О РАЗРУШЕНИИ ЖАРОСТОЙКОГО НАНОАЛМАЗНОГО ПОКРЫТИЯ НА ПОВЕРХНОСТИ МНОГОСЛОЙНОГО Мо-СТЕРЖНЯ С ИНТЕРМЕТАЛЛИДНЫМ УПРОЧНЕНИЕМ
Коржов1 В. П., Кийко 1 В. М., Желтякова1 И. С., Строганова1 Т. С., Петков2 В. П.
1 Институт физики твёрдого тела, г. Черноголовка, РФ, 2Институт металловедения, оборудования и технологий с гидро- и аэродинамическим центром Болгарской АН, София, Болгария
О покрытии на многослойном стержне Мо/А1 (рис. 1): ожидалось, что эрозия покрытия, а вместе с ней и стержня, при 1000°С была следствием плохого качества нанесенного покрытия. Эрозия стержня начиналась и продолжилась от левого его торца, имевшего «под электропровод» технологическое отверстие вместо торцевой выемки, как было с Mo/Al-стержнем. Левый торец стержня (см. рис. 1, б) имел плохое покрытие, а на стенках отверстия, по-видимому, покрытие отсутствовало. Обратим внимание и на то, что правый Мо-торец оставался целым в процессе всего испытания (см. рис. 1, г). При отсутствии отверстия, многослойный Мо/А1-стержень прошёл бы испытания нагревом на воздухе не хуже, чем стержень №/А1-й.
в г
Рис. 1. Композит Мо/А1 до испытаний (а) после нагрева на воздухе 800°С в течение 60 мин (б), 800°С, 242 мин + 1000°С, 30 мин (в) и 800°С, 242 мин + 1000°С, 60 мин (г). Стрелками показано защитное покрытие, нетронутое температурной коррозией
Коррозия Мо-композита началась от его левого торца с отверстием. Заметим, что, если коррозия и разрушение самого композита уже началось, то оно не остановится даже при эффективных защитрных покрытиях всех поверхностей композита, включая и покрытия на его торцах. В итоге, покрытия потеряв опору, будут саморазрушаться, что мы и увидели в нашем случае.
По мере «выгорания» внутренних слоёв наружные защитные покрытия ломались, теряя опору на чём держались. Но, если же разрушение самого композита уже началось, то оно уже не остановится даже, если композит имеет на всех своих шести поверхностях надёжные покрытия. То есть мы имеет дело с внутренней коррозией.
В конечном итоге, потеряв опору, покрытия начали саморазрушаться. Поверхность черного цвета (рис. 1, г) - это оставшееся после испытаний защитное покрытие поверхности Мо/МозА1 на уцелевшем верхнем Мо-слое. Бывшие боковые слои защитного покрытия многослойного композита, потерявшие при испытаниях на жаростойкость опору, поломались и рассыпались.