Научная статья на тему 'О разработке программы патриотического воспитания детей дошкольного возраста (раздел "Природа родного края")'

О разработке программы патриотического воспитания детей дошкольного возраста (раздел "Природа родного края") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ / THE NATURE OF THEIR NATIVE LAND / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / РАСТЕНИЯ / PLANTS / ЖИВОТНЫЕ / ANIMALS / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SEARCH ENGINE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кущ Надежда Викторовна, Шкляева Наталья Михайловна

В статье представлен авторский подход к разработке региональной программы патриотического воспитания и методического сопровождения по разделу «Природа родного края».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the development of the program of patriotic education preschool children (See "The nature of the native land")

The article presents the author's approach to the development of the regional program of patriotic education and methodological support under the heading "Nature of native land."

Текст научной работы на тему «О разработке программы патриотического воспитания детей дошкольного возраста (раздел "Природа родного края")»

неблагоприятной экологической ситуации в Курганской области такие знания оказываются для детей преждевременными, психотравмирующими, не внушают оптимизма и в итоге оказываются бесполезными, поскольку не побуждают к активным действиям, а наоборот, создают ощущение бессилия и обреченности. Поэтому важно показать дошкольникам, что люди делают много для сохранения и восстановления богатства и разнообразия природного мира. Необходимо обратить внимание детей на специфику Курганской области как аграрного региона, благоприятного для роста и развития многих сельскохозяйственных культур: пшеницы, ржи, ячменя, овса, кукурузы и др.

Итак, региональные программы экологического образования дошкольников должны строиться на данных современных психолого-педагогических исследований, где «ознакомительный» подход уступает место системно-экологическому, отношенческому. Такие программы обеспечивают вхождение ребенка в мир природы на близком и понятном материале, через чувственное и деятельностно-практическое познание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лашкова, Л.Л. Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования : учеб. пособие / Л.Л. Лашкова, С.М. Зырянова, А.Р. Филиппова. - М. : Академия Естествознания, 2015. - 142 с.

2. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. - М. : Академия, 2002. - 336 с.

3. Пономарева, Л.И. Воспитание природолюбия в процессе экологического образования дошкольников : монография / под ред. З.И. Тюмасевой. - СПб. : МИНПИ: Астерион, 2005. - 183 с.

4. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - М. : Карапуз, 2001. -432 с.

УДК 373.2

Н.В. Кущ, Н.М. Шкляева, г. Глазов

О разработке программы патриотического воспитания детей дошкольного возраста (раздел «Природа родного края»)

В статье представлен авторский подход к разработке региональной программы патриотического воспитания и методического сопровождения по разделу «Природа родного края».

Природа родного края, патриотическое воспитание, растения, животные, моделирование, поисковая деятельность.

N. V. Kushch, N.M. Shklyaeva, Glazov

On the development of the program of patriotic education preschool children (See "The nature of the native land")

The article presents the author's approach to the development of the regional program of patriotic education and methodological support under the heading "Nature of native land."

Keywords: The nature of their native land, patriotic education, plants, animals, modeling, search engine activity.

Патриотическое воспитание детей в нашей стране может рассматриваться сегодня как одна из актуальнейших проблем. Кафедра дошкольной педагогики ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогической институт им. В.Г. Короленко», понимая всю важность патриотического воспитания детей дошкольного возраста, в течение нескольких лет занималась разработкой разных аспектов ознакомления детей дошкольного возраста с Удмуртской Республикой. На сегодняшний день недостаточно вариативных разработок и программ, используя которые воспитатели детских садов знакомили бы детей с Удмуртской Республикой. Зачастую воспитатели дошкольных образовательных учреждений стремятся сами создать свою собственную программу, испытывая при этом множество трудностей: теоретического, информационного, а зачастую и методического характера.

Вместе с тем практическим работникам удается найти интересные подходы, разнообразные формы по ознакомлению детей с тем или иным объектом Удмуртской Республики, но такая работа фрагментарна, привязана к одному селу, району, городу и не распространяется на всю Удмуртскую Республику. Таким образом, у детей не формируется система знаний об Удмуртской Республике как одной из многих в Российском государстве.

Разрабатываемая нами программа патриотического воспитания детей «Знакомим детей с Удмуртской Республикой» имеет несколько разделов: история возникновения и развития родного края, города родного края, родной город, село как часть родного края, культура родного края, природа родного края. Особое внимание в процессе разработки программы мы уделяем разделу «Природа родного края». Одно из основных направлений нашей деятельности - разработка методического сопровождения раздела «Природа родного края», который может использоваться в практике дошкольного образования как отдельная парциальная программа, позволяющая реализовать региональный компонент основной образовательной программы дошкольного образования.

В настоящее время на кафедре разработаны пособия, которые помогают воспитателям реализовать задачи этого раздела. Так, пособие Н.В. Кущ, М.Ф. Мангушевой «Знакомим детей с миром растений Удмуртии» (рекомендовано Министерством образования и науки Удмуртской Республики, 2006 г.), построено с учетом принципа краеведения и регионального компонента образования включает в себя систему работы по ознакомлению детей с растительным миром родного края. В нем рассматривается наблюдение как основной метод ознакомления детей с миром растений. Основная часть учебно-методического пособия содержит сценарии образовательной деятельности по ознакомлению детей с растениями родного края. Предлагаемые нами в учебно-методическом пособии разработки рассчитаны на использование и в летний период. К сожалению, это время года зачастую упускается в практике работы детского сада.

Пособие Н.М. Шкляевой, М.Ф. Мангушевой «Методика проведения опытов с объектами неживой природы» (2007 г.) предполагает знакомство с детей со свойствами воды, глины, воска, песка и др. Проведение опытов способствует более глубокому пониманию явлений, происходящих в природе, развитию наблюдательности, способности сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

Пособия Н.В. Кущ, М.Ф. Мангушевой «Знакомим детей с миром насекомых Удмуртии» (рекомендовано Министерством образования и науки Удмуртской Республики, кафедрой педагогики и психологии ИПК и ПРО УР, 2008 г.) актуально в связи с тем, что подавляющее большинство видов животного мира недоступно для близкого контакта с ним детей, особенно в городских условиях. Привлечение детей к

наблюдениям за насекомыми может сыграть большую роль в воспитании их чувств, черт характера и правильного отношения к окружающей среде.

Логическим продолжением в разработке технологии ознакомления детей с природой родного края явилось пособие Н.В. Кущ, М.Ф. Мангушевой «Знакомим детей с птицами родного края» (2014). Систематическое ознакомление детей с птицами родного края будет способствовать развитию познавательных интересов детей к миру животных, имеет большое воспитательное значение, интеграция разных видов деятельности в процессе ознакомления с птицами будет способствовать решению важнейших задач познавательного, речевого, художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. В пособии уже традиционно представлен методический, и художественный материал, воспитатель получает возможность творческого его применения, распределив содержание сценариев образовательной деятельности в перспективном плане. Два пособия «Знакомим детей с насекомыми Удмуртии» и «Знакомим детей с птицами родного края» имеют электронные сопровождения, в которых представлены не только наглядный материал (фотографии, силуэты животных для раскрашивания детьми и т.д.), но и дидактические игры.

В процессе разработки находятся методические пособия «Кто на свете всех нужнее (знакомим детей с земноводными, пресмыкающимися, рыбами и другими животными)», «Знакомим детей с профессиями сферы «человек-природа» и природными достопримечательностями родного края (Удмуртской Республики)».

Пособие «Моделирование в экологическом образовании дошкольников» (2009 г.), которое дополняет комплекс методических разработок по экологическому образованию детей, позволяет воспитателю использовать современные технологии моделирования более грамотно и осознанно. Проблема использования моделирования в экологическом образовании дошкольников не нова. В то же время, несмотря на многочисленные исследования в области моделирования, сегодня отсутствует практико-ориентированная технология использования этого метода в экологическом образовании детей. Содержание пособия конкретизировано по разделам, сезонам, с учетом принципа краеведения, отражен национально-региональный компонент. Авторы с помощью элементарных моделей предлагают формировать такие сложные экологические понятия как «насекомое», «растение», «дикие и домашние животные», «птица», «рыба», «земноводное», «пресмыкающееся». Особенно эффективно с помощью готовых моделей формируется понятие «рост и развитие» (циклограмма «Рост и развитие насекомых, птиц, растений», «От семени до семени»).

В пособии Н.М. Шкляевой, М.Ф. Мангушевой «Проблемно-поисковая деятельность в природе с детьми дошкольного возраста» рассматриваются особенности организации поисковой деятельности детей в природе, дается практический материал по организации поисковой деятельности в условиях разгадывания загадок о природе. Этот материал позволяет воспитателю более творчески использовать содержание предыдущих пособий. Наше исследование показало, что педагоги часто испытывают затруднения, применяя проблемно-поисковые ситуации, так как методика их использования раскрыта не в полной мере, отсутствует система в использовании проблемно-поисковых ситуаций при ознакомлении детей с природой. Пособие содержит разделы, которые являются логическим продолжением разделов Программы патриотического воспитания дошкольников раздел «Природы родного края».

Каждый регион Российской Федерации имеет свою специфику, обусловленную не только историческими, национальными, культурными, но и географическими, природными особенностями региона. Формирование представлений об этих особенностях в тесной связи с традициями и культурой своего народа, поможет ребенку-дошкольнику осознать себя как представителя того народа, который проживает в том или ином регионе, даст возможность постепенно вводить

воспитанников от близкого к пониманию абстрактных знаний о природе родного города, села, региона, России, а затем и всей планеты Земля.

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой Удмуртской Республики поможет заложить основы здорового патриотизма, эмоционально-положительного отношения к своей родной земле.

ЛИТЕРАТУРА

1. Знакомим детей с миром насекомых Удмуртии : учеб.-метод. пособие / Н.В. Кущ, М.Ф. Мангушева. - Ижевск : Изд-во ИПКиПРО УР, 2008. - 184 с.

2. Знакомим детей с миром растений Удмуртии : учеб.-метод. пособие / Н.В. Кущ, М.Ф. Мангушева. - Глазов, 2006. - 192 с.

3. Знакомим детей с птицами родного края : учеб.-метод. пособие / Н.В. Кущ, М.Ф. Мангушева. -Глазов, 2014. - 240 с.

4. Проблемно-поисковая деятельность в природе с детьми дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие по эколог. образованию детей дошк. возраста / авт-сост. Н.М. Шкляева, М.Ф. Мангушева ; Глазов. гос. пед. ин-т. - Глазов : Глазов. гос. пед. ин-т, 2015. - 128 с.

5. Шкляева, Н.М. Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста / Н.М. Шкляева, М.Ф. Мангушева. - Глазов, 2009. - 108 с.

УДК 373.2

Л.Л. Лашкова, А. Дорохова, г. Сургут

К вопросу организации легоконструирования в детском саду

В статье обоснована актуальность проблемы организации легоконструирования в дошкольной образовательной организации. Авторы определяют условия формирования конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада.

LEGO, конструктор, легоконструирование, дошкольник, дошкольная образовательная организация.

L.L. Lashkova, A. Dorohova, Surgut

To the question of the LEGO-designing organization in the kindergarten

In the article was ground the topicality of the problem of the LEGO-designing organization at the preschool educational organization. The authors define the conditions of the forming of the constructive abilities of children the elder preschool age in educational process of the kindergarten.

Keywords: LEGO, the constructor, Lego-designing, preschool child, preschool educational organization.

В настоящее время наука и практика уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) и образовательных программах дошкольных образовательных организаций (ДОО) эта деятельность рассматривается как одна из основных. Благодаря такой деятельности ребенок развивается умственно и эстетически, он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы дошкольника,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.