УДК 332.25
Малиновская Г.А., кандидат технических наук, доцент доцент кафедры математики и системного анализа Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при
Президенте РФ Россия, г. Нижний Новгород Прохорова Е.С., кандидат технических наук, доцент доцент кафедры математики и системного анализа Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при
Президенте РФ Россия, г. Нижний Новгород Тюсова М.К., кандидат социологических наук, доцент доцент кафедры математики и системного анализа Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при
Президенте РФ Россия, г. Нижний Новгород О РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ Аннотация: Статья посвящена разработке стратегии стабилизации социально-экономической ситуации в регионе при условии снижения основных показателей его функционирования. Представлены механизмы реализации выбранной стратегии, а также возможные конкретные инструменты по осуществлению данных механизмов.
Ключевые слова: стратегия, стабилизация, механизмы, регулирование, регион, эффективность. UDC 332.25
Malinovskaya GA, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Associate Professor of the Department of Mathematics and Systems
Analysis
Nizhny Novgorod Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President
of the Russian Federation Russia, Nizhny Novgorod Prokhorova ES, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Associate Professor of the Department of Mathematics and Systems
Analysis
Nizhny Novgorod Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President
of the Russian Federation Russia, Nizhny Novgorod
Tyusova MK, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Associate Professor of the Department of Mathematics and Systems
Analysis
Nizhny Novgorod Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President
of the Russian Federation Russia, Nizhny Novgorod ON THE DEVELOPMENT OF THE STRATEGY FOR STABILIZING THE SOCIO-ECONOMIC SITUATION IN THE REGION
Annotation: The article is devoted to the development of a strategy for stabilizing the social and economic situation in the region, provided that the basic indicators of its functioning are reduced. The mechanisms for implementing the chosen strategy are presented, as well as possible specific tools for implementing these mechanisms.
Key words: strategy, stabilization, mechanisms, regulation, region, efficiency.
Применение стратегии стабилизации социально-экономической ситуации целесообразно в условиях общего ухудшения функционирования социально-экономических процессов в регионе, когда имеет место спад основных показателей развития: объема производства, состояния материальных фондов, бюджетных доходов, доходов населения.
В этих условиях главной задачей управления регионом становится замедление темпов падения вышеуказанных показателей, обеспечение их стабильного уровня. Только после достижения данной цели в дальнейшем возможно применение стратегий полной или частичной модернизации, роста производства, улучшения социально-экономических показателей состояния региона.
Решение указанных задач немыслимо без использования системного подхода - научного направления, связанного с исследованием сложных слабоструктурированных проблем междисциплинарного характера, какими, как правило, и являются проблемы управления регионом1. Прежде всего, необходимо обратить внимание на принцип системности, требующий многоаспектный (всесторонний), целостный, целесообразный и открытый подход к исследуемым проблемам. Основной проблемой при применении стратегии стабилизации является острая нехватка финансовых ресурсов для осуществления необходимых управляющих воздействий, так как в условиях общего спада производства бюджет региона, как баланс доходов и расходов, является, как правило, дефицитным, то есть, регион не в состоянии покрывать текущие расходы за счет имеющихся в распоряжении доходов.
На рисунке 1 представлена иерархическая схема исследования стратегии управления, которая представляет собой разветвленный
1 Малиновская Г.А., Прохорова Е.С., Тюсова М.К. Системные технологии в управлении регионом // Власть. 2017. № 2. С.89-94.
трехуровневый граф, каждый уровень которого повышает по сравнению с предыдущим детализацию и конкретизацию действий по реализации выбранной стратегии (реализуя принцип иерархичности, требующий многоуровнего подхода к исследуемой проблеме)2
Рис. 1. Схема поэтапной реализации стратегии
Первый уровень - выбранная стратегия; второй уровень - набор механизмов реализации выбранной стратегии; третий уровень - наборы возможных действий по осуществлению механизмов реализации стратегии
Ниже рассмотрены некоторые механизмы реализации выбранной стратегии.
1. Налоговое регулирование. Целью налогового регулирования является стабилизация общего финансового состояния в регионе. Основной задачей при этом становится не только обеспечение денежной базы для покрытия расходов региона, но и создание благоприятной ситуации для развития производственной и коммерческой деятельности. Осуществление механизма налогового регулирования возможно посредством использования следующих конкретных действий: изменения налоговых ставок; предоставления налоговых льгот; дифференциации ставок и льгот по отраслям, видам предприятий, различным экономическим программам.
Стабилизация финансового состояния должна найти свое отражение в нахождении оптимального баланса между доходами государственного бюджета и предприятий, выплачивающих налоги и сборы, а также в создании гибкой налоговой системы, позволяющей выровнять диспропорции между различными отраслями за счет ликвидации сверхприбылей в одних отраслях и дотационной поддержки других отраслей.
2 Малиновская Г.А., Надеев А.Т., Тюсова М.К. Системный подход к исследованию социально-политических процессов // Системный анализ в проектировании и управлении: труды Х Международной научно -практической конференции. Ч.1. - СПб: Изд-во Политехнического университета, 2006. -С. 139-140.
2. Повышение открытости производственной деятельности. Цель данного механизма заключается в обеспечение региона собственными доходами для покрытия расходов и проведения стабилизационных мероприятий. Реализация данного механизма позволяет также решать и другие проблемы региона: при большей открытости повышается уровень контролируемости качества выпускаемой продукции, что защищает потребителей от недобросовестных производителей и напрямую влияет на качество жизни населения и на их безопасность.3 Реализация механизма повышения открытости производственной деятельности может быть осуществлена посредством использования следующих экономических инструментов: повышения вероятности обнаружения сокрытий доходов; повышение размеров штрафов за уклонение от налогов; уменьшение числа подпольных производств и т.д.
3. Привлечение внешней финансовой помощи. Данный механизм часто становится необходимым, так как нехватка собственных финансовых ресурсов жестко ограничивает возможность проведения стабилизационных мероприятий. Основной задачей при этом становится наиболее разумное и целесообразное использование этих средств, подразумевающее воздействие на рост объемов производства и качество жизни населения. Очевидно, что простой приток ликвидности в слабую экономическую систему может вызвать лишь дальнейшее ухудшение ситуации. Привлечение внешних финансовых средств возможно из следующих источников: дотации и займы федерального центра; внутренние займы (на территории региона); займы на территории всей страны; внешние займы (за рубежом); бесплатные внешние финансовые вливания.
4. Осуществление региональных заказов. Данный механизм позволяет замедлить падение объемов производства в отдельных отраслях и секторах экономики, поддержать отдельных производителей, таким образом, смягчив диспропорции развития отдельных отраслей и секторов производства. Однако в условиях общего спада основных показателей состояния региона использование данного механизма сильно ограничено нехваткой финансовых ресурсов и возможно только совместно с другими механизмами стабилизации, например, с использованием внешних источников финансирования.4 Региональные заказы целесообразно также применять в новейших, но перспективных отраслях и проектах, а также в проектах, связанных с высоким уровнем риска (к примеру, венчурных).
5. Механизмы прямого социального регулирования. Примером реализации данного механизма может служить изменение величины
3 Малиновская Г.А., Прохорова Е.С., Тюсова М.К. Количественные показатели состояния системы безопасности государства // Системный анализ в проектировании и управлении: сборник научных трудов XX Международной научно-практической конференции. Ч.1.-СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2016.- С. 436-442.
4 Сиучева Т.В., Шершнёв И.Л. Методика оценки уровня угроз экономической безопасности региона. .Тиуетз 8с1еШш. 2017. № 2. С. 27-29.
минимальной заработной платы. Данный механизм является более грубым административным воздействием, и применяется обычно как крайняя мера. Механизм социального регулирования может быть реализован следующими путями: дотации из федерального центра (зарплата бюджетникам); использование стабилизационного фонда; государственные займы; направление доходов от продажи конфискованной продукции или самой конфискованной продукции в социальную сферу. Однако, в условиях спада производства реализация данного механизма может дать только кратковременный эффект и без подключения других механизмов стабилизация социально-экономического состояния региона не осуществима.
Необходимо отметить, что в целях повышения эффективности реализации социально-экономической стратегии, наиболее выгодно использовать комбинации возможных механизмов ее регулирования.
Использованные источники:
1.Малиновская Г.А., Прохорова Е.С., Тюсова М.К. Системные технологии в управлении регионом // Власть. 2017. № 2. С.89-94.
2.Малиновская Г.А., Надеев А.Т., Тюсова М.К. Системный подход к исследованию социально-политических процессов // Системный анализ в проектировании и управлении: труды Х Международной научно-практической конференции. Ч.1. - СПб: Изд-во Политехнического университета, 2006. -С.139-140.
3.Малиновская Г.А., Прохорова Е.С., Тюсова М.К. Количественные показатели состояния системы безопасности государства // Системный анализ в проектировании и управлении: сборник научных трудов XX Международной научно-практической конференции. Ч.1.-СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2016.- С. 436-442.
4.Сиучева Т.В., Шершнёв И.Л. Методика оценки уровня угроз экономической безопасности региона. Juvenis scientia. 2017. № 2. С. 27-29.
Мамедова А. Н. студент
5 курс, факультет «Психология» Дагестанский государственный университет
г. Кизляр
КРИЗИС ЛИЧНОСТИ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ Аннотация .В данной статье были рассмотрены жизненные ситуации кризиса личности и путь его развития. Так же описывались актуальность кризисной проблематики, обусловленные рядом факторов как общечеловеческих, так и специфических, присущих только нашей стране. В заключении нашей статьи говорилось, что кризис - это время пребывания в коконе, иногда в полной темноте и одиночестве, наедине со своими страхами, разочарованием и болью.