 2015-2016 гг. [4, 5], что в указанные периоды привело к образованию дефицита в Консолидированном бюджете РФ и снижению финансирования физической культуры и спорта в отдельные годы, стоит опасаться повторения этой ситуации в ближайшей перспективе, поскольку в целом ситуация в мировой экономике тяжелая и из-за ценовой войны на нефтяном рынке российская экономика снова несет убытки. В связи с этим целесообразно проанализировать каковы были тенденции в финансировании организаций, осуществляющих деятельность по физической культуре и спорту в 20152019 гг., на пороге развития крупнейшего из кризисов в мировой экономики, который начал свое развитие на фоне распространения коронавирусной инфекции.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Спорт является одним из важнейших факторов укрепления здоровья граждан. Формирование привычки к систематическим занятиям спортом и здоровому образу жизни продляет двигательную и социальную активность населения, что положительно сказывается на длительности экономической активности людей, что особенно актуально в усло-
Bobrovskiy Eugeniy Anatolievich DEVELOPMENT OF FINANCING ..
economic sceinces
виях старения населения [6, 7]. Спорт является важнейшим аспектом гармоничного формирования личности, проведения досуга и общения, способом поддержания двигательной активности населения в городах, где большую часть времени люди проводят на сидячей работе, за рулем автомобиля или за общением с гаджетами, что проявляется в гиподинамии [8, 9].
Деятельность спортивных организаций, их финансирование в начале 21 века в России имеет яркую зависимость от отношения государства к спорту, причем как к спорту высших достижений, так и к массовому спорту, и от демографических особенностей развития общества [10]. Услуги по физической культуре и спорту, оказываемые на платной основе, от государства имеют низкую зависимость, но косвенно их развитие зависит от государственной политики в области физической культуры и спорта, в рамках которой проводится пропаганда массового спорта, стимулируются направления бизнеса, связанные с физической культурой и спортом, создается спортивная инфраструктура [11]. Некоторые авторы отмечают недостаточность прямого финансирования отрасли физической культуры и спорта со стороны государства, а в последние годы, несмотря на номинальное увеличение объемов выделяемых средств в национальной валюте, изменений в долларовом эквиваленте практически не произошло, поскольку курс американской валюты вырос вдвое, что в условиях высокой зависимости российской бюджетной системы от американской национальной валюты может свидетельствовать об отсутствии положительной динамики в финансировании отрасли [12, 13]. Стоит также отметить тот факт, что доля расходов на физическую культуру и спорт в государственных расходах крайне мала и уступает по объемам даже расходам на культуру и кинематографию [14, 15]. Но в период реализации Стратегии по развитию спорта в России, заключительный этап которой заканчивается в 2020 г., в развитии спортивной инфраструктуры, в работе по вовлечению населения в массовый спорт, в обеспечении доступности спортивных занятий для населения и возрождению интереса российских граждан к спорту удалось положительных результатов в виде увеличения доли населения, систематически занимающегося спортом, повышения доступности спортивных объектов для населения в городах и сельской местности, ежегодного увеличения количества граждан, сдающих нормативы всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) [16, 17].
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Раскрыть роль бюджетных и внебюджетных источников в финансировании организаций, осуществляющих деятельность по физической культуре и спорту, и изменения в финансировании направлений развития данного типа организаций.
Постановка задания. Анализ динамики и структуры источников и направлений финансирования организаций, осуществляющих деятельность по физической культуре и спорта в период структурного кризиса в российской экономике и на пороге крупнейшего экономического кризиса в мировой экономике.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В работе были использованы статистические материалы Министерства спорта РФ [18]. Данные для анализа отражают период с 2015 года, когда структурный кризис внутри государства вошел в фазу рецессии. При анализе процессов развития финансирования физической культуры и спорта используется широкий перечень методов и подходов к исследованию, среди которых общенаучные инструменты анализа, обобщение и интеллектуальный анализ данных, различные методы статистики. Основным инструментом исследования стала оценка динамики объемов и структуры источников финансирования физической культуры и спорта и направлений, по которым осуществляется расходование средств [19]._
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Объем финансирования организаций, осуществляющих деятельность по физической культуре и спорту, из всех видов источников в 2019 г. составил почти 748 млрд. руб., что на 77,4% больше объема 2015 г. [18]. Минимальный объем финансирования физической культуры и спорта отмечается в 2016 г. в пик экономического кризиса в России, который контрастирует с объемом финансирования в 2019 г., под конец реализации Стратегии по развитию физической культуры и спорта, а, как известно, в России выделяемые средства всегда стараются освоить в полном объеме к сроку окончания того или иного проекта (рисунок 1).
676,1 (90,4%)
423,5
350,0 (81,1%) 348,8
(83,0%) 294,1 (83,8°/
1 )
71,6 98,9 67,5 71,8
'18,0%) (18,9%) ■ (16,2%) (9,6%) ■
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
■ Бюджетные источники л Внебюджетные исто чижи
Рисунок 1 - Динамика финансирования физической культуры и спорта в 2015-2019 гг., млрд. руб.
Финансирование физической культуры и спорта в период 2015-2019 гг., развивалось скачкообразно, не формируя какой-либо устойчивой тенденции. Из бюджетных источников в 2019 г. было выделено в 2,3 раза средств, чем в 2016 г. и в 1,9 раза чем в 2018 г. При этом стабильности и устойчивых тенденций нет и в объемах финансирования из внебюджетных источников, однако прослеживается связь между объемами внебюджетного и бюджетного финансирования - если финансирование из бюджетных уменьшились в отдельном году, отмечается и уменьшение из внебюджетных. В структуре источников финансирования физической культуры и спорта явное преобладание бюджетных источников, доля внебюджетных источников не поднималась выше 19,0% в исследуемом периоде ни разу, а в 2019 г. оказалась размыта до 9,6% за счет резкого прироста объемов финансирования из бюджета, внебюджетные источники приросли по отношению к 2015 г. и к 2018 г. всего на 0,3%. Это в очередной раз свидетельствует о низкой эффективности политики по привлечению частных инвесторов в финансирование спорта.
В динамике финансирования по статьям расходов на развитие физической культуры и спорта роль внебюджетных источников финансирования снизилась в проведении спортивных мероприятий, инвестициях в реконструкцию и строительство спортивных сооружений и по статье «другие» (почти на 50%) (таблица 1).
Очевидно, что огромные средства в 2019 г. пошли на капитальный ремонт спортсооружений, на который в 2015 г. было выделено менее 10 млрд. руб., вдвое увеличился объем средств, направленных на приобретение спортивного инвентаря, то есть на те статьи, которые быстро позволяют освоить крупные объемы средств, поскольку, например, нельзя провести в один год в десятки раз больше спортивных мероприятий, чем обычно.
И тем не менее, прирост инвестиций на строительство и реконструкцию спротивных сооружений минимален на фоне остальных статей расходов, что может отражать неготовность освоения средств, которые экономились в острый период кризиса и должны быть быстро освоены до окончания сроков реализации Федеральной целевой
72
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 4(33)
экономические науки
Бобровский Евгений Анатольевич О РАЗВИТИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ...
программы по развитию спорта в рамках Стратегии по развитию физической культуры и спорта до 2020 г., поскольку в рамках новой стратегии будут предусмотрены новые средства из бюджета.
Таблица 1 - Динамика расходов на развитие физической культуры и спорта по статьям в 2015-2019 гг. в разрезе источников финансирования, млрд. руб.
20 15г. 2019 г. Прир осг,%
Статьи расходов Бюджет- Внебюд- Бюджет- Внебюд- Бюджет- Внебюд-
ах очники точники точники точники точники источники
Проведение спортивных мероприятий 28,3 9,5 46,9 6,9 65,7 -27,4
Приобретение спортивного оборудования нинвентаря 15,8 4,1 31,6 5,2 100,0 26,8
К апиг альный р емонт спорт-сооруженнй 9,8 0,5 64,7 1.1 Образа 120,0
Инвестиции на реконструкцию и строительство спорт-сооружений 552 6,8 58,8 62 6=5 -8,8
ков физической культуры и спорта 166,3 22,3 342,8 28,1 Ю6Д 26,0
На содержание спортивных сооружений 37,0 6,3 612 12,9 65,4 104.8
37,6 222 "0,1 1U 86,4 -49.5
Источник: Рассчитано автором на основе данных Министерства спорта РФ [18]
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Некоторые авторы считают, что в России развитие физической культуры и спорта имеет высокую зависимость от бюджетной системы и с этим нельзя не согласиться [20, 21]. Как показало исследование, это оказывает влияние на устойчивость финансирования отрасли в динамике и не позволяет в условиях кризиса в полную силу реализовывать намеченные проекты, в период обострения кризиса наблюдается экономия и небольшие скачки, а под конец реализации Стратегии по развитию физической культуры и спорта до 2020 г. в 2019 г. был выделен огромный объем средств для освоения, но зачастую такой подход приводит к некачественному выполнению работ из-за спешки.
Мы согласны с мнением авторов, которые считают, что посредством рекламы и PR можно стимулировать рост посещаемости и самоокупаемость физкультурно-спортивных организаций, которые относятся к муниципальному бюджетному сектору [22]. Также мы согласны с авторами, которые считают, что необходимо стимулировать развитие государственно-частного партнерства и применять более гибкие механизмы фискальной политики к инвесторам в спортивную отрасль [23]. Солидарны мы с мнением Горовых Э.И. [25], который считает, что необходимо, помимо всего прочего, развивать рентабельную спортивную инфраструктуру и ориентироваться на потребности населения и уровень развития видов спорта на тех или иных территориях.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Объемы финансирования физической культуры и спорта в 2019 г., превышающие в разы объемы финансирования предыдущих лет, по всей видимости, стали возможны в результате снятия режима экономии для данной отрасли, так как к концу подходит определенный этап в развитии всех сфер экономики России - 2020 год, и необходимо осваивать средства, предусмотренные на развития физической культуры и спорта в стране, но не использованные ранее из-за кризиса. Спешка в освоении крупных объемов бюджетных средств проявилась в статьях расходования - резком увеличении затрат на капитальный ремонт спортивных сооружений и приобретение спортивного инвентаря, что свидетельствует о необходимости найти применение крупным объемам финансирования. При этом концентрация на инвестициях в реконструкцию и строительство спортивных сооружений минимальна. Также отмечается низкая эффективность работы по вовлечению частных инвесторов в финансирование спорта, так как в динамике их доля держится на стабильно невысоком уровне ниже 20% при любых объемах финансирования, кроме 2019 г., когда доля оказалась размыта до 9,6%.
Перспективы дальнейших изысканий в данном на-
правлении.
Проблема устойчивости финансирования отрасли физической культуры и спорта, его объемов и зависимости от состояния бюджетной системы страны, все чаще подвергающейся воздействию кризисов, представляет угрозу для развития спорта в стране. Первоочередной задачей для обеспечения стабильности финансирования физической культуры и спорта является поиск путей диверсификации источников притока средств в спортивную отрасль и обеспечение гарантий для инвесторов на случай форс-мажорных ситуаций, как, например, в текущем году, когда из-за коронавируса были отменены и перенесены множество спортивных соревнований и закрыты спортивные школы, спортивные залы и фитнес-клубы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Перькова Е.Ю. Расходы на физическую культуру и спорт - положение в системе расходов на социальные направления развития общества //Региональный вестник. 2019. № 24 (39). С. 66-67.
2. Чернобровкина Е.Б. Особенности финансирования физической культуры и спорта в России и за рубежом // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 7 (59). С. 63-70.
3. Кризис мирового спорта в период распространения коронавируса. Tass.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ sport/8168539 (Дата обращения: 24.06.2020 г.).
4. Варшавская Н.А. Антироссийские экономические санкции и их влияние на национальную экономическую безопасность // Научные горизонты. 2018. № 11-1 (15). С. 61-67.
5. Матушанская Е.Е. Место физической культуры и спорта в структуре расходов бюджетной системы Российской Федерации // Вектор экономики. 2018. № 12 (30). С. 91.
6. Зюкин Д.А., Матушанская Е.Е. Массовый спорт как неотъемлемый элемент реализации концепции здорового образа жизни населения //Региональный вестник. 2018. № 6 (15). С. 11-13.
7. Мартиросова Т.А., Сыромятникова Р.И. Экономические аспекты спорта // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2019. № 1 (8). С. 69-72.
8. Акманаева Л.Р., Мифтахов А.Ф. Спорт как неотъемлемая часть формирования личности человека //NovaUm.Ru. 2017. № 10. С. 354-356.
9. Акимова Е.Ю. Развитие мотивации к двигательной активности через формирование интереса к избранным видам спорта //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 9-11.
10. Татарова С.Ю., Татаров В.Б. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта: приоритеты финансирования //Синергия наук. 2019. № 32. С. 771-777.
11. Корогодина Е.А. Рост популярности фитнеса как фактор роста рынка платных услуг по физической культуре и спорту // Экономические исследования. 2019. № 2. С. 4.
12. Государственная политика финансирования физической культуры и спорта в России / Л.А. Иванова, Д.С. Минасян, О.А. Казакова, Е.В. Махова // OLYMPLUS. Гуманитарная версия. 2018. №
2 (7). С. 62-64.
13. Починкин А.В., Димитров И.Л., Вишейко С.В. Трансформация экономических основ физической культуры и спорта в России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 4 (158). С. 279-283.
14. Перькова Е.Ю. Анализ динамики и структуры источников финансирования физической культуры и спорта в России // Наука и практика регионов. 2019. № 2. С. 31-35.
15. Чельдиев З.Р., Дзапаров В.Х. Развитие физической культуры и спорта - важнейшая социально-значимая задача государства // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 12-14.
16. Бобровский Е.А. Развитие материально-технической базы как фактора повышения доступности занятий спортом // Наука и практика регионов. 2018. № 3 (12). С. 103-107.
17. Платонова Р.И. Организационно-педагогические условия подготовки бакалавров-педагогов в условиях реализации ФГОС
3 + // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 79-82.
18. Министерство спорта РФ. Статистическая информация. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/ sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (Дата обращения: 24.06.2020г.).
19. Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Анализ динамики как основной способ исследования развития процессов в ФКиС //Наука и практика регионов. 2018. № 3 (12). С. 76-81.
20. Фролова О.Ю., Хорошева Т.А. Индустрия спорта: коммерческая деятельность и политика министерства спорта РФ // ВестникНГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 69-72.
21. Задорина А.М. Социальная и бюджетная политики России и стран СНГ по развитию физической культуры и спорта в системе мер обеспечения социально-экономической безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018. № 3 (16). С. 60-69.
22. Пасечник П.В., Филоненко Н.В. Технология некоммерческого маркетинга физкультурно-оздоровительных услуг, предоставляющих на объектах спорта муниципальной организации // Культура физическая и здоровье. 2018. № 2 (66). С. 96-99.
Bobrovskiy Eugeniy Anatolievich DEVELOPMENT OF FINANCING ...
economic sceinces
23. Галиева Е.Б., Магденко А.Д. Правовое регулирование государственно-частного партнерства в сфере спорта на региональном уровне // Спорт: экономика, право, управление. 2019. № 2. С. 17-19.
24. ЖуковМ.А., Рыбина В.Д. Налоговое стимулирование в области физической культуры и спорта //В сборнике: Инновационные научные исследования в современном мире Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. Уфа, 2019. С. 1321.
25. Горовых Э.И. Определение приоритетных направлений государственной политики развития физической культуры и спорта с учетом возможных рисков финансового обеспечения // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 1 (66). С. 40-45.
Статья поступила в редакцию 12.08.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020
74
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 4(33)