Научная статья на тему 'О разработке специального программного обеспечения для автоматизации административно-управленческих функций руководства пожарно-спасательных подразделений'

О разработке специального программного обеспечения для автоматизации административно-управленческих функций руководства пожарно-спасательных подразделений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ ОХРАНА / FIRE SERVICE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE / ЭВМ / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / АВТОМАТИЗАЦИЯ / AUTOMATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / INFORMATIONAL ENVIRONMENT / COMPUTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малютин О.С.

В статье рассматриваются проблемы создания системы автоматизации административно-управленческих функций руководства пожарно-спасательных подразделений. Показан текущий уровень развития системы управления пожарно-спасательными подразделениями и информационных технологий, предназначенных для ее автоматизации. Описаны предпосылки к созданию комплексных систем автоматизации. Раскрываются сдерживающие создание и внедрение подобных систем в деятельность ГПС МЧС России силы и предлагаются способы их преодоления. В заключении приводится оценка положительного эффекта от внедрения в деятельность подразделений современных методов управления, основанных на комплексном применении специального программного обеспечения для автоматизации административно-управленческой деятельности руководства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малютин О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT DEVELOPMENT OF SPECIAL SOFTWARE FOR FIRE-RESCUE UNITS OFFICERS MANAGEMENT FUNCTIONS AUTOMATION

In paper considered problems of fire-rescue units management systems development. Showed modern progress rate of fire-rescue units management system and informational technologies aimed for one automation. Describes preconditions for automation systems development. Uncover deterrent forces of development and implementation such systems in fire-rescue units activities and showed kinds of it overcoming. In the conclusion showed positive mark of implementation in fire-rescue units modern management methods based on complex usage of special software for management activities automation.

Текст научной работы на тему «О разработке специального программного обеспечения для автоматизации административно-управленческих функций руководства пожарно-спасательных подразделений»

УДК 614.842.83.07/.08: 004.42 05.13.10

О РАЗРАБОТКЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ РУКОВОДСТВА ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

О.С. Малютин

В статье рассматриваются проблемы создания системы автоматизации административно-управленческих функций руководства пожарно-спасательных подразделений. Показан текущий уровень развития системы управления пожарно-спасательными подразделениями и информационных технологий, предназначенных для ее автоматизации. Описаны предпосылки к созданию комплексных систем автоматизации. Раскрываются сдерживающие создание и внедрение подобных систем в деятельность ГПС МЧС России силы и предлагаются способы их преодоления. В заключении приводится оценка положительного эффекта от внедрения в деятельность подразделений современных методов управления, основанных на комплексном применении специального программного обеспечения для автоматизации административно-управленческой деятельности руководства.

Ключевые слова: пожарная охрана, информационные технологии, программное обеспечение, ЭВМ, управление, автоматизация, информационная среда.

Введение

В настоящее время происходят серьезные преобразования человеческого общества, связанные с электронной революцией. Среди прочего это приводит к появлению новых методов управления. Такие методы могут реализовываться как в виде конкретных программно-аппаратных комплексов, так и в виде новых подходов в управлении, связанных с использованием информационных технологий.

Система борьбы с пожарами в Российской Федерации традиционно считается консервативной. Несмотря на предпринимавшиеся после перехода государственной противопожарной службы в систему МЧС попытки ее реформирования, в целом методы управления ей мало изменились с 60-70-х гг. XX столетия. Однако в условиях, когда электронная революция кардинально меняет сами устои общества и государства, даже ГПС не может быть не затронута.

Появляющиеся принципиально новые методы управления уже изменили бизнес, активно меняют органы государственной власти. Вполне естественно, что меняется и пожарная охрана. Пока что этот процесс носит скорее частный характер -внедрение новых методов управления, построенных на информационных технологиях, осуществляется в основном на уровне крупных узлов управления, таких как ЦУКС. Однако и в обычных пожарно-спасательных подразделениях все активнее используются компьютерная техника, сети и всевозможные гаджеты. Но, в отличие от органов управления ГПС, централизованный системный подход в данной деятельности на данный момент отсутствует.

С другой стороны, в последнее время

наблюдается устойчивый рост объемов обращающейся в процессе деятельности пожарно-спасательных подразделений информации и расширение круга стоящих перед ними задач. Фактически подразделения сейчас находятся в состоянии так называемого второго информационного барьера, когда дальнейшее увеличение управленческого аппарата уже не дает повышения эффективности деятельности.

Между тем опыт создания и внедрения крупных корпоративных систем автоматизации управления показывает, что использование систем автоматизации в управлении позволяет радикально повысить эффективность системы управления и предприятия в целом. В случае с подразделениями ГПС внедрение подобных систем могло бы способствовать повышению эффективности системы управления, снижению материальных затрат и повышению качества выполнения стоящих перед ними задач по спасению человеческих жизней и защите имущества.

Предпосылки к созданию системы автоматизации административно-управленческой деятельности ГПС.

Второй информационный барьер.

Круг задач, стоящих перед пожарно-спасательными подразделениями (далее - ПСЧ), значительно расширился в последние десять лет. Если раньше он ограничивался тушением пожаров, то сейчас пожарные подразделения оказывают помощь населению в различных чрезвычайных ситуациях - реагируют на дорожно-транспортные происшествия, взрывы и обрушения, тушение лесных пожаров, привлекаются к формированию аэромобильных групп, занимаются пропагандой и т.д. Одновременно с этим усложнилась

организационная структура и нормативная база. При этом требования, предъявляемые обществом к качеству услуг по тушению пожаров, все время возрастают.

Рост требований и ответственности влечет за собой рост объемов обращающейся в деятельности подразделений информации, выраженной во всевозможных документах. Все большая нагрузка ложится на руководство ПСЧ. В то же время существующие тенденции говорят о том, что в ближайшей перспективе рост объемов информации, обращающейся в деятельности ПСЧ, продолжится.

Очевидно, что существующая система управления пожарно-спасательными

подразделениями, сформировавшаяся еще в конце прошлого века, не в полной мере соответствует тем задачам, которые перед ней стоят в настоящее время. Дальнейшее ее реформирование в рамках существующих подходов к деятельности уже не принесет существенного результата, о чем говорит опыт последних пятнадцати лет, когда неоднократно предпринимались попытки по ее модификации (объединение пожарных и спасателей, введение в действие технического регулирования в области пожарной безопасности[1], формирование ЦУКС, изменения организационно-штатной структуры и т.д.), однако существенного эффекта так и не было достигнуто.

Такая ситуация характерна не только для пожарной охраны. С аналогичными проблемами уже давно столкнулись другие отрасли и отдельные предприятия, например, Министерство обороны РФ [2, с.16-26]. В теории автоматизированного управления ситуация, когда резервы традиционных приемов совершенствования системы управления — организация и социально-экономические механизмы — оказываются исчерпанными, называется вторым информационным барьером [3, с.24][4, с.9].

Причина такого явления - ограниченность интеллектуальных возможностей человеческого мозга. Поскольку все традиционные методы управления реализуются посредством человеческого ресурса, то очевидно, что верхний предел эффективности всей системы управления зависит от возможностей мыслительного аппарата человека[5, с.23].

Бурное развитие информационных технологий.

В настоящее время происходит бурное развитие информационных технологий. Одна из интерпретаций Закона Мура гласит, что производительность персональных компьютеров удваивается каждые 18 месяцев[6, с.2][7, с.18]. Но растут не только абсолютные показатели, развивается также и широта применения информационных технологий - на их основе создаются новые устройства, системы, методы работы. Сейчас, пожалуй, уже не осталось сфер деятельности человека, в которых так или иначе не были бы задействованы информационные технологии. Почти у каждого современного человека в личном пользовании имеется смартфон, планшет,

персональный компьютер, МР3-проигрыватель. Компьютерные сети объединили людей по всему миру. Благодаря возможностям Интернет мы получили доступ к огромному хранилищу данных, накопленных человечеством. Без использования возможностей информационных технологий немыслима современная экономка, промышленность, здравоохранение.

Система защиты общества от пожаров, являясь неотъемлемой частью современной цивилизации, просто не может остаться в стороне. Так или иначе информационные технологии будут внедряться в деятельности пожарно-спасательных подразделений. Вопрос в том, как будет организовываться это внедрение: будет оно носить стихийный или упорядоченный характер.

Уровень современного развития

информационных технологий предоставляет возможности совершенствованию деятельности пожарно-спасательных подразделений, основанные на принципиально новых методах автоматизации работы.

Наличие технической инфраструктуры.

Еще одной очевидной предпосылкой к активному развитию информационных технологий в системе управления пожарно-спасательными подразделениями является степень их оснащения современными средствами ЭВМ и компьютерными сетями.

Наличие возможности создания

информационных систем автоматизации само по себе не является достаточным условием для их успешной реализации. Вторым обязательным условием является наличие технической платформы для внедрения тех или иных информационных систем. Разработка программного обеспечения ЭВМ предполагает, что на предприятии, для которого оно разрабатывается, имеются ЭВМ, удовлетворяющие минимальным системным требованиям данного программного обеспечения.

В последние годы в МЧС России была создана всероссийская компьютерная сеть, охватившая почти все пожарно-спасательные подразделения.

В настоящее время осуществляющееся посредством этой сети взаимодействие заключается в основном в обмене почтовыми сообщениями.

Основными направлениями использования данной сети в настоящее время в основном являются:

- обмен почтовыми сообщениями;

- доступ к общим файловым ресурсам.

Реже осуществляется доступ к базам данных

и веб-приложениям.

Даная компьютерная сеть идеально подходит для решения задачи автоматизации административно-управленческой деятельности пожарно-спасательных подразделений МЧС России.

Таким образом, можно выделить основные предпосылки к разработке КИС:

1 - проблема второго информационного

барьера

2 - бурное развитие информационных технологий

3 - наличие технической инфраструктуры

Сдерживающие силы

Внедрение новых методов работы - это всегда необходимость перестройки сложившегося уклада, слом работающей системы ради перспективы повышения эффективности, однозначно оценить которую можно только по результатам внедрения. Подобная работа неминуемо сталкивается с рядом проблем как объективного, происходящего извне, так и субъективного характера, касающегося внутренних обстоятельств деятельности организации.

1) Консерватизм системы управления ГПС.

Складывавшаяся годами система управления ГПС МЧС России во многом традиционна. Несмотря на появление в последнее время в пожарно-спасательных частях новых образцов пожарной техники, а также проводимые организационно-штатные мероприятия по оптимизации структуры МЧС России, в целом методы работы мало чем отличаются от сложившихся во второй половине XX века.

Продиктовано это двумя обстоятельствами: уникальностью специфики выполняемых функций и отсутствием естественной конкуренции.

ГПС - единственная структура государства, решающая задачи тушения пожаров. Она территориально охватывает всю страну и при этом управляется централизованно. Такая громоздкая и распределенная система очень неповоротлива в

отношении структурных изменении.

С другой стороны, задача обеспечения пожарноИ безопасности является одной из задач государства. Ее реализацией занимается исполнительная власть в лице МЧС России и больше никто. Таким образом, в системе обеспечения пожарной безопасности отсутствует конкуренция, которая могла бы стимулировать процессы совершенствования.

2) Низкий уровень компьютерной грамотности руководящего состава подразделений МЧС.

Опыт показывает, что уровень компьютерной грамотности руководящего состава подразделений в целом можно охарактеризовать как «низкий». Из проведенного в 2016 году анализа видно, что программные продукты, предназначенные для решения специфических задач, например САПР, графические редакторы, файловые менеджеры освоены слабо - большая часть опрошенных либо не знакомы с их функционалом вообще, либо навык работы с такими программами оценен как «Плохо». Приложения наиболее общего применения (MS Word, MS Excel) сотрудникам знакомы, однако в личном общении было установлено, что эффективно их использовать почти никто из опрошенных не умеет, - практически не используются никакие механизмы автоматизации. В результате даже те сотрудники, кто регулярно работает с ПЭВМ, в большинстве своем тратят на выполнение наиболее общих задач заметно больше времени, чем могли бы.

Рис. 1. Степень освоения некоторых видов программного обеспечения руководящим составом пожарно-спасательных подразделений (согласно результатам анкетирования)

Это же приводит и к слабому пониманию перспектив внедрения систем автоматизации административно-управленческой деятельности. Не имея четкого понимания возможностей современных информационных технологий, сотрудники не могут объективно оценить их потенциал в части автоматизации собственной деятельности. Причем имеет место как недооценка таких возможностей, так и переоценка - желание увидеть в СПО сверхмощный универсальный инструмент, способный одним нажатием кнопки радикально повысить эффективность деятельности пожарно-спасательных подразделений.

3) Руководство подразделений не стремится к внедрению систем автоматизации.

Низкий уровень компьютерной грамотности влечет за собой неприятие идей автоматизации со стороны руководящего состава подразделений - в первую очередь потенциальных пользователей. Преимущественно людей «пугает» необходимость обучаться новым методам работы.

Также многие руководители опасаются, что система будет не слишком гибкой при решении «спорных» ситуаций. Например, очень часто возникает необходимость внесения изменений в данные, внесенные ранее, - не понятно, кто будет иметь права изменения, - тот же пользователь, который вносил эти данные изначально, или пользователь, выполняющий функции контроля.

4) Высокая стоимость системы.

Анализ системы управления показал, что для построения системы автоматизации

административно-управленческой деятельности ГПС потребуется разработка не менее 15 модулей программного средства, отвечающих каждый за одно из направлений деятельности подразделений, использующих в общей сложности порядка 150 информационных объектов. Разработка

информационной системы подобного размера представляется весьма трудоемкой задачей, требующей привлечения значительного количества специалистов различных специальностей.

Очевидно, что трудозатраты, а следовательно, и стоимость разработки подобной системы будут значительными.

Но не достаточно просто разработать систему - необходимо ее затем еще и поддерживать, что также влечет за собой материальные траты.

5) Необходимость перестройки организационных основ деятельности ГПС.

В начале 2000-х годов силами сотрудников отдела информационных технологий ЦУС ГУ МЧС по Новосибирской области был разработан ряд программных решений для автоматизации оперативной деятельности гарнизона. Однако дальнейший опыт их внедрения в деятельность подразделений ГПС показал, что в условиях, когда программное обеспечение внедрялось, но функции подразделения, которые оно автоматизировало, параллельно продолжали выполняться с использованием старых методов, внедрение СПО не

только не приносило положительного эффекта в виде повышения производительности труда сотрудников, но наоборот, увеличивало объемы работы. Сотрудники были вынуждены помимо своей непосредственной работы, которую они и так выполняли, еще и выполнять действия, связанные с использованием СПО.

Приведенный пример наглядно показывает, что каким бы совершенным ни было программное обеспечение, его эффективное внедрение возможно только при условии изменения подходов к работе в самих подразделениях ГПС.

Отказ предприятия от проведения соответствующей реорганизации своих бизнес -процессов является одной из причин неудач при внедрении информационных систем. Однако автоматизация деятельности, которая до этого была заведомо не оптимальна, даст известный результат: «автоматизированный хаос»[10].

Учитывая тот факт, что деятельность подразделений регламентируется в первую очередь руководящими документами федерального уровня, очевидно, что быстро, легко и безболезненно для самих предприятий осуществить перестройку методов работы не возможно.

6) Необратимость внедрения.

Следствием необходимости перестройки

организационных основ предприятия является необратимость данного процесса. Специальное программное обеспечение для автоматизации административно-управленческой деятельности подразделений после внедрения станет ключевым инструментом системы управления подразделением, на которую она будет опираться полностью. Во многом даже сам характер изменений определяется особенностями внедряемой системы. В случае возникновения проблем финансового или технического характера безболезненно для подразделений отказаться от системы будет невозможно.

Поэтому при разработке самой системы и мероприятий по ее внедрению необходимо учитывать, что поддержка и развитие системы должны осуществляться в любых условиях функционирования ГПС.

7) Необходимость постоянной поддержки.

Также крайне важно понимать, что система

автоматизации административно-управленческих функций подразделений должна устойчиво поддерживаться и развиваться. В случае если система будет разрабатываться сторонними разработчиками, возможна ситуация, когда организация-разработчик по тем или иным причинам прекратит выполнять свои функции - например, прекратит свое существование, либо истечет срок контракта. Тогда осуществлять техническую поддержку станет просто некому. Даже если сразу же будет найдена новая организация, ей может потребоваться время на то, чтобы разобраться в новой для них системе.

8) Наличие информации, требующей

защиты.

Одной из особенностей системы автоматизации административно-управленческой деятельности является повсеместное использование персональных данных личного состава, которые согласно Федеральному закону «О персональных данных» от 27.07.20106 №152ФЗ являются закрытыми для публичного доступа [8].

Помимо этого часть используемой информации может касаться вопросов, отнесенных к категории государственной тайны. Например, данные о источниках наружного противопожарного водоснабжения [9. п.42.1.].

Таким образом, еще одним важным аспектом, который необходимо учитывать при разработке системы автоматизации

Пути преодоления

административно-управленческих действий, является наличие информации, требующей защиты от несанкционированного доступа.

Способы преодоления сдерживающих факторов.

Исходя из перечисленных проблем внедрения системы автоматизации административно-управленческой деятельности подразделений ГПС, можно определить ряд мероприятий, предназначенных для их преодоления.

Наиболее оптимальным способом решения проблем, связанных с необратимостью внедрения и необходимостью постоянной поддержки,

представляется создание собственного органа, осуществляющего поддержку системы

автоматизации административно-управленческой деятельности.

Таблица 1

Сдерживающие силы Пути преодоления

Консерватизм системы управления ГПС Внедрение передовых методов управления, обновление кадрового состава, распространение передового опыта, привлечение сторонних специалистов, командировки сотрудников в другие регионы/страны

Низкий уровень компьютерной грамотности Повышение качества обучения в области ИТ, демонстрация преимуществ автоматизации, распространение передового опыта в области ИТ

Руководство подразделений не стремится к внедрению систем автоматизации Демонстрация пользы от внедрения в первую очередь для пользователей, стимуляция к развитию сотрудников в сфере ИТ

Высокая стоимость системы Разработка компенсирующих мероприятий, снижение стоимости за счет оптимизации процесса разработки и внедрения, постепенное внедрение модулей системы

Необходимость перестройки организационных основ деятельности ГПС Разработка организационных мероприятий по оценке необходимости реорганизации, подготовка соответствующих руководящих документов с учетом существующей системы управления и оптимальных направлений по ее совершенствованию, оценка необходимых мероприятий по изменению системы управления с точки зрения их необходимости

Необратимость внедрения Создание органа, осуществляющего контроль за внедрением и функционированием системы

Необходимость постоянной поддержки

Наличие информации требующей защиты Разработка системы ограничения прав доступа к информации, разработка системы защиты от несанкционированного доступа

Внедрение передовых методов управления заключается в поиске новых, более оптимальных подходов к реализации подразделениями ГПС своих функций. Использование таких инструментов управления, как автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные рабочие места (АРМ), корпоративные информационные системы (КИС) предоставит руководству пожарно-спасательных подразделений новые, более гибкие и современные методы управления, что неизбежно приведет к необходимости развития и совершенствования всей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

системы управления в целом.

Обновление (омоложение) кадрового состава.

Одной из ключевых проблем, приводящих к консерватизму системы управления, является устоявшийся коллектив руководителей. Как правило, руководители подразделений надолго задерживаются в своих должностях, что приводит к стабильности. Их кругозор постепенно ограничивается, а перечень инструментов руководителя фиксируется. Начальникам подразделений гораздо проще

использовать уже имеющиеся в их распоряжении, проверенные методы управления, нежели пытаться освоить новые, эффективность которых может вызывать сомнения. Чем дольше руководитель находится на одном и том же месте, тем более «стационарны» его навыки в области управления. С одной стороны, это хорошо, поскольку делает систему управления подразделениями понятной и предсказуемой, с другой, не позволяет эффективно осваивать новые методы управления.

Кроме того, коллектив руководителей, объединенный в рамках одного отряда, гарнизона, главного управления и т.д., также способствует формированию менталитета руководителя. Каждый отдельно взятый руководитель оказывает влияние на коллектив в целом и при этом подвергается влиянию коллектива.

Обновление кадрового состава,

заключающееся как в повышении молодых сотрудников, так и в привлечении сотрудников, до этого занимавшихся другими видами деятельности, позволит привнести в систему управления новые методы управления. «Свежий взгляд» позволяет выявить слабые стороны системы управления и способы их преодоления, в том числе и с использованием принципиально новых подходов к деятельности системы управления.

Распространение передового опыта.

Поскольку система управления - это всегда коллектив, то для преодоления в ней консервативных тенденций обязательным условием является распространение передового положительного опыта деятельности. Необходимо показывать членам коллектива руководителей, что новые методы управления могут дать существенный положительный эффект в результате их внедрения.

Для распространения может служить как работа на общих собраниях коллектива (ШПОМ, совещания, коллегии и т.д.), так и распространение различных материалов, касающихся результатов внедрения передового опыта, - отчеты о внедрении, видеоматериалы, статьи в средствах массовой информации.

Привлечение сторонних специалистов.

Одним из действенных методов преодоления консерватизма в системе управления можно назвать внесение новых методов управления извне. Зачастую руководство подразделений может просто не знать об опыте применения современных методов управления. Для ознакомления с такими методами может применяться приглашение сторонних по отношению к системе управления специалистов в качестве консультантов. Это могут быть как люди, вообще не относящиеся к системе МЧС России, так и сотрудники других подразделений, не входящих в систему правления, в которую они приглашены.

К первым можно отнести различных бизнес -тренеров, работников других ведомств, ученых и специалистов организаций, не относящихся к системе МЧС России.

Ко второй группе приглашаемых

специалистов можно отнести представителей пожарно-спасательных подразделений из других регионов, сотрудников вузов и научных организаций системы МЧС России и так далее.

В качестве положительного примера внесения сторонних новых знаний в систему управления пожарно-спасательными

подразделениями можно привести вышедшую в 2016 году книгу «Пожарная разведка: тактика, стратегия, культура». Автор - Н.А. Кабелев, инструктор 246-го пожарного подразделения 14-го батальона округа Уэстчестер, Нью-Йорк. В книге он предлагает принципиально новые для отечественной системы управления тушением пожара методы работы газодымозащитников при проведении разведки. Книга вызвала высокий интерес как среди руководства, так и среди рядовых сотрудников пожарной охраны России. В настоящее время ряд подразделений Москвы и Санкт-Петербурга проводят апробацию изложенных методик в практической деятельности пожарной охраны Российской Федерации [11].

Командировки сотрудников в другие организации, регионы или страны.

Аналогичным предыдущему мероприятием является направление сотрудников в сторонние организации для ознакомления с передовым опытом работы.

Повышение качества обучения в области ИТ.

Очевидно, что в процессе подготовки специалистов для экстренных служб вопросы образования в сфере ИТ стоят далеко не на первом месте, так как не имеют прямого отношения к выполнению сотрудниками своих основных функций. В программе подготовки таких категорий сотрудников, как пожарные, водители, командиры отделений и помощники начальников караулов, изучение информационных технологий вообще отсутствует. В программе подготовки диспетчеров и радиотелефонистов информационные технологии изучаются только в рамках изучения дисциплины «Связь в пожарной охране». Только при подготовке специалистов по программам специального образования начинают изучаться информационные технологии.

Между тем повышение качества подготовки в области ИТ крайне важно для эффективного внедрения систем автоматизации в деятельность пожарно-спасательных подразделений. Это не означает, что необходимо готовить программистов. Но существенно повысить уровень знаний сотрудников в области ИТ принципиально важно, так как без этого сложно добиться понимания принципов эффективного использования систем автоматизации административно-управленческой деятельности.

Достичь этого можно как

совершенствованием процесса подготовки в учебных заведениях, так и подготовкой сотрудников на рабочих местах, в рамках учебного процесса.

Демонстрация преимуществ

автоматизации.

Поскольку для успешного внедрения любой новой технологии важно видеть результаты работы, то крайне необходимым направлением повышения уровня компьютерной грамотности сотрудников ГПС является доведение до руководителей и личного состава подразделений результатов и преимуществ использования систем автоматизации

административно-управленческих функций.

Демонстрация пользы от внедрения в первую очередь для пользователей.

Важно не просто донести до личного состава важность внедрения информационных технологий, важно показать, чем именно внедрение системы автоматизации может помочь в работе каждому отдельно взятому пользователю. Сотрудник должен видеть, что внедрение ИТ - это не просто прихоть руководства, это насущная необходимость. Сотрудник должен знать, что внедрение ИТ облегчит в первую очередь его работу. Если внедрение ИТ будет осуществляться не «из под палки», а по желанию сотрудников, то этот процесс будет протекать существенно быстрее и эффективнее.

Стимуляция к развитию сотрудников в сфере ИТ.

Помимо демонстрации выгод от внедрения в деятельность ИТ, эффективным методом повышения заинтересованности личного состава подразделений является стимулирование в виде поощрений в материальной или иной форме. Например, степень овладения ИТ может учитываться при подведении итогов конкурса «Лучший по профессии».

Разработка компенсирующих мероприятий, снижение стоимости за счет оптимизации процесса разработки и внедрения.

С целью снижения себестоимости разрабатываемой системы необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на снижение материальных издержек, связанных с разработкой. В этой связи необходимо:

- оценить объем работ с целью исключить разработку элементов системы, не являющихся жизненно-необходимыми для функционирования системы;

- снизить объем работ, связанный с внешней привлекательностью решения, ограничившись требованиями эргономики;

- по возможности использовать бесплатные сторонние платформы разработки и библиотеки;

- провести расчет экономического эффекта от внедрения системы и на основе этого определить допустимую её себестоимость.

Поэтапное внедрение модулей системы.

Для снижения разовых затрат имеет смысл внедрять систему поэтапно, в соответствии со специально разработанным графиком внедрения.

Разработка организационных мероприятий по оценке необходимости и возможности реорганизации.

Поскольку внедряемая система

принципиально изменяет существующие методы

административно-управленческой деятельности, встает вопрос о реорганизации самой системы управления. Но система защиты от пожаров в Российской Федерации имеет централизованную организацию на федеральном уровне, поэтому внедрение подобной системы неизбежно потребует изменения в руководящих документах.

Для этого необходимо тщательно оценить перечень требуемых изменений. Оценку необходимо проводить на основе глубокого всестороннего системного анализа рабочих процессов, протекающих в системе управления пожарно-спасательными подразделениями.

В рамках данного направления необходимо провести следующие мероприятия:

- обобщить информацию об особенностях функционирования системы управления пожарно-спасательными подразделениями и их реализации в рамках информационной системы;

- определить области системы управления на предмет необходимости внесения изменений для корректного применения системы автоматизации;

- оценить возможность внесения изменений в организацию системы управления пожар но -спасательных подразделений;

- определить возможность внесения изменений в руководящие документы ГПС.

Подготовка соответствующих руководящих документов с учетом существующей системы управления и оптимальных направлений по ее совершенствованию.

С учетом проведенного анализа необходимо разработать проект изменений в руководящие документы, позволяющих корректно внедрить систему автоматизации, не вызывая конфликтов между ней и системой управления подразделениями.

Оценка необходимых мероприятий по изменению системы управления с точки зрения их необходимости.

Поскольку перестройка организационных основ деятельности ГПС - крайне деликатная задача, требующая скрупулезного изучения и осторожного подхода, важно трезво оценить объем изменений, чтобы минимизировать затраты и связанные с внедрением риски. Излишние изменения, не касающиеся принципиальных вопросов разработки и внедрения системы автоматизации, необходимо либо исключить, либо заменить их другими, менее требовательными в части изменений мероприятиями.

Создание органа, осуществляющего контроль за внедрением и функционированием системы.

Поскольку очевидно, что система автоматизации административно-управленческих функций подразделений ГПС требует как довольно длительной разработки, так и последующей технической поддержки системы, представляется необходимым создание в системе ГПС соответствующего органа, ответственного за обеспечение функционирования системы.

В коммерческих организациях для решения

данной проблемы широко используется практика создания специальных ИТ-отделов, занимающихся технической поддержкой. В случае с ГПС такой отдел должен подчиняться непосредственно руководству Министерства - центральному аппарату МЧС России.

В функции такого подразделения должно входить не только разработка и поддержка системы автоматизации, но и поддержка всего комплекса ИТ-решений для подразделений пожарной охраны, разработанных как в нем самом, так и сторонними разработчиками. Кроме того, это подразделение должно решать вопросы интеграции различных ИТ-систем в единую систему ГПС МЧС России.

Разработка системы ограничения прав доступа к информации.

Поскольку часть информации,

обращающейся в рамках системы, носит конфиденциальный или даже секретный характер, принципиально важным представляется

необходимость разработки системы (модуля) администрирования прав доступа. В задачи данной системы входит обеспечение корректного доступа

пользователей системы автоматизации к информации в соответствии со своими уровнями доступа.

Разработка системы защиты от несанкционированного доступа.

Также крайне важно при разработке системы автоматизации административно-управленческих функций обеспечить безопасность самой системы от несанкционированного доступа к информации извне (взлома). Данная проблема должна решаться:

- программно, при разработке самой системы;

- с использованием специальных программных и технических средств защиты;

- организационными методами.

Предполагаемый порядок внедрения

системы автоматизации административно-управленческой деятельности.

Этапы разработки удобно иллюстрировать в виде сетевых графиков, в которых кружки отражают события, а стрелки — действия (процессы, операции). Подробный сетевой график может содержать до тысячи операций, поэтому рассмотрим укрупненный сетевой график (рис. 2.)

Техническое проектирование

Рабочее проектирование

Внедрение в эксплуатацию

Техническое задание

Опытная эксплуатация

Прием в опытную эксплуатацию

Промышленная эксплуатация

Прием в промышленную эксплуатацию

Рис. 2. Укрупненный сетевой график внедрения системы автоматизации административно-управленческой

деятельности

Операция (1)>(2) — эскизное проектирование системы. Этот этап имеет место только при проектировании систем, не имеющих аналогов. Основные цели эскизного проектирования: проинформировать руководство о возможных проектных решениях, подготовить сотрудников организации заказчика к переобучению, уточнить требования к структуре системы и ее обеспечивающим подсистемам. Наличие

альтернативных вариантов при эскизном проектировании обязательно.

Операция (1)>(3). Специализированные группы ведут разработку одной или нескольких функциональных подсистем (перечень задач, их постановка, алгоритмизация, информационный базис и т. п.).

Операция (1)>(4) - обоснование и выбор комплекса технических средств.

Операция (1)>(5) - предварительный расчет

экономической эффективности.

Событие (6) - работа всех групп сводится к выпуску технического проекта, его корректировке, согласованию, утверждению.

Операция (6)>(7) - разработка и отладка рабочих программ.

Операция (7)>(11) - связная отладка комплексов программ по задачам.

Операция (6)>(8) - разработка и выпуск инструкций по эксплуатации технических средств.

Операция (6)>(9) - разработка и выпуск рабочих инструкций персоналу автоматизированной системы.

Операция (6)>(10) - уточненный расчет экономической эффективности.

Событие (11) - выпуск рабочего проекта.

Операция (11)>(12) - Если технические средства были подготовлены заранее, то проводится опытная эксплуатация системы, если нет, то

операция (11)>(13) - монтаж и отладка технических средств.

Операция (13)>(14) - опытная эксплуатация системы на подготовленных средствах.

Операция (14)>(15) - передача в промышленную эксплуатацию.

Операция (15)>(16) - возможна частичная модернизация и доработка системы [3. с.55-57].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все вышеперечисленные мероприятия могут повторяться несколько раз для «доводки» системы.

Оценка результатов

Немаловажным аспектом проекта внедрения является оценка результатов проведённых работ, подробный анализ которых может дать ответ на природу возникших затруднений, а полученный опыт может быть применён как на этом же предприятии в случае новых изменений, так и на похожих предприятиях.

На наш взгляд, возникновение подобных проблем обусловлено тремя группами причин, а именно:

1. Причины, связанные возможностями и конфигурацией КИС.

2. Причины, связанные с компетентностью внедренческой команды.

3. Причины, связанные с предприятием, на котором происходит внедрение [12, с. 68].

Заключение

В заключение можно привести ключевые факторы, определяющие успех внедрения системы автоматизации административно-управленческих функций:

- Четкое понимание руководством ГПС МЧС России целей и задач, для осуществления которых внедряется система. Необходима, в том числе, четкая политика руководства в области информационных технологий.

- К созданию и внедрению системы автоматизации должны привлекаться специалисты не только организации, занимающейся разработкой, но и со стороны ГПС (руководство структурных подразделений, отделов главных управлений,

Библиография

1. Вичугова А., Единое информационное пространство предприятия: миф или реальность [электронный ресурс] // URL: https://gridder.ru/technologies/computers/edinoe-informacionnoe-prostranstvo-predprijatija-mif-ili-realnost/, (дата обращения: 01.03.2017).

2. Копытко В.К., Шептура В.Н., Проблемы построения единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации и возможные пути их решения // Военная мысль. - 2011. № 10. - С. 16-26.

3. Меньков А.В., Острейковский В.А. АСУ. Теоретические основы автоматизированного управления / А.В. Меньков -М.: ОНИКС, 2005.

4. Глушков В.М. Основы безбумажной

руководство среднего звена, личный состав, который будет и т. д.), то есть потенциальных пользователей, а не только специалистов по автоматизации.

- Руководство должно быть готово к проведению реорганизации своих управленческих функций. Более того, оно должно понимать важность этого процесса и быть в нем заинтересовано.

- Все участники проекта автоматизации подразделений ГПС МЧС России должны правильно понимать свою роль и место в данном процессе. Кроме того, необходима единая политика разработки, которая описывала бы однозначное понимание целей и задач системы всеми участниками.

- В процессе создания системы автоматизации необходимо избегать реализации непринципиальных требований по доработке.

- Процесс внедрения обязательно должен включать этап опытной эксплуатации. При этом опытная эксплуатация должна проводиться с поэтапным расширением перечня вовлеченных элементов системы. Для начала необходима апробация одного-двух модулей системы в одном подразделении. По мере развития добавляются следующие модули. При этом оценивается в первую очередь взаимодействие модулей системы между собой. Когда система будет достаточно развита и «обкатана» в одном подразделении, необходимо переходить к распространению процесса опытной эксплуатации на несколько других подразделений. На этом этапе оценивается также и взаимодействие системы не только на уровне модулей, но и на уровне сочленения разных сегментов системы, функционирующих в различных подразделениях. Такой подход позволит относительно эффективно произвести процесс опытной эксплуатации и упростит переход к промышленной эксплуатации. Кроме того, в процессе опытной эксплуатации потенциальные пользователи смогут получить опыт работы с будущей системой и в дальнейшем распространить его на другие подразделения или регионы.

References

1. Vichugova A., Edinoe informacionnoe prostranstvo predpriyatiya: mif ili real'nost' [ehlektronnyj resurs] // URL: https://gridder.ru/technologies/computers/edinoe-informacionnoe-prostranstvo-predprijatija-mif-ili-realnost/, (data obrashcheniya: 01.03.2017).

2. Kopytko V.K., SHeptura V.N., Problemy postroeniya edinogo informacionnogo prostranstva Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii i vozmozhnye puti ih resheniya // Voennaya mysl'. - 2011. № 10. - S. 16-26.

3. Menkov A.V., Ostrejkovskij V.A. ASU. Teoreticheskie osnovy avtomatizirovannogo upravleniya / A.V. Men'kov - M.: ONIKS, 2005.

4. Glushkov V.M. Osnovy bezbumazhnoj informatiki. -M., «Nauka», 1987.

5. Malyutin O.S. Informacionnaya sreda pozharno-

информатики. -М., «Наука», 1987.

5. Малютин О.С. Информационная среда пожарно-спасательного подразделения / О. С. Малютин // Сибирский пожарно-спасательный вестник. - 2017. - №1. - C.22-28. http://vestnik.sibpsa.ru/wp-content/uploads/2017/v1/N4_9-12.pdf, свободный. -Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

6. Moore Gordon E. No Exponential is Forever: But "Forever" Can Be Delayed!. International SolidState Circuits Conference (ISSCC) 2003[тект] / SESSION 1 / PLENARY /1.1 (2003)

7. Малютин О.С. Современные информационные технологии в деятельности РСЧС / О. С. Малютин // Сибирский пожарно-спасательный вестник». -2016. - №3. - C.18-23. Режим доступа: http://vestnik. sibpsa. ru/wp-

content/uploads/2016/v3/N3_9-12.pdf, свободный. -Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

8. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006N152-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

9. Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (с изменениями и дополнениями)

10. Проблемы внедрения информационных технологий на предприятия различных форм бизнеса // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по материалам XVIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014 —№ 11(18) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/11(18).pdf

11. Кабелев Н.А. Пожарная разведка: тактика, стратегия, культура // Екатеринбург, «Издательство «Калан», 2016. - 348 с.

12. Фомин В.И. Экономика информационного бизнеса и информационных систем: учебное пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. — 248 с.

13. Проблемы внедрения информационных технологий на предприятия различных форм бизнеса // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по материалам XVIII студ. междунар. заочной науч. -практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014 —№ 11(18) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/11(18).pdf

spasatel'nogo podrazdeleniya / O.S. Malyutin // Sibirskij pozharno-spasatel'nyj vestnik. - 2017. - №1. - C.22-28. http://vestnik.sibpsa.ru/wp-

content/uploads/2017/v1/N4_9-12.pdf svobodnyj. -Zagl. s ehkrana. — YAz. rus., angl.

6. Moore Gordon E. No Exponential is Forever: But "Forever" Can Be Delayed!. International SolidState Circuits Conference (ISSCC) 2003[tekt] / SESSION 1 / PLENARY /1.1 (2003)

7. Malyutin O.S. Sovremennye informacionnye tekhnologii v deyatel'nosti RSCHS / O.S. Malyutin // Sibirskij pozharno-spasatel'nyj vestnik». - 2016. - №3. -C.18-23. Rezhim dostupa: http://vestnik.sibpsa.ru/wp-content/uploads/2016/v3/N3_9-12.pdf, svobodnyj. -Zagl. s ehkrana. — YAz. rus., angl.

8. O personal'nyh dannyh: Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 N152-FZ (red. ot 29.07.2017)

9. Ob utverzhdenii perechnya svedenij, otnesennyh k gosudarstvennoj tajne: Ukaz Prezidenta RF ot 30 noyabrya 1995 g. N 1203 (s izmeneniyami i dopolneniyami)

10. Problemy vnedreniya informacionnyh tekhnologij na predpriyatiya razlichnyh form biznesa // Molodezhnyj nauchnyj forum: Tekhnicheskie i matematicheskie nauki: ehlektr. sb. st. po materialam XVIII stud. mezhdunar. zaochnoj nauch.-prakt. konf. — M.: «MCNO». — 2014 —№ 11(18) / [EHlektronnyj resurs]

— Rezhim dostupa. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/11(18).pdf

11. Kabelev N.A. Pozharnaya razvedka: taktika, strategiya, kul'tura // Ekaterinburg, «Izdatel'stvo «Kalan», 2016. - 348 s.

12. Fomin V.I. EHkonomika informacionnogo biznesa i informacionnyh sistem: uchebnoe posobie. — SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i ehkonomiki, 2014. — 248 s.

13. Problemy vnedreniya informacionnyh tekhnologij na predpriyatiya razlichnyh form biznesa // Molodezhnyj nauchnyj forum: Tekhnicheskie i matematicheskie nauki: ehlektr. sb. st. po materialam XVIII stud. mezhdunar. zaochnoj nauch.-prakt. konf. — M.: «MCNO». — 2014 —№ 11(18) / [EHlektronnyj resurs]

— Rezhim dostupa. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/11(18).pdf

ABOUT DEVELOPMENT OF SPECIAL SOFTWARE FOR FIRE-RESCUE UNITS OFFICERS MANAGEMENT FUNCTIONS AUTOMATION

In paper considered problems of fire-rescue units management systems development. Showed modern progress rate of fire-rescue units management system and informational technologies aimed for one automation. Describes preconditions for automation systems development. Uncover deterrent forces of development and implementation such systems in fire-rescue units activities and showed kinds of it overcoming. In the conclusion showed positive mark of implementation in fire-rescue units modern management methods based on complex usage of special software for management activities automation.

Key words: Fire service, informational technologies, software, computers, management, automation, informational environment.

Малютин Олег Сергеевич,

научный сотрудник отдела информационного обеспечения населения и технологий информационной поддержки РСЧС и пожарной безопасности Научно-технического центра,

Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Россия, г. Железногорск, e-mail: obsidian-pb@mail.ru, Malyutin O.S.,

the scientific employee of the department of information support of the population and information support technologies of the ESES and fire safety of the Scientific and Technical Center,

Siberian Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia, Russia, Zheleznogorsk.

© Малютин О.С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.