Научная статья на тему 'КРИЗИС ЛИЧНОСТИ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ'

КРИЗИС ЛИЧНОСТИ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
236
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ / КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ / КОКОН

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамедова А.Н.

В данной статье были рассмотрены жизненные ситуации кризиса личности и путь его развития. Так же описывались актуальность кризисной проблематики, обусловленные рядом факторов как общечеловеческих, так и специфических, присущих только нашей стране. В заключении нашей статьи говорилось, что кризис - это время пребывания в коконе, иногда в полной темноте и одиночестве, наедине со своими страхами, разочарованием и болью.In this article, the individual life situations of crisis was discussed and its way of development. It also describes the relevance of the crisis problems caused by several factors like universal and specific, unique to our country. At the end of this article stated that the crisis - this time staying in the cocoon, sometimes in complete darkness and solitude, alone with their fears, frustration and pain.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИЗИС ЛИЧНОСТИ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ»

минимальной заработной платы. Данный механизм является более грубым административным воздействием, и применяется обычно как крайняя мера. Механизм социального регулирования может быть реализован следующими путями: дотации из федерального центра (зарплата бюджетникам); использование стабилизационного фонда; государственные займы; направление доходов от продажи конфискованной продукции или самой конфискованной продукции в социальную сферу. Однако, в условиях спада производства реализация данного механизма может дать только кратковременный эффект и без подключения других механизмов стабилизация социально-экономического состояния региона не осуществима.

Необходимо отметить, что в целях повышения эффективности реализации социально-экономической стратегии, наиболее выгодно использовать комбинации возможных механизмов ее регулирования.

Использованные источники:

1.Малиновская Г.А., Прохорова Е.С., Тюсова М.К. Системные технологии в управлении регионом // Власть. 2017. № 2. С.89-94.

2.Малиновская Г.А., Надеев А.Т., Тюсова М.К. Системный подход к исследованию социально-политических процессов // Системный анализ в проектировании и управлении: труды Х Международной научно-практической конференции. Ч.1. - СПб: Изд-во Политехнического университета, 2006. -С.139-140.

3.Малиновская Г.А., Прохорова Е.С., Тюсова М.К. Количественные показатели состояния системы безопасности государства // Системный анализ в проектировании и управлении: сборник научных трудов XX Международной научно-практической конференции. Ч.1.-СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2016.- С. 436-442.

4.Сиучева Т.В., Шершнёв И.Л. Методика оценки уровня угроз экономической безопасности региона. 1иуетБ БЫепйа. 2017. № 2. С. 27-29.

Мамедова А. Н. студент

5 курс, факультет «Психология» Дагестанский государственный университет

г. Кизляр

КРИЗИС ЛИЧНОСТИ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ Аннотация .В данной статье были рассмотрены жизненные ситуации кризиса личности и путь его развития. Так же описывались актуальность кризисной проблематики, обусловленные рядом факторов как общечеловеческих, так и специфических, присущих только нашей стране. В заключении нашей статьи говорилось, что кризис - это время пребывания в коконе, иногда в полной темноте и одиночестве, наедине со своими страхами, разочарованием и болью.

Ключевые слова. Эпистемология, кризисная интервенция, экзистенциал, кокон.

Annotation. In this article, the individual life situations of crisis was discussed and its way of development. It also describes the relevance of the crisis problems caused by several factors like universal and specific, unique to our country. At the end of this article stated that the crisis - this time staying in the cocoon, sometimes in complete darkness and solitude, alone with their fears, frustration and pain.

Keywords. Epistemology, crisis intervention, existential, cocoon

В жизни человека часто представляется как путь, проходя по которому, человек встречается и прощается с людьми, сталкивается и преодолевает препятствия, оказываясь на распутье, вынужден принимать решение. Перед каждым человеком, в разные моменты жизни, под воздействием разных обстоятельств, встаёт вопрос выбора пути: каков твой путь, как жить, с каким качеством жить? Случается, что мы идём не своей дорогой или в какой-то момент сворачиваем с неё, "выбиваемся из колеи", и, теряя путь, рискуем потерять себя. В этот момент часто возникает ощущение безысходности, бессмысленности дальнейшего пути. Человек находится как бы на краю жизни. Этот край и называется кризисом.

Понятием кризиса занимались известные зарубежные и отечественные учёные. Несмотря на использование различной эпистемологии, относительно объяснения кризиса, авторы вкладывают в данное понятие близкое смысловое содержание. Понимая критические ситуации как ситуации обострения противоречий развития в жизни человека, исследователи так же едины во мнении, что те пути, которые использует субъект для преодоления кризиса в последующем, определяют его судьбу.

На мой взгляд, каждый человек, находясь в кризисе, иногда испытывает желание всё закончить, уйти из жизни, но это желание сосуществует с не менее сильным желанием жить, выжить. Многие чувства, которые в этот момент испытывает человек, необычны для него, и в обществе считаются неприемлемыми, так как в этот момент чувства проявляются часто через неадекватное, непривычное, для образа данной личности, поведение. В результате человек оказывается в клетке с собственным обнажённым "Я". [1 с. 65-70]

Таким образом кризисная ситуация, как ситуация столкновения с основными экзистенциальными категориями, предоставляет для личности возможности как для роста, так и для "ухода в болезнь". Выбор в данном случае зависит только от самой личности, что подтверждает основные идеи экзистенциально - гуманистического направления в психологии и определяет основные направления в оказании психологической помощи в кризисных ситуациях. [2 с. 115]

В данной статье, говоря о возможностях психологической помощи в кризисных ситуациях, нельзя не остановиться на основной методике -

кризисной интервенции, которая базируется на теории кризиса Э. Линдеманна и концепции стадий жизненного цикла и кризиса идентичности Э. Эриксона. Основная идея, положенная в основу кризисной интервенции - это концентрация консультирования на актуальной ситуации, то есть работа с возникшей при кризисе проблемой и чувствами клиента по отношению к ней. В кризисной интервенции важно оставаться "здесь и сейчас", не углубляясь в историю клиента и другие, прошлые проблемы, даже если они и связаны с актуальной. Цель интервенции заключается не столько в том, чтобы решить проблему, сколько сделать возможной работу над ней, так как многие проблемы, возникающие в кризисе, невозможно решить немедленно.

От греческого (kreses), кризис — это решение, поворотный пункт, исход, в буквальном переводе он означает "разделение дорог", в психологии определяется как тяжёлое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни. [3 с. 40-69]

Актуальность кризисной проблематики обусловлена рядом факторов как общечеловеческих, так и специфических, присущих только нашей стране. Кроме того, можно говорить и о кризисных состояниях целых групп населения. Но при всей разрушительной силе, кризис ещё является и одним из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития, в том числе и развития личности, группы, общества. Кризис — это всегда момент выбора из как минимум двух возможных альтернатив, момент выбора регрессивного или прогрессивного решения в дальнейшем развитии. Этот факт человечество знало всегда, примером тому являются сказки всех времён и народов: это всем известная ситуация богатыря на распутье. Выбор дальнейшего пути легко даётся герою только в сказках, но важно, что избежать выбора невозможно, не нужно и даже опасно. От того, какой именно выбор будет сделан, зависит вся последующая жизнь индивида.[4 с. 45]

Войти в кризис означает войти в точку трансформации, когда жизнь меняется на всех уровнях: когнитивном (интроекция новых жизненных ценностей или новой иерархии ценностей), аффективном (способность проходить испытание, сохраняя целостность) и поведенческом (выработка новых поведенческих паттернов). Необходимо отметить, что и сам кризис и его трансформационная сила создают взаимосвязь, взаимовлияние кризисных процессов как отдельно взятой личности на общества, так и общественных категорий и тенденций на каждого индивида.

В заключении нашей статьи, можно сказать, что кризис - это время пребывания в коконе, иногда в полной темноте и одиночестве, наедине со своими страхами, разочарованием и болью. Это время прощания, печали и отверженности; время нескончаемых вопросов и бесконечного непонимания. Это время поиска той тонкой грани, которая отделяет смирение и преодоление, волю к жизни и безнадежность, препятствие и награду, движение вперед и безмолвный покой. Это время, которое укрепляет наш дух верой и открывает сердце любви; время, позволяющее учиться понимать и

принимать изменчивость жизни и саму жизнь. Кризис - это время, дающее возможность гусенице сделать выбор: поддаться страху темноты и неизвестности или превратиться в бабочку. [5c.298]

Использованные источники:

1.Божович, JI. И. Проблемы формирования личности. Избран, психол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна. — М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2013. — 65-70 с.

2.Гроф С., Гроф К. Помощь при духовном кризисе // Духовный кризис: Статьи и исследования. М.: МТМ, 2015. 115 с.

3.Ассаджиоли Р. Постижение Высшего Я и психологические расстройства // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 2012. c.40 - 69.

4.Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. пс. н. СПб., 2011.c.45

5.Харониан Ф. Подавление Высшего // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 2014. с - 298.

Мамедова А. Н. студент

5 курс, факультет «Психология» Дагестанский государственный университет

г. Кизляр

ПСИХ. СЛУЖБА В ОБРАЗОВАНИИ. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. СТРУКТУРА И МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХ. СЛУЖБЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В данной статье раскрываются основные цели, задачи и перспективы развития психологических служб в образовании, а так же структура и модели организации сфере образования. Описывается для чего создана и функционируется псих. служба образования в нашей стране. Актуальное направление данной статьи ориентировано на решение злободневных проблем, связанные с теми или иными трудностями формировании личности.

Ключевые слова. Психолого-медико-педагогические комиссии, психологическая служба, онтогинез.

Annotation. This article describes the main goals, objectives and prospects of development of psychological services in education, as well as the structure and business model of education. It describes what created and operates a psycho. office of education in our country. Current direction of the article is focused on the solution of topical problems associated with certain difficulties in the formation of personality.

Keywords. Psychological, medical and pedagogical commission, psychological service, ontoginez.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.